программа "Умелые руки"
рабочая программа на тему
Программа кружка для учащихся 5-7 классов включает в себя разделы темы декоративно-прикладного творчества и научно-технической направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umelye_ruki_programma.doc | 211.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Селенгинская средняя общеобразовательная школа №2»
Утверждена приказом № от «___»_________2014г. Директор __________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка «Умелые руки»
по технологии
для учащихся 5-8 классов
Количество часов -68 часов
Количество часов в неделю- 2часа
Составитель: Цырендоржиев А.А. учитель технологии |
Принята педагогическим советом Протокол № __________ от «___» ___________2014г |
п. Селенгинск
2014
Содержание:
Пояснительная записка …………………………………………………………………. 3
Содержание программы…………………………………………………………………. 7
Календарно-тематическое планирование …………………………………………….... 9
Список литературы…………………………………………………………………….…12
Пояснительная записка
В основе современного образования лежит принцип гуманизации. Согласно этой новой концепции образования, мир есть единая система, а человек, природа, общество и техника неразрывно связаны между собой. В широком плане она выступает как вид деятельности по сохранению и воспроизводству человека как социо-культурного существа природы и общества, как культурного поля саморазвития. Итоговым показателем гуманизации образования является рост творческой активности обучающихся.
Молодой человек, вступая в самостоятельную жизнь, должен иметь определенные навыки дизайна бытовых помещений. С этой целью создан кружок «Умелые руки», который объединяет учащихся 5-7 классов.
Программа данного кружка разработана в полном соответствии с проектом федерального компонента Государственного образовательного стандарта Министерства образования и науки РФ и построена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Технология (Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д.). Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разделы и темы декоративно-прикладного творчества и научно-технической направленности. Дети познают красоту труда, так как сами участвуют в создании эстетически выразительных изделий и имеют возможность получить удовлетворение от результатов своей деятельности.
В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения политехнического обучения, имели эстетическую привлекательность и давали представление о художественных видах обработки древесины. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Поэтому, программа кружка «Умелые руки» предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов.
Настоящая программа включает в себя систему новых технологических процессов, развивает творческие способности и художественный вкус детей, воспитывает настойчивость, аккуратность, знакомит с практическим применением различных материалов и инструментов, дает много полезных навыков.
Основная цель программы – способствовать формированию у обучащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении навыками декоративно-прикладного искусства и его значением в жизни каждого человека.
При этом решаются следующие задачи:
- формирование у школьников эстетического отношения к труду;
- изучение истории декоративно-прикладного искусства;
- формирование навыков работы различными инструментами, материалами;
- привитие учащимся настойчивости, трудолюбия, целеустремленности, ответственности в достижении намеченной цели;
- ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
- развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи.
Поставленные задачи решаются средствами организации учебного процесса по художественной обработке древесины, которая требует серьезных знаний и умений в обращении с инструментами и оборудованием. Одновременно с этим решается задача по соединению трудовой подготовки с эстетическим воспитанием, без которой невозможно добиться высокой культуры труда.
Для решения задач эстетического и трудового воспитания осуществляются разнообразные педагогические средства, среди которых декоративно-прикладное искусство занимает одно из ведущих мест, так как позволяет решать эти вопросы в органическом единстве, комплексно. Ручной и технический творческий труд, составляющий основу деятельности народных художественных промыслов – это дожившая до наших дней форма труда, естественно сочетающая в себе все стороны человеческой личности, проявляющая в неразрывном целом способность человека чувствовать и творить, работать и радоваться, познавать себя и учить других.
Программа кружка «Умелые руки» основана на:
- ориентации содержания образования на развитие личности;
- реализацию деятельностного подхода к обучению;
- обучение ключевым компетенциям (готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач) и привитие общих умений, навыков, способов деятельности как существенных элементов культуры, являющихся необходимым условием развития и социализации учащихся;
- обеспечение пропедевтической работы, направленной на раннюю профилизацию учащихся.
Ключевая компетенция | Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся |
Общекультурная компетенция (предметная, мыслительная, исследовательская и информационная компетенции) | Способность и готовность:
|
Социально-трудовая компетенция | Способность и готовность:
|
Коммуникативная компетенция | Усвоение основ коммуникативной культуры личности:
|
Компетенция в сфере личностного определения | Способность и готовность:
|
Предлагаемая программа рассчитана на 1 год обучения: 68 часов. Занятия рекомендуется проводить по 2 часа в неделю. Такой объем часов позволяет больше внимания уделять исполнению изделий и их художественной отделке.
