АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА « Выпиливание ручным лобзиком »
рабочая программа по технологии

Марданов Илдус Ваккасович

  Выпиливание  лобзиком – один из самых распространенных видов декоративно-прикладного творчества среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься выпиливанием,  учащимся  с пятого класса и далее.

Программа  разработана  для  реализации общекультурного направления во внеурочной деятельности и относится к типу образовательных программ по конкретным видам внеурочной деятельности. Педагог оставляет за собой право вносить изменения и дополнения в программу, изменять количество часов, отведенное на ту или иную тему, менять местами и производить другие изменения с учетом потребностей и способностей обучающихся и материально-технических возможностей учреждения.

Цель: воспитание  творческой, готовой  к  самостоятельной  практической  деятельности  личности на основе формирования представления  о  технике  выпиливания  лобзиком  как  об  одном  из   видов  декоративно – прикладного  творчества  России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.doc.docx37.98 КБ

Предварительный просмотр:

                       МАУ ДО «Центр технического творчества и профориентации»  

                     Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан                                                                                                                                                                                        

АДАПТИРОВАННАЯ  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

« Выпиливание ручным лобзиком »

Объединение: Техническое творчество.

Программа  на 1 год обучения

для учащихся 11-14 летнего возраста

                                                                    Программа разработана  учителем

                                                                    Мардановым Илдусом Ваккасовичем.

        

        Нижнекамск

                                                                                       2023 г.

                                                                   

                                             Пояснительная  записка.

  Выпиливание  лобзиком – один из самых распространенных видов декоративно-прикладного творчества среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься выпиливанием,  учащимся  с пятого класса и далее.

Программа  разработана  для  реализации общекультурного направления во внеурочной деятельности и относится к типу образовательных программ по конкретным видам внеурочной деятельности. Педагог оставляет за собой право вносить изменения и дополнения в программу, изменять количество часов, отведенное на ту или иную тему, менять местами и производить другие изменения с учетом потребностей и способностей обучающихся и материально-технических возможностей учреждения.

Цель: воспитание  творческой, готовой  к  самостоятельной  практической  деятельности  личности на основе формирования представления  о  технике  выпиливания  лобзиком  как  об  одном  из   видов  декоративно – прикладного  творчества  России.

Задачи:

- ознакомление  обучающихся  с   выпиливанием ручным  лобзиком, одним  из  видов декоративно-прикладного  творчества,

- освоение  технологического  процесса  работы  с  ручным  лобзиком;

- овладение  безопасными  приёмами  выполнения  работы;

- развитие познавательных  интересов  учащихся,  мышления, пространственного воображения;  интеллектуальных, творческих, коммуникативных  и  организаторских  способностей;

- формирование  у  обучающихся  опыта  самостоятельной  деятельности,  самоконтроля  при  выполнении  работы;

-воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к сверстникам и результатам их труда;

- воспитание гражданских и патриотических качеств  личности.

     Занятия в кружке, сочетающие творчество с технологическими  операциями по ручной обработке древесины, позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.  

       Программа  кружка  рассчитана  на 1 год  обучения  в  объёме  68  часов (2 часа  в  неделю). Заниматься по данной программе могут дети 11-14 лет. Продолжительность одного занятия 2 часа, в группе из 15 человек.          

      Работа в кружке формирует у  обучающихся  умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, содержать в порядке рабочее место, экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами безопасности труда. Занятия в кружке воспитывают чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, способствуют качественному исполнению изделий.  В процессе кружковой работы у школьников развиваются художественный вкус, понимание ритма, светотени, объема, умение видеть и передавать красоту окружающей действительности. Особое внимание уделено вопросам  техники  безопасной  работы и санитарной гигиены. Учащиеся должны выполнять работу в специальной  одежде.

       В  течение  учебного  года  у учащихся  есть  возможность  представить свои  работы на школьных  выставках  и муниципальной выставке декоративно-прикладного  творчества

  1. Предполагаемые результаты реализации программы.

     При  освоении программы  курса  обеспечивается  достижение  личностных,  метапредметных  и  предметных  результатов  деятельности  обучающихся.

