Адаптированная рабочая программа по слесарному делу
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему
Адаптированная рабочая программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по слесарному делу, который доступен большинству обучающихся коррекционной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kovalenko_m.f._itogovaya_rabota_po_kursam.docx | 73.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования
Адаптированная рабочая программа по слесарному делу
5 класс
Итоговая работа
Срок обучения с « 09 » февраля 2016г. по « 18 » марта 2016г.
Исполнитель:
Коваленко Михаил Филиппович, учитель трудового обучения
(контактный телефон: 89059640425)
Консультант:
Трофимов Артём Борисович
старший преподаватель кафедры психологического
и социально-педагогического сопровождения общего и
специального (коррекционного) образования
Кемерово 2016
Структура рабочей программы.
1) Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
2) Общая характеристика учебного предмета, курса;
3) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) Содержание учебного предмета, курса;
6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
7)Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
1. Пояснительная записка
Важнейшей задачей трудового обучения является формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений, а так же воспитание умения учиться – способности самоорганизации с целью решения учебных задач.
Возможность овладения профессией учащимися с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) при изучении предмета «Слесарное дело» во многом зависит от состояния коррекционной работы на уроках трудового обучения. Её основным направлением для учителя служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способностей к осознанной регуляции трудовой деятельности, формирование у учащихся профессиональных знаний и умений. Овладение доступными профессионально-трудовыми навыками станут необходимыми для подготовки учащихся с ОВЗ к дальнейшей социализации. Таким образом, труд является эффективным средством развития личности школьника с ОВЗ.
Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.
Своеобразие развития обучающихся, воспитанников с легкой умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем. В структуре психики таких обучающихся в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение знаниями в процессе школьного обучения.
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая ступень познания – ощущения и восприятие. Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде. В процессе освоения учебного предмета это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала. Вместе с тем, несмотря на имеющиеся недостатки, обучающихся с умственной отсталостью оказывается значительно более сохранным, чем процесс мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое) в большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающихся при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов.
Обучающимся с легкой умственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися, воспитанниками также обладает целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Однако использование различных дополнительных средств и приемов в обучении (иллюстративной, символической наглядности, различных вариантов планов, вопросов и т. д.) может оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала.
Особенности нервной системы обучающихся, воспитанников проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности.
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям обучающихся с умственной отсталостью свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.
У обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью.
Волевая сфера обучающихся с умственной отсталостью характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем переносят их в прежнем виде, не учитывая изменения условий.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми, а также положительную социализацию в обществе.
Нормативно-правовую базу разработки адаптированной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ),
- Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования,
- Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
- Положение о рабочей программы школы;
- Устав образовательной организации.
Рабочая программа по слесарному делу составлена на основе программы по слесарному делу для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией д.п.н. В.В.Воронковой (автор коррекционного курса «Слесарное дело»: С.Л.Мирский)- М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2010.-303с.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используются учебные пособия: Технология. Слесарное дело. 5 кл.: учебн. для спец (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида (В.Г.Патракеев. – М.: Просвещение, 2012 Справочный дидактический материал по слесарному делу, пособие для учащихся 5-9 кл. В.Г.Патракеев, И.В.Патракеев – М.: изд.центр ВЛАДОС.; Слесарное дело, тетрадь для самостоятельной работы учащихся. – М.: изд.центр ВЛАДОС.
2. Общая характеристика учебного предмета
Программа предмета состоит из следующих разделов: «Работа с проволокой», «Работа с жестью», «Разметка и обработка детали прямоугольной формы», «Опиливание», «Отделка изделия», «Сверление», «Соединение деталей заклепками». Данный курс «Слесарное дело» создан с учетом личностного, деятельного, дифференцированного, компетентного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач. Процесс обучения «Слесарному делу» неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпимости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение слесарному делу носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию этих знаний в нестандартных ситуациях.
