Применение информационных технологий на уроках технологии
статья по технологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
В данной статье я делюсь опытом использования информационных технологий на уроке. Уроки технологии являются благоприятным содержательным полем для применения информационно-компьютерных технологий. Как не сделать эти технологии самоцелью урока, а использовать для решения учебно-воспитательных задач - тема, которая волнует многих практикующих педагогов. Не стоит забывато, что никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, вдохновить, заинтересовать изучаемым материалом. Компьютер не будет заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся или пробуждать в них желание творить. это почетная ообязаность, долг и миссия учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_informatsionnyh_tehnologiy_na_urokah_tehnologii.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Международная практическая конференция
«Современное технологическое образование: проблемы и перспективы»
Доклад
Применение информационных технологий
на уроках технологии.
(из опыта работы)
Участник семинара: Лопсонов Н.Г.,
учитель технологии
МАОУ «СОШ №35 г. Улан-Удэ»
Улан-Удэ
2016
Сложно представить современную школу без компьютеров, без информационных технологий. Наибольшую актуальность вопрос о роли современных информационных технологий получил в связи с внедрением в практику учебно-воспитательного процесса компьютеров, объединенных как в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть.
Информационная технология понимаем совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Информационная технология – это не только технология, предполагающая использование в образовательном процессе компьютера. По сути, любой процесс, связанный с переработкой информации, может называться информационной технологией. Организация информационных процессов в рамках информационных образовательных технологий предполагает выделение таких базовых процессов, как передача, обработка, организация хранения и накопления данных, формализация и автоматизация знаний.
Однако никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, вдохновить, заинтересовать изучаемым материалом. Компьютер не будет заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся или пробуждать в них желание творить.
Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, - лишь верный помощник для педагога, вспомогательное средство, а не самоцель. Информационно-коммуникативные технологии позволяют расширять кругозор обучаемых, активизировать их познавательную деятельность, получить как можно больше информации за меньшее время, формирует у ребят умение самостоятельно находить нужную информацию, повышают интерес к предмету, что положительно влияет на качество знаний.
Уроки технологии являются благоприятным содержательным полем для применения информационно-компьютерных технологий. Использую электронные учебники «Технология. Индустриальные технологии : 5, 6, 7 класс» под ред. Тищенко А.Т.- М. :Дрофа, которые включают в дополнительный образовательный ресурс: видео, слайд-шоу, аудио, анимации, интерактивы - позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. Пособие активизирует учебно-познавательную деятельность и позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику, что дает возможность самостоятельно без помощи учителя изучать предлагаемый материал, расширять свой кругозор. Компьютерные технологии позволили оживить технологию, наполнить ее движением, звуком, цветом и, как следствие, повысить интерес и степень усвоения информации.
Составляю презентации к урокам, к отдельным темам. При работе над новым материалом информацию, появляющуюся на экране, комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами.
Учащиеся используют ИКТ для оформления исследовательских работ, составления проспектов, презентаций, слайд - проектов.
Сеть Интернет – это богатый источник информации, главное уметь ориентироваться в этом многообразии. Огромную помощь в подготовке уроков оказывает Федеральный центр информационно-образовательного ресурса, официальные сайты органов власти, учебных издательств, электронных библиотек и т.д.
Одним из слагаемых общей культуры является изменение содержания образования, необходимость овладения учащимися информационной культурой. Все вышеперечисленное в современной педагогике осознается как высшее проявление образованности, включая личностные качества человека и его профессиональную компетентность.
Совершенствование методов решения функциональных задач и способов организации информационных процессов приводит к совершенно новым информационным технологиям, среди которых применительно к обучению выделяют следующие:
- обучающие программы (электронные учебники, тренажеры, тьюторы, лабораторные практикумы, тестовые системы);
- мультимедиа-технологии (персональные компьютеры, видеотехника, накопители на оптических дисках);
- обучающие системы.
Повышению качества подготовки учащихся в большой степени способствует четкая, целенаправленная и методически продуманная система изложения знаний в часы учебных занятий. В учебный процесс необходимо внедрять новые, наиболее совершенные методы преподавания и обучения, разумно привлекать технические средства обучения. Повышение эффективности обучения на уроках технологии во многом зависит от использования на уроках дидактических материалов, дидактических игр и компьютерных технологий.
