«Использование технологий тьюторского сопровождения в проектной деятельности на уроках технологии»
статья по технологии на тему

Лысова Ирина Николаевна

Результаты диагностики уроков технологии выявили одну из проблем образования, недостаточный уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотивации к получению знаний, поэтому, чтобы побудить личную заинтересованность в приобретаемых компетенциях, помочь стать успешным ученикам,  реализуется тьюторское сопровождение уроков технологии в рамках консультативных часов.

Наработанный пятилетний опыт  показывает, что одним из наиболее эффективных способов обучения является технология метода проектов или проектная деятельность. Использование метода проектов отвечает насущным требованиям к образованию сегодняшнего дня. Индивидуальная проектная деятельность учащихся обогащает практику личностно-ориентированных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Использование технологий тьюторского сопровождения в проектной деятельности на уроках технологии»

Бисикова Ирина Николаевна

учитель технологии ГБОУ школа № 588 СПб

«В глубине человека заложена творческая сила, которая способна создать то, что должно быть,

которая не даст нам покоя и отдыха, пока мы не выразим это вне нас тем или иным способом».

Гёте

Результаты диагностики уроков технологии выявили одну из проблем образования, недостаточный уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотивации к получению знаний, поэтому, чтобы побудить личную заинтересованность в приобретаемых компетенциях, помочь стать успешным ученикам,  реализуется тьюторское сопровождение уроков технологии в рамках консультативных часов.

Наработанный пятилетний опыт  показывает, что одним из наиболее эффективных способов обучения является технология метода проектов или проектная деятельность. Использование метода проектов отвечает насущным требованиям к образованию сегодняшнего дня. Индивидуальная проектная деятельность учащихся обогащает практику личностно-ориентированных технологий.

  Метод проектов востребован и актуален на сегодняшний день. Эта технология способствует раскрытию активного опыта ученика, формированию значимых для него способов учебной работы, овладению методами самообразования, ведь даже слабоуспевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, если ему удаётся что-то открыть самому.

Невозможно обойтись и без здоровьесберегательных технологий. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка является приоритетным направлением в моей деятельности - «Не навреди!».

Проектами мы занимаемся с ребятами как на уроках технологии (в рамках программы с 5 по 8 классы), так и в рамках внеурочной деятельности. Консультации являются наиболее результативным методом тьюторского сопровождения. Здесь своей тьюторской задачей считаю  учебно-воспитательное взаимодействие ученика, который выполняет проект, при этом роль тьютора заключается в создании условий для эффективного осуществления запланированных целей.

В моей практике хорошо себя показали следующие формы тьюторского сопровождения:

  • Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) - это обсуждение значимых вопросов,  связанных с личным развитием компетенций, успешности одаренного ученика, например, по конкретно интересующемуся вопросу.
  • Групповая тьюторская консультация. В рамках данных форм работы, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ учащихся со схожими познавательными интересами.   
  • Образовательное событие. В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения учащихся имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных  проектов. В 2014 и в 2015 г. ребята, которые успешно реализовывали свои проекты, были приглашены на литейное производство «Ижорского завода». Знакомство с интересными, успешными людьми переросло в оказание регулярной консультативной помощи в реализации  проектов.

Выбор форм, методов и технологий в каждом конкретном случае зависит  от возрастных и личностных особенностей учеников.  

Традиционная модель тьюторского сопровождения  детей включает четыре этапа: мотивирование и привлечение к проектной деятельности, диагностирование потребностей и приоритетов ребенка, непосредственное обучение и проектная работа, презентация опыта и анализ достижений. 

Практика применения модели позволила усовершенствовать  с учетом специфики образовательных целей и школы, превратить в отработанный алгоритм.

Алгоритм реализации тьюторского сопровождения проектной деятельности учащегося.

