Методические рекомендации для молодых специалистов по теме: «Использование технологии критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма»
статья на тему
Цель: формирование навыков смыслового чтения при работе с текстовой информацией.
Задачи:
1. Познакомить молодых учителей с методами технологии РКМЧП.
2.Углубить знания молодых педагогов о методах и приемах смыслового чтения.
К материалу прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazantseva_ta_dlya_molodyh_spets-ov.pptx | 2.05 МБ |
kazantseva_ta_dlya_molod_spets-ov.doc | 247 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приём «ЗХУ» Знаем Хотим узнать Узнали 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. Осталось узнать 1. 2. 3.
«Сложение, вычитание обыкновенных дробей» Знаю Хочу узнать Узнал новое Как сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями Как складывать дроби с одинаковыми знаменателями Как вычитать дроби с одинаковыми знаменателями Как сравнивать дроби с разными знаменателями? Как складывать (вычитать) дроби с разными знаменателями? Решение уравнений, задач, содержащих дроби с разными знаменателями Чтобы сложить, вычесть дроби с разными знаменателями, нужно привести их к общему знаменателю. Алгоритм +,- дробей с разными знаменателями.
Прием « Инсерт » 1. Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал, + - новое, - - думал иначе, ? – не понял, есть вопросы. 2. Читая, второй раз, заполняет таблицу, систематизируя материал. V (уже знал) + (узнал новое) - (думал иначе) ? (есть вопросы)
Приём « Инсерт » по теме: «Многоугольники ». V уже знал + узнал новое - думал иначе ? есть вопросы Многоугольник Вершина многоугольника Р многоугольника Диагональ многоугольника Угол многоугольника Противополож-ные стороны, вершины четырехугольника Внутренняя, внешняя область многоуголь-ника Выпуклый многоуголь-ник (n-2)*180° определение многоуголь-ника не понял как получили формулу
Прием « Инсерт » при решении задач
Пример заполнения таблицы. (Прием « Инсерт »)
Прием «Представление информации в кластерах». Школа Обучающиеся Учителя Кабинеты Перемены Уроки, предметы
Привести дроби к наименьшему общему знаменателю Найти НОК ЗН1 и ЗН2 НОЗ = большему знаменателю Умножить числитель и знаменатель каждой дроби на свой доп. множитель Найти дополнительные множители НОЗ = ЗН1∙ЗН2 Выяснить, не являются ли ЗН1 и ЗН2 взаимно простыми числами НЕТ НЕТ ДА ДА Выяснить, не являются ли ЗН1 и ЗН2 взаимно простыми числами
«треугольник» разные Углы Точки Вершины Отрезки Стороны острый прямой Тупой три равные Имя Вызов: кластер
Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом Угол – это геометрическая фигура. Угол состоит из двух пресекающихся прямых Бывают углы остроумные и тупые Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки Равные углы – это те, у которых равны стороны Биссектриса – это такой угол, у которого три стороны. Бывает угол прямой Угол может быть тощим «Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"
Линия сравнения Параллелограмм Прямоугольник Ромб Квадрат Трапеция Чертёж Свойства сторон Свойства углов Свойства диагоналей Концептуальная таблица «четырёхугольники»
Смысловая стадия: сводная таблица «треугольник» Линии сравнения Элементы (стороны, углы) Свойства элементов Вид треугольника
Прием «Составление « Синквейна »» Название существительное -1 Описание Прилагательное - 2 Действия Глагол - 3 Чувство Фраза из 4 слов Повторение сути (синоним) 1 слово
Рефлексия: ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ (ПО ДАННЫМ ТАБЛИЦЫ) СИНКВЕЙН: ТРЕУГОЛЬНИК РАВНОСТОРОННИЙ ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ОБОЗНАЧАТЬ ЧЕРТИТЬ ИЗМЕРЯТЬ БЫВАЕТ ЧТО ТРЕУГОЛЬНИК НЕ СУЩЕСТВУЕТ ФИГУРА С ТРЕМЯ …
Приём "Кубик" Суть данного приема: Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий: 1 . Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики) 2 . Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?) 3 . Проассоциируй это... (Что это напоминает?) 4 . Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?) 5 . Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?) 6 . Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это )
Смысловая стадия: кубик Измерьте и определите углы данного треугольника Измерьте и сравните стороны треугольника. Измерьте и сравните стороны треугольника. Измерьте и сравните стороны треугольника. Измерьте и определите углы данного треугольника Измерьте и определите углы данного треугольника
Этапы решения текстовых задач и их связь со стратегиями смыслового чтения Анализ содержания задачи. Поиск информации Поиск пути решения и понимание задачи и составление прочитанного. плана её решения. Осуществление плана Преобразование решения задачи. и интерпретация. Проверка решения Оценка задачи. Информации.
