Программа по направлению «Технология. Технический труд» 5 класс, ФГОС, 68 ч. + Календарно-тематическое планирование.
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме
Программа по направлению «Технология. Технический труд», 5 класс составлена на основе ФГОС основного общего образования и разработана на основе Примерной программы среднего общего образования по предмету на базовом уровне.Программа рассчитана на проведение 2 уроков в неделю в 5 классах - всего за учебный год 68 часов. Календарно- тематический план в комплекте!
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по направлению «Технология. Технический труд» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и разработана на основе Примерной программы среднего общего образования по предмету на базовом уровне. Программа позволяет учащимся получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся, средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, и их возрастных особенностей.
Особенности программы
Программа рассчитана на проведение 2 уроков в неделю в 5 классах - всего за учебный год 68 часов. Резервное время, предусмотренное программой, в количестве 4 часов в 5 классе распределено следующим образом 4 часа на раздел «Технология создания изделий из древесины и поделочных материалов на основе конструкционной и технологической документации».
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы по направлению «Технология. Технический труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
- культура и эстетика труда;
- получение, обработка, хранение и использование информации;
- основы черчения, графики, дизайна;
- элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
- знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
- творческая, проектная деятельность;
- история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, метод проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий обработки материалов, электромонтажных, строительно-отделочных и ремонтных санитарно-технических работ, расчетных и проектных операций. Лабораторно-практические работы выполняются преимущественно по теме «Машины и механизмы».
В соответствии с имеющимися возможностями необходимо выбрать такой объект или тему работы для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом должна учитываться посильность объекта труда для учащихся соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.
Темы раздела «Технологии ведения дома» включают в себя обучение элементам семейной экономики, освоение некоторых видов ремонтно-отделочных и санитарно-технических работ. Соответствующие работы проводятся в форме учебных упражнений. Для выполнения этих работ необходимо подготовить учебные стенды, изготовленные из деревянных щитов, фанеры, или древесностружечных или древесноволокнистых плит. Тематически она может быть связана с ремонтом оборудования, школьных помещений и их санитарно-технических коммуникаций: ремонт и окраска стен, восстановление или замена кафельных, или пластиковых покрытий, ремонт мебели, профилактика и ремонт санитарно-технических устройств и др.
Занятия по направлению «Технология. Технический труд» проводятся на базе мастерских по обработке древесины, металла или комбинированных мастерских, имеющих рекомендованный Министерством образования РФ набор инструментов, приборов, станков и оборудования.
Большое внимание обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. Особое внимание уделено на соблюдение правил электробезопасности. Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, которое не включено в перечень оборудования, разрешенного к использованию в общеобразовательных учреждениях. Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и технологических машин. Также не разрешается применять на практических занятиях самодельные электрифицированные приборы и аппараты, рассчитанные на напряжение более 42 В.
Цели
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Основное содержание
5 класс
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (46 часов)
Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации (28 час)
Технология изготовления изделий на основе плоскостных деталей (28 час)
Основные теоретические сведения
Древесина и ее применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины: сучки, трещины, гниль. Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Отходы древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Чертеж плоскостной детали. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов, фасок. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей плоскостных деталей. Технологическая карта и ее назначение. Верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, опиливание, отделка, соединение деталей, визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.
Практические работы
Распознавание лиственных и хвойных древесных пород по внешним признакам: цвету, текстуре. Выявление природных пороков древесных материалов и заготовок. Определение видов древесных материалов по внешним признакам.
Чтение чертежа плоскостной детали: определение материала изготовления, формы, размеров детали, конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте.
Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок; установка и закрепление заготовок в зажимах верстака; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (измерительной линейкой, столярным угольником, ножовкой, напильником, лобзиком, абразивной шкуркой, молотком, клещами).
Изготовление плоскостных деталей по чертежам и технологическим картам: соотнесение размеров заготовки и детали; разметка заготовки с учетом направления волокон и наличия пороков материала; определение базового угла заготовки; разметка заготовок правильной геометрической формы с использованием линейки и столярного угольника; пиление заготовок ножовкой; разметка заготовок с криволинейным контуром по шаблону; выпиливание лобзиком по внешнему и внутреннему контуру; сверление технологических отверстий, обработка кромки заготовки напильниками и абразивной шкуркой; использование линейки, угольника, шаблонов для контроля качества изделия; соединение деталей изделия на клей и гвозди; защитная и декоративная отделка изделия; выявление дефектов и их устранение; соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места.
