Элементы содержания антикоррупционного воспитания в рабочих программах учителя русского языка и литературы (5,6 классы).
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
В данной методической разработке представлены формы работы по антикоррупционному воспитанию. На уроках в 5 и 6 классах в рамках данного воспитания у обучающихся продолжают формироваться понятия о долге,справедливости,честности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elementy_antikorruptsionnogo_vospitaniya.doc | 40.5 КБ |
fragmenty_urokov_ak.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Элементы содержания антикоррупционного воспитания в рабочих программах
учителя русского языка и литературы Михайловой Е.Л.
N п/п | Тема урока | Элементы содержания АК |
5 класс Русский язык | ||
14 | Части речи. Глагол. | |
18 | Имя существительное. | Этап закрепления материала. Карточки: Смелый, давать, долг , ответственность, честность, правдивый. Из слов выписать существительные. Сколько слов выписали?(3) Назовите существительное,которое обозначает черту характера, когда человек всегда говорит правду . |
21 | Местоимение | Этап закрепления материала. Продолжи фразу-Если честный ты …... Найдите местоимение в предложении. Каким должен быть каждый человек ? |
25 | Словосочетание. | Этап Актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности. 1. На доске вы видите картинки. * Что вы видите на них? Ответы записать в столбики. (1-й столбик: мальчик, заяц, честный, , вода, деревья.)Что вы можете сказать о том, какой мальчик, как он поступил, ? Ответы записать на доске. Честный мальчик Добрый человек Почему именно сочетания слов ,а не отдельных слов, помогают отразить (передать) позицию художника? Кто такой честный человек? Какими качествами личности он обладает? Выполним письменный разбор словосочетаний. |
36 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Запись предложения в тетрадях(на доске) Права, обязанность и ответственность человека. Найдите в предложении однородные члены предложения. |
37 | Предложения с обращениями. | Словарная работа. «Довольно, родитель, его пощади! Подобное кто совершит?» из какого произведения эти строки? Найдите обращение в предложении. |
41 | Простые и сложные предложения. | У честного человека есть совесть, которая контролирует всего его поступки и действия. -О чем говорится в предложении? Выполним синтаксический разбор этого предложения. Какое оно-простое или сложное? Найдем грамматические основы предложения. |
47 | Сжатое изложение (по Е.Мурашевой). | Составление плана . Опорные слова: С детства, мальчишки с девчонками, удивлялись, на Аркашу Пластова, пуговкой, отзывчивый, светловолосый, озорной, честный храбрый, обычный мальчишка ,добрый Каким человеком был Аркаша Пластов? |
54 | Обучающее изложение с элементами описания(К.Паустовский «Шкатулка»). | Составление плана изложения. Какую ошибку совершили мальчики?(Взяли вещь,которая им не принадлежала).Как бы вы поступили на их месте? |
Предварительный просмотр:
5 класс
Русский язык
Тема урока: Части речи. Глагол.
Тема по АК: Тема совести и совестливости.
Фрагмент урока
Этап закрепления материала.
На доске предложение:
Жить по совести и чести.
Определите части речи слов в предложении. Что такое совесть? Честь?
Найдите в предложении глагол . Определите форму глагола.
Тема урока: Имя существительное.
Тема по АК: Тема долга, ответственности.
Фрагмент урока
Этап закрепления материала.
Карточки:
Смелый, давать, долг , ответственность, честность, правдивый.
Из слов выписать существительные. Сколько слов выписали?(3)
Назовите существительное,которое обозначает черту характера, когда человек всегда говорит правду .
Тема урока: Местоимение.
Тема по АК: Тема честности.
Фрагмент урока
Этап закрепления материала.
Продолжи фразу-Если честный ты …...
Найдите местоимение в предложении.
Каким должен быть каждый человек ?
Тема урока: Словосочетание.
Тема по АК: Тема добра.
Фрагмент урока:
Этап Актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности.
1. На доске вы видите картинки.
