|
| № п/п | Тема урока | Элементы содержания АК | 5 класс | 1 | Вводное занятие. | «Путешествие в страну прав и обязанностей школьника» В нашей стране каждый, кто пришёл учиться в школу, пользуется определёнными правами и одновременно должен выполнять ряд обязанностей. Каждый школьник имеет право: получить качественное образование; обучаться по индивидуальным учебным планам или дома; получать дополнительную помощь со стороны учителя, и т.д. | 2 | Художественные ремёсла. | «Добро и зло» Может ли нравственный человек брать взятки? Давайте разберёмся, что такое нравственность. Для определения, что такое хорошо, а что такое плохо, что является добром, а что злом, очень важно понять, где находится граница между ними. Что же все-таки является добром, а что — злом, с вашей точки зрения? Добро — понятие нравственности, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и даже растению. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем и радостью. Зло — понятие нравственности, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. В житейском смысле зло относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку, порицается ими, противоречит правилам морали и т.д. | 3 | Элементы машиноведения. | «Права человека и способы их защиты» Разберём пример: Родители развелись, ребёнок остался с мамой, а отец не платит алименты на ребёнка. Мама обращается в суд, но там говорят, что отец пока не работает, надо подождать. А на самом деле он работает, просто ---нелегально. Как вы думаете, ущемлены права ребёнка? Семья — это первое пространство, в котором ребенок пребывает с самого своего рождения. Первыми отношениями, в которые он вступает, являются взаимодействия с отцом и матерью, сестрами и братьями. Для ребенка они выступают в качестве фундамента, центра всех остальных общественных связей, которые он будет формировать и устанавливать впоследствии. С самого своего рождения человек взят под государственную охрану. В любом своем возрасте он является членом общества. Ребенок обладает правом: Иметь фамилию, отчество и имя. Воспитываться и жить в семье. Общаться с родственниками и родителями. Изменить фамилию и имя. Иметь имущество. Защищать собственные права. Получать медицинское обслуживание. Выражать собственное мнение. Получать образование и прочее. | 4 | Эстетика и экология жилища. | «Индивидуальность человека, его честь и достоинство» В былые времена люди боялись потерять свою честь, защищали ее и умирали за нее на дуэлях. Сейчас такого, конечно же, нет, но это не означает, что современный человек не наделен этим качеством. Может ли такой человек брать взятки? Прослушав эту лекцию, вы сами сделаете вывод. Каждый должен знать определение, что такое честь. Для чего нужно человеку достоинство и как его не потерять? Понятие "честь" означает совокупность качеств человека, за счет которых он обретает самоуважение. Оно включает такие свойства личности, как благородство, справедливость, доблесть, смелость, честность, высокая нравственность и строгие моральные принципы и т.д. | 6 класс | 1 | Вводный урок. Содержание и задачи курса. | «Долг и совесть» Антикоррупция, на ваш взгляд, это борьба со злом? Можно ли её победить, если человек не знает, что такое долг? Составляющими такого понятия как долг являются: Доброта; Ответственность; Любовь; Героизм. Что же такое долг? Долг – концентрированное выражение морали. Человек изнутри чувствует и понимает, что он должен сделать нужное и полезное для других. Долг - это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм. Совесть – это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед другими людьми и обществом. Кстати, в русском языке слово совесть происходит от слов «со» (т.е. совместно) и «весть» ( т.е. ведать, знать). Значит, совесть – это ещё и сознание, совместное знание и т.д. | 2 | Свободная роспись по ткани. | « Роль морали в жизни человека и общества» Коррупция , на ваш взгляд, это нравственное понятие или безнравственное? Мораль — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестьем, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д. | 3 | Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Конструирование изделия. | «Теневая экономика» Подумайте, подпольные мастерские по изготовлению одежды, являются предметом теневой экономики? Да, являются, потому что теневая экономика (также скрытая экономика, неформальная экономика) — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими. Теневая экономика — это экономические взаимоотношения граждан общества, развивающиеся стихийно, в обход существующих государственных законов и общественных правил. Доходы этого предпринимательства скрываются и не является налогооблагаемой экономической деятельностью. По сути, любое предпринимательство, результатом которого является сокрытие доходов от государственных органов, или уклонение от уплаты налогов, может считаться теневой экономической деятельностью. | 4 | Электротехнические работы. Профессии. | «Оплата труда» Зарплата в конверте стала в нашей стране обыденностью. А правильно ли это? Скрываются доходы и тем самым работники не платят подоходный налог. От этого