Конспект урока "Художественное конструирование изделий из древесины (настенный подсвечник)"
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему
Конспект урока по технологии в 5 классе на тему: Художественное конструирование изделий из древесины (настенный подсвечник)
Цель урока: | Содействовать формированию знаний по конструированию с учётом основных закономерностей и принципов художественного конструирования. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_nastennyy_podsvechnik.docx | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по технологии в 5 классе
Тема урока: Художественное конструирование изделий из древесины
(настенный подсвечник)
Цель урока: |
|
| |
|
Оборудование: личные учебные принадлежности для выполнения графических работ, чертёжная бумага формата A4, личные тетради.
План урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Объяснение нового материала
- Самостоятельная работа учащихся по конструированию изделия
- Самостоятельная работа учащихся по составлению эскизов и чертежей изделия
- Обсуждение и выбор наиболее удачных вариантов проектов изделия
- Итог урока
- Рефлексия
Ход урока:
Организационный момент
Сообщить тему и цель занятий учащимся. Проверить готовность учащихся к уроку.
Актуализация знаний
Восстановить в памяти учащихся методом беседы основные принципы конструирования и алгоритм конструирования изделий. Повторить виды и способы обработки древесины и фанеры, виды соединений деталей из древесины.
Принципы конструирования:
- удобство в пользовании;
- соответствие техническим требованиям и назначению;
- простота устройства;
- несложность изготовления (учитывать и технологию сборки);
- рациональная и эстетически оправданная форма изделия.
Алгоритм конструирования:
- определить требования к изделию;
- мысленно представить себе задуманный вариант изделия;
- продумать количество деталей, их форму, способы их соединения;
- выполнить эскизы и чертежи каждой детали и изделия в целом.
Объяснение нового материала
Чтобы научиться конструировать и изготовлять художественные изделия из древесины необходимо приобрести новые знания и умения.
Человек оценивает вещи, которыми он пользуется, по следующим критериям: целенаправленности и износоустойчивости, удобству, красоте. Соответственно этому при конструировании нового изделия необходимо учитывать: социальные, утилитарные, эргономические и эстетические требования к изделию.
Для изделий с утилитарным уклоном особую роль играют три первых требования, а у изделий с декоративными целями – последнее требование «эстетическое». (слайд 2)
Красота – очень общее понятие, под которым в каждом конкретном случае подразумеваются декоративные свойства материала, качество обработки и отделки, форма, целостность композиции, а также новизна и модность изделия.
Единство формы и содержания – принцип первостепенной важности. В практике это означает, что при определении формы, декора и способа отделки приходится в первую очередь учитывать назначение изделия (например, ручка в кухонных наборах должна соответствовать размеру руки и не иметь острых граней).
Соответствие формы и декора свойствам материала в деревообработке является очень важным принципом. В художественном конструировании это называется проще – «чувством материала». Древесина отличается от всех других материалов неоднородной волокнистой структурой, которая придаёт изделиям чувство направленности. Одной из самых ценных декоративных особенностей древесины является текстура, и это, разумеется, должно отражаться в форме изделий. Форма и отделка обязаны подчёркивать характерные черты материала. Древесина склонна к короблению и раскалыванию, поэтому у изделий не должно быть слишком мелких и ажурных деталей. У изделий с декоративным уклоном на передний план выдвигается соответствие законам компоновки, композиции.
Основные закономерности композиции
Слово «композиция» происходит от латинского слова composito, что означает «составление», «соединение», «связывание». Под этим термином понимают осмысленное построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.
Композиция изделия – это художественно выразительная система его формы и декора, обеспечивающая эстетически воспринимаемое правомерное размещение всех частей и элементов изделия (линий, поверхностей, объёмов, цветов).
Теория композиции не может дать готовых рецептов для проектирования конкретных предметов, но в любом случае необходимо учитывать выявленные ею закономерности, которые называются свойствами и средствами композиции.
Целостности добиваются созданием целого из частей элементов единого характера.
Закон количества: при одинаковых прочных условиях доминирующей станет та часть, которая имеет свойство, отличающее её от других по количеству (высота, объём, повторение какого-нибудь элемента).
Закон качества: превалирует тот элемент, у которого какое-либо свойство более качественно по сравнению с другими – например, текстура самого материала (красное дерево, карельская береза, сосна), неодинаковая отделка (полированный элемент на фоне необработанной поверхности).
