Формирование мотивации к изучению предмета «Технология»
статья по технологии (5, 6, 7 класс) на тему

Девяшина Людмила Павловна

Статья, в которой изложены методы и способы формирования мотивации к изучению предмета "Технология" в основной  школе. Приведены конкретные примеры работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx401.27 КБ

Предварительный просмотр:

                Формирование  мотивации к изучению предмета «Технология»

                                     «Труд- это источник радостей всего лучшего в мире».

                                                                                                 М. Горький

               В Большой Советской Энциклопедии дается следующее определение технологии: «Технология (от греч.  techne - искусство,  мастерство) - совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов,  полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т.д.»  Технология  - это предмет, который в наибольшей степени из всех других школьных учебных  дисциплин  позволяет активно развивать творческую  личность  растущего человека- гражданина, умеющего  сочетать  теоретические знания  с  умением  работать  руками, создавать и совершенствовать материальные ценности, работать на высокотехнологическом  оборудовании, умеющего проектировать свою собственную деятельность,  действовать в команде и строить свою профессиональную карьеру.                    Любой учитель знает, что  школьник учится лучше, если он заинтересован в результате своего труда. Именно на развитие устойчивого познавательного интереса школьника должна быть направлена деятельность педагога. Одна из основных задач, которую я ставлю перед собой – повышение уровня мотивации к  изучению предмета « Технология».

         Всем хорошо известно, что основа всей педагогической работы – формирование нужного мотива. Мотив – это форма проявления потребности человека в чем-либо.
Учитель, опираясь на имеющуюся потребность, должен так организовать свою работу, чтобы она вызывала у учеников положительные эмоции: удовлетворение и радость.
Один из примеров в моей работе это формирование интереса к работе за швейной машиной. Я начинаю с самого простого: показываю работы, которые выполнили старшие школьники, фотографии работ,  ролики,  снятые с прошедших дефиле и выставок, провожу беседу, убеждаю. Следующий этап включает технологические операции: правильная посадка за швейной машиной, выполнение  простых элементов на бумаге без заправки  машины нитями, далее – строчить по ткани, и, наконец – строчить по ткани с заправкой нити по намеченным линиям. Шаг за шагом, пройдя все этапы,  девочки приобретают навыки, чувствуют уверенность в своих силах, у них растет удовлетворенность от работы и, в конечном счете, формируется стойкая положительная мотивация к работе. Освоив приемы работы за швейной машиной, ученицы знакомятся с процессом моделирования, конструирования, кроя, со способами  обработки узлов и деталей изделия, правилами примерок, учатся технике «дефиле», выполняют проектные работы,– вот сколько мотивов возникает у девочек. Появляется потребность действовать, выполнять  работу, от результата которой остается удовлетворение и положительные эмоции.

        В своей работе особое место я уделяю профессиональной ориентации учащихся. Наше общество нуждается в талантливых профессиональных рабочих, инженерах, конструкторах, педагогах и других специалистах. Современный выпускник школы должен быть подготовлен для нахождения места своей трудовой деятельности в разнообразных сферах труда. В восьмом классе на уроках технологии я знакомлю девочек с отраслями общественного производства, с  классификацией профессий по отраслям, и условиями труда.  Решаем задачи,  проводим тестирование, определяем уровень интеллектуального развития. Учащиеся готовят доклады, выполняют творческие проекты. Это способствует  выявлению у них  профессионально важных качеств и формирует представление о народном хозяйстве, воспитывается уважение к рабочему человеку, повышаеся мотивация к изучению предмета.
    Коллектив, в котором  живет ученик играет немаловажную роль в формировании мотивации. Одной из форм работы в коллективе– проектная деятельность учащихся.

Метод проектов дает школьникам отличный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие, испытывать его и оценивать в реальных условиях. Использование проектной деятельности убедительно доказывает возможность сформировать стойкий интерес к изучению предмета.  А если проект носит коллективный характер – дети учатся выполнять функции принятой на себя роли, анализировать результаты совместной работы, т.е. позволяет ученикам приобретать навыки работы в команде.  К примеру, чтобы сшить шторы для актового зала мы запустили проект. Работа была проведена большая: тут и исследовательская и экскурсия в магазин, и опрос мнения учащихся и педагогического коллектива. Сделали экономический расчет и вывод. В итоге- новые шторы в школьном актовом зале, творческая работа команды, большая свобода действий, сближение коллектива, простор для творческой инициативы, дружеское сотрудничество, интерес к изучаемому предмету- повышение мотивации.

      Следующий способ повышения мотивации - это внеурочная деятельность. Формы организации занятий «внеурочки» разнообразны. Это беседы, экскурсии, мастер-классы, выставки, конкурсы.  Заинтересованные, увлеченные, активные приходят три раза в неделю  на занятия, участвуют в разнообразных мероприятиях. Совместно готовят поздравительные открытки, сувениры, поделки к различным  праздникам.  Приходят, чтобы узнать  новое, пообщаться, перенять  что-то для себя полезное, проявить и развить свои особые творческие способности. Занятия формируют у учащихся готовность и привычку к деятельности, к творчеству. Результатом этой деятельности являются неоднократные достижения моих учащихся- членов кружка в конкурсах разных уровней.

        Немаловажную роль в повышении уровня мотивации  занимает внеклассная работа по предмету. Каждый год в нашей школе проходит неделя «Технологии».  Она способствует воспитанию инициативы, самостоятельности, умению творчески подходить к решению различных задач, а также воспитанию у учащихся чувства коллективизма и творчества, расширению и углублению знаний, творческой активности, служит средством профориентации и повышает уровень мотивации изучения предмета.   В заключение хотелось бы сказать словами К.Д. Ушинского:  «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».

C:\Users\Люся\Desktop\группа.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД при изучении предмета «Технология»

Данный материал конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательн...

Инновационные подходы в изучении предмета "Технология"

"Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием" Это слова Ушинского которые актуальны как никогда в нынешнее время. Развивается и функционирует современный р...

Преемственность в изучении предмета "Технология" между начальной школой и средним звеном

Анализ учебника "Технология" для 5-8 классов под редакцией Симоненко и учебника "Технология" для 1-4 классов под редакцией Роговцевой,Богдановой, Шипиловой, Анащенковой...

Формирование мотивации к изучению предмета «Технология»

             Считаю, что можно превратить «пассивных» детей в «активных», вызвать интерес к учению, если умело сформировать мотивацию ученика. Повышение уровн...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему: «Развитие творческого потенциала в процессе изучения предмета Технология в условиях ФГОС.»

Введение  Глава I. Развитие творческого потенциала учащихся, как социально- 4 педагогический аспект в процессе изучения предмета «Технология». 1.1. Педагогическая наука о сущности творческого пот...