Конспект урока "Измерение фигуры. Снятие мерок"
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
Конспект урока "Измерение фигуры. Снятие мерок", 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока для 5 класса "Измерение фигуры. снятие мерок". | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №1 «Измерение фигуры. Снятие мерок для построения
чертежа фартука. Правила выполнения чертежей»
Цель: получение знаний, умений и навыков по измерению фигуры для построения чертежа фартука. Задачи урока: Образовательные – ознакомить обучающихся с классификацией одежды, сформировать понятие о процессе изготовления одежды, познакомить с историей фартука от древних времён и до наших дней, научить правильному измерению фигуры человека. Развивающие – сформировать навыки по измерению фигуры человека, развивать эстетический вкус, развивать у обучающихся пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентирные точки, научить определять положение этих линий по отношению друг к другу (снимать мерки). Воспитательные – воспитывать аккуратность и точность в работе, воспитывать ответственность за выполняемую работу, прививать коммуникативные навыки работы в паре. Тип урока: Комбинированный. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная. Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, инструктаж, самостоятельная (практическая) работа. Межпредметные связи: математика. Сохраняющие здоровье технологии: музыкальная терапия, физкультминутка, построение урока с учетом работоспособности обучающихся.
Современные образовательные технологии: ИКТ, групповая, игровая, коммуникативная. Наглядные пособия: образцы фартуков, презентация Оборудование и материалы: компьютер, проектор, раздаточный материал, изделие – фартук, сантиметровая лента, узкая тесьма для опоясывания талии, чертёжные инструменты, рабочая тетрадь.
План урока:
Этапы занятия | Временная реализация |
1. Организационный момент. Тема урока. Цели и задачи урока. | 3 мин. |
2. Проверка знаний (повторение). | 5 мин. |
3. Изучение новой темы. | 35 мин. |
4. Физкультминутка | 2 мин. |
5. Практическая работа. | 25 мин. |
6.Физкультминутка | 2 мин. |
7. Проверка знаний (усвоение) и закрепление материала | 10 мин. |
8. Анализ урока и подведение итогов. | 3 мин. |
9. Домашние задание. | 2 мин. |
10. Уборка рабочих мест | 3 мин. |
I. Организационный момент
1. Проверить готовность обучающихся к уроку. 2. Отметить отсутствующих. 3. Тема урока. Цели и задачи урока.
II. Проверка знаний (повторение)
- Какие виды одежды вы знаете?
- Для выполнения каких работ используют спецодежду?
- Что называют тканью?
- Что называют основой, утком?
- В какой последовательности изготавливают одежду?
III. Изучение новой темы
По назначению одежду подразделяют на бытовую, производственную, спортивную и форменную.
К бытовой относиться повседневная, домашняя, нарядная. К производственной – спецодежда для выполнения различных работ. К форменной – одежда военных, милиционеров, железнодорожников и т.д.
Эту классификацию можно представить в виде схемы:
При выполнении домашних работ по уборке жилья или приготовлении пищи обычно надевают фартук и повязывают косынку. Головные уборы исключают возможность попадания волос в продукты и пищу. Фартуки шьют из хлопчатобумажной и льняной ткани, так как эти ткани хорошо стираются и утюжатся.
Фартуки могут быть:
- дополнением к национальному костюму
- элементом рабочей одежды
- нарядными - для сервировки стола при обслуживании гостей
Фартук (передник) – широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древнейших времен и до наших дней. История фартука начинается с древних Египта и Греции. Начиная с эпохи средневековья, фартук становился практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Повседневное платье во время работы следовало чем-то прикрывать. Фартук носили кузнецы сапожники, повара…Цеховые мастера считали фартук неотъемлемой частью своей профессиональной одежды. К концу XIX века фартук становится основой русского народного костюма. Для выполнения кулинарных работ на предприятиях и в домашних условиях используется специальная одежда, состоящая из фартука и головного убора (косынки или шапочки). Однако в наши дни на производстве вместо фартука всё чаще используют новую специальную одежду. Многие работники предпочитают удобные и практичные халаты или комбинезоны. Исчезает фартук и из гардероба домохозяек. Возможно, что этот вид одежды со временем останется только в музеях и книгах по истории костюма.
В процессе изготовления одежды участвуют следующие специалисты: художник-модельер, который придумывает новые модели одежды и воплощает их в рисунках и готовых изделиях; художник-конструктор воплощает идей художника-модельера в чертежи и выкройки; технолог швейного производства, определяющий способы изготовления швейных изделий с учетом сложности фасона, свойств ткани и современной технологии пошива одежды; швея (или оператор швейного оборудования) непосредственно выполняет швейные операции.
Конструирование - это создание одежды с помощью расчётов и чертежей. Процесс конструирования включает в себя
- измерение фигуры человека и запись мерок
- расчёт и построение базового чертежа
- моделирование.
Снятие мерок
Технические сведения: - общие сведения о построении чертежей - чертёжные инструменты - линейка закройщика - приёмы измерения фигуры - мерки и их обозначения
Чертёж – это графическое изображение какого-либо предмета на бумаге в натуральную величину, в уменьшенном или увеличенном виде. Линии и отрезки чертежа, пересекаясь между собой, дают точки, которые обозначают заглавными буквами. Первая буква обозначает начало отрезка, а вторая – его конец. Так как чертежи швейных изделий имеют большие размеры, то в тетради их выполняют в уменьшенном размере, т.е. в масштабе. Масштаб показывает, во сколько раз уменьшены или увеличены размеры предмета и обозначается отношением двух чисел. Например, М 1:4 – размеры уменьшены в 4 раза. Поэтому мы будем пользоваться линейкой закройщика (показать и объяснить).
