Рабочая программа по Технологии 7 класс
рабочая программа по технологии (7 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология. Программы начального и основного общего образования»» М. «Вентана – Граф», 2010 по направлению «Технология. Обслуживающий труд» в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_7_kl.docx | 68.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология. Программы начального и основного общего образования»» М. «Вентана – Граф», 2010 по направлению «Технология. Обслуживающий труд» в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения или компетентности опыта в сфере обучения, познания, профессионально- трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смысл о творчестве. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью современного школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной трудовой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысл о в жизнедеятельности, с этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системной соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно илибобщественно значимых изделий;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Приоритетные виды общеучебной деятельности:
- определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
- комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
- творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Требования по разделам технологической подготовки.
Программа ориентирована на приобретение жизненно необходимых знаний, умений и навыков. Это технология обработки различных материалов, знакомство с их технологическими потребительскими свойствами, приемами оформления интерьера, приемы художественного рукоделия. В данной программе учащиеся знакомятся с экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов и утилизация отходов. Процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, составление вариантов композиции; Умение работать в группе- коммуникативной, ценностно-смысловой, культурно-эстетический, социально-трудовой, личностно- саморазвивающей;
Способность работать с различными видами информации, символами, текстами, таблицами, графиками, полученные сведения применять их для расширения своих знаний. При изготовлении изделий уделяется большое внимание требованиям - эстетическим, экологическим. Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок, который позволяет организовать практическую творческую и проектную деятельность.
По окончании курса технологии учащиеся должны овладеть безопасными приемами труда с инструментами, швейными машинами, электроприборами, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовление и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства, знакомство с основными профессиями пищевой и легкой промышленности. Постепенное усложнение этой деятельности в процессе обучения ее функциональная широта позволяет учащимся овладеть определенным набором социальных ролей через различные виды работы, развивать свои общие и социальные способности, понять и осознать потребности человека в товарах, услугах и линейной системе. В каждом разделе темы объединяются в единой тематической направленностью.
- культура и эстетика труда;
- получение, обработка, хранение и использование информации;
- основы черчения, графики, дизайна;
- элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
- знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
- проектная деятельность;
- история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Отличительной особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.
Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но позволяет каждому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.
По окончании курса технологии в основной школе учащиеся овладевают безопасными приемами труда с инструментами, машинами, электробытовыми приборами, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства, знакомятся с основными профессиями пищевой и легкой промышленности. В процессе выполнения программы «Технология» осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки бесконфликтного делового общения.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к направлению технологической подготовки учащихся.
Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
Общая характеристика учебного предмета
Примерная программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. В основной школе «Технология» изучается с 5-го по 8-ой класс данной ступени обучения.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю (согласно Учебному плану МБОУ СОШ № 85 г. Хабаровска с учетом СанПиНа №2.4.2.2821-10 …). При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение Технологии в 7 классе составит 68 часов.
1 четверть – 18 час
2 четверть – 14 часов
3 четверть – 20 часов
4 четверть – 16 часов
Из них: контрольные уроки – 12 часов.
Количество часов для контроля за выполнением практической части программы
Виды контроля | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | За год |
Проектные работы | 1 | 1 | 2 | ||
Подготовка докладов | 1 | 1 | .. | 2 | |
Подготовка презентаций | 1 | .. | 1 | 2 | |
Выполнение тестов | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Самостоятельная работа | 1 | 2 | 3 | ||
Практические работы | |||||
Итого: | 15 |
Кулинария (14 час).
Физиология питания (2 час).
Основные теоретические сведения
Понятие о микроорганизмах. Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. Источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека. Понятие о пищевых инфекциях. Заболевания, передающиеся через пищу. Профилактика инфекций. Первая помощь при пищевых отравлениях.
Практические работы
Определение доброкачественности продуктов органолептическим способом. Определение срока годности консервов по маркировке на банке.
Варианты объектов труда
Мясо, рыба, молоко. Говяжья тушенка. Консервированный зеленый горошек.