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.
Технология создания изделий из металла на основе конструкторской и технологической документации (14 час)
Изготовление изделий из тонколистового металла и проволоки (14 час)
Основные теоретические сведения
Металлы; их основные свойства и область применения. Черные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы ее получения. Профессии, связанные с добычей и производством металлов.
Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж, технологическая карта. Чертеж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т.п. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей деталей.
Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки тонколистового металла, их назначение. Основные технологические операции обработки тонколистового металла и особенности их выполнения: правка тонколистового металла, плоскостная разметка, резание ножницами, опиливание кромок, пробивание отверстий, гибка, отделка.
Ручные инструменты и приспособления для обработки проволоки, их назначение. Основные технологические операции обработки проволоки и особенности их выполнения: определение длины заготовки, правка, линейная разметка, резание, гибка. Правила безопасности труда.
Практические работы
Распознавание видов металлов. Подбор заготовок для изготовления изделия.
Чтение чертежей деталей из тонколистового металла и проволоки: определение материала изготовления, формы и размеров детали, ее конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте.
Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке; закрепление заготовок в тисках; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (слесарным угольником, слесарными ножницами, напильниками, абразивной шкуркой, киянкой, пробойником, слесарным молотком, кусачками, плоскогубцами, круглогубцами).
Изготовление деталей из тонколистового металла по чертежу и технологической карте: правка заготовки; определение базовой угла заготовки; разметка заготовок с использованием линейки и слесарного угольника; резание заготовок слесарными ножницами; пробивание отверстий пробойником, опиливание кромки заготовки напильниками; гибка заготовок в тисках и на оправках; обработка абразивной шкуркой. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда. Уборка рабочего места.
Изготовление деталей из проволоки по чертежу и технологической карте: определение длины заготовки; правка проволоки; разметка заготовок; резание проволоки кусачками; гибка проволоки с использованием плоскогубцев, круглогубцев, оправок. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда.
Машины и механизмы
Графическое представление и моделирование (4 час)
Механизмы технологических машин (4 час)
Основные теоретические сведения
Механизмы и их назначение. Ременные и фрикционные передачи. Детали механизмов. Условные обозначения деталей и узлов механизмов и машин на кинематических схемах. Чтение и построение простых кинематических схем.
Электротехнические работы (8 часов)
Основные теоретические сведения
Организация рабочего места для выполнения электромонтажных работ. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Установочные изделия. Приемы монтажа установочных изделий. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ. Общее понятие об электрическом токе, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приемников электрической энергии. Условные графические обозначения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и ее принципиальной схеме.
Практические работы
Электромонтажные работы: ознакомление с видами и приемами пользования электромонтажными инструментами; выполнение механического оконцевания, соединения и ответвления проводов. Подключение проводов к электропатрону, выключателю, розетке. Проверка пробником соединений в простых электрических цепях.
Чтение простой электрической схемы. Сборка электрической цепи из деталей конструктора с гальваническим источником тока. Проверка работы цепи при различных вариантах ее сборки.
Творческая, проектная деятельность (10 час)
Основные теоретические сведения
Выбор темы проектов. Обоснование конструкции и этапов ее изготовления. Технические и технологические задачи, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки вариантов отделки).
Практические работы
Обоснование выбора изделия. Поиск необходимой информации. Выполнение эскиза изделия. Изготовление деталей. Сборка и отделка изделия. Презентация изделия.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Общетехнологические и трудовые умения и способы деятельности
В результате изучения технологии ученик должен:
Знать/ понимать
- основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.
Уметь
- рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Требования по разделам технологической подготовки
В результате изучения технологии ученик в зависимости от изучаемого раздела должен:
СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОНСТРУКЦИОННЫХ
И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Знать/понимать
- методы защиты материалов от воздействия окружающей среды; виды декоративной отделки изделий (деталей) из различных материалов; традиционные виды ремесел, народных промыслов.
