рабочая программа практикум 10-11 класс трактор
рабочая программа по технологии (11 класс) на тему

устройство трактора и сельскохозяйственных машин

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rabochaya_elektiv_10-11_-.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Козьмодемьяновская средняя общеобразовательная школа

«Согласовано»

Руководитель ШМО МОУ Козьмодемьяновской  СОШ

_____        /______________        /

ФИО

Протокол №____        от

«___» _________        200__г.

«Утверждено»

Директор  МОУ Козьмодемьяновской  СОШ

_____        /______________        /

ФИО

Приказ №        ______ от

«___» _________        200__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

практикум

на уровне среднего (полного) общего образования

для учащихся 10-11 классов

Байда Сергея Геннадьевича,

учителя 1 квалификационной категории

.

с. Козьмодемьяновка

2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса  («Тракторы и сельскохозяйственная техника»)  составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта на ступени среднего (полного) общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от 05.03.04. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации,   издательства «Просвещение» г. Москва 2006 г. «Сельский дом и семья» г.Москва 2001 г. «Трудовое обучение,(тракторы, сельскохозяйственные машины ) для сельских школ» г.Москва 1980.

Рабочая программа элективного курса технологии предназначена для обучения учащихся 10-11 классов средней общеобразовательной школы.

В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Поэтому изучение образовательной области «Технология», предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит учащимся приобрести общетрудовые знания и умения, а также обеспечит им интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие  и адаптацию к социально-экономическим условиям.

Главной целью  элективного курса(«Тракторы и сельскохозяйственная техника») является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе.

Рабочая программа предусматривает изучение следующих разделов:

1. Устройство тракторов.

2. Техническое обслуживание и ремонт.

После прохождения в полном объеме программы подготовки водителей тракторов категории «С» проводиться аттестация в виде  экзамена на присвоение квалификации

«Тракторист-машинист» на право управления трактором категории «С».

Изучение технологии на ступени среднего (полного) общего образования  направлено на  достижение следующих ц е л е й:

  • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности, по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  • получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Достижение этих целей предусматривает решение следующих з а д а ч:

  • приобретение учениками знаний, умений и навыков трудовой деятельности с учетом его возможностей и интересов, а также в соответствии с потребностями общества;
  • создание условий обучения, при которых учащиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире;
  •  формирование профессионально значимых качеств;
  • достижение высокого уровня компетентности в избранной области трудовой деятельности;
  • развитие потребности в трудовой деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в  школе.

Основным предназначением образовательной области «Технология» («Тракторы и сельскохозяйственная техника ») в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» «Тракторы и сельскохозяйственная техника » является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.

Независимо от изучаемых технологий, содержанием программы  предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • культура и эстетика труда;
  • получение, обработка, хранение и использование информации
  • знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащим;
  • история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Место предмета в базисном учебном плане

Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность— профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая — должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.

Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»

В результате обучения учащиеся овладеют:

• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

 •умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

 

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает  возможность:
познакомиться:

• с основными технологическими понятиями и характеристиками;

• с назначением и технологическими свойствами материалов;

• с назначением и устройством применяемых ручных инструментов,

приспособлений, машин и оборудования;

• с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции .

• с профессиями и специальностями, связанными с сельским хозяйством.

выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
   • рационально организовывать рабочее место;

• находить необходимую информацию в различных источниках;

• применять конструкторскую и технологическую документацию;

•составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;

• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;

• соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием.

Личностные результаты изучения курса «Технология»:

• выражение желания  трудиться в сельском хозяйстве  для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности

• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятель

Метапредметные результаты изучения курса «Технология»:;

• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.


Предметные результаты изучения курса «Технология»:

в познавательной сфере:

• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

в трудовой сфере:

• планирование технологического процесса и процесса труда;

• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;;

• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах.

в мотивационной сфере:
    • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

• выраженная готовность к труду в сфере материального производства.

• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

• осознание ответственности за качество результатов труда.

в физиолого-психологической сфере:

• развитие моторики и координации движений рук при  выполнении операций с помощью машин и механизмов;

• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. В качестве приоритетных методов обучения предлагается использовать лабораторно-практические, учебно-практические работы.

        Программа технологии предусматривает, что учащиеся получают технико-технологические знания и практические умения по ремонту различных механизмов знакомятся с   их работой,  изучают специальные термины и обозначения.

