открытый урок по технологии на тему "Вегетативное размножение и его роль в сельском хозяйстве"
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

Журавлева Светлана Сергеевна

на уроке учащиеся знакомяттся с видами вегетативного размножения, используемые в разных отрослях растениеводства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_tehnologii.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение  «Ключанская  средняя   школа»

Открытый урок по технологии в 6 классе по теме: «Вегетативное размножение и его роль в сельском хозяйстве.»

 

                                                                    Учитель технологии- Журавлёва С.С.

                                                 Ключ – 2016 г.

Цели урока:
• Образовательная
: создать условия для формирования у учащихся понятий о способах  вегетативного размножения растений и о его роли в сельском хозяйстве.

Способствовать формированию навыков работы ручными сельскохозяйственными инструментами при посадке луковичных растений, актуализации и обобщению жизненного опыта учащихся.
• 
Развивающая: способствовать развитию образовательной, социально-трудовой и коммуникативной компетентностей учащихся.
Воспитательная: создать оптимальные условия для воспитания у учащихся уважения к труду, желания участвовать в трудовом процессе.

Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база:
• Теплица;

• Учебно-опытный школьный участок;
• Инструменты: грабли.
2. Дидактическое обеспечение:
• Технологическая карта  урока
Методы обучения: рассказ, индивидуальная работа по инструктивным карточкам, взаимопроверка, взаимооценка, практическая работа.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная и групповая работа, диффериенцированный подход в изучении нового материала.
Межпредметные и внутрипредметные связи: природоведение, технология выращивания растений.
Понятия и термины: вегетативное размножение, бесполое размножение,  половое размножение растений.
Тип урока: Комбинированный урок приобретения учащимися новых знаний и формирования умений и навыков.

1.Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся. 

- Назовите свойства  живых организмов? ( дыхание , рост, размножение, питание, обмен веществом и энергией)

 - Назовите важнейшее свойство всех живых организмов? (размножение)

Проблемная ситуация. У садовника растет замечательный куст крыжовника. Ягоды на нем особо крупные, вкусные. Он хочет получить второе растение, обладающее такими же свойствами. Как ему размножить куст?

     3. Актуализация знаний учащихся 

- Что такое размножение? Каков  биологический смысл размножения?

 ( увеличение числа особей  одного вида, их распространение)

 -  Выполняем первое задание в технологической карте урока

( виды размножения: бесполое и половое). Одним из видов бесполого размножения является вегетативное размножение.

 - Что мы называем вегетативными органами  растения? Определим  вегетативные органы растения? (Задание 2 в технологической карте.)

 - Может кто –то скажет:  что такое вегетативное размножение?

4. Выявление места и причины затруднения: ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ – увеличение числа особей растений в результате их развития из корней, стеблей, листьев.

Запишем определение в  технологическую карту.

Растения размножаются как с помощью подземных, так и надземных побегов. Выполняем задание 3 в технологической карте урока.

 Распредели по группам:

Луковица

корневище

клубнелуковица

черенок

усы

клубни

корневые отпрыски

отводки

 Проверим правильность заполнения таблицы  (взаимопроверка).

5.Целеполагание  и построение выхода из затруднения:
Издавна человек, подметив разнообразные способы вегетативного размножения растений в природе, начал использовать их для размножения сельскохозяйственных культур.

Вегетативное размножение широко используют в полеводстве, овощеводстве, плодоводстве, цветоводстве  т.к. полученные таким способом молодые растения полностью сохраняют наследственные признаки размножаемого сорта.  

 полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство- что это такое я перечислила? ( отрасли растениеводства)

Учащимся предлагается поработать  с инструктивной карточкой по вегетативному размножению.

Инструктивная карточка  «Вегетативное размножение растений»

Важнейшую полевую культуру – картофель разводят клубнями. Для посадки необходимо использовать здоровые, неповрежденные, хорошо сформированные клубни, отбирая их с наиболее урожайных участков. Перед засыпкой клубней на хранение осенью или же ранней весной клубни сортируют по группам в зависимости от размера и массы

Размножение растений подземными побегами применяют и в овощеводстве. Например, чеснок очень редко образует семена, и его размножают зубками луковиц. Товарный лук – лук-репку получают обычно, используя лук-севок.

Спаржу и ревень размножают подземными побегами – корневищами.

Для размножения ягодных культур применяются различные способы. Например, у земляники образуются ползучие побеги – усы. В узлах этих побегов развиваются молодые растения, укореняющиеся в почве. Смородину и виноград размножают одревесневшими черенками, на нижних частях которых после посадки отрастают придаточные корни.  Для того, чтобы черенки хорошо укоренились, их нужно брать с молодых (однолетних или двулетних) побегов. В практике используют и зеленые черенки крыжовника и смородины, но для их укоренения нужны особо благоприятные условия.

Ягодные культуры (крыжовник, смородину, виноград) можно размножать также отводками – молодыми побегами, отведенными и прикопанными в почву, где они укореняются.

