Урок- путешествие в 5 классе по теме: «Технология изготовления швейного изделия».
статья по технологии (5 класс) на тему

Троицкая Ольга Кирилловна

Увлекательный урок технологии в 5 классе по ФГОСам в форме путешествия по станциям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_k_publikatsii.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ООШ№5» г. Лесосибирска, учитель технологии Троицкая О.К.

Урок- путешествие в 5 классе по теме: «Технология изготовления швейного изделия».

  1. Организационный момент.

Подготовка к игровому уроку.

  1. Повторение материала.

Игра «Наше путешествие».

Учитель. У нас сегодня необычный урок, мы с вами не просто будем говорить о цветах, об измерениях фигуры человека, о конструировании, моделировании, а будем путешествовать по определенному маршруту. Его необходимо успешно пройти.

  1. Вступительная часть.

Учитель. На предыдущих уроках мы знакомились с технологией изготовления фартука.

Назначение фартука – предохранять одежду от загрязнения. Хозяйственные фартуки бывают весьма разнообразными. Ведь есть же у нас одежда для спорта, одежда для праздника, одежда для работы, одежда для туризма. Так и фартуки нужны разные: для уборки, для мытья посуды, для приготовления пищи, для приема гостей.

Для того, чтобы узнать, что вы помните из прошлых уроков, мы отправимся на станцию «Кроссвордную».

- На этой станции нам предстоит разгадать понятия, с которыми вы встречались при конструировании и моделировании фартука.

По горизонтали:

  1. Построение чертежа выкройки изделия (конструирование)
  2. Одно из самых выразительных средств в швейном изделии (цвет)

     По вертикали:

  1. Образец изделия, создаваемый художниками, модельерами, конструкторами (модель)
  2. Основные размеры фигуры человека, полученные путем измерения (мерки)
  3. Процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью (моделирование)

     Следующая станция «Измерений».

Игра «Что вы знаете об измерениях фигуры человека?». 

Вопросы:

  1. Для чего снимают мерки с фигуры человека? (для построения чертежа)
  2. С помощью чего снимают мерки? (сантиметровая лента)
  3. Какие линии фигуры относятся к основным? (линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колен)
  4. Какие мерки необходимо снять для построения чертежа фартука? (полуобхват талии, полуобхват бедер, длина изделия)
  5. По какой стороне фигуры снимают мерки? (по правой)
  6. Какие мерки снимают в первую очередь: мерки обхватов или мерки длин? (мерки обхватов, потом мерки длин)
  7. Как правильно нужно измерять сантиметровой лентой? (не натягивать, не ослаблять)
  8. Как нужно правильно стоять, когда снимают мерки? (прямо, без напряжения)
  9. Чем опоясывают талию перед измерением? (шнурком, тесьмой)

10)Какие мерки записывают полностью? (мерки длин)

11)Какие мерки записывают в половинном размере? (мерки ширины и обхватов)

12)Как обозначаются мерки: полуобхват талии, полуобхват бедер, длина изделия? (Ст, Пб, Ди).

Вот мы с вами дошли до станции «Последовательность».

Задание:

 Расположите  правильно технологическую последовательность изготовления фартука на поясе.

  • обработка пояса;
  • обработка накладного кармана;
  • обработка нижних и боковых срезов фартука;
  • подготовка деталей к сметыванию;
  • соединение кармана с нижней частью фартука;
  • обработка верхнего среза фартука;
  • обработка верхнего среза фартука притачным поясом.

Ответ:

  1. подготовка деталей к сметыванию;
  2. обработка накладного кармана;
  3. соединение кармана с нижней частью фартука;
  4. обработка нижних и боковых срезов фартука;
  5. обработка верхнего среза фартука;
  6. обработка пояса;
  7. обработка верхнего среза фартука притачным поясом.

    4. Отгадайте загадки:

1) Я люблю прямоту,

Я сама прямая,

Сделать ровную черту

Всем я помогаю,

Что - нибудь без меня

Начертить сумей-ка,

Угадайте – ка, друзья,

Кто же я?...    (линейка)

  1. Тонка, длинна,

Одноуха и остра,

                    Всему свету нужна.   (иголка)

3)Я пушистый, мягкий, круглый,

 Есть и хвост, но я не кот,

Часто прыгаю упруго,

Прячусь под комод.    (клубок)

4) Одноглазая старушка

Узоры вышивает,

Весь мир одевает,

                                Что сошьет- не надевает.      (иголка)

5) В полотняной стране

По реке Простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь-

Ни морщинки не видать!                        (утюг)

Учитель: а теперь викторины.

        Викторина 1.  «Шесть Е».

          Во всех шести предложенных словах присутствует буква “Е”. Пользуясь         определениями, отгадайте эти слова и впишите буквы в пустые клеточки.

