рабочая программа практикум 10-11 класс трактор
рабочая программа по технологии (11 класс) на тему
устройство трактора и сельскохозяйственных машин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rabochaya_elektiv_10-11_-.doc | 166 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Козьмодемьяновская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» Руководитель ШМО МОУ Козьмодемьяновской СОШ _____ /______________ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 200__г. | «Утверждено» Директор МОУ Козьмодемьяновской СОШ _____ /______________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 200__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
практикум
на уровне среднего (полного) общего образования
для учащихся 10-11 классов
Байда Сергея Геннадьевича,
учителя 1 квалификационной категории
.
с. Козьмодемьяновка
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса («Тракторы и сельскохозяйственная техника») составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта на ступени среднего (полного) общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от 05.03.04. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, издательства «Просвещение» г. Москва 2006 г. «Сельский дом и семья» г.Москва 2001 г. «Трудовое обучение,(тракторы, сельскохозяйственные машины ) для сельских школ» г.Москва 1980.
Рабочая программа элективного курса технологии предназначена для обучения учащихся 10-11 классов средней общеобразовательной школы.
В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Поэтому изучение образовательной области «Технология», предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит учащимся приобрести общетрудовые знания и умения, а также обеспечит им интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям.
Главной целью элективного курса(«Тракторы и сельскохозяйственная техника») является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе.
Рабочая программа предусматривает изучение следующих разделов:
1. Устройство тракторов.
2. Техническое обслуживание и ремонт.
После прохождения в полном объеме программы подготовки водителей тракторов категории «С» проводиться аттестация в виде экзамена на присвоение квалификации
«Тракторист-машинист» на право управления трактором категории «С».
Изучение технологии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих ц е л е й:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности, по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Достижение этих целей предусматривает решение следующих з а д а ч:
- приобретение учениками знаний, умений и навыков трудовой деятельности с учетом его возможностей и интересов, а также в соответствии с потребностями общества;
- создание условий обучения, при которых учащиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире;
- формирование профессионально значимых качеств;
- достижение высокого уровня компетентности в избранной области трудовой деятельности;
- развитие потребности в трудовой деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в школе.
Основным предназначением образовательной области «Технология» («Тракторы и сельскохозяйственная техника ») в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» «Тракторы и сельскохозяйственная техника » является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.
Независимо от изучаемых технологий, содержанием программы предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
- культура и эстетика труда;
- получение, обработка, хранение и использование информации
- знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащим;
- история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Место предмета в базисном учебном плане
Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность— профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая — должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»
В результате обучения учащиеся овладеют:
• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
•умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность:
познакомиться:
• с основными технологическими понятиями и характеристиками;
• с назначением и технологическими свойствами материалов;
• с назначением и устройством применяемых ручных инструментов,
приспособлений, машин и оборудования;
• с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции .
• с профессиями и специальностями, связанными с сельским хозяйством.
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
• рационально организовывать рабочее место;
• находить необходимую информацию в различных источниках;
• применять конструкторскую и технологическую документацию;
•составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;
• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
• соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием.
Личностные результаты изучения курса «Технология»:
• выражение желания трудиться в сельском хозяйстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятель
Метапредметные результаты изучения курса «Технология»:;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты изучения курса «Технология»:
в познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
в трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах.
в мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства.
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда.
в физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. В качестве приоритетных методов обучения предлагается использовать лабораторно-практические, учебно-практические работы.
Программа технологии предусматривает, что учащиеся получают технико-технологические знания и практические умения по ремонту различных механизмов знакомятся с их работой, изучают специальные термины и обозначения.
Критерии оценки знаний и умений учащихся по технологии
Примерные нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу
Оценка «5» ставится, если учащийся:
- полностью освоил учебный материал;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
- в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его
изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
- почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов у
Примерные нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ
Отметка «5» ставится, если учащийся:
- творчески планирует выполнение работы;
- самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
- правильно и аккуратно выполняет задание;
- умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «4» ставится, если учащийся:
- правильно планирует выполнение работы;
- самостоятельно использует знания программного материала;
- в основном правильно и аккуратно выполняет задание;
- умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «3» ставится, если учащийся:
- допускает ошибки при планировании выполнения работы;
- не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
- допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;
- затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Отметка «2» ставится, если учащийся:
- не может правильно спланировать выполнение работы;
- не может использовать знания программного материала;
- допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;
- не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средств
Проверка и оценка практической работы учащихся
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Оценивание теста учащихся производится по следующей системе :
«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;
«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;
«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.
