История трудового обучения в школе.
статья по технологии на тему

Замолоцкий Владимир Львович

Краткая статья об истории развития трудового обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

История трудового обучения в школе.

Технология (трудовое и профессиональное обучение) - учебный предмет в средней общеобразовательной школе Российской Федерации (до 1985/86 учебного года - трудовое обучение); один из основных элементов системы подготовки школьников к труду, важное средство их профессионального самоопределения. Основная задача предмета - приобретение учащимися знаний о предметах, средствах и процессах труда, общетрудовых и специальных умений и навыков, необходимых для выполнения производительного труда и овладения какой-либо из массовых профессий. Важнейшие принципы предмета - политехническая направленность, связь с изучением основ наук, творческий подход к решению трудовых задач и полезный для личности и общества характер результатов труда учащихся. 


Технология в школе (под назв. "Ручной труд") как самостоятельный учебный предмет впервые было включено в учебные планы начальных школ и учительских семинарий Финляндии (1866). Первые разработки теории и практики трудового обучения связаны с именем финского педагога У. Сигнеуса. Во 2-й пол. 19 в. трудовое обучение стало вводиться в общеобразовательных школах Франции (1882), Великобритании (1890), Италии (1894), США (1895) и др. стран. Педагогические идеи, цели и задачи, содержание и формы трудового обучения у представителей различных направлений имели свои специфические особенности (см. Трудовая школа). 


В России "Ручной труд" начал преподаваться с 1884 г. Широкое распространение в общеобразовательной школе получила система трудового обучения, созданная К. Ю. Цирулем. Целями и задачами трудового обучения в дореволюционной школе было воспитание трудолюбия, развитие мышц руки, глазомера, ознакомление со свойствами материалов и различными инструментами. Трудовое обучение носило ремесленный характер и давало учащимся знания и умения преимущественно по обработке древесины. "Примерная программа ручного труда" (1910) для 1-5-х кл, разработанная при участии А. П. Пинкевича, В. Н. Верховского, С. И. Созонова и др., включала усвоение приёмов слесарного и столярного дела, токарной обработки металлов; в сельских школах - главным образом, сельскохозяйственного труда. 

В годы становления советской школы трудовое обучение вводилось в учебные планы, исходя из задач политехнического образования. В объяснительной записке к программе по труду (1927) цели "политехнического воспитания" и введения технологии в школе формулировались как "изучение основного научного принципа всякого труда и ознакомление с главными материалами и инструментами наиболее важных и распространённых производств; воспитание сознательного отношения к труду в обстановке индустриализации". В содержание программ входили переплётное дело, обработка древесины, металлов, электромонтаж, домоводство, сельскохозяйственный труд и т. д. 

В 1937 трудовое обучение в общеобразовательной школе было отменено, но в 1939 вновь был поставлен вопрос о подготовке школьников к практической деятельности. С 1954/55 учебный год учебный предмет был восстановлен в 1-5-х классах, а с 1956/57 - во всех остальных классах средней школы. В начальной школе был введён "Ручной труд" (1 ч в неделю), в 5-7-х классах - практические занятия в учебных мастерских и на учебно-опытных участках (2 ч в неделю), в 8-10-х классах - практикумы по машиноведению, сельскому хозяйству и электротехнике. Во 2-й половине 50-х гг. в 8-10-х классах преподавался курс "Основы производства", включавший: в городской школе - машиноведение, основы промышленного производства (на примере конкретного предприятия), автодело, электротехнику, а в сельских школах – сельское хозяйство, машиноведение, основы растениеводства, животноводства, электротехнику и электрификацию сельского хозяйства. В 1958-65 в учебный план введено производственное обучение (12 ч в неделю в 9-11-х классах), предполагавшее овладение каждым учащимся определённой профессией. Курс "Основы производства" как самостоятельный был упразднён, его разделы органически включались в программы профессиональной подготовки учащихся 9-11-х классов. В 1966 обязательное производственное обучение было отменено, т. к. выявились серьёзные недостатки в его организации: не было необходимой материальной базы, квалифицированных учительских кадров, возникли трудности в удовлетворении различных профессиональных интересов школьников. Производственное обучение сохранялось только в тех школах, которые имели соответствующие условия. 

