АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА « Выпиливание ручным лобзиком »
рабочая программа по технологии
Выпиливание лобзиком – один из самых распространенных видов декоративно-прикладного творчества среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься выпиливанием, учащимся с пятого класса и далее.
Программа разработана для реализации общекультурного направления во внеурочной деятельности и относится к типу образовательных программ по конкретным видам внеурочной деятельности. Педагог оставляет за собой право вносить изменения и дополнения в программу, изменять количество часов, отведенное на ту или иную тему, менять местами и производить другие изменения с учетом потребностей и способностей обучающихся и материально-технических возможностей учреждения.
Цель: воспитание творческой, готовой к самостоятельной практической деятельности личности на основе формирования представления о технике выпиливания лобзиком как об одном из видов декоративно – прикладного творчества России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.doc.docx | 37.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МАУ ДО «Центр технического творчества и профориентации»
Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан
АДАПТИРОВАННАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
« Выпиливание ручным лобзиком »
Объединение: Техническое творчество.
Программа на 1 год обучения
для учащихся 11-14 летнего возраста
Программа разработана учителем
Мардановым Илдусом Ваккасовичем.
Нижнекамск
2023 г.
Пояснительная записка.
Выпиливание лобзиком – один из самых распространенных видов декоративно-прикладного творчества среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься выпиливанием, учащимся с пятого класса и далее.
Программа разработана для реализации общекультурного направления во внеурочной деятельности и относится к типу образовательных программ по конкретным видам внеурочной деятельности. Педагог оставляет за собой право вносить изменения и дополнения в программу, изменять количество часов, отведенное на ту или иную тему, менять местами и производить другие изменения с учетом потребностей и способностей обучающихся и материально-технических возможностей учреждения.
Цель: воспитание творческой, готовой к самостоятельной практической деятельности личности на основе формирования представления о технике выпиливания лобзиком как об одном из видов декоративно – прикладного творчества России.
Задачи:
- ознакомление обучающихся с выпиливанием ручным лобзиком, одним из видов декоративно-прикладного творчества,
- освоение технологического процесса работы с ручным лобзиком;
- овладение безопасными приёмами выполнения работы;
- развитие познавательных интересов учащихся, мышления, пространственного воображения; интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- формирование у обучающихся опыта самостоятельной деятельности, самоконтроля при выполнении работы;
-воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к сверстникам и результатам их труда;
- воспитание гражданских и патриотических качеств личности.
Занятия в кружке, сочетающие творчество с технологическими операциями по ручной обработке древесины, позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.
Программа кружка рассчитана на 1 год обучения в объёме 68 часов (2 часа в неделю). Заниматься по данной программе могут дети 11-14 лет. Продолжительность одного занятия 2 часа, в группе из 15 человек.
Работа в кружке формирует у обучающихся умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, содержать в порядке рабочее место, экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами безопасности труда. Занятия в кружке воспитывают чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, способствуют качественному исполнению изделий. В процессе кружковой работы у школьников развиваются художественный вкус, понимание ритма, светотени, объема, умение видеть и передавать красоту окружающей действительности. Особое внимание уделено вопросам техники безопасной работы и санитарной гигиены. Учащиеся должны выполнять работу в специальной одежде.
В течение учебного года у учащихся есть возможность представить свои работы на школьных выставках и муниципальной выставке декоративно-прикладного творчества
- Предполагаемые результаты реализации программы.
При освоении программы курса обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов деятельности обучающихся.
Личностные результаты:
- проявление познавательной активности в области овладения новыми технологиями изготовления изделий;
- формирование ответственного отношения к учению;
- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- овладение элементами организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера;
- формирование индивидуально – личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты:
- самостоятельное определение цели работы;
- постановка и формулировка для себя новых задач в познавательной и трудовой деятельности;
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно – трудовой деятельности;
- определение эффективных способов решения трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
- поиск новых решений возникшей проблемы;
- проявление инновационного подхода при решении практических задач в процессе моделирования изделия или выполнения технологических операций;
- осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств;
- организация сотрудничества и совместной деятельности с учителями и сверстниками;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно – трудовой деятельности и созидательного труда;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям.
Предметные результаты:
- практическое освоение технологии выпиливания лобзиком - одного из видов декоративно-прикладного творчества народов России;
- планирование технологического процесса выполнения изделия;
- подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;
- подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии выполнения изделия;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов;
- соблюдение норм и правил безопасного труда;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям;
- осознание ответственности за качество результатов труда;
- стремление к экономии и бережливости используемых материалов и ресурсов;
- овладение методами эстетического оформления изделий.
- Формы и виды контроля.
В процессе выполнения работы по изготовлению изделий используется текущий контроль. Руководитель кружка непрерывно отслеживает процесс работы учащихся, вовремя направляет обучающихся на исправление недочётов и неточностей в практической работе. Обучающиеся в качестве текущего контроля используют самоконтроль. Текущий контроль позволяет в случае необходимости вовремя произвести корректировку деятельности и не испортить изделие.
