Оценивание результатов обучения по технологии
методическая разработка по технологии на тему
Фонд средств текущего оценивания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenivanie_rezultatov_obucheniya.docx | 291.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ ВПО ХМАО-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ТЕКУЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ
ПО ТЕХНОЛОГИИ
Составитель: М.А. Ильина, учитель технологии МБОУ СОШ №19
Сургут 2016
ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНОГО РЕЗУЛЬТАТА
Планируемый результат: Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания
Критерии оценки достижения планируемого результата:
- способность к сопереживанию;
- толерантность в общении;
- нравственная самооценка.
Перечень оценочных средств для оценки достижения планируемого результата:
- Опросник для диагностики способности к эмпатии;
- Методика диагностики общей коммуникативной толерантности;
- Диагностика нравственной самооценки и этики поведения.
1. Опросник для диагностики способности к эмпатии
Автор: А. Мехрабиена и Н. Эпштейна
Цель: оценить уровень сформированности гуманистических ценностей личности.
Возраст:10-15лет
Описание: Для диагностики способности к эмпатии может быть применен опросник А. Мехрабиена и Н. Эпштейна, состоящий из 33 предложений-утверждений.
Эмпатия проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку. Такое отношение к людям подразумевает развитие гуманистических ценностей личности, без чего невозможна ее полная самореализация. Поэтому развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится одним из его ведущих признаков.
Инструкция: Прочитайте приведенные утверждения и, ориентируясь на то, как вы ведете себя в подобных ситуациях, выразите свое согласие "+" или несогласие "-" с каждым из них.
Диагностический материал
Опросник
- Меня огорчает, когда вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко.
- Люди преувеличивают способность животных чувствовать и переживать.
- Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.
- Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.
- Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.
- Я считаю, что плакать от счастья глупо.
- Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей.
- Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств.
- Я сильно волнуюсь, когда должен (должна) сообщить людям неприятное для них известие.
- На мое настроение сильно влияют окружающие люди.
- Я считаю иностранцев холодными и бесчувственными.
- Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.
- Я не слишком расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.
- Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.
- По-моему, одинокие люди чаще бывают недоброжелательными.
- Когда я вижу плачущего человека, то сам (сама) расстраиваюсь.
- Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым (счастливой).
- Когда я читаю книгу (роман, повесть и т.п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.
- Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь.
- Я могу оставаться спокойным (спокойной), даже если все вокруг волнуются.
- Если мой друг или подруга начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
- Мне неприятно, когда люди, смотря кино, вздыхают и плачут.
- Чужой смех меня не заражает.
- Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет.
- Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.
- Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков.
- Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.
- Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.
- Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.
- Чужие слезы вызывают у меня раздражение.
- Я очень переживаю, когда смотрю фильм.
- Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг.
- Маленькие дети плачут без причины.
Обработка результатов:
Сопоставьте свои ответы с ключом и подсчитайте количество совпадений.
Ключ
Ответ | Номера утверждений-предложений |
Согласен "+" | 1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31 |
Не согласен "-" | 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33 |
Интерпретация результатов:Полученное общее количество совпадений (сумму баллов) проанализируйте, сравнив свой результат с показателями, представленными в нижеследующей таблице.
Пол | Уровень эмпатических тенденций | |||
высокий | средний | низкий | очень низкий | |
Юноши | 33-26 | 25-17 | 16-8 | 7-0 |
Девушки | 33-30 | 29-23 | 22-17 | 16-0 |
2. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности
Автор: В.В.Бойко
Цель: определить уровень общей коммуникативной толерантности
Возраст:10-15лет.
Описание: Пункты опросника, сгруппированны в 9 шкал. Бланк предъявляется респондентам без названий шкал.
Общая коммуникативная толерантность обусловлена свойствами характера, нравственными принципами и в значительной мере предопределяет другие формы коммуникативной толерантности.
Инструкция: Оцените, насколько приведенные ниже суждения верны по отношению к Вам. При ответе используйте баллы от 0 до 3, где
0 – совсем неверно,
1 – верно в некоторой степени,
2 – верно в значительной степени,
3 – верно в высшей степени.