Уметь
- обосновывать функциональные качества изготовляемого изделия (детали); выполнять разметку деталей на основе технологической документации; проводить технологические операции, связанные с обработкой деталей резанием и пластическим формованием; осуществлять инструментальный контроль качества изготавливаемого изделия (детали); осуществлять монтаж изделия; выполнять отделку изделий; осуществлять один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- изготовления или ремонта изделий из конструкционных и поделочных материалов; защиты изделий от воздействия окружающей среды, выполнения декоративно-прикладной обработки материалов и повышения потребительских качеств изделий.
ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Знать/понимать
- назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту.
Уметь
- объяснять работу простых электрических устройств по их принципиальным или функциональным схемам; рассчитывать стоимость потребляемой электрической энергии; включать в электрическую цепь маломощный двигатель с напряжением до 42 В.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; оценивания возможности подключения различных потребителей электрической энергии к квартирной проводке и определение нагрузки сети при их одновременном использовании; осуществления сборки электрических цепей простых электротехнических устройств по схемам.
ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА
Знать/понимать
- характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; инженерные коммуникации в жилых помещениях, виды ремонтно-отделочных работ; материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений; основные виды бытовых домашних работ; средства оформления интерьера; назначение основных видов современной бытовой техники; санитарно-технические работы; виды санитарно-технических устройств; причины протечек в кранах, вентилях и сливных бачках канализации.
Уметь
- планировать ремонтно- отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат; подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений; заменять уплотнительные прокладки в кране или вентиле; соблюдать правила пользования современной бытовой техникой.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенические средств; выполнения ремонтно-отделочных работ с использованием современных материалов для ремонта и отделки помещений; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.
СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Знать/понимать
- сферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионального образования; необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии.
Уметь
- находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования и о путях получения профессионального образования и трудоустройства; сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства.
Учебно-тематический план
5 класс – 68 часов
Разделы и темы | ||
класс | 5 | |
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов | 46 | |
Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации | 28 | |
Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей | 16 | |
Технологии создания изделий из металлов на основе конструкторской и технологической документации | 14 | |
Технологии изготовления изделий из тонколистового металла и проволоки | 6 | |
Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование | 4 | |
Механизмы технологических машин | 4 | |
Электротехнические работы. | 8 | |
Электромонтажные работы | 4 | |
Простейшие электрические цепи с гальваническим источником тока | 4 | |
Творческая, проектная деятельность | 10 | |
Резерв учебного времени | 4 | |
И Т О Г О: | 68 |
Учебное и учебно-методическое обеспечение
• Стенды и плакаты по технике безопасности;
• компьютерные слайдовые презентации;
• набор ручных инструментов и приспособлений;
• оборудование для лабораторно-практических работ;
• набор электроприборов, машин, оборудования.
Технология. Технический труд – 68 часов | |||
Регулятивные УУД:
учебного труда. | Познавательные УУД:
| Коммуникативные УУД:
| Личностные УУД:
|
Календарно- тематическое планирование
№ урока | Тема урока, тип урока | Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Виды деятельности (элементы содержания, контроль) | Планируемые результаты |
1-2 | Организация рабочего места. Т.Б. Столярная мастерская (комбинированный) | Устройство столярного верстака. Установка и закрепление заготовок в зажимах верстака. Инструменты для обработки древесины. Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок. Профессии современного столярного производства. Правила безопасной работы | Ознакомление с правилами поведения и техники безопасности в мастерской и на рабочем месте. Усвоение основных определений и понятий по теме. Практическая работа по организация рабочего места для столярных работ | Комплектование и рациональная организация рабочего места для ручной обработки древесины. Знать устройство столярного верстака и приемы работы на нем Правильная установка и закрепление заготовки в зажимах верстака. Выполнять учебные задачи. Выполнение правил безопасного труда |
