РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СТОЛЯРНОМУ ДЕЛУ К АДАПТИРОВАННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ 8 КЛАСС
календарно-тематическое планирование по технологии (8 класс) на тему
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по столярному делу.
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, русского языка и др.предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_klass_stolyarnoe_delo2016god.docx | 38.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Плоскошская специальная школа-интернат»
Рассмотрено на заседании ШМО учителей трудового обучения Протокол № ___ от «__»__________20___г. | Согласовано на заседании Методического совета Протокол № ___ «__»____________20___г. | Утверждаю Директор ГКОУ «Плоскошская специальная школа-интернат» _____________/В.В. Балакирев/ Приказ № ____ от «__»_____________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СТОЛЯРНОМУ ДЕЛУ К АДАПТИРОВАННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
8а, 8б КЛАСС
Учителя: Гусейнов Низами Айдынович
Николаев Александр Викторович
п. Плоскошь 2016 год.
Пояснительная записка
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по столярному делу.
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, русского языка и др.предметов.
Цель: Подготовка учащихся к освоению профессий столяра и плотника и выполнению элементарных видов работ
Задачи:
- формирование доступных школьникам технических и технологических знаний;
- формировать у учащихся устойчивое положительное отношение к труду.
- использовать современные педагогические технологии.
- систематически развивать умственную сферу учащихся.
- развивать организационные умения учащихся.
- развитие у учащихся общетрудовых умений, то есть умений ориентироваться в трудовом задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работ;
- воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу;
Основной формой организации учебного процесса по предмету
«Столярное дело» является – урок, практическая работа, самостоятельная работа, фронтальная работа.
Основные технологии:
- личностно-ориентированное,
- деятельностный подход,
- уровневая дифференциация,
- информационно-коммуникативные,
- здоровьесберегающие,
- игровые.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
- Беседа (диалог).
- Работа с книгой.
- Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.
- Самостоятельная работа
- Работа по карточкам.
- Работа по плакатам.
- Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.
Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.
Методы стимуляции:
- Демонстрация натуральных объектов;
- ИТК
- Дифференцирование, разноуровневое обучение;
- Наглядные пособия, раздаточный материал;
- Создание увлекательных ситуаций;
- Занимательные упражнения;
- Экскурсии;
- Декады трудового обучения;
- Участие в конкурсах, выставках декоративно-прикладного творчества.
Содержание курса соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным компонентом, в рабочую программу не внесены изменения.
Типы, виды, формы и методы контроля знаний
Типы контроля:
- внешний (осуществляется преподавателем над деятельностью учащегося);
- взаимный (осуществляется учащимся над деятельностью товарища);
- самоконтроль (осуществляется учащимся над собственной деятельностью).
Виды контроля:
- Предварительный контроль
- Текущий контроль
- Периодический (рубежный) контроль
- Итоговый контроль
Методы контроля:
- устный контроль (беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологической карты, чертежа, схемы)
- практический контроль (выполнение практических, лабораторных работ)
- дидактические тесты, наблюдение.
Содержание программы учебного предмета
8 класс
Вводное занятие
Повторение пройденного материала за 7 класс. План работы на четверть. Правила безопасности.
Заделка пороков и дефектов древесины
Объекты работы. Куб. (дополнительно - заготовки для предстоящих работ).
Теоретические сведения. Дефекты и пороки древесины. Группы пороков древесины. Дефекты обработки и хранения.
Шпатлевка, назначение, виды (сухая, жидкая), характеристика по основному составу пленкообразующего вещества (масляная, клеевая, лаковая и др.). Станок одношпиндельный сверлильный: назначение, конструкция, устройство механизмов. Ознакомление с многошпиндельным сверлильным и сверлильно-пазовальным станками. Устройство для крепления сверла. Правила безопасной работы при сверлении. Уборка и смазка сверлильного станка. Организация рабочего места для сверления. Подготовка сверлильного станка к работе. Сверление сквозных и глухих отверстий. Выдалбливание сквозных и несквозных гнезд с предварительным сверлением.