  1. Первую “Е” снимают в ателье (мерки)                    

Е

  1. Этот “Е” у столяра в столе (инструмент)                                                              

Е

         

  1. Эта “Е” у инженера на столе (проект)                                            

Е

  1. Этими “Е” занимаются модельеры (моделирование)                                           

Е

Е

  1. Эта “Е” нужна везде: и в мастерской, и в ателье (творчество)                          

Е

  1. Эта “Е” стоит а цехе (оборудование)                                    

Е

Викторина 2. «Верите ли Вы, что…»

        “Верите ли Вы, что…”

  1. Первый проект швейной машины предложил Леонардо да Винчи? (Да. В конце ХV в.)
  2. Первые швейные машины по форме напоминали пистолет? (Да. Первые швейные машины напоминали по своей форме пистолет или оружейный приклад и снабжались самыми причудливыми украшениями, рисунками и резьбой.)
  3. Существуют машины не только с ручным приводом, но и с ручным тормозом? (Нет)
  4. Поповская швейная машина называется так потому, что на ней шили только попы? (Нет. Поповская швейная машина называется так потому, что ее сконструировал Попов в конце 40-х годов ХIХ в.)
  5. Первый завод в России по выпуску швейных машин был основан в городе Подольске фирмой “Зингер”? (Да. В 1900 г.)
  6. Один изобретатель смог сконструировать деревянную швейную машину? (Да. Ее сконструировал французский изобретатель Тимонье в конце XVIII в.)
  7. Одна из основных деталей швейной машины имеет название детали одежды? (Да. Эта деталь называется “Рукав”.)
  8. В первых моделях швейной машины использовались иглы кактуса, которые специально привозились из Африки? (Нет. Иглы всегда были металлическими.)
  9. Существуют машины, которые шьют без ниток? (Да. Это так называемые безниточные машины, которые соединяют ткань путем сварки. Такие машины могут не только “сшивать” химические материалы, но и изготавливать петли, выполнять отделку и “вышивку” изделий и т.д. С их помощью были изготовлены специальные жилеты для собак Белки и Стрелки, побывавших в космосе, а также одежда для космонавтов.)
  10. Челночное устройство швейной машины было изобретено Уолтером Хантом? (Да. Это произошло в 1834 г.)
  11. Есть машины, управляемые не одной, а двумя ножными педалями? (Да. Такие машины используются на швейном производстве и имеют электрический привод.)
  12. Существуют даже “говорящие” швейные машины, предупреждающие домохозяйку в случае ее неправильных действий при управлении машиной? (Да. Эти машины были разработаны японской фирмой и управляются они с помощью встроенной ЭВМ.)
  13. Элиос Ход создал швейную машину, которая заменяет труд пяти портных? (Да. В 1844-1845 гг.)
  14. С помощью швейных машин можно пришивать даже пуговицы и крючки? (Да.)
  15. Англичанин Уильям Ли изобрел швейную машину, наблюдая зв движением вязальных спиц в руках жены? (Да. В конце XVI в. Он придумал швейную машину, по своему принципу напоминающую образование однониточных цепных стежков.)

         Викторина 3. «Анаграммы».

  1. АЗОГОТКВА (Заготовка.)
  2. ИЕЕЛДЗИ (Изделие.)
  3. ОНБЛША (Шаблон.)
  4. ИПЛА (Пила.)
  5. ПЕРСНАТОК (Наперсток.)
  6. ЦЫНИНОЖ (Ножницы.)
  7. НОЛОКВО (Волокно.)
  8. УФНРТИРУА (Фурнитура.)
  9. ЫВАТКЧА (Вытачка.)
  10. КСАЛКДА (Складка.)
  11. ДНОКРЕИТ (Кондитер.)
  12. ЕДОМРЕЬЛ (Модельер.)

        Игра со зрителями.

  1. Какая страна является родиной огурца? (Индия.)
  2. Бразильский, черный, растворимый, всеми любимый. (Кофе.)
  3. Как называется маленький закусочный бутерброд? (Канапе.)
  4. Процесс поступления в организм и усвоения им веществ. (Питание.)
  5. Что необходимо в незначительных количествах для жизнедеятельности живых организмов? (Витамины.)
  6. Распространенный вид закусок. (Бутерброд.)
  7. Холодное блюдо из мелко нарезанных овощей. (Винегрет.)
  8. Родина картофеля и томата. (Америка.)
  9. Что возбуждает вкусно приготовленная пища? (Аппетит.)
  10. Что нужно добавить, чтобы получить опарное тесто? (дрожжи.)
  11. Два сложенных вместе ломтика хлеба с маслом и колбасой. (Сандвич.)

        Викторина 4. «Загадки».

