Рабочая программа 5 класс.Технический труд.
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

Изучение предмета технология в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве, о распространенных в нем технологиях и готовности и способности к выбору индивидуальной   траектории   последующего профессионального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_fgos_2013_proba_5_klass.docx68.37 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа основного общего образования

по технологии (технический труд)  5 класс.

Пояснительная записка.

Изучение предмета технология в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве, о распространенных в нем технологиях и готовности и способности к выбору индивидуальной   траектории   последующего профессионального образования.

Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет следующие задачи учебного предмета «Технология»:

  • Формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда.
  • Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники.
  • Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства.
  • Развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения,  интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей.
  • Формирование  у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.
  • Формирование у обучающих здоровьесберегающих навыков.
  • Воспитание трудолюбия,  бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за  результаты  своей  деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и  патриотических качеств личности.
  • Профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически  ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

Реализация данной программы предполагается в рамках завершенной предметной линии для 5-8 классов подготовленная авторским коллективом А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко в развитие учебников, созданных под руководством проф. В. Д. Симоненко и изданных Издательским центром «Вентана-Граф». Программа учебного предмета «Технология» составлена с учётом полученных  учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта их трудовой деятельности, примерной программой по предмету «Технология» составленной на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования второго поколения. Москва «Просвещение» 2010. Содержит общую характеристику учебного предмета «Технология», личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, содержание курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание методического и  материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета.

В ходе реализации программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава;
  • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения  конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. В программе предусмотрены вопросы   экологического   и  эстетического  воспитания    школьников, знакомство их с различными профессиями, с культурным наследием нашей страны.

Рабочая программа ориентирована на использование  учебника   А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. Технология. Индустриальная технология. Учебник для 5-го класса.

Задачи изучения технологии в основной школе:

Рабочая  программа по технологии        тесно связана с программой воспитания и социализации, так как ее реализация формирует у обучающихся  приоритетные для общества ценностные ориентации и качества личности. Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных   умений   и   навыков,   универсальных   способов   деятельности и ключевых компетенций. Программа направлена на   профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически  ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

Рабочая программа включает в себя три направления: с целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательного учреждения, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии). Данная программа комбинированного содержания она сочетает в себе два направления «Индустриальная технология» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии).

Все разделы программы содержат основные теоретические сведения, лабораторно-практические, практические   работы, творческие работы, проекты. При  этом предполагается,  что перед  выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала.

Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
•технологическая культура производства;
• распространенные технологии современного производства;
• культура, эргономика и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
• основы черчения, графики, дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
• знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• методы технической, творческой, проектной деятельности;
• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Образовательный процесс МБОУ «Никифоровская СОШ №1» соответствует современным требованиям обучения и воспитания школьников. Особенностью образовательного процесса является использование в деятельности учреждения инновационных методик и технологий.

При составлении рабочей программы учитывались региональные особенности образовательного учреждения. На базе ОУ открыта областная экспериментальная площадка по вопросам апробации ФГОС.

В соответствии с требованиями ФГОС  рабочая программа по технологии реализует новый методологический подход, направленный на здоровьесбережение школьников. Что способствует формированию у обучающихся более ответственного отношения к своему здоровью. При изучении направления «технология ведения дома» наряду с общеучебными умениями учащиеся овладевают целым рядом специальных технологий.

В ходе организации образовательного процесса большое внимание уделяется использованию проблемно-диалогической технологии освоения нового материала. Что способствует актуализации познавательной активности и решения жизненно-практических задач.

Общая характеристика учебного предмета.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. При этом возможно проведение интегрированных занятий, создание интегрированных курсов или отдельных комплексных разделов. Основным видом деятельности учащихся, изучающих предмет «Технология» по направлению «Индустриальные технологии», является проектная деятельность. В течение учебного года учащиеся выполняют четыре проекта в рамках содержания четырёх разделов   программы:   «Технологии ручной и машинной обработки древесины и древесных материалов», «Технологии художественно-прикладной обработки материалов»,  «Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов»,     «Технологии домашнего хозяйства», а к  концу   учебного   года   —   комплексный   творческий   проект

Место учебного предмета, курса в учебном плане.

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности, взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования базисным  учебным (образовательным) планом образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 170 учебных часов для обязательного изучения курса «Технология». В том числе: в 5 и 6 классах — по 68 ч, из расчета 2 ч в неделю, в 7 классе - 34 ч, из расчета 1 ч в неделю. В данной рабочей программе  на 5 класс отводится 70 часов, из расчета 2 часа в неделю. Дополнительное время для обучения технологии может быть выделено за счет резерва времени в базисном учебном (образовательном) плане. Занятия в 8 и 9 классах могут быть организованы вне обязательной учебной сетки часов во внеурочное время как дополнительное образование во второй половине дня.