Критерии оценки знаний и умений учащихся по технологии

Примерные нормы оценок знаний и  умений  учащихся по устному опросу

Оценка «5» ставится, если учащийся:

- полностью освоил учебный материал;

- умеет изложить его своими словами;

- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

- в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его

изложении своими словами;

- подтверждает ответ конкретными примерами;

- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

- не усвоил существенную часть учебного материала;

- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

- слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

- почти не усвоил учебный материал;

- не может изложить его своими словами;

- не может подтвердить ответ конкретными примерами;

- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов у

Примерные нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ

Отметка «5» ставится, если учащийся:

- творчески планирует выполнение работы;

- самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

- правильно и аккуратно выполняет задание;

- умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Отметка «4» ставится, если учащийся:

- правильно планирует выполнение работы;

- самостоятельно использует знания программного материала;

- в основном правильно и аккуратно выполняет задание;

- умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Отметка «3» ставится, если учащийся:

- допускает ошибки при планировании выполнения работы;

- не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;

- допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;

- затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Отметка «2» ставится, если учащийся:

- не может правильно спланировать выполнение работы;

- не может использовать знания программного материала;

- допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;

- не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средств

Проверка и оценка практической работы учащихся

«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

Оценивание теста  учащихся производится по следующей системе :

«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;

«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;

«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.

Критерии оценки проекта

1. Оригинальность темы и идеи проекта.

2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).

3. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).

4. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).

5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).

6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).

7. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).

Планирование составлено на основе программ: «Сельский дом и семья Москва Просвещение   2001 г;  «Трудовое обучение. Технология для сельских школ». М. Просвещение. 1998 г.; «Технология. Трудовое обучение». М. Просвещение.  2006 г.

Количество часов  в 10  классе   70  часов в 11 классах всего 68 часа в год (для  каждого класса); в неделю 2 часа с сентября по май;

Плановых контрольных уроков – 1, тестов – 4 (для  каждого класса).

Учебно-тематический план

        

10 класс 

Практикум « Трактор»

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические

Классификация тракторов

4

4

--

Двигатели

2

2

-

Кривошипно-шатунный механизм

2

2

-

Механизм газораспределения

2

2

-

Система питания

14

10

4

Система смазки

2

2

Система охлаждения

4

3

1

Источники электроэнергии

2

1

1

Система пуска двигателя

4

2

2

Трансмиссия

10

6

4

Остов. Ходовая часть тракторов

2

2

-

Механизмы управления

8

6

2

Рабочее оборудование

12

10

2

Итого

68

52

16

11  класс

Практикум (Сельскохозяйственная техника)

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические

Основные понятия об эксплуатации машин

4

4

-

Основные неисправности тракторов

20

10

10

Техническое диагностирование машин

14

12

2

Техническое обслуживание машин

6

6

Организация и материально техническая база технического обслуживания и ремонта машин

10

10

-

Обеспечение машинно-тракторных агрегатов топливосмазочными материалами и другими материалами

10

10

-

Организация и технология хранения машин

2

-

2

Итого

66

52

14

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

11 класс

ВВЕДЕНИЕ

Перспективные направления механизации сельскохозяйственного производства на базе современных достижений научно-технического прогресса. Актуальные проблемы использования, обслуживания и ремонта машинно-тракторного парка.

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАШИН  (4ч)

Производственная и техническая эксплуатация и их составляющие. Изнашивание деталей машин и пути снижения скорости изнашивания. Понятие о техническом состоянии машин: исправное, неисправное, работоспособное и неработоспособное.

Понятие о техническом обслуживании, диагностировании и ремонте машин.

Основы обеспечения работоспособности машин.

2. ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ТРАКТОРОВ  (20ч)

И АГРЕГАТИРУЕМЫХ С НИМИ МАШИН

Основные параметры и качественные признаки, характеризующие нормальную работу трансмиссии, механизмов управления, тормозов и ходовой системы тракторов, неисправности трансмиссии, механизмов управления, тормозов и ходовой системы тракторов.

Обобщенные параметры и признаки нормальной работы гидросистем тракторов. Основные неисправности гидросистем тракторов.

Признаки нормального технического состояния электрооборудования тракторов. Неисправности электрооборудования.

Признаки нормального технического состояния электрооборудования тракторов. Неисправности электрооборудования.

Неисправности основных сельскохозяйственных машин, агрегатируемых с тракторами.