Технология приготовления пищи (10 час).
Блюда из мяса (2 час)
Основные теоретические сведения
Виды мяса и мясопродуктов их кулинарное употребление. Виды тепловой обработки, применяемые при приготовлении блюд из мяса. Время приготовления и способы определения готовности кулинарных блюд. Оформление готовых блюд при подаче к столу.
Практические работы
Определение качества мяса. Первичная обработка мясопродукта. Приготовление блюд из мяса. Разделка и украшение перед подачей к столу. Изготовление блюда из мясопродуктов.
Варианты объектов труда.
Блюдо из мяса.
Изделия из дрожжевого, песочного, бисквитного и слоеного теста (2 час)
Основные теоретические сведения
Виды теста. Рецептура и технология приготовления теста с различными видами разрыхлителей. Влияние соотношения компонентов теста на качество готовых изделий. Виды начинок и украшений для изделий из теста.
Практические работы
Выполнение эскизов художественного оформления праздничных пирогов, тортов, пряников, пирожных. Выпечка и оформление изделий из теста (по выбору).
Варианты объектов труда.
Праздничный пирог, торт, пряник, пирожные.
Пельмени и вареники (2 час)
Основные теоретические сведения
Состав теста для пельменей и вареников и способы его приготовления. Инструменты для раскатки теста. Правила варки
Практическая работа:
Первичная обработка муки. Приготовление теста и начинки. Изготовление вареников или пельменей. Варка пельменей или вареников. Определение времени варки. Оформление готовых блюд и подача их к столу.
Варианты объектов труда.
Пельмени, вареники.
Сладкие блюда и десерт(2 час)
Основные теоретические сведения
Сахар, его роль в кулинарии и в питании человека. Роль десерта в праздничном обеде. Исходные продукты, желирующие и ароматические вещества, используемые для приготовления сладких блюд и десерта.
Практические работы
Приготовление желе и муссов. Приготовление пудингов, шарлоток, суфле, воздушных пирогов. Приготовление компота из свежих, сушеных, мороженых фруктов и ягод. Украшение десертных блюд свежими или консервированными ягодами и фруктами. Приготовления мороженого в домашних условиях. Подача десерта к столу.
Варианты объектов труда.
Фруктовое желе, мороженое, компот, суфле.
Заготовка продуктов (2 час).
Основные теоретические сведения
Значение количества сахара или сахарного сиропа для сохранности и качества варенья, повидла, джема, мармелада, цукатов, конфитюра. Способы определения готовности. Условия и сроки хранения.
Хранение свежих кислых плодов и ягод с сахаром без стерилизации (лимонные кружки в сахаре, черная смородина с сахаром).
Практические работы
Предварительная сортировка, нарезка и бланширование плодов перед варкой. Определение количества сахара. Приготовление варенья из ягод, джема из малины, красной и белой смородины, повидла и мармелада из слив, яблок, груш, персиков, абрикосов, цукатов из апельсиновых корок. Консервирование черной смородины с сахаром без стерилизации.
Варианты объектов труда.
Варенье из яблок, смородины, крыжовника и др.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (32 час).
Рукоделие. Художественные ремесла (10 час).
Вязание крючком
Основные теоретические сведения
Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Раппорт узора и его запись.
Практические работы
Работа с журналами мод. Зарисовка современных и старинных узоров и орнаментов. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Определение количества петель и ниток. Выполнение различных петель. Набор петель крючком. Изготовление образцов вязания крючком.
Варианты объектов труда.
Образцы вязания. Рисунки орнаментов. Шарфик, шапоч
Элементы материаловедения (2 час).
Основные теоретические сведения
Химические волокна. Технология производства и свойства искусственных волокон. Свойства тканей их искусственных волокон. Использование тканей из искусственных волокон при производстве одежды. Сложные переплетения нитей в тканях. Зависимость свойств ткани от вида переплетения. Уход за изделиями из искусственных волокон.