С 1967/68 учебного года на трудовое обучение отводилось 2 ч в неделю в каждом классе. В 1-3-х классах занятия проводились по единой для всех школ программе (элементы техники, обслуживающего и сельскохозяйственного труда). Для средних и старших классов было разработано несколько вариантов программ, что преследовало две цели: дать возможность школам строить трудовое обучение в соответствии с производственным окружением и имеющейся материальной базой; учитывать интересы учащихся и возможность их включения в трудовую деятельность на местных предприятиях. В старших классах трудовое обучение организовывалось преимущественно в форме трудовых политехнических практикумов в условиях школы. Использовалась и производственная база, в первую очередь, межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК) и учебные цехи предприятий, поля и фермы колхозов и совхозов. 

В 1977 было увеличено время на трудовое обучение в 9-10-х классах (до 4 ч в неделю), в его основу было положено свыше 20 профилей трудового обучения, в том числе электротехника, радиоэлектроника, металлообработка, деревообработка, основы строительного дела, машиностроительное черчение, обработка тканей, торговое обслуживание и др. Обучение по каждому из профилей предусматривало активное привлечение учащихся к производительному труду, а для желающих - приобретение массовой профессии; дальнейшее развитие получили УПК, ученические производства, бригады и т. п. 

Учебная программа по каждому профилю предусматривала общетрудовую (планирование, организация труда, самоконтроль), общепроизводственную (основные сведения о группе родственных отраслей производства, основы экономики и организации производства и труда, сведения об охране окружающей среды, научно-технический прогресс на производстве и т. п.; формирование общепроизводственных умений - вычислительных, графических и т. п.), общетехническую (основы электротехники, машиноведения, технического черчения, автоматики) и специальную (основы технологии какого-либо производства и выполнение конкретных работ по одной из профильных профессий) подготовку учащихся. 

С середины 80-х гг. система Трудового и профессионального обучения была связана с реализацией школьной реформы. Предполагалась преемственность Технологии в неполной средней школе с профессиональной подготовкой в средних ПТУ, средних специальных учебных заведениях или в 10-11 -х классах. Начиная с 1986/87 учебного года, по мере перехода на новый учебный план, на Технологию выделяется в 1-7-х классах 2 ч, в 8-9-х - 3 ч, в 10-11х - 4 ч в неделю. 

Увеличение времени на Технологию в 8-9-х классах было вызвано введением (1984) учебного курса "Основы производства. Выбор профессии" (1 ч в неделю). В содержание курса входят: понятия о научных основах современного производства и ведущих направлениях его интенсификации; общие сведения по научным основам выбора профессии; практические работы по ознакомлению с 2-3 профилями трудовой подготовки и массовыми профессиями, выполнению доступных экономических расчётов, составлению профессиональных планов и др., а также экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, межшкольные учебно-производственные комбинаты, средние профессионально-технические училища и др. объекты. Уделяется внимание ознакомлению учащихся с вопросами эргономики, научной организации труда на производстве с применением электронно-вычислительной техники. 

В условиях перехода к новым экономическим отношениям, рынку труда и профессий стало уделяться внимание использованию Трудового и профессионального обучения для воспитания и самовоспитания предприимчивости, деловитости, профессиональной мобильности и т. п., усилилась экономическая подготовка учащихся в средней школе. 

К 1994 разработаны различные варианты Трудового обучения. Оно осуществляется с учётом социально-экономических преобразований, начавшихся в 90-х гг. В 1-4-х классах учащиеся должны овладеть необходимыми в жизни элементарными приёмами ручного труда с различными материалами, выращивания сельскохозяйственных растений, ремонта учебно-наглядных пособий, изготовления полезных для школы, детского сада и дома предметов и др. На этой ступени начинается знакомство детей с некоторыми доступными для их понятия профессиями. Программа в 1-4-х классах имеет два раздела: технический труд и сельскохозяйственный труд. Технический труд включает работы с бумагой, картоном, тканями, природными материалами, проволокой, фанерой; сборку макетов и моделей из наборов "Конструктор" с целью ознакомления учащихся с элементами техники; переплётные работы; комбинированные работы по изготовлению полезных изделий. Изучая сельскохозяйственный труд, учащиеся начальных классов должны овладеть знаниями и элементарными умениями по выращиванию растений в помещении и на школьном участке. Предусмотрено проведение экскурсий для ознакомления школьников с профессиями и некоторыми видами производств, оборудования и технологических процессов на учебно-опытном участке и в школьных мастерских и т. п. 

В 5-9-х классах учащиеся должны получить более широкую общетрудовую подготовку, приобрести знания и практические умения по обработке металла, древесины, познакомиться с основами электротехники, металловедения, графической грамоты, получить представления о главных отраслях хозяйства. Содержание Технологии частично дифференцировано в зависимости от производственного окружения, местных условий и включает следующие теоретические сведения и практические работы: обработка материалов (по выбору школы это могут быть металлы, древесина, ткани, сельскохозяйственные работы); элементы техники (основные сведения о деталях, механизмах и машинах, электротехнические работы, графическая грамота, элементы конструирования); экономическая подготовка; бытовой труд; экскурсии. 