Диагностический материал:
Бланк методики
Шкала 1. Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека
№ | Утверждения | Баллы |
1. | Медлительные люди обычно действуют мне на нервы | |
2. | Меня раздражают суетливые, непоседливые люди | |
3. | Шумные детские игры я переношу с трудом | |
4. | Оригинальные, нестандартные, яркие личности чаще всего действуют на меня отрицательно | |
5. | Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня | |
Всего: |
Шкала 2. Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей
других людей.
№ | Утверждения | Баллы |
6. | Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник | |
7. | Меня раздражают любители поговорить | |
8. | Меня затрудняет разговор с безразличным для меня попутчиком в поезде (самолете), начатый по его инициативе | |
9. | Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры | |
10. | Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня | |
Всего: |
Шкала 3. Категоричность или консерватизм в оценках других людей
№ | Утверждения | Баллы |
11. | Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прически, косметика, наряды) | |
12. | Так называемые “новые русские” обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством | |
13. | Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно мне несимпатичны | |
14. | Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу | |
15. | Терпеть не могу деловых партнеров с низким интеллектуальным или профессиональным уровнем | |
Всего: |
Шкала 4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров
№ | Утверждения | Баллы |
16. | Считаю, что на грубость надо отвечать тем же | |
17. | Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен | |
18. | Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем | |
19. | Мне неприятны самоуверенные люди | |
20. | Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте | |
Всего: |
Шкала 5. Стремление переделать, перевоспитать партнеров
№ | Утверждения | Баллы |
21. | Я имею привычку поучать окружающих | |
22. | Невоспитанные люди возмущают меня | |
23. | Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо | |
24. | Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания | |
25. | Я люблю командовать близкими | |
Всего: |
Шкала 6. Стремление подогнать партнера под себя, сделать его "удобным"
№ | Утверждения | Баллы |
26. | Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в городском транспорте или в магазинах | |
27. | Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто пытка | |
28. | Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня | |
29. | Я проявляю нетерпение, когда мне возражают | |
30. | Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется | |
Всего: |
Шкала 7. Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности.
№ | Утверждения | Баллы |
31. | Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам | |
32. | Меня часто упрекают в ворчливости | |
33. | Я долго помню обиды, нанесенные мне теми, кого я ценю или уважаю | |
34. | Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки | |
35. | Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, я на него, тем не менее, обижусь | |
Всего: |
Шкала 8. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми
№ | Утверждения | Баллы |
36. | Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку | |
37. | Внутренне я не одобряю своих знакомых, которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях | |
38. | Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь | |
39. | Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг) | |
40. | Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей | |
Всего: |
Шкала 9. Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других
№ | Утверждения | Баллы |
41. | Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам | |
42. | Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер | |
43. | Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе | |
44. | Я стараюсь не поддерживать отношения с несколько странными людьми | |
45. | Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав | |
Всего: |
Обработка результатов:По каждой шкале подсчитывается общая сумма баллов. Максимальное число баллов по каждой шкале – 15, общее по всем шкалам – 135. Чем выше число набранных респондентом баллов, тем выше степень его нетерпимости к окружающим. В среднем опрошенные набирают: воспитатели дошкольных учреждений – 31 балл, медсестры – 43, врачи – 40 баллов. Рассмотрение ответов по отдельным шкалам позволяет выявить наиболее характерные аспекты и тенденции проявления коммуникативной толерантности и интолерантности.
Ключ к тесту Бойко.
Подсчитывается сумма баллов, полученных по всем девяти признакам.
Максимальное число баллов — 135, по каждому из блоков — 15.
1-45 высокая степень толерантности
45-85 средняя степень толерантности
85-125 низкая степень толерантности
125-135 полное неприятие окружающих
Интерпретация:
Чем больше баллов, тем ниже уровень коммуникативной толерантности, что свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим и высокой вероятности конфликтов. Обратите внимание на то, по каким поведенческим блокам получены высокие суммарные оценки. Чем больше баллов по конкретному признаку, тем меньше испытуемый терпим к людям в данном аспекте отношений с ними и сложнее наладить эффективный процесс общения. Напротив, чем меньше оценки по тому или иному поведенческому признаку, тем выше уровень общей коммуникативной толерантности по данному аспекту отношений.
