Конспект урока "Фартук с нагрудником. Снятие мерок"
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

Габдрафикова (Белугина) Людмила Григорьевна

Технологическая карта и опорный конспект урока в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями по профессионально-трудовому обучению по профилю "Швейное дело"  "Фартук с нагрудником. Снятие мерок" в 6 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Открытый урок «Фартук с нагрудником. Снятие мерок»    

 по профессионально-трудовому обучению «Швейное дело»

в 6 классе для обучающихся с легкой умственной отсталостью

2013/2014 учебный год

Технологическая карта урока

Тема, дата

«Фартук с нагрудником. Снятие мерок»

Формировать БУД:

  • Личностные: формировать мотивацию к обучению и познанию;
  • Регулятивные: формировать способность взаимоконтроля;
  • Коммуникативные: взаимоконтроль, взаимопомощь, взаимопроверка обучающимися учебных действий друг друга;
  • Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Планируемые результаты

Предметные: способность применять полученные знания на практике;

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои действия;

Задачи урока

Коррекционно-образовательные: познакомить обучающихся с новым видом фартука, назначением, создавать условия для расширения представлений о качествах и свойствах предметов; формирования навыков определения и снятия мерок для пошива фартука;

Коррекционно-развивающие: развития внимания и самоконтроля, навыков работы с инструкциями, по плану;

Коррекционно-воспитательные: воспитания самостоятельности, трудолюбия, аккуратности и культуры труда; обогащения словарного запаса; коррекции речи.

Тип урока

комбинированный

Учебно-методический комплекс

Учебник: Картушина, Мозговая «Швейное дело»

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, слайдовая презентация, таблица «Мерки для построения чертежа фартука», манекен, готовые изделия, раздаточный материал, инструменты, инструкционная карта.

Основные понятия

цельнокроеный фартук

Организация пространства

индивидуально-фронтальная работа

Межпредметные связи

математика, ИЗО

Действия обучающихся

     изучение нового материала, практическая работа

Диагностика результатов урока

(итог урока)

опрос, задания по карточкам, результаты практической работы

Домашнее задание

повторять записи в тетради, подготовка к контрольной работе

Опорный конспект

Технология проведения

Время

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

  1. Организационный момент

2 мин

Приветствие.

- Посмотрите друг на друга. Настройтесь на урок. (слайд 1)

Улыбаются друг другу

2. Актуализация опорных знаний.

3 мин

Проверка готовности к уроку и состояния рабочих мест.

1. Игра «Найди зашифрованное слово» (слайд 2)

- Перед вами лист с заданием. Вам предстоит отгадать слова. Я буду помогать вам.

Мы уже близко к теме урока. Еще отгадайте загадку: (слайд 3)                

Задание 2

Перед работой его надевают,

И чаще, чем платье стирают,

В нем дворники двор иногда подметают.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Имея определенный багаж знаний, умений и навыков, вы можете приступать к изучению нового швейного изделия. Тема урока: «Фартук с нагрудником. Снятие мерок». (слайд 4)

Выполняют задания

Ответ: фартук

- Тема урока «Фартук»

Справились с заданием, отгадали загадку

Подошли к теме урока, определили ее, а учитель конкретизировал

3.Изучение нового материала.

10 мин.

- Где сегодня применяются фартуки?

– Фартук используется нами во время выполнения домашней работы, входит в комплект рабочей одежды представителей многих профессий.

– Фартуки бывают с нагрудником и без него. Главное требование к ним – фартуки должны нравиться своим хозяйкам, иметь опрятный вид и защищать их одежду.

Фартуки служат для защиты одежды человека от загрязнения. Их относят к специальной одежде. (слайд 5) Шьют фартуки из хлопчатобумажных тканей. Цвет ткани зависит от назначения фартука.

В последнее время распространены специальные, рекламные и подарочные фартуки. На фартуках многие фирмы размещают рекламу, логотипы, слоганы и изображения на любой вкус. Не редкость подарочные фартуки с именами и забавными надписями.

У вас тоже есть возможность иметь эксклюзивный фартук собственного производства. Изготовить его вы сможете на уроках швейного дела.

Швейные изделия бывают поясные и плечевые.

Задание: классифицировать швейные изд. по группам

(у доски)

- Какой вид фартука мы с вами уже изучали и изготавливали?

демонстрация готового изделия

Фартук с нагрудником мы будем изучать на основе темы фартука на поясе.

Фартук с нагрудником – это нагрудно-поясное изделие.