Критерии оценки проекта
1. Оригинальность темы и идеи проекта.
2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).
3. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).
4. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).
5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).
6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).
7. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).
Планирование составлено на основе программ: «Сельский дом и семья Москва Просвещение 2001 г; «Трудовое обучение. Технология для сельских школ». М. Просвещение. 1998 г.; «Технология. Трудовое обучение». М. Просвещение. 2006 г.
Количество часов в 10 классе 70 часов в 11 классах всего 68 часа в год (для каждого класса); в неделю 2 часа с сентября по май;
Плановых контрольных уроков – 1, тестов – 4 (для каждого класса).
Учебно-тематический план
10 класс
Практикум « Трактор»
Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
Теоретические | Практические | ||
Классификация тракторов | 4 | 4 | -- |
Двигатели | 2 | 2 | - |
Кривошипно-шатунный механизм | 2 | 2 | - |
Механизм газораспределения | 2 | 2 | - |
Система питания | 14 | 10 | 4 |
Система смазки | 2 | 2 | |
Система охлаждения | 4 | 3 | 1 |
Источники электроэнергии | 2 | 1 | 1 |
Система пуска двигателя | 4 | 2 | 2 |
Трансмиссия | 10 | 6 | 4 |
Остов. Ходовая часть тракторов | 2 | 2 | - |
Механизмы управления | 8 | 6 | 2 |
Рабочее оборудование | 12 | 10 | 2 |
Итого | 68 | 52 | 16 |
11 класс
Практикум (Сельскохозяйственная техника)
Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
Теоретические | Практические | ||
Основные понятия об эксплуатации машин | 4 | 4 | - |
Основные неисправности тракторов | 20 | 10 | 10 |
Техническое диагностирование машин | 14 | 12 | 2 |
Техническое обслуживание машин | 6 | 6 | |
Организация и материально техническая база технического обслуживания и ремонта машин | 10 | 10 | - |
Обеспечение машинно-тракторных агрегатов топливосмазочными материалами и другими материалами | 10 | 10 | - |
Организация и технология хранения машин | 2 | - | 2 |
Итого | 66 | 52 | 14 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
11 класс
ВВЕДЕНИЕ
Перспективные направления механизации сельскохозяйственного производства на базе современных достижений научно-технического прогресса. Актуальные проблемы использования, обслуживания и ремонта машинно-тракторного парка.
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАШИН (4ч)
Производственная и техническая эксплуатация и их составляющие. Изнашивание деталей машин и пути снижения скорости изнашивания. Понятие о техническом состоянии машин: исправное, неисправное, работоспособное и неработоспособное.
Понятие о техническом обслуживании, диагностировании и ремонте машин.
Основы обеспечения работоспособности машин.
2. ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ТРАКТОРОВ (20ч)
И АГРЕГАТИРУЕМЫХ С НИМИ МАШИН
Основные параметры и качественные признаки, характеризующие нормальную работу трансмиссии, механизмов управления, тормозов и ходовой системы тракторов, неисправности трансмиссии, механизмов управления, тормозов и ходовой системы тракторов.
Обобщенные параметры и признаки нормальной работы гидросистем тракторов. Основные неисправности гидросистем тракторов.
Признаки нормального технического состояния электрооборудования тракторов. Неисправности электрооборудования.
Признаки нормального технического состояния электрооборудования тракторов. Неисправности электрооборудования.
Неисправности основных сельскохозяйственных машин, агрегатируемых с тракторами.
3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЕ МАШИН (14ч)
Роль и значение технического диагностирования в системе технического обслуживания. Классификация методов, периодичность и содержание диагностирования.
Общая оценка технического состояния двигателя без разборки по мощностным и топливно-экономическим показателям. Диагностирование основных механизмов, составных частей и сборочных единиц тракторов и сельскохозяйственных машин. Принятие решений по результатам диагностирования.
