Программа"Умелые руки"
рабочая программа по технологии (5, 6, 7 класс) на тему
Программа дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umelye_ruki_2_v_nedelyu_68_chasov.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
Средняя общеобразовательная школа № 1429 имени Героя Советского Союза Н.А.Боброва
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СОШ № 1429
_____________ Л.В.Смышляева
«____»______________2015г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Умелые руки»
срок реализации 2 года
возраст детей 7-14 лет
научно-технической направленности направленности
форма организации образовательной деятельности – кружок.
Составитель: Васильев А.В.
Педагог дополнительного образования
Москва, 2015г.
Пояснительная записка.
Направленность программы – художественно-эстетическая.
Актуальность программы.
Дополнительная образовательная программа «Умелые руки» представляет собой интегрированную программу по обучению выжиганию по дереву и изготовлению разных изделий декоративного характера. Эта программа позволяет успешно решить дидактические задачи по развитию самостоятельности и творческой инициативы школьников, так как в процессе изготовления различных изделий декоративного характера перед учениками постоянно возникают технологические трудности, требующие принятия нужных решений.
Дополнительная образовательная программа «Умелые руки» дает широкую возможность для раскрытия творческих стремлений учителя и учащихся. Эта программа позволяет детям не только познавать историю народных промыслов, но и на деле реализовывать свой творческий потенциал.
Цель программы.
Способствовать изучению лучших образцов декоративно-прикладного искусства и помочь ученику не только лучше овладеть ремеслом, но и получить знания, развивающие художественный вкус и творческие возможности.
Задачи.
- Расширение объема знаний в области технологии художественной обработки древесины.
- Совершенствование умений, технологических приемов.
- Формирование и развитие эстетических чувств, при создании изделий своими руками.
- Обучение пользования инструментами, строго соблюдая правила техники безопасности.
- Увлечение и направление ученика на самостоятельный поиск образцов выполняемых изделий, необходимой литературы и другой информации для творчества.
- Психологическая и практическая подготовка к труду и выбору профессии.
- Расширение кругозора у детей.
Срок реализации программы: 2 года.
Режим занятий: 2 раз в неделю по 1 часу; 68 часов в год.
Возраст детей: с 7 до 14 лет (4-8 класс).
Планируемые результаты проявляются на основе поставленных целей и задач, указанных в тематике учебного плана. В результате освоения программы учащиеся должны:
Знать:
- Правила техники безопасности труда;
- Основные приёмы выпиливания и выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
- Технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием и роспись акварельными красками;
- Способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
- Основные способы разметки;
- Приемы исправления отдельных технологических погрешностей в своей работе.
Уметь:
- Выбрать заготовку для изделия;
- Подготовить заготовку и правильно сориентировать контур детали или изделия на ее поверхности;
- Увеличить или уменьшить чертеж или рисунок детали изделия;
- Выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выпиливания и выжигания;
- Самостоятельно составить композицию отделки изделия или выбрать рисунки, орнаменты в учебной методической литературе и альбомах;
- Устранять погрешности, выявленные в своей работе;
- Правильно и технически грамотно пользоваться инструментом.
Использовать:
- Знания и умения для изготовления изделия;
- Учебную и методическую литературу;
- Литературу по декоративно-прикладному искусству.
Способы проверки планируемых результатов:
- Познавательно-поисковые задания (изучение тематической литературы, отражающей приемы изготовления из древесины, фанеры)
- Самостоятельная разработка геометрического и растительного орнамента.
- Тематическая подборка литературы в библиотеке и дома.
Формы подведения итогов:
- Выставка декоративно-прикладного искусства
- Посещение музея деревянного зодчества
Учебно-тематический план.
1 год обучения
Дополнительной
образовательной программы.
№ | Тема | Теория | Практика | Всего |
1 | Введение | 1 | 1 | 2 |
2 | Основы материаловедения. | 1 | 3 | 4 |
3 | Организация рабочего места. | 1 | 3 | 4 |
4 | Основы композиции. | 2 | 2 | 4 |
5 | Подготовка инструмента к работе. | 2 | 2 | 4 |
6 | Технология декорирования художественных изделий выжиганием. | 2 | 4 | 6 |
7 | Основные приёмы выпиливания и выжигания. | 2 | 6 | 8 |
8 | Техника выполнения приёмов выпиливания и выжигания и росписью акварельными красками. | 2 | 4 | 6 |
9 | Отделка изделия. | 2 | 4 | 6 |
10 | Изготовление изделий и декорирование их выжиганием и росписью акварельными красками. | 2 | 20 | 22 |
11 | Подведение итогов | 2 | 2 | |
ИТОГО | 17 | 51 | 68 |
Учебно-тематический план.
