Программа кружка ж.д.3 года
учебно-методический материал по технологии (5, 6, 7 класс) на тему

Бекетов Сергей Евгеньевич

Программа кружка способствует развитию технической культуры. Использование этой программы позволяет с раннего возраста ориентировать детей для работы на железнодорожном транспорте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_zh.d.3_goda.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 9 среднего (полного) общего образования

открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Принята

на заседании педагогического совета.

Протокол № 1 от 31.08.2013 г.

Утверждаю

Директор школы-интерната № 9

__________________ А.Н.Мальцев

«1» сентября 2013 год

Образовательная программа

дополнительного образования

«Железнодорожное моделирование»

Возраст детей: 12 – 14 лет

Автор-составитель:

Бекетов С.Е., учитель технологии

Кинель, 2013 год

Пояснительная записка

   Важнейшим фактором, обеспечивающим эффективность работы компании ОАО «РЖД», является непрерывность и преемственность на всех ступенях образования (школы – техникум – ВУЗ). Школа-интернат № 9 ОАО «РЖД» обеспечивает учащихся базовыми знаниями.

В настоящее время рынок труда испытывает потребность в рабочих специальностях, что ставит перед общеобразовательной школой дополнительную задачу – задачу совершенствования всей работы по подготовке детей к труду и обоснованному выбору профессии с учётом их интересов, способностей и потребностей общества трудовых ресурсах.

Одной из основных задач Негосударственного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат № 9 среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД» является подготовка учащихся к профессиональной деятельности на железнодорожном транспорте. Это  вызывает необходимость в более ранней, уже с начальной школы, профессиональной ориентации детей, что требует соблюдения не только преемственности в выборе программ, но и в первую очередь, учёта возрастных особенностей детей. Важно чтобы они пришли на транспорт не только психологически, но в известной степени и практически подготовленными к овладению новейшей, непрерывно усложняющейся железнодорожной техники.

Цель кружка: подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики; воспитание и развитие у детей способности не только воспроизводить, но и самостоятельно разрабатывать новые изделия.

Программа кружка предполагает:

а) Формирование у учащихся качеств - творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности от определения потребностей в продукции до ее реализации.

б) Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный продукт;

в) Формирование творческого отношения к качеству трудовой деятельности.

Задачи:

  1. Формирование технической и эстетической культуры;
  2. Развитие самостоятельности и способности у учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
  3. Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма. Человечности, обязательности, честности, ответственности, культуры поведения, патриотизма, без конфликтного общения;
  4. Использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с требованием дизайна для повышения конкурентоспособности при реализации.
  5. Овладение учащимися технологического мастерства, развитие художественного вкуса. Творческого отношения к выполняемой работе.

      Программа первого года обучения по программе «Железнодорожное моделирование» предусматривает общее ознакомление с техникой железнодорожного транспорта, проведение экскурсий на предприятия железнодорожного транспорта, изучение, проектирование и изготовление простейших моделей локомотивов.

       Группы кружка «Железнодорожное моделирование» второго и третьего годов обучения комплектуется из учащихся, прошедших подготовку в кружке первого года обучения.

       Обучаясь в кружке второй год, юные железнодорожники продолжают изучение техники железнодорожного транспорта. Учащиеся знакомятся с основными элементами пути, проектируют и выполняют простейшие модели рельсового пути, путевых сооружений. Учащиеся знакомятся с организацией работы на станциях, проектируют и выполняют макеты станций.

       Обучаясь в кружке третий год, учащиеся знакомятся с общими сведениями о вагонах, устройствах сигнализации и связи, локомотивах. Разрабатывают чертежи элементов модели и изготавливают отдельные части модели железнодорожного узла. Выполняют электрифицированную модель железнодорожного узла, проводят ходовые испытания модели электровоза.

В процессе занятий всех трех лет  обучения проводятся беседы с целью расширения представления учащихся о значении железнодорожного транспорта, развития интереса учащихся к профессиям железнодорожного транспорта.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

2

2

-

Виды транспорта

2

2

-

Железнодорожный транспорт России

2

2

-

Техника безопасности и охрана труда на железнодорожном транспорте

2

2

-

Простейшие модели локомотивов

116

10

106

Экскурсия

8

-

8

Заключительное занятие

4

-

4

Итого:

136

18

118

Тема 1. Вводное занятие

Понятие о железнодорожном моделировании-исследовании на моделях процессов и конструкций, которые неудобно изучать в естественных условиях, о железнодорожном моделизме - одном из технических видов спорта.

Обсуждение плана работы кружка.

Порядок работы в мастерской. Правила безопасности труда.

Тема 1. Виды транспорта

Краткая характеристика воздушного, автомобильного, железнодорожного, водного, трубопроводного видов транспорта.

Тема 2. Железнодорожный транспорт России

Значение железнодорожного транспорта. История возникновения и развития, железных дорог. Общие понятие об основных элементах железнодорожного дела; путь и путевое хозяйство; вагоны и вагонное хозяйство; СЦБ и связь; организация движения и перевозок.

