Использование Технологии критичекого мышления в проектной деятельности на уроках технологии.
статья по технологии

Романова Лариса Сергеевна

Как способствовать равитию формирующего оценивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Формирующее оценивание276 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии критического мышления в проектной деятельности на уроках технологии.

В прошлом полученных в молодости знаний и навыков хватало до самой пенсии. Но всё изменилось. Образ грядущего проступает. Привычный порядок вещей нарушен. Новый технологический уклад стремительно входит в нашу жизнь. Изменяет привычную среду обитания до неузнаваемости. Если не предпринимать усилий, не получать новых знаний, оказаться на обочине жизни можно уже очень быстро.

Умения и навыки профессий будущего, требуют не только базовых знаний школьных предметов, но и умение выполнять системно комплексный анализ конкретной ситуации, с учетом деталей, гибко мыслить, творчески решать сложные и нестандартные задачи, учится новым знаниям.

Перефразируя И.В. Гете: «Есть две вещи, которые взрослые должны дать детям: КОРНИ и КРЫЛЬЯ». Технология критического мышления помогает не потерять корни и обрести крылья.

Технология развитие критического мышления учит:

  • критически мыслить,
  • проявлять активность в познании окружающего мира.
  • аргументировать свою точку зрения,
  • эффективно использовать самые разнообразные ресурсы
  • эффективно взаимодействовать с информационными пространствами,
  • добывать информацию из различных источников,
  • определять причины возникновения проблем, разрешать конфликты
  • вести переговоры, взвешивать альтернативные суждения,
  • принимать решения на основе анализа информации

Технология критического мышления - это открытое мышление не принимающие догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.  Это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.

Это система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. Известно, что любое знание будет лучше и качественнее, если оно будет основано на собственном опыте.

Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми, облегчает понимание различных «взглядов на мир».

 Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых:

  • готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.
  • гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.
  • настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
  • готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
  • осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
  • поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.

Технология критического мышления дает ученику:

  • повышение эффективности восприятия информации;
  • повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
  • умение критически мыслить;
  • умение ответственно относиться к собственному образованию;
  • умение работать в сотрудничестве с другими;
  • повышение качества образования учеников;
  • желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Проектная деятельность на уроках технологии способствует формированию, всех вышеперечисленных умений и навыков.

Чаще всего, на уроках,  я использую форму творческих и исследовательских проектов. Но исследовательская деятельность по силам, не для всех учащихся.

Поэтому, сегодня приведу пример творческого проекта, т.к. мы его делаем каждый год со всеми учащимися.

Творческий проект – это самостоятельная работа ученика, основанная на тех знаниях, которые ученик приобрел к данному этапу. Роль учителя – консультативная. Учитель может советовать, задавать направление работы, подсказывать источники поиска информации, но все основополагающие решения, ученик принимает самостоятельно: что делать, для кого делать, каким способом делать, из чего делать? Окончательное решение за учеником.

Проект состоит из трех этапов: поисково-исследовательский, технологический и заключительный.

Начинается проект с формулировки проблемы, постановки цели и задач. Ученик решет для кого или для чего он это делает, т.к. все последующие решения будут вытекать из ответа на этот вопрос. Нужно учитывать запросы, интересы предполагаемого заказчика, разработать критерии, которым, должно отвечать проектное изделие.

Так как итоговый творческий проект длится 8-14 часов, то на каждом уроке ученик заполняет таблицу с предполагаемыми  и выполненными результатами труда и выставляет себе оценку. Это позволяет, научиться планировать работу и выполнять ее в отведенные сроки.

В ходе работы изучаются исторические и современные аналоги изделия, разрабатываются  авторские эскизы, проводится маркетинговое исследование на предмет целесообразности, актуальности  выбранного объекта труда. Затем изучаются, выбираются оптимальные варианты способа изготовления, необходимых материалов, подходящей цветовой гаммы, способа декорирования изделия. На каждом этапе выполняется обоснование своего решения. Также учащиеся анализируют экономическую выгоду проектного изделия и его экологическую безопасность для человека и окружающей среды.

На стадии технологического этапа ученик анализирует и выстраивает последовательность изготовления проектного изделия, продумывает и выбирает необходимые инструменты и оборудование, составляет технологическую документацию (технологические и инструкционные карты). Описывает готовое изделие.

 На заключительном этапе проводит испытания проектного изделия, выполняет окончательный экономический расчет (подтверждает экономическую целесообразность изделия, делает сравнительный анализ авторского изделия с аналоговыми изделиями) и делает подробный анализ готового изделия.

Самоанализ включает ответы на вопросы:

- выполнены ли в полном объеме, поставленные цели и задачи?

- отвечает ли изделие заданным критериям?

- удалось ли уложиться в лимит средств на изготовление изделия?

- какие трудности возникали в ходе работы, какими способами удалось с ними справиться? Или не удалось?

- чему новому научился в ходе работы? (теоретический и практический опыт)

- как можно использовать накопленный опыт в будущем?

Оценивается проект по трем критериям:

- технологический критерий (качество изготовленного изделия)

- конструктивный критерий (удобство использования изделия)

- эстетический критерий (подбор цвета, материалов, декора, общая композиция  изделия)

- презентация проекта

Сначала оценки по заданным критериям выставляет себе ученик, а за тем рядом ставит свою оценку учитель.

Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся.

Результативность опыта включает в себя:

  • самосовершенствование личности;
  • развитие творческих способностей;
  • умения критически мыслить и принимать взвешенные решения;
  • сформированность навыков самостоятельной и групповой работ;
  • интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.

Положительная мотивация использования технологии критического мышления заключается, на мой взгляд, в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.

Цельная личность, умеющая анализировать и положительный и отрицательный опыт, сравнивать, выбирать, делать работу над ошибками, обосновывать свои решения, отстаивать свою точку зрения, терпимо, с уважением, относиться к выбору других людей, накапливать опыт, самостоятельно добывать знания, совершенствоваться  в развитии, это тот багаж, который позволит ученику не потерять КОРНИ и обрести КРЫЛЬЯ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование проектной деятельности на уроках технологии

выспупление 16 апреля 2014 г.  и презентация к выступлению...

Использование интерактивных методов в представлении результатов проектной деятельности на уроках технологии

Использование интерактивных методов в представлении результатов проектной деятельности на уроках  технологии дает возможность·...

«Использование технологий тьюторского сопровождения в проектной деятельности на уроках технологии»

Результаты диагностики уроков технологии выявили одну из проблем образования, недостаточный уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотивации к получению знаний, поэтому, чтобы побудить личну...

Проектная деятельность на уроках технологии, как один из факторов развития креативного мышления личности

    В век бурного роста научно-технического прогресса, быстрых изменений обществу необходимы люди, способные творчески подходить к любым трудностям, видеть мир принципиально в другом ...

Проектная деятельность на уроках технологии, как один из факторов развития креативного мышления личности.

Проектная деятельность на уроках технологии, как один из факторов развития креативного мышления личности....

Использование цифровых инструментов в реализации технологии проектной деятельности на уроках технологии

Сегодня актуальной педагогической проблемой становится внедрение в образовательный процесс эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей учащихся, формированию навы...