ПРИЁМ: Составление краткой записи задач Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми равно 60 км, выехал автобус, а через 20 минут, вслед за ним выехал легковой автомобиль, скорость которого на 20 км/ч больше скорости автобуса. Автобус пришел в пункт В на 10 минут позже легкового автомобиля. Найдите скорости автобуса и легкового автомобиля.
ПРИЁМ: Составление краткой записи задач
ПРИЁМ: Составление краткой записи задач Смешали 4 литра 15–процентного водного раствора некоторого вещества с 6 литрами 25–процентного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора? (открытый банк заданий по математике ЕГЭ 2014)
ПРИЁМ: Составление краткой записи задач 15 % 2 5 % ? 1. кол-во вещества в 1 растворе: 2. кол-во вещества во 2 растворе: 3. кол-во вещества в 3 растворе: 4. кол-вополучившегося раствора: 5 . концентрация получившегося раствора:
ПРИЁМ: Составление динамической модели и краткой записи задач Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 60 км/ч, проезжает мимо придорожного столба за 57 секунд. Найдите длину поезда в метрах. (открытый банк заданий по математике ЕГЭ 2014)
ПРИЁМ: Составление динамической модели S - длина поезда
ПРИЁМ: Составление краткой записи задач v t S Длина поезда 60 км/ч 57 с ?
ПРИЁМ: Толстые и тонкие вопросы
ПРИЁМ: Толстые и тонкие вопросы
ПРИЁМ: Составление вопросов к задаче (что нужно найти)
ПРИЁМ: Составление вопросов к задаче (что нужно найти)
ПРИЁМ: Составление вопросов к задаче (что нужно найти)
Предварительный просмотр:
Использование технологии критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма
(Казанцева Т. А., учитель математики МАОУ гимназии №13 г. Томска)
«Эти добрые люди и не подозревают, каких
Трудов и времени стоит научиться читать. Я
Сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать,
Чтобы вполне достиг цели»
И. Гете
Цель: формирование навыков смыслового чтения при работе с текстовой информацией.
Задачи:
1. Познакомить молодых учителей с методами технологии РКМЧП.
2.Углубить знания молодых педагогов о методах и приемах смыслового чтения.
Глобальные процессы информатизации общества – увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки – поставили теоретиков и практиков в области образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.
В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.
Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.
Процесс чтения состоит из трех фаз. Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ. Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами. Третья - это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:
- осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- определением основной и второстепенной информации;
- формулированием проблемы и главной идеи текста.
В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Сущность стратегий смыслового чтения состоит в том, что стратегия имеет отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности.
Методические рекомендации учителям – математики по работе с текстом.
В отечественной и зарубежной лингвидидактике есть ряд наработок по формированию различных читательских стратегий, освоение которых значительно улучшит качество обработки прочитанного текста. Овладение стратегиями происходит преимущественно в группах или парах, что позволяет выработать у учеников не только речевую, но и коммуникативную компетентность. Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником математики на каждом уроке и дома: до чтения, во время чтения и после чтения. К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие:
Y – YI классы
- выделение главного в тексте;
- составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
- умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
- грамотно пересказать прочитанный текст;
- работа с диаграммами;
YII – YIII классы
- умение составить план прочитанного;
- воспроизводить текст по предложенному плану;
- умение пользоваться образцами решения задач;
- запоминание определений, формул, теорем;
- работа с чертежами;
IX – XI классы
- работа с иллюстрациями (рисунками, таблицами, графиками);
- использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях;
- подтверждение научных фактов;
- конспектирование новой темы;
- работа с дополнительной математической литературой.
Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания текста необходимо начинать с 5-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.
Варианты приёмов работы с текстом, задания, которые позволят расширить предметную область и способствуют формированию важнейших метапреметных умений:
- Приём «ЗХУ» (презентация, слайды 2,3)
(З – что мы знаем, Х – что мы хотим узнать, У – что мы узнали, и что нам осталось узнать)
Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Для начала спрашиваю, что они знают. Показываю им картинку или предмет или обсуждаю с ними то, что знаю сама. Когда дети начнут предлагать свои идеи, выписываю их на доску в первую колонку таблицы. В колонку «Хочу узнать» предлагаю внести свои спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы урока. Затем обучающиеся читают новый параграф учебника, пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. После чтения текста предлагаю заполнить колонку «Узнал». Располагаем ответы напротив поставленных вопросов. Далее обучающимся предлагаю сравнить, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста. При этом желательно излагать сведения, понятия или факты только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.