Цели обучения в предлагаемом курсе «Слесарное дело» 5 класса сформулированы как линии развития личности ученика:
- ознакомление обучающихся с трудовыми процессами и содержанием труда на предприятии;
- формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений;
- формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать со сверстниками в учебном процессе;
- осуществление профессиональной ориентации с целью подготовки обучающихся к сознательному выбору профессии;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Задачи курса «Слесарное дело» в 5 класса состоят в том, чтобы:
- проводить систематическое изучение динамики развития трудовых способностей обучающихся с ОВЗ;
- умением самостоятельно выполнять трудовые задания;
- работать над коррекцией и развитием личностных качеств обучающихся,
- воспитывать интерес к предмету и умение работать в коллективе;
- сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для практической деятельности и в будущей профессии.
- формировать знания о свойствах металлов и умении выбирать способы обработки металлов в зависимости от их свойств.
Наряду с этими задачами решаются специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:
- наглядно-образного мышления;
- зрительного восприятия;
- пространственных представлений и ориентации;
-коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Обучение слесарному делу в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет свою специфику. У обучающихся с ОВЗ, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции головного мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому распределение материала по слесарному делу представлено с учетом возможностей обучающихся.
Программный материал каждого класса дан в объеме с учетом индивидуальных показателей качества усвоения знаний и умений, практического их применения, в зависимости от способностей обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Так как основной задачей специальная (коррекционная) школа VIII вида ставит подготовку обучающихся к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков.
Рабочая программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по слесарному делу, который доступен большинству обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Для отстающих обучающихся, нуждающихся в дифференцированной помощи со стороны учителя, настоящая программа определяет те упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем (повторительно-обобщающие уроки ).
В основе методического аппарата курса используются элементы: информационно- компьютерных технологий с целью активации познавательной деятельности обучающихся, технологии дифференцированного обучения, здоровьесберегающие технологии позволяющие формировать у обучающихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности.
Основные формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Основными видами деятельности обучающихся по предмету «Слесарное дело» являются:
– работа с текстами, направленные на формирование способности мыслить, делать выводы;
– выполнение тестовых заданий;
– практические упражнения;
– работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;
– развёрнутые объяснения при ответе на вопрос учителя, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;
– самостоятельное выполнение практических работ, которые способствуют воспитанию прочных знаний по предмету, умения работать с источниками (учебник, технологические карты, карточки-задания );
– работа с практическими заданиями по слесарному делу (упражнения «Подбери нужный инструмент», «Допиши», задания на соотнесение даты и события).
Контроль за усвоением знаний.
Проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости обучающихся. Текущая проверка проводится учителем в рамках календарно-тематического планирования.
Оценка знаний проводится по следующим видам работ:
- проверочная работа;
- тесты;
- контрольная работа;
- выполнение самостоятельно практического задания;
При устном опросе учитель выявляет степень понимания обучающимися изученного материала, овладение ими теорией, знание правил и умение применять их на практике.
При фронтальном опросе вопросы ставятся целом, но неодинаковой степени трудности. Учитель дифференцированно подходит к обучающимся класса, учитывая возможности каждого ребенка тем самым, вовлекая всех в активную работу.
Индивидуальный опрос включает как проверку теоретических знаний, так и умение применять их на практике. Для индивидуального опроса учитель вызывает обучающегося к доске, привлекая к ответам внимание всего класса. Индивидуальный опрос позволяет более глубоко проверить знания обучающихся. Проверка знаний проводится путем организации самостоятельного выполнения практической работы, контрольных работ, тестовых заданий.
Самостоятельная работа может быть рассчитана на большую часть урока.
Контрольные работы проводятся в конце четверти, года. Содержание контрольных работ определяется учителем. Обучающиеся должны постоянно видеть результаты своей работы для понимания значения отметок, выработки умения критически оценивать себя через: отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений.
