«Когнитивная технология как способ повышения эффективности обучения технологии мяса и мясных продуктов».
статья по теме
В связи с внедрением в образовательный процесс Федерального Государственного Образовательного стандарта, все более актуальной становиться задача организации самостоятельной работы студентов.
Когнитивная образовательная технология является общепедагогической предметно независимой индивидуально ориентированной образовательной технологией, обеспечивающей понимание ребёнком окружающего мира путём формирования системы когнитивных схем, необходимых для успешной адаптации к жизни в современном информационном обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kognitivnaya.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
И.П. Казенова, преподаватель Технологических дисциплин БОУ Чувашской Республики СПО «Вурнарский сельскохозяйственный техникум» Минобразования Чувашии |
«Когнитивная технология как способ повышения эффективности обучения технологии мяса и мясных продуктов».
В связи с внедрением в образовательный процесс Федерального Государственного Образовательного стандарта, все более актуальной становиться задача организации самостоятельной работы студентов.
Когнитивная образовательная технология является общепедагогической предметно независимой индивидуально ориентированной образовательной технологией, обеспечивающей понимание ребёнком окружающего мира путём формирования системы когнитивных схем, необходимых для успешной адаптации к жизни в современном информационном обществе.
Каждому преподавателю приходиться отвечать на вопросы: как разрабатывать организацию самостоятельной работы студента на уровне современного развития науки (отобрать и структурировать содержание, методы и средства организации самостоятельной работы студентов, позволяющие обеспечить саморазвитие личности), как обеспечить формирование профессиональной культуры специалиста на основе самостоятельной работы, как учебные темы увязать с усилением практической направленности профессиональной подготовки.
Когнитивная образовательная технология является технологией алгоритмического типа, основанной на психологических теориях управления когнитивным развитием учащихся в процессе обучения, результаты которого могут быть объективно диагностированы, т. е. выражены на языке наблюдаемых действий учащихся.
Из алгоритмического характера когнитивной технологии следует её структура, общая для всех технологий данного типа. Эта структура изображена на рисунке.
Проектирование учебного процесса начинается с диагностики исходного состояния учащихся, на основе данных которой, применяя критерии выбора адекватной модели (под адекватностью здесь понимается соответствие модели состоянию учащихся и целям учебного процесса), определяется система обучающих воздействий (выбираются методы, приёмы, формы и средства обучения), отбирается и структурируется содержание обучения. В результате применения выбранной системы воздействий учащиеся переходят в промежуточное состояние (ПС), для изучения которого вновь применяются средства диагностики, фиксирующие достижения учащихся и позволяющие обнаружить затруднения школьников при усвоении новой информации. На основе полученных данных учитель модифицирует модель обучения, изменяя методы, формы, приёмы и средства обучения и приводя модель в соответствии с изменившимся состоянием учеников. Результаты применения модифицированной модели вновь диагностируются, что в очередной раз приводит к коррекции модели и т. д. Процесс повторяется до тех пор, пока не будут достигнуты запланированные результаты обучения.
Описанная выше структура является общей для всех алгоритмических технологий, так как она базируется на кибернетических принципах проектирования процесса с непрерывной обратной связью.
В ходе самостоятельной работы осуществляются основные функции обучения – закрепление знаний и превращение их в устойчивые знания и умения.
Одним из направлений работы преподавателей нашей цикловой комиссии является совершенствование условий, способных вызывать у студентов интерес к учебе, с целью более качественной подготовки специалистов. Но задачи эти решаются не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях.
Организация познавательной деятельности в игровой форме имеет свою самостоятельную функцию в учебном процессе, которая не может быть выполнена другими методами, как и наоборот: игра не может собой заменить другую форму занятия.
В системе профессионального образования нередко рассматриваются такие явления общественно-экономической жизни, процессы, механизмы и проблемы, которые трудно до конца осмыслить лишь с помощью описательных методов изучения. Игровая познавательная деятельность позволяет прочувствовать исследуемый механизм или явление, что способствует более глубокому пониманию. Так же, как и при анализе ситуаций и решении производственных задач, на игровом занятии происходит закрепление и углубление знаний, полученных на уроках, совершенствование умений в их применении, создаются условия для активного обмена опытом.
