Применение метода творческого проекта в изучениии предмета "Технология"
статья по технологии на тему
Описание опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_metoda_tvorcheskogo_proekta_v_izuchenii_predmeta_romanov_a.i.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА
В ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Романов Александр Иванович,
учитель технологии МБОУ «Инсарская средняя
общеобразовательная школа №1»
1.Актуальность и перспективность опыта
«Умение людей участвовать в проектной деятельности есть показатель культуры народа, и приучение учащихся со школы к этому великому достоянию мировой цивилизации создаёт благоприятные условия для их развития и достижения определенной карьеры» - эти слова В. Д.Симоненко отражают актуальность данного педагогического опыта, способствующего развитию личности, как учителя, так и ученика. Способность учащихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.
Метод проектов занимает особое место в обучении учащихся технологии. Под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь под контролем учителя. При этом важно, чтобы тема проекта отвечала возможностям и склонностям школьника, а полученный результат оказался практически востребованным. Для этого, начиная с младших классов, дети должны участвовать в выявлении потребностей общества, школы, семьи в той или иной продукции или услугах, оценке имеющихся для их реализации технологических возможностей и экономической целесообразности работы; выдвижении идей проекта, разработке конструкции и технологии изготовления изделия.
Процесс выполнения творческих проектов на каждом из этапов обучения предполагает не только комплексное использование учащимися изученного на уроках технологии, но и опору на знания и умения, полученные из других школьных дисциплин, а также на свой пусть и небольшой личный опыт. Это создает благоприятные условия, для осуществления личностно - ориентированного подхода в обучении, формирования у школьников таких ценных качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в команде.
Внедрение метода проектов в учебный процесс по технологии позволило:
· повысить познавательную активность учащихся;
· поднять имидж учащихся (изготовление проектного изделия самостоятельно – от идеи до её воплощения в реальность), учителя (обучение школьников по самой передовой технологии);
· включить в процесс обучения учащихся их родных и близких (обсуждение школьников по самой передовой технологии);
· усилить полезность обучения (товар или услуга создается для дома, школы или реализации);
· активно формировать у учащихся лучшие гражданские качества (трудолюбие, целеустремленность, ответственность, экономичность, предприимчивость, стремление к созиданию и т. д.).
Метод проектов – это система обучения, при которой «Технология» - гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей. Метод, который способствует формированию у учащихся адекватной самооценки, поднятию их имиджа в окружающей среде, усилению «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». А сохранение и приумножение врожденной «самостоятельности» ребенка - это важнейшая задача образования подрастающего поколения.
2. Условия возникновения, становление опыта.
Технологическая революция и возникновение постиндустриального общества привели к тому, что к человеку стали предъявляться новые функциональные требования: от работника теперь требуют как хорошо развитые производственные функции, так и способности и умения проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу. Эти способности и умения должны формироваться с детства и постоянно развиваться как во время обучения, так и трудовой деятельности.
В современном обществе мужчина должен не только уметь выполнять несложные ремонтные работы по дому, изготавливать простые предметы, но и всегда быть в «деловой» форме и чутко реагировать на постоянно изменяющуюся информационную и технологическую обстановку.
Подготовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, сформировать развитую, творческую, инициативную и предприимчивую личность - моя задача.
Обозначенная задача заставила меня искать особые методические приемы, которые позволили бы сохранить увлекательную форму подачи материала и одновременно создавать условия для предприимчивости и развития творчества учащихся, позволили бы научить школьников решению выявленных и осознанных ими реально существующих технологических задач окружающего мира.
Я моделировал свои уроки, применяя групповую, звеньевую, парную работу, игровое, проблемное обучение, организовывал работу по опорным схемам, но не получал удовлетворение от уроков.
Передо мной каждый раз возникали вопросы:
Как обеспечить условия для учащихся, которые позволяли бы:
- мыслить системно и комплексно;
- самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности самого человека;
- развивать способности рассуждать о реальном технологическом мире через представления, суждения и понятия; разумно создавать, использовать и управлять;
- непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их в качестве средств преобразовательной деятельности?