Личностные  результаты:

- проявление  познавательной  активности  в  области  овладения  новыми  технологиями  изготовления  изделий;

-  формирование  ответственного  отношения  к  учению;

-  формирование  готовности  обучающихся  к  саморазвитию  и  самообразованию;

-  овладение  элементами  организации  умственного  и  физического  труда;

-  самооценка  умственных  и  физических  способностей  при  трудовой  деятельности;

-  развитие  трудолюбия  и  ответственности  за  результаты  своей  деятельности;

-  формирование  коммуникативной  компетентности  в  общении  и  сотрудничестве  со  сверстниками;

-  развитие  эстетического  сознания  через  освоение  художественного  наследия  народов  России, творческой деятельности  эстетического  характера;

-  формирование  индивидуально – личностных  позиций  учащихся.

Метапредметные  результаты:

-  самостоятельное  определение  цели работы;

-  постановка  и  формулировка  для  себя  новых  задач  в  познавательной  и  трудовой  деятельности;

-  алгоритмизированное  планирование  процесса  познавательно – трудовой  деятельности;

-  определение эффективных  способов  решения  трудовой  задачи  на  основе  заданных  алгоритмов;

-  поиск  новых  решений  возникшей  проблемы;

-  проявление инновационного  подхода  при  решении  практических  задач  в  процессе  моделирования  изделия  или  выполнения  технологических  операций;

-  осознанное  использование  речевых  средств  в  соответствии  с  задачей  коммуникации  для  выражения  своих  чувств;

-  организация  сотрудничества  и  совместной  деятельности  с  учителями  и  сверстниками;

-  соблюдение  норм  и  правил  безопасности  познавательно – трудовой  деятельности  и  созидательного  труда;

-  оценивание  своей  познавательно-трудовой  деятельности  с  точки  зрения  эстетических  ценностей  по  принятым  в  обществе  и  коллективе  требованиям.

Предметные  результаты:

- практическое  освоение  технологии   выпиливания  лобзиком - одного  из  видов  декоративно-прикладного  творчества  народов  России;

-  планирование  технологического  процесса    выполнения  изделия;

-  подбор  материалов  с  учётом  характера  объекта  труда  и  технологии;

-  подбор  инструментов,  приспособлений  и  оборудования  с  учётом  требований  технологии  выполнения  изделия;

-  выполнение  технологических  операций  с соблюдением  установленных  норм,  стандартов;

-  соблюдение  норм  и  правил  безопасного  труда;

-  контроль  промежуточных  и  конечных  результатов  труда  по  установленным  критериям;

-  осознание  ответственности  за  качество  результатов  труда;

-  стремление  к  экономии  и  бережливости  используемых  материалов  и  ресурсов;

-  овладение  методами  эстетического  оформления  изделий.

  1. Формы и виды  контроля.

      В  процессе  выполнения  работы  по  изготовлению  изделий  используется  текущий  контроль.  Руководитель  кружка  непрерывно  отслеживает  процесс работы  учащихся,  вовремя  направляет обучающихся  на  исправление  недочётов  и  неточностей  в  практической  работе.  Обучающиеся  в  качестве  текущего  контроля  используют  самоконтроль.  Текущий  контроль  позволяет в  случае  необходимости  вовремя  произвести  корректировку  деятельности  и  не  испортить  изделие.

      Кроме  текущего  контроля  используется  итоговый  контроль.  После  выполнения  каждого  изделия,  предусмотренного  программой,  организуется  выставка  детских  работ. Жюри  отбирает  лучшие  работы  для  дальнейшего  участия  в  городской  выставке.  

  1. Методические рекомендации.

      Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие пояснения руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приемов работы. Практическая часть занятий предусматривает  выполнение  изделий  и  позволяет  выполнять  отработку  техники  выпиливания  лобзиком.  

       На начальном этапе  осваиваются приемы выпиливания. Затем  учащиеся  выполняют  изготовление  несложных  изделий   по образцу. Постепенно работа  усложняется, учащиеся  выполняют  выпиливание  игрушек  с  подвижными  деталями. Наиболее важным этапом в работе кружка является выполнение в конце года  самостоятельной  работы  по  выбору  учащегося – мини  проекта.

                                             Содержание программы

           1. Вводное занятие.

Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. Показ слайдов, репродукций, изделий с элементами выпиливания и выжигания по древесине. Программа, содержание работы и задачи кружка. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. Выбор органов самоуправления. Распределение рабочих мест.

