открытый урок по технологии на тему "Вегетативное размножение и его роль в сельском хозяйстве"
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему
на уроке учащиеся знакомяттся с видами вегетативного размножения, используемые в разных отрослях растениеводства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_tehnologii.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ключанская средняя школа»
Открытый урок по технологии в 6 классе по теме: «Вегетативное размножение и его роль в сельском хозяйстве.»
Учитель технологии- Журавлёва С.С.
Ключ – 2016 г.
Цели урока:
• Образовательная: создать условия для формирования у учащихся понятий о способах вегетативного размножения растений и о его роли в сельском хозяйстве.
Способствовать формированию навыков работы ручными сельскохозяйственными инструментами при посадке луковичных растений, актуализации и обобщению жизненного опыта учащихся.
• Развивающая: способствовать развитию образовательной, социально-трудовой и коммуникативной компетентностей учащихся.
• Воспитательная: создать оптимальные условия для воспитания у учащихся уважения к труду, желания участвовать в трудовом процессе.
Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база:
• Теплица;
• Учебно-опытный школьный участок;
• Инструменты: грабли.
2. Дидактическое обеспечение:
• Технологическая карта урока
Методы обучения: рассказ, индивидуальная работа по инструктивным карточкам, взаимопроверка, взаимооценка, практическая работа.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная и групповая работа, диффериенцированный подход в изучении нового материала.
Межпредметные и внутрипредметные связи: природоведение, технология выращивания растений.
Понятия и термины: вегетативное размножение, бесполое размножение, половое размножение растений.
Тип урока: Комбинированный урок приобретения учащимися новых знаний и формирования умений и навыков.
1.Организационный момент.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Назовите свойства живых организмов? ( дыхание , рост, размножение, питание, обмен веществом и энергией)
- Назовите важнейшее свойство всех живых организмов? (размножение)
Проблемная ситуация. У садовника растет замечательный куст крыжовника. Ягоды на нем особо крупные, вкусные. Он хочет получить второе растение, обладающее такими же свойствами. Как ему размножить куст?
3. Актуализация знаний учащихся
- Что такое размножение? Каков биологический смысл размножения?
( увеличение числа особей одного вида, их распространение)
- Выполняем первое задание в технологической карте урока
( виды размножения: бесполое и половое). Одним из видов бесполого размножения является вегетативное размножение.
- Что мы называем вегетативными органами растения? Определим вегетативные органы растения? (Задание 2 в технологической карте.)
- Может кто –то скажет: что такое вегетативное размножение?
4. Выявление места и причины затруднения: ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ – увеличение числа особей растений в результате их развития из корней, стеблей, листьев.
Запишем определение в технологическую карту.
Растения размножаются как с помощью подземных, так и надземных побегов. Выполняем задание 3 в технологической карте урока.
Распредели по группам:
Луковица
корневище
клубнелуковица
черенок
усы
клубни
корневые отпрыски
отводки
Проверим правильность заполнения таблицы (взаимопроверка).
5.Целеполагание и построение выхода из затруднения:
Издавна человек, подметив разнообразные способы вегетативного размножения растений в природе, начал использовать их для размножения сельскохозяйственных культур.
Вегетативное размножение широко используют в полеводстве, овощеводстве, плодоводстве, цветоводстве т.к. полученные таким способом молодые растения полностью сохраняют наследственные признаки размножаемого сорта.
полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство- что это такое я перечислила? ( отрасли растениеводства)
Учащимся предлагается поработать с инструктивной карточкой по вегетативному размножению.
Инструктивная карточка «Вегетативное размножение растений»
Важнейшую полевую культуру – картофель разводят клубнями. Для посадки необходимо использовать здоровые, неповрежденные, хорошо сформированные клубни, отбирая их с наиболее урожайных участков. Перед засыпкой клубней на хранение осенью или же ранней весной клубни сортируют по группам в зависимости от размера и массы
Размножение растений подземными побегами применяют и в овощеводстве. Например, чеснок очень редко образует семена, и его размножают зубками луковиц. Товарный лук – лук-репку получают обычно, используя лук-севок.
Спаржу и ревень размножают подземными побегами – корневищами.
Для размножения ягодных культур применяются различные способы. Например, у земляники образуются ползучие побеги – усы. В узлах этих побегов развиваются молодые растения, укореняющиеся в почве. Смородину и виноград размножают одревесневшими черенками, на нижних частях которых после посадки отрастают придаточные корни. Для того, чтобы черенки хорошо укоренились, их нужно брать с молодых (однолетних или двулетних) побегов. В практике используют и зеленые черенки крыжовника и смородины, но для их укоренения нужны особо благоприятные условия.
Ягодные культуры (крыжовник, смородину, виноград) можно размножать также отводками – молодыми побегами, отведенными и прикопанными в почву, где они укореняются.