Изучение литературы передового педагогического опыта , позволило мне апробировать в своей практике элементы одной из технологий, методов, которые бы способствовали сформировать систему интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся, воплощенных в конечные конкурентоспособные потребительские продукты или услуги, способствовали творческому развитию личности. Это – метод творческого проектирования, теоретической основой которого являются концепции американского педагога, психолога, ведущего представителя философии прагматизма – Джана Дьюи, осуществлявшего свои исследования в экспериментальной «школе-лаборатории» при Чикагском университете . Изучив этот метод, его мотивацию, я сформулировал свою ведущую педагогическую идею (гипотезу):
Внедрение учителем технологии в практическую деятельность метода творческого проектирования обеспечит:
- повышение качества образования;
- повышение уровня этического, эстетического и эмоционального развития сферы личности;
- повышение уровня самостоятельности и познавательного интереса к учебному предмету технологии;
- успешную самореализацию, профессиональное самоопределение;
- адаптацию к современным социально-экономическим условиям жизни;
- повышение уровня развития творческих способностей, умения проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу.
Теоретическая интерпретация опыта В основе метода проекта (от греческого «путь исследования») лежит система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, которая ориентируется на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг подсознательно и творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности из многих альтернативных подходов с учетом ее последствий для природы, общества и контролем учителя, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость. Условия метода проекта – это не только сообщение новой информации и обучение приемам самостоятельной работы, но и осознание проблемной области, выявление конкретной задачи и ее формулировки, выбор оптимального варианта, выбор инструмента, оборудования, экономическое и экологическое обоснование, контроль качества, коррекция, испытание, реклама своей разработки, оформление, самооценка и защита проекта.
.Метод проекта позволяет учителю перевести свою деятельность из режима информирования в режим консультирования и управления, а учащимся самостоятельно разработать и изготовить изделие ( услугу) от идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной, с учетом своих возможностей, способностей и интересов
3. Наличие теоретической базы опыта
Выполнение проектов целесообразно совмещать с предварительным изучением необходимых теоретических сведений, а также их подготовкой в области конструирования, решения творческих изобретательских задач. Тематику учащиеся выбирают самостоятельно, исходя из своих интересов склонностей, возможностей. Деятельность учителя при проектном обучении заключается в формирование банка учебно-познавательных задач - создание условий для разработки и осуществления учащимися творческих проектов и вооружение их необходимыми для этого знаниями и умениями
На уроках во время работы над проектом использую учебники по технологии 5-8 класс, под редакцией Симоненко В. Д., и дополнительную литературу:
1. Гуревич М. И., Павлова М. Б., Петрова И. Л., Питт Дж., Сасова И. А.
Технология. 5 класс: Сборник проектов. Пособие для учителя.
М.: «Вентана-Граф», 2003.
2. Павлова М. Б., Гуревич М. П., Сасова И. А.
Метод проектов в технологическом образовании школьников 5 – 9 классы.
Пособие для учителя. М.: «Вентана-Граф», 2003.
3. Симоненко В. Д., Жураковская В. М., Чиркова С. Е., Сидорова Л. В.
Творческие проекты старшеклассников по технологии.
Учебно-методическое пособие БГПУ,1998.
4.Технология опыта.
Исходя из определенных личностных качеств современного выпускника, ценностных предпочтений общества, целей школьного образования вижу цели своей педагогической деятельности в следующем:
формировать личность, способную адаптироваться к современным условиям;
развивать умения добывать и применять знания, самостоятельно решать проблемы.
Для достижения указанной цели ставлю перед собой следующие педагогические задачи:
Способствовать формированию у учащихся информационной компетентности.
Учить школьников применять полученные знания на практике.
Создавать условия для развития у обучающихся операционного мышления.
Способствовать развитию познавательного интереса к предмету.
Изучение интеграктивной образовательной области «Технология» позволит учащимся приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения. Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационному и передовыми технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению традиций семьи, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.