- Как оно крепится на теле человека?

  (слайд 6)фартук-рис1

Можно раскроить нагрудник вместе с нижней частью, такой фартук называют цельнокроеным (слайд 7)

 -Рассмотрите, как выглядят готовые фартуки.

Задание: собрать фартук из деталей.

 (раздать по конверту каждой паре девочек)

– Из каких деталей состоит фартук на поясе?

– Верно. А теперь скажите, какие детали появились в изделии «фартук с нагрудником».

- Итак, он состоит из 5 деталей: нижней части, нагрудника, пояса, бретелей, и карманов (слайд 8, 9).

- Какую форму имеют эти детали? (слайд 10)

Виды фартуков (слайды 11-17)

Ответы обучающихся:

- чтобы защитить одежду от загрязнения

Выходят к доске, выбирают карточку с названием изделия, и относят ее к группе «поясные» или «плечевые» изделия

- изготовили фартук на поясе; 

- изделие держится на фигуре человека с помощью бретелей (на шее) и пояса (на талии)

Рассматривают образцы (фартук на поясе и фартук с нагрудником)

Выполняют задание

– фартук на поясе состоит из 2 деталей: нижней части и пояса.

- карманы, бретели, нагрудник;

- бретели, карманы имеют прямоугольную форму;

Даны сведения о фартуке как можно в более широком плане для получения знаний и для мотивации у обучающихся к пошиву этого изделия

Обучающимися выполнены задания

4. Физминуткадля глаз

1 мин.

Упраж-я: (по 5-6 раз каждое)

  1. Смотрим право – влево, не поворачивая головы;
  2. Смотрим вверх-вниз, не поднимая/не опуская головы;
  3. Круговые вращательные движения глазами;
  4. Зажмурим глаза, открываем глаза;
  5. Смотрим близко,  смотрим вдаль.

Выполняют упражнения вместе с учителем

4.  Снятие мерок.

2 мин.

Исходными данными для построения чертежа служат мерки, основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения.

- Вспомните, какие мерки нам были нужны для построения чертежа фартука на поясе?

- Для фартука с нагрудником нужны мерки (слайд 18)

Сг – полуобхват груди

Ст – полуобхват талии

Сб – полуобхват бедер

Дн – длина нагрудника

Дтк – длина от талии до колена

- Какие новые мерки появились?

   Ответы:

Ст – полуобхват талии;

Сб – полуобхват бедер;

Ди – длина изделия.

- Сг, Дн, Дтк

5. Практическая работа

10 мин.

Раздать инструкционные карты «Снятие мерок для построения чертежа фартука с нагрудником», карточки с таблицей для записи мерок.

- Перед началом работы внимательно ознакомьтесь с инструкцией. Подумайте, какие инструменты, приспособления и материалы понадобятся вам для работы?

– Какие действия необходимо выполнить?

Демонстрация выполнения операций учителем

– Что еще нужно знать, чтобы правильно снять мерки?

Повторение правил снятия мерок.

Правила снятия мерок:

1. Стоять прямо с опущенными руками.

2. Сантиметровую ленту не натягивать и не ослаблять.

3. Мерки снимают по правой стороне.

4. Мерки длины снимают безотрывно и записывают полностью.

5. Мерки обхватов и ширины снимают полностью, но записывают в половинном размере, так как чертёж строят на одну половину фигуры.

Текущий инструктаж.

Проверка правильности выполнения работы.

вклеивают в тетради таблицу для записи снимаемых мерок

- сантиметровая лента

Подготовка рабочего места.

- повторить правила снятия мерок 

Выполнение работы обучающимися.

Обучающиеся сняли мерки друг с друга, пользуясь правилами снятия мерок, рассчитали и записали данные в таблицу в тетради

6. Физминутка

2 мин.

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

Выполняют упражнения вместе с учителем

Переключение с одного вида деятельности на другой

7.Закрепление нового материала.

7 мин.

Фронтальный опрос:

  1. Для чего служат фартуки?
  2. Какие бывают фартуки по покрою?
  3. Из каких деталей состоит фартук с нагрудником?

4. Какие мерки с фигуры человека снимают для построения чертежа фартука с нагрудником?

2. Какие инструменты используются при снятии мерок?

3. Что определяет мерка Сг?

4. Какие правила следует выполнять при снятии мерок?

5. Почему снимать мерки нужно друг с друга, а не самостоятельно?