Умение. Заделка пороков и дефектов древесины.
Упражнения. Определение пороков и дефектов древесины. Усвоение приемов заделки на материалоотходах.
Практические работы. Выявление дефектов, требующих заделки. Определение формы дефекта. Выполнение разметки под заделку. Высверливание, долбление отверстия. Изготовление заделки. Вставка заделки на клею. Застрагивание заделки.
Пиломатериалы
Теоретические сведения. Пиломатериалы: виды (брусья, доски, бруски, обапол, шпалы, рейки, дощечки, планки), назначение и характеристика основных видов, получение, хранение и обмер, стоимость.
Умение. Распознавание видов пиломатериалов.
Упражнение. Определение вида пиломатериала на рисунке и по образцу.
Изготовление столярно-мебельного изделия
Изделия. Кухонный табурет. (дополнительно – шкатулка)
Теоретические сведения. Мебель: виды (стул, кресло, стол, шкаф, тумба, комод, сервант, диван, диван-кровать, кушетка, тахта), назначение и комплектование для разных помещений. Ознакомление с производственным изготовлением мебели. Содержание сборочного чертежа: спецификация и обозначение составных частей изделия (сборочных единиц).
Умение. Распознавание вида работ.
Упражнения. Определение вида мебели на рисунке и по натуральному образцу.
Практические работы. Чтение технической документации. Изготовление рамок, коробок, подвижных и неподвижных элементов мебели.
Подготовка изделия к отделке, отделка изделия.
Самостоятельная работа
Изготовление соединений УС-3 и УК-1.
Изготовление разметочного инструмента
Изделия. Угольник столярный, малка.
Теоретические сведения. Разметочный инструмент: материал, качество изготовления, точность. Ярунок: назначение, применение.
Умение. Приготовление разметочного инструмента.
Упражнения. Проверка состояния и пригодности к работе имеющихся в мастерской линеек и угольников.
Практические работы. Подбор материала для изделия. Подготовка рубанка для строгания древесины твердой породы. Изготовление инструмента. Проверка изготовленного угольника контрольным угольником и на доске с отфугованной кромкой. Установка малки по транспортиру. Проверка ярунка.
Токарные работы
Изделия. Ручки для напильников, стамесок, долот.
Теоретические сведения. Токарный станок: управление, уход, неисправности и меры по предупреждению поломки. Правила безопасной работы.
Скоба и штангенциркуль. Устройство штангенциркуля. Использование нулевого деления нониуса (отсчет до целых миллиметров).
Практические работы. Разметка скобой. Снятие конуса резцом. Выполнение шипов у ножек. Сверление с использованием задней бабки. Проверка размеров изделия кронциркулем и штангенциркулем.
Практическое повторение
Виды работы. Кухонный набор.
Самостоятельная работа
Изготовление разделочных досок.
Технология изготовление строгального инструмента
Изделие. Шерхебель.
Теоретические сведения. Инструмент для ручного строгания плоскости: технические требования. Материал для изготовления.
Расположение годичных колец на торцах колодки. Экономические и эстетические требования к инструментам.
Представление о процессе резания древесины
Объект работы. Деревообрабатывающий инструмент.
Теоретические сведения. Резец: элементы, основные грани и углы при прямолинейном движении. Виды резания в зависимости от направления движения резца относительно волокон древесины (продольное, поперечное, торцевое). Движения резания и подачи.
Влияние на процесс резания изменения основных углов резца.
Лабораторная работа. Определение формы (элементов геометрии) резцов разных дереворежущих инструментов.
Изготовление столярно-мебельного изделия
Изделия. Детская скамейка.
Теоретические сведения. Технология изготовления сборочных единиц (рамки, коробки, щиты, опоры). Способы соединения в сборочных зажимах и приспособлениях. Зависимость времени выдержки собранного узла от вида клея, температурных условий, конструкции узла и условий последующей обработки. Брак при сборке изделия: предупреждение, исправление. Металлическая фурнитура для соединения сборочных единиц. Учет производительности труда. Бригадный метод работы.
