Рабочая программа по технологии 5 класс.
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по технологии для неделящегося 5 класса с календарно- тематическим планированием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по технологии для неделимого 5 класса | 96.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Технология».
Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и практической деятельности»
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
• представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Выпускник получит возможность научиться:
• организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
- осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
Раздел «Кулинария»
Выпускник научится
-самостоятельно готовить простые кулинарные блюда из сырых и вареных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления и санитарно - гигиенические требования и правила безопасной работы.
Выпускник получит возможность научиться:
- составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;
-выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать свое рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них питательных веществ.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»
Выпускник научится
- изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно - прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;
- выполнять влажно – тепловую обработку швейных изделий;
Выпускник получит возможность научиться:
-выполнять несложные приемы моделирования швейных изделий;
- определять и исправлять дефекты швейных изделий;
- выполнять художественную отделку швейных изделий;
- изготовлять изделия декоративно - прикладного искусства, региональных народных промыслов;
- определять основные стили одежды и современные направления моды.
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
- Самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиции будущей социализации и стратификации;
- Развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
- Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
- Становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно-полезного труда, как условия безопасной и эффективной социализации;
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
- Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- Самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности, эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
- Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
- Алгоритмизированное планирование процесса познавательной трудовой деятельности;
- Определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
- Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникший технической или организационной проблем;
- Выявление потребностей, проектирования и создания объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
- Виртуальное и натуральное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- Осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информаций, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решении общих задач коллектива;
- Оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
- Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- Оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- Формирование и развитие экологического мышления умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе: в познавательной сфере:
- Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергий, информаций, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
- Практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследования;
- Уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
- Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительно, технической и технологической информаций для проектирования и создания объектов труда;
- Овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информацией;
- Формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументаций рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
- Овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
- Планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологий; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирование, конструирование; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- Выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- Контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обосновании способов их исправления;
- Документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
- Оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
- Согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
- Формирование представление о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;
- Выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
- Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени и материалов, денежных средств; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
- Овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечение сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
- Рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики элементов научной организации труда;
- Умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
- Рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
- Участие в оформлении класса и школы, озеленение пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
- Практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиций другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникаций, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникаций партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникаций;
- Установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
- Сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивания в споре своей позиции не враждебным для оппонентов образом;
- Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
- Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижений необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- Соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
- Сочетания образного и логического мышления в проектной деятельности.
Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ ООП ОО в рамках изучения предмета "Технология" в 5 классе
Программа формирования УУД
Личностные
- Называет основные факты истории РФ.
- Отличает государственную символику РФ, Омской области.
- Выполняет нормы и требования Правил внутреннего распорядка учащихся школы. Различает формы поведения, допустимые на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах.
- Идентифицирует себя как представителя определённой национальной культуры.
- Проявляет заботу о других.
- Ориентируется на образец хорошего ученика.
- Проявляет познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения задачи. Учится с опорой на внешние и внутренние мотивы.
- Интересуется профессиями.
- Осознанно выбирает поручения.
- Сопоставляет поступки свои и окружающих людей с моральными нормами и выполняет их.
- Сопоставляет поступки свои и окружающих людей с нормами здорового образа жизни. Соблюдает правила гигиены.
Регулятивные
- В сотрудничестве с учителем ставит новые учебные цели на основе соотнесения того, что известно и того, что ещё не известно. Формулирует познавательную цель, Преобразует практическую задачу в познавательную.
- Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Описывает возможный результат и способ его достижения.
- Выбирает рациональный способ решения задачи из ряда предложенных. Выбирает рациональный способ в зависимости от условий.
- Оценивает учебный результат, следуя установленным критериям .
- Осуществляет пошаговый и итоговый контроль, сравнивая способы действия и его результат с эталоном, требованиями конкретной задачи.
- Оценивает учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации.
- Адекватно определяет причины успешности и неуспешности в деятельности, сопоставляя цель, деятельность и результат.
- Корректирует действие по ходу его выполнения ( на основе сопоставления эталона, реального действия и его результата).
- Фиксирует динамику собственных образовательных результатов в листе достижений с помощью учителя.
Познавательные
- Анализирует объекты, проводит сравнение, сериацию, классификацию по заданным критериям или самостоятельно, выбирая для этого основания и критерии. Устанавливает аналогии.
- Обобщает (объединяет объекты, выделяя их специфические признаки. подводит под понятие (распознаёт объекты, выделяет его существенные признаки, на их основе определяет принадлежность объекта к тому или иному понятию).
- Устанавливает причинно- следственные связи и зависимости в изучаемом круге явлений.
- Строит рассуждения, связывая простые суждения об объекте, его свойствах и связях.
- Использует модели, схемы и другие знаково- символические средства для решения задач. Читает информацию, представленную в виде таблицы, схемы, диаграммы
Коммуникативные
- Определяет цели, составляет план совместной деятельности, распределяет функции участников, следует правилам и способам взаимодействия (под руководством учителя).
- Задаёт собеседнику вопросы на понимание его действий и выяснение необходимых сведений.
- Допускает существование других точек зрения. Уважительно относится к мнению других, даже если с ним не согласен.
- Формулирует и высказывает собственное мнение, аргументировано отстаивает свою точку зрения.
- Договаривается и приходит к общему решению в совместной учебной деятельности.
- Выделяет в услышанном тексте понятное и непонятное. Извлекает из услышанного информацию, заданную в явном и в неявном виде.
- Формулирует главную мысль услышанного текста. Формулирует выводы
- Составляет план услышанного текста: выделяет ключевые слова, делит текст на части, озаглавливает их.
- Комментирует свои действия и их порядок.