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЕ МАШИН   (14ч)

Роль и значение технического диагностирования в системе технического обслуживания. Классификация методов, периодичность и содержание диагностирования.

Общая оценка технического состояния двигателя без разборки по мощностным и топливно-экономическим показателям. Диагностирование основных механизмов, составных частей и сборочных единиц тракторов и сельскохозяйственных машин. Принятие решений по результатам диагностирования.

Классификация средств диагностирования. Область применения диагностических средств.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Диагностирование кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, систем питания, смазки, охлаждения и пуска.

Диагностирование трансмиссии, механизмов ходовой части, управления.

Диагностирование и регулирование гидравлических систем и электрооборудования тракторов.

4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МАШИН   (6ч)

Сущность технического обслуживания. Планово-предупредительная система технического обслуживания.  

Виды технического обслуживания. Периодичность технического обслуживания.

Операции технического обслуживания тракторов.

Основные причины, вызывающие ремонт машин. Виды ремонта. Текущий и капитальные ремонты.

Правила пользования инструкциями по эксплуатации и текущему обслуживанию машин.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Техническое обслуживание двигателей и трансмиссии тракторов.

Техническое обслуживание приборов электрооборудования.

Техническое обслуживание гидравлических систем.

Техническое обслуживание механизмов управления.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ТЕХНИЧЕСКОГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МАШИН   (10ч)

Методы организации и формы технического обслуживания и ремонта машин.

Структура ремонтно-обслуживающей базы сельскохозяйственной организации, района, области. Характеристика объектов базы.

Пункты и посты технического обслуживания тракторов, их оборудование и назначение. Классификация передвижных средств технического обслуживания и их назначение.

Индивидуальные средства технического обслуживания.

6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАШИННО-ТРАКТОРНЫХ АГРЕГАТОВ ТОПЛИВНО-СМАЗОЧНЫМИ И ДРУГИМИ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (10ч)

Назначение и общая характеристика нефтехозяйств.

Правила хранения и транспортировки топливно-смазочных и технических жидкостей.

Нормы расхода топлива и смазочных материалов.

Сбор отработанных нефтепродуктов. Пожаро-взрывоопасные и токсические свойства топливно-смазочных материалов и технических жидкостей и меры предосторожности при обращении с ними.

Средства для транспортирования, хранения и заправки нефтепродуктов. Механизированные заправочные агрегаты. Выбор способов заправки машин. Пути сокращения потерь нефтепродуктов при заправке и в процессе эксплуатации машинно-тракторного парка. Учет и контроль качества, экономия топлива и смазочных материалов при эксплуатации МТП. Повторное использование отработанных нефтепродуктов. Техника безопасности, противопожарные и экологические мероприятия.

7. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ХРАНЕНИЯ МАШИН   (2ч)

Изменение состояния машин в нерабочий период. Виды и способы хранения машин. Материально-техническая база хранения машин. Технология и техническое обслуживание машин при хранении. Очистка и мойка, снятие с машин узлов и деталей. Консервация и нанесение защитных покрытий. Герметизация внутренних полостей машин. Установка машин на хранение. Организация выполнения работ на машинном дворе.

Технологическое оборудование для мойки, очистки и нанесения защитных покрытий. Материалы, применяемые при мойке, консервации и герметизации.

Снятие машин с хранения и подготовка их к работе.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Выполнение работы по постановке на хранение тракторов и основных сельскохозяйственных машин.

ие

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

10 КЛАСС

1.КЛАССИФИКАЦИЯ  ТРАКТОРОВ (4ч)

Роль энергетических средств в производстве сельскохозяйственной продукции. Краткий обзор развития тракторостроения. Состояние отечественного тракторостроения. Перспективы его развития. Основные направления в развитии и совершенствовании конструкции тракторов в республике и за рубежом.

2. ДВИГАТЕЛИ   (2ч)

Классификация двигателей. Условия работы и требования к двигателям. Основные механизмы двигателей и их назначение. Принцип работы дизельных и карбюраторных двигателей, основные понятия и определения. Рабочие процессы в дизельных двигателях. Основные показатели работы двигателя.

3. КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ   (2ч)

  Назначение и общее устройство кривошипно-шатунного механизма. Конструкция и взаимодействие деталей кривошипно-шатунного механизма. Разборка-сборка кривошипно-шатунного механизма. Установка коленчатого вала. Требования к затяжке крышек подшипников. Последовательность затяжки гаек головки блока цилиндров. Сравнительный конструктивный анализ цилиндров, поршней, поршневых колец, блоков двигателей.