Расшифровка блоков:
1. Неприятие или непонимание индивидуальности человека: вы не умеете либо не хотите понимать или принимать индивидуальные особенности других людей.
2. Использование себя в качестве эталона при оценках других: оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, вы рассматриваете в качестве эталона самого себя.
3. Категоричность или консерватизм в оценках людей: вы категоричны или консервативны в оценках людей, вам не хватает гибкости и широты кругозора.
4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства: вы не умеете скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров.
5. Стремление переделать, перевоспитать партнера по общению: вы стремитесь переделать, перевоспитать, изменить по вашему желанию своего собеседника.
6. Стремление подогнать других участников коммуникации под себя: вам хочется подогнать других к своему характеру, привычкам, притязаниям.
7. Неумение прощать другому ошибки: вы не умеете прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности.
8. Нетерпимость к дискомфортным (болезнь, усталость, отсутствие настроения) состояниям партнера по общению: вы не терпимы к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался другой.
9. Неумение приспосабливаться к другим участникам общения: вы плохо приспосабливаетесь к характерам, привычкам или притязаниям других.
3. Методика № 1. Диагностика нравственной самооценки
Автор: Лаборатория воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО в рамках научной школы А.И.Шемшуриной.
Цель: Определить уровень нравственной воспитанности и самооценки школьника.
Возраст:11-13лет.
Описание: Текст методики состоит из 10 высказываний.
Инструкция: Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-и бала;
если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала;
если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1-н бал.
Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание".
Пример:
- - 3;
- - 4 и т.д.
Диагностический материал:
Текст вопросов:
- Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми
- Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду
- Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми
- Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку
- Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей
- Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес
- Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню
- Мне приятно делать людям радость
- Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки
- Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
- Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,
- в 3 балла - 2 единицы,
- в 2 балла - 3 единицы,
- в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т.д.
Интерпретация:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Методика №2: Диагностика этики поведения
Автор: Лаборатория воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО в рамках научной школы А.И.Шемшуриной.
Цель: Определить уровень нравственной воспитанности и самооценки школьника.
Возраст:11-13лет.
Описание: Текст методики состоит из 5 незаконченных предложений.
Инструкция: Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Диагностический материал:
Текст:
- Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…
- Если кто-то надо мной смеется, то я…
- Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
- Когда меня постоянно перебивают, то я…
- Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
ОЦЕНКА МЕТАПРЕДМЕТНОГО РЕЗУЛЬТАТА
Планируемый результат:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Критерии оценки достижения планируемого результата:
1). Сформированность навыков проектной деятельности (самостоятельного приобретения знаний и решение проблем, знания предмета, регулятивных действий, коммуникации).
2). Устойчивый познавательный интерес школьников, их учебная мотивация.
Перечень оценочных средств для оценки достижения планируемого результата:
- Проект. Оценка сформированности навыков проектной деятельности.
- Методика изучения мотивации учения подростков. Анкета.
1. ПРОЕКТ. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Источник: Примерная основная образовательная программа ОУ. Основная школа. ФГОС ООО,2011.
Цель: Определить уровень сформированности навыков проектной деятельности
Возраст:11-15лет
Описание: защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции.
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.
Инструкция: Обучающиеся публично представляют результаты работы над проектами и демонстрируют уровень владения отдельными элементами проектной деятельности.
Диагностический материал
Критерий | Уровни сформированности навыков проектной деятельности | |
Базовый | Повышенный | |
Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы |
Сформированность предметных знаний и способов действий | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы, отсутствуют грубые ошибки. | Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. |
Сформированность регулятивных действий | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося | Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно |
Сформированность коммуникативных действий | Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы | Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы |
Обработка результатов:
Комиссия выставляет оценки по каждому из критериев.
Интерпретация результатов:
Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что:
1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев;
2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта;
3) даны ответы на вопросы.
Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий).
Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне;
Также может использоваться аналитический подход к описанию результатов, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. При этом максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»).
2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Автор: М. Лукьянова, кандидат педагогических наук.
Цель: Определить уровень сформированности познавательного интереса школьников и их учебной мотивации.
