Рабочая программа по технологии 6 класс
учебно-методический материал по технологии (6 класс) на тему

Балабанов Петр Александрович

Рабочая программа по технологии 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_6_klass.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

1.        Пояснительная записка        

Нормативно-правовые документы        

Цели и задачи        

Информация о количестве учебных часов        

Технологии обучения, формы уроков и внеурочной деятельности по предмету        5

Виды и формы промежуточного, итогового контроля        5

2.        Общая характеристика учебного предмета «Технология»        6

3.        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения        6

4.        Содержание учебного курса «Технология» для обучающихся 6-х классов        8

5.        Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса        14

6.        Планируемые результаты учебного предмета «Технология»        

7. Поурочное планирование        

8. Критерии и нормы оценки знаний        

  1. Пояснительная записка

Нормативно-правовые документы

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  1. 1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897"
  4. Распоряжение Комитета по образованию от 22.03.2016 № 822-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2016/2017 учебном году»;
  5. Учебный план ГБОУ школы №517 Выборгского района Санкт-Петербурга на 2016-2017 учебный год.
  6. Образовательная программа ГБОУ школы №517 с углубленным изучением предметов экономического профиля Выборгского района Санкт-Петербурга.
  7. Календарный учебный график ГБОУ школы №517 Выборгского района Санкт-Петербурга на 2016-2017 учебный год, утвержденный приказом директора от 25.08.2016 №67/1

Сведения о программе:         

За основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (автор В.Д. Симоненко) Технология. Технический труд.5-8 классы. – М. «Вентана – Граф», 2010, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования РФ. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся гимназии.

Цели и задачи

Рабочая программа имеет базовый уровень и  направлена на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей  деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

В процессе преподавания предмета «Технология» решаются следующие задачи:

-совершенствование практических умений и навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, уходе за жилищем;

  -ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел

  -развитие художественной инициативы;

   -освоение технологических знаний, технологической культуры на базе сведений, полученных при изучении других образовательных областей и предметов, а также на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

   -овладение умениями создавать личностно или общественно значимые продукты труда, вести домашнее хозяйство;

   -развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе различных видов технологической деятельности;

   -развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда;

   -воспитание трудолюбия и культуры созидательного труда, ответственности за результаты своего труда; 

   -воспитание привычке к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве;

   -воспитание уважения к народным обычаям и традициям родного края; ознакомление учащихся с профессиями по обработке тканей и пищевых   продуктов, с профессией дизайнера;

   -получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Особое место отводится методу проектов. Начиная с 5 класса, дети учатся правильно ставить цели и задачи по теме своего проекта, оформлять его.

Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы

Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллективного. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания учащихся, раскрытие их творческих способностей.

Информация о количестве учебных часов

Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов (по 2 часа в неделю).

6а -18 часов -1четверть; 14 часов- 2 четверть; 20 часов -3 четверть,   16 часов -4 четверть.

6б -18 часов -1четверть; 14 часов- 2 четверть; 20 часов -3 четверть,   16 часов -4 четверть.

Учебно –методический комплект: 

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-х классов

предусматривает обучение «Технология. Индустриальные технологии» в объеме 2 часа в неделю, всего 68 часов.

ННаименование учебной программы

В

Вид учебной программы

ИУчебные пособия для учащихся

наименование, автор, год издания

Пособия для  учителя

наименование, автор, год издания

ННаглядные пособия, цифровые образовательные ресурсы

ППрограмма по «Технологии. Индустриальные технологии» для основного общего образова ния

гГосударственная

1Симоненко В.Д., «Технология. Индустриальные технологии» 6 класс Вентана-Граф, 2015.

Симоненко В.Д., «Технология. Индустриальные технологии» 6 класс Вентана-Граф, 2015.

Атутов П.Р. Теоретические основы обучения технологии в школе. Книга для учителя –  М.: РИЦ “Альфа”. МГОПУ, 2000.

Атутов П.Р. Дидактика технологического образования. Книга для учителя в 2 ч.– М.: ИОСО РАО, 2001.

Бешенков А.К. Методика обучения технологии 5–9 классы. – М.: Дрофа, 2004.

Бешенков А.К., Казакевич В.М. Технология. Методические рекомендации по образованию кабинетов и мастерских технического труда. – М.: Дрофа, 2002.

Михейкина Т.М. Технология. Проектная деятельность как основа творческого развития школьников и их профессионального самоопределения. – СПб.: СПбАППО, 2004.

