Рабочая программа по технологии в 5 классе на 2016-2017 учебный год
календарно-тематическое планирование по технологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по технологии в 5 классе на 2016-2017 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tem_plan_po_teh_5_kl.docx | 79.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №5 г. Буинска Республики Татарстан»
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по УР Директор МБОУ «Гимназия №5
г.Буинска РТ»
___________ Р.Р Замалиева ____________Р.Ф Фахрутдинов
«» _________ 2016 г. Приказ от 31 августа 2016 г. №150
Рабочая программа
по технология
в 5 классе
на 2016-2017 учебный год
Учитель: ГиззатуллинФ.К.
Квалификационная категория: вторая
«Рассмотрено» «Рассмотрено»
на заседании ШМО на заседании педагогического совета
Протокол от 29 августа 2016.№1
Руководитель МО _______/Шадрина Н.А./ Протокол от 31 августа2016 г .№1
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена на основе
-Федерального Закона РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273-Ф3);
Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции)
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
-Учебного плана МБОУ «Гимназия № 5 г. Буинска РТ» на 2016-2017 учебный год
- Образовательной программы МБОУ « Гимназия №5 г. Буинска РТ»
- Примерной программы основного общего образования «Технология»
Учебник: 1.Тищенко А Т, Симоненко В.Д. «Индустриальные технологии»», учебник для 5 класса, М.: «Вентана-Граф», 2014г.
Выбор данной примерной программы и учебника обусловлен тем, что их содержание соответствует основам федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по технологии и дают возможность раскрывать содержания основных направлении и разделов курса «Технология» с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения образовательного учреждения, творческого потенциала педагога, интересов и потребностей учащихся.
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология».
Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению учащихся в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
В основной гимназии учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
Рабочая программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.
Изучение технологии призвано обеспечить:
• становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;
• развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
• формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
• приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственноки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Место предмета «Технология» в базисном учебном (образовательном) плане
Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность— профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая — должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.
Базисный учебный (образовательный) план образовательного учреждения : в 5 классе -70 ч, 6 классах — по 70 ч, из расчета 2 ч в неделю, в 7 классе — 68 ч, 8 –классе 35из расчета 1 ч в неделю. Дополнительное время для обучения технологии может быть выделено за счет резерва времени в базисном учебном (образовательном) плане. Занятия в 8 и 9 классах могут быть организованы вне обязательной учебной сетки часов во внеурочное время как дополнительное образование во второй половине дня.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии животноводства), в данном случае - «Индустриальные технологии»,
Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
• технологическая культура производства;
• распространенные технологии современного производства;
• культура, эргономика и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
• основы черчения, графики, дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
• знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• методы технической, творческой, проектной деятельности;
• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
В процессе обучения технологии учащиеся:
познакомятся:
• с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
• с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;
• с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;
• с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;
• с производительностью труда; реализацией продукции;
• с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи;
• с экологичностью технологий производства;
• с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);
• с устройством, сборкой, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, аппаратов, станков, машин, механизмов, инструментов);
• с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;
Овладеют:
• навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
• основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;
• умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
• умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
• навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
• навыками организации рабочего места;
• умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования, предъявляемые различными массовыми профессиями к подготовке и личным качествам человека.
При разработке рабочей программы, исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, дополнительный учебный материал отбирался с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий и орудий труда в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану разделен на две части: первая часть выполняется в первом полугодии после прохождения тем по технологии обработки древесины и древесных материалов, вторая часть выполняется во втором полугодии и относится к темам технологии обработки металла и искусственных материалов. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости).
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в примерной программе направлены на освоение различных технологий.
Для практических работ в соответствии с имеющимися возможностями выбираются такие объекты, процессы или темы проектов для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом должна учитываться посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»
В результате обучения учащиеся овладеют:
• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
• умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
• навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность:
познакомиться:
• с основными технологическими понятиями и характеристиками;
• с назначением и технологическими свойствами материалов;
• с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
• с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
• с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
• со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
• рационально организовывать рабочее место;
• находить необходимую информацию в различных источниках;
• применять конструкторскую и технологическую документацию;
• составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;
• выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
• конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
• соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;
• осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
• находить и устранять допущенные дефекты;
• проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
• планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и
условий;
• распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
• формирования эстетической среды бытия;
• развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;
• получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
• организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
• изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
• изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
• контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;
• выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;
• оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
• построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Результаты изучения предмета «Технология»
Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Общие результаты технологического образования состоят:
• в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;
• в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;
• в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• планирование образовательной и профессиональной карьеры;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчет себестоимости продукта труда;
• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Основное содержание курса
Введение (1 ч)
Технология как учебная дисциплина.