Возраст:11-13лет
Описание: Диагностическая методика включает шесть содержательных блоков: личностный смысл учения, сформированность целеполагания, различные виды мотивов, внешние или внутренние мотивы, тенденции на достижение успеха или избегание неудачи в учении, реализация мотивов учения в поведении. Каждый блок в анкете представлен тремя вопросами.
Инструкция: Внимательно прочитайте каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Выбери два варианта ответов, которые совпадают с твоим мнением.
Диагностический материал
Анкета
I
1. Обучение в школе и знания нужны мне для…
а) хороших оценок; б) продолжения образования, поступления в институт;
в) поступления на работу; г) чтобы получить хорошую профессию;
д) чтобы быть образованным и интересным человеком; е) солидности.
2. Я бы не учился, если бы не…
а) было школы; б) не было учебников; в) родителей; г) хотелось учиться;
д) было интересно; е) мысли о будущем; ж) школа и долг перед Родиной;
з) хотел поступить в вуз и иметь хорошее образование.
3. Мне нравиться, когда меня хвалят за…
а) хорошие отметки; б) усилия, трудолюбие; в) мои способности;
г) хорошую работу; д) выполнение домашнего задания; е) мои личные качества.
II
4. Мне кажется, что цель моей жизни…
а) получить высшее образование; б) я пока не знаю; в) стать отличником;
г) состоит в учебе; д) получить хорошую профессию;
е) принести добро моей родине.
5. Моя цель на уроке…
а) слушать и запоминать всё, что сказал учитель; б) усвоить материал, понять тему;
в) получить новые знания; г) сидеть тихо как мышка;
д) внимательно слушать; е) получить пятерку.
6. Когда я планирую свою работу, то…
а) смотрю классную работу и вспоминаю урок; б) думаю;
в) анализирую задание, стараюсь понять суть; г) составляю план своей работы;
д) внимательно читаю задание; е) стараюсь сделать сразу всё;
ж) открываю «готовые домашние задания»; з) сначала отдыхаю.
III
7. Самое интересное на уроке…
а) разные игры по теме; б) объяснение учителя; в) новая тема; г) устные задания;
д) побольше читать; е) общаться с друзьями; ж) стоять у доски, то есть отвечать.
8. Я изучаю материал добросовестно, если…
а) он мне нравится; б) он легкий; в) он мне интересен; г) я его хорошо понимаю;
д) меня не заставляют; е) не дают списать; ж) надо исправить двойку
9. Мне нравиться делать уроки, когда…
а) они легкие и их мало; б) остается время погулять; в) они интересные;
г) есть настроение; д) есть «готовые домашние задания»;
е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.
IV
10. Учиться лучше меня побуждает…
а) мысли о будущем; б) родители и (или) учителя; в) покупка желаемой вещи;
г) низкие оценки; д) желание знаний; е) высокие оценки.
11. Я более активно работаю на уроках, если…
а) ожидаю похвалы; б) мне интересна выполняемая работа;
в) мне нужна отметка; г) хочу больше узнать; д) хочу, чтоб меня заметили;
е) изучаемый материал мне нужен.
12. «Хорошие» оценки – это результат…
а) хороших знаний; б) везения; в) добросовестного выполнения домашних заданий;
г) помощи друзей; д) упорной работы; е) помощи родителей.
V
13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от…
а) настроения; б) трудности заданий; в) моих способностей;
г) приложенных усилий; д) везения; е) внимания к объяснению учителя;
14. Я буду активным на уроке, если…
а) хорошо знаю тему и понимаю материал; б) смогу справиться;
в) почти всегда; г) не будут ругать за ошибку; д) уверен, что отвечу хорошо;
е) довольно часто;
15. Если какой-либо учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я…
а) ничего не предпринимаю; б) прибегаю к помощи других;
в) мирюсь с ситуацией; г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;
д) надеюсь, что пойму потом;
е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи на уроке.
VI
16. Ошибившись в выполнении задания, я…
а) делаю его снова; б) теряюсь; в) нервничаю; г) исправляю ошибку;
д) бросаю это задание; е) прошу помощи.