Уроки строятся по следующей структуре учебной деятельности:
1 этап - учебно-познавательный мотив, мотив собственного роста, собственного усовершенствования.
2 этап - учебное задание, направленное на овладение необходимыми знаниями и умениями. Эти задания включают в себя проведение исследований, анализ, самостоятельное изучение определенных явлений, построение способов изучения и фиксацию результатов изучения.
3 этап - учебные действия, с помощью которых ученики решают учебные задания.
К ним относятся:
выделение проблемы из поставленной целью учебного задания.
выявление способа решения проблемы.
моделирование способов решения учебных проблем.
конкретизация и обогащение способов действий.
контроль за ходом и результатом учебной деятельности.
Принципы которыми педагог руководствуется при обучении:
Принцип наглядности;
Принцип систематичности и последовательности знаний;
Принцип доступности и посильности;
Принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения;
Принцип прочности знаний учащихся;
Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью;
Принцип научности обучения.
В содержании обучения педагог включает учащихся в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования проекта в деятельности. Обеспечивает интегративную основу обучения и синтез знаний учащимися в процессе выполнения проектов. Среди форм организации учебной деятельности используется самостоятельная исследовательская работа на уроке и вне урока, дискуссии, мозговой штурм, интервью, консультации, конкурсы, защиты проектов.
При этом используются три основные формы организации учащихся:
фронтальная;
групповая;
индивидуальная.
Для развития умственных способностей и интереса к знаниям педагог использует на практике следующие методы обучения:
Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. Этот метод охватывает: демонстрацию, лекцию, изучение литературы, телевизионные передачи.
Проблемный метод. Благодаря этому методу учащиеся приобретают навыки логического и критического мышления.
Частично-поисковый метод. При этом методе учащиеся получают возможность ознакомиться с определенными моментами научно-исследовательской работы, при самостоятельной работе в процессе проектирования.
Исследовательский метод, благодаря которому учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.
Выполнение проектов целесообразно совмещать с предварительным обучением обучающихся необходимых теоретических сведений, что заложено в метод проектов.
Типология проектов.
1. Практико –ориентированный проект.
Нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, и т. д.
Палитра разнообразна- от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению России.
2. Исследовательский проект.
Основные понятия, необходимые для выполнения исследовательского проекта; объект исследования, проблема. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обсуждение полученных результатов.
3. Информационный проект.
Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения представления для широкой аудитории.
4. Ролевой проект.
Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей.
5. Творческий проект.
Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
Оформление результатов в виде видеофильмов, статьи, альбома.
Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса. Метод работы с творческими проектами является активной формой обучения и развития, которая позволяет в процессе обучения трудовой деятельности сформировать у учащихся такие необходимые качества, как способность самостоятельно решать творческие и технологические задачи, принимать обоснованные решения, применять и использовать приобретенные умения, знания, навыки и информацию в различных сферах преобразовательной деятельности. Проектность - это определяющая черта современного мышления, это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде. Проектное образование - это образование предполагающее, с одной стороны, освоение знаний в форме проектов, а с другой - обучение использованию старых и производству новых знаний в форме новых проектов. Метод проектов способствует формированию учащихся адекватной самооценке, поднятию их имиджа в окружающей среде, усилению "я сам", "я сделаю", "я умею". Сохранение и преумножение врожденной "самостоятельности" ребенка это важнейшая задача образования подрастающего поколения, которую педагог старается решать на своих уроках. Для этого педагог использует различные виды наглядности: естественную, картинную, объемную и звуковую, символическую и графическую.
В разделе «Технология обработки древесины» процесс проектирования включает в себя анализ проектного задания, обобщение материала, выполнение эскиза, макета из материала, расчет творческого процесса, художественное конструирование и моделирование, изучение социологических и экономических требований.
Исходя из этого определения творческим проектом может считаться только такая работа, когда вместе с готовыми изделиями должны быть представлены все материалы, отражающие этапы разработки и выполнения проекта.