Санитарно – гигиенические требования к учебным мастерским.
Проектная работа (4ч)
Этапы выполнения проекта(поисковый,технологический,заключительный),защита (презентация) проекта
Черчения и графика(2)
Графическа документация(эскиз,технический рисунок,чертеж);виды:главный,слева,сверху; линия чертежа
(основная,размерная,выносная,штриховая,штрихпунктирная);масштаб,инженер-конструктор.
Раздел: Технология обработки конструкционных и поделочных материалов (53 ч)
Технолоч)гия ручной обработки древесины и древесных материалов (25ч)
Древесина, свойства и области ее применения. Пиломатериалы, свойства, область применения. Пороки древесины. Основные технологические операции ручной обработки древесины: разметка, пиление, сверление, сборка изделий, контроль качества.
Правила безопасности труда при работе ручным столярным инструментом.
Организация рабочего места.
Ознакомление с видами и рациональными приемами работы ручного инструмента.
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов ( 20 ч)
Конструкционные металлы и их сплавы, основные физико-механические свойства и область применения. Основные технологические свойства металлов. Профессии связанные с добычей и производством металла.
Слесарный верстак. Устройство слесарных тисков.
Основные технологические операции обработки искусственных материалов ручными инструментами.
Технология художественно-прикладной обработки материалов (4 ч)
Традиции, обряды, семейные праздники. Национальные орнаменты в элементах художественно-прикладных изделиях.
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества в народных промыслах России. Понятие о композиции. Правила безопасности труда.
Раздел: Технология исследовательской и опытнической деятельности (8 ч)
Порядок выбора темы проекта.
Выбор тем проекта на основе потребностей и спроса рынка товаров и услуг.
Обоснование конструкций изделий и этапов его изготовления. Технические и технологические задачи при проектировании. Методы определения себестоимости изделия. Понятие и проектной документации.
Раздел: Технология домашнего хозяйства ( 6 ч)
Способы ухода за различными половыми покрытиями., лакированной и мягкой мебелью. Выбор и использование современных средств ухода за одеждой и обувью. Технология длительного хранения обуви. Эстетика и экология жилища.
Критерии оценивания учащихся
Оценка «5» ставится, если учащийся:
-полностью освоил учебный материал;
-умеет изложить его своими словами;
-самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
-правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
-в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
-подтверждает ответ конкретными примерами;
-правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
-не усвоил существенную часть учебного материала;
-допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
-затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
-слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
-почти не усвоил учебный материал;
-не может изложить его своими словами;
-не может подтвердить ответ конкретными примерами;
-не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка «1» ставится, если учащийся:
-полностью не усвоил учебный материал;
-не может изложить знания своими словами;
-не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
Проверка и оценка практической работы учащихся
Оценка «5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
Оценка «4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
Оценка «3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
Оценка «2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Тематический план
№/№ | Разделы программы | Количество часов |
1 | Вводный урок. Технология как учебная дисциплина. Инструктаж по ТБ | 1 ч |
2 | Технология домашнего хозяйства | 6 ч |
3 | Технология исследовательской и опытнической деятельности | 8ч |
4 5 6 | Технология обработки конструкционных материалов и поделочных материалов Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов Технология ручной обработки металлов и искусственных материалов Технология художественно-прикладной обработки материалов Проектная работа Черчения и графика | 53ч 25ч 20ч 4ч 4ч 2ч |
Итого | 70 часов |
Учебно-тематическое планирование по технологии (5 класс)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты | Вид | МТО урока | Домашнее задание | Дата | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | План | Факт | |||||||||||
Вводый урок | |||||||||||||||
1-2 3-4 | Вводное Занятие Проектная Работа | 4 | Введение новых знаний | Содержание курса «Технология». Задачи и программные требования по предмету. Правила безопасной работы в мастерской | Знать: сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология», правила поведения в мастерской | Уметь на практике применять правила безопасного поведения при работе на технологическом оборудовании | Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; | Ответы на вопросы | Инструкции по ТБ | Изучить инструкцию по ОТ | 07.09 14.09 | ||||