17. Если я не знаю, как выполнить какое-либо действие, то я…
а) анализирую его снова; б) огорчаюсь; в) спрашиваю у учителя или родителей;
г) откладываю его; д) обращаюсь к учебнику; е) не делаю его, потом списываю
18. Мне не нравиться выполнять задания, если они…
а) сложные и большие; б) с лёгким решением; в) письменные домашние;
г) не требуют усилий; д) только теоретические или только практические;
е) неинтересные, которые можно выполнять по «шаблону»;
Обработка результатов:
Вопросы 1,2,3, входящие в 1-й содержательный блок диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.
Вопросы 4,5,6 входят во 2-й содержательный блок методики и характеризуют способность к целеполаганию.
3-й содержательный блок анкеты (7-й, 8-й, 9-й вопросы) указывает на различные виды мотивов.
Каждый вариант ответа в вопросах наделен определенным балльным весом в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в ответ. А именно:
внешний мотив – 0 баллов;
игровой мотив – 1 балл;
получение отметки – 2 балла;
позиционный мотив – 3 балла;
социальный мотив – 4 балла;
учебный мотив – 5 баллов.
Ключ для I, II, III показателей мотивации к анкете для учащихся 5-7-х классов
Варианты ответов | Номера предложений и баллы, им соответствующие | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
а) | 2 | 0 | 2 | 3 | 4 | 3 | 1 | 3 | 3 |
б) | 5 | 0 | 5 | 0 | 5 | 5 | 4 | 1 | 1 |
в) | 4 | 0 | 2 | 2 | 5 | 5 | 3 | 3 | 3 |
г) | 3 | 5 | 4 | 5 | 0 | 5 | 3 | 3 | 3 |
д) | 5 | 3 | 5 | 4 | 3 | 5 | 5 | 0 | 0 |
е) | 0 | 4 | 3 | 4 | 2 | 3 | 1 | 0 | 5 |
ж) | - | 3 | - | - | - | 0 | 3 | 2 | - |
з) | - | 4 | - | - | - | 1 | - | - | - |
I | II | III | |||||||
Показатели мотивации |
Чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагалось выбирать два варианта ответов. Баллы выбранных вариантов ответов суммируются.
Интерпритация уровня мотивации по показателям I, II, III
I, II, III – показатели мотивации по сумме баллов выявляют итоговый её уровень. По оценочной таблице можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации подростков.
Оценочная таблица в анкете для учащихся 5-7-х классов
Уровень мотивации | Показатели мотивации | Сумма баллов итогового уровня мотивации | ||
I | II | III | ||
I | 27-29 | 25-29 | 20-23 | 70-81 |
II | 24-26 | 20-24 | 16-19 | 58-69 |
III | 18-23 | 13-19 | 10-15 | 39-57 |
IV | 10-17 | 6-12 | 4-9 | 18-38 |
V | до 9 | до 5 | до 3 | до 17 |
Выявляются следующие итоговые уровни мотивации школьников;
I – очень высокий уровень мотивации учения;
II – высокий уровень мотивации учения;
III – нормальный (средний) уровень мотивации учения;
IV – сниженный уровень мотивации учения;
V – низкий уровень мотивации учения.
После этого определите процентное соотношение между видами мотивов и сделайте вывод о преобладающих.
Таблицы для выявления ведущих мотивов
варианты ответов | Номера предложений | ||
7 | 8 | 9 | |
а) | и | п | п |
б) | с | и | и |
в) | п | п | п |
г) | п | п | п |
д) | у | в | в |
е) | и | в | у |
ж) | п | о | - |
з) | - | - | - |
условные обозначения видов мотивов |
Условные обозначения видов мотивов:
у – учебный мотив; с – социальный мотив; п – позиционный мотив; о – оценочный мотив; и – игровой мотив; в – внешний мотив.
IV содержательный блок анкеты (вопросы 10, 11, 12) позволяет выявить преобладание у школьника внутренней или внешней мотивации учения.
Вопросы 13, 14, 15 входят в V блок методики и характеризуют такой показатель мотивации, как стремление подростка к достижению успеха в учёбе или избегание неудачи. Реализуются ли все эти мотивы в поведении школьников, позволят определить вопросы VI содержательного блока анкеты (№ 16, 17, 18).