Личностные, метапредметные  и предметные  результаты освоения учебного предмета, курса программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных  умений и навыков, универсальных  способов   деятельности и ключевых компетенций: коммуникативных, социокультурные, ценностно – смысловые, информационные, культуроведческие и природоведческие, здоровьесберегающие, учебно-познавательные.

        При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. 

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление «Технический труд», являются:

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
  • выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
  • самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
  • становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности;
  • планирование образовательной и профессиональной карьеры;
  • осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
  • готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
  • самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление «Технический труд», являются:

– планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

– определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.

– комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

– проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

– мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

– самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

– виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов объектов;

– приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

– выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

– выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

– использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

– согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

– объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

– оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

– диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.

– обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

– соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

– соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление «Технический труд», являются:

  1. В познавательной сфере:
  • рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
  • оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
  • ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
  • классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
  • распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;
  • владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
  • применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в подготовке и осуществлении технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
  • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
  • применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
  1. В трудовой сфере:
  • планирование технологического процесса и процесса труда;
  • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
  • проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
  • подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
  • проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
  • соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;
  • соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
  • обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
  • выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
  • подбор и применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов;
  • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
  • документирование результатов труда и проектной деятельности;
  • расчет себестоимости продукта труда;
  • экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
  1. В мотивационной сфере:
  • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
  • оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
  • выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
  • выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
  • согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
  • осознание ответственности за качество результатов труда;
  • наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
  1. В эстетической сфере:
  • дизайнерское проектирование технического изделия;
  • моделирование художественного оформления объекта труда;
  • разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;
  • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
  • опрятное содержание рабочей одежды.

5. В коммуникативной сфере:

  • формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
  • выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
  • оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих стандартов;
  • публичная презентация и защита проекта технического изделия;
  • разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
  • потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
  1. В психофизической сфере
  • развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций;
  • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
  • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;

сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности

Содержание рабочей программы учебного курса «Технология»

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда -1 ч.

Раздел  1. Технология ручной  обработки древесины и древесных материалов - 17 ч.

Основные теоретические сведения

Древесина и ее применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины: сучки, трещины, гниль. Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Отходы древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.

Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Технический рисунок плоскостной детали. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов, фасок. Основные сведения о линиях на графических изображениях. Правила чтения графической документации по плоскостным деталям.

Технологическая карта и ее назначение. Верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, опиливание, отделка, соединение деталей, визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.

Экология заготовки и обработки древесины.

Практические работы

Распознавание лиственных и хвойных древесных пород по внешним признакам: цвету, текстуре.

Выявление природных пороков древесных материалов и заготовок. Определение видов древесных материалов по внешним признакам.

Чтение технического рисунка плоскостной детали: определение материала изготовления, формы, размеров детали, конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте.

Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок; установка и закрепление заготовок в зажимах верстака; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (измерительной линейкой, столярным угольником, ножовкой, напильником, лобзиком, абразивной шкуркой, молотком, клещами).

Изготовление плоскостных деталей по техническим рисункам и технологическим картам: соотнесение размеров заготовки и детали; разметка заготовки с учетом направления волокон и наличия пороков материала; определение базового угла заготовки; разметка заготовок правильной геометрической формы с использованием линейки и столярного угольника; пиление заготовок ножовкой; разметка заготовок с криволинейным контуром по шаблону; выпиливание лобзиком по внешнему и внутреннему контуру; сверление технологических отверстий, обработка кромки заготовки напильниками и абразивной шкуркой; использование линейки, угольника, шаблонов для контроля качества изделия; соединение деталей изделия на клей и гвозди; защитная и декоративная отделка изделия; выявление дефектов и их устранение; соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.

Варианты объектов труда

Плоскостные игрушки, игры, кухонные и бытовые принадлежности, декоративно-прикладные изделия.

Раздел  2. Технология  художественно-прикладной обработке материалов 4 ч. 

Основные теоретические сведения

Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Региональные виды декоративно-прикладного творчества (ремесел). Роль декоративно-прикладного творчества в создании объектов рукотворного мира. Основной принцип художественно-прикладного конструирования: единство функционального назначения и формы изделия. Эстетические и эргономические требования к изделию. Учет технологии изготовления изделия и свойств материала. Основные средства художественной выразительности. Виды поделочных материалов и их свойства.