Бешенков А.К. Технический труд. Технические и проектные задания для учащихся. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2004.

Симоненко В.Д. Сборник творческих проектов учащихся. Технология. – М.: Вентана-Граф, 2006.

 Атутов П.Р. Теоретические основы обучения технологии в школе.

ССайт  учителя технологии для мальчиков  Крайне полезный! Программы. Тематическое планирование. Построение чертежей. Дизайн интерьеров и многое другое.

ttp://news.kss1.ru/news.php?kodsh=scool

"Электронные таблицы ttp://vlc.pedclub.ru/modules/wfsection/print.php?articleid=86".

Павлова М.Б. Технология. 5-9 классы. Метод проектов образование школьников. Пособие для учителя /М.Б.Павлова, Дж. Питт, М.И. Гуревич, И.А.Сасова.- М.:Вента-Граф, 2000.


Технологии обучения, формы уроков и внеурочной деятельности по предмету

 На уроках используются следующие технологии обучения:

Игровые технологии

Технология современного проектного обучения

Тренинговые технологии

Технология программированного обучения

Технология уровневой дифференциации (в рамках внутренней дифференциации)

ТРИЗ – технологии

Проектная технология, развивающие,

 Технологию развития критического мышления,

Визуальные презентации.

Формы обучения: фронтальная , групповая (в том числе и работа в парах), индивидуальная

Традиционные методы обучения: словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником), наглядные методы (наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями), практические методы.

Формы уроков по предмету

      При изучении предмета «Технология» единицей учебного процесса является урок, состоящий, как правило, из двух частей: теоретической и практической.

В 6 классе проводятся уроки основных типов в рамках традиционного обучения:

  • Урок ознакомления с новым материалом
  • Урок закрепления изученного
  • Урок совершенствования знаний и умений
  • Урок обобщения и систематизации знаний
  • Урок проверки и коррекции знаний и умений
  • Комбинированный урок
  • урок моделирование, урок – путешествие и др.

В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется практические работы или направлены на отработку отдельных технологических приемов.

Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в школьном классе или дома.

Виды и формы промежуточного, итогового контроля

Возможные формы контроля

  • тестирование по разделам/темам программы;
  • проверочные работы по отдельным разделам/темам программы;
  • творческие работы по отдельным разделам/темам программы и на разных этапах выполнения проекта
  • оценка практических навыков учащихся на различных этапах выполнения проекта;
  • защита проекта.

  1. Общая характеристика учебного предмета «Технология»

     Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается по направлению: «Технология». Выбор направления обучения учащихся был выбран исходя из образовательных потребностей и интересов учащихся. При разработке программы по технологии было применено построение комбинированного содержания при различных сочетаниях разделов и тем трех названных направлений. Содержание разделов и тем, объем времени, задаваемые программой соответствуют примерной программе

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

Результатом программы должны стать универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни;

9) развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетентности);

Предметные результаты изучения предметной области «Технология» должны отражать:

1) выполнение простейших операций, связанных с изготовлением или созданием продуктов (творческого, материального или интеллектуального характера);

2) осуществление общетрудовых приемов работы;

3) соблюдение требований охраны труда и выполнение правил безопасной работы с ручными инструментами;

4) ориентирование в технологических последовательностях;

5) возможности  работы с инструкционными картами.

Учащийся научится:

  • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
  • выбирать и использовать методы, соответствующие рассматриваемой проблеме;
  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
  • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование;
  • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов.

Учащийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный проект;
  • использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
  • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности;
  • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта;
  • использовать основы ИКТ компетентности для оформления творческого проекта.

Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть следующими универсальными учебными действиями:

• постановка проблемы и аргументирование её актуальности;

• формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности;

• планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;

• собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;

• оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;

• представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

Личностные качества, которые развиваются в результате обучения по программе:

самостоятельность, организованность, гибкость, коммуникативность, ответственность, взаимопомощь, толерантность, аккуратность, работоспособность, трудолюбие.

  1. Содержание учебного курса «Технология» для обучающихся 6-х классов

1. Вводный  урок. (2ч.)

Теоретические сведения  Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 6 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Организация учебного процесса. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической частей урока.

Ознакомление с правилами поведения в мастерской и на рабочем месте.

Практические работы Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 6-А классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.

Варианты объектов  труда  Учебник «Технология» для 6 класса (вариант для мальчиков), библиотечка кабинета. Электронные средства обучения.

2. Технологии ручной и машинной обработки древесины и древесных материалов.(22 ч.)