3. Место предмета в учебном плане
В базисном учебном плане специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утвержденного приказом Минобразования РФ на изучение Слесарного дела отводится:
5 класс – 204 часа при недельной нагрузке – 6 часов, в т.ч. 10 ч. Регионального компонента
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов;
- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса
- формирование экологического мышления в разных формах деятельности;
- формирование умений при изучении данного предмета;
- осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
- овладение методами решения творческих задач, обеспечение сохранности продуктов труда;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения учебных задач;
- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.
В результате освоения курса «Слесарное дело» у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Познавательные: в предлагаемом курсе «Слесарное дело» изучаемые материалы становятся основой формирования знаний и умений.
Регулятивные: в процессе работы учиться самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её самостоятельно, двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученные результаты.
Коммуникативные: в процессе изучения предмета учащиеся осуществляют знакомство со всевозможными терминами и понятиями, учатся формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета должны отражать все их виды, по годам обучения с 5 по 9 класс.
Обучение детей слесарному делу должно быть направлено на достижение следующих результатов:
Личностные результаты.
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
- активно включаться в общественно-полезную социальную деятельность;
- осознанно относиться к выбору профессии;
- соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе.
Регулятивные УУД.
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их существования;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- осуществлять самооценку и самоконтроль деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные УУД
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
- использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями, применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные УУД.
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале.
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.).
- наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и др.
Предметные результаты обучения
Нормы оценок теоретических знаний.
При устном ответе обучающиеся должны использовать технический язык, правильно применять и произносить термины
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
- Усвоил учебный материал;
- Умеет изложить его своими словами с помощью учителя;
- Подтверждает ответ конкретными примерами с помощью учителя;
- Правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
- В основном усвоил учебный материал;
- Допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- Подтверждает ответ конкретными примерами с помощью учителя;
- Правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
- Не усвоил существенную часть учебного материала;
- Допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- Затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- Не всегда и (или) неполно отвечает на дополнительные вопросы учителя
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
- Практически не усвоил учебный материал;
- Не может изложить его своими словами;
- Не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- Не отвечает на большинство дополнительных вопросов учителя
Нормы оценок практических работ.
Учитель выставляет обучающимся отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом их труда, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.
Отметка «5» ставится, если обучающимся:
- Правильно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
- Правильно выполнялись приемы труда, работа выполнялась самостоятельно и творчески;
- Изделие изготовлено с учетом установленных требований;
- Полностью соблюдались правила техники безопасности;
Отметка «4» ставится, если обучающимя:
- Допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- В основном правильно выполняются приемы труда;
- Работа выполнялась самостоятельно;
- Норма времени выполнена или не выполнена не более чем на 10%
- Изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
- Полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «3» ставится, если обучающимя:
- Допущены недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- Отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
- Была продемонстрирована низкая самостоятельность в работе;
- Норма времени не выполнена не более чем на 25%;
- Изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
- Не полностью соблюдались правила техники безопасности
Отметка «2» ставится, если обучающимся:
- Допущены существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- Неправильно выполнялись многие приемы труда;
- Самостоятельность в работе практически не проявлена;
- Норма времени не выполнена свыше 25%;
- Изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
- Не соблюдались многие правила техники безопасности.
5. Содержание учебного предмета
5 КЛАСС
I четверть
Вводное занятие-2 час.
Задачи обучения и план работы на четверть. Правила техники безопасности при работе в слесарной мастерской.
Работа с проволокой – 26час.
Изделия. Цепь из мягкой проволоки, кольца (2—3 оборота). Простейшая головоломка. Модели куба и бруса. Отвертка.
Теоретические сведения. Алюминиевая и медная проволока, применение в изделиях, свойства (хорошо гнется, легко откусывается острогубцами (кусачками), не ржавеет). Стальная проволока: применение в изделиях; свойства (упруга, прочна, не ржавеет). Стоимость проволоки из разных металлов. Инструменты и приспособления: линейка металлическая, острогубцы, плоскогубцы, оправка для изгибания проволоки: устройство, назначение. Миллиметр как основная мера длины в слесарном деле. Правила хранения инструментов и материалов. Правила безопасности при работе с остро- и плоскогубцами. Правила поведения в слесарной мастерской.