Кроме текущего контроля используется итоговый контроль. После выполнения каждого изделия, предусмотренного программой, организуется выставка детских работ. Жюри отбирает лучшие работы для дальнейшего участия в городской выставке.
- Методические рекомендации.
Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие пояснения руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приемов работы. Практическая часть занятий предусматривает выполнение изделий и позволяет выполнять отработку техники выпиливания лобзиком.
На начальном этапе осваиваются приемы выпиливания. Затем учащиеся выполняют изготовление несложных изделий по образцу. Постепенно работа усложняется, учащиеся выполняют выпиливание игрушек с подвижными деталями. Наиболее важным этапом в работе кружка является выполнение в конце года самостоятельной работы по выбору учащегося – мини проекта.
Содержание программы
1. Вводное занятие.
Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. Показ слайдов, репродукций, изделий с элементами выпиливания и выжигания по древесине. Программа, содержание работы и задачи кружка. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. Выбор органов самоуправления. Распределение рабочих мест.
2.Выпиливание лобзиком (материалы, инструменты, приспособления). Ознакомление с породами и древесными материалами. Декоративные особенности древесины. Лобзик, выпиловочный столик, приспособление для стягивания лобзика. Подготовка основы для выпиливания.
Практические занятия. Подготовка основы из древесных материалов: фанеры, пиломатериалов. Подготовка и перевод рисунка на основу. Работа над объектом по образцу (по внешнему контуру).
3.Выпиливание по внутреннему контуру. Приемы выпиливания по внутреннему контуру. Инструменты для создания отверстий при выпиливании по внутреннему контуру: шило, коловорот, дрель, сверлильный станок. Приемы работы.
Практические занятия. Работа над объектом по образцу: подготовка основы для выпиливания, перевод рисунка на основу; исполнение работы по внутреннему выпиливанию лобзиком.
4.Выжигание. Выполнение задания по образцу. Прибор для выжигания. Технология выжигания. Организация рабочего места. Выбор древесных материалов с учетом особенностей рисунка. Отделка готового изделия прозрачными материалами.
Практические занятия. Подготовка основы для выжигания при работе по образцу. Подготовка и перевод рисунка на основу. Выжигание элементов рисунка. Приемы покрытия готового изделия лаками.
5.Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию. Скрепление и соединение изделий из древесных материалов. Клеи при склеивании древесины. Инструменты и приспособления, применяемые при сборке и склеивании древесины. Чертежи изделия и отдельных его деталей.
Практические занятия. Выполнение задания по образцу с исполнением чертежей изделий, подготовкой рисунка для выжигания и выпиливания, исполнение изделия в материале (объектами для этого задания могут быть заказы других кружков, учителей школы, детских садов, предприятий и др.).
6.Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка (творческая работа). Создание орнаментов, органически связанных с конструкцией, формой изделия, материалом, назначением. Приемы росписи элементов выжженного рисунка.
Практические занятия. Работа над эскизом творческого изделия. Создание чертежей и рисунков для выжигания на изделиях. Изготовление деталей, сборка изделия на клею. Шлифование, перевод рисунка, выжигание элементов рисунка. Роспись и покрытие готового изделия лаком.
7.Изготовление предметов на произвольную тему (коллективная творческая работа). Посещение и коллективное обсуждение выставок декоративно-прикладного искусства, музеев, просмотр кинофильмов. Встречи с мастерами декоративно-прикладного искусства. Просмотр и анализ работ кружковцев, профессиональных художников, репродукций, слайдов.
Практические занятия. Коллективное обсуждение тематики творческих работ кружковцев. Выполнение работы в материале. Контроль качества изготовления изделия. Просмотр работ.
8.Заключительное занятие. Подведение итогов работы кружка за год. Рекомендации школьникам по самостоятельной творческой работе в летний период и последующие годы. Оформление итоговой выставки и отбор лучших работ. Поощрение кружковцев.
.