Технология обработки конструкционных материалов и поделочных материалов (40ч) | |||||||||||||||
5-6 | Древесина как природный конструкцион- ный материал | 2 | Комбинированный урок | Древесина и её применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины | Знание сфер применения древесины; породы древесины, их характерные признаки и свойства; природные пороки древесины. | Умение распознавать лиственные и хвойные породы древесины по внешним признакам: цвету и текстуре | выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты; | Ответы на вопросы. Распознава- ние пород древесины | Породы древесины | Стр.13 | 21.09 | ||||
7-8 | Черчения и графика Графическая документация | 2 | Комбинированный урок | Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Масштаб. Основные сведения о линиях чертежа. Чертёж плоскостной детали. Правила чтения чертежа | Знать: отличие изделия от детали; типы графических изображений; сущность по-нятия масштаб; основные сведения о линиях чертежа. | Уметь: различать разные типы графических изображений; виды проекций; читать чертёж плоскостной детали | сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; | Ответы на вопросы. Зарисовка эскиза детали. Чтение чертежа детали | №4 (стр.16); ПР №2 стр.20 | 28.09 | |||||
Оборудование рабочего места | 2 | Комбинированный урок | Организация рабочего места | Знать:назначения столярного верстака | Умения организовать рабочее место для ручной обработки | Ответы на вопросы. | |||||||||
9-10 | Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологиче- ская карта | 2 | Комбинированный урок | Основные этапы технологического процесса. Технологическая карта, её назначение. Основные технологические операции | Знать: основные этапы технологического процесса; назначение технологической карты, её содержание; основные технологические операции. | Уметь: определять последовательность изготовления детали по технологической карте | Ответы на вопросы | №6 стр.25; ПР №4 стр.27 | 05.10 | ||||||
11-12 | Разметка из древесины | 2 | Комбинированный урок | Разметка заготовок с учётом направления волокон и наличия поро- ков материала. Инстру- менты для разметки | Знать: правила работы с измерительным инструментом; правила разметки заготовок из древесины. | Уметь: выполнять разметку заготовок из древесины по чертежу с учётом направления волокон, наличия пороков материала | Ответы на вопросы. Разметка по чертежу | №7 стр.28; ПР №5 стр.32 | 12.10 | ||||||
13-14 | Пиление заготовок из древесины | 2 | Комбинированный урок | Пиление как технологическая операция. Инструменты для пиления. Правила безопасной работы ножовкой. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции | Знать: инструменты для пиления; их устройство; назначение стусла; правила безопасной работы ножовкой; способы визуального и инструментального контроля качества выполненной операции. | Уметь: выпиливать заго- товки столярной ножовкой; контролировать качество выполненной операции | Ответы на вопросы. Выпиливание заготовки | №8 стр.32; ПР №6 | 19.10 | ||||||
15-16 | Строгание заготовок из древесины | 2 | Комбинированный урок | Строгание как технологическая операция. | Знать: устройство и назначение инструментов для стро- гания; правила безопасной работы при строгании. | Уметь: выполнять сборку, разборку и регулировку рубанка; строгание деталей с соблюдением безопасных приёмов работы | высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы. Регулятивные- оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, несущественно»). | Ответы на вопросы. Словарный диктант | №9 стр.38; ПР №7 стр.42 | 26.10 | |||||
17-18 | Сверление отверстий | 2 | Комбинированный урок | Сверление как технологическая операция. ления, их устройство. Виды свёрл. Правила безопасной работы при сверлении | Знать: виды свёрл; типы отверстий; устройство инст- рументов для сверления; правила безопасной работы при сверлении; последова- тельность действий при сверлении. | Уметь: закреплять свёрла в коловороте и дрели; разме- чать отверстия; просверливать отверстия нужного диаметра | Ответы на вопросы. Сверление отверстий в заготовках | №10 стр.43; ПР №8 стр.48 | 09.11 | ||||||
19-20 | Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей | 2 | Комбинированный урок | Способы соединения деталей из древесины. Виды гвоздей. Инструменты для соеди- нения деталей гвоздями . Правила безопасной работы | Знать: виды гвоздей ; правила выбора гвоздей для соединения деталей; правила безопасной работы. | Уметь: выбирать гвозди для соединения деталей из древесины; выполнять соединение деталей из древесины гвоздями | Ответы на вопросы. Контроль качества соединения деталей | №11 стр.49; ПР №9 стр.54 | 16.11 | ||||||