Работа с древесиной, металлом, изготовление изделий, выполнение декоративно-прикладных работ своими руками являются творческим процессом, одним из средств самовыражения и дают возможность учащимся реализовать свои замыслы в реальные, конкретные изделия.
В содержание учебного материала заложена логика художественного конструирования (дизайна), т. е. проектировочной деятельности, имеющей своей целью формирование эстетических и функциональных качеств изготовленных изделий.
Изготовление изделий может быть рассмотрено как сумма нескольких технологических действий, выполняемых в следующей последовательности: 1) составление эскиза; 2) выполнение чертежа-конструкции, составление технологической карты.
Четкое следование схеме эскиз — чертеж — конструкция — технология — готовое изделие позволяет научить учащихся выполнять самостоятельно изделия от идеи до конечного результата, от эскиза до готового изделия.
Задача учителя предварительно сформировать определенные знания, умения, навыки и дать информацию по всем направлениям деятельности, ознакомить со всеми профессиями, задействованными в изготовлении изделий: художник, конструктор, технолог, столяр, слесарь, станочник.
Обучение деятельности, а не конкретно какому-либо ремеслу — узко ремесленническому умению изготовить одно-единственное изделие, заключается в самостоятельном выполнении различных изделий из конструкционных материалов от начала до конца по составленному плану технологической обработки.
Обучение на творческом труде (в доступных для школьников соответствующего возраста формах) способствует повышению интереса к обучению, выработке устойчивых мотивов в их познавательной деятельности и трудовой деятельности в целом.
Объем получаемых знаний должен позволить учащимся в 5—8 классах самостоятельно выполнить творческую работу, поэтому содержание учебного материала распределяется по степени усложнения с учетом возрастных особенностей.
Главная задача учителя состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы.
Большую помощь в работе оказывает кабинет, где имеются все необходимые наглядности, накоплен и систематизирован дидактический материал включающий:
таблицы;
опорные схемы;
банк учебных проектов.
5. Результативность опыта
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
За последние 5лет моей педагогической деятельности :
- Повысился уровень обучаемости учащихся (динамика качества в классах возросла от 5 до 12 %) .
- Вырос уровень творческой активности учащихся по предмету технологии. Школьники активно принимают участие в городских, Республиканских, Российских конкурсах, олимпиадах, научно-исследовательских работах и занимают призовые места.
- Около 10% выпускников школы выбрали свою будущую профессию, основанную на знаниях предмета технологии.
Получение стабильного результата обучения способствовали также, по-моему мнению, следующие факты:
- использование приемов планирования и организации саморазвития, учащихся
- путем индивидуальной работы;
- использование в работе альтернативных учебников;
- ежегодное проведение предметных недель;
- ежемесячное проведение школьных конкурсов и выставок творческих работ;
- путешествий в страну современных технологий, развлекательно-познавательных и деловых игр;
- обновление содержания учебного кабинета;
- комфортный микроклимат в образовательном процессе;
- создание наглядных пособий;
- положительная учебная мотивация у большинства учащихся;
- обучение на диагностической основе;
- повышение уровня квалификации, курсовая переподготовка учителя.
Продвижение учащихся в развитии умений, положительные результаты в творческой деятельности, 100 % успеваемость, высокое качество знаний учеников, убедили меня в правильности выбора и способствовали разработке инновационных, методических материалов по технологии с использованием творческого проектирования , а именно:
- Методические разработки уроков с использованием творческого проектирования.
- Тестирование по проектной деятельности школьников для 8,9 классов.
- Контроль знаний учащихся, задания по выбору.
Осмысление собственной деятельности способствовало выявлению условий, необходимых для достижения прогнозируемых результатов и эффективности дальнейшей работы по творческому проектированию учащихся.
Учащиеся победители и призеры конкурсов и олимпиад муниципального Республиканского и Всероссийского уровня.
