Доклад. "Проектирование уроков технологии".
статья по технологии (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Ситников Виталий Михайлович

Бессмысленно проектировать «хороший процесс обучения» с «хорошим содержанием», если нет четкого определения конечной цели. Так же нельзя и создать уроки технологии, предполагающие обучение творчеству вообще, развитие творческих способностей вообще. Если начинать проектирование с «бескритерийным» заданием, то получится, как в сказке: пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что. Поэтому проектирование начинается с четкого определения цели.

В докладе рассказывается о том, как проектировать уроки технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.proektirovanie_urokov_tehnologii.docx14.36 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад.

Проектирование уроков технологии.

Бессмысленно проектировать «хороший процесс обучения» с «хорошим содержанием», если нет четкого определения конечной цели. Так же нельзя и создать уроки технологии, предполагающие обучение творчеству вообще, развитие творческих способностей вообще. Если начинать проектирование с «бескритерийным» заданием, то получится, как в сказке: пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что. Поэтому проектирование начинается с четкого определения цели.

При выборе этой цели мы исходим из общих целей обучения творчеству, имеющегося педагогического опыта учителя, который должен был вести уроки технологии; его специальности, квалификации и конкретных условий школы.

В нашем случае школа образовательная, класс самый обычный, без специального отбора, условия для работы типичные, специальность учителя, ведущего уроки технологии. Конечная цель была определена так: общее развитие и формирование качеств творческой личности школьников. Эта цель может быть достигнута благодаря созданию условий разнообразной деятельности для выявления и развития способностей детей (вооружение их способами деятельности, обучение деятельности, обучение действиям с реальными предметами и их образами, раскрытие путей и способов осуществления деятельности). Поэтому, конкретные задачи были сформулированы так.

  1. Включить детей в разнообразную деятельность. Это достигается специально подобранными видами практических работ. Успешное выполнение этих работ (в своем неповторимом варианте, т.е. творческое) требует использования знаний по технологии. Усвоение этих основных знаний в процессе изготовления конкретных изделий способствует, в свою очередь, их глубокому теоретическому осмыслению в старших классах.
  2. Выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды деятельности, т.е. перенос знаний и навыков.
  3. Развить сообразительность и быстроту реакции при решении различных задач, связанных с практической деятельностью.                      

Анализируя многолетний опыт, учитывая цели и задачи обучения творчеству, а также психологические особенности школьников этого возраста, сформулировали исходные принципы, ориентиры, которыми руководствуемся при проектировании и организации уроков творчества. Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся знаний.

Следовательно, надо детям сообщить необходимые основные  знания, научить таким навыкам и приемам работы, которые были бы нужны для создания запроектированных  (запланированных) продуктов, в том числе и творческих. Творчество не игнорирует знания норм. Наоборот, зная правила, мы можем оценить своеобразие, индивидуальность исполнения и целесообразность отступления от правила. К творчеству ребенка надо подводить постепенно, основываясь на уже имеющейся у него информации, которую учитель сообщил ему и которую надо закрепить на практике. Знания, не связанные с имеющимися знаниями, с навыками работы инструментами, не только бесполезны, но и вредны: могут привести к травме, вызвать стресс, внести разлад в уже полученные знания и навыки и создать хаос в уже имеющихся, но еще не закрепленных.

Ребенка надо учить целенаправленно, целеустремленно и постепенно, многократно закрепляя уже полученные ранее навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стендовый доклад «Проектирование моделей внеурочной деятельности»

Стендовый доклад «Проектирование моделей внеурочной деятельности» на декаде системы ДОД "ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ: внедрение инноваций и обеспечение качества у...

ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»

Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса:  повышение профессионального уро...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР учителей технологии в рамках регионального методического объединения учителей технологии «ТЕМП» «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ТЕХНОЛОГИИ» 24.02.2015

На данном семинаре рассматривался современный урок технологии и его анализ.Современный урок технологии - это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её...

Доклад: Проектирование медиауроков истории и обществознания

Проектирование медиауроков истории и обществознания...

Доклад «Проектирование на уроках английского языка»

Выступление на районном семинаре учителей английского языка на базе МБОУ "Мемдельская СОШ" 15 ноября 2018 года...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Гуляева Василия Петровича, учителя технологии . Тема:«Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность) в школе для слабовидящих» ""

Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся с нарушениями зрения, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».Задачи:Изучить педагогические, псих...