Плодовые деревья из-за плохой способности к укоренению побегов размножают обычно при помощи прививок. Прививка – это искусственное сращивание двух растений. Растение, на которое прививают, называется подвоем, а прививаемая часть от другого растения – привоем. Привитое плодовое дерево состоит, таким образом, из двух частей: нижней, представленной корневой системой (иногда целым деревом), – подвоя, и верхней, представленной привитым культурным сортом, – привоя.

В практике цветоводства широко распространены приемы вегетативного размножения растений побегами – подземными и надземными.

При размножении стеблевыми черенками срезанные с маточного растения побеги делят на черенки с 2–3 междоузлиями на каждом. Для укоренения черенков используют плодородную почву с насыпанным над ней слоем чистого, промытого песка толщиной 3–5 см. Зеленые черенки при посадке обычно погружают в песок на глубину 0,5–1 см, одревесневшие – на 1–2 см. Таким образом размножают георгины, розы, чубушник (жасмин ложный), гортензии, флоксы, различные комнатные растения.

Подземными побегами способны размножаться многие цветочно-декоративные культуры. Например, клубнями разводят крокусы, клубневую бегонию, цикламен; луковицами-детками – тюльпаны, нарциссы, лилии; корневищами – ирис, флокс, аспидистру («дружная семейка») и другие растения.

Комнатные растения бегонию рекс, глоксинию, узамбарскую фиалку и некоторые другие можно размножать листьями или отрезками листа – листовыми черенками.

6.  Первичное закрепление с комментариями

Как размножают картофель?  Какие способы вегетативного размножения овощных растений мы применяли на учебно-опытном участке? Как можно  размножить ягодные культуры? Как  можно размножить плодовые деревья? Какие виды размножения используются в цветоводстве?  (работа в группах, 1 группа –  вегетативное размножение в полеводстве  и овощеводстве, 2 группа- вегетативное размножение  в садоводстве и плодоводстве. 3 группа – вегетативное размножение в плодоводстве, 4 группа- вегет. размножение применяемое в цветоводстве)

Каким же образом  мы можем размножить крыжовник  у садовника?

- Значение вегетативного размножения:

- растения развиваются значительно быстрее

-  переходят раньше к плодоношению

-быстрее расселяются

- сохраняют неизменные свойства вида

7. Самостоятельная работа  заполнение таблицы  «Распредели растения по способу  вегетативного размножения»  задание 5 в технологической карте урока. Проверка.

8.Практическая работа «Посадка лука и чеснока под зиму»



 Вступительный инструктаж учителя:
Ознакомление с последовательностью выполнения работы .

Практическая работа и текущий инструктаж.

1. Учащиеся объединяются в группы по 2 человека и подготавливают  инструменты.
2. С помощью грабель выравнивают участок, предназначенный для посадки.
3. Делят луковицу  чеснока на зубчики и отбираем самые крупные.

4. Высаживают зубчики чеснока и луковицы лука на глубину 5-7 см.

5. Замульчируем грядку перегноем.

Прикроем грядки опавшими листьями.
Учитель контролирует работу учащихся и корректирует их действия по мере необходимости.

Подведение итогов урока:

- что нового узнали?

- Какие знания мы с вами закрепили на практике?

Технологическая карта урока.

  1. Допиши схему

  1. Вегетативное размножение-  

2.Выбери вегетативные органы растения из списка: корень, цветок, стебель, лист, почка, плод, семена.

  3.Вегетативное размножение-

4. Распредели по группам:

Надземные побеги

Подземные побеги

Корневище, черенок, усы, луковица, клубни, корневые отпрыски, отводки

      5.       Распредели растения по способу  вегетативного размножения:   тюльпан, малина,  лук, роза, смородина, крыжовник, георгин, картофель, флокс,  фиалка, бегония, ирис, сирень.

                              Вегетативное    размножение

черенками

клубнями

листьями

луковицами

отводками

корневищами

Корневыми отпрысками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Открытый урок в 6 классе"Половое размножение растений"

Презентация к уроку "Половое размножение растений"...

Открытый урок по технологии по ФГОС "3D на уроках технологии" 5 класс

Открытый урок по технологии по ФГОС "3D на уроках технологии" 5 класс.Изготовление поделок из бросового материала....

План-конспект открытого урока по сельскохозяйственному труду и штукатурно-малярному делу на тему: «Сельское подворье»

План-конспект открытого урока по сельскохозяйственному труду и штукатурно-малярному делу на тему: «Сельское подворье»...

Открытый урок по биологии 8 класс "Размножение и развитие рыб".

Формировать различные виды УУД через создание предметной среды, обеспечивающей реализацию системно-деятельностного подхода при изучении размножения и развития рыб....

Открытый урок обществознания 8 класс, тема:"Социальные статусы и роли"

Урок предусматривает  использование интерактивных методов и приемов ТРКМ, что позволяет учащимся качественно усваивать материал....

Открытый урок по технологии «Визуальное программирование на уроках технологии в соответствии с требованиями обновленных ФГОС»

Визуальное программирование – одна из технологий в современном программировании. В отличии от классического текстового программирования,  визуальное программирование позволит обучающим...