Классификация средств диагностирования. Область применения диагностических средств.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Диагностирование кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, систем питания, смазки, охлаждения и пуска.
Диагностирование трансмиссии, механизмов ходовой части, управления.
Диагностирование и регулирование гидравлических систем и электрооборудования тракторов.
4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МАШИН (6ч)
Сущность технического обслуживания. Планово-предупредительная система технического обслуживания.
Виды технического обслуживания. Периодичность технического обслуживания.
Операции технического обслуживания тракторов.
Основные причины, вызывающие ремонт машин. Виды ремонта. Текущий и капитальные ремонты.
Правила пользования инструкциями по эксплуатации и текущему обслуживанию машин.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Техническое обслуживание двигателей и трансмиссии тракторов.
Техническое обслуживание приборов электрооборудования.
Техническое обслуживание гидравлических систем.
Техническое обслуживание механизмов управления.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МАШИН (10ч)
Методы организации и формы технического обслуживания и ремонта машин.
Структура ремонтно-обслуживающей базы сельскохозяйственной организации, района, области. Характеристика объектов базы.
Пункты и посты технического обслуживания тракторов, их оборудование и назначение. Классификация передвижных средств технического обслуживания и их назначение.
Индивидуальные средства технического обслуживания.
6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАШИННО-ТРАКТОРНЫХ АГРЕГАТОВ ТОПЛИВНО-СМАЗОЧНЫМИ И ДРУГИМИ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (10ч)
Назначение и общая характеристика нефтехозяйств.
Правила хранения и транспортировки топливно-смазочных и технических жидкостей.
Нормы расхода топлива и смазочных материалов.
Сбор отработанных нефтепродуктов. Пожаро-взрывоопасные и токсические свойства топливно-смазочных материалов и технических жидкостей и меры предосторожности при обращении с ними.
Средства для транспортирования, хранения и заправки нефтепродуктов. Механизированные заправочные агрегаты. Выбор способов заправки машин. Пути сокращения потерь нефтепродуктов при заправке и в процессе эксплуатации машинно-тракторного парка. Учет и контроль качества, экономия топлива и смазочных материалов при эксплуатации МТП. Повторное использование отработанных нефтепродуктов. Техника безопасности, противопожарные и экологические мероприятия.
7. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ХРАНЕНИЯ МАШИН (2ч)
Изменение состояния машин в нерабочий период. Виды и способы хранения машин. Материально-техническая база хранения машин. Технология и техническое обслуживание машин при хранении. Очистка и мойка, снятие с машин узлов и деталей. Консервация и нанесение защитных покрытий. Герметизация внутренних полостей машин. Установка машин на хранение. Организация выполнения работ на машинном дворе.
Технологическое оборудование для мойки, очистки и нанесения защитных покрытий. Материалы, применяемые при мойке, консервации и герметизации.
Снятие машин с хранения и подготовка их к работе.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Выполнение работы по постановке на хранение тракторов и основных сельскохозяйственных машин.
ие
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
10 КЛАСС
1.КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАКТОРОВ (4ч)
Роль энергетических средств в производстве сельскохозяйственной продукции. Краткий обзор развития тракторостроения. Состояние отечественного тракторостроения. Перспективы его развития. Основные направления в развитии и совершенствовании конструкции тракторов в республике и за рубежом.
2. ДВИГАТЕЛИ (2ч)
Классификация двигателей. Условия работы и требования к двигателям. Основные механизмы двигателей и их назначение. Принцип работы дизельных и карбюраторных двигателей, основные понятия и определения. Рабочие процессы в дизельных двигателях. Основные показатели работы двигателя.
3. КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ (2ч)
Назначение и общее устройство кривошипно-шатунного механизма. Конструкция и взаимодействие деталей кривошипно-шатунного механизма. Разборка-сборка кривошипно-шатунного механизма. Установка коленчатого вала. Требования к затяжке крышек подшипников. Последовательность затяжки гаек головки блока цилиндров. Сравнительный конструктивный анализ цилиндров, поршней, поршневых колец, блоков двигателей.
Основные неисправности кривошипно-шатунного механизма и способы их устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства кривошипно-шатунного механизма.