По желанию учащихся и при наличии материально-технических и кадровых условий в 8-9-х классах Технология может проводиться по одному из профилей, соответствующих какой-либо отрасли хозяйства, и представляет собой первый этап подготовки учащихся по массовым профессиям. Получили распространение следующие типовые профили: автодело; деревообработка; кулинария; машиностроительное черчение; машинопись и основы делопроизводства; металлообработка; обработка тканей; основы автоматики и телемеханики; основы лесного хозяйства и механизации лесотехнических работ; основы агротехники и механизации растениеводства; основы животноводства и механизации животноводческих ферм; радиоэлектроника; торговое обслуживание; электронно-вычислительная и микропроцессорная техника; электротехника. К занятиям по каждому из профилей допускаются учащиеся, не имеющие противопоказаний к выполнению работ по избранному профилю. Иногда учащиеся 8-го класса получают возможность сначала проходить обучение по 2-3 различным профилям, после чего они могут сделать окончательный выбор. 

Трудовое обучение в 10-11(12)-х классах может осуществляться также по одному из профилей или, по желанию учащихся, в виде подготовки по массовым профессиям. В последнем случае к окончанию средней школы учащиеся должны овладеть определённой профессией и в установленном порядке сдать квалификационные экзамены. 

Одним из важных условий успешности Трудового обучения выступает его связь с учебными предметами по основам наук. Межпредметные связи Технологии с основами наук раскрывают естественно-научные основы орудий труда и трудовых операций, а также организационно-экономические принципы, личную и общественную значимость трудовой деятельности; обогащают и углубляют изучаемую тему, выявляют её многосторонние связи и отношения с другими научными знаниями; конкретизируют, делают действенными знания по основам наук; формируют сознательное творческое отношение к трудовым заданиям; полнее раскрывают причины явлений объективной действительности. Основные методы Технологии в школе: упражнения, эксперимент (лабораторно-практические работы и т. п.), учебно-производственные работы (в т. ч. производительный труд), решение задач (технических, технологических, экономических расчётов), работа над технической документацией (чтение, составление, применение чертежей, схем, технологических карт и т. д.), работа с литературой (учебными пособиями, справочниками и т. д.); объяснение и изложение учителя, беседа, учебная демонстрация, методы проверки и оценки, инструктаж. 

Технология в школе организуется в форме уроков, практикумов, экскурсий, трудовой практики. Занятия с учащимися проводятся как в учебных, так и в учебно-производственных условиях. Руководящая роль в учебно-воспитательном процессе принадлежит не только школьному учителю, но и рабочему - наставнику, инженерно-техническим работникам предприятий. В соответствии с базовым учебным планом средней общеобразовательной школы ведётся разработка содержания, форм и методов подготовки, учащихся к труду в рамках общеобразовательной области "Технология", в которой сохранится Трудовое и профессиональное обучение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты для контроля знаний по «профессионально-трудовому обучению» в школе 8 вида

Тесты для контроля знаний по "профессионально-трудовому обучению для обучающихся в школе 8 вида. Даны вместе с ответами для быстрой проверки ответов учеников учителем. Задания даны по трем дифференцир...

«Театр моды «Веселый лоскуток», как средство повышения мотивации к трудовому обучению в школе интернат III, IV видов» Учителя технологии Федорова Зинаида Павловна

Важно помнить, что кружковцы не дизайнеры, не модельеры, они только пробуют свои силы в решении творческих  заданий.Таким образом, «Театр моды» дает возможность ребенку свободно проявлять свои ин...

Особенности создания коррекционно-развивающей среды на урока профессионально-трудового обучения в школе VIII вида

Создание развивающей среды на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида...

Особенности создания коррекционно-развивающей среды на урока профессионально-трудового обучения в школе VIII вида

Создание развивающей среды на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида...

Проектная деятельность на уроках трудового обучения в школе VIII вида.

Отчёт по теме самообразования "Проектная деятельность на уроках трудового обучения"....

Направленность трудового обучения в школе на развитие волевых качеств личности обучающихся с умственной отсталостью.

Для того, чтобы мотивировать обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности применяются методы активного обучения (МАО)....

«Профессионально - трудовое обучение в школе для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями»»

Это сообщение знакомит с работой учителей профессионально-трудового обучения, с тем как ведется работа по профориентации....