Варианты ответов, выбранные учащимися по трем названным показателям (IV, V, VI), оцениваются с помощью полярной шкалы измерения в баллах +5; -5. Ответам, в которых отражается внутренняя мотивация, стремление к достижению успеха в учебе, реализация в поведении, начисляется +5 баллов. Если ответы свидетельствуют о внешней мотивации, о стремлении к избеганию неудачи о пассивности поведения, то они оцениваются в -5 баллов.
Полярная шкала измерения позволяет выявить преобладание определенных тенденций в IV, V, VI показателях мотивации.
Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Так как учащиеся выбирают два варианта ответов для окончания каждого предложения, то возможные суммы баллов за каждое предложение (вопрос) будут такими:+10; 0; -10. По каждому показателю мотивации (то есть в каждом содержательном блоке - IV, V, VI) возможные суммы баллов будут такими: +30; +20; +10; 0; -10; -20; -30. Следовательно, если учащийся набирает по каждому из данных показателей:
Ключ для IV, V, VI показателей мотивации к анкете для учащихся 5-7-х классов
Варианты ответов | Номера предложений | ||||||||
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | |
а) | +5 | -5 | +5 | -5 | +5 | -5 | +5 | +5 | -5 |
б) | -5 | +5 | -5 | +5 | -5 | +5 | -5 | -5 | +5 |
в) | -5 | -5 | +5 | -5 | +5 | -5 | -5 | +5 | -5 |
г) | -5 | +5 | -5 | +5 | -5 | +5 | +5 | -5 | +5 |
д) | +5 | -5 | +5 | -5 | -5 | -5 | -5 | +5 | -5 |
е) | +5 | +5 | -5 | -5 | +5 | +5 | +5 | -5 | +5 |
IV | V | VI | |||||||
Показатели мотивации |
Интерпретация результатов по выявлению ведущих мотивов:
+30; +20 баллов, то можно говорить о явном преобладании у него внутренних мотивов над внешними (IV показатель), о стремлении к успеху в учебной деятельности (V показатель) и реализации учебных мотивов в поведении (VI показатель);
+10; 0; -10 баллов – внешние и внутренние мотивы выражены примерно в равной степени, присутствует как стремление к успеху, так и избегание неудач в учебной деятельности, учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко;
-20; -30 баллов – преобладают внешние мотивы над внутренними, избегание неудач в учебных действиях над стремлением к достижению успехов, отсутствие активности в поведении.
ОЦЕНКА ПРЕДМЕТНОГО РЕЗУЛЬТАТА
Планируемый результат: Осуществление технологических операции при решении технико-технологических задач, соответствующих возрасту.
Критерии оценки достижения планируемого результата:
1) знания по технологии раскроя деталей лоскутного изделия,
2) умения, навыки по обработке ткани при выполнении раскроя;
3) соблюдение правил техники безопасности при выполнении практической работы.
Перечень оценочных средств для оценки достижения планируемого результата:
- Карточки для проверки знаний «Лоскутное шитье».
- Практическая работа «Раскрой платья для куклы-акань» (Карта пооперационного контроля).
- Карта наблюдения учителя «Соблюдение безопасных приемов труда»
КАРТОЧКИ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ «ЛОСКУТНОЕ ШИТЬЕ»
Автор:М.А. Ильина, учитель технологии.
Цель: проверка знаний по технологии раскроя деталей лоскутного изделия.
Возраст:10-12 лет
Описание: карточка состоит из пяти понятий и пяти определений лоскутного шитья.
Инструкция: соотнести понятия и определения лоскутного шитья при помощи стрелок.
Диагностический материал
Обработка результатов: одно верное соотношение равняется одному баллу.
Интерпретация результатов: количество верных соотношений определяет оценку за работу:
5 верных соотношений – 5б.
4 верных соотношений – 4б.
3 верных соотношений – 3б.
2 верных соотношений – 2б.
ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ «РАСКРОЙ ПЛАТЬЯ ДЛЯ КУКЛЫ-АКАНЬ»
Автор:М.А. Ильина, учитель технологии.
Цель: проверка уровня сформированности, умений и навыков раскроя деталей изделия.
Возраст:10-12 лет
Описание: Карта состоит из пяти оцениваемых позиций, определяющих правильную последовательность и качество выполняемой работы.
Инструкция: Оценить качество выполненной практической работы по заданным критериям.