- Формулирует тему устного высказывания, при изложении придерживается темы и плана.
- Формулирует выводы из собственного текста (под руководством учителя).
- Грамотно строит высказывание в устной и письменной речи
Программа "Стратегии смыслового чтения и работа с текстом"
Работа с информацией
- Выделяет в письменном тексте (повествовании, описании, рассуждении) понятное и непонятное. Формулирует вопрос о том, что непонятно. Определяет тему и главную мысль текста.
- Ориентируется в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Объясняет непонятные слова с помощью контекста.
- Составляет план прочитанного текста: выделяет ключевые слова, делит текст на части, озаглавливает их.
- Устанавливает порядок и место иллюстративного ряда в тексте. Ориентируется на условные обозначения в учебнике.
- Использует формальные элементы текста (шрифт, подзаголовки, сноски)для поиска нужной информации.
- Извлекает информацию, представленную в неявном виде.
Интерпретация текста
- Выполняет подробный и краткий пересказ прочитанного.
- Распознает главную идею или авторские намерения в тексте, когда требуемая информация в нём общеизвестна.
Оценка текста
- Формулирует несложные выводы, основываясь на тексте. Находит аргументы, подтверждающие вывод (под руководством учителя).
- Составляет небольшие письменные аннотации, отзывы к тексту.
- Эмоционально оценивает форму и содержание текста.
- Подвергает сомнению достоверность прочитанного текста (выявляет пробелы или лишнюю информацию). Выявляет противоречивую информацию в работе с одним или несколькими источниками.
Чтение несплошных текстов
- Находит отдельные части явно выраженной информации на одной простой карте, или линейном графике, или столбчатой диаграмме, которая включает в себя небольшой по объему вербальный текст в несколько слов или фраз.
Программа "Формирование ИКТ- компетентности"
Обращение с устройствами ИКТ
- Включает и выключает устройства ИКТ, входит в операционную систему и завершает работу с ней.
- Входит в ЕОС " Дневник. ру".Использует ЕОС " Дневник. ру" в учебной деятельности.
- Соединяет устройства ИКТ под руководством учителя.
Фиксация изображений и звуков
- Осуществляет фотосъемку и фиксацию звуков в ходе учебного исследования/эксперимента с помощью учителя.
Создание письменных сообщений
- Набирает текст на родном языке в текстовом редакторе.
- Осуществляет комплексное редактирование текста: изменять шрифт, размер кегля, использует функции заливки.
Создание графических объектов
- Создаёт графические объекты в соответствии с поставленной учебной задачей .
- Создаёт диаграммы различных видов с помощью компьютерных средств, задаёт и изменяет параметры диаграммы.
- Отбирает графическую информацию с точки зрения эстетических параметров и технического качества.
- Составляет систему папок на индивидуальном ПК в соответствии с деятельностью.
Создание , восприятие и использование гипермедиа сообщений
- Создает разные виды сообщений: диаграммы, карты, текст. Отправляет виды сообщений другим пользователям.
Коммуникация и социальное взаимодействие
- Составляет развёрнутый план презентации, выступает перед аудиторией с презентацией группового или индивидуального проектов.
- Использует возможности электронной почты для информационного обмена.
- Уважает информационные права других людей.
- Соблюдет нормы сетевого этикета.
Поиск и организация хранения информации
- Ищет и отбирает информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, электронных библиотеках в контролируемом Интернете.
- Использует методы поиска в небольших базах данных.
Содержание учебного предмета «Технология».
Рабочая программа по «Технологии» разработана в соответствии со следующими нормативными документами
- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;
- Закон Омской области № 1569-ОЗ от 18 июля 2013 года «О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области», принят Постановлением Законодательного Собрания Омской области от 11 июля 2013 года № 218;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 31 декабря 2015 года № 1577);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11. 2015 №81;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8.04.2015 №1\15);
- Основная образовательная программа основного общего образования БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63";
- Устав БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 63»
Рабочая программа по технологии составлена на основе Рабочей программы. Технология. Предметная линия учебников «Технология» для 5-8 классов авторы А.Т. Тищенко, И.В. Синица, В.Д. Симоненко. – Москва, «Вентана - Граф», 2015. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии и реализует авторскую программу А.Т. Тищенко, И.В. Синица, В.Д. Симоненко. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
- формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
- освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобра зующей и созидательной деятельности;
- формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
- развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
- профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
В учебном плане БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №63» на преподавание курса технология в 5 классе выделено 2 часа в неделю. С учетом особенностей календаря учебного года и расписания уроков в 5А классе рабочая программа рассчитана на проведение 68 уроков.