Календарно-тематическое планирование
№ п./п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |
1. | Вводное занятие цели и задачи ТБ. Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. | 2 | 5.09(2ч.) | |
2. | Выпиливание лобзиком (материалы, инструменты, приспособления). Ознакомление с породами и древесными материалами. Декоративные особенности древесины. Лобзик, выпиловочный столик, приспособление для стягивания лобзика. | 4 | 12.09(2ч). 19.09(2ч.) | |
3. | Практические занятия. Работа над объектом по образцу: подготовка основы для выпиливания, перевод рисунка на основу; исполнение работы по внутреннему выпиливанию лобзиком. | 8 | 26.09.(2ч.) 3.10(2ч.) 10.10(2ч.) 17.10(2ч.) | |
4. | Выпиливание по внутреннему контуру. Приемы выпиливания по внутреннему контуру. Инструменты для создания отверстий при выпиливании по внутреннему контуру: шило, коловорот, дрель, сверлильный станок. Приемы работы. | 8 | 24.10(2ч.) 31.10(2ч.) 7.11(2ч.) 14.11.(2ч.) | |
5. | Выжигание. Выполнение задания по образцу. Прибор для выжигания. Технология выжигания. Организация рабочего места. Выбор древесных материалов с учетом особенностей рисунка. Отделка готового изделия прозрачными материалами. | 6 | 21.11(2ч.) 28.11(2ч.) 5.12(2ч.) | |
6. | Приемы выжигания Практические занятия. Подготовка основы для выжигания при работе по образцу. Подготовка и перевод рисунка на основу. Выжигание элементов рисунка. Приемы покрытия готового изделия лаками. | 4 | 12.12(2ч.) 19.12(2ч.) | |
7. | Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию. Скрепление и соединение изделий из древесных материалов. Клеи при склеивании древесины. Инструменты и приспособления, применяемые при сборке и склеивании древесины. | 8 | 26.12(2ч.) 5.01(2ч.) 12.01(2ч.) 19.01(2 ч.) | |
8. | Чертежи изделия и отдельных его деталей. | 2 | 26.01(2ч.) | |
9. | Практические занятия. Выполнение задания по образцу с исполнением чертежей изделий, подготовкой рисунка для выжигания и выпиливания, | 10 | 2.02(2ч.) 9.02(2ч.) 16.02(2ч.) 23.02(2ч.) 6.03(2ч.) | |
10. | Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка (творческая работа). | 6 | 13.03(2ч.) 20.03(2ч.) 27.03(2ч.) | |
11. | Изготовление предметов на произвольную тему (коллективная творческая работа). | 6 | 3.04(2ч.) 10.04(2ч.) 17.04(2ч.) | |
12. | Практические занятия. Коллективное обсуждение тематики творческих работ кружковцев. Выполнение работы в материале. Контроль качества изготовления изделия. Просмотр работ. | 2 | 24.04(2ч.) 6.05(2ч.) | |
13. | Подведение итогов. Выставка работ уч-ся. | 2 | 13.05(2ч.) |
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1. | Ю. Соколов. Художественное выпиливание. «Лесная промышленность», Москва. 1987. | 1 |
2. | Ю.Соколов. Альбом по выпиливанию. «Экология», Москва, 1992. | 1 |
3. | Учись выпиливать. «Молодая гвардия», 1955. | 1 |
4. | Е. Данкевич, В. Поляков. Выпиливаем из фанеры. «Кристалл», Санкт-Петербург, 1998. | 1 |
5. | Своими руками. «Молодая гвардия», Москва, 1958. | 1 |
2. Печатные пособия | ||
1. | Учебно-наглядные пособия в виде таблиц и плакатов: - по технике безопасной работы, - по работе с ручным лобзиком. | 2 1 |
2. | Дидактический раздаточный материал: - технологические карты, - маршрутные карты. | 15 15 |
3. Технические средства обучения | ||
1. | Мультимедийная установка. | 1 |
2. | Компьютер. | 1 |
3. | Экран. | 1 |
4. Экранно-звуковые пособия | ||
1. | Мультимедийные презентации на флешке. | 13 |
5. Игры и игрушки | ||
1. | Образцы игрушек с элементами движения. | 4 |
6. Оборудование класса | ||
1. | Верстаки столярные. | 15 |
2. | Ручные лобзики. | 15 |
3. | Надфили. | 15 |
4. | Наждачная бумага. | 15 |
5. | Бруски для зачистки. | 15 |
6. | Фанера. | 150х200 |
7. | Тонкая древесина (дощечки от ящиков). | 15 |
8. | Образцы изготавливаемых изделий. | 10 |
9. | Декупажные салфетки. | 15 |
10. | Клей ПВА. | 15 |
11. | Кисти для клея. | 15 |
12. | Кисти для красок. | 15 |
13. | Кисти для лака. | 15 |
14. | Акриловый лак. | 1 |
15. | Краски акриловые (гуашевые) | 5 |
15. | Нитки. | 15 |
17. | Шило. | 15 |
18. | Иголки. | 15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выпиливание ручным лобзиком
Выпиливание из фанеры и тонкой древесины различных декоративных орнаментов, разделочных досточек, рамочек и т.д....
Мастер-класс по теме "Выпиливание ручным лобзиком. Символ города Иркутска."
Проведени мастер класса....
Урок по теме: "Выпиливание ручным лобзиком"
выпиливание ручным лобзиком...
Разработка урока с презентацией "Выпиливание ручным лобзиком по внутреннему контуру"
Разработка урока для учащихся 6-го класса...
«Выпиливание ручным лобзиком»
Тема урока: Выпиливание ручным лобзиком.Цели урока:-ознакомить обучающихся с инструментами для выпиливания изделий из фанеры или тонкой древесины, приспособлением «ласточкин хвост», послед...
Урок столярного дела: «Выпиливание ручным лобзиком»
Цель урока: обучение учащихся выпиливанию ручным лобзиком Задачи урока: 1. Обучающая- закрепить теоретических знаний и практических умений при обработке древесины ручным инструментом....
«ВЫПИЛИВАНИЕ РУЧНЫМ ЛОБЗИКОМ»
План-конспект занятия в студии (кружке). Раздел: Художественная обработка древесины. Тема: Выпиливание ручным лобзиком....