"Семья экономическая ячейка общества»"
план-конспект занятия по технологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Семья экономическая ячейка общества» Цели: 1. Знать экономические функции семьи. 2. Понимать задачи домашней экономики. 3. Проанализировать роли членов семьи и скорректировать свою. Тип урока: объяснение нового материала Научно-методическое содержание урока: потребности человека, экономические отношения, составные части экономической функции семьи, задачи домашней экономики. Ведущие понятия: домашняя экономика, потребность, ресурсы. Учебное пособие: Технология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: «Вентана-Графф», Ход урока:
Рассказ учителя: Инициализация темы: Каждый человек имеет определенные потребности. Например, человек нуждается в пище. Каким образом мы можем удовлетворять эту потребность? Покупать продукты в магазине, выращивать некоторые продукты на своем участке. Назовите, какие еще потребности есть у человека? (Одеваться, ходить в кино, в парикмахерскую и т.д.) В ходе удовлетворения этих потребностей все мы вступаем в определенные экономические отношения: мы платим деньги, а взамен получаем товары или услуги. Что же означает термин экономика. Экономика – наука, изучающая способы и методы хозяйствования, удовлетворяющие потребности людей путем создания необходимых жизненных благ. Беседа с классом. Вопросы: 1. Перечислите, участниками каких экономических отношений можете являться вы? 2. А где вы берете деньги? 3.Изучение нового материала: Дети и родители вместе образуют семью. Среди непреходящих ценностей, созданных человечеством за десятки тысяч лет, семья является одной из величайших. Ни одна нация, ни одна культурная ценность не сумели обойтись без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Семья выполняет ряд функций: продуктивная (воспроизводство общества), регулятивная, коммуникативная (общение членов семьи), рекреативная (воспитание членов семьи), социальная и экономическая. Экономические функции семьи: организация семейного потребления и ведение домашнего хозяйства.θ накопление частно-семейного имущества.θ финансовая деятельность по формированию и использованию бюджета семьи.θ 4.Первичное закрепление новых знаний. 1. Для чего работают родители? 2. Как вы понимаете термин «домашнее хозяйство»? Подумайте, какие роли в вашей семье выполняют ее члены. Определите ведущие роли для каждого члена вашей семьи. Сделайте вывод об изменениях собственного поведения в семье. 5 Вывод урока: Быт – та действительность, в которой мы живем. От того, как мы организуем его, зависит наше счастье в семье, в жизни. Именно от нас зависит, сумеем ли создать в собственном доме, в семье, атмосферу теплоты и добра. Важно уметь рационально распоряжаться имеющимися финансовыми ресурсами, чтобы деньги не могли нарушить семейное благополучие. А этому умению необходимо начинать учиться уже сейчас. 6.Домашнее задание. Найти пословицы, поговорки о семье, рачительности, экономности. Тема урока: «Семья и бизнес» Цели: 1. Знать источники дохода семьи. 2. Понимать экономическую взаимосвязь семьи и окружающей среды. 3. Вырабатывать предложения по улучшению благосостояния своей семьи. Тип урока: объяснение нового материала Ведущие понятия: уровень благосостояния семьи, предпринимательская деятельность, бизнес, прибыль, коммерческий бизнес, предпринимательский бизнес, посредническая деятельность, финансовый бизнес. Учебное пособие: Технология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: «Вентана-Графф», 2001. —240с. Ход урока:
Вопросы: Назовите функции семьи? Дайте краткую характеристику каждой функции. Что изучает домашняя экономика
Рассказ учителя: Инициализация темы: «Семья – это группа людей, которых соединяют узы крови и ссорят денежные вопросы» Этьен Рей. Как вы понимаете значение этих слов? Подводит итог сказанному: деньги, денежные вопросы, зачастую, являются главным яблоком раздора в семье. Из каких же источников складывается общий доход семьи, и можете ли вы помочь своей семье в увеличении доходов? Об этом сегодня и пойдет наш разговор. Есть и другой путь обеспечить семью – собственный бизнес. Таким образом заработать на жизнь свою и своей семьи можно двумя способами: 1. работая на других в качестве наемного работника и получая заработную плату, 2. работая на себя, занимаясь предпринимательской деятельностью, собственным бизнесом и получая доходы в виде прибыли. Первичное закрепление новых знаний. 1. Назовите плюсы и минусы работы в качестве наемного работника и в качестве хозяина собственного дела. 2. Перечислите факторы, которые определяют виды семейной предпринимательской деятельности. 4.Вывод урока: Для повышения уровня благосостояния своей семьи вы, уже в вашем возрасте можете сделать совсем немало. Ищите приемлемые для себя способы самообеспечения и приработка. Самообеспечение – это свой садик, огородик, умение шить, вязать, мастерить. Очень многое в быту можно сделать своими руками, если руки умелы. Это не только позволит увеличить доход семьи, но и выгодно выделит ваш дом и ваш облик от «ширпотребовских» стандартов. Для того чтобы воспользоваться возможностями приработка, необходимо уметь распоряжаться своим временем, совершенствовать свои умения и овладевать новыми.
