Здоровьесберегающая среда
методическая разработка по технологии на тему

Рябкина Елена Павловна

Создание здоровьесберегающей среды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.2.4_zdorove_sber.tehnologii.docx27.15 КБ
Файл 5.2.4_sozd.zdor_.sber_.sredy_.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Создание здоровьесберегающей среды на уроках технологии.

Здоровье – величайшая ценность. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, основа для успешной самореализации личности. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровьесберегающего мышления и поведения личности. С другой стороны, школьная среда чаще всего не создает условий для укрепления здоровья. В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья детей России.  По данным специалистов, около 90% детей имеют отклонение в физическом и психическом здоровье; 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в пять раз возросло число нарушений зрения и осанки, в четыре раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеванием органов пищеварения.  Доля здоровых детей неуклонно уменьшается, особенно эта неблагоприятная тенденция характерна для детей школьного возраста. "Школьный фактор" - это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье учащихся.

В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии - задача особой важности для преподавателей этого предмета.

На уроках прежде всего создаю условия для здорового развития детей:

1.Соблюдаю физиологические основы учебно-воспитательного режима:

- время трудоспособности, утомляемости учащихся;

- учебная нагрузка, дозирование домашних заданий,

-физкультминутки.

2.Произвожу гигиеническую оценку условий и технологий обучения:

-воздушно-тепловой режим;

-световой режим;

-режим и организация учебно-воспитательного процесса.

3.Формирую здоровый образ жизни.

На уроках провожу мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки (физкультминутки), для глаз. Создана папка комплексов физкультминуток. Упражнения сочетают в себе движение глазами, головой и туловищем. Активно использую на своих уроках физкультминутки из интернета, постоянно их меняя. Для себя я выделила несколько правил для проведения физкультминуток:

 - Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания;
- Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность; 
- Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении  не даёт желаемого результата. 
- Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.  

-   Активное поведение учащихся на физкультминутке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений.

-На уроке проводятся 1-2 физкультминутки  по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока. 

Большое внимание уделяю нормированию домашних заданий, для недопущения перегрузок. Обращаю особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом.

В кабинете технологии воздушно-тепловой и световой режим соблюдается полностью. Кабинет регулярно проветривается. Для большей освещенности кабинета и снятия нагрузки на глаза, было проведено дополнительное освещение, оформлен стенд по правилам техники безопасности.

В течение всего урока обращаю внимание на посадку учащихся за столом, за швейной машиной и при различных видах рукоделия. Число видов учебной деятельности (опрос учащихся, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практические занятия, игровые, соревновательные моменты) и частота их чередования. Лучший вид отдыха – смена деятельности. Норма 4-7 видов за урок по — 7-10 минут. Число и чередование использованных видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма — не менее трех за урок, не позже чем через 10-15 минут.

Применяю на уроке:

-методы свободного выбора: свободная беседа, выбор способа действий, свобода творчества;

- активные методы - ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар;

- методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, воображения, самооценки.

Преподавание предмета технологии и трудового обучения позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки домашних заданий.

При изучении раздела «Кулинария», учащиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической  ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учащихся на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.

При изучении тем по материаловедению и раздела «Проектирование и изготовление одежды» учащиеся знакомятся с натуральными, искусственными и химическими волокнами, из которых изготавливают ткани, их свойствами, применением и влиянием одежды и тканей, из которых она сшита, на здоровье человека.

В результате изучения такого раздела как «Интерьер жилого дома» дети узнают о требованиях, предъявляемых к кухне, прихожей, детской комнате, о роли и влиянии освещения на эмоциональное состояние человека.

Особое место на уроках технологии занимают такие разделы как «Гигиена, косметика» и «Уход за одеждой и обувью». Школьники получают знания по гигиеническим требованиям и правилам ухода за кожей, волосами, ногтями, знакомятся с приёмами хранения одежды и обуви, учатся подбирать одежду и обувь в соответствии с погодными условиями, что, несомненно, влияет на ведение учащимися здорового образа жизни.

Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся.

Уроки технологии дают возможность переключения учащихся с умственной деятельности на физическую деятельность, более эмоциональную.

Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке.

Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:

- улыбок,

- уместных остроумных шуток,

- использования поговорок,

- афоризмов с комментариями,

- музыкальных минуток и т.д.

Желательно, чтобы завершение урока было спокойным:

- учащиеся имели возможность задать учителю вопросы,

- учитель мог прокомментировать задание на дом,

- попрощаться со школьниками.

Результативность.