Понятия о композиции.

Виды и правила построения орнаментов. Технологии художественной резьбы и точения.

Практические работы

Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративно-прикладного творчества народов России.

Определение требований к создаваемому изделию. Разработка эскизов изделий и их декоративное оформление (по одному из направлений художественной обработки материалов).

Выбор материалов с учетом декоративных и технологических свойств, эксплуатационных качеств изделий. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия.

Изготовление изделия с применением технологий ручной и машинной обработки из конструкционных и поделочных материалов.

Подготовка поверхности изделия к отделке. Декоративная отделка поверхности изделия.

Соблюдение правил безопасности труда.

Варианты объектов труда

Предметы хозяйственно-бытового назначения, игрушки, кухонные принадлежности, предметы интерьера и детали мебели, украшения, бижутерия.

Раздел  3. Технологии ручной и машинной обработки металлов  и искусственных материалов 18 ч.

Основные теоретические сведения

Металлы, их основные свойства и область применения. Черные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы ее получения.

Профессии, связанные с добычей и производством металлов.

Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений. Чертеж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т.п. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения графической документации для деталей.

Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки тонколистового металла, их назначение. Основные технологические операции обработки тонколистового металла и особенности их выполнения: правка тонколистового металла, плоскостная разметка, резание ножницами, опиливание кромок, пробивание отверстий, гибка, отделка.

Ручные инструменты и приспособления для обработки проволоки, их назначение. Основные технологические операции обработки проволоки и особенности их выполнения: определение длины заготовки, правка, линейная разметка, резание, гибка. Правила безопасности труда.

Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России (работы с листовым металлом и проволокой).

Практические работы

Распознавание видов металлов. Подбор заготовок для изготовления изделия.

Чтение чертежей деталей из тонколистового металла и проволоки: определение материала изготовления, формы и размеров детали, ее конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте.

Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке; закрепление заготовок в тисках; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (слесарным угольником, слесарными ножницами, напильниками, абразивной шкуркой, киянкой, пробойником, слесарным молотком, кусачками, плоскогубцами, круглогубцами).

Изготовление деталей из тонколистового металла по чертежу и технологической карте: правка заготовки; определение базового угла заготовки; разметка заготовок с использованием линейки и слесарного угольника; резание заготовок слесарными ножницами; пробивание отверстий пробойником, опиливание кромки заготовки напильниками; гибка заготовок в тисках и на оправках; обработка абразивной шкуркой.

Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия.

Изготовление деталей из проволоки по чертежу и технологической карте: определение длины заготовки; правка проволоки; разметка заготовок; резание проволоки кусачками; гибка проволоки с использованием плоскогубцев, круглогубцев, оправок.

Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.

Соблюдение правил безопасности труда.

Уборка рабочего места.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.

Варианты объектов труда

Головоломки, цепочки, крепежные детали, изделия декоративного и бытового назначения, садово-огородный инвентарь.

4 раздел: Технологии домашнего хозяйства -4 ч.

 Мелкий ремонт и уход за деталями интерьера, одеждой и обувью.

Основные теоретические сведения

Уход за различными видами половых покрытий и лакированной мебели, их мелкий ремонт.

Средства для ухода за раковинами и посудой. Средства для ухода за мебелью. Выбор и использование современных средств ухода за одеждой и обувью. Способы удаления пятен с одежды и обивки мебели.

Выбор технологий длительного хранения одежды и обуви. Уход за окнами. Способы утепления окон в зимний период. Современная бытовая техника, облегчающая выполнение домашних работ. Профессии в сфере обслуживания и сервиса.

Практические работы

Выполнение мелкого ремонта обуви, мебели, восстановление лакокрасочных покрытий и сколов. Ремонт замков. Удаление пятен с одежды и обивки мебели.

Варианты объектов труда

Мебель, половые покрытия, облицовки, верхняя одежда, обувь.

Эстетика и экология жилища.

Основные теоретические сведения

Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации.

Понятие об экологии жилища. Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современные приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере.

Способы определения местоположения скрытой электропроводки. Современные системы фильтрации воды.

Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Правила пользования бытовой техникой.

Практические работы Оценка микроклимата в доме. Определение места положения скрытой электропроводки. Разработка плана размещения осветительных приборов. Подбор бытовой техники по рекламным проспектам. Разработка вариантов размещения бытовых приборов.