Предлагаю вам ознакомиться с методикой проведения внеклассного мероприятия по природно-рефлексивной технологии «Мы лучшее по технологии» по дисциплине «Технология и организация производства мяса и мясных продуктов» в форме игры - конкурса КВН».
Подготовительный этап.
Для проведения игры - конкурса КВН мною были составлены вопросы по предмету: «Технология и организация производства мяса и мясных продуктов». Вопросы были поделены на несколько видов: логическое мышление, где нужно было из предложенных букв составить слово, ты мне – я тебе где необходимо объяснять слова одним игроком другому, алфавит технолога, где нужно на предложенную букву вспомнить слово из своей профессии, знание, знание, знание где нужно отгадать кроссворд. Кроме того команды получили задание придумать для себя название, эмблему, приветствие к соперникам, болельщикам, жюри, и домашнее задание по подготовке сценки, стиха, танца. Были сформированы две команды юноши и девушки третьего, которым были даны темы для повторения. Также преподаватель подготовил слайды с заданиями и ответами.
Программа проведения внеклассного мероприятия по дисциплине:
«Технология и организация производства мяса и мясных продуктов».
Ситуация 1. «Мы лучшее по технологии - система различных конкурсов, доказывающих утверждение».
Форма проведения: игра - конкурс КВН.
Цель саморазвития: осознать себя в системе «Мы лучшее по технологии - система различных конкурсов, доказывающих утверждение». Цель познавательная: обобщить, систематизировать и углубить знания по дисциплине «Технология и организация производства мяса и мясных продуктов».
Структурой внеклассного мероприятия является: Вступительное слово преподавателя. Игра-конкурс в форме КВН. Заключительное слово преподавателя.
Нормой внеклассного мероприятия является: Правила внутреннего распорядка в техникуме. Правила поведения в общественных местах. Алгоритмы выступления участвующих команд. Домашние задания команд. Научные факты. Культурный источник. Атрибуты игры.
Результатом внеклассного мероприятия является развитие способностей студентов:
1. Исследовательские: изучить сценарий игры, проанализировать ситуацию, проанализировать индивидуальные цели, проанализировать общие цели.
2. Проектировочные: спроектировать эмблемы для команды, спланировать индивидуальную цель, спроектировать свою деятельность во время игры, спроектировать выступление по индивидуальным целям,
3. Исполнительские: подготовить эмблему, сформулировать индивидуальную цель и перевести ее в общие цели внеклассного мероприятия, записать индивидуальную цель на бумаге и озвучить ее, выступать перед зрителями, сформулировать ответ на индивидуальную цель и записать его на листе, слушать выступающего.
4. Коммуникативные: работать в коллективе, строить межличностные отношения в системе «студент-студент», «студент-преподаватель», определять свои положительные и отрицательные свойства характера МЛО в процессе внеклассного мероприятия, осознать результаты КМД и ИМД на внеклассном мероприятии.
5. Рефлексивные: осознать необходимость принятия участия в подготовке и проведении внеклассного мероприятия, осознать потребность в создании образа и хорошего настроения присутствующим, осознание качества и результата в процессе исполнения заданий, осознание личной выгоды в результате участия во внеклассном мероприятии.
Ход внеклассного мероприятия в форме игры - конкурса КВН
«Мы лучшее по технологии»
Здравствуйте уважаемые студенты и наши гости.
Сегодня у нас внеклассное мероприятие по дисциплине «Технология и организация производства мяса и мясных продуктов», которое проводится в рамках декадника предметной цикловой комиссии ветеринарно – технологических дисциплин.
Данное мероприятие будет проводиться в форме игры – конкурса КВН между юношами и девушками 313 группы («Мясорубы» и «Юные технологи»).
В целом все участники мероприятия присутствуют и готовы к началу.
И так, начинам нашу игру – конкурс КВН.
1) Организация целевого пространства.
Ситуация нашего мероприятия называется «Мы лучшее по технологии». Прошу вас посмотрите на доску проектора и ознакомьтесь с целями мероприятия. Исходя из названия ситуации, нашего внеклассного мероприятия выберете индивидуальные цели и запишите их. А теперь ребята, назовите свои цели (студенты сидя зачитывают свои цели, а преподаватель корректирует каждую цель и подводит ее к основным целям мероприятия).