Тема 3. Техника безопасности и охрана труда на железнодорожном транспорте

Железная дорога – зона повышенной опасности. Правила поведения при нахождении на железнодорожных путях. Правила техники безопасности на

железнодорожных путях.

Тема 4. Простейшие модели локомотивов 

Понятие о подвижном составе, их устройство и внешний вид.

Виды локомотивов их назначение и устройство.    

Технология изготовления упрощённых моделей локомотивов и подвижного состава.

Практическая работа (циклический режим работы). Выбор объектов для моделирования. Разметка и изготовление деталей. Сборка и отделка моделей.

Тема 5. Экскурсия

Посещение ремонтного и эксплуатационного локомотивного депо.  Беседа с работниками железнодорожного хозяйства.

Тема 6. Заключительное занятие

Подготовка законченных моделей к демонстрации. Демонстрация готовых работ. Подведение итогов. Награждение лучших кружковцев.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

2

2

-

Общие сведения о железнодорожном пути

2

2

-

Общие сведения о раздельных пунктах

2

2

-

Макеты станций, модель сортировочной горки

42

6

36

Простейшие модели рельсового пути, путевых сооружений

80

8

72

Экскурсия

4

-

4

Заключительное занятие

4

-

4

Итого:

136

20

116

Тема 1. Вводное занятие

Обсуждение плана работы кружка на предстоящий учебный год.

Порядок работы в мастерской. Правила безопасности труда.

Тема 2. Общие сведения о железнодорожном пути

Значение железнодорожного пути. Основные элементы железнодорожного  пути. Нижнее строение пути: балластный слой, шпалы, рельсы, рельсовые скрепления, противоугоны. Понятие о бесстыковом пути. Стрелочные переводы. Путевые и сигнальные знаки. Переезды.

Тема 3. Общие сведения о раздельных пунктах

Назначение и классификация раздельных пунктов. Станционные пути и их назначение. Маневровая работа на станциях. Технический  процесс и ТРА станции.

Тема 4. Макеты станций, модель сортировочной горки

Практическая работа. Проектирование и изготовление макетов станций. Изготовление модели сортировочной горки. Составление эскизов, разметка и изготовление деталей. Сборка и отделка модели.

Тема 5. Простейшие модели рельсового пути, путевых сооружений, макеты станций

Искусственные путевые сооружения. Способы изготовления, имитации земляного полотна. Способы изготовления моделей искусственных сооружений.

Практическая работа. Изготовление модели участка пути с искусственными сооружениями - для размещения построенных моделей.

Тема 6. Экскурсия

Посещение станции, сортировочной горки, путевой машинной станции.  Беседа с работниками железнодорожного хозяйства.

Тема 7. Заключительное занятие

Подготовка законченных моделей к демонстрации. Демонстрация готовых работ. Подведение итогов. Награждение лучших кружковцев.

ТРЕТИЙ  ГОД  ОБУЧЕНИЯ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  И  ПРОГРАММА

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

2

2

-

Общие сведения о вагонах

2

2

-

Общие сведения об устройствах сигнализации и связи

2

2

-

Общие сведения о локомотивах

2

2

-

Постройка электрифицированной модели железнодорожного узла

120

8

112

Экскурсия

4

-

4

Заключительное занятие

4

-

4

Итого:

136

16

120

Тема 1. Вводное занятие

Обсуждение плана работы кружка на предстоящий учебный год.

Порядок работы в мастерской. Правила безопасности труда.

Тема 2. Общие сведения о вагонах

Классификация и основные типы вагонов. Основные части вагонов.

Технико-экономические характеристики вагонов. Знаки и надписи на вагонах.

Тема 3. Общие сведения об устройствах сигнализации и связи

Виды связи. Понятие о телефонной, телеграфной и радиосвязи.

Тема 4. Общие сведения о локомотивах

Классификация локомотивов. Сравнительная характеристика локомотивов и особенности их устройств. Основные части локомотивов.

Тема 5. Постройка электрифицированной модели железнодорожного узла

Понятие о назначении и устройстве раздельных пунктов, о соединениях и пересечениях путей. Станционное хозяйство. Устройство рельсового пути со стрелочными переводами, контактной сети, светофоров.

Практическая работа. Коллективное обсуждение плана размещения элементов модели железнодорожного узла. Разработка чертежей элементов модели. Изготовление деталей и их монтаж. Установка опор для контактной сети. Монтаж реле для перевода стрелок и установка светофоров. Постройка и установка макетов зданий и сооружений.

Ходовые испытания модели электровоза. Проверка работы светофоров и стрелочных переводов. Окраска и отделка деталей модели.

Тема 6. Экскурсия

Посещение вокзала Самара. Беседа с работниками железнодорожного хозяйства.

Тема 7. Заключительное занятие

Подготовка законченных моделей к демонстрации. Демонстрация готовых работ. Подведение итогов. Награждение лучших кружковцев.