беднеет наше государство. В соответствии с положениями ст.135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Она зависит от: квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. При этом, к заработной плате относится не только вышеуказанное вознаграждение, но и: компенсационные выплаты, стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии, иные поощрительные выплаты). | 7 класс | 1 | Вводный урок. | «Взятка- средство лёгкого решения вопроса» Давайте разберём пример: Мне надо срочно подать жалобу, а чиновник говорит, что рассмотрит её в порядке очереди только через месяц. Я решила подарить ему подарок, чтобы процесс ускорился. Как вы думаете, правильно я поступила или нет? Спросите у своих родителей, берут или дают они взятки и за что. Принято различать два типа взяток, одинаково наказуемых, но по разному воспринимаемых моральным сознанием: взятка-подкуп и взятка-благодарность. Взятка - плата или подарок должностному лицу за незаконные действия в пользу дающего. При даче взятки обе стороны преследуют выгоду, при этом сделка осуществляется скрытно. Подарок обладает качеством публичности и не связан с исполнением обязанностей. Взятка является преступлением, а подарок- нет. Не надо путать взятку с вымогательством! Выезжая на автомашине, мы видим , как на наших дорогах «работают сотрудники» ГАИ, которые из-за низкой заработной платы вынуждены брать деньги за «развод» определенного правонарушения. Взятка- это легкие деньги. Вымогательство - не обусловленное правом, не предусмотренное законом требование передачи денег, имущественных ценностей, сопровождаемое разного рода угрозами, обманом со стороны вымогателей и т.д. | 2 | Вязание крючком. Профессия «Вязальщица» | «Гражданин - человек свободный и ответственный» Вы выбираете, жить правильно или нет. Почему свободный человек должен нести ответственность? Свобода человека – отсутствие каких – либо ограничений, стеснений в чем – либо. Право человека – охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность человека что – то делать, осуществлять. Право человека – это то, что соответствует его природе и разрешено законами. Нравственный кодекс Человека – личности – гражданина: Каждое утро, выпрямившись во весь рост, вспомните: Я – человек – личность – гражданин – Всегда готов вставать рядом или впереди, Протянуть руку помощи, Легко нагнуться к малому или слабому, Подставить плечи под груз тревог и забот, Обернуться к отставшим, Дотянуться до мечты, Балансировать между желаниями и возможностями, Перепрыгнуть через усталость и боль, Подняться после неудачи; Пронести через всю жизнь дружбу и любовь, Бороться с собственной тенью, Глубоко вздохнуть по несбывшемуся. И повторить комплекс опять и с начала – до победы. И т.д. | 3 | Эстетика и экология жилища. | «Свобода совести» Свобода совести — естественное право человека иметь любые убеждения. Свобода совести — более широкое понятие, чем свобода вероисповедания. В широком смысле слова свобода совести — это возможность для каждого человека совершать поступки в соответствии со своими представлениями о справедливом и несправедливом, о добре и зле, если эти представления не противоречат морали, принятой в данном обществе. Нельзя представлять себе свободу совести как свободу от соблюдения норм господствующей в данной социальной среде морали. | 4 | Электроосветительные и электронагревательные приборы. | «Оплата труда» Зарплата в конверте стала в нашей стране обыденностью. А правильно ли это? Скрываются доходы и тем самым работники не платят подоходный налог. От этого беднеет наше государство. В соответствии с положениями ст.135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Она зависит от: квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. При этом, к заработной плате относится не только вышеуказанное вознаграждение, но и: компенсационные выплаты, стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии, иные поощрительные выплаты) и т.д. | 8 класс | 1 | Вводный урок. | «Собственность» Не лишне будет знать, что такое собственность, чтобы не быть обманутыми. Право собственности физического лица может быть ограничено по закону (оборот наркотических средств, оружие и т. д.). Объём прав собственности также зависит от правоспособности (возрастной ценз, психические заболевания) и правосубъектности лица (является лицо гражданином, иностранным гражданином или же лицом без гражданства). Только физические лица могут передавать имущество по завещанию. Объектами собственности являются продукты труда, ценные бумаги, валютные ценности, деньги, иное движимое и недвижимое имущество и т.д. | 2 | Система безопасности жилища. | «Доходы» Необходимо знать, какие компенсации, субсидии, выплаты имеют те или иные категории граждан, т.к. чиновники часто не информируют нас. Совокупный доход является основным показателем, характеризующем материальную обеспеченность населения. Совокупный доход работника - это денежные и натуральные поступления, получаемые в результате какой-либо деятельности из различных источников за определенный период времени. В структуре совокупного дохода работников многих регионов Российской Федерации натуральные поступления, полученные от личного подсобного хозяйства и использованные на личное потребление, имеют значительный удельный вес. Денежный доход - это денежные поступления в виде предпринимательского дохода; заработной платы; процентов, дивидендов и других доходов от собственности; а также средств от продажи продукции личного подсобного хозяйства и т.