Практические работы. Разметка длины заготовки по линейке. Откусывание проволоки острогубцами. Навивание спирали. Изгибание проволоки плоскогубцами. Правка алюминиевой и медной проволоки путем протаскивания вокруг гладкого стержня. Соединение концов проволоки скручиванием. Правка стальной проволоки молотком. Изгибание проволоки на оправке. Расплющивание и опиливание концов заготовки для отвертки.
Работа с жестью – 22 час.
Изделие. Коробочка квадратной формы. Коробочка с бортами, клапанами и отогнутыми кромками.
Теоретические сведения. Черная и белая жесть: применение, свойства (режется ножницами, сгибается; белая жесть, кроме того, не ржавеет). Инструменты и приспособления: чертилка, ручные ножницы по металлу, киянка, напильник плоский личной, тиски слесарные (губки, рукоятка). Правила безопасности при разметке и резании тонкого листового металла. Технические требования к качеству изделий.
Практические работы. Изготовление коробочки. Разметка развертки коробочки по чертежу на прямоугольной заготовке. Сгибание бортов на оправке (длина оправки соответствует стороне коробочки). Притупление острых кромок личным напильником. Разметка коробочки с бортами по шаблону.
Самостоятельная работа – 4 час.
Подвеска для картин и плакатов на картонной основе. (Состоит из согнутой вдвое прямоугольной жестяной пластины и проволочного кольца. Разметка развертки пластины по чертежу. Ориентировка в задании — по образцу, увеличенному макету и рисунку изделия.)
II четверть
Вводное занятие – 2 час.
План работы на четверть. Правила техники безопасности в мастерской.
Разметка и обработка детали прямоугольной формы по заданным размерам – 16 час.
Изделия. Пластины прямоугольной формы толщиной 1,5 мм (подкладки под резцы к токарному станку). Предохранительные (накладные) губки из стали толщиной 1,5 мм к тискам (развертка выполняется в виде прямоугольника 100 х 60 мм со срезанными углами.
Дополнительное изделие. Молоточек детский с одним скосом и круглым отверстием (выполняется из стали квадратного профиля 16 х 16 мм).
Теоретические сведения. Назначение разметки. Чертеж и технический рисунок детали. Понятие припуск на обработку и базовая кромка. Разметка: инструмент (измерительная линейка, чертилка, кернер, разметочный молоток, угольник с полкой, разметочная плита), последовательность, правила безопасности. Опиливание: назначение, типичные ошибки (горб, завал, выемка, перекос), правила безопасности. Держание напильника, рабочая поза, организация движений. Высота опиливаемой поверхности от уровня губок тисков. Плоский напильник: виды (драчевый, личной), устройство, правила бережного обращения. Поверочная линейка и угольник, устройство, применение.
Разметка детали по линейке от базовой кромки и от вспомогательной риски. Прочерчивание параллельных рисок с помощью угольника с полкой. Последовательная разметка прямоугольника. Кернение рисок..
Организация рабочего места для опиливания. Проверка правильности установки тисков по росту работающего. Закрепление детали в тисках. Опиливание с контролем по разметке, линейке и угольнику. Притупление острых углов деталей. Контроль опиленной кромки линейкой на просвет. Применение накладных губок тисков.
Упражнения. Разметка детали по линейке. Прочерчивание рисок. Опиливание деревянных брусков, ограниченных металлическими пластинками, и металлических брусков. При возможности использование приспособления для обучения опиливанию (зеркало на торце напильника или контрольные валики).
Практические работы. Организация рабочего места для разметки. Определение пригодности заготовки: выявление дефектов, установление размеров. Подготовка поверхности заготовки для разметки.