2 год обучения
Дополнительной
образовательной программы.
№ | Тема | Теория | Практика | Всего |
1 | Введение | 1 | 1 | 2 |
2 | Основы материаловедения. | 1 | 3 | 4 |
3 | Организация рабочего места. | 1 | 3 | 4 |
4 | Основы композиции. | 2 | 2 | 4 |
5 | Подготовка инструмента к работе. | 2 | 2 | 4 |
6 | Технология декорирования художественных изделий выжиганием. | 2 | 4 | 6 |
7 | Основные приёмы выпиливания и выжигания. | 2 | 6 | 8 |
8 | Техника выполнения приёмов выпиливания и выжигания и росписью акварельными красками. | 2 | 4 | 6 |
9 | Отделка изделия. | 2 | 4 | 6 |
10 | Изготовление изделий и декорирование их выжиганием и росписью акварельными красками. | 2 | 20 | 22 |
11 | Подведение итогов | 2 | 2 | |
ИТОГО | 17 | 51 | 68 |
Содержание дополнительной образовательной программы
- Введение. Цели и задачи кружка. Инструменты и приспособления.
- Основы материаловедения. Технологические приемы. Строение древесины.
- Организация рабочего места. Правила внутреннего распорядка. Правила техники безопасности.
- Основы композиции. Основные принципы композиции. Выбор правильного расположения рисунка на заготовке. Перенос рисунка на заготовку с использованием копировальной бумаги. Форма и конструкция изделия.
- Подготовка инструмента к работе. Основные требования к инструменту. Виды инструментов. Правила ухода за инструментом. Правила техники безопасности.
- Технология декорирования художественных изделий выжиганием и росписью акварельными красками. Подготовка материалов. Перевод рисунка. Приёмы выжигания. Упражнения для начинающих; выжигание прямых линий и точек и создание фоновой штриховки. Отработка приемов штриховки фона на учебной заготовке. Имитация природных текстур (полевые растения, стебли, листья, семена, придание изображению объема. Устранение дефектов. Прозрачная отделка. Правила техники безопасности.
- Основные приемы выпиливания и выжигания. Освоение и отработка основных приемов выпиливания и выжигания на учебных работах. Последовательность выпиливания деталей изделия и выжигания. Окончательная отделка изделия и выявление изъянов. Правила техники безопасности.
- Техника выполнения приемов выпиливания и выжигания. Составление эскизов и шаблонов. Перевод контура детали на материал. Освоение основных технологических приемов. Совершенствование навыков выпиливания и выжигания.
- Отделка изделия. Отделочные материалы. Традиционные и нетрадиционные материалы. Устранение дефектов. Прозрачная отделка.
- Изготовление изделий и декорирование их выжиганием и акварельными красками . Форма и конструкция изделия. Назначение и виды орнамента. Симметрия. Сложные виды орнамента. Практические занятия. Выжигание панно и роспись акварельными красками. Перенос изображения на подготовленную учебную заготовку. Выжигание внешнего контура перенесенного рисунка . Постоянный контроль накала насадки. Учебная работа роспись по выжженному контуру рисунка. Переведение рисунка на подготовленное дерево точечным способом. Регулировка температуры на насадке. Выжигание учебного панно птицы на ветке, перевод рисунка на подготовленную дощечку, Корректировка элементов переведенного рисунка. Правила техники безопасности.