2.Выпиливание лобзиком (материалы, инструменты, приспособления). Ознакомление с породами и древесными материалами. Декоративные особенности древесины. Лобзик, выпиловочный столик, приспособление для стягивания лобзика. Подготовка основы для выпиливания.

Практические занятия. Подготовка основы из древесных материалов: фанеры, пиломатериалов. Подготовка и перевод рисунка на основу. Работа над объектом по образцу (по внешнему контуру).

3.Выпиливание по внутреннему контуру. Приемы выпиливания по внутреннему контуру. Инструменты для создания отверстий при выпиливании по внутреннему контуру: шило, коловорот, дрель, сверлильный станок.  Приемы работы.

Практические занятия. Работа над объектом по образцу: подготовка основы для выпиливания, перевод рисунка на основу; исполнение работы по внутреннему выпиливанию лобзиком.

4.Выжигание. Выполнение задания по образцу. Прибор для выжигания. Технология выжигания. Организация рабочего места. Выбор древесных материалов с учетом особенностей рисунка. Отделка готового изделия прозрачными материалами.

Практические занятия. Подготовка основы для выжигания при работе по образцу. Подготовка и перевод рисунка на основу. Выжигание элементов рисунка. Приемы покрытия готового изделия лаками.

5.Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию. Скрепление и соединение изделий из древесных материалов. Клеи при склеивании древесины. Инструменты и приспособления, применяемые при сборке и склеивании древесины. Чертежи изделия и отдельных его деталей.

Практические занятия. Выполнение задания по образцу с исполнением чертежей изделий, подготовкой рисунка для выжигания и выпиливания, исполнение изделия в материале (объектами для этого задания могут быть заказы других кружков, учителей школы, детских садов, предприятий и др.).

6.Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка (творческая работа). Создание орнаментов, органически связанных с конструкцией, формой изделия, материалом, назначением. Приемы росписи элементов выжженного рисунка.

Практические занятия. Работа над эскизом творческого изделия. Создание чертежей и рисунков для выжигания на изделиях. Изготовление деталей, сборка изделия на клею. Шлифование, перевод рисунка, выжигание элементов рисунка. Роспись и покрытие готового изделия лаком.

7.Изготовление предметов на произвольную тему (коллективная творческая работа). Посещение и коллективное обсуждение выставок декоративно-прикладного искусства, музеев, просмотр кинофильмов. Встречи с мастерами декоративно-прикладного искусства. Просмотр и анализ работ кружковцев, профессиональных художников, репродукций, слайдов.

Практические занятия. Коллективное обсуждение тематики творческих работ кружковцев. Выполнение работы в материале. Контроль качества изготовления изделия. Просмотр работ.

8.Заключительное занятие. Подведение итогов работы кружка за год. Рекомендации школьникам по самостоятельной творческой работе в летний период и последующие годы. Оформление итоговой выставки и отбор лучших работ. Поощрение кружковцев.


.

Календарно-тематическое планирование

№ п./п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1.

 Вводное занятие цели и задачи ТБ. Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства.

2

5.09(2ч.)

2.

 Выпиливание лобзиком (материалы, инструменты, приспособления). Ознакомление с породами и древесными материалами. Декоративные особенности древесины. Лобзик, выпиловочный столик, приспособление для стягивания лобзика.

4

12.09(2ч).

19.09(2ч.)

3.

Практические занятия. Работа над объектом по образцу: подготовка основы для выпиливания, перевод рисунка на основу; исполнение работы по внутреннему выпиливанию лобзиком.

8

26.09.(2ч.)

3.10(2ч.)

10.10(2ч.)

17.10(2ч.)

4.

 Выпиливание по внутреннему контуру. Приемы выпиливания по внутреннему контуру. Инструменты для создания отверстий при выпиливании по внутреннему контуру: шило, коловорот, дрель, сверлильный станок.  Приемы работы.

8

24.10(2ч.)

31.10(2ч.)

7.11(2ч.)

14.11.(2ч.)

5.

Выжигание. Выполнение задания по образцу. Прибор для выжигания. Технология выжигания. Организация рабочего места. Выбор древесных материалов с учетом особенностей рисунка. Отделка готового изделия прозрачными материалами.

6

21.11(2ч.)

28.11(2ч.)

5.12(2ч.)

6.

Приемы выжигания Практические занятия. Подготовка основы для выжигания при работе по образцу. Подготовка и перевод рисунка на основу. Выжигание элементов рисунка. Приемы покрытия готового изделия лаками.