Практические работы:
Изучение свойств тканей из искусственных волокон. Определение раппорта в сложных переплетениях.
Варианты объектов труда.
Образцы тканей со сложными переплетениями. Рисунки раппортов.
Элементы машиноведения (4 час).
Основные теоретические сведения
Виды соединений деталей в узлах механизмов и машин. Устройство качающегося челнока универсальной швейной машины. Принцип образования двухниточного машинного стежка. Назначение и принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки. Наладка швейной машины.
Практические работы
Разборка и сборка челнока универсальной швейной машины. Обработка срезов зигзагообразной строчкой. Применение зигзагообразной строчки для художественного оформления изделий. Устранение неполадок в работе швейной машины.
Варианты объектов труда.
Челнок швейной машины. Образцы обработки срезов зигзагооборазной строчкой различной ширины.
Конструирование и моделирование плечевого изделия
с цельнокроеным рукавом (8 час).
Основные теоретические сведения
Виды женского легкого платья и спортивной одежды. Особенности моделирования плечевых изделий. Зрительные иллюзии в одежде.
Практические работы
Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Эскизная разработка модели швейного изделия. Моделирование изделия выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою. Выполнение эскизов спортивной одежды на основе цветовых контрастов.
Варианты объектов труда.
Таблица с результатами измерений своей фигуры. Чертеж плечевого швейного изделия, выкройка. Эскизы спортивной одежды.
Технология изготовления плечевого изделия (16 час).
Основные теоретические сведения
Способы обработки проймы, горловины, застежек. Обработка плечевых срезов тесьмой, притачивание кулиски. Особенности раскладки выкройки на ткани с крупным рисунком.
Практические работы
Раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани. Выкраивание подкройной обтачки. Перенос контурных и контрольных линий и точек на детали кроя. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. Обработка выреза горловины подкройной обтачкой Проведение примерки, выявление и исправление дефектов. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ. Влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.
Варианты объектов труда.
Платье, халат, ветровка, ночная сорочка, блузка с цельнокроеным рукавом.
Технологии ведения дома (4 час).
Основные теоретические сведения
Характеристика основных..
Понятие об экологии жилища. Микроклимат в доме. Современные приборы и устройства для поддержания температурного режима, влажности, состояния воздушной среды, уровня шума. Роль освещения в интерьере.
Требования к интерьеру прихожей, детской комнаты. Способы оформления интерьера. Использование в интерьере декоративных изделий собственного изготовления. Использование комнатных растений в интерьере, их влияние на микроклимат помещения.
Практические работы
Подбор и посадка декоративных комнатных растений. Выполнение эскиза интерьера детской комнаты, прихожей. Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи.
Варианты объектов труда.
Декоративные панно, подушки, шторы, каталоги бытовой техники, комнатные растения.
Творческие, проектные работы (6час).
Примерные темы
- Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства для украшения интерьера.
- Оформление интерьера декоративными растениями.
- Изготовление ажурного изделия.
- Организация и проведение праздника (юбилей, день рождения, масленица и др.)
Организация образовательного процесса
Формы: урок.
Типы уроков:
- урок изучение нового материала;
- урок совершенствования знаний, умений и навыков;
- урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
- комбинированный урок;
- урок контроля умений и навыков.
Виды уроков:
- урок – беседа
- лабораторно-практическое занятие
- урок – игра
- выполнение учебного проекта
Методы обучения
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- Словесные, наглядные, практические.
- Индуктивные, дедуктивные.
- Репродуктивные, проблемно-поисковые.
- Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- Стимулирование и мотивация интереса к учению.
- Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
- Устного контроля и самоконтроля.
- Письменного контроля и самоконтроля.
- Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.
Педагогические технологии:
1.Дифференцированное обучение.
2.Операционно-предметная система обучения.
3.Моторно-тренировочная система.
4.Практические методы обучения.
5.Решение технических и технологических задач.
6.Учебно-практические или практические работы.
7.Обучение учащихся работе с технологическими и инструкционными картами.