Комплектование групп проводится в сентябре. Обязательное условие на занятиях – соблюдение правил техники безопасности при работе на станках, с инструментами и агрессивными жидкостями. Для нормальной работы кружка, соблюдения правил техники безопасности и требований по охране труда число обучающихся в группе должно соответствовать количеству рабочих мест и оборудования.
Интегративный характер программы проявляется в том, что многие темы и разделы, дающие школьникам представление о декоративных изделиях, опираются на знания истории, физики, черчения, изобразительного искусства, технологии обработки конструкционных материалов.
Занятия кружка знакомят школьников с различными профессиями, связанными с деятельностью декоративно-прикладного искусства: столяра, маляра, краснодеревщика и др. При этом у детей формируются знания, умения и навыки применения таких инструментов, как рубанок, электрорубанок, электролобзик, электровыжигатель, электрошуруповёрт, электродрель, верстак, молоток, киянки, кусачки, пассатижи, отвертки, стамески, напильники, надфили, ножовка, деревообрабатывающие станки и др.
С целью выявления результатов деятельности школьников на начальном, промежуточном и итоговом этапах обучения ведется диагностика эффективности занятий, отслеживается результат развивающего воздействия занятий по нескольким параметрам.
Психолого-педагогической основой ведения занятий является гуманно-личностный подход. Он проявляется в том, что отношения с детьми строятся без принуждения, на основе интереса, на уважении и вере в творческие задатки ребенка. Прежде чем приступить к изготовлению изделий, учащиеся знакомятся с историей декоративно-прикладного искусства, с лучшими работами учащихся, с правилами построения и чтения чертежей. Для изготовления подбираются изделия, хоть и разные по конструкции, но примерно одинаковые по степени сложности. Объяснение теоретического материала по изготовлению изделия проходит параллельно с практикой. При завершении работы проводится анализ и обсуждение изделия.
Поиск самостоятельного решения требует актуализации и дополнения уже имеющихся знаний, приобретения нового опыта. На этом этапе, получая задание, учащиеся самостоятельно осмысливают его, подбирают необходимый материал, делают эскизы, планируют выполнение задания.
В результате обучения по данной программе обучающиеся должны
знать:
- исторические сведения по художественной обработке материалов;
- разновидности декоративно-прикладного искусства;
- основы столярной (ручной и механической) подготовки древесины к работе;
- применение древесины в народном хозяйстве;
- строение древесины, основные ее свойства, виды пороков древесины;
- иметь понятия о техническом рисунке, чертеже и эскизе и читать их;
- назначение, устройство и принцип действия различных инструментов;
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении различных работ;
- способы художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка лаками и красками;
уметь:
- рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении работ;
- выполнять основные операции по обработке древесины ручными и электрическими инструментами;
- изготавливать простейшие изделия из древесины по чертежам, эскизам, техническим рисункам;
- осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
- владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины;
- выполнять основные операции на сверлильном станке;
- уметь соединять детали на шипах и клею.
Тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Столярная подготовка материала для работ по дереву | 3 | 2 | 1 |
2 | Выпиливание лобзиком | 11 | 6 | 5 |
3 | Художественное выжигание | 11 | 5 | 6 |
4 | Отделка древесины лакокрасочными материалами | 7 | 2 | 5 |
5 | Выполнение творческих проектов | 19 | 1 | 18 |
6 | Выполнение авторского творческого проекта. | 17 | 0 | 17 |
Итого: | 68 | 16 | 52 |
Содержание программы
Раздел 1. Столярная подготовка материала для работ по дереву – 15 часов.
История художественной обработки древесины. Русское искусство художественной обработки древесины. Древние памятники искусства. История способов художественной обработки древесины. Заготовка материала Время заготовки. Выбор материала по назначению (для внешнего декора жилища и других построек; для обшивки дома, подзоров, фризов, карнизов; для наличников и всевозможной утвари; для мебели; для изделий, используемых при повышенной влажности; для подзоров, пчелин, балясин). Заделка трещин. Вставка. Выпиливание черновой болванки. Обработка формы щели. Заделка мелких трещин замазкой. Заделка сучков.