3-4 | Элементы графической грамоты. (комбинированный) | Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Масштаб. Линии чертежа. Виды проекции детали. Профессии, связанные с разработкой и выполнением чертежей деталей и изделий | Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом, индивидуальная работа. Зарисовка эскиза детали. Практическая работа выполнение эскиза и технического рисунка детали из древесины | Знать определения чертежа, эскиза, техн. рисунка. Уметь читать и выполнять простой чертеж детали. Отличать изделия от детали; типы графических изображений; сущность понятия масштаб; чтение чертежа плоскостной детали. |
5-6 | Древесина и ее применение. (комбинированный) | Древесина, строение древесины. Свойства и области ее применения. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. | Фронтальная работа с классом, индивидуальная работа (карточки-задания). Усвоение основных определений и понятий по теме. Сообщение с презентацией на тему «Виды пиломатериалов», «Виды древесных материалов». Поиск информации о лиственных и хвойных породах древесины, пиломатериалах и древесных материалах | Знание пород древесины, ее структуры,области применения. Сравнение различных объектов: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства Определение видов древесины и древесных материалов по внешним признакам; распознавание пиломатериалов. сферу применения древесины; породы древесины, их характерные признаки и свойства. |
7-8 | Разметка и поперечное пиление древесины. Т.Б. (комбинированный) | Разметка заготовок. Последовательность разметки заготовок из древесины. Инструменты для разметки. Разметка заготовок с помощью шаблона. Пиление как технологическая операция. Инструменты и приспособления для пиления. Правила безопасной работы ножовкой. | Разметка заготовки при помощи рейсмуса и угольника. Практическая работа поперечное пиление заготовок из древесины. Инструктаж по техники безопасности. | Выполнение разметки заготовок из древесины по чертежу и шаблону. Уметь применить разметочный инструмент. Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. |
9-10 | Продольное пиление древесины. Т.Б. (комбинированный) | Пиление как технологическая операция. Инструменты и приспособления для пиления. Правила безопасной работы ножовкой. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции. Профессии, связанные с распиловкой пиломатериалов | Иллюстрированный рассказ, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Соблюдение правил безопасного труда. Практическая работа продольное пиление заготовок из древесины. Инструктаж по техники безопасности. | Знать назначение и виды пил. Уметь безопасно пользоваться ножовкой. Безопасно пилить заготовки столярной ножовкой, контролировать качество выполненной операции. |
11-12 | Пиломатериалы, фанера и их применение. Работа с лобзиком. (комбинированный) | Пиломатериалы. Виды пиломатериалов. Виды древесных материалов: ДСП, ДВП, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов | Сообщение с презентацией на тему «Виды пиломатериалов», «Виды древесных материалов». Информация о пиломатериалах и других древесных материалах. Основные части и правила работы лобзиком. | Знать основные конструкционные древесные материалы. Определять последовательность изготовления детали из листовых материалов (ДСП, ДВП, шпон, фанера). Технология выпиливания лобзиком. |
13-14 | Сверление древесины. Понятие о механизме. | Сверление как технологическая операция. Инструменты и приспособления для сверления, их устройство. Виды свёрл. Последовательность сверления отверстий. Правила безопасной работы при сверлении. Механизмы и их назначение. Детали механизмов. Типовые детали. Типовые соединения деталей. | Закрепление сверл в патроне; разметка отверстия; просверливание отверстия нужного диаметра. Знать инструменты и оборудования для сверления, уметь безопасно пользоваться ими. Ознакомление с машинами, механизмами, соединениями, деталями. | Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Просверливание отверстия нужного диаметра с соблюдением правил безопасной работы. |
15-16 | Устройство сверлильного станка. Т.Б. | Настольный сверлильный станок: назначение, устройство. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке, инструменты и приспособления. Правила безопасного труда при работе на сверлильном станке. | Выполнение работ на настольном сверлильном станке. Применение контрольно-измерительных инструментов при сверлильных работах. Выявление дефектов и устранение их. Инструктаж по технике безопасности. | Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Выполнять работы на настольном сверлильном станке. |