8.Опытно-эксперементальная работа.
9.Технология коммуникативного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
10.Проектные творческие технологии (Метод проектов в технологическом образовании школьников).
11.Кооперативная деятельность учащихся.
12.Коллективное творчество.
Содержание рабочей программы
№ п/п | Название темы | Необходи-мое количество часов для ее изучения | Основные изучаемые вопросы темы |
Технология в жизни человека и общества | 2 | Что такое технология и технологические процессы: информационные, коммуникационные и т.д. | |
Технология проектной и исследовательской деятельности | 6 | Что такое проект, моделирование; какие цели ставятся при выполнении проекта; этапы работы, способы представления результатов, определение критериев, этапы разработки презентации с использованием компьютера | |
Чертеж, эскиз, технический рисунок | 4 | Что такое эскиз, технический рисунок, чертеж; в чем их сходство и различие; последовательность выполнения эскиза и чертежа; масштаб; основные линии чертежа. | |
Кулинария | 16 | Технология обработки пищевых продуктов, правила работы, посуда и оборудование, бытовые и электроприборы; общие сведения о пище, питательны вещества, правила ТБ. Приготовление блюд, сервировка, поведение за столом. Напитки, бутерброды, блюда из яиц, салаты, пицца | |
Художественные ремесла | 10 | Виды народных промыслов, территориальная принадлежность, особенности производства изделий. Изготовление изделия по своему дизайну. | |
Технологии ведения дома | 4 | Понятия дизайна и интерьера; история и стили интерьера; профессии, связанные с оформлением интерьера. | |
Создание изделий из текстильных материалов | 22 | Текстильные материалы, их классификация, виды и способы обработки. История ткачества. Терминология ручных работ и видов швов. Швейная машинка. Виды швов. История костюма |
Требования по разделам:
Кулинария - ученик должен –
Знать:
- Смысл технологических понятий;
- кулинария, пищевые продукты, пищевая ценность продуктов, рацион питания;
- Технологическую последовательность приготовлению блюд;
- Влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов;
- Санитарно-гигиенические требования помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов;
- Виды оборудования современной кухни;
- Виды экологического загрязнения пищевых продуктов;
- Способы определение свежести продуктов;
- Общие сведения о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов в обмене веществ;
Уметь:
- Выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводов, жирах, витаминах;
- определять доброкачественность пищевых продуктов и консервов по внешним признакам;
- соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд;
- Оказывать первую помощь при пищевых отравлениях, ожогах, порезах, травмах;
- Работать с кухонными инструментами и оборудованием;
- Сервировать стол к приему пищи;
Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Использовать инструменты, приспособления, оборудование для приготовления, повышение качества, сокращения энергетических затрат при обработке пищевых продуктов;
- Консервировать и заготавливать пищевые продукты в домашних условиях;
- Соблюдать правила этикета за столом;
- Приготовить блюда по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни;
- Выпекать хлебобулочные и кондитерские изделия;
- Сервировать стол к приему пищи;
- Оформлять готовые блюда.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Знать:
- Смысл технологических понятий: текстильные материалы, поделочные материалы, раскрой ткани, пошив изделия, рукоделие;
- Виды и свойства тканей, трикотажа и нетканых материалов, растительного и животного происхождения;
- Назначение различных швейных изделий;
- Основные стили в одежде и современные направления моды;
- Назначение сварных, клеевых и ниточных способов соединения деталей в швейных изделиях;
- Виды традиционных народных промыслов;
- Наиболее распространенные профессии текстильной и швейной промышленности;
Уметь:
- Выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий;
- Работать на швейной машине;
- Регулировать качество машинной строчки;
- Снимать мерки с фигуры человека;
- Строить чертеж поясных и плечевых швейных изделий;
- Выбирать модель с учетом особенностей фигуры;
- Моделировать швейные изделия;
- Выполнять не менее трех видов художественной отделки швейных изделий;
- Подготавливать выкройку и ткань к раскрою;
- Выполнять соединительные, краевые и отделочные швы;
- Проводить примерку изделия;
- Определять и исправлять дефекты швейных изделий;
- Проводить влажно-тепловую обработку швейных изделий;
- Выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами;
- Выполнять мелкий ремонт швейных изделий;
- Проектировать изделие с использованием текстильных и поделочных материалов;
- Соблюдать правила безопасности труда и санитарно- гигиенических норм.
Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни.
- Использовать ручные инструменты для швейных и декоративно – прикладных работ;
- Швейные машины, оборудование и приспособлений для изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов;
- Приборы для влажно – тепловой обработки изделий;
- Различные виды художественной отделки изделий.
Технология ведения дома.
Знать:
- Характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях;
- Основные виды бытовых домашних работ;
- Оформление интерьера;
- Назначение основных видов современной бытовой техники.
Уметь:
- Соблюдать правила безопасного труда и гигиены при выполнении основных видов бытовых домашних работ;
- Соблюдать правила пользования современной техникой;
- Выбирать средства для проведения уборки помещения, уход за одеждой и обувью;
- Подбирать материалы для оформления интерьера жилого помещения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
- Применять рациональные способы и средства ухода за одеждой и обувью;
- Бытовые санитарно-гигиенические средства;
- Средства индивидуальной защиты и гигиены.
Черчение и графика.
Знать:
- Выбирать способы графического отображения объекта или процесса ;
- Составлять учебные технологические карты;
- Определять виды соединений деталей в изделиях в изделии по технологической документации;
- Проставлять размеры деталей на чертежах и эскизах в соответствии с требованиями стандарта.
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы 5-8 класс
- 1.Программы средних образовательных учреждений. Трудовое обучение. 1-4кл. Технология 5-11кл./ Под ред. Симоненко В. Д., Хотунцева Ю. Л. М.: Просвещение, 2007.
- Учебники
- 1.Технология. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений.
- Учебные пособия
- 1.Творческий проект по технологии обработки ткани 5-9 класс
- 2.Бровина Е.В. Швея, портной. Комплект инструкционно-технологических карт
- 3. В.Д. Симоненко. Основы потребительской культуры.
Методическое обеспечение
- Предметные недели в школе 5-11 класс
- Журнал «Школа и производство»
- Технология.7 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко/авт-составитель О.В.Павлова - Волгоград: Учитель, 2008-281с.
Литература для учителя
- Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 7 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 64с.
- Маркуцкая С.Э. Технология: обслуживающий труд. Тесты 5-7 кл./Маркуцкая С.Э. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 128с.
- Неделя технологии в начальной и средней школе: праздники, посиделки./Авт.-сост. Павлова О.В. – Волгоград: Учитель, 2007. – 127с.
- Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2003.
- Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2004.
- Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2005.
- Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2006.
- Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2007.
- Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2008.
- Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2009.
- Обучение технологии в средней школе: 5-11 кл. /Методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003.-208с.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии/Сост. В.М.Казакевич, А.В.Марченко, - 2-е изд. – М.:Дрофа, 2001. – 256с.
- Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по технологии. – М.: Дрофа, 2002. – 192с.
- Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя /Под ред. Сасовой И.А. – М.: Вентана-Графф, 2003.-296с
- Сборник нормативно-методических материалов по технологии./ Автор-составитель: Марченко А.В., Сасова И.А., - М.: Вентана-Графф, 2002. – 224с.
- Технология. 5-11 классы (вариант для девочек): Развернутое тематическое планирование по программе В.Д.Симоненко./авт.-сост. Е.А.Киселёва и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 111с.
- Технология. 5-11 класс: предметные недели в школе/Авт.-сост. Володина Е.Д., Суслина В.Ю. – Волгоград: Учитель, 2008. – 156с.
- Учителю технологии о современных информационных технологиях/ Учебное пособие. – Киров: Изд-во ВПГУ, 1998. – 124с.