Закон центрального положения говорит о том, что элемент, находящийся в центре, имеет большую возможность стать доминирующим, если этому не противодействуют другие обстоятельства.
Закон осмысленного фактора: здесь имеется в виду доминирующее значение, придаваемое отдельной части изделия концентрацией декора, эмблемой, надписью, неожиданным цветом.
Контраст выявляется в сосуществовании элементов с противоположными свойствами: большой и маленький, высокий и низкий, горизонтальный и вертикальный, гладкий и шероховатый.
Контраст образует в композиции внутренние напряжения, делает изделие более выразительным, позволяет сосредоточить внимание на важных узлах. Но при этом надо помнить, что слишком резкий контраст отдельных элементов может разрушить целостность композиции. То есть контраст не должен быть главным мотивом, самоцелью в композиции, а лишь придавать ей особую декоративную ценность.
Симметрия означает гармоничное расположение частей в целом однотипных элементов вокруг какой-нибудь оси или точки. Виды симметрии: зеркальная, осевая, центральная, спиральная.
Асимметрия является противоположностью симметрии. С симметрией и асимметрией непосредственно связано композиционное равновесие.
Пропорциональность – гармония объекта как целого и отдельных частей, принятые размеры и подходящее соотношение между ними.
Самостоятельная работа учащихся
Учащимся предлагается сконструировать настенный подсвечник из древесины, учитывая принципы конструирования и полученные новые знания по художественному конструированию.
- Проектирование изделия с учётом закономерностей композиции.
- Определение формы каждой детали с учётом принципов декоративного изделия: единства формы и содержания, соответствия формы и декора и т. д.
- Определение размеров элементов в деталях и размеров самих деталей относительно габаритных размеров изделия.
- Определение способов соединения деталей в изделии.
- Выполнение эскизов деталей изделия и эскиза изделия в собранном виде.
- Выбор способов отделки изделия с использованием элементов художественной обработки (резьбы по дереву, пирографии, тонирования). (слайд №3)
Коллективное обсуждение работ учащимися
- Представление учениками своих проектов (в эскизной форме или технических рисунках).
- Обсуждение всех представленных вариантов с целью выявления наилучшей композиции (эстетически правомерного размещения всех частей и элементов изделия, размеров деталей и т. д.).
- Выбор наиболее удачной композиции и её доработка:
- устранение недостатков (уточнение формы, размеров и цвета деталей);
- уточнение декоративного узора, состоящего из линий (резьба, выжигание, точки на плоских и фасонных поверхностях);
- проверка учёта законов центрального положения, симметрии, пропорциональности.
Домашнее задание
Разработать композицию узора для выжигания на кухонной разделочной доске (естественные природные формы, абстрактные геометрические формы, комбинированные узоры).
Подведение итогов урока
- учитель отмечает и оценивает несколько наилучших вариантов изделия;
- оценивает удачные конструкционные решения во всех предложенных вариантах (удачная форма, удачное соединение деталей, удобство в пользовании изделием);
- оценивает соблюдение основ композиции при конструировании художественного изделия во всех предложенных вариантах;
- отмечает активную работу учащихся по выявлению и устранению допущенных нарушений основ композиции
- отмечает учащихся, выбравших удачные способы отделки изделия с использованием элементов художественной обработки.
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока "Конструирование изделий из древесины".
План-конспект урокаТема: Конструирование и изготовление изделий из древесины.Цель: создать условия для формирования умений и навыков при конструировании изделий из древесины; воспитывать у учащих...
План-конспект урока "Отделка изделий из древесины" в рамках ФГОС
Презентация и ход урока....
Конспект урока "Конструирование и моделирование изделий" ФГОС
Конспект урока....
Конспект урока технологии в 5 классе. Тема: Конструирование изделий из тонколистового металла.
Урок направлен для обучения учащихся методам конструирования простых изделий из тонколистового металла, обратив внимание формирование умения опред...
Рабочая программа для 11 класса по предмету "Основы конструирования изделий" ФГОС
Общая характеристика учебного предмета: Для реализации этих задач необходимо обеспечить усвоение определенного круга теоретических сведений по темам курса «Основы конструирования изделий (...
Конспект урока "Конструирование швейного изделия"
Конспект урока в 5 классе...
Урок технологии 5 класс «Конструирование изделия из текстильных материалов. Подготовка выкройки к раскрою»
Цель урока: Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с этапами изготовления швейных изделий; научить школьников конструировать швейные изделия простой формы; формирование умений построе...