* Что вы видите на них? Ответы записать в столбики. (1-й столбик: мальчик, заяц, честный, , вода, деревья.)Что вы можете сказать о том, какой мальчик, как он поступил, ? Ответы записать на доске.
Честный мальчик
Добрый человек
Почему именно сочетания слов ,а не отдельных слов, помогают отразить (передать) позицию художника?
Кто такой честный человек? Какими качествами личности он обладает?
Выполним письменный разбор словосочетаний.
Тема урока: Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Тема по АК: Тема долга и ответственности.
Фрагмент урока:
Запись предложения в тетрадях(на доске)
Права, обязанность и ответственность человека. Найдите в предложении однородные члены предложения.
Тема урока: Предложения с обращениями.
Тема по АК: Тема великодушия, сердечности.
Фрагмент урока
Словарная работа.
«Довольно, родитель, его пощади! Подобное кто совершит?»
из какого произведения эти строки? Найдите обращение в предложении.
Тема урока: Простые и сложные предложения.
Тема по АК: Тема совести
Фрагмент урока
У честного человека есть совесть, которая контролирует всего его поступки и действия. -О чем говорится в предложении? Выполним синтаксический разбор этого предложения. Какое оно-простое или сложное? Найдем грамматические основы предложения.
Тема урока: Сжатое изложение (по Е.Мурашевой).
Тема по АК: Тема нравственных качеств( великодушия, добродушия).
Фрагмент урока
Составление плана .
Опорные слова: С детства, мальчишки с девчонками, удивлялись, на Аркашу Пластова, пуговкой, отзывчивый, светловолосый, озорной, честный храбрый, обычный мальчишка ,добрый
Каким человеком был Аркаша Пластов?
Тема урока: Морфемный разбор слова.(84)
Тема по АК: Тема великодушия
Фрагмент урока
Выполним морфемный разбор слова ВЕЛИКОДУШНЫЙ, что оно означает? От каких слов образовано?
Тема: Имя прилагательное как часть речи.(116)
Тема по АК: Тема правды, честности.
Фрагмент урока
Какую ошибку совершили мальчики?(Взяли вещь, которая им не принадлежала).Как бы вы поступили на их месте?
Тема урока: Время глагола
Тема по АК: Тема совести и совестливости.
Фрагмент урока
Этап закрепления материала.
На доске предложение:
Жить по совести и чести.
Определите части речи слов в предложении. Что такое совесть? Честь?
Найдите в предложении глагол . Определите форму глагола.
5 класс
Литература
Тема урока: Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев.
Тема во АК: Нравственные представления о сердечности и совестливости.
Фрагмент урока
1. Народная мораль в характере и поступках героев.
— Почему, по-вашему, царь сказал Ивану-царевичу, чтобы тот брал лягушку в жены?
— Рассмотрите иллюстрацию И. Билибина к сказке (с. 15).
---Чем нравится вам эта иллюстрация? Какие чувства царевича удалось передать художнику?
— Вот и стала лягушка женой Ивана-царевича.
---Какие задания давал царь своим невесткам?
— Как утешала Ивана-царевича лягушка?
— Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жены старших царевичей?
- Итак, ответьте на вопрос, какова народная мораль в характере и поступках героев? Чтение словарной статьи и разъяснение понятия.
3. Литература и изобразительное искусство
— Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир» (с. 19 учебника).
Если есть возможность, интересно было бы сравнить эту картину с иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным.
— Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы?
Тема урока: Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель».
Тема по АК: Нравственные представления :Долг, ответственность.
Фрагмент урока
Дидактические карточки с заданиями группам
Народные выражения, т. е. устойчивые выражения, свойственные народной речи: «семь верст болото месил», «журавль, как несолоно похлебал, ушел домой».
В волшебных сказках рассказывается о необыкновенных, чудесных событиях. Сказка «Журавль и цапля» — о животных, но похожий сюжет мог бы быть и в бытовой сказке, если бы в ней действовали не животные, а люди. В нашем случае в сказке действуют животные, на месте которых мы, как в басне, можем увидеть людей. В сказке чувствуется юмористическая интонация, скрытый смех, а в волшебных сказках мы никогда не смеемся над героями.
