"Интегративный подход в воспитании гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы"
статья по теме
Гражданско-патриотическое воспитание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_podhod_v_vospitanii_grazhdanstvennosti_i_patriotizma.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегративный подход
в воспитании гражданственности и патриотизма
на уроках русского языка и литературы
Изменения в современном российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Образование ставит и решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания гражданственности и патриотизма, так как такое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины. Все основы будущего гражданина закладываются в школе. Поэтому разработка новых концептуальных подходов к организации патриотического воспитания учащегося является актуальной задачей для педагога. Этим и определяется необходимость организации воспитательного процесса в классе через создание долгосрочных творческих дел, среды совместных детско-взрослых проектов, на которых сходятся учебная и вне учебная жизнь. Такая воспитательная система класса ориентирована на реальную жизнь, проблемы, которые решает общество, а именно - обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, социального, демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью.
Центральное место в воспитательной системе нашей школы занимает гражданско-патриотическое воспитание.
Чтобы достичь желаемых результатов, школа работает сразу в пяти направлениях.
1 направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил.
В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и локальных войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Традиционным является связь со школой ветеранов ВОВ и труда, проживающих в микрорайоне школы. При их поддержке и помощи создается Книга памяти.
2 направление. Историко-краеведческая работа
Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся такие мероприятия, как
экскурсии в городской краеведческий музей, уроки-знакомства с историко-архитектурными памятниками города и края, фотоконкурс «Моя малая родина»,
конференция «Мои знаменитые однофамильцы»
3 направление. Работа школьного военно-исторического музея
Именно поисковая работа способствует обращению сегодняшнего школьника к традициям своего народа. Через участие в экспедициях по сбору информации, составление Книги Памяти идет приобщение к нравственным идеалам и принципам, героически-трудовому опыту поколений.
4 направление. Формирование правовых знаний
Каждый гражданин должен не только любить свою родину, но знать и уметь защищать свои права.
5 направление. Воспитание на культурных традициях народа
Все мероприятия данного направления повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.
Перед учителями русского языка и литературы проблема гражданско-патриотического воспитания стоит особо остро. Работа по этой проблеме идёт ежедневно и ежеурочно.
В своей работе я часто использую уроки-экскурсии, уроки-лекции, спектакли, кино-уроки, устные журналы, литературные гостиные, викторины, семинары. Такие уроки усиливают эмоциональное впечатление от изучаемого материала. В зависимости от того, какой предполагается урок (развитие речи, тематический, урок-закрепление и т.д.), я использую тексты, которые несут информацию и влияют на понимание нравственных ценностей в жизни. При прохождении тем «Синонимы», «Антонимы» я применяю прием, который позволяет раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Например: сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и. т.д.
Совместная работа с учениками строится двумя способами:
а) я предлагаю каждому ученику самостоятельно продумать и записать в тетрадь понятия, близкие данному, затем каждый знакомит всех с результатами своей деятельности, и составляется общий ряд, анализируются смысловые оттенки, отличающие каждое понятие друг от друга;
б) совместно в процессе обсуждения мы выстраиваем ряд близких по значению нравственных понятий, записываем их на доске, затем каждый в тетради анализирует смысловое содержание данных понятий.
Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений я предлагаю учащимся определить основную мысль текста, акцентирую внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?
Я считаю, что на уроках русского языка просто необходимо показать бережное отношение к родному слову. Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации. Зачетным заданием за 3 четверть для моих десятиклассников стала исследовательская работа «Энциклопедия одного слова», в которой учащиеся проследили за этимологией слова, его лексическим значением, употреблением его в русском народном творчестве, в творчестве наших писателей и поэтов, привели примеры своих творческих работ с этим словом. Прекрасные энциклопедии составили дети со словами любовь, семья, правда, жизнь, патриотизм.
Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература. Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины. В среднем звене огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России.