21-22 | Соединение деталей из древесины шурупами и саморезами | 2 | Комбинированный урок | Способы соединения. Виды шурупов и саморезов. Инструменты. ПБ работы | Знать: виды шурупов ; правила выбора шурупов для соединения деталей; правила безопасной работы. | Ответы на вопросы. Контроль качества соединения деталей | №12 стр.55; ПР №10, стр.59 | 23.11 | |||||||
23-24 | Соединение деталей изде- лия на клей. | 2 | Комбинированный урок | Соединение деталей изделия на клей. Виды клея. Правила безопасной работы с ним. | Знать: виды клея и области их применения; правила безопасной работы с клеем. | Уметь: соединять детали изделия клеем | воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся; | Ответы на вопросы. Контроль качества | № 13,стр.60; ПР №11 | 30.11 | |||||
25-26 | Зачистка изде- лий из древесины | 2 | Комбинированный урок | . Зачистка как отделочная операция. Инструменты для опиливания и зачистки. Виды наждачных шкурок | Знать: инструменты для опиливания и зачистки; назначение опиливания и зачистки. | Уметь: выполнять операции опиливания и зачистки поверхности изделия | Ответы на вопросы. Контроль качества | №14, стр.63; ПР №12 | 07.12 | ||||||
27-28 | Защитная изделия | 2 | Комбини- рованный урок | Защитная и декоративная отделка изделия. Выпиливание лобзиком. Лакирование изделий из дерева. Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины | Знать: различные приёмы художественной обработки древесины; правила безопасной работы. | Уметь: выполнять защитную и декоративную отделку изделий с соблюдением правил безопасной работы | Ответы на вопросы. Контроль качества выполненных операций | №15, стр.67; ПР №13 | 14.12 | ||||||
Технология художественно-прикладной обработки материалов | |||||||||||||||
29-30 | Выпиливание лобзиком | 2 | Комбини- рованный урок | Выпиливание лобзиком. Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины | Знать: инструменты для обработки; виды лобзиков; правила безопасной работы. | Уметь: выполнять защитную и декоративную отделку изделий с соблюдением правил безопасной р | Ответы на вопросы. Контроль качества выполненных операций | №16, стр.71; ПР №14 | 21.12 | ||||||
31-32 | Выжигание по дереву | 2 | Комбини- рованный урок | Выжигание по дереву. Устройство выжигателя. ПБ работы | Знать: устройство прибора,приемы работы; ПБ работы. | Уметь: выполнять различные линии с прибором с соблюдением ПБ работы | Контроль качества выполненных операций | №17, стр.74; ПР №15 | 11.01 | ||||||
Технология ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов | |||||||||||||||
33-34 | Понятие о механизме и машинах | 2 | Введение новых знаний | Механизмы и их назначение. Детали механизмов. Машина и её виды. Типовые детали. Типовые соединения деталей. Условные обозначения деталей и узлов механизмов на кинематических схемах | Знать: сущность понятий машина, механизм, деталь; типовые детали; типовые соединения; условные обозначения деталей, узлов механизмов на кинематических схемах. | Уметь: читать кинематические схемы; строить простые кинематические схемы | выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. | Ответы на вопросы. Построение кинематических схем и чтение кинематических схем | №18,стр.91; ЛПР №16 | 18.01 | |||||
35 | Рабочее место для ручной обработки металла | 1 | Комбинированный урок | Слесарный верстак; его назначение и устройство. Устройство слесарных тисков. Профессии, связанные с обработкой металла. Правила безопасности труда при ручной обработке металла | Знать: устройство и назначение слесарного верстака и слесарных тисков; правила безопасности труда. | Уметь: регулировать высоту верстака в соответствии со своим ростом; рационально размещать инструменты и заготовки на слесарном верстаке; закреплять заготовки в тисках | выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное; | Регулировка высоты верстака в соот- ветствии с ростом | №20, стр.102; ПР №18 | 25.01 | |||||
36 | Тонколистовой металл и проволока | 1 | Комбинированный урок | Металлы: их основные свойства и область применения. Чёрные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы | Знать: основные свойства металлов и область применения; виды и способы получения тонколистового металла; способы получения проволоки; профессии, связанные с добычей и производством металлов. | Уметь: различать цветные и чёрные металлы; виды листового металла и проволоки | преобразовывать модели в соответствии с содержанием. | Ответы на вопросы. Распознава- ние видов металла | №19, стр.97; ПР №17 | 25.01 | |||||
37-38 | Графическое изображение деталей из тонколистового металла и проволоки. | 2 | Комбинированный урок | Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Чертёж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т. п. Правила чтения чертежей. Технологическая карта | Знать: различия технологического рисунка, эскиза, чертежа; графическое изображение конструктивных элементов деталей; правила чтения чертежей; содержание технологической карты. | Уметь: читать чертежи металла и проволоки; определять последовательность изготовления детали по технологической карте | Ответы на вопросы. Терминологический диктант | №21, стр.106; ПР №19. №22 стр.110; ПР №20 | 01.02 | ||||||
