Конспект "Мясо и мясные изделия"
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему
Урок -конспект "Мясо и мясные изделия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_-_myaso_i_myasnye_izdeliya.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок кулинарии «Мясо и мясные продукты»
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь! (Фиксирует отсутствующих в классном журнале.)
– Посмотрите, пожалуйста, на экран и прочитайте стихи С. Маршака "Мясные продукты". Как вы догадались тема сегодняшнего урока «Мясо и мясные продукты», запишите ее в тетради (см.Приложение , слайд 1–2). Цель сегодняшнего урока: познакомиться со значением мяса в питании человека и способами его обработки.
2. Актуализации знаний
Мясо – один из основных продуктов питания. Мясо хорошо сочетается по вкусу с различными пищевыми продуктами, из него можно приготовить множество разнообразных блюд. Мясо представляет собой сочетание мышечной, соединительной, жировой и костной тканей.
Пищевая ценность мяса.
Мясо обладает высокой пищевой ценностью. В нем содержатся белки, жиры, минеральные вещества, витамины, экстрактивные вещества.
Белки мяса – полноценные, они содержат аминокислоты, близкие по составу к белкам мышечной ткани человека. После тепловой обработки они легко усваиваются.
Жиры мяса располагаются между его волокнами и имеют твердую оболочку. В процессе тепловой обработки жиры плавятся и в таком состоянии легче усваиваются.
В мясе содержится минеральные вещества. Оно особенно богато фосфором, железом. А еще в мясе содержатся микроэлементы: алюминий, цинк, медь, марганец. Мясо и мясные продукты содержат в большом количестве витамины группы В и жирорастворимые витамины, особенно витамин А.
Экстрактивные вещества не имеют питательной ценности, но являются возбудителями отделения пищеварительного сока, благодаря чему пища лучше усваивается. (слайд 3)
3. Формирование новых знаний
– А теперь поработаем с учебником.
Задание: Прочитайте текст и оформите полученную информацию в таблицу (слайд 4).
Обучающиеся работают с учебником и заполняют таблицу.
После окончания работы с учебником выполним физкультминутку.
Гимнастика для глаз (комплекс упражнений)
- Часто поморгать несколько раз. Закрыть глаза и спокойно сосчитать до 5. (Повторить упражнение 4–5 раз).
- Крепко зажмурить глаза, сосчитать до 3, открыть глаза и посмотреть вдаль, сосчитать до 5. (Повторить упражнение 4–5 раз).
- Вытянуть правую руку вперед. Медленно двигать указательным пальцем влево-вправо, вверх-вниз и следить за ним глазами. Голову держать неподвижно. (Повторить упражнение 4–5 раз).
- Вытянуть руку вперед, слегка согнув ее в локте. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, сосчитать до 4, затем перевести взгляд вдаль, сосчитав до 6. (Повторить упражнение 4–5 раз).
- Сделать в среднем темпе 3–4 круговых движения глазами вправо, столько же – влево. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль и сосчитать до 6. (Повторить упражнение 1–2 раза).
И так, вы заполнили таблицу, давайте проверим ваши ответы.
1. Поговорим о видах мяса.
Вопрос учащимся: «Какие виды мяса используют для приготовления пищи?»
Виды мяса: (слайды 6, 7, 8, 9)
Наиболее употребляемые виды мяса – говядина, телятина, баранина, свинина.
2. Определение свежести мяса (слайд 10).
Вопрос учащимся: «Назовите признаки доброкачественности мяса»
Свежесть мяса можно определить по следующим органолептическим показателям: внешний вид, цвет, запах, консистенция, состояние подкожного жира и костного мозга, сухожилий, а также качество бульона и самого мяса после пробной варки. Доброкачественное мясо покрыто тонкой корочкой подсыхания. Цвет корочки – бледно-розовый или бледно-красный. При ощупывании поверхности мяса рука остается сухой. На разрезах мясо не прилипает к пальцам, сок прозрачный. Консистенция мяса плотная.
Ямки от надавливания пальцем быстро восполняются.
На разрезе у телятины цвет мяса беловато-розовый, у говядины – красный, у баранины – коричнево-красный, у свинины – розовато-красный. Говяжий жир имеет белый, кремовый или желтоватый цвет, твердый по консистенции, при надавливании крошится, не мажется. Бараний жир – белый, плотный. Свиной – мягкий, бледно-розовый или белый. Костный мозг желтого цвета, блестящий на изломе, полностью заполняет все пространство трубчатых костей. Сухожилия эластичные и плотные. Поверхность суставов белая и блестящая.
Из доброкачественного мяса получается прозрачный и ароматный бульон, на поверхности которого плавают крупные «блестки» жира; бульон из несвежего мяса мутный, с неприятным запахом и мелкими «блестками» жира.
Проткнув замороженное мясо разогретым ножом или иглой, можно почувствовать неприятный запах не свежего мяса.
3. Первичная обработка мяса (слайд 11)
Вопрос учащимся: «Какие этапы включает в себя механическая (первичная) обработка мяса?»
Мороженое мясо размораживают на воздухе при комнатной температуре.
Размороженное мясо обмывают холодной водой, а жирные участки – теплой.
Особенно загрязненные места и клейма срезают.
После обмывания, мясо зачищают – удаляют излишний жир, пленки, сухожилия.
Кости, сухожилия, пленки можно использовать для приготовления бульона.
Мясо следует нарезать поперек волокон.
Давайте посмотрим на слайдах как правильно разделывают мясо: (слайды 12, 13, 14, 15).