     Можно сделать вывод, что здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Каждый год я провожу диагностику в острый период адаптации (сентябрь-октябрь). По результатам этой диагностики на конец октября успешно адаптировались – 86% и испытывали небольшие затруднения – 14% (3 человека). В дальнейшем с данными учениками была проведена коррекционно-развивающая работа и на конец учебного года все ученики успешно адаптировались.

    Сравнивая количество пропусков по болезни в начале года и на конец учебного года, становится ясно, что дети стали болеть значительно реже. Считаю, что такие результаты стали возможными и благодаря использованию здоровьесберегающих технологий на моих уроках.

Вывод:

     Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность  школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья, повышению качества знаний. Я планирую продолжать целенаправленную работу по сохранению здоровья детей.  В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Физкультминутки на уроках технологии в школе.

Физкультурные минутки и паузы во время уроков проводятся как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерывы в работе необходимы для органов зрения, слуха, мышц туловища и мелких мышц спины.

Задачи: снять физическое психическое напряжение у обучающихся путем переключения на другой вид деятельности; добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений; формировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений.

Условия проведения. Физкультминутки проводятся в течение 2-3 минут в момент проявления у обучающихся признаков утомления. Комплекс включает в себя 3,4 упражнения. Каждое упражнение повторяется не менее 4-6 раз. Выполнение упражнений должно быть эмоциональным, что может быть достигнуто путем произнесения несложных стихотворных текстов в ритме движений. Комплексы могут проводиться сидя или стоя, вслед за показом или вместе с учителем. Выполняют упражнения на выпрямление ног и туловища, разведение плеч, поднимание головы, расслабление кистей, дыхательные упражнения, движения для профилактики нарушения осанки. Следует выполнять специальные упражнения для глаз с целью профилактики близорукости. Эти упражнения могут выполнятся вместе с общеразвивающими. В этом случае при выполнении общеразвивающих упражнений, связанных с движением рук, рекомендуется одновременно выполнять движения глазами, фиксируя глаз на кисти.

Гимнастика для глаз.

Задачи: способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений; предупредить зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное утомление у школьников.

1). Ах, как долго мы писали.

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево – вправо)

Ах, как солнце высоко! (Посмотреть вверх).

Мы глаза сейчас закроем, (Глаза закрыть ладошками)

В классе радугу построим!

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо, вверх-влево)

Вправо, влево повернем.

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз)

Жмурься сильно, не держись! (Зажмуриться, открыть глаза и поморгать ими).

2) Бабочка.

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки).

И вдруг проснулся (поморгать глазами).

Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки)

Встрепенулся, потянулся руки согнуты в стороны, выдох).

Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).

3) Закрыть глаза, выполнить круговые движения глазными яблоками влево-вправо. Повторить 2. 3 раза в каждую сторону. Поморгать глазами. Повторить 5, 6 раз.

4) Попросить детей закрыть глаза. «Не открывая глаз посмотрите в окно, посмотрите на дверь. Представьте, что в кабинет влетела бабочка, и летает под потолком. Последите за ней! А теперь она вылетела в окно! Откройте глаза! Поморгайте!».

Упражнения на релаксацию.

Упражнения на мышечное расслабление необходимы для управления процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у ребенка возникает избыточное напряжения в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения. Начинают нервничать. Что приводит к напряжению новых групп мышц. Для управления этими процессами необходимо научить детей расслаблять мышц. Упражнения на мышечное расслабление способствует профилактике заболеваний органов кровообращения. Эти упражнения облегчают дыхание, способствуют нормальной жизнедеятельности органов пищеварения. Благодаря тормозному действию, упражнения в расслаблении мышц эффективны при повышенном возбуждении с целью профилактики неврозов и перевозбуждении нервной системы. Упражнения на релаксацию можно проводить на любом уроке в течении 3-5 минут.

1) Расслабление мышц плечевого пояса.

- Роняем руки (Поднимаем руки вверх, слегка наклоняемся вперед. Роняем руки. Повиснув, руки слегка качаются, пока не остановятся. Повторяется несколько раз). Образ: руки висят, как веревочки.

- Трясем кистями. (И.П. – руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.

- Стряхиваем воду с пальцев. (И.П. – руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнением полезно крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
- Мельница. (Дети описывают руками большие круги, делая маховые движения вперед – вверх). Движения выполняются несколько раз подряд в быстром темпе.

2) Расслабление и напряжение мышц корпуса.

- Роняем руки.

Дети поднимают руки в стороны, корпус, голова и руки падают вперед, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном, плечевом поясе и принимают исходное положение.

- Деревянные и тряпичные куклы. 

Изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы ног, корпуса слегка отведенных в стороны рук и делают резкий поворот всего тела, сохраняя неподвижность шеи, рук, плеч, ступни не отрывая от пола.

Тряпичные куклы. Быстрыми и короткими толчками поворачивают тело то вправо, то влево. При этом руки взлетают и обвиваются вокруг тела.

Упражнения могут сопровождаться спокойной музыкой.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ  В СТИХАХ.

Ритмичные гимнастические движения очень хорошо сопровождать такими же ритмичными стихами. Такие стихи легко запоминаются, произнося их быстрее, можно ускорять темп упражнений.

Разучив гимнастику в стихах ребята могут делать зарядку сами, без помощи взрослых, ориентируясь на смысл стишка.

Потягушки

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Повторим теперь на «бис»!

Вращение головой

Упражнение простое,

Крутим влево головою.

А теперь круги направо.

Зарядились мы на славу!

Рывки руками

Сжали руки в кулаки,

Начинаются рывки.

Левой, правой, левой, правой.

Молодцы, ребята, браво!

Нам такая физкультура

Укрепит мускулатуру!

Наклоны в стороны

Встали прямо, ноги шире,

Подбоченились руками.

Наклонились в правый бок,

Влево наклонились,

А теперь еще разок,

И остановились.

Приседания

Продолжаем мы зарядку,

И идем плясать вприсядку!

Раз – присели, два – привстали,

Еще разик! Не устали?

Энергичней приседаем!

Спинку резче выпрямляем!

Бег на месте

Встали строем, как солдаты.

Бег на месте, аты-баты!

Побыстрей! Коленки выше!

Замедляем бег. Потише!

Дышим ровно, глубоко,

Медленно идем, легко.

Раз и два – считаем вместе.

Три, четыре. Стой на месте!

Успокаиваем дыхание

Хорошо позанимались.

Все трудились, все старались.

Отдохнуть пришла пора.

Ровно дышим, детвора!

Пусть немного мы устали,

Но, сильней и крепче стали.

Ежедневная зарядка

Помогает быть в порядке.

В сторону отложим учебник и тетрадь,
В работе нужен отдых – это надо знать!
Пальчики по парте отбивают такт,
Словно на рояле играет музыкант.

А теперь мы встанем с ваших мест друзья
И поаплодируем – без этого нельзя!
Влево мы посмотрим, а затем направо,
А теперь, ребятки, мы посмотрим прямо.

Глазками покрутим по стрелке часовой,
Вверх поднимем ручки, сомкнём над головой.
Сделаем глубокий очень вдох, друзья,
Жить без кислорода нам никак нельзя.

Ручки опустили, на носочки поднялись,
Сели, успокоились, работой занялись.
Взяли мы учебник, взяли мы тетрадь,
Снова мы готовы знания получать!



Предварительный просмотр:

Создание здоровьесберегающей среды.

Сегодня современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающий и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям.

       Вот некоторые характеристики урока, которые можно назвать здоровьесберегающими, применяемые мной.

Выполнение рекомендаций СанПиНа:

  • требования к освещенности кабинета, требования к мебели,
  • температурный режим помещения,
  • проветривание помещения,
  • уровень шума,
  • место и длительность применения ТСО и др.

Динамическая организация урока:

  • физкультминутка,
  • дыхательная гимнастика,
  • глазная гимнастика,
  • поза учащегося во время урока.

Психологический подход при проведении урока:

  • учет индивидуальных особенностей учащихся,
  • учет темперамента учащихся,
  • умение работать с различными группами учащихся                           (гиперактивными)
  • дифференцированный подход в обучении.

Психологический климат урока:

  • мажорность урока (эмоциональность),
  • проявление доверительного подхода к ученикам,
  • наличие на уроке эмоциональной разрядки,
  • создание ситуации успеха и др.

Некоторые педагогические знания и умения:

  • чередование различных видов деятельности (средней продолжительности и частоты),
  • количество используемых на уроке методов, чередование методов,
  • плотность урока,
  • темп окончания урока,
  • определение момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности,
  • умение учителя оценить процесс формирования внимания и мышления,
  • умение оценить уровень работоспособности.

Формирование ЗОЖ и культуры здоровья на уроке:

  • включение в учебные программы модулей по вопросам здоровья,
  • постановка воспитательной задачи по привитию культуры здоровья

Творческий характер образовательного процесса – главное условие здоровьесберегающей среды. Включение ученика, учителя в творческий процесс способствует поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал; развитию личности ребенка, формированию его успешности; а, следовательно, снижению утомляемости, преодолению стресса и, как результат, сохранение его здоровья.

Создание ситуации успеха, как для ученика, так и для учителя — одна из приоритетных задач нашей школы.