39-40 | Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки | 2 | Комбинированный урок | Правка как технологическая операция. Ручные инструменты для правки тонколистового металла и проволоки. Правила безопасной работы | Знать: назначение операции правки; устройство и назначение инструментов и приспособлений для правки тонколистового металла и проволоки; правила безопасной работы. | Уметь: править тонколистовой металл и проволоку | проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; | Ответы на вопросы. Контроль за выполнением практической работы | №23, стр.115. ПР №21 | 08.02 | |||||
41-42 | Разметка заготовок из тонколистового металла | 2 | Комбинированный урок | Разметка заготовок из тонколистового | Знать: правила разметки заготовок из тонколистового металла и проволоки; назна- чение и устройство ручных инструментов и приспособлений для разметки; правила безопасной работы при разметке. | Уметь: выполнять разметку заготовок из тонколистового металла и проволоки | презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. | Ответы на вопросы. Контроль качества | №24, стр.118; ПР №22 стр.122 | 15.02 | |||||
43-44 | Приёмы резания и зачистка деталей из тонколистового металла и про- волоки | 2 | Комбинированный урок | Резание и зачистка: осо- бенности выполнения данных операций. Инст- рументы для выполнения операций резания и зачи- стки. Правила безопасной работы | Знать: назначение операций резания и зачистки; назначение и устройство ручных инструментов для выполнения операций резания и зачистки; правила безопасной работы при выполнении данных операций. | Уметь: выполнять резание заготовок; зачистку (опили- вание) заготовок из тонколи- стового металла и проволоки | сравнивать различные объекты; сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различия объектов; | Ответы на вопросы. Контроль качества операций резания и зачистки | №25-26 стр.123; ПР №23,24 | 22.02 | |||||
45-46 | Сгибание тонколистово- го металла и проволоки | 2 | Комбинированный урок | Сгибание как технологи- ческая операция. Приёмы её выполнения. Ручные инструменты и приспособления для выполнения операции сгибания. Правила безопасной работы | Знать: о процессе сгиба- ния тонколистового металла и проволоки; назначение и устройство инструментов и приспособлений для выпол- нения операции сгибания; правила безопасной работы. | Уметь: выполнять операцию сгибания тонколистово- го металла и проволоки | классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку). | Ответы на вопросы. Контроль качества операции сгибания | №27 стр.132; ПР №25 | 01.03 | |||||
47-48 | Пробивание и сверление отверстий | 2 | Комбинированный урок | Пробивание и сверление отверстий в тонколистовом металле. Ручные инструменты и приспособления для выполнения операций пробивания и сверления отверстий. Правила безопасной работы | Знать: приёмы выполнения операций пробивания и сверления отверстий; назначение и устройство инструментов для пробивания и сверления отверстий; правила безопасной работы. | Уметь: пробивать и сверлить отверстия в тонколистовом металле | Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира, формирующие умственные операции, поисковую и исследовательскую деятельность. | Ответы на вопросы. Контроль качества операций сверления и пробивания | №28 стр.137; ПР №26 | 15.03 | |||||
49-50 | Устройство сверлильного станка и приё- мы работы на нём | 2 | Комбинированный урок | Назначение и устройство сверлильного станка. Приёмы работы на стан- ке. Правила безопасной работы | Знать: устройство сверлильного станка; правила безопасной работы. | Уметь: выполнять операцию сверления на сверлильном станке | планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); | Ответы на вопросы. Контроль качества сверления | №29 стр.141; ПР №27 | 29.03 | |||||
51-52 | Соединение деталей из тонколистового металла | 2 | Комбинированный урок | Способы соединения деталей из тонколисто- вого металла. Правила безопасности труда | Знать: способы соединения деталей из тонколистового металла; правила безопасной работы. | Уметь: выполнять соединение деталей фальцевым швом и заклёпочным соединением; | планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); | Ответы на вопросы. Контроль качества работы | №30 стр.147; ПР №28 | 05.04 | |||||
53-54 | Отделка изделий из металла | 2 | Комбинированный урок | . Защитная и декоративная отделка изделий из металла. Правила безопасности труда | Знать: способы защитной и декоративной отделки изделий из металла; правила безопасной работы. | Уметь: выполнять отделку изделия | проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны, применять правила делового сотрудничества. | Ответы на вопросы. Контроль качества работы | №31 стр.152; ПР №29 | 12.04 | |||||