Интересно проходят уроки, в которых присутствуют одновременно элементы нескольких дисциплин: литература и музыка; литература и живопись; литература, музыка и живопись; литература и история; литература и география, экология, биология. Например, в 5 классе при изучении поэзии о родной природе целесообразно включить в урок музыкальные композиции из «Времён года» Чайковского, картины русских художников: Левитана, Шишкина и других с изображением русской природы. После разговоров о звуках, красках, художественных языковых средствах интересным будет для ребят сочинение-миниатюра «Какая осень (зима, весна, лето) на вкус?»
Изучая произведения, где говорится о событиях, происходящих в той или иной местности, мы с ребятами говорим об особенностях пейзажа, природы, географического положения и, следовательно, условиях жизни, обычаях, народных традициях. А это - хорошая возможность воспитать у детей уважение к чужой культуре, а через культуру – к другому народу. Говоря об исторических явлениях и исторических деятелях, мы непременно рассматриваем, как тот или иной герой, то или иное явление представлены в истории. Это даёт возможность охарактеризовать и оценить творчество писателя и его мастерство и в то же время помогает детям ощутить взаимообусловленность явлений, взаимосвязь людей разных вероисповеданий и национальностей.
Говоря на уроках литературы о каком-либо произведении, обращаю внимание на эпоху, в которую оно было создано, показываю прежде историческую основу текста. Так, изучая «Кавказского пленника» Л.Н. Толстого, главу «Бэла» из «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова, биографию А.С. Грибоедова, считаю необходимым объяснять современные проблемы Кавказа исходя из исторических процессов, происходивших в этом регионе, искать в истории корни и причину тех или иных событий. Одним из правил, которым пользуюсь на уроках литературы, является следующее: изучая литературу – изучаю жизнь. Необходимо внушить ребятам мысль о том, что литература является зеркальным отражением жизни, а жизнь не может быть неинтересной.
В тех случаях, когда рассматриваются понятия, характеризующие личностные качества человека, глубокое проникновение в их сущность, требует сравнительного анализа позитивных и негативных свойств, т.е. идет поиск противоположных понятий и по смыслу. «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого - хороший пример для рассмотрения таких нравственных понятий, как достоинство, гордость, самоуважение, самолюбие, честь.
Уроки литературы тем и выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека.
При изучении произведений русской литературы обязательно использую региональный компонент. Это также соответствует достижению такой цели, как приобщение к духовной культуре не только России в целом, но и родного края, обогащение духовного мира учащихся путем их приобщения к лучшим образцам искусства слова Дона и о Доне, воспитание любви и уважения к нравственным ценностям донской культуры, к лучшим чертам менталитета жителей донского края.
Огромное значение имеют русский язык и литература и в патриотическом воспитании, ведь патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания.
И если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной.
Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите ее
Тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию –
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечной ей быть
Нашей правдой и силой,
Нашей гордой судьбой.
Берегите Россию.
Нет России другой.
Е. Синицын
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».
Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых результатов. Должно...
Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках русского языка и литературы
Дискуссии о необходимости гражданского и патриотического воспитания детей и подростков то затухают, го разгораются вновь. А время неумолимо быстротечно и не позволяет медлить. Мы дол...
«Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы».
Выступление на педагогическом совете...
Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы
Текст выступления на городской военно-патриотической конференции "Патриотизм - 21 век", Ростов-на-Дону, 2013 г....
Воспитание семейных ценностей на уроках русского языка и литературы
У многих учащихся отсутствует потребность в образовании, культурном развитии. С каждым годом в школу приходит всё больше трудных детей. Вредные привычки «молодеют». Потом эти дети вы...
Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы
Воспитание гражданственности и патриотизма это длительный, трудный, но интересный как для ученика, тае и для учителя процесс. Для осуществления данного процесса необходима система в работе педагога....
Из опыта работы. Патриотическое воспитание в школе на уроках русского языка и литературы.
Аннотация.Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, ...