N п\п | Название раздела (темы) | Дидактические элементы | Кол-во часов |
1 | Технологии домашнего хозяйства | Интерьер жилого дома | 1 |
2 | Электротехника | Бытовые электроприборы | 1 |
3 | Технологии обработки конструкционных материалов | 20 | |
3.1 | Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов | Древесные материалы. Технологическая карта. Рабочее место и инструменты Пиломатериалы. Пороки древесины Графическое изображение деталей и изделий. Понятия «изделие» и «деталь». Технический рисунок, эскиз, чертеж. | 12 |
3.2 | Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов | Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы Рабочее место для ручной обработки металлов | 4 |
3.3 | Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов | Сверлильный станок, крепление заготовок | 2 |
3.4 | Технологии художественной обработки материалов | Выпиливание, выжигание | 2 |
4 | Создание изделий из текстильных материалов | 20 | |
4.1 | Свойства текстильных материалов | Классификация текстильных волокон. Способы получения. Основная и уточная нити. Лицевая и изнаночная стороны. Полотняное переплетение. Свойства х.б. и льняных волокон. Ручные стежки и строчки. Конструкция и графическое обозначение. Способы выполнения. Безопасность работы. | 2 |
4.2 | Конструирование швейных изделий | Роль конструкции. Типовая фигура. Мерки. Расчетные формулы. Чертеж основы. Моделирование. Расчет количества ткани. | 2 |
4.3 | Швейная машина | Классификация машин. Технические характеристики. Виды приводов. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Правила подготовки машины к работе. Формирование первоначальных навыков работы | 2 |
4.4 | Технология изготовления швейных изделий | Подготовка ткани к раскрою. Инструменты и приспособления. Перенос контрольных и контурных линий. Обработка деталей кроя. Обработка кармана, пояса, бретелей, низа изделия. Сборка изделия. Стачивание, притачивание. Отделка изделия. Влажно - тепловая обработка. Контроль качества | 10 |
4.5 | Художественные ремесла | Вышивка, технология вышивания крестом. | 4 |
5 | Кулинария | Санитария, гигиена. Правила мытья посуды, применение моющих и дезинфицирующих средств. Безопасные приемы работы. Оказание первой помощи. Физиология питания. Бутерброды и горячие напитки. Блюда из овощей и фруктов. Блюда из яиц. Сервировка стола к завтраку. Приготовление завтрака | 10 |
6 | Технологии творческой и опытнической деятельности | Понятие о творческой проектной деятельности. Этапы выполнения проекта. Определение проблемы. Разработка вариантов решения проблемы. Обоснованный выбор варианта и его реализации. | 14 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата по плану | Дата по факту | ||
Технологии домашнего хозяйства 1ч | ||||
1 | 6.09 | Интерьер жилого дома | Знакомиться с эргономическими , санитарно-гигиеническими и эстетическими требованиями к интерьеру. Планировать кухню с помощью шаблонов и компьютера. | |
Электротехника 1ч. | ||||
2 | 6.09 | Бытовые электроприборы | Изучать потребность в бытовых электроприборах на кухне. Изучать принципы действия и правила эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника. | |
Технологии обработки конструкционных материалов 20ч. | ||||
3-4 | 13.09 | Столярный и универсальный верстак. Столярный и универсальный верстак. | Составлять последовательность выполнения работ. Выполнять измерения. Выполнять работы ручными инструментами. | |
5-6 | 20.09 | Технологический процесс и технологическая операция. П.Р. Планирование создания изделий | Изготовлять детали и изделия по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Выполнять | |
7-8 | 27.09 | Разметка плоского изделия П.Р.Использование ручных инструментов. | Осуществлять сборку изделий по технологической документации. Соблюдать правила безопасного труда. Соединять детали из древесины при помощи гвоздей, шурупов, клея | |
9-10 | 04.10 | Древесина как композиционный материал. П.Р. Определение пород древесины | Распознавать материалы по внешнему виду. Читать и оформлять графическую документацию. | |
11-12 | 11.10 | Пиломатериалы. Характеристика древесины и пиломатериалов. | Изготовлять изделия из древесины с соединением брусков внакладку. Осуществлять сборку изделий по технологической документации. Осуществлять отделку тонированием и лакированием. | |
13-14 | 18.10 | Приемы ручной обработки. П.Р.Особенности выполнения приемов ручной обработки. | Разрабатывать эскизы изделий из искусственных материалов. Разрабатывать технологии изготовления деталей | |
15-16 | 25.10 | Основные технологические операции при ручной обработке металлов. П.Р.Ознакомление с тонкими металлическими листами. | Распознавать металлы, сплавы и искусственные материалы. Организовывать рабочее место для слесарной обработки. | |
17-18 | 8.11 | Соединение тонких металлических листов. П.Р.Планирование слесарных работ | Разрабатывать эскизы изделий из тонколистового металла, проволоки Разрабатывать технологии изготовления деталей из металлов | |
19-20 | 15.11 | Сверлильный станок. П.Р.Изучение устройства сверлильного станка. | Знакомиться с механизмами, машинами, соединениями, деталями. Применять контрольно-измерительные инструменты при сверлильных работах. Выявлять дефекты и устранять их. | |
21-22 | 22.11 | Технологии художественно- прикладной обработки материалов П.Р.Выжигание и выпиливание рисунка. | Изготовлять изделия декоративно-прикладного творчества по эскизам и чертежам. | |
Создание изделий из текстильных материалов 20ч. | ||||
23-24 | 29.11 | Свойства текстильных материалов. П.Р.Изучение свойств тканей из хлопка и льна | Исследовать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Изучать характеристики различных видов волокон и материалов: тканей, ниток, тесьмы, лент по коллекциям. Определять направление долевой нити в ткани. Исследовать свойства нитей основы и утка. Определять лицевую и изнаночную стороны ткани. Определять виды переплетения нитей в ткани. | |
25-26 | 6.12 | Конструирование швейных изделий П.Р.Снятие мерок. | Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений. Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий. Строить чертёж швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам. Копировать готовую выкройку. | |