Основные неисправности кривошипно-шатунного механизма и способы их устранения.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Изучение устройства кривошипно-шатунного механизма.

4. МЕХАНИЗМЫ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ   (2ч)

Назначение, устройство и принцип работы механизмов газораспределения. Типы механизмов газораспределения. Клапанный механизм газораспределения. Шестерни распределительного механизма и их установка. Распределительный вал. Детали привода клапанов. Особенности сборки механизмов газораспределения.

Основные неисправности и влияние технического состояния механизма газораспределения на показатели работы двигателя.

Причины неисправностей механизмов газораспределения, способы их выявления и устранения.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Изучение устройства газораспределительного механизма.

Регулировки и проверка работы газораспределительного механизма.

5. СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ    (14ч)

                Топливо для дизельных двигателей, его виды, основные свойства и применение.

Назначение и классификация систем питания двигателей и их сравнительный анализ.

Система подачи и очистки воздуха. Наддув и охлаждение надувного воздуха. Конструкция и работа турбокомпрессоров, воздухоочистителей, теплообменников.

Система выпуска отработанных газов. Конструкция и условия работы глушителей, искрогасителей и выпускных газопроводов.

Система подачи и очистки топлива. Конструкция и работа топливных баков, фильтров и топливоподкачивающих насосов.

Способы смесеобразования в дизелях и их сравнительная оценка. Формы и типы камер сгорания. Конструкция и работа форсунок.

Конструкция и работа топливных насосов высокого давления рядного и распределительного типов.

Основные неисправности систем питания дизельных двигателей, их признаки, причины, способы выявления и устранения.

Система питания пускового двигателя. Смесеобразование в карбюраторном двигателе и понятие о составе смеси. Конструкция и работа карбюратора. Основные неисправности системы питания карбюраторного двигателя.

Система регулирования двигателя. Регуляторы частоты вращения коленчатого вала. Привод и установка топливного насоса. Заполнение системы топливом.

Основные неисправности и влияние технического состояния на показатели работы дизелей.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Изучение общей конструкции систем питания двигателей, подачи и очистки воздуха, выпуска отработанных газов.

Изучение устройства топливных насосов высокого давления, регуляторов и форсунок, и их регулировки.

Изучение системы питания двигателя.

6. СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ   (2ч)

Моторные масла, пластичные и консервирующие смазки. Их свойства, маркировка, применение.

Понятие о трении. Влияние смазки на работу двигателя. Способы смазки. Устройство и принцип работы системы смазки двигателя. Конструкция и работа масляных насосов, фильтров, охладителей и контрольных приборов.

Назначение, работа и регулировка клапанов.

Основные неисправности системы смазки, их признаки, причины и способы устранения.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Изучение устройства, взаимодействия деталей и узлов системы смазки двигателей.

7. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ   (4ч)

Охлаждающие жидкости, используемые в системе охлаждения двигателей; их виды, основные свойства и применение.

Назначение и классификация систем охлаждения двигателей.

Устройство и принцип работы систем охлаждения двигателей.

Основные неисправности систем охлаждения двигателей, их признаки, причины и способы устранения.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Изучение устройства и взаимодействия деталей и узлов систем охлаждения двигателей.

8. ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ   (2ч)

Аккумуляторные батареи. Назначение, принцип работы и конструкция аккумуляторных батарей, маркировка.

Основные правила эксплуатации и технического обслуживания аккумуляторных батарей.

Генераторы и реле-регуляторы.

Основные неисправности источников электрической энергии, их признаки, причины, способы определения и устранения.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Изучение устройства аккумуляторных батарей, генераторов и реле-регуляторов.

9. СИСТЕМА ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ   (4ч)

Способы пуска двигателя. Пусковой двигатель и его техническая характеристика. Основные механизмы и системы пускового двигателя, их устройство и принцип работы. Схема передачи крутящего момента пускового двигателя к коленчатому валу. Устройство редуктора пускового двигателя.

Подготовка основного и пускового двигателя к пуску. Порядок пуска и техника безопасности при пуске различными способами. Устройства и средства облегчения пуска при низких температурах.

Основные неисправности системы пуска, их признаки, причины, способы определения и устранения.

Назначение, требования и классификация систем зажигания.