17-18 | Понятие о технологической (операционной) карте. | Разработка простейшей технологической карты. Понятия об операции и основах технологического процесса | Иллюстрированный рассказ, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Составление типовых технологических карт | Знать требования к разработке документаций к проекту. Уметь разрабатывать графическую, конструкторскую и технологическую документацию проекта. Выполнять чертежи схемы и технологическую карту изделия. |
19-20 | Элементы техники и конструирования. | Понятия об изделии и детали. Понятие блок-узел. | Участие в беседе по теме. Усвоение основных определений и понятий по теме. Соблюдение правил безопасной работы. | Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Определять общие функциональные блоки различны машин и иных технологических устройств. |
21-22 | Разметочный инструмент. Изготовление деталей лопатки. | Разметка заготовок. Последовательность разметки заготовок из древесины. Инструменты для разметки. Разметка заготовок с помощью шаблона. | Практическая работа- разметка древесины по периметру рейсмусом по ширине и толщине. | Научиться и уметь применить разметочный инструмент |
23-24 | Изготовление деталей с использованием приспособлений. | Понятие о приспособлении. Отличие приспособлений от инструментов. Основные задачи при разработке приспособлений. | Иллюстрированный рассказ. Строгание конической детали (ручка лопатки) в приспособлении. | Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Научиться определять преимущества техпроцесса с использованием приспособлений |
25-26 | Сборка изделий на гвоздях и клею. | Способы соединения деталей из древесины. Виды гвоздей. Инструменты для соединения деталей гвоздями. Последовательность соединения деталей. Правила безопасной работы. Соединение деталей из древесины клеем. Виды клея для соединения деталей из древесины. Последовательность соединения деталей с помощью клея. | Иллюстрированный рассказ, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Умение выбирать гвозди и клей для соединения деталей из древесины. выполнять соединение деталей из древесины гвоздями и не клею. | Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Соединение деталей из древесины клеем и на гвоздях. Выбирать наиболее эффективные способы выполнения работы |
27-28 | Отделка изделий | Зачистка поверхностей деталей из древесины. Технология зачистки деталей. Отделка изделий из древесины тонированием и лакированием. Технологии отделки изделия древесины тонированием и лакированием. Различные инструменты и приспособления для зачистки и отделки деревянных изделий. Правила безопасной работы при обработке древесины. Профессии, связанные с обработкой изделий из древесины на мебельных предприятиях | Иллюстрированный рассказ, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Визуальный контроль качества изделия. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасного труда. Практическая работа-отделка изделий из древесины перед окончательной обработкой | Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Подбирать инструмент, способ и материал для зачистки и отделки изделий, выполнять отделку изделий с соблюдением правил безопасности. Определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата. Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения |
29-30 | Выжигание по дереву | Выжигание по дереву. Электровыжигатель. Виды линий. Технология выжигания рисунка на фанере. Отделка изделия раскрашиванием и лакированием. Визуальный контроль качества выполненной операции. Правила безопасной работы с электрическими приборами | Иллюстрированный рассказ, фронтальная и индивидуальная работа с классом. Усвоение основных определений и понятий по теме. Поиск информации в Интернете (выбор узора). Соблюдение правил безопасной работы. | Осуществлять контроль деятельности («что сделано») и пошаговый контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»). Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. |
31-32 | Приемы художественного выжигания | Технологии выжигания. Основные приемы. | Практическая работа отделка изделий из древесины выжиганием. Правила безопасного труда. | Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Выжигание, и лакирование изделий из дерева. |
33-34 | Итоговое занятие | Резерв времени |
| |
35-36 | Содержание работы в слесарной мастерской. Т.Б. Эскиз детали | Слесарный верстак: его назначение и устройство. Устройство слесарных тисков. Профессии, связанные с обработкой металла. Правила безопасности труда при ручной обработке металла. Чертёж (эскиз) деталей из металла, Чтение чертежа детали из металла. Развертка. | Практическая работа ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков. Чтение чертежа. Графическое изображение изделий из тонколистового металла и проволоки. | Закреплять заготовку в тисках. Определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составлять план. Читать чертежи деталей из металла и искусственных материалов. |