Технологии домашнего хозяйства | |||||||||||||||
55-56 | Интерьер дома | 2 | Комбинированный урок | Интерьер жилых помещений. Требования к интерьеру. Предметы интерьера. Рациональное размещение мебели и оборудования в комнатах различного назначения | Знать: понятие интерьер; требования, предъявляемые к интерьеру; предметы интерьера; характеристики основных функциональных зон. | Уметь: анализировать дизайн интерьера жилых помещений на соответствие требованиям эргономики, гигиены, эстетики | идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; | Ответы на вопросы. Творческие задания | №32 стр.163, | 19.04 | |||||
57-58 | Технология ухода за жилым помещением, одеждой , обувью | 2 | Комбинированный урок | Выбор и использование современных средств ухода за одеждой, обувью и мебелью. Способы удаления пятен с одежды, мебели, обивки. Выбор технологий длительного хранения одежды и обуви. Способы ухода за книгами. Уборка жилого помещения. Современная бытовая техника для вы- полнения домашних работ | Знать: последовательность операций во время уборки помещений; правила ухода за мебелью, одеждой, обувью, книгами; условные обозначения ухода за текстиль-ными изделиями; современную бытовую технику для выполнения домашних работ, её устройство и назначение. | Уметь: выполнять уборку помещений; ухаживать за мебелью, одеждой, обувью, книгами с использованием современных средств уходаи бытовой техники | корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»). | Ответы на вопросы. Разработка предмета интерьера | №34 стр.174 | 26.04 | |||||
59-60 | Эстетика и экология жилища | 2 | Комбинированный урок | Бытовые электрические светильники. Климатические приборы | Знать: назначение бытовых приборов. | Уметь: выбирать обои для комнат | Ответы на вопросы | №33 стр168 ПР №30 | 03.05 | ||||||
Технология исследовательской и опытнической деятельности | |||||||||||||||
61-68 | Выбор и оформление творческого проекта | 8 | Комбинированные уроки | Виды проектной документации. Выбор вида изделия. Разработка конструкции и определение деталей. Подготовка чертежа или технического рисунка. Составление технологической карты. Изготовление деталей и контроль качества. Сборка и отделка изделия. Оформление проектных материалов | Знать: последовательность работы над проектом; технологические операции; правила оформления проектных материалов. | Уметь: обосновывать свой выбор темы; разрабатывать конструкцию изделия; изготовить изделие; оформлять творческий прокт; представлять свою работу | планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); | Стр.180 Банк объектов для творческих работ | 10.05 17.045 24.05 31.05 | ||||||
70 | Подведения итогов | 2 | |||||||||||||
Дополнительная литература:
- Боровков, Ю. А. Технический справочник учителя труда: пособие для учителей 4-8 кл. / Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенец. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1980.
- Карабанов, И. А. Трудовое обучение: учебник для 5—7 кл. общеобразовательной школы/И. А. Карабанов, Н. К. Щур, К. Г. Гулак. - Минск: Нар. асвета, 1992. - 271 с.
Для обеспечения учебного процесса используется информации и материалов следующих Интернет-ресурсов:
Oppenclass.ru-sad/ Технология
Proshkolu/ru
Windov.edu.ru
Festival.1september.ru
Тестирование online: 5–11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/.
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru.
Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Информатике. 5 класс ФГОС 2016-2017
Рабочая программа по Информатике. 5 класс ФГОС 2016-2017...
Рабочая программа по физкультуре 7 класс ФГОС 2016-2017
Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу по физической культуре, оформленную с новыми требованиями ФГОС на 2016-2017 год. Создана в Office 2016, возможно некорректное отображение в ранних версиях о...
Рабочая программа по истории 10 класс на 2016-2017 уч. год
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательно...
Рабочая программа по литературе 8 класс (ФГОС), 2016-2017 год
Данная рабочая программа составлена на основе нормативных и методических документов, соответствует ФГОС...
Рабочая программа по черчению 8 класс на 2016-2017 учебный год
Настоящая программа по черчению для 8 класса создана на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущена Министерством образования и науки Российской Федерации, Издательским центром Москв...
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС 2016-2017 уч год.
Пояснительная записка. Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличитель...
Рабочая программа по технологии 5 класс на 2016-2017 г
Календарно-тематическое планирование по технологии 5 класс...