27-28 | 13.12 | Швейная машина П.Р.Заправка швейной машины нитками | Изучать устройство современной бытовой швейной машины с электрическим приводом. Подготавливать швейную машину к работе: наматывать нижнюю нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, выводить нижнюю нитку наверх. Выполнять прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной стежка по намеченным линиям по прямой и с поворотом под углом с использованием переключателя вида строчек. Выполнение закрепок в начале и конце строчки с использованием клавиши шитья назад. Овладевать безопасными приёмами труда | |
29-30 | 20.12 | Подготовка ткани к раскрою. П.Р.Раскладка выкроек на ткань | Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою. Выполнять экономную раскладку выкроек на ткани с учётом направления долевой нити, ширины ткани и направления рисунка, обмеловку с учётом припусков на швы. Выкраивать детали швейного изделия. | |
31-32 | 27.12 | Требования к выполнению ручных работ П.Р.Изготовление образцов ручных швов | Изготовлять образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок; обмётывание косыми (или петельными) стежками | |
33-34 | 17.01 | Требования к выполнению машинных работ П.Р. Изготовление образцов машинных швов | Изготавливать образцы машинных работ: обмётывание зигзагообразными стежками; застрачивание (в подгибку с открытым срезом и в подгибку с закрытым срезом); стачивание. | |
35-36 | 24.01 | Правила выполнения влажно- тепловых работ П.Р.Проведение влажно- тепловых работ | Проводить декатировку ткани, определять способы ВТО. Проводить влажно-тепловую обработку на образцах машинных швов: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Овладевать безопасными приёмами труда. | |
37-38 | 31.01 | Последовательность изготовления швейного изделия П.Р. Обработка проектного изделия | Выполнять поузловую обработку изделия. Соблюдать культуру производства и ТБ. | |
39-40 | 07.02 | Отделка вышивкой. П.Р.Создание схемы вышивки крестом | Подбирать материалы и оборудование для вышивки крестом. Выполнять образцы вышивки крестом . | |
41-42 | 14.03 | Технология вышивки крестом П.Р.Выполнение образца вышивки | Создавать схемы для вышивки в технике крест. Знакомиться с профессией вышивальщица. | |
Кулинария 10ч. | ||||
43-44 | 21.03 | Санитария и гигиена на кухне. | Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении пищи и хранении продуктов. Организовывать рабочее место. Определять набор безопасных для здоровья моющих и чистящих средств для мытья посуды и уборки кабинета технологии. | |
45-46 | 28.02 | Здоровое питание | Находить и предъявлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов. Осваивать исследовательские навыки при проведении лабораторных работ по определению качества пищевых продуктов и питьевой воды. Составлять индивидуальный режим питания и дневной рацион на основе пищевой пирамиды | |
46-48 | 07.03 | Бутерброды и горячие напитки. П.Р.Приготовление и оформление бутербродов | Приготавливать и оформлять бутерброды. Определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах. Подсушивать хлеб для канапе в жарочном шкафу или тостере. Приготавливать горячие напитки (чай, кофе, какао). Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе. Находить и представлять информацию о растениях, из которых можно приготовить горячие напитки. Дегустировать бутерброды и горячие напитки. Знакомиться с профессией пекарь и форма. | |
49-50 | 14.03 | Блюда из овощей и фруктов П.Р. Приготовление и оформление блюда из овощей и фруктов | Определять доброкачественность овощей и фруктов по внешнему виду и с помощью индикаторов. Выполнять кулинарную механическую обработку овощей и фруктов. Выполнять фигурную нарезку овощей для художественного оформления салатов. Осваивать безопасные приёмы работы ножом и приспособлениями для нарезки овощей. Отрабатывать точность и координацию движений при выполнении приёмов нарезки. | |
51-52 | 21.03 | Блюда из яиц П.Р. Приготовление блюда из яиц. | Определять свежесть яиц с помощью овоскопа или под струей соленной воды. Готовить блюда из яиц. Находить и предъявлять информацию о способах хранения яиц без холодильника, о блюдах из яиц, способах оформления яиц к народным праздникам | |
53-54 | 4.04 | Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку. | Подбирать столовое бельё для сервировки стола к завтраку. Подбирать столовые приборы и посуду для завтрака. Составлять меню завтрака. Рассчитывать количество и стоимость продуктов для приготовления завтрака. Выполнять сервировку стола к завтраку, овладевая навыками эстетического оформления стола. Складывать салфетки. | |
Технологии творческой и опытнической деятельности 14 ч. | ||||
55-56 | 11.04 | Понятие о творческой проектной деятельности. П.Р.Постановка цели и определение задач проекта | Определять цель и задачи проектной деятельности. Изучать этапы выполнения проекта. Выполнять подготовительную работу по проекту. | |
57-58 | 18.04 | Этапы выполнения проекта П.Р.Подготовительный этап | Обосновывать выбор изделия на основе личных потребностей. Выбирать вид изделия. Определять состав деталей. Выполнять эскиз, модель изделия. | |
59-60 | 25.04 | Технологический этап проекта П.Р. Разработка конструкции | Находить необходимую информацию с использованием сети Интернет. | |
61-62 | 2.05 | Технологический этап проекта П.Р.Подбор материалов и инструментов | Разрабатывать чертежи и технологические карты. Изготовлять детали и контролировать их размеры | |
63-64 | 16.05 | Технологический этап проекта П.Р.Изготовление изделия | Оценивать стоимость материалов для изготовления изделия. Подготавливать пояснительную записку. | |
65-66 | 23.05 | Технологический этап проекта П.Р. Расчет себестоимости | Составлять учебную инструкционную карту. Изготовлять детали, собирать и отделывать изделия. | |
67-68 | 30.05 | Аналитический этап Составление портфолио, защита проекта П.Р.Контроль готового изделия | Оформлять проектные материалы. |
департамент образования Администрации города Омска
бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска
«Средняя общеобразовательная школа № 63»
УТВЕРЖДЕНО приказом директора БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 63» от «___» ______20___ г. № _____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По Технологии
(немодифицированные классы)
для 5 «Б» класса
составитель:
Шевелева Н.С.,
учитель технологии
РАССМОТРЕНОна заседании МС протокол №_____ от «_____»_________20____ г. |
СОГЛАСОВАНОзаместитель директора\ руководитель МО ______________ «_____»_________20 ____ г. |
Омск -2017
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Технология».
Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и практической деятельности»
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
• представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Выпускник получит возможность научиться:
• организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
- осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
Раздел «Кулинария»
Выпускник научится
-самостоятельно готовить простые кулинарные блюда из сырых и вареных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления и санитарно - гигиенические требования и правила безопасной работы.
Выпускник получит возможность научиться:
- составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;
-выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать свое рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них питательных веществ.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»
Выпускник научится
- изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно - прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;
- выполнять влажно – тепловую обработку швейных изделий;
Выпускник получит возможность научиться:
-выполнять несложные приемы моделирования швейных изделий;
- определять и исправлять дефекты швейных изделий;
- выполнять художественную отделку швейных изделий;
- изготовлять изделия декоративно - прикладного искусства, региональных народных промыслов;
- определять основные стили одежды и современные направления моды.
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
- Самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиции будущей социализации и стратификации;
- Развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
- Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
- Становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно-полезного труда, как условия безопасной и эффективной социализации;
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
- Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- Самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности, эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
- Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
- Алгоритмизированное планирование процесса познавательной трудовой деятельности;
- Определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
- Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникший технической или организационной проблем;
- Выявление потребностей, проектирования и создания объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
- Виртуальное и натуральное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- Осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информаций, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решении общих задач коллектива;
- Оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
- Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- Оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- Формирование и развитие экологического мышления умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе: в познавательной сфере:
- Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергий, информаций, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
- Практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследования;
- Уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
- Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительно, технической и технологической информаций для проектирования и создания объектов труда;
- Овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информацией;
- Формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументаций рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
- Овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
- Планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологий; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирование, конструирование; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- Выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- Контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обосновании способов их исправления;
- Документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
- Оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
- Согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
- Формирование представление о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;
- Выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
- Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени и материалов, денежных средств; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
- Овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечение сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
- Рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики элементов научной организации труда;
- Умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
- Рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
- Участие в оформлении класса и школы, озеленение пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
- Практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиций другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникаций, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникаций партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникаций;
- Установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
- Сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивания в споре своей позиции не враждебным для оппонентов образом;
- Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
- Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижений необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- Соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
- Сочетания образного и логического мышления в проектной деятельности.
Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ ООП ОО в рамках изучения предмета "Технология" в 5 классе
Программа формирования УУД
Личностные
- Называет основные факты истории РФ.
- Отличает государственную символику РФ, Омской области.
- Выполняет нормы и требования Правил внутреннего распорядка учащихся школы. Различает формы поведения, допустимые на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах.
- Идентифицирует себя как представителя определённой национальной культуры.
- Проявляет заботу о других.
- Ориентируется на образец хорошего ученика.
- Проявляет познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения задачи. Учится с опорой на внешние и внутренние мотивы.
- Интересуется профессиями.
- Осознанно выбирает поручения.
- Сопоставляет поступки свои и окружающих людей с моральными нормами и выполняет их.
- Сопоставляет поступки свои и окружающих людей с нормами здорового образа жизни. Соблюдает правила гигиены.
Регулятивные
- В сотрудничестве с учителем ставит новые учебные цели на основе соотнесения того, что известно и того, что ещё не известно. Формулирует познавательную цель, Преобразует практическую задачу в познавательную.
- Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Описывает возможный результат и способ его достижения.
- Выбирает рациональный способ решения задачи из ряда предложенных. Выбирает рациональный способ в зависимости от условий.
- Оценивает учебный результат, следуя установленным критериям .
- Осуществляет пошаговый и итоговый контроль, сравнивая способы действия и его результат с эталоном, требованиями конкретной задачи.
- Оценивает учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации.
- Адекватно определяет причины успешности и неуспешности в деятельности, сопоставляя цель, деятельность и результат.
- Корректирует действие по ходу его выполнения ( на основе сопоставления эталона, реального действия и его результата).
- Фиксирует динамику собственных образовательных результатов в листе достижений с помощью учителя.
Познавательные
- Анализирует объекты, проводит сравнение, сериацию, классификацию по заданным критериям или самостоятельно, выбирая для этого основания и критерии. Устанавливает аналогии.
- Обобщает (объединяет объекты, выделяя их специфические признаки. подводит под понятие (распознаёт объекты, выделяет его существенные признаки, на их основе определяет принадлежность объекта к тому или иному понятию).
- Устанавливает причинно- следственные связи и зависимости в изучаемом круге явлений.
- Строит рассуждения, связывая простые суждения об объекте, его свойствах и связях.
- Использует модели, схемы и другие знаково- символические средства для решения задач. Читает информацию, представленную в виде таблицы, схемы, диаграммы
Коммуникативные
- Определяет цели, составляет план совместной деятельности, распределяет функции участников, следует правилам и способам взаимодействия (под руководством учителя).
- Задаёт собеседнику вопросы на понимание его действий и выяснение необходимых сведений.
- Допускает существование других точек зрения. Уважительно относится к мнению других, даже если с ним не согласен.
- Формулирует и высказывает собственное мнение, аргументировано отстаивает свою точку зрения.
- Договаривается и приходит к общему решению в совместной учебной деятельности.
- Выделяет в услышанном тексте понятное и непонятное. Извлекает из услышанного информацию, заданную в явном и в неявном виде.
- Формулирует главную мысль услышанного текста. Формулирует выводы
- Составляет план услышанного текста: выделяет ключевые слова, делит текст на части, озаглавливает их.
- Комментирует свои действия и их порядок.
- Формулирует тему устного высказывания, при изложении придерживается темы и плана.