Отделка изделия личным напильником и шлифовальной шкуркой – 7 час.
Изделия. Ранее выполненные.
Теоретические сведения. Назначение отделки деталей. Особенности работы личным и драчевым напильниками. Причина и следствие забивания насечки плоского напильника стружкой. Шлифовальная шкурка: назначение, виды (по зернистости и типу абразивного зерна), правила безопасной работы. Разница в качестве обработки поверхности детали личным напильником и шлифовальной шкуркой. Стальные щетки для чистки напильника. Правила безопасности при работе напильником.
Практические работы. Крепление детали в тисках с накладными губками, на деревянном бруске для отделки. Отделка личным напильником плоских поверхностей. Очистка насечки личного напильника. Шлифовка шкуркой, закрепленной на деревянном бруске.
Практическое повторение – 13 час.
Виды работы. Изготовление из листовой стали толщиной 3 мм клиньев крепежных для молотков, клина для удаления сверла из шпинделя сверлильного станка, костылей стенных (разметка по шаблону).
Самостоятельная работа – 4 час.
Изготовление из стали толщиной 3 мм линеек для работы с картоном на уроках труда в младших классах.
III четверть
Вводное занятие – 2 час.
План работы на четверть. Правила техники безопасности.
Опиливание плоской детали выпуклой
и вогнутой формы с разметкой по шаблону – 20 час.
Изделия. Вешалка (основание с отверстиями выполняется вместе с крючком вешалки из стали толщиной 2—2,5 мм. После отделки поверхности крючок загибают в приспособлении). Детали к ме-таллоконструктору.
Теоретические сведения. Выпуклая и вогнутая формы кромки детали. Разметочные шаблоны. Приспособления для крепления шаблона на заготовке: ручные тиски, струбцина. Понятие об исправимом и неисправимом дефектах изготовления.
Упражнения. Проведение рисок по криволинейному шаблону детали. Накернивание контура, имеющего закругленные участки. Закругление выпуклого контура поперечным и продольным опиливанием.
Практические работы. Определение пригодности заготовки. Выбор места крепления шаблона на заготовку с учетом экономного расходования материала. Приемы крепления шаблона к заготовке. Проведение риски по шаблону. Разметка центров отверстий. Выбор напильника, соответствующего профилю скругления. Обработка выпуклых частей детали поперечным и продольным опиливанием. Наведение продольного штриха на кромке детали. Опиливание вогнутого профиля. Притупление острых углов на вогнутых и выпуклых участках.
Сверление – 8 час.
Объекты работы. Ранее выполненные изделия.
Теоретические сведения. Назначение операции сверления. Основные части настольного сверлильного станка. Основные элементы спирального сверла, рабочая часть и хвостик. Типичные причины поломки сверла при работе. Правила безопасности при сверлении. Машинные (станочные) тиски. Устройство, приемы закрепления детали. Правила уборки сверлильного станка.
Практические работы. Установка сверлильного патрона в шпинделе станка, закрепление сверла в патроне и плоской детали в машинных тисках. Сверление детали, закрепленной в ручных тисках. Проверка сверления. Удаление сверлильного патрона из шпинделя станка. Сверление сквозного отверстия в детали, закрепленной в машинных тисках. Уборка станка и приспособлений после работы.
Соединение деталей заклепками с потайными головками – 9 час.
Изделия. Вешалка-кронштейн (основание — пластинка из стали толщиной 3 мм, стержень из стали толщиной 8 мм). Подставка для горячей посуды из полос. Ручка столярной детской ножовки по дереву (две дюралюминиевые пластины, соединенные заклепками).
Дополнительное изделие. Подставка для утюга (выполняется из полос, имеет форму подошвы утюга).
Теоретические сведения. Свойство металла («пластичность»).
Клепка: назначение, применение, инструменты, способы, последовательность операций, виды брака, правила безопасности при выполнении. Виды заклепки (с потайной и полукруглой головками). Зависимость прочности заклепочного соединения от качества заклепки.