4. МЕХАНИЗМЫ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ (2ч)
Назначение, устройство и принцип работы механизмов газораспределения. Типы механизмов газораспределения. Клапанный механизм газораспределения. Шестерни распределительного механизма и их установка. Распределительный вал. Детали привода клапанов. Особенности сборки механизмов газораспределения.
Основные неисправности и влияние технического состояния механизма газораспределения на показатели работы двигателя.
Причины неисправностей механизмов газораспределения, способы их выявления и устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства газораспределительного механизма.
Регулировки и проверка работы газораспределительного механизма.
5. СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ (14ч)
Топливо для дизельных двигателей, его виды, основные свойства и применение.
Назначение и классификация систем питания двигателей и их сравнительный анализ.
Система подачи и очистки воздуха. Наддув и охлаждение надувного воздуха. Конструкция и работа турбокомпрессоров, воздухоочистителей, теплообменников.
Система выпуска отработанных газов. Конструкция и условия работы глушителей, искрогасителей и выпускных газопроводов.
Система подачи и очистки топлива. Конструкция и работа топливных баков, фильтров и топливоподкачивающих насосов.
Способы смесеобразования в дизелях и их сравнительная оценка. Формы и типы камер сгорания. Конструкция и работа форсунок.
Конструкция и работа топливных насосов высокого давления рядного и распределительного типов.
Основные неисправности систем питания дизельных двигателей, их признаки, причины, способы выявления и устранения.
Система питания пускового двигателя. Смесеобразование в карбюраторном двигателе и понятие о составе смеси. Конструкция и работа карбюратора. Основные неисправности системы питания карбюраторного двигателя.
Система регулирования двигателя. Регуляторы частоты вращения коленчатого вала. Привод и установка топливного насоса. Заполнение системы топливом.
Основные неисправности и влияние технического состояния на показатели работы дизелей.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение общей конструкции систем питания двигателей, подачи и очистки воздуха, выпуска отработанных газов.
Изучение устройства топливных насосов высокого давления, регуляторов и форсунок, и их регулировки.
Изучение системы питания двигателя.
6. СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ (2ч)
Моторные масла, пластичные и консервирующие смазки. Их свойства, маркировка, применение.
Понятие о трении. Влияние смазки на работу двигателя. Способы смазки. Устройство и принцип работы системы смазки двигателя. Конструкция и работа масляных насосов, фильтров, охладителей и контрольных приборов.
Назначение, работа и регулировка клапанов.
Основные неисправности системы смазки, их признаки, причины и способы устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства, взаимодействия деталей и узлов системы смазки двигателей.
7. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ (4ч)
Охлаждающие жидкости, используемые в системе охлаждения двигателей; их виды, основные свойства и применение.
Назначение и классификация систем охлаждения двигателей.
Устройство и принцип работы систем охлаждения двигателей.
Основные неисправности систем охлаждения двигателей, их признаки, причины и способы устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства и взаимодействия деталей и узлов систем охлаждения двигателей.
8. ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (2ч)
Аккумуляторные батареи. Назначение, принцип работы и конструкция аккумуляторных батарей, маркировка.
Основные правила эксплуатации и технического обслуживания аккумуляторных батарей.
Генераторы и реле-регуляторы.
Основные неисправности источников электрической энергии, их признаки, причины, способы определения и устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства аккумуляторных батарей, генераторов и реле-регуляторов.
9. СИСТЕМА ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ (4ч)
Способы пуска двигателя. Пусковой двигатель и его техническая характеристика. Основные механизмы и системы пускового двигателя, их устройство и принцип работы. Схема передачи крутящего момента пускового двигателя к коленчатому валу. Устройство редуктора пускового двигателя.
Подготовка основного и пускового двигателя к пуску. Порядок пуска и техника безопасности при пуске различными способами. Устройства и средства облегчения пуска при низких температурах.
Основные неисправности системы пуска, их признаки, причины, способы определения и устранения.
Назначение, требования и классификация систем зажигания.
Зажигание от магнето. Основные электрические процессы в магнето. Испытание магнето. Свечи зажигания, маркировка.
Принцип действия и работа системы зажигания.
Неисправности системы зажигания и их устранение. Установка угла опережения зажигания на двигателе.