Литература для учащихся
- Еременко Т.И. Альбом узоров для вышивки. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 127с.
- Зименкова Ф.Н. Технология. Справочное пособие для общеобразовательных школ. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 192с.
- Искусство сервировки. – М.: «АСТ-ПРЕСС Книга», 2004. – 151с.
- История костюма. /Серия «Учебники 21 века»/ Ростов н/Д:Феникс, 2001. – 416с.
- Курбатская Н. Фриволите. – М.: Изд-во «Культура и традиции», 2003. – 95с.
- Лихачева Л.Б., Соловей А.В. Энциклопедия заблуждений. Мода. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. – 448с.
- Лучшие техники для любителей вышивки /Под ред. Анны Скотт; пер. с англ. А.Шевченко – М.: «Альбом», 2006. – 159с.
- Максимова М.В., Кузьмина М.А. Первоклассная повариха. – М.: ЭКСМО, 2002. – 96с.
- Материаловедение швейного производства. – Ростов н/Д:Феникс, 2001. – 416с
- Сюзи О.Рейли. Вязание на спицах и крючком. /Уроки детского творчества/ - СПб. «Полигон».1998. -31с.
- Труханова А.Т. Справочник молодого швейника. – М.: Высшая школа, 1993. – 43с.
- Фомина Ю.А. Интерьер к торжеству. Украшаем дом к приему гостей и делаем подарки. – М.: ЭКСМО, 2006. – 64с
- Чернякова В.Н. Творческий проект по технологии обработки ткани. Тетрадь для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.- 16с.
- Этикет от А до Я. /Автор составитель Н.В.Чудакова. М.: ООО «Изд-во АСТ», 1999. – 112с.
- Я познаю мир: История ремесел. Энциклопедия /Пономарева Е., Пономарева Т. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004.- 413с.
- Я познаю мир: Русский народ: традиции и обычаи. Энциклопедия /С.В. Истомин – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2007.- 38
Виды контроля знаний и умений учащихся на уроках «технология»
Контроль - один из важнейших этапов обучения. Выбор методов и средств контроля в образовательной области « технология» охват пройденного материала у учащихся, объективность и оперативность получения результата. Широкое применение в качестве метода контроля, тесты.
Контрольное задание может быть представлено тестовой форме. Тестовая форма - наличие четкой инструкции по его выполнению и содержанию задания, краткость и четкость выражения его смысла, формирование задания в логической форме высказывания, правильность расположения элементов в рамках принятой формы.
Тесты могут быть использованы учащимися с целью самоконтроля, для уяснения своих ошибок и определения уровня в процессе обучения.
Критерии оценки знаний и умений
Оценки | Знание учебного материала | Точность обработки изделия | Норма времени выполнения | Правильность выполнения трудовых приемов | Организация рабочего времени | Соблюде-ние правил дисципли-ны и т/б |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
«5» | Ответы отличаются глубокими знанием учебного материала, свидетельствуют о способности самостоятельно находить причинно-следственные зависимости и связь с практикой | Точность размеров изделия лежит в пределах 1/3 допуска | Норма времени меньше или равна установленной | Абсолютная правильность выполнения трудовых операций | Учащийся показал грамотное соблюдение правил организации рабочего места | Нарушений дисциплины и правил т/б в процессе занятия учителем замечено не было |
«4» | В ответах допускаются незначительные неточности, учащиеся почти самостоятельно находят причинно-следственные зависимости в учебном материале, связи его с практикой | Точность размеров изделия лежит в пределах ½ поля допуска | Норма времени превышает установленного на 10-15 % | Имеют место отдельные случаи неправильного выполнения трудовых приемов, которые после замечания учителя не повторяются | Имели место отдельные случаи нарушения правил организации рабочего места, которое после замечания учителя не повторяются | Имели место отдельные случаи нарушения дисциплины и т/б, которые после замечания учителя не повторяются |
«3» | В ответах допускаются неточности, исправляемые только с помощью учителя, учащиеся не могут сами выделить в учебном материале причинно-следственные связи, связать его с практикой | Точность размеров изделия лежит в пределах поля допуска | Норма времени превышает установленную на 20% и более | Имеют место случаи неправильного выполнения трудовых приемов, часть из которых после замечания учителя повторяются снова | Имели место случаи неправильной организации рабочего места, которые после замечания учителя повторяются снова | Имели место нарушения дисциплины и правил т/б, которые после замечания учителя повторялись снова |