- Приём «Инсерт» (презентация, слайды 4 – 7)
При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста). Пометки должны быть следующие:
v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
– если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;
+ если то, что вы читаете, является для вас новым;
? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, количество граф которой соответствует числу значков маркировки: «V» - знаю «+» - новое «?» - вопросы. Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы ученикам понадобится вновь вернуться к тексту.
Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» – понятным и четким. На этапе рефлексии необходимо произвести обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Заканчивается работа озвучиванием таблицы, т.е. усвоенное знание проговаривается.
- Прием «Составление кластера» (презентация, слайды 8-10)
Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большое количество информации.
Прием "Кластеры" использую как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии, т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов.
В зависимости от цели организую индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения.
Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления.
- Приём «Верные и неверные утверждения» или «Верите ли вы» (презентация, слайд 11)
Этот прием может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Затем прошу учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (например текст параграфа) мы возвращаемся к данным утверждениям и я прошу учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
- Приём «Концептуальная таблица» или «Сводная таблица» (презентация, слайды 12,13)
Используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам. Таблица помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Данные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой. Сводная таблица позволяет более качественно подготовить домашнее задание, так как является уже готовой памяткой, сделанной на уроке. Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения:
- выделять ключевые слова;
- систематизировать необходимую информацию;
- анализировать, сравнивать и обобщать информацию;
- развивать монологическую речь.
А так же у ребят возникает потребность в поиске дополнительной информации, так как бывает, что не все вопросы охвачены на уроке. Эти вопросы и остаются в качестве домашнего задания, которое принимает форму увлекательной работы с информацией.
- Приём «Составление «Синквейна»» (презентация, слайды 14,15)
Это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.
Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.
На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома.
Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, свойства, понятия изученного материала, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.
- Приём «Кубик» (презентация, слайды 16,17)
Данный прием используется на этапе осмысления. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:
- Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
- Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)
- Проассоциируй это... (Что это напоминает?
- Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)
- Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
- Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)
Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т.п. Использование данного приёма:
- позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;
- создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;
- создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.
Стратегии смыслового чтения чётко прослеживаются и в этапах работы над решением текстовых задач на уроках математики. (презентация, слайд 18)
Стратегии смыслового чтения | Этапы решения задач | Что должен уметь ученик |
Поиск информации и понимание прочитанного | Анализ содержания задачи. Поиск пути решения задачи и составление плана ее решения | Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл находить в тексте требуемую информацию |
Преобразование и интерпретация | Осуществление плана решения задачи. | Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации |
Оценка информации | Проверка решения задачи. | Подвергать сомнению достоверность получаемой информации, обнаруживать её |
Рассмотрим варианты приёмов работы с текстовыми задачами:
- Приём «Составление краткой записи» условия задачи. (презентация, слайды 19 – 22)
Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.
а) Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми равно 60 км, выехал автобус, а через 20 минут, вслед за ним выехал легковой автомобиль, скорость которого на 20 км/ч больше скорости автобуса. Автобус пришел в пункт В на 10 минут позже легкового автомобиля. Найдите скорости автобуса и легкового автомобиля.
Таблица является самым наглядным способом представления информации. Читая задачу первый раз, учащиеся должны понять её целостный смысл, чтобы определить количество строк и столбцов в таблице. После более детального прочтения ребята извлекают из текста всю необходимую информацию. После этой работы с текстом краткая запись условия задачи выглядит следующим образом:
б) Смешали 4 литра 15–процентного водного раствора некоторого вещества с 6 литрами 25–процентного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора? (открытый банк заданий по математике ЕГЭ)
На рисунке изображаем сосуды, общую массу раствора пишем вверху, внутри слева – концентрацию, справа - массу вещества в растворе.
4 л 6 л
15% | + | 25% |
= | ? | |||
1.Кол-во вещества в 1 растворе: 4 . 0,15 = 0,6
2.Кол-во вещества во 2 растворе: 6 . 0,25 = 1,5
3.Кол-во вещества в 3 растворе: 0,6 + 1,5 = 2,1
4.Кол-во получившегося раствора: 4 + 6 = 10
5.Концентрация получившегося раствора: 2,1 : 10 . 100 = 21%
Записывая таким образом условие задачи, даже среднему ученику становится доступно составление плана решения такой задачи. Не всякую задачу на смеси и сплавы можно решить по действиям. Иногда необходимо для решения составить математическую модель (уравнение или систему).
в) Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 60 км/ч, проезжает мимо придорожного столба за 57 секунд. Найдите длину поезда в метрах.