- Формулирует выводы из собственного текста (под руководством учителя).
- Грамотно строит высказывание в устной и письменной речи
Программа "Стратегии смыслового чтения и работа с текстом"
Работа с информацией
- Выделяет в письменном тексте (повествовании, описании, рассуждении) понятное и непонятное. Формулирует вопрос о том, что непонятно. Определяет тему и главную мысль текста.
- Ориентируется в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Объясняет непонятные слова с помощью контекста.
- Составляет план прочитанного текста: выделяет ключевые слова, делит текст на части, озаглавливает их.
- Устанавливает порядок и место иллюстративного ряда в тексте. Ориентируется на условные обозначения в учебнике.
- Использует формальные элементы текста (шрифт, подзаголовки, сноски)для поиска нужной информации.
- Извлекает информацию, представленную в неявном виде.
Интерпретация текста
- Выполняет подробный и краткий пересказ прочитанного.
- Распознает главную идею или авторские намерения в тексте, когда требуемая информация в нём общеизвестна.
Оценка текста
- Формулирует несложные выводы, основываясь на тексте. Находит аргументы, подтверждающие вывод (под руководством учителя).
- Составляет небольшие письменные аннотации, отзывы к тексту.
- Эмоционально оценивает форму и содержание текста.
- Подвергает сомнению достоверность прочитанного текста (выявляет пробелы или лишнюю информацию). Выявляет противоречивую информацию в работе с одним или несколькими источниками.
Чтение несплошных текстов
- Находит отдельные части явно выраженной информации на одной простой карте, или линейном графике, или столбчатой диаграмме, которая включает в себя небольшой по объему вербальный текст в несколько слов или фраз.
Программа "Формирование ИКТ- компетентности"
Обращение с устройствами ИКТ
- Включает и выключает устройства ИКТ, входит в операционную систему и завершает работу с ней.
- Входит в ЕОС " Дневник. ру".Использует ЕОС " Дневник. ру" в учебной деятельности.
- Соединяет устройства ИКТ под руководством учителя.
Фиксация изображений и звуков
- Осуществляет фотосъемку и фиксацию звуков в ходе учебного исследования/эксперимента с помощью учителя.
Создание письменных сообщений
- Набирает текст на родном языке в текстовом редакторе.
- Осуществляет комплексное редактирование текста: изменять шрифт, размер кегля, использует функции заливки.
Создание графических объектов
- Создаёт графические объекты в соответствии с поставленной учебной задачей .
- Создаёт диаграммы различных видов с помощью компьютерных средств, задаёт и изменяет параметры диаграммы.
- Отбирает графическую информацию с точки зрения эстетических параметров и технического качества.
- Составляет систему папок на индивидуальном ПК в соответствии с деятельностью.
Создание , восприятие и использование гипермедиа сообщений
- Создает разные виды сообщений: диаграммы, карты, текст. Отправляет виды сообщений другим пользователям.
Коммуникация и социальное взаимодействие
- Составляет развёрнутый план презентации, выступает перед аудиторией с презентацией группового или индивидуального проектов.
- Использует возможности электронной почты для информационного обмена.
- Уважает информационные права других людей.
- Соблюдет нормы сетевого этикета.
Поиск и организация хранения информации
- Ищет и отбирает информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, электронных библиотеках в контролируемом Интернете.
- Использует методы поиска в небольших базах данных.
Содержание учебного предмета «Технология».
Рабочая программа по «Технологии» разработана в соответствии со следующими нормативными документами
- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;
- Закон Омской области № 1569-ОЗ от 18 июля 2013 года «О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области», принят Постановлением Законодательного Собрания Омской области от 11 июля 2013 года № 218;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 31 декабря 2015 года № 1577);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11. 2015 №81;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8.04.2015 №1\15);
- Основная образовательная программа основного общего образования БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63";
- Устав БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 63»
Рабочая программа по технологии составлена на основе Рабочей программы. Технология. Предметная линия учебников «Технология» для 5-8 классов авторы А.Т. Тищенко, И.В. Синица, В.Д. Симоненко. – Москва, «Вентана - Граф», 2015. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии и реализует авторскую программу А.Т. Тищенко, И.В. Синица, В.Д. Симоненко. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
- формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
- освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобра зующей и созидательной деятельности;
- формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
- развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
- профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
В учебном плане БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №63» на преподавание курса технология в 5 классе выделено 2 часа в неделю. С учетом особенностей календаря учебного года и расписания уроков в 5Б классе рабочая программа рассчитана на проведение 68 уроков.