Плодовые деревья из-за плохой способности к укоренению побегов размножают обычно при помощи прививок. Прививка – это искусственное сращивание двух растений. Растение, на которое прививают, называется подвоем, а прививаемая часть от другого растения – привоем. Привитое плодовое дерево состоит, таким образом, из двух частей: нижней, представленной корневой системой (иногда целым деревом), – подвоя, и верхней, представленной привитым культурным сортом, – привоя.
В практике цветоводства широко распространены приемы вегетативного размножения растений побегами – подземными и надземными.
При размножении стеблевыми черенками срезанные с маточного растения побеги делят на черенки с 2–3 междоузлиями на каждом. Для укоренения черенков используют плодородную почву с насыпанным над ней слоем чистого, промытого песка толщиной 3–5 см. Зеленые черенки при посадке обычно погружают в песок на глубину 0,5–1 см, одревесневшие – на 1–2 см. Таким образом размножают георгины, розы, чубушник (жасмин ложный), гортензии, флоксы, различные комнатные растения.
Подземными побегами способны размножаться многие цветочно-декоративные культуры. Например, клубнями разводят крокусы, клубневую бегонию, цикламен; луковицами-детками – тюльпаны, нарциссы, лилии; корневищами – ирис, флокс, аспидистру («дружная семейка») и другие растения.
Комнатные растения бегонию рекс, глоксинию, узамбарскую фиалку и некоторые другие можно размножать листьями или отрезками листа – листовыми черенками.
6. Первичное закрепление с комментариями
Как размножают картофель? Какие способы вегетативного размножения овощных растений мы применяли на учебно-опытном участке? Как можно размножить ягодные культуры? Как можно размножить плодовые деревья? Какие виды размножения используются в цветоводстве? (работа в группах, 1 группа – вегетативное размножение в полеводстве и овощеводстве, 2 группа- вегетативное размножение в садоводстве и плодоводстве. 3 группа – вегетативное размножение в плодоводстве, 4 группа- вегет. размножение применяемое в цветоводстве)
Каким же образом мы можем размножить крыжовник у садовника?
- Значение вегетативного размножения:
- растения развиваются значительно быстрее
- переходят раньше к плодоношению
-быстрее расселяются
- сохраняют неизменные свойства вида
7. Самостоятельная работа заполнение таблицы «Распредели растения по способу вегетативного размножения» задание 5 в технологической карте урока. Проверка.
8.Практическая работа «Посадка лука и чеснока под зиму»
Вступительный инструктаж учителя:
Ознакомление с последовательностью выполнения работы .
Практическая работа и текущий инструктаж.
1. Учащиеся объединяются в группы по 2 человека и подготавливают инструменты.
2. С помощью грабель выравнивают участок, предназначенный для посадки.
3. Делят луковицу чеснока на зубчики и отбираем самые крупные.
4. Высаживают зубчики чеснока и луковицы лука на глубину 5-7 см.
5. Замульчируем грядку перегноем.
Прикроем грядки опавшими листьями.
Учитель контролирует работу учащихся и корректирует их действия по мере необходимости.
Подведение итогов урока:
- что нового узнали?
- Какие знания мы с вами закрепили на практике?
Технологическая карта урока.
- Допиши схему
- Вегетативное размножение-
2.Выбери вегетативные органы растения из списка: корень, цветок, стебель, лист, почка, плод, семена.
3.Вегетативное размножение-
4. Распредели по группам:
Надземные побеги | Подземные побеги |
Корневище, черенок, усы, луковица, клубни, корневые отпрыски, отводки
5. Распредели растения по способу вегетативного размножения: тюльпан, малина, лук, роза, смородина, крыжовник, георгин, картофель, флокс, фиалка, бегония, ирис, сирень.
Вегетативное размножение
черенками | клубнями | листьями | луковицами | отводками | корневищами | Корневыми отпрысками |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Открытый урок в 6 классе"Половое размножение растений"
Презентация к уроку "Половое размножение растений"...
Открытый урок по технологии по ФГОС "3D на уроках технологии" 5 класс
Открытый урок по технологии по ФГОС "3D на уроках технологии" 5 класс.Изготовление поделок из бросового материала....
План-конспект открытого урока по сельскохозяйственному труду и штукатурно-малярному делу на тему: «Сельское подворье»
План-конспект открытого урока по сельскохозяйственному труду и штукатурно-малярному делу на тему: «Сельское подворье»...
Открытый урок по биологии 8 класс "Размножение и развитие рыб".
Формировать различные виды УУД через создание предметной среды, обеспечивающей реализацию системно-деятельностного подхода при изучении размножения и развития рыб....
Открытый урок обществознания 8 класс, тема:"Социальные статусы и роли"
Урок предусматривает использование интерактивных методов и приемов ТРКМ, что позволяет учащимся качественно усваивать материал....
Открытый урок по технологии «Визуальное программирование на уроках технологии в соответствии с требованиями обновленных ФГОС»
Визуальное программирование – одна из технологий в современном программировании. В отличии от классического текстового программирования, визуальное программирование позволит обучающим...