Прежде чем заполнить таблицу, полезно применить приём составления динамической модели, чтобы определить, что длина поезда равна пройденному им расстоянию. (презентация, слайды23 – 25)
2) Приём «Толстые и тонкие вопросы» (презентация, слады 26, 27)
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия.
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
|
|
3) Приём «Составление вопросов к задаче» (что нужно найти) (презентация, слайды 28 – 30)
Анализ информации, представленной в объёмном тексте математической задачи, формулировка вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные; останутся ли не использованные данные; нужны ли дополнительные данные.
Учитывая стратегии современных подходов к чтению, можно рекомендовать учителям математики следующее:
- выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового материала;
- формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом;
- предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной деятельности;
- повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед;
- организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления;
- обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.
Виды вопросов и заданий к текстам (по математике).
Существуют различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения:
Задания «множественного выбора»:
- выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
- определение вариантов утверждений, соответствующих или не соответствующих содержанию текста или не имеющих отношения к тексту;
- установление истинности или ложности информации по отношению к содержанию текста.
Задания «на соотнесение»:
- нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями,
пунктами плана, знаками, схемами, диаграммами и частями текста;
- нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, формул, схем, диаграмм и т.д.;
- соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста.
Задания «на дополнение информации»:
- заполнение пропусков в тексте предложениями или несколькими словами или одним словом или формулой;
- дополнение (завершение) предложений или доказательств.
Задания «на перенос информации»:
- заполнение таблиц или схем на основе прочитанного;
- дополнение таблиц или схем на основе прочитанного.
Задания «на восстановление деформированного текста»:
- расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной
последовательности.
- «собери» правило, алгоритм.
- «найди ошибку».
Задания с ответами на вопросы могут иметь различные целевые установки и соответственно различаться по степени сложности. В зависимости от цели и конкретного содержания вопросы можно разделить на три основные группы:
1. Поиск и целенаправленное извлечение информации («Общее понимание текста» и «Выявление информации»):
- нахождение фактического материала – в основном вопросы кто (что)? где? когда? для чего?
- определение темы;
- выявление информации, явно невыраженной в тексте.
2. Обобщение и интерпретация содержания текста («Интерпретация текста»):
- нахождение в тексте заданной информации;
- нахождение в тексте данных, иллюстрирующих определённую мысль;
- использование информации из текста для подтверждения своей гипотезы;
- установление смысловых связей между частями текста или двумя (несколькими) текстами;
- определение основной мысли (идеи) текста;
- соотнесение конкретной детали с общей идеей текста;
- интерпретация (комментирование) названия текста;
- формулирование вывода на основании анализа информации, представленной в тексте.
3. Оценка содержания и формы текста, рефлексия («Рефлексия содержания» и «Рефлексия формы подачи текста»):
- сопоставление содержания текста с собственным мнением;
- соотнесение информации текста с собственным опытом;
- обоснование своей точки зрения на основе ранее известной информации и сведений из текста;
- оценка утверждений, содержащихся в тексте, с учетом собственных знаний и системы ценностей;
- определение назначения, роли иллюстраций;
- «предугадывание» алгоритма.
Библиографический список:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий/ А.Г. Асмолов, О. А. Карабанова. – М.: Просвещение, 2010.
- Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.
- Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2011.
- Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. - № 6
- Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: Как реализовать ФГОС/ Н. Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011.
- Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9
- http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09_res.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности. Если в системе использовать технологию развития критического мышл...
Мастер-класс на тему: использование технологии критического мышления на уроках истории.
Мастер-класс по технологии критического мышеления....
Статья "Использование технологии критического мышления как средство повышения качества обучения чтению и работе с текстом на уроках английского языка"
В статье раскрываются основные элементы технологии критического мышления. Приводятся примеры данной технологии как средства, с помощью которого повышается качество обучения чтению и работе с текстом....
Выступления на педагогическом совете на тему: "Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка"
Материал содержит информацию о том, что такое критическое мышление и о том, как применять технологию КМ на уроках иностранного языка....
Статья на тему Использование технологии критического мышления на уроках астрономии
Статья об использовании технологии критического мышления на уроках астрономии...
Статья на тему: "Использование технологии критического мышления на уроках английского языка".
Критическое мышление на уроках английского....
ВЫСТУПЛЕНИЕ СЕМИНАР Формирования критического мышления школьников на уроках математики посредством решения нестандартных задач
Уметь быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации, анализировать, грамотно мыслить, быстро принимать решения в нестандартной ситуации и находить нужное за короткий про...