- Подведение итогов. Выставка работ учащихся.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
1 год обучения
№ | Тема | Форма работы | Форма подведения итогов | Дидактический материал. Техническое оснащение. |
1, 2. | Введение | Беседа, практическая работа | Сообщения | Демонстрационный материал |
3 4 5 6 | Основы материаловедения. | Беседа, практическая работа | Сообщения. Практические занятия. | Демонстрационный материал |
7 8 9 10 | Организация рабочего места. Инструменты и оборудование. Техника безопасности. | Беседа, практическая работа | Сообщения. Практические занятия. | Демонстрационный материал |
11 12 13 14 | Основы композиции. | Беседа, практическая работа | Сообщения | Демонстрационный материал. Шлифовальный и разметочный инструмент. Учебные заготовки. |
15 16 17 18 | Подготовка инструмента к работе. | Беседа, практическая работа | Сообщения | Демонстрационный материал. Работы учащихся. Инструменты и приспособления. Учебные заготовки. |
19 20 21 22 23 24 | Технология декорирования художественных изделий выжиганием и росписью акварельными красками . | Беседа, практическая работа | Сообщения | Демонстрационный материал Инструменты и приспособления. Учебные заготовки. |
25-32 | Основные приёмы выпиливания и выжигания. | Беседа, практическая работа | Практическая работа | Демонстрационный материал, разметочный материал |
33-38 | Техника выполнения приёмов выпиливания и выжигания | Беседа. практическая работа | Практическая работа | Демонстрационный материал, инструменты, учебная заготовка |
39- 44 | Отделка изделия. | Беседа. практическая работа | Практическая работа | Демонстрационный материал, инструменты, учебная заготовка |
45- 66 | Изготовление изделий и декорирование их. | Демонстрация, практическая работа ,беседа | Практические занятия. | Демонстрационный материал, инструменты, учебная заготовка |
67-68 | Подведение итогов. Выставка работ. | Беседа, практическая работа | Выставка. | Обмен полученными творческими навыками. Знакомство с работами мастеров. |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
2 год обучения
№ | Тема | Форма работы | Форма подведения итогов | Дидактический материал. Техническое оснащение. |
1, 2. | Введение | Беседа, практическая работа | Сообщения | Демонстрационный материал |
3 4 5 6 | Основы материаловедения. | Беседа, практическая работа | Сообщения. Практические занятия. | Демонстрационный материал |
7 8 9 10 | Организация рабочего места. Инструменты и оборудование. Техника безопасности. | Беседа, практическая работа | Сообщения. Практические занятия. | Демонстрационный материал |
11 12 13 14 | Основы композиции. | Беседа, практическая работа | Сообщения | Демонстрационный материал. Шлифовальный и разметочный инструмент. Учебные заготовки. |
15 16 17 18 | Подготовка инструмента к работе. | Беседа, практическая работа | Сообщения | Демонстрационный материал. Работы учащихся. Инструменты и приспособления. Учебные заготовки. |
19 20 21 22 23 24 | Технология декорирования художественных изделий выжиганием и росписью акварельными красками . | Беседа, практическая работа | Сообщения | Демонстрационный материал Инструменты и приспособления. Учебные заготовки. |
25-32 | Основные приёмы выпиливания и выжигания. | Беседа, практическая работа | Практическая работа | Демонстрационный материал, разметочный материал |
33-38 | Техника выполнения приёмов выпиливания и выжигания | Беседа. практическая работа | Практическая работа | Демонстрационный материал, инструменты, учебная заготовка |
39- 44 | Отделка изделия. | Беседа. практическая работа | Практическая работа | Демонстрационный материал, инструменты, учебная заготовка |
45- 66 | Изготовление изделий и декорирование их. | Демонстрация, практическая работа ,беседа | Практические занятия. | Демонстрационный материал, инструменты, учебная заготовка |
67-68 | Подведение итогов. Выставка работ. | Беседа, практическая работа | Выставка. | Обмен полученными творческими навыками. Знакомство с работами мастеров. |
Список литературы
- Боб Нейл. Стильные штучки из дерева – Москва, «АСТ-ПРЕСС», 2007 г.
- А. Мартинсон. Начинаем мастерить из древесины – Москва, Просвещение, 1979 г.
- В. А. Барадулин. Сельскому учителю в народных промыслах – Москва, Просвещение, 1979 г.
- А. С. Хворостов. Декоративное прикладное искусство в школе – Москва, Просвещение, 1981 г.
- Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
- Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. - М.: Просвещение, 1976.
- Заворотов В.А. От идеи до модели. - М.: Просвещение, 1993
- С. Б. Рождественская. Русская народная художественная традиция в современном обществе – Москва, «Наука», 1981
- И. В. Лянин. Декоративные работы по дереву – Москва, «Лесная промышленность», 1973 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия к программе "Умелые руки" блок "Пластилинография". Тема : "Кленовые листья"
Конспект содержит цель, задачи, описание используемых технологий и краткое описание этапов выполнения работы, а также вариант пальчиковой гимнастики и физкультминутку....
Конспект занятия к программе "Умелые руки" блок "Пластилинография". Тема : "Цветы на окне" 2-я композиция. КТД
Конспект содержит цель, задачи, описание используемых технологий и краткое описание этапов выполнения работы, а также вариант пальчиковой гимнастики и физкультминутку....
Конспект занятия по программе "Умелые руки" блок "Пластилинография" КТД
Конспект содержит цель, задачи, перечень необходимых для работы материалов, ход занятия с описанием внедрения заявленных технологий....
программа "Умелые руки"
программа кружка 5 класс...
Рабочая программа "Умелые руки"
В программе раскрываются цели и задачи работы с детьми 4 класса в течение года....
программа "Умелые руки"
Программа кружка для учащихся 5-7 классов включает в себя разделы темы декоративно-прикладного творчества и научно-технической направленности....
Дополнительная образовательная программа «Умелые руки »
программа дополнительного образования...