Теоретические сведения  Древесина, свойства и области применения. Пиломатериалы, свойства и области применения. Виды древесных материалов, свойства и области применения. Пороки древесины. Отходы древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесины и древесных материалов и восстановлением лесных массивов.

Понятия «изделие» и «деталь». Технический рисунок, эскиз, чертеж. Линии и условные обозначения. Прямоугольное проецирование (на одну, две и три плоскости). Графическое изображение соединений деталей на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей изделия и материалов на технической и технологической документации. Правила чтения сборочных чертежей. Технологическая карта и ее назначение.

Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов для изготовления изделий из древесины. Точность измерений и допуски при обработке.

Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных материалов. Основные технологические операции ручной обработки древесины и древесных материалов, особенности их выполнения: разметка, пиление, долбление, сверление; сборка деталей изделия, контроль качества; столярная и декоративная отделка деталей и изделий.

Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами. Технологии изготовления деталей различных геометрических форм ручными инструментами.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

Распознавание древесины и древесных материалов. Выявление природных пороков в материалах и заготовках. Исследование твердости древесины и древесных материалов.

Чтение и выполнение технических рисунков, эскизов и чертежей деталей различной формы. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по техно-логической документации.

Организация рабочего места столяра. Ознакомление с видами и способами применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов.

Ознакомление с видами и рациональными приемами работы ручными инструментами, приспособлениями.

Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.

Защитная и декоративная отделка изделия. Выявление дефектов в детали (изделии) и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места.

Сверлильный станок: устройство, назначение. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке. Инструменты и оснастка для работы на сверлильном станке. Правила безопасности труда при работе на сверлильном станке.

Токарный станок: устройство, назначение. Организация рабочего места для работы на токарном станке. Инструменты и оснастка для работы на токарном станке. Технология токарных работ. Правила безопасности труда при работе на токарном станке.

Современные технологические машины и электрифицированные инструменты: виды, назначение, область применения, способы работы.

Компьютеризация проектирования изделий из древесины и древесных материалов, автоматизация процессов производства.

Экологичность заготовки, производства и обработки древесины и древесных материалов.

Профессии, связанные с производством и обработкой древесины и древесных материалов.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

Организация рабочего места для сверлильных и токарных работ. Ознакомление с видами и способами применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов, применяемых при сверлильных и токарных работах.

Ознакомление с устройством, приспособлениями и приемами работы на сверлильном станке.

Ознакомление с устройством и технологической оснасткой токарного станка для обработки древесины. Организация рабочего места для выполнения токарных работ с древесиной, проверка станка на холостом ходу.

Ознакомление с видами и рациональными приемами работы ручными инструментами, приспособлениями, применяемыми при токарных работах. Выполнение рациональных приемов выполнения различных видов токарных работ.

Соблюдение правил безопасности труда при работе на станках.

Практические работы Знакомство с пороками древесины, Определение и изучение видов пиломатериалов. Графическое изображение изделий из древесины цилиндрической и конической форм. Конструирование и моделирование простейших изделий из древесины. Изучение составных частей машин, устройства токарного станка для точения изделий из древесины. Окрашивание изделия из древесины краской. Расчет стоимости и возможной прибыли от изготовления изделия.

Варианты объектов  труда Образцы древесины с пороками. Пиломатериалы. Эскизы и чертежи изделий из древесины цилиндрической и конической форм. Образец изделия с соединением брусков врезкой. Образцы изделий цилиндрической и конической формы. Токарный станок. Образец детали, выточенной на станке. Образцы окрашенных деталей.

3. Технологии художественно-прикладной обработки материалов. (8 ч.)

 Теоретические сведения  Традиции, обряды, семейные праздники. Национальные орнаменты в элементах быта и одежде, художественно-прикладные изделия.

Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Региональные виды декоративно-прикладного творчества (ремесла). Единство функционального назначения, формы и художественного оформления изделия. Эстетические и эргономические требования к изделию. Понятие о композиции.

Виды природных и искусственных материалов и их свойства для художественно-прикладных работ. Основные средства художественной выразительности в различных технологиях.

Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной и металлами в России.

Технологии художественно-прикладной обработки материалов различными видами инструментов (два-три вида технологий по выбору учителя*). Разработка изделия с учетом прагматического назначения и эстетических свойств. Составление рабочей документации. Освоение приемов выполнения основных операций ручными инструментами.

Правила безопасности труда при выполнении художественно-прикладных работ с древесиной и металлами.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративно-прикладного творчества народов России.

