Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках технологии
статья по технологии (7, 8 класс) на тему
Научная статья о воспитании гражданственности и патриотизма на уроках технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_statya_po_tehnologii.docx | 34.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Мамонтовская ОШ Городской округ Сокольский.
С. Мамонтово Ул. Центральная д.45.
Научная статья на тему:
«Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках технологии».
Выполнила Лоскунина Н.А
Учитель технологии
МКОУ Мамонтовская ОШ
Сокольский район.
Высшая категория по физике.
с. Мамонтово, Центральная д. 34.
8(83137)2 – 40 -28. 89049035699.
с.Мамонтово 2016 год
Цель патриотического воспитания – прививать любовь к Отечеству, гордость за его культуру, а гражданское воспитание состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни.
Задачи педагогов:
• Пробудить, как можно раньше, в растущем человеке любовь к родной земле;
• Формировать черты характера, которые помогут стать человеком и гражданином общества;
• Воспитывать любовь и уважение к родному дому, родной улице, городу (населенному пункту, где проживает ребенок);
• Чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов;
Воспитание патриотизма и гражданственности всегда занимало в педагогической науке одно из ведущих мест.
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». В. А. Сухомлинский
Как воспитать гражданина сегодня, чтобы его с гордостью можно было назвать россиянином? На каких принципах воспитывать? Какие качества личности формировать? Вот круг вопросов, которые волнуют меня, как педагога.
Я как учитель должна:
• помочь детям увидеть, что можно изменить мир семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему;
• вовлекать детей в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.
Что значит любить Родину? Значит, ведать её прошлое, жить её настоящим, болеть и молиться о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью. А как «заставить» ребёнка полюбить Родину? Мой многолетний педагогический опыт доказывает, что только через личные чувства и переживания детей. Если в школьном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее. Кроме того, социальный опыт ребёнка – это не то, что он знает и помнит, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Что такое патриотизм?
Патриотизм – это любовь к Родине, природе, людям, культуре своего народа.
Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа
Патриотизм включает в себя:
• Привязанность, • Сочувствие, • Сопереживание, • Ответственность ,
• И другие качества, без которых человек не может состояться как личность.
Гражданственность – это принадлежность к постоянному населению данного государства,
Гражданственность включает в себя:
• Ответственность, • Желание и умение трудиться на благо отечества,
• Беречь и уважать богатства Родины, • Эстетические чувства, связанные с любовью к родному городу, родной природе, • Развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Гражданское воспитание не предусматривает однозначно позитивного отношения к какой-либо сфере жизни в том виде, в котором она существует в данный исторический момент.
Гражданское поведение предполагает сформированность определенных черт личности: активности, самостоятельности, способности принимать решения, инициативности и т.п.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию. Педагоги должны учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе использовать наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.). Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Нужно формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогать им, осознать себя неотъемлемой частью малой родины. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством:
«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
И.Ф. Харламов в своей «Педагогике» пишет:
«Патриотизм и культура – такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость».
Гражданско-патриотическое воспитание всегда направлено на организацию многообразной и разносторонней деятельности учащихся; использование важнейшей социальной функции общения со сверстниками и взрослыми в целях формирования здоровой, нравственной личности; формирование общественно необходимых и личностно значимых качеств; формирование правильного, основанного на общечеловеческих ценностях отношения к окружающему миру, природе, науке, культуре.
Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся школьники на уроках технологии, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительности и любовь к родному краю. На уроках технологии мы знакомимся с детьми с декоративно-прикладным творчеством нашего народа. Гражданско-патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций. За последние годы определился круг мероприятий, в которых учащиеся принимают участие. Это множество дней: «Здоровье, матери, учителя, защитников Отечества, Конституции, Победы». К этим Дням - праздникам мы с ребятами тщательно готовимся, участвуем в праздничных мероприятиях, изготавливаем поздравительные открытки, говорим о значении каждого дня.