Умение. Изготовление простейшей мебели.
Практические работы. Подбор материала для изделия. Организация рабочего места. Изготовление деталей и сборочных единиц. Сборка и отделка изделия. Организация пооперационной работы. Проверка изделий. Учет и коллективное обсуждение производительности труда.
Практическое повторение
Виды работы. Художественная отделка детской скамейки, разделочных досок.
Самостоятельная работа
Выполнение орнаментов на ножках.
Ремонт столярного изделия
Объекты работы. Столярные верстаки, стулья, парты.
Теоретические сведения. Износ мебели: причины, виды. Ремонт: технические требования к качеству, виды (восстановление шиповых соединений, покрытий лицевой поверхности, использование вставок, замена деталей), правила безопасности при выполнении.
Умение. Ремонт простейшей мебели.
Практические работы. Выявление повреждений на мебели. Подготовка к переклейке соединения. Переклейка соединения. Усиление узлов и соединений болтами, металлическими уголками. Восстановление облицовки. Изготовление и замена поврежденных деталей.
Безопасность труда во время столярных работ
Теоретические сведения. Значение техники безопасности (гарантия от несчастных случаев и травм). Причины травмы: неисправность инструмента или станка, неправильное складирование или переноска рабочего материала, ошибки при заточке или наладке инструмента, неосторожное обращение с электричеством. Меры предохранения от травм.
Возможность быстрого возгорания древесных материалов, материалоотходов, красок, лаков и других легковоспламеняющихся жидкостей.
Предупреждение пожара. Действия при пожаре.
Крепежные изделия и мебельная фурнитура
Теоретические сведения. Гвоздь: виды (строительный, тарный, обойный, штукатурный, толевый, отделочный), использование. Шуруп: виды, назначение. Стандартная длина гвоздя и шурупа. Болт, винт, стяжка, задвижка, защелка, магнитный держатель, полкодержатель, петля: виды, назначение.
Умение. Распознавание видов крепежных изделий и мебельной фурнитуры.
Упражнения. Определение названий крепежных изделий и мебельной фурнитуры по образцам. Определение длины гвоздя на глаз.
Практическое повторение
Объекты работы. Цветочница.
Контрольная работа
Изготовление столярного угольника.
Календарно-тематическое планирование
8 класс
(9. часов в неделю)
306 часов
| Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Дата |
1-3 | Вводное занятие. Первичный инструктаж по охране труда. | 3 | 02.09 |
Заделка пороков и дефектов древесины. | |||
4-6 | Дефекты и пороки древесины | 3 | 05.09 |
7-9 | Шпатлевка. | 3 | 07.09 |
10-15 | Устройство и назначение сверлильного станка. | 6 | 09,12.09 |
16-24 | Заделка дефектов куба. | 9 | 14,16,19.09 |
25-27 | Пиломатериалы. | 3 | 21.09 |
Изготовление столярно-мебельного изделия | |||
28-30 | Виды и назначение мебели. Производственный процесс изготовления мебели. | 3 | 23.09 |
31-33 | Знакомство с табуретом. Технологическая последовательность изготовления. | 3 | 26.09 |
34-40 | Изготовление ножек табурета. | 6 | 28,30.09 |
41-46 | Изготовление проножек. | 6 | 3,5.10 |
47-52 | Изготовление царг. | 6 | 7,10.10 |
53-58 | Разметка и выдалбливание гнезд для царг и проножек. | 6 | 12,14.10 |
59-67 | Разметка и изготовление шипов на проножках | 9 | 17,19,21.10 |
68-75 | Разметка и изготовление шипов на царгах. | 9 | 24,26,28.10 |
76-78 | Сборка и прозрачная отделка табурета. | 3 | 7.11 |
Изготовление разметочного инструмента | |||
79-81 | Разметочные инструменты | 3 | 9.11 |
82-84 | Подготовка рубанка к работе | 3 | 11.11 |
85-87 | Изготовление деталей угольника. | 3 | 14.11 |
88-90 | Соединение деталей угольника. | 3 | 16.11 |
91-93 | Сборка и прозрачная отделка угольника. | 3 | 18.11 |