Система пуска двигателя стартером.
Назначение и требования, предъявляемые к стартерам. Классификация стартеров. Конструкция и работа стартеров. Неисправности стартеров и их устранение.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства и взаимодействия деталей пускового двигателя.
Проверка работы магнето и регулировки зазоров в контактах.
Изучение устройства и взаимодействия деталей системы пуска двигателя стартером.
10. ТРАНСМИССИЯ (10ч)
Назначение, условия работы и классификация. Схемы трансмиссий, основные механизмы и их конструктивный сравнительный анализ.
Сцепление. Назначение и классификация. Принцип действия, конструкция. Привод управления сцеплением.
Коробки передач. Назначение и классификация. Конструкция и работа коробок передач. Понижающие редукторы, раздаточные коробки и ходоуменьшители. Их конструкция и работа.
Назначение, конструкция и работа промежуточных соединений и карданных валов.
Ведущие мосты. Назначение, конструкция и работа. Главные передачи. Принцип действия и работа дифференциала. Блокировка дифференциалов, самоблокирующиеся дифференциалы. Типы полуосей. Конечные передачи. Передние ведущие мосты. Регулировка механизмов ведущих мостов.
Основные неисправности, их признаки, способы определения и устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства сцепления, коробки передач, раздаточных коробок, ходоуменьшителя. Изучение устройства заднего и переднего мостов.
11. ОСТОВ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (2ч)
Назначение и классификация. Влияние параметров ходовой части на тягово-сцепные свойства тракторов и на уплотнение почвы.
Ходовая часть колесных тракторов. Основные элементы. Конструкция ведущих и управляемых колес. Типы шин, маркировка. Подвеска остова. Монтаж и демонтаж шин. Регулировка колеи базы трактора и дорожного просвета.
Основные неисправности, их признаки, способы определения и устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства ходовой части колесных тракторов. Проверка и регулировка колеи базы трактора и дорожного просвета.
12. МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ (8ч)
Рулевое управление. Назначение и классификация. Способы поворота. Углы установки управляемых колес.
Передняя ось, поворотные цапфы и механизм привода.
Тормозные системы, назначение, конструкция и работа тормозных систем. Антиблокирующие устройства.
Основные неисправности рулевого управления тормозной системы, их признаки, способы определения и устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства механизма рулевого управления и тормозных систем. Проверка и регулировка углов установки управляемых колес.
13. РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ ТРАКТОРА (12ч)
Назначение, классификация, конструкция и схемы механизмов навески. Универсальное тягово-сцепное устройство.
Назначение, типы и работа прицепных устройств, регулирование точки прицепа. Способы осуществления дополнительного отбора мощности. Назначение, устройство вала отбора мощности, классификация и работа механизмов привода валов отбора мощности.
Основные неисправности, их признаки, способы определения и устранения.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Изучение устройства навесного механизма. Переоборудование навески.
Изучение устройства и регулировок вала отбора мощности
Назначение и классификация гидравлических систем. Конструкция гидронасосов и гидрораспределителей. Масляные баки, силовые цилиндры, соединительная аппаратура. Масла.
Требования к уровню подготовки учащихся
10 класс
Учащийся должен знать:
- классификацию тракторов и двигателей внутреннего сгорания;
- технические характеристики тракторов;
- общее устройство и принципы действия приборов и деталей систем питания, охлаждения, смазки, электрооборудования тракторов и системы пуска двигателей;
- неисправности тракторных двигателей, их признаки и способы устранения;
- техническое обслуживание;
- назначение, устройство и принцип действия силовой передачи остова, ходовой части, гидравлической системы и вала отбора мощности колесных тракторов.
Учащийся должен уметь:
- Частично разбирать и собирать механизмы двигателей, проверять и регулировать газораспределительный механизм.
- Производить частичную разборку и сборку систем питания, охлаждения, смазки, электрооборудования .
- Проверять работу термостата ,форсунки, регулировать муфту сцепления трактора , натяжение цепи.
- Проверять давление и накачивать шины ходовых колес трактора; проверять и регулировать шарниры рулевых тяг, ширину колеи и сходимость направляющих колес трактора.