Результат использования информационных технологий обучения на уроках технологии :
- экономия времени урока и сил учителя на подготовку урока или внеклассного занятия;
- активизируется процесс обучения;
- формируются навыки работы с компьютером;;
- создается собственный набор наглядно-демонстрационных презентаций к отдельным темам.
Использование презентаций открывает более широкие возможности для творческого преподавания, как технологии, так и других предметов, обеспечивает политехнический принцип обучения, дифференцированный и личностно-ориентированный подходы в обучении на разных этапах урока или темы:
- на этапе введения новой темы и первичного закрепления информации
- на этапе повторения и закрепления умений;
- на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;
- на этапе коррекции и самого процесса обучения.
Показ презентации я сопровождаю пояснениями. Материалы данного урока использую для проверки усвоения материала предыдущих уроков.. Проверка могут быть как устными, так и письменными.
В процессе создания презентаций учитель может проявить себя и как сценарист, и как режиссер, и как художник, и как исполнитель. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
При выполнении практических работ слайд-фильм позволяет на одном слайде показать условие предлагаемой задачи, на другом – решение (поэтапное его выполнение). Это позволяет сократить время при проверке домашнего задания, повторения, изложения нового материала, закреплении и отвести большее время для выполнения практических, правильно понять цель и ход предстоящей работы, ускорять процесс выполнения заданий. Демонстрируемые слайды будут служить образцами для правильного графического исполнения работы.
Использование на занятиях учебных фильмов позволяет наглядно продемонстрировать всей группе правильные приемы работы, их последовательность, что весьма затруднительно сделать, показывая их непосредственно на рабочем месте. Учащиеся вникают в динамику технологического процесса, особенности выполнения каждой операции. Поскольку учебный фильм может содержать материал разной степени сложности, появляется возможность дифференцировать учебный материал, задания в зависимости от подготовленности той или иной группы учащихся, полнее учитывать возможности каждого ученика.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.
В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса.
Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.
На уроках технологии применяются базовые информационные технологии: технологии работы в текстовых редакторах; графические; технологии числовых расчетов, технологии хранения, поиска и сортировки данных, сетевые информационные технологии, технологии мультимедиа.
В процессе обучения детей с помощью информационных технологий, они учатся работать с текстом, создавать графические объекты и базы данных, использовать электронные таблицы. Ребенок узнает новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяется его кругозор.
Основными характеристиками применения компьютерных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития творческой познавательной активности учащихся.
Для того, чтобы не спутать использование в процессе обучения информационных образовательных технологий с автоматизацией тех или иных сторон процесса обучения, с обычным переносом информации с бумажных носителей на магнитные, говорить же о новой информационной технологии можно только в том случае, если:
- она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, последовательность, целеобразование, целостность);
- решает задачи, которые ранее не были решены по тем или иным причинам;
- средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер.
Компьютерные и интерактивные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.
Литературы:
1. Алипов С.Н. Плюсы и минусы компьютеризации учебного процесса // Современные вызовы в образовании. Ростов-на-Дону, 2013.
2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.- М.: изд-во РАО., 1994.- 228 с.
3. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие /Под ред. Д.Ш.Матроса.- М.: Педагогическое общество России, 2004.- 384 с
4. Кристочевский Е.А. Информатизация образования // Информатика и образование. 1994. № 1)
5.Педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999. – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение личностно-ориентированных технологий на уроках технологии
Применение личностно-ориентированных технологий на уроках технологии...
Доклад "Технология развития критического мышления. Практическое применение приемов и методов данной технологии на уроках английского языка."
Технология развития критического мышления.Практическое применение приемов и методов данной технологии на уроках английского языка. Моя цель, как учителя, заключается в том, чтобы научить ре...
Использование информационных технологий на уроках технологии
Использование информационных технологий на уроках технологии...
Обобщение передового педагогического опыта "Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии как средство развития творческих способностей учащихся"
В работе представлено обобщение опыта применения ИКТ на уроках технологии....
Применение информационных технологий на уроках технологии
Презентация на тему "Применение информационных технологий на уроках технологии"Рассказываем о новейших средствах обучения на уроках технологии....
самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)
повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся путём выполнения заданий т...
Методическая разработка урока (внеурочного занятия) по технологии на тему применения фокального метода на уроках технологии « Создание настенной полки»
Данная методическая разработка может быть полезна учителям технологии, работающим по учебнику под редакцией В.М. Казакевича. Разработка выполнена в соответствии с ФГОС НОО. Использование фокального ме...