Вторая творческая группа читает сказку «Солдатская шинель». Обсуждаем сказку с помощью вопросов и заданий (с. 42). ** Эту сказку мы называем бытовой, потому что в ней обычные для такого типа сказки персонажи: находчивый солдат и глупый барин. Мы радуемся смекалке солдата и смеемся над растяпой-барином.
Тема урока: Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр.
Тема АК: Тема талантливости и щедрости русского человека. Тема совести.
Тема урока: И.А. Крылов .Басни «Свинья под дубом», «Зеркало и обезьяна».
Тема по АК: Тема человечности, сердечности и добродушия.
Игра «Продолжи фразу» (4 мин.)
Цель: развивать аналитическое мышление
Задание: соотнести начало крылатой фразы с ее продолжением. Все фразы
размещены в заданном порядке. Ученики по одному выходят к доске.
«У сильного всегда… …всегда отыщет уголок»
«А Васька слушает… …просто открывался»
«Когда в товарищах согласья нет… …да ест»
«В сердце льстец… …бессильный виноват»
«А ларчик… …на лад их дело не пойдет»
Ученики: 1. «У сильного всегда бессильный виноват»
2. «А Васька слушает да ест»
3. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»
4. «В сердце льстец всегда отыщет уголок»
5. «А ларчик просто открывался».
Тема урока: В.А. Жуковский «Кубок». Понятие о балладе.
Тема по АК: Нравственные представления :Долг, ответственность.
Фрагмент урока
Дидактические карточки с заданиями группам
1 группа: Найдите в тексте примеры звукописи. Какие слова и звуки передают шипение и рев моря?
2 группа: С помощью каких эпитетов описывается пучина?
3 группа:
-С чего начинается баллада?
-Что Жуковский называет "бездной"?
-В чём уверен царь, когда предлагает отыскать кубок?
-Чем заканчивается баллада?
Тема урока: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Народная мораль нравственность-красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом.
Тема по АК: Тема человечности, великодушия.
- На карточках слова, значение которых мы сейчас повторим – они понадобятся нам для дальнейшей работы: Запись в тетрадях.
- Что же вы можете сказать о царевне? Подтвердите свои слова примерами из текста.
- Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.
Учащиеся подтверждают сказанное примерами из текста.
- Замечательно! А что можно сказать о царице-мачехе?
- Царица-мачеха красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей и совсем не думает о других; еще она хочет всегда оставаться самой красивой – от этого полностью зависит ее настроение и вся ее жизнь.
- Молодцы, правильно! Найдите в тексте подтверждение своим словам.
Учащиеся зачитывают отрывки из текста, подтверждающие сказанное о царице.
- Очень хорошо! А теперь подумайте, кто из наших героев положительный герой, а кто – отрицательный?
Царица – отрицательная героиня, а царевна – положительная.
- Итак, мы выяснили, что главные герои, вернее, героини, совершенно разные, противоположные по характеру, хотя обе очень красивы.
Одна из них и представляет добро, а другая зло.
В сказке все время идет борьба между добрыми и злыми героями, между добром и злом.
- Скажите, ребята, а как мы можем определить, злой человек или добрый?
- По его поступкам! Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.
- Царица любыми способами хочет погубить царевну, чтобы та не мешала ей быть прекрасней всех на свете.
- Найдите в тексте отрывок, подтверждающий это.
Тема урока : «Черная курица, или Подземные жители» . Мир детства в изображении писателя.
Тема по АК: Тема совести
4.Анализ текста
Доброта и скромность, беспредельная честность и смелость, прилежание и трудолюбие, верность слову и преданность дружбе, благодарность и презрение к эгоизму, славе, самонадеянности и к ложным ценностям, какой является жажда первенства над равными, ответственность человека за свои поступки перед собой, перед окружающими, умение критически смотреть на себя, постоянно работать над собой, бороться со своими недостатками и пороками, которые «обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку» , -одним словом, весь комплекс нравственных качеств, без которых немыслима подлинная человеческая личность, составляет
идейную сущность повести.