Раздел 2. Выпиливание лобзиком – часа
Демонстрация изделий с элементами выпиливания. Содержание работы. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. Распределение по рабочим местам. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Материалы, инструменты и приспособления . Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов. Характеристика инструмента и приспособлений.Подготовка материала к выпиливанию .Выбор материала. Наклеивание шпона. Удаление нижнего слоя рубашки. Лицевой слой рубашки. Распиливание чурака, капа на дощечки. Нанесение (перевод) рисунка. Нанесение сетки на бумагу. Перевод рисунка на бумагу. Увеличение и уменьшение рисунков методом клеток. Получение симметричного рисунка различными методами (с помощью кальки, с помощью копирки). Расположение рисунка на поверхности материала. Виды резьбы по дереву .Народные художественные традиции. Виды и особенности резьбы по дереву. Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание. Практическая работа по теме: «Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке». Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия Рабочее место выпиловщика, первоначальные навыки. Качество выпиливания. Пропиловка прямых и волнистых линий. Пропиловка тупых углов. Выпиливание острого угла двумя способами. Выпиливание шипов и пазов. Практическая работа по теме: «Изготовление подвижной игрушки» Технические приёмы выпиливания орнамента.Виды орнамента применяемые в работах лобзиком. Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Дефекты выпиливания. Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. Работа над конструкцией и формой изделия.Формы изделий (плоские, объёмные изделия; изделия округлой формы). Орнаменты, применяемые в работах лобзиком. Орнамент. Геометрический орнамент. Растительный орнамент. Каллиграфический орнамент. Фантастический орнамент. Животный орнамент. Геральдический орнамент. Сетчатый орнамент (узор). Мотив. Раппорт. Пропорция ритм. Закон трехкомпонентности. Орнамент и его распределение на изделии Центр композиции. Техника выполнения орнамента при выпиловочных работах. Использование природных форм. Практическая работа по теме: «Перевод рисунка и выполнение орнамента рамки для фотографии» Отделочные материалы. Нетрадиционные материалы. Облицовывание шпоном. Практическая работа по теме: «Отделка изделия».
Раздел 3. Художественное выжигание
История выжигания .Выжигание – творческий и увлекательный процесс. Появление выжигания. Искусство выжигания русских мастеров. Троицкая (Сергиево – Пасадская) выжженая игрушка. Полоховско- майдановское выжигание. ТБ при работе с электровыжигателем. Правила поведения и техники безопасности в учебной мастерской. Правила пожарной и электробезопасности. Правила промышленной санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.
Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию Электровыжигатель. Основные приемы и способы работы с электровыжигателем. Виды насадок для электровыжигателя. Декорирование изделий выжиганием.Подготовка материалов. Перевод рисунка. Способы выжигания (плоское, глубокое, кислотой).Приёмы выжигания. Исправление ошибок, допущенных при выжигании. Основы композиции. Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электро выжигателем. Основы композиции. Основные принципы композиции. Форма и конструкция изделия.Способы подготовки древесины к работе. Выполнение контурного рисунка на древесине. Основные требования к инструменту. Уход за инструментом. Технология декорирования художественных изделий выжиганием. Приёмы выжигания. Способы соединения деталей. Сборка изделия. Основные приёмы выжигания Классификация приемов выжигания. Технология основных приёмов выжигания. Практическая работа по теме: «Совершенствование приёмов выжигания» Выжигание штифтами. Изготовление штифтов из спирали электроплитки или утюга. Закрепление штифтов. Конструкция ручки для выжигания штифтами. Накаливание штифта. Получение разнообразных оттенков при выжигании. Украшение изделий из дерева выжиганием штифтами. Отделка изделия .Отделочные материалы. Нетрадиционные материалы. Устранение дефектов. Отделка. Полирование. Технология полирования. Морение древесины (искусственное утемнение). Вощение древесины. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. Форма и конструкция изделия. Назначение и виды орнамента. Симметрия. Изделия с трафаретными орнаментами при выжигании штифтами. Раскраска выжженного рисунка и тонировка в нужный цвет. Сложности сырой окраски. Практическая работа по теме: «Изготовление настенного панно “Лев”».Практическая работа по теме: «Изготовление сувенира “Подкова на счастье”».
Раздел 4. Отделка древесины лакокрасочными материалами – часа.
Чистовая обработка поверхности материалов. Приемы инструмент. Технология чистовой обработки поверхности древесины. Материалы и их характеристика. Восстановление естественного цвета древесины. Отбеливание древесины. Инструменты. Техника безопасности и правила организации рабочего места учащихся при чистовой обработки поверхности материалов. Характеристика материала. Правила и особенности покрытия изделия олифой. Характеристика, особенности выполнения работы политурой, тампоном, губкой, кистью, распылителем.Технология просушки изделия после покрытия олифой.
