Рабочая программа межпредметного модуля по технологии «История русского костюма от Древней Руси до Петровской реформы одежды»
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по модулю «История костюма от Древней Руси до Петровской реформы одежды» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897; рабочей программы по технологии для 5 класса.
Модуль «История костюма от Древней Руси до Петровской реформы одежды» разработан на 9 часов и направлен на
воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области декоративно-прикладного искусства;
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_modulya_istoriya_russkogo_kostyuma.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение лицей №11
г.Россоши
Россошанского муниципального района Воронежской области
«Согласовано» Руководитель МО ______________ /Гартвих М.А./
Протокол №____ от «___» _________ 20__г. | Рассмотрена на заседании методического совета лицея Протокол №____ от «___» _________ 20__г. | «Утверждаю» Директор МОУ лицей №11 ______________ /Маснева Н.Н./
Приказ № ______ от «___» _________ 20__г. |
Рабочая программа межпредметного модуля по технологии
«История русского костюма от Древней Руси до Петровской реформы одежды»
Ступень обучения (класс) основное общее образование 5 класс
Количество часов 9
Составитель Побединская Наталья Рудольфовна
Программа разработана на основе примерной программы по технологии и федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
2015- 2016 учебный год
Пояснительная записка
1.1.Общие положения
Рабочая программа по модулю «История костюма от Древней Руси до Петровской реформы одежды» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897; рабочей программы по технологии для 5 класса.
Модуль «История костюма от Древней Руси до Петровской реформы одежды» разработан на 9 часов и направлен на
воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области декоративно-прикладного искусства;
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
1.2. Общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.
Цель программы: создание условий участникам объединения для осознанного познания сущности, содержания, структуры и закономерностей развития форм одежды как части материальной культуры в её историческом становлении.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.
Способствовать осознанию основного технологического материала, практических навыков и приёмов изготовления и декорирования изделий, проектирования и художественного конструирования швейных изделий, предметов быта.
Создать условия для знакомства с основными законами композиции и цветоведения, а так же для изучения процесса появления, развития и смены художественных образов русского костюма различных эпох.
Воспитательные:
Способствовать формированию у участников понимания явления моды как периодического изменения определённых форм любой сферы человеческого существования: искусства, речи, одежды, поведения, политики и т.п.
Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям на основе лучших образцов мировой и отечественной культуры и искусства. Создать условия для творческой и художественной деятельности.
Развивающие:
Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, света формы).
Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
Стимулировать стремление знать как можно больше из истории мировой культуры и искусства, эстетики, философии, культурологии.
1.3.Тематическое распределение количества часов
№п/п | Радел, тема | Коли-чество | Содержание темы | Вид контроля | Оборудование | Планируемые результаты | Дата | |
По плану | По факту | |||||||
1 | Организационный. Костюм Московской Руси. | 1 | Костюм Московской Руси. Общая характеристика периода. Эстетический идеал красоты. Основные особенности костюма. Практическая работа. Анализ образца куклы в костюме Московской Руси. | Составление плана проекта. Работа с интернет – ресурсами | Иллюстрации темы, документы, интернет ресурсы | Личностные результаты освоения модуля: Метапредметные результаты освоения модуля: | 02.09.15 | 02.09.15 |