N п\п | Название раздела (темы) | Дидактические элементы | Кол-во часов |
1 | Технологии домашнего хозяйства | Интерьер жилого дома | 1 |
2 | Электротехника | Бытовые электроприборы | 1 |
3 | Технологии обработки конструкционных материалов | 20 | |
3.1 | Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов | Древесные материалы. Технологическая карта. Рабочее место и инструменты Пиломатериалы. Пороки древесины Графическое изображение деталей и изделий. Понятия «изделие» и «деталь». Технический рисунок, эскиз, чертеж. | 12 |
3.2 | Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов | Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы Рабочее место для ручной обработки металлов | 4 |
3.3 | Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов | Сверлильный станок, крепление заготовок | 2 |
3.4 | Технологии художественной обработки материалов | Выпиливание, выжигание | 2 |
4 | Создание изделий из текстильных материалов | 20 | |
4.1 | Свойства текстильных материалов | Классификация текстильных волокон. Способы получения. Основная и уточная нити. Лицевая и изнаночная стороны. Полотняное переплетение. Свойства х.б. и льняных волокон. Ручные стежки и строчки. Конструкция и графическое обозначение. Способы выполнения. Безопасность работы. | 2 |
4.2 | Конструирование швейных изделий | Роль конструкции. Типовая фигура. Мерки. Расчетные формулы. Чертеж основы. Моделирование. Расчет количества ткани. | 2 |
4.3 | Швейная машина | Классификация машин. Технические характеристики. Виды приводов. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Правила подготовки машины к работе. Формирование первоначальных навыков работы | 2 |
4.4 | Технология изготовления швейных изделий | Подготовка ткани к раскрою. Инструменты и приспособления. Перенос контрольных и контурных линий. Обработка деталей кроя. Обработка кармана, пояса, бретелей, низа изделия. Сборка изделия. Стачивание, притачивание. Отделка изделия. Влажно - тепловая обработка. Контроль качества | 10 |
4.5 | Художественные ремесла | Вышивка, технология вышивания крестом. | 4 |
5 | Кулинария | Санитария, гигиена. Правила мытья посуды, применение моющих и дезинфицирующих средств. Безопасные приемы работы. Оказание первой помощи. Физиология питания. Бутерброды и горячие напитки. Блюда из овощей и фруктов. Блюда из яиц. Сервировка стола к завтраку. Приготовление завтрака | 10 |
6 | Технологии творческой и опытнической деятельности | Понятие о творческой проектной деятельности. Этапы выполнения проекта. Определение проблемы. Разработка вариантов решения проблемы. Обоснованный выбор варианта и его реализации. | 14 |
3. Календарно-тематическое планирование
№ | Дата по плану | Дата по факту | ||
Технологии домашнего хозяйства 1ч | ||||
1 | 7.09 | Интерьер жилого дома | Знакомиться с эргономическими , санитарно-гигиеническими и эстетическими требованиями к интерьеру. Планировать кухню с помощью шаблонов и компьютера. | |
Электротехника 1ч. | ||||
2 | 7.09 | Бытовые электроприборы | Изучать потребность в бытовых электроприборах на кухне. Изучать принципы действия и правила эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника. | |
Технологии обработки конструкционных материалов 20ч. | ||||
3-4 | 14.09 | Столярный и универсальный верстак. Столярный и универсальный верстак. | Составлять последовательность выполнения работ. Выполнять измерения. Выполнять работы ручными инструментами. | |
5-6 | 21.09 | Технологический процесс и технологическая операция. П.Р. Планирование создания изделий | Изготовлять детали и изделия по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Выполнять | |
7-8 | 28.09 | Разметка плоского изделия П.Р.Использование ручных инструментов. | Осуществлять сборку изделий по технологической документации. Соблюдать правила безопасного труда. Соединять детали из древесины при помощи гвоздей, шурупов, клея | |
9-10 | 5.10 | Древесина как композиционный материал. П.Р. Определение пород древесины | Распознавать материалы по внешнему виду. Читать и оформлять графическую документацию. | |
11-12 | 12.10 | Пиломатериалы. Характеристика древесины и пиломатериалов. | Изготовлять изделия из древесины с соединением брусков внакладку. Осуществлять сборку изделий по технологической документации. Осуществлять отделку тонированием и лакированием. | |
13-14 | 19.10 | Приемы ручной обработки. П.Р.Особенности выполнения приемов ручной обработки. | Разрабатывать эскизы изделий из искусственных материалов. Разрабатывать технологии изготовления деталей | |
15-16 | 26.10 | Основные технологические операции при ручной обработке металлов. П.Р.Ознакомление с тонкими металлическими листами. | Распознавать металлы, сплавы и искусственные материалы. Организовывать рабочее место для слесарной обработки. | |
17-18 | 9.11 | Соединение тонких металлических листов. П.Р.Планирование слесарных работ | Разрабатывать эскизы изделий из тонколистового металла, проволоки Разрабатывать технологии изготовления деталей из металлов | |
19-20 | 16.11 | Сверлильный станок. П.Р.Изучение устройства сверлильного станка. | Знакомиться с механизмами, машинами, соединениями, деталями. Применять контрольно-измерительные инструменты при сверлильных работах. Выявлять дефекты и устранять их. | |
21-22 | 23.11 | Технологии художественно- прикладной обработки материалов П.Р.Выжигание и выпиливание рисунка. | Изготовлять изделия декоративно-прикладного творчества по эскизам и чертежам. | |
Создание изделий из текстильных материалов 20ч. | ||||
23-24 | 30.11 | Свойства текстильных материалов. П.Р.Изучение свойств тканей из хлопка и льна | Исследовать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Изучать характеристики различных видов волокон и материалов: тканей, ниток, тесьмы, лент по коллекциям. Определять направление долевой нити в ткани. Исследовать свойства нитей основы и утка. Определять лицевую и изнаночную стороны ткани. Определять виды переплетения нитей в ткани. | |
25-26 | 7.12 | Конструирование швейных изделий П.Р.Снятие мерок. | Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений. Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий. Строить чертёж швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам. Копировать готовую выкройку. | |
27-28 | 14.12 | Швейная машина П.Р.Заправка швейной машины нитками | Изучать устройство современной бытовой швейной машины с электрическим приводом. Подготавливать швейную машину к работе: наматывать нижнюю нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, выводить нижнюю нитку наверх. Выполнять прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной стежка по намеченным линиям по прямой и с поворотом под углом с использованием переключателя вида строчек. Выполнение закрепок в начале и конце строчки с использованием клавиши шитья назад. Овладевать безопасными приёмами труда | |