Травление древесины, лакировка, шлифовка Назначение лакирования древесины. Подготовка поверхности для лакирования. Характеристику процесса лакирования изделия. Основные правила лакирования изделий. Технология просушки изделия после лакирования.
Практическая работа по теме: «Лакирование подвижной игрушки» .Практическая работа по теме: «Лакирование рамки для фотографии».Практическая работа по теме: «Лакирование настенного панно».Практическая работа по теме: «Лакирование настенного панно “Лев”» . Практическая работа по теме: «Лакирование сувенира “Подкова на счастье”» .
Раздел 5. Выполнение творческих проектов.
Изготовление доски разделочной.Выбор материала, предварительная подготовка его к работе. Разметка изделия. Выполнение столярных работ. Шлифовка. Нанесение разметки узора. Выжигание. Раскрашивание изделия гуашью. Лакирование. Нанесение узора на ручки электровыжигателем. Покрытие ручек лаком.
Раздел 6.Выполнение авторского творческого проекта.
Создание эскиза. Определение размеров. Разработка чертежей и выкроек. Составление технологической карты по изготовлению изделия. Изготовление элементов изделия. Шлифовка изделия. Декорирование. Сборка изделия. Лакирование.
Календарно тематическое планирование
№ урока | № п/п | Наименование темы | Количество часов | Дата проведения | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
Раздел 1. Столярная подготовка материала для работ по дереву | 3 | 2 | 1 | |||
1.1 | История художественной обработки древесины. | 1 | 1 | |||
1.2 | Заготовка материала. Заделка трещин | 1 | 1 | |||
1.3 | Практическая работа по теме: «Заготовка материала. Заделка трещин» | 1 | 1 | |||
Раздел 2. Выпиливание лобзиком | 11 | 6 | 5 | |||
2.1 | Материалы, инструменты и приспособления для работ с лобзиком. | 1 | 1 | |||
2.2 | Подготовка материала к выпиливанию. | 1 | 1 | |||
2.3 | Нанесение (перевод) рисунка. | 1 | 1 | |||
2.4 | Практическая работа по теме: «Нанесение (перевод) рисунка». | 1 | 1 | |||
2.5 | Виды резьбы по дереву. | 1 | 1 | |||
2.6 | Практическая работа по теме: «Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке» | 1 | 1 | |||
2.7 | Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. | 1 | 1 | |||
2.8 | Практическая работа по теме: «Изготовление подвижной игрушки». | 1 | 1 | |||
2.9 | Технические приёмы выпиливания орнамента. Орнамент и его распределение на изделии. | 1 | 1 | |||
2.10 | Практическая работа по теме: «Перевод рисунка и выполнение орнамента рамки для фотографии» | 1 | 1 | |||
2.11 | Практическая работа по теме: «Перевод рисунка и выполнение орнамента рамки для фотографии» | 1 | 1 | |||
Раздел 3. Художественное выжигание | 11 | 5 | 6 | |||
3.1 | История выжигания. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. | 1 | 1 | |||
3.2 | Декорирование изделий выжиганием. Основы композиции. | 1 | 1 | |||
3.3 | Практическая работа по теме: «Контурное выжигание» | 1 | 1 | |||
3.4 | Основные приёмы выжигания. | 1 | 1 | |||
3.5 | Практическая работа по теме: «Совершенствование приёмов выжигания». | 1 | 1 | |||
3.6 | Технология выполнения приёмов выжигания | 1 | 1 | |||
3.7 | Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. | 1 | 1 | |||
3.8 | Практическая работа по теме: «Изготовление настенного панно “Лев”» | 1 | 1 | |||
3.9 | Практическая работа по теме: «Изготовление настенного панно “Лев”» | 1 | 1 | |||
3.10 | Практическая работа по теме: «Изготовление сувенира “Подкова на счастье”» [3] | 1 | 1 | |||
3.11 | Практическая работа по теме: «Изготовление сувенира “Подкова на счастье”» | 1 | 1 | |||
Раздел 4. Отделка древесины лакокрасочными материалами | 7 | 2 | 5 | |||
4.1 | Чистовая обработка поверхности материалов. Приемы инструмент. | 1 | 1 | |||
4.2 | Пропитка олифой изделия из древесины. Травление древесины, лакировка, шлифовка. | 1 | 1 | |||