Диагностический материал
КАРТА ПООПЕРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ
№ п/п | Критерии оценки | Баллы |
1 | Правильная организация рабочего места (да/нет) | 1 |
2 | Направление долевой нити учтено | 1 |
3 | Определены лицевая и изнаночные стороны ткани | 1 |
4 | Качественная обмеловка шаблона | 1 |
5 | Качественный раскрой изделия | 1 |
Итого: | 5 |
Обработка результатов: Каждая правильно выполненная операция оценивается в один балл, затем подсчитывается их сумма.
Интерпретация:
оценка «5» выставляется в случае правильного выполнения 5-ти операций раскроя;
оценка «4» выставляется в случае правильного выполнения 4-х операций раскроя;
оценка «3» выставляется в случае правильного выполнения 3-х операций раскроя;
оценка «2» выставляется, если количество правильных операций 2 и менее;
КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ
«СОБЛЮДЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ ПРИЕМОВ ТРУДА»
Автор:М.А. Ильина, учитель технологии.
Цель: проверка сформированности знаний по технике безопасности и их соблюдения при выполнении практических работ.
Описание: Карта состоит из пяти позиций наблюдения за соблюдением приемов безопасной работы.
Инструкция: Осуществить наблюдение за практической работой обучающихся. Оценить безопасность поведения обучающегося при выполнении работ связанных с использованием опасных инструментов и приспособлений.
Диагностический материал
№ п/п | Позиции наблюдения | Отметка о выполнении | |
+ | - | ||
1 | Наличие рабочей одежды | ||
2 | Правильная организация рабочего места. | ||
3 | Все инструменты и приспособления исправны. | ||
4 | Инструменты и необходимые материалы хранятся в специальной коробке. коробке. | ||
5 | Иголки и булавки хранятся в игольнице. | ||
6 | Во время работы на средний палец правой руки надет наперсток. | ||
7 | Иголки и булавки в процессе раскроя вкалываются только в игольницу. | ||
8 | Ножницы передаются с сомкнутыми лезвиями, кольцами вперед. | ||
9 | Ножницы в процессе работы лежат справа с сомкнутыми лезвиями, кольцами к себе. | ||
10 | Длина рабочей нити не превышает заданную. | ||
Итого: |
Обработка результатов:
оценивание каждого критерия производится следующим образом: выполнение -1балл, невыполнение -0балл.
Интерпретация:
Количество суммарных баллов определяет уровень безопасности труда:
9-10 – высокий.
6-8 – средний,
0-5 – низкий.
Любой уровень, кроме высокого, дает основание для коррекционной работы с обучающимися по правилам техники безопасности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рейтинговая система оценивания результатов обучения литературе (8 класс)
Рейтинговая система оценивания результатов обучения литературе - хороший способ активизации работы на уроке и повышения уровня учебной мотивации по предмету....
Новые подходы в системе оценивания результатов обучения математике в 5 классе при переходе на ФГОС.
Статья содержит описание системы критериального оценивания планируемых результатов обучения по математике в 5 классе при переходе на ФГОС.При этом используется два рабочих журнала. дневник планируемых...
Современные подходы к оцениванию результатов обучения
Кризис существующей системы оценки сегодня очевиден.Отметка все более становится простой формальностью. В условиях, когда образование ориентировано на развитие познавательных интересов и творческого п...
Модель системы оценивания результатов обучения
В России в условиях модернизации содержания общего образования и разработки новых стандартов общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценке образовательных р...
Мастер -класс "Современные средства оценивания результатов обучения в ГБОУ НиСПО (балльно - рейтинговая система)"
Остро встаёт проблема разработки методологии и принципов оценивания результатов обучения. Для того, чтобы решить эту задачу я познакомилась с теоретическими основами балльно-рейтинговой системой оценк...
Модель системы оценивания результатов обучения.
Система оценивания результатов обучения.Система оценивания результатов обучения основной образовательной программы общего образования (далее — система оценки) представляет соб...
система оценивания результатов обучения в условиях введения ФГОС
"Смысл введения ФГОС и основные изменения в практике работы учителя: что стандарт требует от учителя?" (по материалам статьи О.Б.Логиновой)....