Тема урока: Образ простого солдата-защитника Родины в стихотворении «Бородино».
Тема по АК: Тема патриотизма и гуманизма.
Учитель: Пожилой солдат - непосредственный участник этих событий- имел возможность и право сравнивать великие дела прошлого и настоящего. Давайте и мы всмотримся в картину боя и попробуем сопоставить произведения поэта.
- Определение используемых поэтом приёмов.
- Какими словами передал Лермонтов весь ужас войны, напряжение боя?
(«звучал булат», «картечь визжала», «залпы тысячи орудий слились в протяжный вой»)
Вывод: Лермонтов рисует звук словами.
XII. Образы русских солдат.
- Кто является героем рассказа старого солдата? (русские воины)
- Из кого набирались русские солдаты? (из народа).
- Можем ли мы сказать , что героем является русский народ?
- В каких строчках своего рассказа старый солдат определяет основную задачу русских воинов? (слова полковника: «Умрёмте ж под Москвой!»)
Найдите слова, характеризующие настроение солдат после боя.(«…были готовы наутро бой затеять новый»)
Тема урока: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Роль пейзажа в сказке. Нравственные проблемы произведения.
Тема по АК: Тема гуманизма, добродушия.
Но как мы понимаем такие слова эпиграфа трудность добра? (рассуждения детей)
Тема урока: «Снежная королева». Победа добра, любви, дружбы над злом.
Тема по АК: Тема ответственности, великодушия.
Фрагмент урока
4. Работа с текстом (беседа) : Какие действия и поступки Герды помогли растопить холодное сердце Кая? Опрос учащихся с опорой на текст.
6 класс
Литература
Тема урока: Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи».
Тема по АК: Тема добродушия, гуманизма.
Фрагмент урока
А теперь обратимся к третьей строфе (слайд 27 ).
Как разрешается стихотворение? Обратите внимание на строки «Нет, вам наскучили нивы бесплодные..» (это прямое отрицание), «чужды вам страсти и чужды страдания». О чём нам хочет сказать автор? Судьба поэта и судьба тучек одинакова?
Изменилось ли отношение автора к тучам в конце стихотворения?
Вспомните первое сравнение «будто, как я же, изгнанники». И второе сравнение третьей строфы « Нет, вам наскучили нивы бесплодные…». ( Прямое отрицание , тучи никто не гонит, они свободны от всего, в том числе и от людских страданий, страстей. Они – «вечно холодные».
Тема: Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».
Тема по АК: Тема сердечности и добродушия.
Фрагмент урока
И далее автор не сразу переходит к описанию мальчиков, а сначала рассказывает, для чего выгоняют в деревне лошадей в ночное, как к этому относятся мальчики. Зачем?
.Может быть, надо было с этим познакомить читателей, которые не знали, как живут крестьянские дети, что для них это — «большой праздник».
Слайд № 10 «Кони на лугу»
. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней зари табун — большой праздник для крестьянских мальчиков.
Тема урока: Гордость Н.С. Лескова за народ в сказе «Левша».(51)
Тема по АК: Тема денег и богатства в русской литературе.
Фрагмент урока
3. Работа с иллюстрациями
- Сказ Лескова вызвал отклик известных иллюстраторов, обратимся и мы к иллюстрациям. Перед вами иллюстрация, которая была расположена со страничным заглавием книги. Всмотритесь в иллюстрацию.
- Почему художник изобразил в заглавии портрет Левши?
- Как вы думаете, какие черты характера и внешности отображены?
- За каким делом изображен Левша?
- Что говорит о том, что Левша делает «посрамительную для аглицкой нации» работу? Какие инструменты изображены на рабочем столе мастера? Почему на столе нет микроскопа?
8. Подведение итогов
- Итак, ребята, сегодня на уроке мы подвели итог нашему знакомству с талантливым русским писателем, Н.С.Лесковым, попытались проникнуть в мир его героев. Хочется верить, что герои Лескова найдут отклик в вашей душе. И вновь повторяю строки из стихотворения:
Когда писал Левшу он,
Писал он о себе.