д. | 3 | Водопровод и канализация. | «Рынок труда» В наше время очень трудно найти подходящую работу. Появилось множество агенств, где предлагают работу, но на практике получается полный обман. Рынок труда – это механизм или институт, сводящий вместе покупателей (работодателей) и продавцов (работников) труда. При всей схожести развития экономик и социальных сфер развитых стран политика занятости в каждой из этих стран привела к формированию разных моделей рынка труда. Это разнообразие моделей можно свести к 2-м основным типам: внешний (или профессиональный) и внутренний рынки труда и т.д. | 4 | Творческие проектные работы. | « Творческие профессии» и «Профессии образования» При выборе профессии стоит учитывать два основных критерия: личностные качества и так называемую профпригодность. Проще говоря, человек должен не только хотеть трудиться в определенной сфере, но также обладать определенным потенциалом для самореализации в ней. «Технари» и «гуманитарии» – самое элементарное разделение людей по критерию профпригодности. Соответствующие способности могут быть ярко выраженными, но бывает и так, что человек имеет примерно одинаковую склонность и к техническим, и к гуманитарным наукам. В любом случае, в рамках каждой из этих двух групп профессий существует масса подгрупп, а потому выбор достаточно широк. Творческие профессии: Перечень творческих профессий достаточно широк. В список входят художественные, театральные, эстрадные, танцевальные и другие направления, связанные с искусством и т.д. | 10 класс | 1 | Вводное занятие. | «Семья и деньги» Как платить и не переплачивать? Сейчас существует множество уловок, скидок, акций, где вы хотите сэкономить, а получается наоборот, покупаете товары по скидкам и акциям, а оказывается что они либо просроченные или плохого качества. Деньги - это средства необходимые для существования человека, они играют в нашей жизни важную роль. Часто многие семьи испытывают нехватку в денежных средствах. Не только молодые семьи, которые только что начали вести совместную жизнь, но и семьи, прожившие в браке много лет. Вроде и доходы такие же, как в семьях подруг, но вот почему то не хватает, хоть плачь, и постоянно приходится до получки занимать то у родителей, то у друзей. Куда уходят деньги ? Почему утекают, как песок сквозь пальцы? И как другим удается не только сохранить деньги до следующей зарплаты, но еще и приумножить и накопить? Почему у подруги всегда полный кошелёк, вроде и она покупает такие же продукты? Но у вас уже через неделю после получки денег нет, а у неё деньги есть всегда. Доход семьи складывается из денежных средств, которые супруги получают в виде заработной платы, из выплат детских пособий, алиментов, пенсий, от сдачи в аренду жилого помещения, от начисления процентов по банковским вкладам и прочие денежные поступления и т.д. | 2 | Технология основных сфер профессиональной деятельности. | «Рынок труда» » В наше время очень трудно найти подходящую работу. Появилось множество фирм, где предлагают работу, но на практике получается полный обман. Рынок труда – это механизм или институт, сводящий вместе покупателей (работодателей) и продавцов (работников) труда. При всей схожести развития экономик и социальных сфер развитых стран политика занятости в каждой из этих стран привела к формированию разных моделей рынка труда. Это разнообразие моделей можно свести к 2-м основным типам: внешний (или профессиональный) и внутренний рынки труда и т.д. | 3 | Профессиональное самоопределение. Профессиональные интересы и склонности. | «Профессиональное самоопределение» Не надо гнаться за высоким заработком, надо знать, как выбрать профессию. При выборе профессии стоит учитывать два основных критерия: личностные качества и так называемую профпригодность. Проще говоря, человек должен не только хотеть трудиться в определенной сфере, но также обладать определенным потенциалом для самореализации в ней. «Технари» и «гуманитарии» – самое элементарное разделение людей по критерию профпригодности. Соответствующие способности могут быть ярко выраженными, но бывает и так, что человек имеет примерно одинаковую склонность и к техническим, и к гуманитарным наукам. В любом случае, в рамках каждой из этих двух групп профессий существует масса подгрупп, а потому выбор достаточно широк. Творческие профессии: Перечень творческих профессий достаточно широк. В список входят художественные, театральные, эстрадные, танцевальные и другие направления, связанные с искусством и т.д. | 4 | Творческие проекты. | «Налогообложение» Многие люди скрывают свои налоги. В судах рассматривают много дел высокопоставленных лиц и знаменитостей, т.к. они не платили налоги. Налог - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов и т.д. |
|