2 | Исследовательская работа уч-ся по теме: «Основные разновидности женской одежды 13-15 вв.» | 1 | Основные разновидности женской одежды 13-15 вв.: сарафан, рубаха, душегрея, телогрея, летник. Практическая работа. Изготовление выкроек женской одежды. Раскрой костюма. Технология пошива костюма. | Исследование по теме, практикум по раскрою и пошиву костюма | Презентация «Костюм Древней Руси» | 09.09.15 | 09.09.15 | |
3 | Практикум «Головной убор - неотъемлемая часть русского костюма» | 1 | Головной убор - неотъемлемая часть русского костюма. «Чело кичное» или «венец», повойник с убрусом, праздничные кокошники. Макияж и женские украшения того времени. Практическая работа. Изготовление головного убора и украшений. | Работа с интернет-ресурсами Практикум по прическам | интернет ресурсы | 16.09.15 | 16.09.15 | |
4 | Исследовательская работа уч-ся по теме: « Петровская реформа одежды». | 1 | Петровская реформа одежды. Указ царя Петра 1 об упразднении старорусского костюма от 1 января 1700 г. Конструктивное решение костюма. Ткани, орнаменты, цветовое решение костюма. Царские указы об ограничении траты на наряды. Практическая работа. Выполнение эскизов женских платьев 18 века. | Сбор информации | Иллюстрации темы, документы, интернет ресурсы | 23.09.15 | 23.09.15 | |
5 | Практикум «Выполнение причесок в стиле «де фонтанж». | 1 | 18 век – век расцвета женских причесок. Законодательница мод Анжелика Фонтанж. Практическая работа. Выполнение причесок в стиле «де фонтанж». | Сбор информации | Иллюстрации темы, документы, интернет ресурсы | 30.09.15 | 30.09.15 | |
6 | Практикум «Раскрой и пошив костюма 18 века». | 1 | Производство тканей в России. Указ Петра 1 об ограничении ввоза заграничных тканей. Появление шелковых мануфактур в России. Практическая работа. Раскрой и пошив костюма 18 века. | Исследование по теме, практикум по раскрою и пошиву костюма | Иллюстрации темы, документы, интернет ресурсы | 07.10.15 | 07.10.15 | |
7 | Выполнение проектов по выбору. | 1 | Выполнение проектов по выбору «Костюм Московской Руси» и «Костюм Петровской эпохи». | Самостоятельная работа | Иллюстрации темы, документы, интернет ресурсы | 14.10.15 | 14.10.15 | |
8 | Оформление и зашита проектов. | 1 | Защита проектов «Костюм Московской Руси» и «Костюм Петровской эпохи». | Защита проектов | 21.11.15 | 21.11.15 | ||
9 | Выставка проектных работ. Рефлексия. | 1 | Выставка проектных работ Итоговое занятие. | 28.10.15 | 28.10.15 |
- Общая характеристика учебного предмета, курса
Возраст детей, участвующих в реализации программы 10 - 11 лет.
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 четверть.
Формы и режим занятий
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (практикумы по пошиву костюмов для кукол, работа с компьютером, другими информационными носителями, подготовка проектов, демонстрация репродукций, просмотр видеоматериалов, посещение выставок, творческие встречи с местными народными умельцами, дидактические игры, дефиле).
Эффективность программы, прогнозируемые, ожидаемые результаты
После освоения данной программы обучающиеся научатся:
- создавать исторический и национальный костюм в миниатюре;
- применять созданные образцы художественно декорированной ткани для создания исторического и национального костюма;
- творческому самовыражению посредством проектирования и создания исторического и национального костюма;
- отвечать за свои поступки, признавать гуманистические ценности и идеалы.
Получат:
- возможность для раскрытия своего таланта;
- навыки художественной обработки тканей;
- навыки стилевого и композиционного решения ансамбля костюма;
- навыки поисково-исследовательской работы;
- навыки проектирования одежды;
- навыки театрального представления одежды.
Приобретут:
- способность трансформировать волевую направленность немотивированного инстинкта в мотивированно-удовлетворяемую потребность в познании с охватом как интеллектуальной, так эмоциональной сферы;
- способность сбалансировать познавательный, потребительский, природоохранный и эстетический аспекты модальности отношения к окружающему миру.
Освоят:
- особенности и взаимосвязь костюма разных эпох.
Результаты оцениваются по следующим показателям:
- Результаты срезовых работ предварительного, промежуточного и итогового контроля уровня ЗУН;
- комфортность обучающихся в коллективе (анкетирование обучающихся, родителей, анализ посещаемости занятий);
- удовлетворенность своей работой;
- достижения обучающихся объединения.