Патриотизм и гражданственность – это не слова, это действия и на уроках, при изучении сельскохозяйственных тем, мы работаем, чтобы затем воспользоваться результатами своего труда.
Я им рассказываю о лучших работниках, которые жили и живут в селе. На примерах показываю, как важно с маленького участка земли получить хороший урожай. Почему надо содержать свой дом, двор в чистоте и порядке. Если ребенок поймет это, то данное качество с ним останется навсегда. Ученики активно работают не только на уроках, но и во внеурочное время. Они участвуют в акциях: чистый двор, обелиск, место, где я отдыхаю (парк, река).
Эффективным методом реализации целей патриотического воспитания является проведение школьных мероприятий. Подобные мероприятия мобилизуют творческие способности педагога, учащихся, позволяют им углубиться в историю и понять глубинную суть известных праздников, уходящих своими корнями в глубокую древность, приобщиться к национальной культуре.
Творческий патриотизм необходимо воспитывать с детства. Как любое другое чувство он обретается самостоятельно и переживается индивидуально.
Роль учителя технологии в организации системной, личностно-ориентированной деятельности по освоению историко-культурного наследия бесценна.
Воспитание патриотизма у современных школьников, формирование чувства любви к Родине, гордости за свой край, уважение традиций предков – эта проблема сейчас остро стоит перед образовательными учреждениями.
При отборе краеведческих сведений для уроков технологии следует придерживаться правил:
1.События местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся.
2.Факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными.
3.Предоставить учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту.
4.Вызывать интерес к познанию родных мест, к ремёслам и промыслам народов, содействовать формированию патриотических чувств.
Поэтому очень важно вести предмет «Технология» в школе, опираясь на вековой опыт, в том числе на народную героику, народные ценности. Воспитывать уважение к традициям и историческому прошлому своей страны.
Изучение традиций русской народной культуры реализуется через уроки кулинарии.
В 5 классе, при изучении темы «бутерброды», дети знакомятся с правилами нарезки хлеба. И здесь, при изучении этой темы, я рассказываю детям о тех далёких военных временах, когда в 1941 году начался голод в Ленинграде. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием. Норма выдачи хлеба рабочим составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из мякоти целлюлозы, добавляли опилки…читаю отрывок из поэмы Ольги Бергольц: « 125 блокадных грамм с огнём и кровью пополам». Хлеб был практически единственным питанием ленинградцев. Матери берегли драгоценный кусочек – дневную норму. Выдавали своим детям по маленькому кусочку, чтобы растянуть на весь день. Я их учу уважению к хлебу – источнику жизни, вершине человеческого труда.
При изучении темы «ручные стежки и строчки», девочки знакомятся с декоративно-прикладным творчеством нашего народа. Жостово и гжель, Павловский Посад и Хохлома, Дымковские и Филимоновские игрушки, Палехская роспись - это всё история нашего народа, история его творчества. Они рассматривают образцы, учатся создавать свои изделия и при этом узнают о мастерах разных эпох. Я говорю о том, что многие изделия нашли своё место в музеях нашей страны и всего мира. Я формирую в них чувство гордости за людей труда. Мне важно, чтобы дети поняли, что результаты и их труда могут занять достойное место.
В центре внимания данных уроков - семейный уклад, обряды, обычаи, история родного края, страны. Каждый год в нашей школе в рамках недели технологии традиционно проходит праздники «Рождество» и «Масленица». На праздниках звучат песни, святочные калядки, представление ярмарочных скоморохов, угощение блинами и горячим чаем - всё это, под руководством взрослых готовят дети. Главным я считаю в этих праздниках именно подготовка. Мы учим песни наших предков, делаем костюмы и одновременно лучше узнаём историю, обычаи своей страны. Дети учатся любить её. А во время праздника хороводы, игры способствуют объединению. Мы знаем, когда народ един, он не победим. И задача нас – взрослых – учить этому подрастающее поколение.