Ответы:

-  для защиты одежды;

- на поясе, с нагрудником, цельнокроеные;

- нижней части, нагрудника, пояса, бретелей, и карманов;

- Сг, Ст, Сб, Дн, Дтк;

- сантиметровая лента, калькулятор, пояс;

- полуобхват груди;

- (см. правила)

- нужно находиться в покое и стоять прямо

Определены, подкорректированы и дополнены полученные знания на уроке

8.Подведение итогов.

7 мин.

- С незапамятных времен фартук – наш незаменимый помощник. Мир фартуков многообразен – их используют и дома, и на работе, они присутствуют в национальных костюмах, в форменной одежде, фартуки бывают специальные, подарочные, на любой вкус. Современные фартуки сочетают в себе последние тенденции моды. Они удобны, красивы, надёжно защищают одежду от специфических воздействий внешней среды. Чтобы ваш фартук полностью отвечал вашим потребностям, его можно сшить самостоятельно.

Как и изготовление любого швейного изделия, изготовление фартука предполагает определенный порядок действий – план работы. Последовательное выполнение пунктов плана обеспечит эффективность работы, поможет избежать непродуманных действий и ошибок, влекущих за собой переделывание, потери времени и сил. Сегодня вы выполнили 1-й пункт плана работы по пошиву фартука на поясе: сняли мерки для построения чертежа. С остальными пунктами плана познакомимся на следующем уроке.

Оценка работы обучающихся на уроке.

Домашнее задание  (слайд 20)

Повторить записи в тетради.

Принести чертежные инструменты.

Сначала обучающиеся дают словесную оценку работы друг друга на уроке

Записывают в дневник д/з

Формирован интерес для дальнейшей работы над изделием на следующих уроках.

Оценена работа обучающихся на уроке совместно с самими обучающимися, выставлены оценки

9. Рефлексия

1 мин.

- Что понравилось на уроке?

- Что вызвало затруднение?

Обучающиеся делятся впечатлениями от урока


Инструкционная карта
«Снятие мерок для построения чертежа фартука с нагрудником»

Оборудование: тесьма для фиксирования линии талии, калькулятор, тетради.

Ход работы

  1. Подготовьте таблицу для записи снимаемых мерок:


п/п

Название мерки

Обозначение мерки

Значение, см

1

Полуобхват груди

Сг

2

Полуобхват талии

Ст

3

Полуобхват бедер

Сб

4

Длина нагрудника

Дн

5

Длина от талии до колена

Дтк

2. Зафиксируйте линию талии тесьмой или поясом.

3. Снимите мерки, результат запишите в таблицу.                (слайд 19)

        -  Мерки Ог, От и Об делят пополам и записывают в половинном размере Сг, Ст и Сб.

        - Мерку Дн снимают от линии талии вверх до желаемой длины и записывают полностью

        - Мерку Дтк снимают по боку от линии талии до линии колен. Для определения Днч от мерки Дтк отнимаю 15 см.

        - Длину бретели не измеряют, ее берут равной 50 см.

6. Проверьте правильность выполненных измерений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.И. Сибогатулина Конспект урока по теме "Головные уборы. Снятие мерок для построения чертежа головных уборов"

Этот урок для обучающихся 6 классов школ VIII вида. Урок поможет учителям технологии дать детям теоретические знания об истории головных уборов, их классификации, правилях снятия мерок и их примннение...

конспект урока швейного дела по теме "Ночная сорочка. Снятие мерок".

разработка  урока позволяет познакомить учащихся с плечевыми изделиями, знакомить с историей ночной сорочки, дает представление о тканях для пошива сорочки, швах применяемых для обработки срезов,...

Конспект урока с применением ИКТ для 5 класса «История фартука. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука»

Данный урок начинает раздел "Технология изготовление швейного изделия". В первой части урока рассматривается назначение одежды, роль фартука в жизни человека. Особое внимание уделяется истории фартука...

Конспект урока "Измерение фигуры. Снятие мерок"

Конспект урока "Измерение фигуры. Снятие мерок", 5 класс...

Инструкционная карта к практической работе " Снятие мерок для построения основы чертежа фартука без нагрудника"

Инструкционная карта к практической работе "Снятие мерок для построения основы чертежа фартука без нагрудника"....

«Фартук с нагрудником. Снятие мерок» по профессионально-трудовому обучению «Швейное дело» 6 классе

laquo;Фартук с нагрудником. Снятие мерок»\Задачи;Коррекционно-образовательные: познакомить обучающихся с новым видом фартука, назначением, создавать условия для расширения представлений о качес...