  1. Я скрепляю и скрепляю

        Без шурупов и винтов (Клей.)

  1. По реке Простыне идет пароход.

        А за ним такая гладь – ни морщинки не видать. ( Утюг.)

  1. Из этого ведерка нельзя воды напиться. (Наперсток.)
  2. Стежок за стежком встали рядком. (Строчка.)
  3. Я красуюсь на стене, не хватает вилки мне. (Розетка.)
  4. Он похож на телевизор, только во 100 крат умней,

        Папе пишет он программы, набирает тексты маме.

        И меня не забывает – весело со мной играет. (Компьютер.)

  1. Ткани я цветной кусок, называюсь… (Лоскуток.)
  2. Маленькая, остренькая, с хвостиком. (Иголка с ниткой.)
  3. Два конца, два кольца, посередине гвоздь. (Ножницы.)
  4. Я вдоль ткани хожу, а мой братец поперёк. (Основа и уток.)
  5. Топили, колотили, мяли, трепали, рвали, крутили, ткали, на стол постилали. (Лён.)
  6. На стеблях белеют чашки, в них и нитки и рубашки. (Хлопок.).

          Викторина 5.  «Понимание».

        Участники конкурса должны продолжить пословицу:

  1. “Берегите платье снова ……..(а честь смолоду)”.
  2. “Встречают по одежке………..(а провожают по уму)”.
  3. “Без труда …….(не вынешь рыбу из пруда)”.
  4. “Делу время,……(а потехе час)”.
  5. “Сколько волка не корми,……(а он в лес смотрит)”.
  6. “Шила милому кисет…. (а вышла рукавичка)”.
  7. “Хорошая хозяйка и из петуха….(уху сварит)”.
  8. “Любишь кататься……(люби и саночки возить)”.
  9. “Где дом, тут и …(хозяин)”.
  10. “Мастер из чашки…(ложкой)”.
  11. “Жнем рано …….(а сеем поздно)”.
  12. “Что посеешь…..(то пожнешь)”

     Викторина 6. «Кроссворд».

        По горизонтали: 2. Кусочки ткани, укрепленные на изделии пришиванием либо приклеиванием. 7. Изделия, объединенные в группы по отдельным признакам. 10. Родина шелка. 11. Внутренняя невидимая часть воротника. 12. Создание новых видов и типов изделий.

        По вертикали: 1. Полотняная хлопчатобумажная ткань. 3. Центр отечественного машиностроения. 4. Родина хлопчатобумажной ткани. 5. Ткань из искусственных нитей. 6. Показатель размеров фигуры человека. 8. Шелковые ткани из синтетических нитей. 9. Господство определенных взглядов на одежду в конкретный период времени.

        Ответы. По горизонтали: 2. Аппликация. 7. Ассортимент. 10. Китай.

11. Стойка. 12. Дизайн. По вертикали: 1. Бязь, 3. Подольск. 4. Индия. 5. Вискоза. 6. Мерка. 8. Капрон. 9. Мода.

Подведение итогов урока,самооценка.

2.03.2017                                                                                             О.К.Троицкая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме "Технология изготовления швейного изделия"

Контрольная работа для проверки знаний по разделам "Материаловедение", "Машиноведение", "Конструирование и моделирование", "Изготовление швейного изделия". Контрольная работа дополнена спецификацией и...

Урок технологии, 5 класс Технология изготовления швейного изделия (фартука). Подготовка ткани к раскрою. Требования к раскрою.

Опубликовано "Когда работаешь творчески... Сборник уроков учителей Москвы и Смоленска: Учебно-методическое пособие. - Москва-Смоленск: ГОУ ДПОС "Смоленский областной институт усовершенствования учител...

Открытый урок-путешествие по технологии в 5 классе по теме: "Технология изготовления швейного изделия" (фартук).

Данный урок проводится для закрепления , изученного материала по теме : "Технология изготовления фартука". На уроке повторяются и проверяются  следующие умения и навыки: необходимые мерки дл...

Сценарий урока технологии в 5 классе "Технология изготовления швейных изделий"

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний о технологической последовательно­сти изготовления изделия, не требующего примерки....

технология – 6 класс (девочки) Модуль: Создание изделий из текстильных материалов Раздел: Технология изготовления швейных изделий Тема урока: „Конструирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом“

Планируемые результаты урока: 1.Предметные:1.1.Способствовать формированию и развитию умений и навыков по конструированию  плечевого изделия с цельнокроеным рукавом;1.2.Способствовать заполн...

Технологичекая карта урока в 5 классе по теме "Технология изготовление лоскутного изделия"

Подробная технологичекая карта урока в 5 классе. Дана краткая характеристика класса, указаны планируемые образовательные результаты, метапредметные УУД.  Даны чертежи для изготовления прихваток в...