Определение требований к создаваемому изделию. Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления.

Выбор и исследование материалов и заготовок с учетом декоративных и технологических свойств, эксплуатационных качеств изделий. Определение последовательности изготовления деталей.

Соблюдение правил безопасности труда.

4. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов (24 ч)

Теоретические сведения  Конструкционные металлы и их сплавы, основные физико-механические свойства и область применения. Черные и цветные металлы. Основные технологические свойства металлов. Виды, способы получения и обработки отливок из металла, проката. Исследование технологических свойств металлов.

Профессии, связанные с добычей и производством металлов.

Виды, свойства и способы получения искусственных материалов. Назначение и область применения искусственных материалов в машиностроении. Особенности обработки искусственных материалов. Экологическая безопасность при изготовлении, применении и утилизации искусственных материалов.

Особенности графических изображений деталей и изделий из различных материалов. Спецификация. Допуски и посадки. Правила чтения сборочных чертежей. Применение компьютеров при проектировании и разработке графической документации.

Точность обработки и качество поверхности деталей. Контрольно-измерительные и разметочные инструменты, применяемые при работе с металлами и искусственными материалами.

Основные сведения о процессе резания, пластического формования и современных технологиях обработки металлов и искусственных материалов на станках.

Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки металлов и искусственных материалов, их назначение и способы применения. Основные технологические операции обработки металлов ручными инструментами, спецификация инструментов, особенности выполнения работ.

Основные технологические операции обработки искусственных материалов ручными инструментами.

Способы механической, химической и декоративной лакокрасочной защиты и отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов. Современные отделочные материалы и технологии нанесения декоративных и защитных покрытий.

Распознавание видов металлов, сортового проката и искусственных материалов. Исследование твердости и пластичности металлов; оценка возможности их использования с учетом вида и предназначения изделия. Подбор заготовок для изготовления изделия.

Чтение технических рисунков, эскизов и чертежей деталей и изделий из тонколистового металла, проката и проволоки и искусственных материалов. Определение последовательности изготовления детали и изделия по технической документации.

Организация рабочего места.

Определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей.

Изготовление деталей по чертежу и технологической карте.

Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.

Соблюдение правил безопасности труда. Уборка рабочего места.

Современные ручные технологические машины и механизмы для выполнения слесарных работ.

Операции и приемы работы с металлами и искусственными материалами на сверлильном станке. Оснастка сверлильного станка для выполнения работ с металлом.

Токарно-винторезный станок: устройство, назначение, приемы подготовки к работе, приемы управления. Инструменты и приспособления для работы на токарном станке. Основные операции токарной обработки и особенности их выполнения. Особенности точения изделий из искусственных материалов.

Фрезерный станок: устройство, назначение, приемы работы. Инструменты и приспособления для работы на фрезерном станке. Основные операции фрезерной обработки и особенности их выполнения.

Современные обрабатывающие центры и станки с числовым программным управлением. Роботизированные комплексы.

Перспективные технологии производства деталей из металлов и искусственных материалов.

Виды соединений деталей из металлов и искусственных материалов, их классификация. Особенности выполнения сборочных работ.

Правила безопасности труда при выполнении работ на металлорежущих станках.

Экологические проблемы производства, применения и утилизации изделий из металлов и искусственных материалов.

Профессии, связанные с обработкой металлов и искусственных материалов.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

Ознакомление с видами современных ручных технологических машин и инструментов.

Изготовление деталей по технической документации.

Изучение устройства токарного и фрезерного станков.

Организация рабочего места.

Определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей.

Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Соблюдение правил безопасности труда при работе на станках.

Практические работы Ознакомление со свойствами металлов и сплавов. Ознакомление с видами сортового проката. Исследование их свойств. Измерение размеров деталей штангциркулем. Разработка чертежей изделий и технологической карты на изготовление изделий из сортового проката.  

 Варианты объектов  труда Образцы сортового проката. Чертежи изделий. Технологическая карта на изготовление изделий из сортового проката. Образцы резания, рубки и опиливания заготовок из сортового проката. Образцы отделки поверхностей металлических изделий.

5.  Технологии домашнего хозяйства (12 ч.)

Теоретические сведения  Виды ремонтно-отделочных работ. Современные материалы для выполнения ремонтно-отделочных работ в жилых помещениях. Инструменты и приспособления для выполнения малярных работ.

Правила безопасной работы при окрашивании поверхностей.

Назначение и виды обоев. Виды клеев для наклейки обоев. Технологии наклейки обоев встык и внахлест.