Тема урока «Потребности семьи» Цели: 1. Знать алгоритм рациональных покупок. 2. Уметь выстраивать иерархию собственных потребностей. 3.Уметь корректировать свои потребности с учетом возможностей семьи. Тип урока: объяснение нового материала Научно-методическое содержание урока: иерархия потребностей по А.Маслоу, составляющие потребности семьи, зависимость потребностей от определенных факторов, совершение разумных покупок. Ведущие понятия: потребность, рациональные потребности, физиологические потребности, социальные потребности, самореализация, рациональные покупки. Учебное пособие: Технология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: «Вентана-Графф», 2001. —240с. Ход урока: - Мы с вами уже знакомы с понятием «потребность». Вспомним его значение. Ученики отвечают (осознанное желание иметь что-либо). - Расшифруйте подробнее, что же необходимо человеку для жизни? (еда, одежда, жилье). - Вы все правильно говорите, но, как говорится, не хлебом единым жив человек. В чем еще нуждается человек? (развлечения, общение, уважение и др.). - Как мы видим, человеку необходимо удовлетворять разнообразные потребности. Американский психолог Абрахаам Маслоу предложил специальную «пирамиду потребностей», которая описывает все разнообразие человеческих потребностей и желаний по восходящей линии. работа с учебником. Откройте учебник § 3. Найдите схему 2 Иерархия человеческих потребностей. Физиологические потребности – в пище, еде есть у каждого. Но помимо них у современного человека есть много других. Он живет в обществе, встречается с друзьями, коллегами, незнакомыми людьми. Он хочет, чтобы к нему относились с уважением люди, чтобы его принимали окружающие. Что же необходимо сделать, чтобы всем всё купить? Возможно ли такое? Возможно, если следовать следующему алгоритму. «Как совершать рациональные покупки» 1. Составить список намеченных покупок. 2. Классифицировать этот список по табл.1 § 3 . 3. Определить сроки покупки. 4. Проанализировать «за» и «против» намеченной покупки по табл.2 § 3. 5. Провести трехступенчатый анализ, приведенный на с.17 § 3. 6. Проанализировать свойства товара. 7. Совершить покупку в соответствии с правилами покупки. Домашнее задание. Совместно с родителями составить список необходимых вещей и проанализировать их алгоритму «Как совершать рациональные покупки». Вывод урока: в жизни человека ему постоянно приходится выбирать. Это происходит потому, что его желания безграничны, а возможности ограничены. Выстроить иерархию собственных потребностей, т.е. понять, что вам нужно больше, а что меньше, сложно, но необходимо, иначе вы будете тратить деньги не на то, в чем действительно нуждаетесь. Тема урока Потребности семьи Цели: 1. Знать преимущества и недостатки различных форм торговли. 2. Уметь определять подводные камни приемов стимулирования сбыта. Учебное пособие: Технология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: «Вентана-Графф», 2001. —240с. Ход урока: Учитель. Каждый из нас не раз бывал в роли покупателя. Существует анекдот о том, какую цену мы платим за свои покупки: владелец оптического магазина учит своего сына, как выжимать деньги из покупателей: - Сынок, после того, как ты подберешь покупателю очки, и он спросит, сколько они стоят, ответь: «Десять долларов». Затем подожди немного и смотри. Если он не вздрогнет, говори: «Это за оправу. Стекла стоят еще десять долларов». Выжди еще, но поменьше, и если покупатель опять не вздрогнет, добавь: «За каждое». Какие же правила покупки необходимо знать, приобретая вещи? Об этом и пойдет речь на уроке. Ваше домашнее задание заключалось в составлении списка необходимых для вашей семьи вещей и их анализ. Проверка домашнего задания. Итак, что именно нам нужно мы определили. Дело за малым: определить, где это купить, чтобы не потратить зря деньги, время и нервы. Где же мы можем покупать необходимые товары? Схема пунктов приобретения товаров. Магазины (супермаркеты, специальные, традициооные); Рынки и ярмарки (розничные, оптовые, продовольственные, вещевые); Вне магазина (посылочная торговля, Интернет-магазины, торговые агенты). Знакомство со схемой происходит в диалоговом режиме. Ученики приводят примеры из собственной жизни: названия магазинов, которые они посещали, наиболее часто посещаемые магазины и др. Практическая работа №1. Цель: уметь оценивать преимущества и недостатки различных форм торговли. Произвольно, в соответствии со своими желаниями ученики делятся на группы. Представитель от каждой группы берет конверт с заданием. Задания. 