1 | Борисов Александр Выпускник 2006 | Неоднократный призер районной олимпиады по технологии. Победитель Республиканской олимпиады по технологии 2002год. |
2 | Романов Денис Выпускник 2006 года. | Неоднократный призер районной олимпиады по технологии. Победитель Республиканской олимпиады по технологии . Участник Российской олимпиады по технологии, г. Тула 2002год. |
3 | Ахраменков Сергей Выпускник 2007 года. | Неоднократный победитель районной олимпиады по технологии. Победитель Республиканской олимпиады по технологии 2004, 2007года. Диплом Гран-при степени Московского Международного форума «Одаренные дети» в номинации «Юные Кулибины», 2007год, г. Саранск. Диплом Московского Международного форума «Одаренные дети» в номинации «Юные Кулибины» первое место, г. Москва. |
4 | Адышкин Сергей Выпускник 2008 года. | Неоднократный победитель районной олимпиады по технологии. Призер Республиканской олимпиады по технологии 2008 года второе место. Диплом Гран-при степени Московского Международного форума «Одаренные дети» в номинации «Юные Кулибины», 2008год, г.Саранск. Диплом Гран-при степени Московского Международного форума «Одаренные дети» в номинации «Юные Кулибины», Г.Москва. |
5 | Масеева Анна Выппускница 2010года. | Призер районной олимпиады по технологии 2008 год. Победитель Республиканской олимпиады по технологии , 2009г. Диплом Гран-при степени Московского Международного форума «Одаренные дети» в номинации «Юные Кулибины», 2009год. г. Саранск. |
6 | Абрамов Сергей Выпускник 2010 года. | Победитель районной олимпиады по технологии 2008год.Победитель Республиканской олимпиады по технологии 2009год Диплом Гран-при степени Московского международного форума «Одаренные дети» в номинации «Юные Кулибины», 2009год. г. Саранск |
7 | Абрамов Сергей 11кл. Выпускник 2010 года. | Победитель районной олимпиады по технологии. Призер Республиканской олимпиады по технологии второе место 2010год г.Саранск. |
8 | Кирдянкин Евгений 10кл. Выпускник 2012 года. | Призер Республиканского конкурса технического творчества 2011год г. Саранск. |
Рогулев Алексей 8кл. | Победитель муниципальной олимпиады по технологии 2012г. | |
9 | Лобанов Евгений 10кл. Выпускник 2013 года. | Призер Республиканской олимпиады по технологии второе место2012 год г.Саранск |
10 | Королев Александр 9кл. Выпускник 2015 года. | Победитель муниципальной олимпиады по технологии, участник Республиканской олимпиады по технологии 2013г., Призер Республиканского конкурса технического творчества. |
11 | Загороднов Илья 9кл. | Победитель муниципальной олимпиады по технологии 2014-2015г., участник Республиканской олимпиады, победитель районного конкурса технического творчества, участник Республиканского конкурса технического творчества детей и молодежи 2014г. |
12 | Сапегин Александр | Победитель районного конкурса технического творчества2015г.,участник Республиканского конкурса 2014г. |
13 | Журавлев Максим | Победитель районного конкурса технического творчества.2015г. |
6. Трудности и проблемы при использовании метода проектов
Модернизация образования, приведение его в соответствие с новыми историческими условиями требует последовательного и кардинального его изменения на всех уровнях и во всех элементах. Важнейшей задачей реформирования образования является внедрение в практику обучения новых технологий, обеспечивающих интеллектуальное, творческое и нравственное развитие личности. Специфической формой творчества, способом развития человека являются, по мнению современных ученых, проектная деятельность и метод проектов. Методу проектов посвящено немало исследований в зарубежной и отечественной педагогике.. Действительно, подготовка к использованию метода проектов занимает очень много времени и для того чтобы проанализировать трудности в использовании метода проектов, необходимо определить, что такое проект.