Способы размещения декоративных элементов в интерьере.

Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ.

Способы решения экологических проблем, возникающих при проведении ремонтно-отделочных и строительных работ.

Подготовка поверхностей стен помещений под окраску или оклейку: заделка трещин, шпатлевание, шлифовка. Подбор и составление перечня инструментов. Выбор краски по каталогам. Окраска поверхностей. Подбор обоев по каталогам и образцам. Выбор обойного клея под вид обоев.

Выполнение эскизов оформления стен декоративными элементами.

Оформление эскиза приусадебного (пришкольного) участка с использованием декоративных растений.

Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме. Мусоропроводы и мусоросборники.

Виды инструментов и приспособлений для санитарно-технических работ. Их назначение, способы и приемы работы с ними.

Устройство водоразборных кранов и вентилей. Способы монтажа кранов, вентилей и смесителей. Устройство сливных бачков различных типов.

Причины подтекания воды в водоразборных кранах и вентилях, сливных бачках. Способы ремонта запорной аппаратуры.

Утилизация сточных вод системы водоснабжения и канализации. Экологические проблемы, связанные с их утилизацией.

Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических или ремонтно-отделочных работ.

Ознакомление со схемой системы водоснабжения и канализации в школе и дома. Ознакомление с сантехническими инструментами и приспособлениями.

         

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебники:

Симоненко В.Д., «Технология. Индустриальные технологии» 6 класс Вентана-Граф, 2015.

Дополнительная литература:

Симоненко В.Д. Сборник творческих проектов учащихся. Технология. – М.: Вентана-Граф, 2006.

Правдюк В.Н., Самородский П.С., Симоненко В.Д. Технология. 6 кл. . – М.: Вентана-Граф, 2006.

Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов. Технология. – М.: Дрофа, 2006.

Муравьёв Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. – Брянск: Издательство БГПУ им. акад. И.П. Петровского; НМЦ «Технология», 2000.

Атутов П.Р. Теоретические основы обучения технологии в школе. Книга для учителя –  М.: РИЦ “Альфа”. МГОПУ, 2000.

Атутов П.Р. Дидактика технологического образования. Книга для учителя в 2 ч.– М.: ИОСО РАО, 2001.

Бешенков А.К. Методика обучения технологии 5–9 классы. – М.: Дрофа, 2004.

Бешенков А.К., Казакевич В.М. Технология. Методические рекомендации по образованию кабинетов и мастерских технического труда. – М.: Дрофа, 2002.

Михейкина Т.М. Технология. Проектная деятельность как основа творческого развития школьников и их профессионального самоопределения. – СПб.: СПбАППО, 2004.

Бешенков А.К. Технический труд. Технические и проектные задания для учащихся. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2004.

  1. Планируемые результаты учебного предмета «Технология»

    Знать/понимать

- последовательность составления технологической карты;

- виды пиломатериалов;

- общее устройство токарного станка по дереву;

- виды сортового металла. Отличительные признаки черных и цветных металлов и их сплавов;

- устройство штангенциркуля;

- устройство, принцип действия и применение электроарматуры;

- профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.

Уметь

- читать чертежи и выполнять эскизы деталей цилиндрической и призматической форм

с конструктивными элементами;

- изготавливать по чертежу (технологической карте) изделия цилиндрической формы на

токарном станке по дереву;

- различать черные и цветные металлы и сплавы;

- выполнять по чертежам или технологическим картам изделия из сортового проката;

- организовывать рабочее место и соблюдать правила охраны труда при выполнении

указанных работ;

- контролировать качество изделий, анализировать причины допущенных отклонений.

- находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;

- изготовления или ремонта изделий из различных материалов;

- создания изделий с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;

- контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;

- обеспечения безопасности труда.

   Характеристика класса: в классе обучаются мальчики активные, способные, творческие, проявляющие интерес к столярному делу, моделированию изделий, но при конструировании у них затруднено восприятие этой темы, так что уроки построены с различным уровнем сложности, чтобы все учащиеся почувствовали себя успешными

7. Поурочное планирование

8. Критерии и нормы оценки знаний

Знания и умения обучающихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

1.     Оценку «5» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает обучающийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

2.     Оценку «4» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат, в общем, соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает обучающийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

3.     Оценку «3» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает обучающийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

4.     Оценку «2» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает обучающийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.

Примерная пояснительная записка  к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....

Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской

Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...

Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»  разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...

ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»

Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса:  повышение профессионального уро...

Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский

Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...