Разделка туши заключается на части туши, полутуши или четвертины по определенной схеме. Обвалка состоит в отделении мякоти от костей. В результате обвалки, зачистки и жиловки получают крупнокусковые полуфабрикаты. Из крупнокусковых полуфабрикатов нарезают порционные и мелкокусковые полуфабрикаты.
4. Термическое состояние мяса
Вопрос учащимся: «Как различают мясо по термическому состоянию?»
Посмотрим (слайды 16–18)
5. Тепловая обработка мяса (слайды 20–24)
Вопрос для учащихся: «Какие виды тепловой обработки используют для приготовления мяса?»
Мы разобрали все этапы заполнения таблицы и теперь можно сравнить ваши полученные результаты с таблицей (слайд 23). Приложение 2
Учащиеся сравнивают свои результаты с таблицей, дописывают недостающую информацию.
4. Закрепление новых знаний
Для того, чтобы понять, на сколько вы усвоили изученный материал, давайте немного поиграем. Для этого нужно поработать командами.
Название конкурса | 1 команда | 2 команда | 3 команда |
Представление команды | |||
1 конкурс |
| ||
2 конкурс | |||
3 конкурс | |||
Итоги конкурса |
Правила игры: за каждый правильный ответ один балл и ответы принимаются только, когда поднята рука участника команды.
5.Конкурс 1: Ответы на вопросы
Продолжаем работать с учебником.
- Какие блюда готовят из крупнокусковых полуфабрикатов? (Ростбиф, рулет)
- Перечислите блюда, получаемые из порционных полуфабрикатов. (Бифштексы, филе, лангеты, антрекоты, ромштексы, зразы, котлеты, эскалопы, шницели).
- Назовите блюда, получаемые из мелкокусковых полуфабрикатов. (Бефстроганов, шашлыки, поджарка, азу, плов, гуляш, рагу).
- По каким признакам можно отличить различные виды мяса? (По вкусу, по цвету, по запаху).
- Что такое “обвалка”? (Отделение мышечной ткани от костей, зачистка её от сухожилий и хрящей )
- В чем отличие “припускания” от “варки”? (Варка – приготовление в большом количестве воды, а припускание – в небольшом количестве воды или бульона)
- В какую воду закладывают мясо для варки? (В холодную воду)
Конкурс 2: «Знаешь ли ты рецепты блюд из мяса»
Учащимся раздаются листы бумаги с перечнем продуктов. Учитель называет блюдо “Салат мясной”, «Котлеты», «Гуляш». Учащиеся подчёркивают те продукты, которые входят в состав данных блюд.
Перечень продуктов:
- говядина;
- свинина;
- соль;
- сухари;
- картофель;
- масло растительное;
- хлеб пшеничный;
- свекла;
- томат-пюре;
- зелень;
- майонез;
- сметана;
- перец;
- яйцо;
- молоко или вода;
- лук репчатый;
- мука пшеничная;
- говядина отварная;
- огурцы солёные;
- салат зелёный;
- морковь.
Конкурс 3: перечислите оборудование и инвентарь, применяемые при приготовлении мясных полуфабрикатов.
6. Подведение итогов
Определение команды – победителя. Подсчет набранных баллов, выставление оценок.
А теперь перейдем к заданию, которое должно быть выполнено дома.
7. Информирование учащихся о домашнем задании.
На следующем уроке мы продолжим работу по данной теме. У нас будет практическая работа«Приготовление супа с крупой и мясными фрикадельками»
1. Для этого каждому звену нужны продукты:
- Крупа рисовая – 2/3 стакана,
- Морковь-1 шт.,
- Лук репчатый – 2 головки,
- Жир – 40 г.,
- Мясо (фарш)– 250 г.,
- Соль – по вкусу,
- Перец – по вкусу,
- Яйцо – 1 шт.
2. Бумага (формат А3 или А4), карандаши, фломастеры (для рекламы своего блюда).
3. Подготовить сообщения на выбор по темам: «История употребления мяса в России», «Польза и вред мяса», «История первых блюд: щи, борщи, рассольник, солянки».
4. Принести фартук, косынку для практической работы.
5. Выполнить задания в рабочих тетрадях.
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конкурс по разделу "Блюда из мяса и мясных продуктов"
методическая разработка рекомендована мастерам п\о по профессии "Повар, кондитер"...
Презентация по теме "Мясо и мясные товары"
Данная презентация сопровождает урок "Мясо и мясные товары: общие сведения"...
Методическая разработка по теме "Мясные продукты"
Предлагаю методический материал по теме «Мясо и мясные продукты».В листах тетради представлены различные варианты заданий по материалу учебного пособия: контрольные вопросы, тестовые задания определен...
Методическая разработка занятия по теме "Мясные консервы"
Методическая разработка по дисциплине "Товароведение продовольственных товаров" по теме "Мясные консервы". к разработке приложена презентация урока, задачи по изучаемой теме, контрольные тесты, инстру...
Тема урока:«Значение вторых блюд. Приготовление вторых блюд из овощей, рыбных и мясных продуктов»
...
«Когнитивная технология как способ повышения эффективности обучения технологии мяса и мясных продуктов».
В связи с внедрением в образовательный процесс Федерального Государственного Образовательного стандарта, все более актуальной становиться задача организации самостоятельной работы студентов....
технология – 6 класс (девочки) Модуль: Создание изделий из текстильных материалов Раздел: Технология изготовления швейных изделий Тема урока: „Конструирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом“
Планируемые результаты урока: 1.Предметные:1.1.Способствовать формированию и развитию умений и навыков по конструированию плечевого изделия с цельнокроеным рукавом;1.2.Способствовать заполн...