Практические работы. Подбор инструментов для клепки. Зен-кование отверстий для головок заклепки. Закрепление заготовок в тисках. Осадка. Расклепывание.
Практическое повторение – 19 час.
Виды работы. Обработка планки для крепления тележки у модели автомобиля. (Концы планок шириной 18—20 мм из стали толщиной 2 мм закругляют, сверлят отверстия для оси колесной пары и загибают под прямым углом.) Изготовление ушка для висячего замка с вогнутыми сторонами (разметка по шаблону, одновременное опиливание пары изделий).
Самостоятельная работа – 2 час.
Изготовление шайбы из листовой стали толщиной 3 мм. Наружный диаметр 28—30 мм, внутренний — 10—12. Разметка по шаблону. Ориентировка в задании по чертежу и образцу.
IV четверть
Вводное занятие – 2 час.
План работы на четверть. Правила техники безопасности.
Работа с тонколистовым металлом – 18 час.
Изделия. Крепежные угольники. Поддон для цветочных горшков.
Теоретические сведения. Кровельная сталь: виды (черная, оцинкованная), свойства, применение. Жесть: виды (черная, белая), свойства, применение. Способы предохранения листовой стали от ржавления. Ножницы для разрезания металла: виды, назначение, при емы работы, наладка, заточка, правила безопасности. Деревянный молоток (киянка): назначение (обработка кровельной стали и жести), приемы работы, виды брака при работе с кровельной сталью и жестью. Правила безопасной работы с тонким листовым металлом. Окраска металла эмалью: назначение, инструменты, приемы, техника безопасности.
Упражнения. Правка кровельной стали (размер листа постепенно увеличивают до 500 х 500 мм). Резание металла по прямым линиям (ножницы закрепляются в тисках). Резание металла по кривой. Загибание кромок. Определение правильной наладки и заточки ножниц.
Практические работы. Правка тонкого листового металла киянкой на плите. Разметка развертки от кромки или вспомогательной риски. Пометка линий разреза. Последовательное вырезание развертки изделия ручными и стуловыми ножницами по прямым и кривым линиям. Загибание кромок углов коробочки. Окраска изделий эмалевой краской с помощью кисти.
Правка и гибка металла – 16 час.
Изделия. Чертилка (гибка кольца в приспособлении). Крючок для бытовой вешалки (плечиков) или для удаления металлической стружки. Скобы П-образные и полукруглые (гибка в тисках на оправках; материал: проволока и полоса). Ручка оконная.
- Дополнительное изделие. Рамка садовой ножовки из полосы сечением 30 х 4 мм).
Теоретические сведения. Понятие упругость металла. Виды изгиба полосового металла: по плоскости, по узкой грани, винтовой. Инструменты и приспособления для гибки и правки металла: молоток с незакаленным бойком, киянка, наковальня, плита, ручной пресс, призмы, оправки. Правила безопасной работы при правке и гибке.
Практические работы. Правка толстой проволоки и прутков на плите. Проверка правки на глаз. Правка полосового металла, изогнутого по плоскости на плите. Правка пластинки шириной до 150 х 200 мм из листового металла толщиной 1,5—2,0 мм. Правка полосового металла с винтовым изгибом способом обратного разворота. Предотвращение дефектов при правке. Контроль правки по линейке и на глаз.
Выполнение канавки по месту сгиба. Сгибание кольца на стержне в приспособлении. Сгибание стальных скоб толщиной 1,5—2,0 мм на оправках, в тисках. Сгибание полос из стали толщиной до 5 мм и пластинок. Проверка правильности и контрольных размеров гибки по образцу и угольнику
Практическое повторение – 10 час.
Виды работы. Изготовление совка для мусора из кровельной стали.
Контрольная работа – 2 час.