Таким образом, ребята, все мы хотим на нашем мероприятии: осознать себя в системе «Мы лучшее по технологии - система различных конкурсов, доказывающих утверждение», обобщить, систематизировать и углубить знания по дисциплине «Технология и организация производства мяса и мясных продуктов».
Данное мероприятие имеет огромное практическое значение для изучения дисциплины «Технология и организация производства мяса и мясных продуктов», так как во время игры вы не раз вспомните ситуации пройденные на уроках и закрепите их.
2) Организация продуктивного пространства.
Преподаватель: И так, как я уже говорила, в нашей игре принимают участие две команды: команда девушек «Юные технологи» и команда юношей «Мясорубы», а судить их будет компетентное жюри в составе: преподаватель «Технологического оборудования производства мяса и мясных продуктов» Цыганова О.В., преподаватель «Информатики и информационных технологий» Васькова И.Г., и методист техникума Никитина Л.А.
Давайте начнем наше соревнование.
Первый конкурс – «Конкурс эмблем».
Команды: Каждая из команд предоставляет жюри свою эмблему.
Преподаватель: Второй конкурс «Приветствие». Каждая из команд должна показать свое приветствие к соперникам, болельщикам, жюри.
Команды: Показывают свои приветствия.
Преподаватель: Третий конкурс называется «Логическое мышление». На экране проектора вы увидите беспорядочно расположенные буквы, из них необходимо составить слово. Та команда, которая сделает это быстрее и правильно – победила. Для удобства я раздам вам карточки с этими буквами.
Команды: Собирают слова из предложенных букв.
Жюри: Следят за тем, кто быстрее соберет правильное слово.
Преподаватель: Четвертый конкурс называется «Ты мне – я тебе». В данном конкурсе принимают участие по два человека от каждой команды. Суть заключается в том, что один из игроков видит слово, которое появляется на проекторе, другой нет, тот, что видит слово, объясняет его другому, не употребляя однокоренных слов на 6 слов 40 секунд.
Команды: По очереди отгадывают слова.
Жюри: Следят за тем, кто отгадает правильно большее количество слов за отведенное время.
Преподаватель: Пятый конкурс «Знание, знание, знание». Вам предлагается решить кроссворд. Каждая из команд получает кроссворд из 10 слов, та, которая быстрее разгадает его правильно – победила.
Команды: Решают кроссворд.
Жюри: Следят за правильностью и быстротой работы каждой команды..
Преподаватель: Шестой конкурс «Домашнее задание». Командам перед началом игры было дано задание подготовить сценку, танец, либо стих. Давайте посмотрим, что у них получилось.
Команды: Показывают свои домашние заготовки.
Жюри: Оценивают каждую команду.
Преподаватель: Седьмой конкурс «Алфавит технолога». На экране проектора, будет появляться буква, та команда, которая первая скажет слово, начинающееся на эту буквы, относящееся к вашей профессии, получит балл.
Команды: Вспоминают слова и отвечают.
Жюри: Подсчитывают правильные ответы каждой команды.
3) Организация рефлексивного пространства.
Преподаватель: Наше внеклассное мероприятие подходит к концу. И пока жюри подводит итоги, давайте, ребята посмотрим, как реализовались ваши индивидуальные цели?
Команды: Выступают по индивидуальным целям.
Преподаватель: Прослушав результаты реализации ваших целей, я пришла к выводу, что общие цели, которые были поставлены в начале нашего мероприятия, тоже реализовались.
Давайте дадим слово жюри, и они объявят результаты.
Жюри: Объявляют распределение мест.
Команды: Радуются и огорчаются.
Преподаватель: Ну, что же я вас всех поздравляю, спасибо всем за участие, досвидания.
Накопленный опыт использования инновационных технологий позволяет утверждать, что внедрение в процесс активных методов обучения способствует формированию у студентов устойчивого интереса к избранной профессии, кроме того у них формируется сознательное восприятие учебного материала, совершенствуются навыки принятия коллективных решений, развивается творческое профессиональное мышление.