- Чем же для каждого из вас стал Левша, этот герой, имени которого мы не знаем, да и кличка его пишется с маленькой буквы?
(Левша - главный герой, талантливый мастер, герой с "человечкиной душой" душа народа, его совесть, рыцарь добра и зла, олицетворение народного таланта, собирательный образ народа, выразитель русского народа, талантливый мастер, безымянный мастер, на нем держится Россия).
Учитель подводит итог и дописывает на доске тему: " Левша - это символ русского народа."(см. эпиграф к уроку)
Тема урока: Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина « Уроки французского».(
Тема по АК: Нравственные качества .
Фрагмент урока
1. Какие нравственные проблемы решает автор в рассказе.
а) жестокость среди сверстников;
б) проблема одиночества;
в) взаимоотношения младших и старших
г) проблема войны и детей
д) проблема человеколюбия, доброты
е) проблема нравственного выбора
ж) проблема неуспеваемости в школе.
-Как автор раскрывает 1 проблему?
- Бывают такие случаи в нашей жизни?
- Актуальна ли эта проблема сегодня?
-Приходилось ли вам сталкиваться с этим в своей жизни?
- Как вы старались преодолеть эту проблему?
-Как с этой проблемой боролся автор в своем произведении?
-Как Распутин преодолевает проблему одиночества в своем рассказе?
-Почему мальчик чувствует себя одиноким?
-что его спасло от одиночества?
- Знакомо ли вам это чувство?
- Как вы справляетесь с ним?
- Что бы вы посоветовали мальчику?
Тема: А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» как философская сказка-притча.
Тема по АК: Тема добродушия и сердечности. Долг, ответственность.
Фрагмент урока
Проблемные вопросы
Почему принц не перестал любить Розу, когда увидел много роз на Земле?
Почему Маленький принц решает умереть?
«Маленький принц» нас учит чему-то. Кому принадлежат эти слова и как они характеризуют героев?
«Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».
«Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».
6 класс(с 3 четверти)
Русский язык
Тема урока : Глагол как часть речи.
Тема по АК: Тема совести и чести.
Фрагмент урока
Этап закрепления материала.
На доске предложение:
Жить по совести и чести.
Определите части речи слов в предложении. Что такое совесть? Честь?
Найдите в предложении глагол . Определите форму глагола.
Тема урока : Пунктуация. Пунктуационный разбор .
Тема по АК: Тема совести
Фрагмент урока
У честного человека есть совесть, которая контролирует всего его поступки и действия. -О чем говорится в предложении? Выполним синтаксический разбор этого предложения. Какое оно-простое или сложное? Найдем грамматические основы предложения.
Тема урока: Комплексное повторение и обобщение.
Тема по АК: Тема долга и ответственности.
Фрагмент урока:
Запись предложения в тетрадях(на доске)
Права, обязанность и ответственность человека. Найдите в предложении однородные члены предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по русскому языку и литературе 6-9 классы
Основу рабочих программ по русскому языку составляют следующие документы: Государственный стандарт общего образования. Примерная программа основного общего образования по русскому языку. ...
Рабочая программа по русскому языку и литературе для 8 класса
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа: авторская программа основного общего образования для 5-9 ...
Рабочая программа по русскому языку и литературе для 8 класса
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа: авторская программа основного общего образования для 5-9 ...
Рабочая программа по русскому языку и литературе для 8 класса
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа: авторская программа основного общего образования для 5-9 ...
Рабочая программа по русскому языку и литературе для 6 класса.
Данная программа по русскому языку составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, и...
Рабочая программа по русскому языку и литературе в 9 классе
Русский язык.Рабочие программы.Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой.- М: Просвещение,2011Рабочие программы.Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Кор...
Рабочие программы по русскому языку и литературе 5-6 классы ФГОС
Рабочие программы по русскому языку и литературе 5-6 классы ФГОС...