4.3 | Практическая работа по теме: «Лакирование подвижной игрушки» | 1 | 1 | |||
4.4 | Практическая работа по теме: «Лакирование рамки для фотографии» | 1 | 1 | |||
4.5 | Практическая работа по теме: «Лакирование настенного панно » | 1 | 1 | |||
4.6 | Практическая работа по теме: «Лакирование настенного панно “Лев”» | 1 | 1 | |||
4.7 | Практическая работа по теме: «Лакирование сувенира “Подкова на счастье”» | 1 | 1 | |||
Раздел 5. Выполнение творческих проектов. | 19 | 1 | 18 | |||
5.1 | Изготовление доски разделочной | 1 | 1 | |||
5.2 | Изготовление доски разделочной | 1 | 1 | |||
5.3 | Изготовление лопатки | 1 | 1 | |||
5.4 | Изготовление лопатки | 1 | 1 | |||
5.5 | Изготовление скалки | 1 | 1 | |||
5.6 | Изготовление скалки | 1 | 1 | |||
5.7 | Изготовление толкушки | 1 | 1 | |||
5.8 | Изготовление толкушки | 1 | 1 | |||
5.9 | Изготовление «Ящика для инструментов» | 1 | 1 | |||
5.10 | Изготовления боковых стенок ящика | 1 | 1 | |||
5.11 | Изготовления боковых стенок ящика | 1 | 1 | |||
5.12 | Изготовления торцевых стенок ящика | 1 | 1 | |||
5.13 | Изготовления торцевых стенок ящика | 1 | 1 | |||
5.14 | Изготовления средней стенки ящика | 1 | 1 | |||
5.15 | Изготовления средней стенки ящика | 1 | 1 | |||
5.16 | Шлифовка | 1 | 1 | |||
5.17 | Декорирование | 1 | 1 | |||
5.18 | Сборка ящика | 1 | 1 | |||
5.19 | Лакирование. | 1 | 1 | |||
Раздел 6.Выполнение авторского творческого проекта. | 17 | 0 | 17 | |||
6.1 | Создание эскиза. Определение размеров. | 1 | 1 | |||
6.2 | Создание эскиза. Определение размеров. | 1 | 1 | |||
6.3 | Разработка чертежей и выкроек. | 1 | 1 | |||
6.4 | Разработка чертежей и выкроек. | 1 | 1 | |||
6.5 | Составление технологической карты по изготовлению изделия. | 1 | 1 | |||
6.6 | Составление технологической карты по изготовлению изделия. | 1 | 1 | |||
6.7 | Изготовление элементов изделия. | 1 | 1 | |||
6.8 | Изготовление элементов изделия. | 1 | 1 | |||
6.9 | Изготовление элементов изделия. | 1 | 1 | |||
6.10 | Изготовление элементов изделия. | 1 | 1 | |||
6.11 | Изготовление элементов изделия. | 1 | 1 | |||
6.12 | Шлифовка изделия | 1 | 1 | |||
6.13 | Шлифовка изделия | 1 | 1 | |||
6.14 | Декорирование. | 1 | 1 | |||
6.15 | Декорирование. | 1 | 1 | |||
6.16 | Сборка изделия. | 1 | 1 | |||
6.17 | Лакирование. | 1 | 1 | |||
ВСЕГО | 68 | 16 | 52 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Рука в руке»
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди мо...
Программа "Рука в руке" по профилактике суицидального поведения
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в ОУ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «К вопросу о постановке правой руки у начинающих аккордеонистов (роль веса руки в формировании игровых движений)»
Методическая разработка «К вопросу о постановке правой руки у начинающих аккордеонистов (роль веса руки в формировании игровых движений)» посвящена одному из самых сложных вопросов развития аккордеонн...
Районная акция "Рука в руке"
Так сложилось, что Пуровский район Ямало-Ненецкого АО за все время его существования стал большим общим домом для людей разных национальностей. Национальные диаспоры глубоко интегрированы во все...
Проект по взаимодействию школы и семьи "Рука в руке"
Цель проекта: Обеспечение гармонии взаимоотношений школы и семьи для создания максимально благоприятных условий развития ребенка, реализации им индивидуального потенциала в условиях школьной ж...
Презентация проекта «Рука об руку»
Совершенствование системы сотрудничества логопеда с семьей как условие оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями....
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ «Рука в руке».
Общеразвивающей программы дополнительного образования для детей-инвалидов «Рука в руке».Тип программы программа дополнительного образования.Статус программы: общеразвивающая программа коррекцион...