«2» | Ответы свидетельствуют о значительном незнании учебного материала, учащийся не может без учителя найти в нем причинно-следственные связи, относящиеся к классу простейших | Точность изделия выходит за пределы поля допуска | Учащийся не справился с заданием в течении бюджета времени урока | Почти все трудовые приемы выполняются не верно и не исправляются после замечания | Почти весь урок наблюдались нарушения правил организации рабочего места | Имели место многократные случаи нарушения правил т/б и дисциплины |
«1» | Учащийся абсолютно не знает учебный материал, отказывается от ответа | Учащийся допустил неисправимый брак | Учащийся отказался от выполнения так и не смог к нему приступить | Учащийся совершенно не владеет трудовыми приемами | Полное незнание правил организации рабочего места | Имели место нарушения дисциплины и т/б, повлекшие за собой травматизм |
Примерные нормы оценки практической работы
Организация труда
Отметка «5» ставиться, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.
Отметка «4» ставиться, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.
Отметка «3» ставиться, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.
Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.
Приемы труда
Отметка «5» ставиться, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «4» ставиться, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «3» ставиться, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).
Качество изделий (работы)
Отметка «5» ставиться, если изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.
Отметка «4» ставиться, если изделие выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.
Отметка «3» ставиться, если изделие выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.
Отметка «2» ставится, если изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия.
Норма времени (выработки)
Отметка «5» ставиться, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.
Отметка «4» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%.
Отметка «3» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%.
Отметка «2» ставится, если на выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА УЧАЩИХСЯ
Критерии оценивания проекта | Максимальное кол-во баллов | По факту | |
Оценка пояснительной записки проекта (до 10 баллов) | |||
1 | Общее оформление | 1 | |
2 | Актуальность. Обоснование проблемы и формулировка темы проекта | 2 | |
3 | Сбор информации по теме проекта. Анализа прототипов | 1 | |
4 | Анализ возможных идей. Выбор оптимальных идеи | 1 | |
5 | Выбор технологии изготовления изделия | 0,5 | |
6 | Разработка конструкторской документации, качество графики. | 1 | |
7 | Описание изготовления изделия | 1 | |
8 | Описание окончательного варианта изделия | 0,5 | |
9 | Эстетическая оценка выбранного варианта | 0,5 | |
10 | Экономическая и экологическая оценка готового изделия | 1 | |
11 | Реклама изделия | 0,5 | |
Оценка изделия (до 25 баллов) | |||
1 | Оригинальность конструкции | 5 | |
2 | Качество изделия | 10 | |
3 | Соответствие изделия проекту | 5 | |
4 | Практическая значимость | 5 | |
Оценка защиты проекта (до 15 баллов) | |||
1 | Формулировка проблемы и темы проекта | 2 | |
2 | Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи | 2 | |
3 | Описание технологии изготовления изделия | 2 | |
4 | Четкость и ясность изложения | 3 | |
5 | Глубина знаний и эрудиция | 2 | |
6 | Время изложения | 1 | |
7 | Самооценка | 1 | |
8 | Ответы на вопросы | 2 | |
Итого: | 50 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.
Примерная пояснительная записка к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....
Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской
Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...
Рабочая программа по технологии (машиноведение,художественная обработка материалов, электронные технологии),7 класс
Рабочая программа по технологии предназначена для мальчиков, 7 класс...
Рабочая программа по технологии ( электрические инструменты, электронные технологии),8 класс
Рабочая программа по технологии для юношей 8 класса....
Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...
ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»
Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса: повышение профессионального уро...
Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский
Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...