Н.Ю. Пахомова, исследуя метод проектов в своей работе “Метод учебного проекта в образовательном учреждении”, рассматривает учебный проект как с точки зрения учителя, так и с точки зрения учащегося. Учебный проект с точки зрения учащегося – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей”. А что такое учебный проект с точки зрения учителя? Это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования. Таким образом, можно подчеркнуть, что в ходе проектной деятельности должна решаться проблема, которая сформулирована самими учащимися. А как дело обстоит на практике? Зачастую учителя сами называют проблемы, которые учащиеся должны решить. А ведь проблема, которую мы выдвигаем, может не быть личностно значимой для них. В то же время учащимся трудно определить проблему самостоятельно, исходя из учебной темы. Как поступить учителю? Во-первых, существуют учебная тема и тема проекта. Вовсе необязательно они должны совпадать. Тема проекта должна быть сформулирована таким образом, чтобы в нем учащийся мог видеть скрытую проблему. Например, учебной темой по технологии Что такое древесина, что изготавливают из древесины, свойства древесины, пороки древесины? Отвечая на данные вопросы, учащиеся могут прийти к формулировке проблемы: “Влияние породы и качества древесины на готовое изделие”. Иногда, чтобы ответить на наводящие вопросы, обучаемые могут не владеть достаточной информацией. Учитель должен дать возможность учащимся ознакомиться с ней, дав текст для чтения.
Таким образом, первая трудность, с которой сталкиваются педагоги, состоит в организации самостоятельного определения учащимися проблем, т.е. первого этапа проектной деятельности. Следующей трудностью является организация следующего этапа – целеполагания. Чаще всего цели бывают сформулированы нечетко. Можно использовать “Дерево целей” и метод SMART для постановки конкретной, реалистичной и достижимой цели. На третьем этапе проектной деятельности – этапе выдвижения гипотезы – учителя сталкиваются с новой проблемой. Не всегда удачно идет “мозговая атака”. Зачастую учителя не до конца понимают ее назначение, которое состоит в выдвижении как можно большего количества идей. Автор книги “Латеральное мышление” Эдвард де Боно предупреждает, что нельзя критиковать идеи на данном этапе. Ведь критикуя некоторые из них, которые нам кажутся на первый взгляд бессмысленными, неудачными или неподходящими, мы рискуем потерять в лице учеников генераторов идей. Ведь гипотеза – это предполагаемый способ решения проблемы. Для ее выдвижения необходимо иметь как можно больше идей, которые должны анализироваться и подвергаться выбору только после “мозговой атаки”, а не во время ее проведения.
Четвертый этап – планирование проекта – сопряжен с двумя трудностями. Первая из них заключается в неумении учениками составить план деятельности. Т. Лазарев в своей статье “Проектный метод: ошибки в использовании” указывает на следующие типичные ошибки, встречающиеся при анализе планов школьных проектов: туманная логика достижения целей, слабо прописанные связи между деятельностью, задачами и целями проекта; отсутствие графика выполнения мероприятий и работ по проекту; определение требуемых ресурсов “на глазок”; отсутствие распределения ресурсов по времени и по работам, не использование объективных критериев выполнения пунктов плана; отсутствие анализа возможных рисков проекта .
Учитель должен научить учащихся сопоставлять цели и задачи, выработать график выполнения мероприятий для достижения цели, определять ресурсы, определить время выполнения того или иного пункта плана, установить время текущего, промежуточного и итогового контроля выполнения проекта. Для того чтобы формировать элементарные навыки составления плана, можно использовать обычные уроки. Кроме того, на данном этапе учитель может столкнуться с тем, что ученики часто не умеют работать в команде. Во-первых, необходимо правильно сформировать микрогруппы. А.В. Конышева, исследующая проблемы организации проектной деятельности, предлагает организовывать группы согласно психологической совместимости. Она считает, что в микрогруппе должны быть ученики с разным уровнем знаний, мальчики и девочки. Во-вторых, необходимо научить их работе в сотрудничестве. Для этого существуют различные методы, например, метод jigsaw (пила), разработанный профессором Эллиотом Аронсоном. Применение данного метода на обычных занятиях способствует развитию умения работать в сотрудничестве.