Изготовление угольников крепежных для столярных изделий из стали 2 мм (отрабатывается развертка 120 х 20 мм. После сверления отверстия пластины загибают в тисках под прямым углом). Изготовление молоточка детского с двумя скосами
6.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Форма контроля | |||||
Уроки освоения новых знаний | Уроки закрепле ния знаний | Уроки комплексного примене ния знаний | Уроки обобщения и систематизации знаний | Уроки контроля, оценки и коррекции знаний | |||||
5 класс | |||||||||
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |||||
2. | Работа с проволокой | 26 | 12 | 3 | 11 | ||||
3. | Работа с жестью | 22 | 5 | 5 | 12 | ||||
4. | Самостоятельная работа | 4 | |||||||
5. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |||||
6. | Разметка и обработка детали прямоугольной формы | 16 | 7 | 4 | 5 | ||||
7. | Отделка личным напильником и шлифовальной шкуркой | 7 | 3 | 1 | 3 | ||||
8. | Практическое повторение | 13 | 4 | 9 | |||||
9. | Самостоятельная работа | 4 | 4 | ||||||
10. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |||||
11. | Опиливание плоской детали выпуклой и вогнутой формы по шаблону | 20 | 5 | 5 | 10 | ||||
12. | Сверление | 8 | 3 | 3 | 2 | ||||
13. | Соединение деталей заклепками | 9 | 4 | 3 | 2 | ||||
14. | Практическое повторение | 19 | 3 | 2 | 14 | ||||
15. | Самостоятельная работа | 2 | 2 | ||||||
16. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |||||
17. | Работа с тонким листовым металлом | 18 | 10 | 3 | 5 | ||||
18. | Правка и гибка металла | 16 | 6 | 4 | 6 | ||||
19. | Практическое повторение | 10 | 2 | 2 | 6 | ||||
20. | Контрольная работа | 2 | 2 |
Итого по темам, в.ч. на региональный компонент :204/10
7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Освещенность, микроклимат кабинета слесарного дела соответствует СанПиНам 2.4.2.2821-10 № 189 от 29.12.2010.
Мастерские слесарного дела имеют площадь из расчета 6,0 кв.м. на 1 рабочее место.
Размещение в мастерских оборудования осуществлено с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.
Расстояние между рядами одноместных верстаков – 1,0 м.
Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями.
Слесарные верстаки оснащены предохранительной сеткой высотой 0,7 м.
Сверлильные, точильные и другие станки установлены на специальном фундаменте и оборудованы предохранительными стеклами и местным освещением.
Слесарные верстаки соответствуют росту обучающихся и оснащены подставками для ног.
Размеры инструментов, используемые для слесарных работ, соответствуют возрасту и росту обучающихся.
Классные доски (с использованием мела) изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаются влажной губкой, износостойкие, имеют темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.
Классные доски имеют лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.
В кабинете система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.
Материально-техническое и методическое обеспечение
№ п/п | Наименование оборудования, инструментов, наглядных пособий, раздаточного материала | Имеется в наличии |
1. | Верстак универсальный | 10 |
2. | Тиски слесарные | 8 |
3. | Разметочная плита | 8 |
4. | Станок сверлильный | 2 |
5. | Станок токарный | 4 |
6. | Электроточило | 1 |
7. | Станок фрезерный | 1 |
8. | Комбинированный станок для заточки инструмента | 1 |
9. | Муфельная печь | 2 |
10. | Молоток слесарный | 8 |
11. | Штангенциркуль | 6 |
12. | Ножницы по металлу | 6 |
13. | Ножовка слесарная | 6 |
14. | Напильники | 30 |
15. | Сверла | 20 |
16. | Резьбонарезной набор | 1 компл. |
17. | Плашка с плашкодержателем | 6 |
18. | Метчик с воротком | 6 |
19. | Зубило | 10 |
20. | Кернер | 6 |
21. | Транспортир | 7 |
22. | Кусачки | 6 |
23. | Пассатижи | 6 |
24. | Отвертка | 6 |
25. | Ключ гаечный | 8 |
26. | Чертилка | 8 |
27. | Угольник | 6 |
28. | Линейка измерительная | 10 |
29. | Циркуль разметочный | 6 |
30. | Фрезы | 10 |
31. | Резцы токарные | 20 |
32. | Киянка | 6 |
33. | Оправка | 6 |
34. | Очки защитные | 6 |
35. | Коллекция «Металлы и сплавы» | 1 копл. |
36. | Плакаты по темам | 22 |
37. | Технологические карты | 60 |
38. | Карточки – задания | 120 |
39. | Учебные пособия: - Слесарное дело, для уч-ся 5 кл. - Слесарное дело. для уч-ся 6 кл - Справочный дидактический материал по Слесарному делу, для уч-ся 5-9 классов | 8 8 10 |
40. | Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по Слесарному делу | 14 |
8. Планируемые результаты обучения
5 класс.