Варианты объектов труда

Рекламные справочники по товарам и услугам. Образцы бытовой техники. Регистрирующие приборы. Устройства очистки воды с использованием активированного угля.

5 раздел: Творческая, проектная деятельность-  8 ч.

Основные теоретические сведения

Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг.

Обоснование конструкции изделия и этапов ее изготовления.

Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки вариантов отделки). Творческие методы поиска новых решений: морфологический анализ, метод фокальных объектов. Экспертные методы сравнения вариантов решений.

Методы поиска информации об изделии и материалах.

Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Применение ЭВМ при проектировании. Классификация производственных технологий. Технологическая и трудовая дисциплина на производстве. Соблюдение стандартов на массовые изделия. Методы определения себестоимости изделия. Производительность труда. Цена изделия как товара. Основные виды проектной документации. Способы проведения презентации проектов. Виды проектной документации.

Экономическая оценка стоимости выполнения проекта.

Практические работы

Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей. Обоснование идеи изделия на основе маркетинговых опросов. Поиск необходимой информации.

Коллективный анализ возможностей изготовления изделий, предложенных учащимися. Выбор видов изделий. Конструирование и дизайн-проектирование изделия, определение состава деталей. Выполнение эскиза, модели изделия. Подготовка чертежа или технического рисунка. Составление учебной инструкционной карты.

Подготовка технической и технологической документации с использованием ЭВМ. Изготовление деталей и контроль их размеров. Сборка и отделка изделия. Оценка себестоимости изделия с учетом затрат труда, ее сравнение с возможной рыночной ценой товара. Разработка варианта рекламы. Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов. Презентация проекта.

Варианты объектов труда

Технология создания изделий из древесины и поделочных материалов.

Предметы обихода и интерьера, шахматы, головоломки, куклы, подставки для салфеток, вешалки для одежды, рамки для фотографий, настольные игры, народные игры, карнизы, конструкторы, массажеры, модели автомобилей, судов и т.п., макеты памятников архитектуры, макеты детских площадок.

Технология создания изделий из металлов, пластмасс и поделочных материалов.

Весы, ручки для дверей, головоломки, блесны, инвентарь для мангала или камина, наборы для барбекю, коптильни, украшения, спортивные тренажеры, багажники для велосипедов, подставки для цветов, приборы для проведения физических экспериментов, макеты структур химических элементов, модели машин и механизмов.

Учебно-тематический  план: 5 класс.

№ п/п

Темы разделов

Кол. час.

Тема и содержание урока.

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда -1

1

1 раздел: Технология ручной  обработки древесины и древесных материалов -17.

Распознавать материалы по внешнему виду. Читать и оформлять графическую документацию. Составлять последовательность выполнения работ. Организовывать рабочие место. Выполнять измерения. Выполнять упражнения  с ручными инструментами. Соблюдать правила безопасности труда.

Управлять сверлильным станком.

2-3

2

Древесина .Пиломатериалы и древесные материалы.

4-5

2

Графическое изображение деталей и изделий.

6

1

Рабочее место и  инструменты для ручной обработки древесины.

7-8

2

Последовательность изготовления деталей из древесины.

9

1

Разметка заготовок из древесины.

10

1

Пиление заготовок из древесины.

11-12

2

Строгание заготовок из древесины.

13

1

Сверление отверстий в деталях  из древесины.

14

1

Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей.

15

1

Соединение деталей из древесины шурупами и саморезами.

16

1

Соединение деталей из древесины клеем.

17

1

Зачистка поверхностей деталей из древесины.

18

1

Отделка изделий из древесины.

2 раздел: Технология  художественно-прикладной обработке материалов - 4

Анализировать особенности разных видов декоративно- прикладного  творчества. Формировать техническое задание на изделие. Моделировать, макетировать, графически и документально оформлять проект. Выбирать материалы и средства для выполнения технологического процесса. Планировать технологические операции. Оптимизировать приёмы выполнения работ. Соблюдать правила безопасности труда.  Профессиональное самоопределение.

19-20

2

Выпиливание лобзиком.

21-22

2

Выжиганием по дереву.

3 раздел: Технологии ручной и машинной обработки металлов  и искусственных материалов - 18

Распозновать виды материалов. Оценивать их технологические возможности. Читать техническую документацию. Состовлять и выполнять по нормативам последовательность операций.  Выполнять действия на основе технологической документации.  Контролировать качество  результатов деятельности. Выявлять дефекты и устранять их. Оформлять и предостовлять презентацию результатов труда. Соблюдать правила безопасности труда. Оценивать экологическую безопасность.