29-30 | 21.12 | Подготовка ткани к раскрою. П.Р.Раскладка выкроек на ткань | Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою. Выполнять экономную раскладку выкроек на ткани с учётом направления долевой нити, ширины ткани и направления рисунка, обмеловку с учётом припусков на швы. Выкраивать детали швейного изделия. | |
31-32 | 28.12 | Требования к выполнению ручных работ П.Р.Изготовление образцов ручных швов | Изготовлять образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок; обмётывание косыми (или петельными) стежками | |
33-34 | 18.01 | Требования к выполнению машинных работ П.Р. Изготовление образцов машинных швов | Изготавливать образцы машинных работ: обмётывание зигзагообразными стежками; застрачивание (в подгибку с открытым срезом и в подгибку с закрытым срезом); стачивание. | |
35-36 | 25.01 | Правила выполнения влажно- тепловых работ П.Р.Проведение влажно- тепловых работ | Проводить декатировку ткани, определять способы ВТО. Проводить влажно-тепловую обработку на образцах машинных швов: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Овладевать безопасными приёмами труда. | |
37-38 | 1.02 | Последовательность изготовления швейного изделия П.Р. Обработка проектного изделия | Выполнять поузловую обработку изделия. Соблюдать культуру производства и ТБ. | |
39-40 | 08.02 | Отделка вышивкой. П.Р.Создание схемы вышивки крестом | Подбирать материалы и оборудование для вышивки крестом. Выполнять образцы вышивки крестом . | |
41-42 | 15.02 | Технология вышивки крестом П.Р.Выполнение образца вышивки | Создавать схемы для вышивки в технике крест. Знакомиться с профессией вышивальщица. | |
Кулинария 10ч. | ||||
43-44 | 22.02 | Санитария и гигиена на кухне. | Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении пищи и хранении продуктов. Организовывать рабочее место. Определять набор безопасных для здоровья моющих и чистящих средств для мытья посуды и уборки кабинета технологии. | |
45-46 | 1.03 | Здоровое питание | Находить и предъявлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов. Осваивать исследовательские навыки при проведении лабораторных работ по определению качества пищевых продуктов и питьевой воды. Составлять индивидуальный режим питания и дневной рацион на основе пищевой пирамиды | |
46-48 | 15.03 | Бутерброды и горячие напитки. П.Р.Приготовление и оформление бутербродов | Приготавливать и оформлять бутерброды. Определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах. Подсушивать хлеб для канапе в жарочном шкафу или тостере. Приготавливать горячие напитки (чай, кофе, какао). Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе. Находить и представлять информацию о растениях, из которых можно приготовить горячие напитки. Дегустировать бутерброды и горячие напитки. Знакомиться с профессией пекарь и форма. | |
49-50 | 22.03 | Блюда из овощей и фруктов П.Р. Приготовление и оформление блюда из овощей и фруктов | Определять доброкачественность овощей и фруктов по внешнему виду и с помощью индикаторов. Выполнять кулинарную механическую обработку овощей и фруктов. Выполнять фигурную нарезку овощей для художественного оформления салатов. Осваивать безопасные приёмы работы ножом и приспособлениями для нарезки овощей. Отрабатывать точность и координацию движений при выполнении приёмов нарезки. | |
51-52 | 5.04 | Блюда из яиц П.Р. Приготовление блюда из яиц. | Определять свежесть яиц с помощью овоскопа или под струей соленной воды. Готовить блюда из яиц. Находить и предъявлять информацию о способах хранения яиц без холодильника, о блюдах из яиц, способах оформления яиц к народным праздникам | |
53-54 | 12.04 | Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку. | Подбирать столовое бельё для сервировки стола к завтраку. Подбирать столовые приборы и посуду для завтрака. Составлять меню завтрака. Рассчитывать количество и стоимость продуктов для приготовления завтрака. Выполнять сервировку стола к завтраку, овладевая навыками эстетического оформления стола. Складывать салфетки. | |
Технологии творческой и опытнической деятельности 14 ч. | ||||
55-56 | 19.04 | Понятие о творческой проектной деятельности. П.Р.Постановка цели и определение задач проекта | Определять цель и задачи проектной деятельности. Изучать этапы выполнения проекта. Выполнять подготовительную работу по проекту. | |
57-58 | 26.04 | Этапы выполнения проекта П.Р.Подготовительный этап | Обосновывать выбор изделия на основе личных потребностей. Выбирать вид изделия. Определять состав деталей. Выполнять эскиз, модель изделия. | |
59-60 | 3.05 | Технологический этап проекта П.Р. Разработка конструкции | Находить необходимую информацию с использованием сети Интернет. | |
61-62 | 10.05 | Технологический этап проекта П.Р.Подбор материалов и инструментов | Разрабатывать чертежи и технологические карты. Изготовлять детали и контролировать их размеры | |
63-64 | 17.05 | Технологический этап проекта П.Р.Изготовление изделия | Оценивать стоимость материалов для изготовления изделия. Подготавливать пояснительную записку. | |
65-66 | 23.05 | Технологический этап проекта П.Р. Расчет себестоимости | Составлять учебную инструкционную карту. Изготовлять детали, собирать и отделывать изделия. | |
67-68 | 30.05 | Аналитический этап. Составление портфолио, защита проекта П.Р.Контроль готового изделия | Оформлять проектные материалы. Подготавливать электронную презентацию проекта. Проводить презентацию проекта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.
Примерная пояснительная записка к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....
Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской
Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...
Рабочая программа по технологии (машиноведение,художественная обработка материалов, электронные технологии),7 класс
Рабочая программа по технологии предназначена для мальчиков, 7 класс...
Рабочая программа по технологии ( электрические инструменты, электронные технологии),8 класс
Рабочая программа по технологии для юношей 8 класса....
Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...
ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»
Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса: повышение профессионального уро...
Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский
Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...