37-38 | Виды тонкого листового металла. Т.Б. Правка. | Металлы: их основные свойства и область применения. Чёрные и цветные металлы. Искусственные материалы и их виды. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Профессии, связанные с производством металлов и производством искусственных материалов. Подготовка листового металла к обработке. Правка и разметка как технологическая операция. Ручные инструменты для правки и разметки тонколистового металла и проволоки. | Усвоение основных определений и понятий по теме. «Цветные и чёрные металлы», «Виды листового металла и проволоки», «Виды и производство искусственных материалов», Правила техники безопасности. Практическая работа правка тонколистового металла. | Определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Различать виды металлов и искусственных материалов. Выполнять правку заготовок. |
39-40 | Приемы гибки и резка листового металла. Т.Б. | Гибка тонколистового металла и проволоки как технологическая операция. Инструменты и приспособления для выполнения операции гибки. Правила безопасной работы. Инструменты для выполнения операций резания. Технологии резания заготовок из металла пластмассы. | Фронтальная и индивидуальная работа с классом. Визуальный контроль качества выполненной операции. Соблюдение правил безопасного труда. Практическая работа гибка и резка заготовок из листового металла. | Резание и зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки и пластмассы. Уметь гнуть заготовку из тонколистового металла и проволоки. Произвольно и осознанно владеть общим приемом гибки заготовки. |
41-42 | Соединение деталей заклепками. | Способы соединения деталей. Инструменты и приспособления для соединения деталей заклепками. Технологии соединения деталей. Правила безопасности труда. Профессии, связанные с изготовлением изделий из тонколистового металла | Практическая работа соединение пластин металлических заклепками. | Знать способы соединения деталей. Уметь подбирать необходимый способ и приемы труда при соединении деталей. |
43-44 | Получение и приемы работы с проволокой. Чертеж. | Способы получения проволоки, назначение и приемы обработки проволоки. Технология правки проволоки. ТБ Чертёж (эскиз) деталей из металла, проволоки. | Участие в беседе по теме. Усвоение основных определений и понятий по теме. Практическая работа изготовление чертилки. | Знать способы получения проволоки, назначение и приемы обработки проволоки. Уметь подбирать инструменты и безопасно выполнять приемы труда». |
45-46 | Изготовление деталей из листового металла и проволоки. Т.Б. | Разметка как технологическая операция. Ручные инструменты для разметки тонколистового металла и проволоки. Шаблон. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с разметкой заготовок из металла и изготовлением шаблонов | Фронтальная работа с классом. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции. Соблюдение правил безопасного труда. Практическая работа изготовление деталей из листового металла. | Выполнять разметку на заготовке и обработку листового металла. Осознавать учащимся уровень и качество выполнения операции |
47-48 | Соединение деталей фальцевым швом и закаткой. | Способы соединения деталей. Инструменты и приспособления для соединения деталей. Технологии соединения деталей. Правила безопасности труда. Профессии, связанные с изготовлением изделий из тонколистового металла. | Фронтальная и индивидуальная работа с классом. Соблюдение правил безопасного труда. Практическая работа соединение деталей из тонколистового металла. Закаткой. | Уметь гнуть заготовку из тонколистового металла и проволоки. Произвольно и осознанно владеть общим приемом гибки заготовки. |
49-50 | Итоговое занятие. | Резерв. | ||
51-52 | Электрические цепи и их схемы. Т.Б. | Условные обозначения элементов электрической цепи. Правила организации рабочего места для выполнения электромонтажных работ. Знакомство с параллельным и последовательным соединением проводников | Осуществлять сборку простой электрической цепи. | Использование разнообразных способов решения поставленной задачи. |
53-54 | Проводники и изоляторы. | Технология монтажа установочных изделий. Понятие о электрическом сопротивлении материалов. | Осуществлять работу с электротехнической арматурой. | Знать о видах соединения элементов эл. цепи. Уметь выполнять соединения элементов цепи. |
55-56 | Сборка и испытание электрофицированных изделий | Знакомство с бытовыми электроприборами. | Производить разборку и сборку электрических розеток и выключателей. | Знать принципы действия простых электроприборов. Уметь находить и устранить недостатки электроприборов. |
57-58 | Итоговая беседа. | Монтаж электротехнических схем и простейших электроприборов. | Производить разборку и сборку электрических розеток и выключателей. | Производить простой расчет сечения проводов согласно потребляемой мощности. |