94-96 | Назначение и применение малки. Последовательность изготовления малки. | 3 | 21.11 |
97-99 | Изготовление деталей малки. | 3 | 23.11 |
Токарные работы. | |||
100-102 | Устройство токарного станка СТД-120М. | 3 | 25.11 |
103-105 | Приемы работы на токарном станке. | 3 | 28.11 |
106-108 | Знакомство с изделием. Последовательность изготовления ручки для напильника. | 3 | 30.11 |
109-111 | Изготовление ручки для напильника. | 3 | 30.11 |
Практическое повторение | |||
112-114 | Технологическая последовательность изготовления толкушки. | 3 | 2.12 |
115-117 | Точение толкушки. | 3 | 5.12 |
118-123 | Точение скалки. | 6 | 7,9.12 |
124-126 | Технологическая последовательность изготовления основания. | 3 | 12.12 |
127-135 | Изготовление основания. | 9 | 14,16,19.12 |
136-138 | Изготовление подвески. | 3 | 21.12 |
139-147 | Самостоятельная работа. Изготовление разметочного инструмента. | 9 | 23,26,28.12 |
Изготовление столярно-мебельного изделия | |||
148-150 | Знакомство с изделием. | 3 | 9.01 |
151-153 | Технология изготовления детской скамейки. | 3 | 11.01 |
154-156 | Способы соединения деталей | 3 | 13.01 |
157-159 | Последовательность изготовления сидения. | 3 | 16.01 |
160-162 | Изготовление сидения. | 3 | 18.01 |
163-165 | Изготовление перекладины. | 3 | 20.01 |
166-168 | Последовательность изготовления ножек. | 3 | 23.01 |
169-171 | Изготовление ножек. | 3 | 25.01 |
172-174 | Изготовление нагелей | 3 | 27.01 |
175-177 | Сборка детской скамейки «насухо». | 3 | 30.01 |
Практическое повторение. | |||
178-180 | Резьба по дереву: назначение, древесина, инструменты. | 3 | 1.02 |
181-186 | Разработка орнамента для ножек. | 6 | 3,6.02 |
187-189 | Изготовление шаблона орнаментов для ножек. | 3 | 8.02 |
190-192 | Изготовление шаблона орнаментов для сидения. | 3 | 10.02 |
193-198 | Пробное выполнение орнаментов. | 6 | 13,15.02 |
199-204 | Нанесение орнамента на сидение. | 6 | 17,20.02 |
205-210 | Выполнение орнамента на сидении. | 6 | 22,27.02 |
211-216 | Нанесение орнамента на ножки. | 6 | 1,3.03 |
217-219 | Пробное выполнение орнамента «розетки». | 3 | 6.03 |
220-228 | Выполнение орнамента на ножках. | 9 | 10,13,15.03 |
229-234 | Самостоятельная работа | 6 | 17,20.03 |
Ремонт столярного изделия | |||
235-237 | Причины износа мебели. Виды ремонта мебели. | 3 | 3.04 |
238-240 | Планирование работы при ремонте мебели. | 3 | 5.04 |
241-243 | Ремонт поперечных брусков крышек верстаков. | 3 | 7.04 |
244-246 | Ремонт зажимов верстаков | 3 | 10.04 |
247-249 | Составление дефектной ведомости на ремонт стульев. | 3 | 12.04 |
250-258 | Ремонт стульев | 9 | 14,17,19.04 |
259-261 | Протяжка металлических креплений парт. | 3 | 21.04 |
262-264 | Безопасность труда во время столярных работ. | 3 | 24.04 |
Крепежные изделия и мебельная фурнитура. | |||
265-267 | Способы соединения деталей. | 3 | 26.04 |
268-270 | Виды и назначение шурупов. | 3 | 28.04 |
271-276 | Мебельная фурнитура и крепежные изделия. | 6 | 3,5.05 |
Практическое повторение | |||
277-282 | Построение чертежей деталей цветочницы. | 6 | 10,12.05 |
283-285 | Составление технологической последовательности изготовления цветочницы. | 3 | 15.05 |
286-288 | Выпиливание черновых заготовок деталей цветочницы. | 3 | 17.05 |
289-291 | Изготовление чистовой заготовки полки. | 3 | 19.05 |
292-294 | Изготовление чистовой заготовки полки | 3 | 19.05 |
295-300 | Сборка цветочницы на клей, отделка. | 6 | 22,24.05 |
301-303 | Сборка цветочницы на клей, отделка. | 3 | 24.05 |
304-306 | Контрольная работа. Изготовление столярного угольника | 3 | 26.05 |
Перечень учебно–методического обеспечения образовательного процесса
Основная:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2010, с.191.