Выбор того или иного метода зависит как от области в пространстве СКУ, так и от тактических целей данной фазы процесса. Например, объяснительно-иллюстративный метод позволяет учесть особенности когнитивного развития, экономит время передачи информации, позволяет обучать умению аннотировать, относительно независим от качества учебных материалов, но ограничивает самостоятельность учащихся и сводит их деятельность к репродукции того, что было продемонстрировано учителем.
Среди множества разнообразных форм обучения в когнитивной технологии применяются:
- лекция;
- рассказ;
- беседа;
- практическая работа;
- кум:
- самостоятельная работа;
- практическая работа;
- лабораторная работа;
- диктант;
- собеседование;
- консультация;
- зачёт;
- экзамен.
В данном перечне два последних пункта относятся к завершающему контролю усвоения, поэтому они не имеют отношения к тем фазам урока, на которых происходит усвоение информации и для которых существенную роль играет адаптация воздействий к когнитивным и общеучебным возможностям студента. Все остальные формы могут быть использованы именно на тех этапах урока, где принципиально важно обеспечить понимание учеником изучаемого материала.
Третьим вариативным компонентом модели учебного процесса являются средства обучения. За единственным исключением, о котором будет сказано ниже, в отношении используемых средств когнитивная технология не отличается оригинальностью. Используются:
- средства наглядности (таблицы, плакаты, модели, кино- и видеофильмы, схемы, демонстрационные программы и т. д.);
- технические средства обучения (кино-, диа- эпи- и видеопроекторы, электронные доски, компьютеры, калькуляторы и т. д.);
- демонстрационное и лабораторное оборудование;
- обучающие, моделирующие и контролирующие программы;
- источники информации на бумажных и электронных носителях (учебники, хрестоматии, справочники, книги, статьи, иллюстрации, аудиозаписи, Интернет и т. д.);
- задания для управления учебной деятельностью учащихся (сборники упражнений, рабочие тетради, сборники задач, лабораторные практикумы).
Особенностью Когнитивной технологии являются специфические задания, применяемые для управления учебной деятельностью. Они перечислены на странице, содержащей описание уроков изучения декларативной и процедурной информации.
Список использованных источников.
1. Вазина К., Романова К., Сорокина Н. Технология самоисследования и саморегуляции. – Н.Новгород: ВГИПА, 2002 150 с.
2. Курочкин А.А., Ляшенко В.В. Технологическое оборудование для переработки продукции животноводства - М:. 2001,380 с.
3. Плигин А.А. Личностно – ориентированное образование: История и практика.- М: КСП, 2004.- 188с.
4. Рогов И. А., Забашта А. Г., Казюлин Г. П. Общая технология мяса и мясопродуктов. — М.: Колос, 2000 480 с.
5. Рыжков В.Д. Использование игровых ситуаций в бытовых и деловых ситуациях: учебное пособие. – М.: Янтарный сказ, 2005.- 146с.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. – М.: Народное образование, 2008. – 256с.
7. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология: монография. - Волгоград: Перемена, 2004. – 152с.
8. Степанов Е.Н. Личностно - ориентированный подход в работе педагога: учеб. пособие. - М: ТЦ Сфера, 2003. – 128с.
9. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе: учеб. пособие. – М.: 2006. – 96 с.
10. Якиманская И.С. Технология личностно - ориентированного обучения в современной школе: учеб. пособие. – М.: - 2005. – 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникативных технологий - необходимое условие повышения эффективности обучения в школе.
Описание достоинств и недостатков применения ИКТ на уроках в средней школе...
Нестандартные формы проведения контроля знаний на уроках русского языка как способ повышения эффективности обучения.
Нетрадиционные формы наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышают уровень владения знаниями, поскольку дают школьнику мотивацию обучения, активизиру...
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Выступление на РМО...
Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения эффективности обучения в школе
Данный материал представлен как обобщение опыта над темой самообразования "Информационно-коммуникационные технологии"....
Блочно-модульная педагогическая технология как способ повышения качества обучения
В статье рассматириваются преимущества блочно - модульной педагогической технологии, её структура и содержание....
Блочно-модульная педагогическая технология как способ повышения качества обучения
В статье рассматириваются преимущества блочно - модульной педагогической технологии, её структура и содержание....