59-60 | Проектная деятельность. Введение. | Поиск информации в книгах, журналах и сети Интернет, среди готовых изделий. Разработка творческого проекта. Защита проекта. Эргонометрические требования Т.Б. | Выбор темы проекта в соответствии со своими возможностями, обоснование выбора темы. | Обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
61-62 | Выбор и разработка проекта. | Обоснование темы проекта. Выбор лучшего варианта. Разработка эскизов деталей изделия. Расчёт условной стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта. Подготовка графической документации. | Выполнение эскиза, модели изделия. Изготовление детали, сборка и отделка изделия. Оценка стоимости материалов для изготовления изделия. Оформление проектных материалов. Использование ПК при выполнении и презентации проектов. | Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознавать самого себя как движущую силу своего научения. |
63-64 | Изготовление деталей. (практика) | Изготовления изделия в реальных условиях. | Практическая работа изготовление деталей проекта. | Знать свойства материала, технологию изготовления изделия, альтернативные варианты использования инструментов. Уметь выполнять основные технологические операции. |
65-66 | Сборка и отделка изделия. (практика) | Зачистка поверхностей деталей из древесины. Отделка изделий из древесины тонированием и лакированием. Различные инструменты и приспособления для зачистки и отделки деревянных изделий. Правила безопасной работы при обработке древесины. | Практическая работа изготовление деталей проекта. | Формирование структурного подхода в решении комплексных задач выполнения базовых постулатов всероссийского массового очковтирательства в деле построения потемкинских деревень от Москвы до самых до окраин. Просто интересно это кто-то читает? |
67-68 | Итоговое занятие. | Защита проекта. Применение ПК при проектировании. Экономическая оценка стоимости выполнения проекта. Методика проведения электронной презентации проектов (сценарии, содержание). | Разработка вариантов рекламы. Оформление проектных материалов. Использование ПК при выполнении и презентации проектов. Подготовка электронной презентации проекта. Защита проекта. | Составлять план защиты проектной работы. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Разрабатывать варианты рекламы. Оформлять проектные материалы. Готовить электронную презентацию проекта. |
Л И Т Е Р А Т У Р А:
- Примерная программа основного общего образования по направлению «ТЕХНОЛОГИЯ. ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД»
- Учебник «Технология. Индустриальные технологии» 5 класс. Учебник для учащихся, общеобразовательных учреждении/ А.Т. Тищенко. В.Д. Симоненко- М.: Вентана - Граф, 2014-192с.: ил.
- Учебники «Технология. Технический труд» П.С. Самородский, А.Т. Тищенко А.Т., В.Д. Симоменко 5-й, 6-й, 7-й и 8-й классы – М.: Издательский центр «Вента-Граф» 2008 год.
- Учебник «Технология» под редакцией В.Д. Симоненко – М.: Издательский центр «Вента-Граф» 2009 год.
- Технология обработки древесины: 5-9 класс – М.: Просвещение 1997 год
- Технология обработки металлов 5-9 класс – М.: Просвещение 1997 год
- Богатырёв А.Н. Электрорадиотехника: 8-9 классы – М.: Просвещение 2000 год
8. Справочник по техническому труду / Под редакцией А.Н. Ростовцева и др. – М.: Просвещение 1996 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса "Технология" направление "Технология. Технический труд" для 5-9 классов.
Рабочая программа по технологии для 5-9 классов рассчитана на 306 учебных часов, составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов....
Календарно-тематическое планирование по технологии направление «Технология. Технический труд»
Календарно-тематическое планирование по технологии направление «Технология. Технический труд» к учебнику Симоненко В.Д. «Технология »...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ по технологии (технический труд; реализация ФГОС) 5-6 кл. на 2014 – 2015 уч. год.
Календарно-тематические планы разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на осно...
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС (с календарно-тематическим планированием)
Рабочая программа полностью соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Включает пояснительную записку,календарно - тематическое планирование, результаты изучения учебного предмета, планир...
Рабочая программ по географии 6 класс ФГОС с календарно тематическим планированием
Программа по географии для 6 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федера...
Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС с календарно-тематическим планированием к учебнику Баринова И.И
Программа по географии для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральных ...
Программа по направлению «Технология. Технический труд» 6 класс, 68 ч
Программа по направлению «Технология. Технический труд», 6 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и разработана на основе Примерной...