1. Вам нужна какая-либо вещь, аналогов которой существует великое множество. Например, шампунь. Причем вы еще не сделали выбор между различными марками этого товара. Куда вы отправитесь его покупать? Обоснуйте свой ответ. (Необходимо найти магазин, в котором ассортимент этого товара достаточно широк, т.к. там легче сравнить множество аналогичных товаров, получить квалифицированную справку продавца и выбрать наиболее подходящий). 2. Вы хотите приобрести сложный технический товар точно известной фирмы. Где вы можете это сделать? Обоснуйте свой ответ. (Необходимо идти в специализированный магазин, где можно получить консультацию продавца. Однако специализированные магазины могут быть фирменные и магазины, где представлены товары различных производителей. Предпочтительнее приобретать технику точно известной фирмы в фирменном магазине, т.к. в таком магазине прямые поставки с фирмы, свои сервисные центры обслуживания, возможно постоянным покупателям делается скидка). 3. Вам необходимо закупить продукты на неделю для семьи. Какие продукты вы будете закупать и где. Обоснуйте свой ответ. (Покупаются продукты длительного хранения: мука, сахар, крупы, консервы. Предпочтительнее покупать там, где дешевле, т.е. на мелкооптовом рынке или, если позволяют средства в супермаркете, где тоже представлен широкий выбор продовольственных товаров). Проверка задания. Вывод: Анализируя плюсы и минусы форм приобретения различных товаров, вы сможете найти баланс между ценой, качеством и временем. Учитель. Торговля не смогла бы существовать, если бы не получала прибыль. Поэтому существует очень много различных способов привлечения потенциальных покупателей: продажа в кредит,θ распродажи нескольких видов: предпраздничные, сезонные,θ лотереи – покупая товары определенных, вы имеете шанс выиграть призθ Учитель. Поднимите руки, когда в семье приобретались товары в кредит? А теперь, поднимите руки, кто покупал товары во время распродаж? А сейчас откликнетесь те, кто участвовал в торговых лотереях? Практическая работа №2. Цель: уметь определять подводные камни различных приемов привлечения к покупке. Распределитесь по группам таким образом, чтобы в одной группе оказались те, кто 1. Приобретал товары в кредит (родители). 2. Покупал товары на распродажах. 3. Стремился получить приз через торговую лотерею. Обсудите в группах преимущества и недостатки ваших способов приобретения товаров и выработайте небольшую памятку потребителю с полезными советами. Обсуждение результатов работы с приведением конкретных ситуаций, участниками которых являлись дети или члены семей. Вывод урока: Многообразны формы торговли, многообразны способы, которыми продавцы стремятся привлечь покупателей. Задача продавцов привлечь как можно больше покупателей. Задача нас, покупателей, - извлечь как можно больше пользы из борьбы продавцов за наш кошелек и, желательно, не попасться на торговые уловки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Семья – ячейка общества»
Цели:познакомить учащихся с Семейным кодексом РФ опираясь на статьи Семейного кодекса, показать как современное российское законодательство отражает интересы детей и родителей; способствовать формиров...
Технологическая карта к уроку: "Семья-ячейка общества"
В ней прописаны цели,этапы,формы и методы работы....
Семья как экономическая ячейка общества
Презентация для урока технологии в 8 классе по теме "Семья как экономическая ячейка общества"....
Урок технологии в 8-м классе по теме "Семья как экономическая ячейка общества"
Урок технологии в 8-м классе по теме "Семья как экономическая ячейка общества".Раздел "Семейная экономика"...
Тема: Семья как экономическая ячейка общества. Предпринимательство в семье.
Цели: познакомить учащихся с понятием семья, ее функциями, потребностями, путями их удовлетворения; дать понятие семейной экономики, предпринимательства; развивать понимание того, что благополучие сем...
«Семья как экономическая ячейка общества»
Цель: рассмотреть экономические взаимоотношения семьи с рынками потребительских товаров и ресурсов, государством. Задачи:Задачи:-образовательные: повторение и углубление с...
Урок по технологии «Семья как экономическая ячейка общества» в 8 классе
Урок направлен на формирование знаний о роли семьи в экономической структуре нашего общества, стимулирующей его социально-экономическое развитие, на развитие экономического и правового мышления, воспи...
- Мне нравится (1)