4

12.12(2ч.)

19.12(2ч.)

7.

Комплексная работа по выпиливанию и

выжиганию. Скрепление и соединение изделий из древесных материалов. Клеи при склеивании древесины. Инструменты и приспособления, применяемые при сборке и склеивании древесины.

8

26.12(2ч.)

5.01(2ч.)

12.01(2ч.)

19.01(2 ч.)

8.

Чертежи изделия и отдельных его деталей.

2

26.01(2ч.)

 9.

Практические занятия. Выполнение задания по образцу с исполнением чертежей изделий, подготовкой рисунка для выжигания и выпиливания,

10

2.02(2ч.)

9.02(2ч.)

16.02(2ч.)

23.02(2ч.)

6.03(2ч.)

10.

Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка (творческая работа).

6

13.03(2ч.)

20.03(2ч.)

27.03(2ч.)

11.

Изготовление предметов на произвольную тему (коллективная творческая работа).

6

3.04(2ч.)

10.04(2ч.)

17.04(2ч.)

12.

Практические занятия. Коллективное обсуждение тематики творческих работ кружковцев. Выполнение работы в материале. Контроль качества изготовления изделия. Просмотр работ.

2

24.04(2ч.)

6.05(2ч.)

13.

Подведение итогов. Выставка работ уч-ся.

2

13.05(2ч.)

  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

    1.

Ю. Соколов. Художественное  выпиливание. «Лесная промышленность», Москва. 1987.

1

    2.

Ю.Соколов. Альбом по выпиливанию. «Экология», Москва, 1992.

1

    3.

Учись  выпиливать. «Молодая  гвардия», 1955.

1

    4.

Е. Данкевич, В. Поляков. Выпиливаем из фанеры. «Кристалл», Санкт-Петербург, 1998.

1

    5.

Своими  руками. «Молодая гвардия», Москва, 1958.

1

2. Печатные пособия

1.

Учебно-наглядные  пособия  в  виде  таблиц  и  плакатов:

- по  технике  безопасной  работы,

- по  работе  с ручным  лобзиком.

2

1

2.

Дидактический  раздаточный  материал:

-  технологические  карты,

-  маршрутные  карты.

15

15

3. Технические средства обучения

    1.

Мультимедийная  установка.

1

2.

Компьютер.

1

3.

Экран.

1

4. Экранно-звуковые пособия

1.

Мультимедийные  презентации  на  флешке.

13

5. Игры и игрушки

1.

Образцы  игрушек  с  элементами  движения.

4

6. Оборудование класса

1.

Верстаки  столярные.

15

2.

Ручные  лобзики.

15

3.

Надфили.

15

4.

Наждачная  бумага.

15

5.

Бруски  для  зачистки.

15

6.

Фанера.

150х200

7.

Тонкая  древесина (дощечки от ящиков).

15

8.

Образцы  изготавливаемых  изделий.

10

9.

Декупажные  салфетки.

15

10.

Клей ПВА.

15

11.

Кисти  для  клея.

15

12.

Кисти  для  красок.

15

13.

Кисти  для  лака.

15

14.

Акриловый  лак.

1

15.

Краски акриловые (гуашевые)

5

15.

Нитки.

15

17.

Шило.

15

   18.

Иголки.

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпиливание ручным лобзиком

Выпиливание из фанеры и тонкой древесины различных декоративных орнаментов, разделочных досточек, рамочек и т.д....

Урок по теме: "Выпиливание ручным лобзиком"

выпиливание ручным лобзиком...

«Выпиливание ручным лобзиком»

Тема урока: Выпиливание ручным лобзиком.Цели урока:-ознакомить обучающихся с инструментами для выпиливания изделий из фанеры или тонкой древесины, приспособлением «ласточкин хвост», послед...

Урок столярного дела: «Выпиливание ручным лобзиком»

Цель урока: обучение  учащихся выпиливанию ручным лобзиком Задачи урока: 1. Обучающая- закрепить теоретических знаний и практических умений при обработке древесины ручным инструментом....

«ВЫПИЛИВАНИЕ РУЧНЫМ ЛОБЗИКОМ»

План-конспект занятия в студии (кружке). Раздел: Художественная обработка древесины. Тема: Выпиливание ручным лобзиком....