№п/п

Этапы работы над проектом

Этапы тьюторского сопровождения

Форма работы

Содержание и результат деятельности

Тьютор (педагог)

Тьюторант

Анонсирование проекта

Мотивирование  и привлечение к проектной деятельности

Тьюторская  консультация

Презентация  опыта проектной деятельности прошлых лет

Демонстрация результатов проектов

Знакомится с проектной деятельностью, с результатами проектов

Диагностика интересов учащегося

Диагностирование  потребностей и приоритетов ребенка

Разные виды тестирования, индивидуальные тьюторские беседы

Предварительная консультация о санитарно-гигиеническом состоянии ребенка со службами здоровья школы (медиком, психологом…) и законными представителями ученика.

Подготовка материалов для диагностического исследования (опросник интересов и склонностей, самоанализ личности и т.д.)

Заполняет  опросник самоанализ личности  и с учетом своих возможностей, потребностей и интересов, определяется с наиболее интересными вопросами  по проекту.

Выбор проблемы, темы проекта определение целей и задач

Индивидуальное сопровождение проектной работы

Тьюторская консультация

Формирование перечня тем для проекта с учетом возрастных индивидуальных особенностей.

Определение темы (проблемы) проекта

Составление плана работы

Подготовка алгоритма с последовательными действиями по реализации проекта

Выбор наиболее приемлемого алгоритма выполнения проекта, составление  плана работы и графика промежуточного контроля этапов выполнения проекта, определение списка литературы для изучения и выбор методик реализации проекта.

Изучение материала по выбранной теме

Знакомство с источниками получения информации (СМИ, патенты, рецепты, традиции семьи и т.д.). Обеспечение доступа в Интернет.

Изучение материалов проекта, создание  теоретической  обзорной части работы

Самостоятельная работа

Дистанирование тьютора и мобильное реагирование на возможно возникающие проблемы по запросу тьюторанта

Работа над темой проекта, оформление материалов

Подготовка к презентации результатов работы

Презентация  опыта и анализ достижений

Образовательное событие

Тьюторская консультация

Организация рефлексии способного ребенка

Перспективная презентация проектной работы

Презентация и защита результатов выполненного проекта (перед классом, на олимпиаде, на конференции)

Оценка результативности проделанной работы

Анализ проделанной работы по этапам, выявление трудностей и перспектив для дальнейшей проектной деятельности.

Определение правильности выбранной образовательной траектории (возможные изменения).

Самоанализ  ученика (в письменной части проекта)

Таким образом,  тьюторское сопровождение проектной деятельности ученика  позволяет полноценно освоить проектную деятельность, сформировать интерес к предмету, установить с учеником доверительные, партнерские отношения, предотвратить возникновение дискомфортных (дезадаптационных) состояний,  максимально использовать  индивидуальные особенности ученика для повышения результативности обучения.

Этот принцип воспитания ориентирует ребенка на достижимую цель собственного развития, уменьшает число внутренних и внешних конфликтов, тем самым способствуя укреплению здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектной деятельности. Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства."Декоративно-прикладное творчество. Декупаж."

Формирование экологического сознания и экологической культуры через создание творческих работ, в которых используется вторичное сырье в рамках изучения раздела декоративно-прикладное творчество и худо...

Проект по технологии «Мой портфель проектов» Совершенствование системы управления развитием УУД через организацию проектной деятельности на уроках «Технологии»

Проблемный анализ Глава 1. Учебный проект как элемент портфеля проектов       1.1  Что такое учебный проект, проектная деятельность?...

использование проектной деятельности на уроках технологии

выспупление 16 апреля 2014 г.  и презентация к выступлению...

Использование интерактивных методов в представлении результатов проектной деятельности на уроках технологии

Использование интерактивных методов в представлении результатов проектной деятельности на уроках  технологии дает возможность·...

Использование метода проектной деятельности на уроках технологии, индивидуальные творческие проекты

Об использовании методы проектов в реализации курса  учебного предмета "Технология"...

Использование цифровых инструментов в реализации технологии проектной деятельности на уроках технологии

Сегодня актуальной педагогической проблемой становится внедрение в образовательный процесс эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей учащихся, формированию навы...