Из опыта работы.

       Опишу некоторые приемы,  Которые  использую в своей работе для создания здоровьесберегающей среды на уроках технологи.

I.На основе результатов экспериментальной работы школы  С.В. Кравкова,установлено,  10% информации мы запоминаем из того, что слышим; 50 % информации мы запоминаем из того, что видим; 90 % информации мы запоминаем из того, что делаем сами. Особое значение в развитии познавательной сферы и личности в целом играет зрительная информация.

1. Для профилактики близорукости я использую:

упражнения для глазодвигательных мышц:

- плотно закрыть и широко открыть глаза (повторить 5 – 6 раз);
- посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы;
- вращать глазами по кругу по часовой стрелке и обратно.

упражнения, снимающие утомление глаз:

- сидя, крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд, а затем открыть на 3 – 5 секунд. Повторить 6 – 8 раз (упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровоснабжения век и расслаблению мышц глаза);
- сидя, быстро моргать в течение 1 – 2 секунд (способствует улучшению кровоснабжения);
- стоя, смотреть прямо перед собой 2 – 3 секунды, а затем поставить палец руки на 25 – 30 см от глаза, перевести взор на кончик пальца и смотреть прямо на него 3 – 5 секунд.                   - опустить руку, повторить 10 раз (снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии);
- сидя, закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальцев в течение минуты (способствует расслаблению мышц, улучшает кровоснабжение).

2. Таблицы, схемы оформляю в разных цветах и на доске работаю мелом разного цвета.

     Уже в древности люди знали: каждый цвет может по-своему воздействовать на человека – вызывать чувство радости или грусти, возбуждать или успокаивать, создавать различные ощущения.

     Если человек устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный.

     Активно использую монохромные пятна, нарисованные кленовые листья. На уроках детям рекомендую пользоваться цветными ручками, карандашами, что является компенсирующим для многих категорий детей.

     Для  снятия напряжения с плечевого пояса,  с позвоночника применяю физминутки. Самую большую физминутку провожу на 20 минуте урока, так как на этой минуте наступает фаза компенсированного (преодолеваемого) утомления.

      Мне  очень близки слова академика, хирурга Н. М. Амосова: «Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддержать его высокий уровень здоровья вполне возможно».

       Здоровье учащегося нельзя рассматривать в разрезе только одной дисциплины. Таким образом, система здоровьесбережения при обучении должна стать неотъемлемым компонентом единой здоровьесберегающей среды школы, под которой в рамках настоящего исследования понимается система взаимосогласованных мер, распространяемых на преподавание всех учебных дисциплин и внеучебную деятельность, обеспечивающих предупреждение заболеваний, гармоничное духовное и физическое развитие школьников.

      Оценивая учащихся, прежде всего учителю стоит поверить в своих учеников, поверить в их силы, дать им возможность дотянуться до своей высшей планки развития. Дети должны почувствовать «ситуацию успеха»  и тогда их школьная жизнь, их учебный труд станут более качественным и успешным.

Результативность.

     Можно сделать вывод, что здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Каждый год я провожу диагностику в острый период адаптации (сентябрь-октябрь). По результатам этой диагностики на конец октября успешно адаптировались – 86% и испытывали небольшие затруднения – 14% (3 человека). В дальнейшем с данными учениками была проведена коррекционно-развивающая работа и на конец учебного года все ученики успешно адаптировались.

    Сравнивая количество пропусков по болезни в начале года и на конец учебного года, становится ясно, что дети стали болеть значительно реже. Считаю, что такие результаты стали возможными и благодаря использованию здоровьесберегающих технологий на моих уроках.

Вывод:

     Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность  школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья, повышению качества знаний. Я планирую продолжать целенаправленную работу по сохранению здоровья детей.  В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет по теме "Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"

Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"...

управление развитием здоровьесберегающей среды в школе

Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни,  выбора об...

Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении ...

Педагогический проект "Новой России-здоровое поколение" (создание здоровьесберегающей среды в школе)

   О неблагополучии в  сфере  здоровья учащихся знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. И о ней стали говорить открыто и на всех уро...

Программа"Мониторинг формирования здоровьесберегающей среды и здоровья учащихся школы

Идея сохранения здоровья представляется нам полумерой, так как слишком высок уровень патологической поражённости  детей.  Следовательно, более актуальной является задача об...

Социальное партнерство как ресурс развития здоровьесберегающей среды образовательного учреждения

На современном этапе российской школы социальное партнерство рассматривается нами как наиболее актуальный тип взаимодействия учебного учреждения с социумом....