11 класс
Учащийся должен знать:
- систему технического обслуживания тракторов, ее значение и краткую характеристику;
- правила техники безопасности при обслуживании;
- способы подготовки и правила хранения тракторов;
- правила движения тракторов по дорогам и улицам;
- знать правила дорожного движения;
- ответственность водителей за нарушение правил дорожного движения.
Учащийся должен уметь:
Выполнять операции технических обслуживаний ТО-1, ТО-2 и ТО-3 и работы по ремонту не ниже 2 разряда.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебные пособия по устройству и эксплуатации тракторов
1.Двигатель в сборе со сцеплением (в разрезе)
2.Задний мост (в разрезе)
3.Рулевой механизм (в разрезе)
4.Кривошипно- шатунный механизм.
5.Система охлаждения.
6.Система смазки.
7.Система питания.
8.Тормозная система.
9.Электрооборудование.
10.Плакаты по устройству и эксплуатации тракторов.
Учебные пособия по устройству и эксплуатации сельскохозяйственных машин
Узлы, агрегаты и рабочие органы сельскохозяйственных машин:
- для основной обработки почвы
- посевных и почвообрабатывающих машин
- для защиты растений
- для заготовки кормов
- для внесения минеральных и органических удобрений.
Кабинет по устройству и эксплуатации сельскохозяйственных машин
Демонстрационные щиты с рабочими органами сельскохозяйственных машин.
Визуальные средства обучения ,плакаты по устройству и эксплуатации
Сектор хранения с/х машин
Машины для основной обработки почвы.
Машины для поверхностной обработки.
Машины для посева зерновых и зернобобовых культур.
Машины для заготовки кормов.
Машины для химической защиты.
Машины для внесения минеральных удобрений.
Учебный полигон
Кольцевой маршрут:
- габаритная восьмерка
- габаритная змейка
- габаритный дворик
- габаритный бокс
- эстакада с уклоном не менее 16 процентов
- перекресток
- стоп-линия
Правила и безопасность дорожного движения, охрана труда и ТБ.
- Компьютер
- Стенд «Дорожная разметка»
- Классная доска
- Комплекты экзаменационных билетов
Учебно-методическая литература
- Гладков Г.И., Петренко А.Мю «Тракторы: устройство и техническое обслуживание» учебное пособие для начинающих профессиональное образования. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
- Жаров М.С., Орлов М. Н., Чернышев В. А. « Тракторы». М.:Просвещение,1991.
- Родичев В.А. «Тракторы» учебное пособие для начинающих профессиональное образования.,М.:издательский центр «Академия»,2004.-224с.
- Сайт социальных работников.
- Устинов А.Н. «Сельскохозяйственные машины» учебник для начинающих профессиональное образования.7-е издание, стер. М.: Издательский центр «Академия»,2008.264с.
Список литературы
1. Программа «Технология , Трудовое обучение» М.: «Просвещение» г. Москва 2006 г.
2. «Трудовое обучение, для сельских школ» г. Москва 1980 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка для 9 класса "Практикум по решению математических задач повышенной трудности"
Рабочая программа кружка для 9 класса "Практикум по решению математических задач повышенной трудности" составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта п...
Рабочая программа практикума по математике для 10-11 классов
Модифицированная программа по практикуму по математике для 10-11 классов разработана на основе государственной программы по математике, с учётом обязательного минимума содержания сре...
Рабочая программа по геометрии 10 класс Факультатив: Практикум Решение задач
Умения и навыки учащихся, формируемые факультативным курсом: навык самостоятельной работы с таблицами и справочной литературой и другими источниками: учебниками; Интернет-ресурсами.составл...
Рабочая программа "Практикум по решению задач" 5 класс (ФГОС)
Рабочая программа "Практикум по решению задач" для 5 класса составлен в соответствии с новыми ФГОС, рассчитан на 1 час в неделю...
Рабочая программа Практикум по русскому языку 9 класс
1 час в неделю...
Рабочая программа Практикум по русскому языку 12 класс
1 час в неделю. Заочная форма обучения...
Рабочая программа "Практикум по математике" 10 класс
Цель курса: повторение, обобщение и закрепление курса алгебры и начал анализа, усиление практической части основного курса при подготовке к ЕГЭ...