Ожидаемый результат в развитии обучающихся

Учащиеся должны владеть основными понятиями:

Технический рисунок. Эскиз. Колёсная пара. Пантограф. Сцепка. Разметка. Процесс изготовления. Контроль качества. Редуктор. Локомотив. Подвижной состав. Разметка. Сортировка. Переходный мост. Тупик.

Учащиеся должны уметь:

Выполнять чертежи. Определять породу древесины и сорта металла.

Подбирать инструмент для обработки. Определять размеры детали. Работать различным инструментом. Изготавливать и монтировать элементы ж/д узла. Нанести разметку по  чертежу. Работать по технологическим картам. Изготавливать макеты зданий, элементы мостов, переводные стрелки, светофоры, знаки и тупики

Учащиеся должны владеть навыками:

Сверления. Строгания. Пиления. Токарной и фрезерной обработки материалов. Декоративной обработки материалов

Способы проверки ожидаемого результата

Оценка полученных результатов проводится в конце каждого задания, выявляются ошибки, отмечаются удачные моменты,  лучшие  работы. Для каждого ребенка нужно найти слова одобрения, поддержать его старания, деликатно и тактично указать на недостатки в работе.

Оценка результатов проводится на просмотрах работ учащихся, на персональных и групповых выставках  мастерской. Оценивает работы не только педагог, но и сами дети дают оценку работам друг друга и сами себе.

 В ходе работы применяются и такие способы проверки результатов как:

-тестирование;

-устный опрос;

-участие в городских, дорожных  выставках и соревнованиях.

     

Литература

  1. Введение в специальность Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог: Учебное пособие для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта. – М.: Маршрут, 2005. – 230 с.
  2. Детские железные дороги России. Составители: Е.С.Андрюшина, О.Н.Плющева / Технический редактор В.В.Шаркова. – М.: ЦДДЖ, 2004. – 248 с.
  3. Железные дороги. Общий курс./Учебник/М.М.Филиппов, М.М.Уздин, Ю.И.Ефименко и др.; Под ред М.М.Филиппова. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.:Транспорт. 181, 343 с.1981, 343 с.
  4. Моя железная дорога. Э.Стефанович, М.Чернова, Д.Зиновьева. / Редактор: И.Алпатова. – М.:ООО «Единые сети», 2007. – 96 с.
  5. Общий курс железных дорог. В.Н.Соколов, В.Ф.Жуковский, С.В.Котенкова, А.С.Наумов. Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте. Элекронная версия учебника.
  6. Организация движения на железнодорожном транспорте: Учебник для техникумов/Д.П.Заглядимов, А.П.Петров, Е.С.Сегреев, В.А.Буянов. 7- изд., перераб. И доп. М.: Транспорт, 1985. – 357 с.
  7. Устройство пути и станций: Учебник для техникумов ж.-д. трансп. –

3-е изд., перераб. И доп. – М.: Транспорт, 1983. – 320 с.

  1. Энциклопедический словарь юного техника / Составил Б. В. Зубков. Москва «Педагогика» 1980г.
  2. Справочник по трудовому обучению / И. А. Карабанов. Москва «Просвещение» 1992г.
  3. Токарное и фрезерное дело /П. С. Лернер. Москва «Просвещение» 1990г.
  4. Справочник по электротехнике /А. А. Иванов. Москва «Энергия» 1998г
  5. Для тех кто любит мастерить /В. О. Шпаковский. Москва «Просвещение» 1990г.
  6. Учебник Черчение 7-8 класс /А.Д.Ботвинников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа кружка "Юный журналист" (на два года)

Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты будут учиться пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремиться не только ...

ПРОГРАММА кружка «Школьный православный театр» (программа построена НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ).

ПРОГРАММА кружка «Школьный православный театр» (программа построена НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ). Лето Господне....

Программа кружка по английскому языку "I am an actor" для учащихся среднего звена. Программа кружка расчитана на 34 часа, позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"

Программа кружка расчитана на 34 часа,  позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"...

Рабочие программы по ИЗО с иллюстрациями, по МХК. А также программы кружков ИЗО и Компьютерной графики.

Рабочие программы по ИЗО с иллюстрациями, (Дидактические иллюстрации в альбоме).  Долго тогда спорил с Неменским. Он предлагал блоки по четвертям, мне видились блоки по годам обучения. Свою идею ...

2016 Программа кружка "Домоводство".Программа рассчитана на 5-6 классы. Срок реализации программы 1 год.

Программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, навыков художественно-эстетической оценки, которые дадут возможность каждому ученику открыть для себя мир декоративно- прикладно...

Программа кружка «Люблю готовить» (модифицированная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни) Возраст детей 9-18 лет Срок реализации 3 года Составитель Варгасова А.В.

Нами разработана авторская программа кружка "Люблю готовить" для воспитанников группы №1 ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Программа расчитана на 3 года. Прилагается планирование на 2015-2016 уч.го...