Профессиональное определение.

23

1

Понятие о машине и механизме.

24

1

Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы.

25

1

Рабочие место для ручной обработки металлов.

26-27

2

Графическое изображение деталей из металла и искусственных материалов.

28-29

2

Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов.

30-31

2

Правка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.

32-33

2

Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.

34

1

Резание заготовок из  тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов.

35

1

Зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.

36

1

Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки.

37

1

Получение отверстий в заготовках из металла и искусственных материалов.

38

1

Устройство настольного сверлильного станка.

39-40

2

Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.

4 раздел: Технологии домашнего хозяйства -4

Осуществлять оптимальную подготовку рабочего места для эффективной деятельности. Подбирать инструменты. Выбирать краски по каталогам. Подбирать информацию о материалах по каталогам и образцам. Выбирать средства для трудового процесса. Выполнять эскизы оформления стен декоративными элементами

41-42

2

Интерьер живого помещения.

43

1

Эстетика  и экология  жилища.

44

1

Технологии ухода за жилым помещением, одеждой обвью.

5 раздел: Творческая, проектная деятельность -8

Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей и потребностей людей ближайшего окружения. Анализ образцов подобных изделий. Разработка технико-технологической документации. Изготовление изделия. Примерная оценка затрат на производство. Изучение рыночных цен на подобные изделия. Разработка варианта возможной рекламы. Соблюдение правил безопасности труда.

45-52

8

Творческий проект.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  • УМК. Учебник: А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. Технология. Индустриальная технология. 5 класс.
  • Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы. Стандарты второго поколения.

К техническим средствам обучения, которые  используются на уроках технологии, относятся компьютер, проектор.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных   умений   и   навыков,   универсальных   способов   деятельности и ключевых компетенций.

     В результате обучения учащиеся овладеют:

  • трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии,

     информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии сих предполагаемыми  функциональными

     и эстетическими показателями;

  • умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные  интересы и склонности   к   изучаемым   видам   трудовой   деятельности,   составлять   жизненные и профессиональные планы;
  • навыками применения распространённых ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов;
  • планирования бюджета домашнего хозяйства;
  •  культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

     В результате обучения учащиеся ознакомятся:

  • с   основными   технологическими   понятиями и характеристиками;
  • технологическими свойствами и назначением материалов;
  • назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
  • видами  и назначением  бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;
  • видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций,   влиянием   различных   технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
  • профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
  • рационально организовывать рабочее место;
  • находить   необходимую  информацию в различных источниках;
  • применять конструкторскую и технологическую документацию;
  • составлять последовательность выполнения технологических   операций  для изготовления  изделия,  выполнения   работ или получения продукта;
  • выбирать сырьё,   материалы,   инструменты и оборудование для выполнения работ;
  • конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
  • выполнять по заданным критериям технологические операции   с  использованием  ручных  инструментов,  приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
  • соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования   ручными   инструментами,   приспособлениями, машинами, электрооборудованием;
  • находить и устранять допущенные дефекты;
  • проводить   разработку   творческого   проекта   по   изготовлению   изделия   или   по лучения   продукта   с   использованием освоенных технологий и доступных материалов;
  • распределять работу при коллективной деятельности;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и по вседневной жизни в целях:

  • понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
  • формирования эстетической среды бытия;
  • развития творческих способностей  и  достижения  высоких результатов преобразующей творческой деятельности;
  • получения  технико-технологических сведений  из разнообразных источников информации;
  • организации индивидуальной и коллективной  трудовой деятельности;
  • изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
  • контроля качества  выполняемых работ с  применением измерительных инструментов и приспособлений;
  • выполнения безопасных приёмов труда и правил электробезопасности, санитарии, гигиены;
  • оценки   затрат,   необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;
  • построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства.

 Календарно-тематический план. 5 класс.

№ п/п

Тема разделов и уроков

Кол час

Дата по плану

Дата факт.

Вид контроля

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1

 Вводное занятие.

 Инструктаж по охране труда

1

1 Раздел. Технология ручной  обработки древесины и древесных материалов.

2

Текущий

  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

  • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

2-3

Древесина .Пиломатериалы и древесные материалы.

4-5

Графическое изображение деталей и изделий.

2

Текущий

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;

  • проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

6

Рабочее место и  инструменты для ручной обработки древесины.

1

Текущий

  • . проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

 

. – соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;

  • планирование технологического процесса и процесса труда;

7-8

Последовательность изготовления деталей из древесины.