На следующем этапе проектной деятельности – выполнении проекта – преподаватель очень часто сталкивается с отсутствием или недостаточным уровнем развития информационных умений у учеников. Ведь они должны уметь не только находить необходимый материал из нескольких источников, но и уметь анализировать его и делать выбор. Учителю необходимо отрабатывать данное умение на занятиях. Кроме того, на данном этапе многим преподавателям трудно проследить, как идет работа над проектом. Необходимо организовать не только итоговый, но и текущий и промежуточный контроль. Однако следует избегать мелочной опеки. Ведь функция учителя на всех этапах – консультационно-координирующая.
На этапе презентации, когда учащиеся предъявляют продукты своей деятельности, учитель должен воздерживаться от оценки. Здесь он является только наблюдателем. Оценка проекта осуществляется на следующем этапе – рефлексивном. Многие педагоги забывают об этом этапе и завершают проект презентацией. Однако для формирования умения самостоятельной работы важно научить обучаемого анализировать свою деятельность. Поэтому на данном этапе анализируется не только сам проект, но и деятельность учащихся.
Таким образом, преподаватели, использующие метод проектов, могут столкнуться с трудностями на всех этапах проектной деятельности. Однако все эти трудности преодолимы, если не подменять субъект-субъектные отношения субъект-объектными, если учитель постепенно переходит от информационно-контролирующей функции к консультационно-координирующей, если организуемая учителем проектная деятельность органично встроена в учебно-воспитательный процесс, а не является чем-то случайным, эпизодическим явлением.
7. Адресная направленность.
Опыт работы по данной технологии может использоваться учителями технологии в общеобразовательных школах, как в общеобразовательном классе так и в профильном; преподавателями профессиональных училищ.
8. Заключение.
На современном этапе развития образовательной системы Российской Федерации, предусматривающей профилизацию старшей ступени общего образования, востребована и является педагогически ценной та методика преподавания предмета, которая использует активность учителя и ученика В арсенале инновационных педагогических средств и методов, обеспечивающих индивидуализацию профильного обучения, особое место занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Метод проектов не нов в дидактике. Тем более важным является опыт педагога по организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии в процесс обучения и воспитания, советы во избежание неудач при реализации проектов.
Начало освоения нового всегда сложно, а поэтому и трудоемко, как для учителя, так и для учащихся. Сказывается и нехватка литературы как учебной, так и методической, что занимает много времени для подборки информации. Все приходит со временем и с опытом. Если, начиная с 5-го класса, материал собирается по крохам менее емкий, то к 11-му классу учащиеся успешно справляются с более сложными блоками- модулями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод творческих проектов на уроках технологии.
Статья «Проектная деятельность на уроках технологии». ...
Применение метода учебного проекта на уроках истории и обществознания как ресурс формирования ключевых компетентностей
Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в се...
«Применение методов творческих проектов в объединении «Макраме» при организации и проведении конкурсно-выставочных мероприятий ЦДТ»
В докладе на тему: «Применение методов творческих проектов в объединении «Макраме» при организации и проведении конкурсно-выставочных мероприятий ЦДТ», представлен опыт работы педагога в объедине...
Применение метода учебных проектов в преподавании истории (обществознания) как средство повышения качества знаний обучающихся
Выпускная работа слушателя курсов повышения квалификации - обобщение опыта работы по теме самообразования ( теория и результаты работы )...
«Изучение предания как жанра фольклора в контексте региональной культуры путём применения метода метапредметного проекта»
Материал раскрывает возможности метапредметного подхода и проектной деятельности для формирования у обучающихся универсальных учебных действий....
«Изучение предания как жанра фольклора в контексте региональной культуры путём применения метода метапредметного проекта»
Формирование у обучающихся универсальных учебных действий посредством метапредметного подхода и проектной деятельности....
МЕТОД ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В материале статьи рассматриваются возможности применения метода проектов на уроках английского языка, дается основная классификация типов проектов, описываются формируемые у учащихся навыки и умения ...