Обучающиеся должны знать:
- свойства мягкой и стальной проволоки, ее применение в изделиях;
- инструменты и приспособления для работы с проволокой, их устройство, назначение и правила безопасной работы сними;
- свойства и применение жести, инструменты и приспособления для работы с жестью, правила безопасной работы при ее разрезании;
- назначение разметки, разметочные инструменты;
- назначение опиливания, виды напильников;
- назначение отделки деталей;
- устройство сверлильного станка, правила безопасной работы при сверлении;
- назначение клепки, ее применение, инструменты для клепки;
- понятие упругость металла, инструменты и приспособления для гибки и правки металла.
Обучающиеся должны уметь в деятельности:
- работать молотком, остро- и плоскогубцами, оправкой для сгибания проволоки;
- ориентироваться по образцу и чертежу изделия;
- размечать детали, работать плоским напильником,
- работать шлифовальной шкуркой;
- работать на сверлильном станке;
- соединять детали с помощью заклепок;
- работать слесарными ножницами, киянкой.
Использованная литература
1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273 РЗ ( в ред. Федеральных законов от 07.0502013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-РЗ).
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утв. приказом Мин обр. и науки РФ от 17.12.10 № 1897.
3. Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 г.Москва «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования в образовательных учреждениях».РГ – Федеральный выпуск № 5430 от 16 марта 2011 года.
4. Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы,/под редакцией В.В.Воронковой. М.:Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2014. – сб.2-303с.
6. Положение о Рабочей программе Муниципального казенного обще образовательного учреждения – «Специальная (коррекционная) школы № 9».
7. Технология. Слесарное дело. 5 кл.:учебн. для спец (коррекц.)образоват.учреждений VIII вида (В.Г.Патракеев. – М. : Просвещение, 2012.; Технология.
8. Патракеев,В.Г. Преподавание слесарного дела в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя. - М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по слесарному делу 4-9 кл.
Рабочая программа по слесарному делу для обучающихся с ОВЗ составленна на основе программыдля специальных коррекционных учреждений VIIIвида под редакцией В.В.Воронковой с учетом требований Федеральног...
Рабочая программа по слесарному делу в 9 классе коррекционной школы VIIIвида.
Данная программа может быть полезна учителям технологии ( слесарного дела)....
Адаптированная рабочая программа по швейному делу 7 класса для обучающихся с ОВЗ 8 вида
паспорт программы, пояснительная записка, тематическое планирование...
Адаптированная рабочая программа ПТО столярное дело 5 класс
Рабочая программа для коррекционных школ...
Адаптированная рабочая программа ПТО столярное дело
Рабочая программа.Тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Слесарное дело»
учебной практики по курсу слесарных работ, для обучающихся 1 курса, для углубленного изучения.Программа разработана так, чтобы дать возможность некоторым обуч...
Рабочая программа по слесарному делу для учащихся 9 класса
Пояснительная запискаРабочая программа по слесарному делу для учащихся 9 класса разработана на основе: - Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в Российской...