2

Текущий

  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;

  • планирование технологического процесса и процесса труда;

9

Разметка заготовок из древесины.

1

Текущий

бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.

  • владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
  • планирование технологического процесса и процесса труда;

10

Пиление заготовок из древесины.

1

Текущий

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
  • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

11-12

Строгание заготовок из древесины.

2

Текущий

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
  • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

13

Сверление отверстий в деталях  из древесины.

1

Текущий

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

  • ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
  • планирование технологического процесса и процесса труда;

14

Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей.

1

Текущий

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
  • планирование технологического процесса и процесса труда;

15

Соединение деталей из древесины шурупами и саморезами.

1

Текущий

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
  • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

16

Соединение деталей из древесины клеем.

1

Текущий

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий

  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
  • планирование технологического процесса и процесса труда;

17

Зачистка поверхностей деталей из древесины.

1

Текущий

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий

  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
  • планирование технологического процесса и процесса труда;

18

Отделка изделий из древесины.

1

Текущий

  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

  • рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
  • планирование технологического процесса и процесса труда;

2 раздел: Технология  художественно-прикладной обработке материалов.

2

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

  • ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
  • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

19-20

Выпиливание лобзиком.

21-22

Выжиганием по дереву.

2

Текущий

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

– соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

  • распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;
  • соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;

3 раздел: Технологии ручной и машинной обработки металлов  и искусственных материалов.

1

Текущий

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

  • ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
  • планирование технологического процесса и процесса труда;

23

Понятие о машине и механизме.

24

Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы.

1

Текущий

бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

– планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;

25

Рабочие место для ручной обработки металлов.

1

Текущий

  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

 

– соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

  • ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
  • планирование технологического процесса и процесса труда;

26-27

Графическое изображение деталей из металла и искусственных материалов.

2

Текущий

  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

  • проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

28-29

Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов.

2

Текущий

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

– планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

  • ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;

30-31

Правка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.

2

Текущий

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

– планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
  • планирование технологического процесса и процесса труда;

32-33

Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.

2

Текущий

проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности

– планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

планирование технологического процесса и процесса труда;

34

Резание заготовок из  тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов.

1

Текущий

бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам

самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

  • ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
  • планирование технологического процесса и процесса труда;

35

Зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.

1

Текущий

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;

36

Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки.

1

Текущий

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
  • планирование технологического процесса и процесса труда;

37

Получение отверстий в заготовках из металла и искусственных материалов.

1

Текущий

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

  • ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
  • планирование технологического процесса и процесса труда;

38

Устройство настольного сверлильного станка.

1

Текущий

  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда

  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;

39-40

Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.

2

Текущий

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

  • рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

4 раздел: Технологии домашнего хозяйства.

2

Текущий

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

– мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

оценка технологических свойств материалов и областей их применения;

41-42

Интерьер живого помещения.

43

Эстетика  и экология  жилища.

2

Текущий

самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации

оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;

44

Технологии ухода за жилым помещением, одеждой обовью.

1

Текущий

готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

планирование процесса познавательно-трудовой деятельности.

  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;

5 раздел: Творческая, проектная деятельность.

8

  • самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

  • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
  • публичная презентация и защита проекта технического изделия;

45-52

Творческий проект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Технология. Технический труд." 5- 9 классы

Рабочая программа по технологии мальчики...

Рабочая программа по обслуживающему труду «Домашнее хозяйство» 5-9 кл

Рабочая программа по обслуживающему труду «Домашнее хозяйство» позволяет уделить внимание не только формированию правил ведения домашнего хозяйства, составляющих семейного бюджета, готовности к выполн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УД "Охрана труда" специальности СПО 120701 ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 120701 ЗЕМЛЕУСТРОВ результат...

Рабочая программа по профильному труду "Кухонный рабочий" для 10-11 класса

Рабочая программа по предмету «Профильный труд (кухонный рабочий) разработана на основе  Целевой программы «Дети России» подпрограммы «Дети-инвалиды» авторы: А.С.Дев...

Рабочая программа по профильному труду "Сельскохозяйственный труд\ декоративное цветоводство"

Рабочая программа по "Сельскохозяйственному труду / цветоводству" разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью, вариант 1....

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Труд (технология)» для основного общего образования для обучающихся с ОВЗ. Срок освоения программы: 2 года (с 8 по 9 класс)

Адаптированная рабочая программа по учебного предмета «труд (технология)» на уровне основного общего образования для обучающихся с нарушениями с ОВЗ  составлена на основе пр...