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Учебный план образовательного учреждения отводит на этапе основного общего образования 9 часов для обязательного изучения межпредметного модуля, входящего в образовательную область «Технология». В том числе: в пятых классах 9 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
- Описание общеучебных умений, навыков и способов деятельности
Формы подведения итогов реализации программы
Формы начальной диагностики | Формы промежуточного контроля | Формы итогового контроля по годам обучения | Формы аттестации по итогам реализации образовательной программы |
Собеседование, анкетирование | Тестирование, теку- щий анализ работ, оценка сценического мастерства, образцов изделий | Тестирование, текущий анализ работ, оцен- ка сценического мастерства, образцов изделий, защита проектов | Тестирование, оценка сценического мастерства, изделий, защита проектов |
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
В ходе работы планируется провести тематическую выставку и подготовить несколько презентаций и костюмов по тематике, выбранной самими участниками.
Универсальные учебные действия, которые формируются в процессе работы
- Регулятивные УУД:
- выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи;
- выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы);
- обоснованный выбор способа или метода пути в деятельности;
- планирование своей деятельности, самоанализа и рефлексии.
- Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с
помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обоб-
щение и др.).
- Личностные УУД:
- организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление необходимых ма-
териалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметром,
осмысление полученных результатов.
4. Коммуникативные УУД:- умение слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников,
способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
- Предметные УУД:
- распознавание видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологи-
ческих процессах;
- оценивание своей способности и готовности к труду;
- осознание ответственности за качество результатов труда;
- стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени, материалов;
- планирование технологического процесса;
- подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической по-
следовательности;
- соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены;
- контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок в процессе тру-
да;
- формирование рабочей группы для выполнения проекта, публичная презентация и защита проекта, изделия,
продукта труда.
- Критерии и нормы оценок, умений и навыков учащихся
Основными видами диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся и текущего контроля знаний, умений и навыков на данном этапе обучения являются:
- анализ простейших исторических источников;
- творческие работы (презентации, эссе) учащихся и их защита;
- выставка отчётных материалов по социальному, исследовательскому проекту в форме плакатов, стенгазет, фотографий и тд.
- рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных играх (как письменная, так и устная).
- Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Балашов М.Е. Костюм Киевской Руси. - СПб.: «Детство-пресс», 2002.- 40с.
2. Брун В., Тильке М. История костюма от древности до нового времени. - М.: Легпромбытиздат, 1995. - 264с.
3. Каминская Н. История костюма.- М.: «Легкая индустрия», 1977 г.
4. Кашинская Н.М. История костюма. - М.: Легпромбытиздат, 1986. - 168с.
5. Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. - Мн.: Современный литератор, 2000, - 496с.
6. Жабрева Анна Эрнестовна. История русского костюма с древних времен до конца XVIII века на страницах журнала "Нива". - СПб.: Альфарет, 2006- 740 с.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
1. Аудиоколонки колонки.
2. Видеопроектор.
3. Персональный компьютер.
4. Экран.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Сайт Мелина Дизайн студия. Режим доступа: http://melina-design.com/kiev_mosc_cost.html
Сайт Энциклопедия вещей. История вещей, изобретений, открытий. Режим доступа: http://www.thingshistory.com/russkij-kostyum-xviii-veka/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Петровские реформы
Урок предназначен для изучения русской культуры петровского времени, о первых его реформах в областях литературы, образования и наук. Материал этого урока может быть также использован на уроках и...
Петровские реформы
Урок предназначен для изучения русской культуры петровского времени, о первых его реформах в областях литературы, образования и наук. Материал этого урока может быть также использован на уроках и...
Урок повторения и обобщения на тему: Петр Великий. Значение петровских реформ". 7 класс
на уроке используется раздаточный материал с отрывками исторических источников и вопросами....
Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс
Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...
Творческий проект по технологии "История создания русского народного костюма" ученицы 6 Г класса ГБОУ гимназии№402 Бозоровой Анастасии.Руководитель: Берендюкова Г.В.
В этой презентации ученица рассказывает о создании женского и мужского народного костюма России, об истории и традициях русского народа....
Модуль по русскому языку в 8 классе по теме: «О языке Древней Руси»
Модуль по русскому языку в 8 классе по теме: «О языке Древней Руси»Цели и задачи модуля Образовательные:...