Зажигание от магнето. Основные электрические процессы в магнето. Испытание магнето. Свечи зажигания, маркировка.

Принцип действия и работа системы зажигания.

Неисправности системы зажигания и их устранение. Установка угла опережения зажигания на двигателе.

Система пуска двигателя стартером.

Назначение и требования, предъявляемые к стартерам. Классификация стартеров. Конструкция и работа стартеров. Неисправности стартеров и их устранение.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Изучение устройства и взаимодействия деталей пускового двигателя.

Проверка работы магнето и регулировки зазоров в контактах.

Изучение устройства и взаимодействия деталей системы пуска двигателя стартером.

10. ТРАНСМИССИЯ   (10ч)

Назначение, условия работы и классификация. Схемы трансмиссий, основные механизмы и их конструктивный сравнительный анализ.

Сцепление. Назначение и классификация. Принцип действия, конструкция. Привод управления сцеплением.

Коробки передач. Назначение и классификация. Конструкция и работа коробок передач. Понижающие редукторы, раздаточные коробки и ходоуменьшители. Их конструкция и работа.

Назначение, конструкция и работа промежуточных соединений и карданных валов.  

Ведущие мосты. Назначение, конструкция и работа. Главные передачи. Принцип действия и работа дифференциала. Блокировка дифференциалов, самоблокирующиеся дифференциалы. Типы полуосей. Конечные передачи. Передние ведущие мосты. Регулировка механизмов ведущих мостов.

Основные неисправности, их признаки, способы определения и устранения.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Изучение устройства сцепления, коробки передач, раздаточных коробок, ходоуменьшителя. Изучение устройства заднего и переднего мостов.

11. ОСТОВ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ   (2ч)

Назначение и классификация. Влияние параметров ходовой части на тягово-сцепные свойства тракторов и на уплотнение почвы.

Ходовая часть колесных тракторов. Основные элементы. Конструкция ведущих и управляемых колес. Типы шин, маркировка. Подвеска остова. Монтаж и демонтаж шин. Регулировка колеи базы трактора и дорожного просвета.

Основные неисправности, их признаки, способы определения и устранения.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Изучение устройства ходовой части колесных тракторов. Проверка и регулировка колеи базы трактора и дорожного просвета.

12. МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ   (8ч)

Рулевое управление. Назначение и классификация. Способы поворота. Углы установки управляемых колес.

Передняя ось, поворотные цапфы и механизм привода.

Тормозные системы, назначение, конструкция и работа тормозных систем. Антиблокирующие устройства.

Основные неисправности рулевого управления тормозной системы, их признаки, способы определения и устранения.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Изучение устройства механизма рулевого управления и тормозных систем. Проверка и регулировка углов установки управляемых колес.

13. РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ ТРАКТОРА    (12ч)

Назначение, классификация, конструкция и схемы механизмов навески. Универсальное тягово-сцепное устройство.

Назначение, типы и работа прицепных устройств, регулирование точки прицепа. Способы осуществления дополнительного отбора мощности. Назначение, устройство вала отбора мощности, классификация и работа механизмов привода валов отбора мощности.

Основные неисправности, их признаки, способы определения и устранения.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Изучение устройства навесного механизма. Переоборудование навески.

Изучение устройства и регулировок вала отбора мощности

Назначение и классификация гидравлических систем. Конструкция гидронасосов и гидрораспределителей. Масляные баки, силовые цилиндры, соединительная аппаратура. Масла.


Требования к уровню подготовки учащихся

10 класс

Учащийся должен знать:           

  • классификацию тракторов и двигателей внутреннего сгорания;
  • технические характеристики тракторов;        
  • общее устройство и принципы действия приборов и деталей систем питания, охлаждения, смазки, электрооборудования тракторов и системы пуска двигателей;
  • неисправности  тракторных двигателей, их признаки и способы устранения;
  • техническое обслуживание;
  • назначение, устройство и принцип действия силовой передачи остова, ходовой части, гидравлической системы и вала отбора мощности колесных тракторов.

Учащийся должен уметь:

  • Частично разбирать и собирать механизмы двигателей, проверять и  регулировать газораспределительный механизм.
  • Производить частичную разборку и сборку систем питания, охлаждения, смазки, электрооборудования .
  • Проверять работу термостата ,форсунки, регулировать муфту сцепления трактора , натяжение цепи.
  • Проверять давление и накачивать шины ходовых колес трактора; проверять и регулировать   шарниры рулевых тяг, ширину  колеи и сходимость направляющих колес трактора.