Для построения чертежа швейного изделия необходимо снимать мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе чертёж получится неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре.
Для снятия мерок и измерения деталей при раскрое ткани служит сантиметровая лента. Изобрел её в 1810г. французский портной. Изготавливается лента из полотна или клеёнки. Длина её 150 см, ширина 2 см. на концах ленты – металлические заклёпки, предохраняющие её от износа. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.
Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем её измерения. Мерки снимают сантиметровой лентой.
Снятие мерок заключается в измерении основных условных линий на фигуре человека. Для облегчения снятия мерок на фигуре человека условно устанавливают характерные для всех людей ориентирные точки тела человека и через них проводятся условные линии. К основным линиям фигуры относятся: линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колен.
Для того чтобы точно определить условные линии на фигуре человека, представим себе озеро с гладкой поверхностью воды. Из воды на берег выходит девочка – линия воды находится на линии шеи (точки пересечения основания шеи и линии плеча);
- Девочка остановилась, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин. По линии воды будет расположена линия груди.
- Потом вода дошла до самого узкого места фигуры – это будет линия талии.
- На 12 – 14 см. ниже линии талии будет располагаться линия бедер.
- На уровне середины колена проходит линия колен.
При подготовке к изготовлению выкроек измеряют фигуру по этим линиям.
Мерки снимают по определенным правилам.
Правила снятия мерок
- Прежде чем снимать мерки, надо опоясать талию тесьмой (шнурком).
- При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо, без напряжения, сохраняя привычную осанку.
- Мерки снимают сантиметровой лентой. При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.
- Мерки снимают по правой стороне фигуры.
- Мерки длины записывают полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере, так как чертёж строят на одну половину фигуры.
Текущий инструктаж
Показать на ученице приемы снятия мерок. Сначала снимаем мерки обхватов (полуобхватов), затем мерки длины. Записываются мерки в той последовательности, в которой они снимались.
V. Практическая работа: «Снятие мерок и запись результатов»
Инструкционная карта
Meрки для построения чертежа фартука с нагрудником
Название мерок | Обозначение мерок | Порядок снятия мерок | Назначение мерок | Мои мерки |
Полуобхват талии | Ст | Измеряется по самому узкому месту туловища | Для расчета длины пояса | |
Полуобхват бедер | Сб | Измеряется по линии бедер горизонтально | Для расчета ширины фартука | |
Длина нагрудника | Дн | Измеряется от линии талии вверх до желаемой длины | Для определения длины нагрудника | |
Длина нижней части фартука | Днч | Измеряется от линии талии вниз до желаемой длины. | Для определения длины фартука |
Девочки получают задание объединиться в группы по два человека и приступают к снятию мерок. Работа выполняется в виде игры заказчик и приемщик заказа. Первая снимает мерки (приёмщик заказа) со второй (заказчик) и записывает их в таблицу “Мои мерки” для заказчика. Учитель следит за правильностью снятия мерок, используя при этом взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся. звучит музыка
VI. Проверка знаний и закрепление материала.
- По какой стороне фигуры снимают мерки?
- С помощью какого приспособления снимают мерки?
- Как записывают мерки длины и обхватов?
- Как расшифровать мерки Дн, Днч, Ст, Сб?
- Что означают слова “конструирование”, “мерки”?
- Перечислите основные правила снятия мерок.
VII. Анализ урока. Подведение итогов.
Анализ выполненной работ (ошибок). Выставление оценок за практическую работу.
VIII. Домашнее задание.
Нарисовать в тетради различные модели фартука. Выучить названия мерок и их условные обозначения, правила и приёмы измерения фигуры. Принести чертёжные инструменты (карандаш, линейку, ластик).
IX. Уборка рабочих мест и мастерской.
Список используемой литературы: «Технология» 5 класс. Под редакцией В.Д. Симоненко. М.: “ Вентана-Граф”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Снятие мерок с фигуры человека" урок технологии
Урок подготовлен для учащихся 5 класса, сопровождается презентацией....
Презентация урока технологии "Снятие мерок с фигуры для построения плечевого изделия"
Презентация предназначена для проведения урока технологии (обслуживающий труд) в 8 классе по теме "Снятие мерок для построения чертежа плечевого изделия"...
Измерение фигуры человека. Правила снятия мерок.
Это первый урок в разделе "Конструирование и моделирование рабочей одежды". Учащиеся знакомятся с рабочей одеждой, узнают правила снятия мерок и самостоятельно снимают мерки для конструирования фартук...
Презентация к уроку "Измерение фигуры человека. Правила снятия мерок."
Презентация к уроку " Измерение фигуры человека. Правила снятия мерок."...
Презентация "Снятие мерок с фигуры человека"
Материал к уроку технологии. Презентация "Снятие мерок с фигуры человека"...
Снятие мерок с фигуры человека
Презентация предназначена для демонстрации на уроках технологии в 5-7 классах...
Общие сведения о рабочей одежде. Пр/р№ 8 Правила снятия мерок. Основные линии фигуры. Конспект урока технологии (обслуживающий труд) 5 класс
Данный конспект урока разработан в соответствии с ФГОС для делимых классов по технологии. В уроке предусмотрены межпредметные связи (история), применяются интерактивные технологии. Обучение строится н...