- Развёрнутое тематическое планирование. Автор составитель О.В. Павлова
Дополнительная:
- Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении Мирский С. Л. - Москва «Просвещение», 1990. с 120.
- Методика профессионально – трудового обучения Мирский С. Л. - Москва «Просвещение», 1988. с220.
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы сборник 2 Мирский С. Л., Журавлев Б. А., Иноземцева Л. С., Ковалева Е. А., Васенков Г. В.. Под редакцией Воронковой В. В. – Москва «Владос» - 2001. с 187.
- «Столярное дело» Журавлев Б. А. – Москва «Просвещение», 1992. с
- Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда С. Л. Мирский – Москва «Просвещение»,1992. с 170.
- Государственнй стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями - М., 1999.
- Баскакова И.Л. Внимание школьников-олигофренов. - М., 1982.
- Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М., 1987.
- Выготский Л. С. Сборник-сочинений: В 6т. - М., 1983. - Основы дефектологии.
- Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. - М, 2000.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986.
- Григорьев М.А. Справочник молодого столяра и плотника. - М., Лесная промышленность, 1984.
- Ю. А. Новосёлов, А. С. кулов, Е. С. Панкратов. Интерьер дома и изготовление мебели своими руками. - М, Росагропромиздат 1991.
А. В. Никитин. Мебель своими руками.- М.: ACT. 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка адаптированной образовательной программы по столярному делу для 6 класса
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО СТОЛЯРНОМУ ДЕЛУДЛЯ 6 КЛАССА НА 2014 - 2015г. Учитель : Самчук П.В....
Адаптированная рабочая программа ПТО столярное дело 5 класс
Рабочая программа для коррекционных школ...
Адаптированная общеобразовательная программа по английскому языку для обучающихся детей 7 класса с ограниченными возможностями здоровья Spotlight
Адаптированная общеобразовательная программа по английскому языку для обучающихся детей 7 класса с ограниченными возможностями здоровья Spotlight...
Рабочая программа по русскому языку по адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования для детей с задержкой психического развития
Рабочая программа по русскому языку по адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования для детей с задержкой психического развития...
Методическая разработка: "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по столярному делу 7 КЛАССА первого варианта обучения, (адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями)"
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу Технология (столярное дело) 7 а класс Учебный план сформирован в соответствии с требованиями:Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ &l...
Рабочая тетрадь по столярному делу №6 для 5-9 классов
Вариант тетради, которая содержит устные и письменные задания для учащихся 5-9 классов коррекционных школ. Письменные упражнения выполняются непосредственно в тетради по заданию учителя или самостояте...
Рабочая тетрадь по столярному делу №7 для 5-9 классов
Тетрадь включает как устные, так и письменные задания. Письменные упражнения можно выполнять прямо в тетради под руководством учителя либо самостоятельно. Важно следовать указаниям, таким как «н...