Будем надеяться, что светлые и славные традиции школы еще долгие годы будут способствовать укреплению гражданско-патриотических качеств учащихся и являться предметом гордости и уважения, как учителей, так и учеников.
Главное, чтобы в сердце каждого поселилось чувство ответственности, гордости за свое Отечество, единственную, уникальную для каждого человека Родину, данную ему судьбой, завещанную ему предками.
Я считаю, что народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно-образованной личности. На близком и понятном материале дети должны усваивать музыкально-поэтический язык своего народа, его нравы, обычаи - весь комплекс духовных ценностей.
На уроках сельскохозяйственного труда мы начинаем говорить об экологических проблемах села, страны и всего мира. Любовь к родному краю, желание видеть родину все более и более расцветающей – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формирует у детей чувство любви к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и праздники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его обычаях, лучших его людях и их ремесле, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков. А главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.
Программа по технологии 5-8 классы А.Т.Тищенко, Н.В.Синица на основе Федерального государственного образовательного стандарта 2010 года содержит раздел «Художественные ремесла»:
5 класс : 1 Декоративно - прикладное искусство. 2 ч.
2 Основные композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства 2 ч.
3 Лоскутное шитьё. 4 ч.
6 класс : 1 Вязание крючком 4 ч
2 Вязание спицами 4 ч.
7 класс : 1 Ручная роспись тканей 2 ч.
2 Вышивание 6 ч.
Изучение раздела поможет привнести в атмосферу урока колорит русского уклада жизни. Развитие духовно-нравственных качеств личности, уважения к наследию и традициям народа своей страны и других стран обеспечивается созерцанием и обсуждением художественных образов культуры, а также активным включением в доступную художественно-прикладную деятельность на уроках. Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего развития личности школьника, создает нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа. Каждый человек и каждый народ хочет жить достойно, пользоваться заслуженным уважением окружающих. Это возможно только в том случае, если сам уважаешь себя и своих соседей, когда знаешь свою культуру, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей. Для того, чтобы приобщить детей к глубокому традиционному наследию, на уроках я использую краеведческий материал. Кроме уроков приобщение продолжаю в процессе дополнительного образования на кружках «Волшебница». Были подготовлены и проведены экскурсии: «Путешествие в страну сумок», «Все дело в шляпе!», «Пожалуйте к нам на чай», «Замки, замочки», «Круговорот времени» (о часах), «Чудо из прошлого» (о празднике Троица, о берестяном промысле) и др. Готовы две выставки: «Мы разные, но мы вместе!» (о костюмах, традициях и культуре народов, населяющих нашу область, о толерантности), «Раз матрешка, два матрешка…». Эта деятельность школьникам стала очень интересна и увлекательна. При подготовке к выставкам обязательно изготавливаем изделия, соответствующие тематике. А еще успешно участвуем в конкурсах . Кроме познавательного, это имеет важное воспитательное значение. Так как показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, способствует формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены веками длительного пути любого народа.
Литература:
Калюжный А. С. Общее содержание воспитания: Учебное пособие. — Нижний Новгород: НГТУ, 2004. — 38 с. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования.- № 17. — сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации — www.vestnik.edu.ru/proect.html Постановления Правительства РФ от 06.10.2011 N 823 о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» — http://www.referent.ru http://aisorgsu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ».
Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых резуль...
Программа «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».
Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых результатов. Должно...
"Интегративный подход в воспитании гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы"
Гражданско-патриотическое воспитание...
Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под пат...
Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках технологии и во внеурочное время.
В воспитании и образовании подрастающего поколения всегда присутствует национальный колорит. Важность этой проблемы отражена в "Законе об образовании". Роль учителя технологии по освоению историко-кул...
Обобщение опыта на тему "Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках технологии и во внеурочное время"
Национальный колорит способствует патриотическому воспитанию, обращает ум и сердце ученика к национальному достоянию своего народа. Практически в каждом разделе предмета «Технология»...
"Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках технологии и во внеурочное время"
Статья из опыта работы "Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках технологии и во внеурочное время"...