11 класс

Учащийся должен знать:

  • систему технического обслуживания тракторов, ее  значение и краткую характеристику;
  • правила техники безопасности при  обслуживании;
  • способы подготовки и правила   хранения тракторов;
  • правила движения тракторов по дорогам и улицам;
  • знать правила дорожного движения;
  • ответственность водителей за нарушение правил дорожного движения.

Учащийся должен уметь:

Выполнять операции технических обслуживаний ТО-1, ТО-2  и  ТО-3 и работы по ремонту  не ниже  2 разряда.


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебные пособия по устройству и эксплуатации тракторов

1.Двигатель в сборе со сцеплением (в разрезе)

2.Задний мост  (в разрезе)

3.Рулевой механизм (в разрезе)

4.Кривошипно- шатунный механизм.

5.Система охлаждения.        

6.Система смазки.

7.Система питания.

8.Тормозная система.

9.Электрооборудование.

10.Плакаты по устройству и эксплуатации тракторов.

Учебные пособия по устройству и эксплуатации сельскохозяйственных машин

Узлы,  агрегаты и рабочие органы  сельскохозяйственных машин:

  • для основной обработки почвы
  • посевных и почвообрабатывающих машин
  • для защиты  растений
  • для заготовки  кормов
  • для внесения минеральных и органических  удобрений.

Кабинет по устройству и эксплуатации сельскохозяйственных  машин

Демонстрационные щиты с рабочими органами сельскохозяйственных машин.

Визуальные средства обучения ,плакаты по устройству и эксплуатации

Сектор хранения с/х машин

Машины   для основной обработки почвы.

Машины для поверхностной обработки.

Машины для посева зерновых и зернобобовых культур.

Машины для заготовки кормов.

Машины для химической защиты.

Машины для внесения минеральных удобрений.

Учебный полигон

Кольцевой маршрут:

  • габаритная восьмерка
  • габаритная змейка
  • габаритный дворик
  • габаритный бокс
  • эстакада с уклоном не менее 16 процентов
  • перекресток
  • стоп-линия

Правила и безопасность дорожного движения, охрана труда и ТБ.

  • Компьютер
  • Стенд   «Дорожная разметка»
  • Классная доска
  • Комплекты экзаменационных билетов

Учебно-методическая литература

  1. Гладков Г.И., Петренко А.Мю «Тракторы: устройство и техническое обслуживание» учебное пособие для начинающих профессиональное образования. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  2. Жаров  М.С., Орлов М. Н., Чернышев В. А. « Тракторы». М.:Просвещение,1991.
  3. Родичев  В.А. «Тракторы» учебное пособие для начинающих профессиональное образования.,М.:издательский центр «Академия»,2004.-224с.
  4. Сайт социальных работников.
  5. Устинов А.Н. «Сельскохозяйственные машины» учебник для начинающих профессиональное образования.7-е издание, стер.  М.: Издательский центр «Академия»,2008.264с.

Список литературы

1. Программа «Технология , Трудовое обучение»  М.: «Просвещение»  г. Москва 2006 г.

2. «Трудовое обучение, для сельских школ» г. Москва 1980 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка для 9 класса "Практикум по решению математических задач повышенной трудности"

Рабочая программа кружка для 9 класса "Практикум по решению математических задач повышенной трудности" составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта п...

Рабочая программа практикума по математике для 10-11 классов

Модифицированная программа по практикуму по математике для 10-11 классов  разработана на основе государственной программы  по математике, с учётом обязательного минимума содержания сре...

Рабочая программа по геометрии 10 класс Факультатив: Практикум Решение задач

Умения и навыки учащихся, формируемые факультативным курсом: навык самостоятельной работы с таблицами и справочной литературой и другими источниками:  учебниками;  Интернет-ресурсами.составл...

Рабочая программа "Практикум по решению задач" 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа "Практикум по решению задач" для 5 класса составлен в соответствии с новыми ФГОС, рассчитан на 1 час в неделю...

Рабочая программа Практикум по русскому языку 12 класс

1 час в неделю. Заочная форма обучения...

Рабочая программа "Практикум по математике" 10 класс

Цель курса: повторение, обобщение и закрепление  курса алгебры и начал анализа, усиление практической части основного курса при подготовке  к ЕГЭ...