Статья по теме: "Использование электонных образовательных ресурсов в основной школе на уроках технологии в соответствии ФГОС"
статья по технологии на тему
Рассматривается два вопроса:
1. Особенности предмета "Технология" в основной школе в условиях реализации ФГОС
2. Общая характеристика ЭОР по технологии в основной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.docx | 25.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Шагонара.
Доклад на тему
«Использование электронных образовательных ресурсов в основной школе по предмету «технология» в урочной и внеурочной деятельности в соответствии ФГОС О.О.».
Подготовила: учитель технологии
М.М. Чымба
г. Шагонар 2016
Содержание
1. Особенности предмета «технология» в основной школе в условиях реализации ФГОС ………………………………………………………………..
2. Общая характеристика электронных образовательных ресурсов по технологии в основной школе …………………………………………………..
Особенности предмета «Технология» в средней школе в условиях реализации ФГОС
Приступим к общей характеристике учебного предмета «Технология».
Говоря об основах технологического образования, необходимо сказать о том, что оно обеспечивает человеку возможность гармонического взаимодействия с природой и технологической средой, что особенно актуально в современном технологическом насыщенном мире.
В системе общего образования предмет «Технология» выполняет очень важную роль, т.к. он строится на уникальной психолого-педагогической основе предметно-практической деятельности и предметно-практическая деятельность обладает огромным развивающим потенциалом для учащихся. Как отмечено в ФГОСе продуктивная практическая преобразовательная деятельность на уроках технологии во внеурочной деятельности является средством общего развития ребенка, а также средством становления социально-значимых личностных качеств и средством формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий (УУД). Поэтому, можно определить цель данного предмета, как развитие саморазвития личности ребенка в процессе познаний и творчества на основе предметно-практической деятельности. И здесь необходимо будет обратить внимание учителей на задачи, которые призван будет решать предмет технологии в системе общего образования .
Технологическая культура является фундаментальным компонентом общей культуры, которые можно рассматривать как в социальном аспекте социальном плане, как совокупность технологий материальном производстве духовной жизни, которые обеспечивают уровень развития общества, так и в личностном плане как уровень овладения современными способами проектирования познания и совершенствования окружающего мира. Поэтому, еще одна очень важная особенность учебного предмета «технология» - это то, что технология является интегративной образовательной областью, которая синтезирует научные знания многих наук и различных направлений деятельности человека.
В содержательном плане данная особенность предполагает рассмотрение взаимодействия и взаимосвязи практически со всеми предметами в системе основного общего образования. Вот каковы же эти взаимосвязи, какие возможности они предоставляют в контексте использования ЭОР, мы с вами далее рассмотрим.
Прежде всего, мы поговорим о том, как взаимосвязана технология с математикой. В курсе технологии применяются, совершенствуются вычислительные, измерительные, счетные навыки, которые формируются на уроках математики, также ознакомление и разные виды операций с геометрическим материалом, к тому же математические знания создают основу для конструкторской деятельности на уроках технологии и во внеурочной деятельности. А в свою очередь предметно-практическая конструкторская деятельность способствует развитию логического мышления пространственных представлений, которые необходимы для освоения понятий и закономерностей геометрии.
Технология также взаимосвязана и с биологией, химией, физикой. Интеграция технологии с окружающим миром предполагает раскрытие взаимосвязи человека и природы, понимания природы как источника сырья для различных видов деятельности людей, необходимости беречь природные богатства, изучение этнокультурных традиций и все это способствует экологическому мышлению детей. Это связи с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.
Продолжая рассматривать взаимосвязь предмета «Технология» с другими предметами, мы можем говорить и о взаимосвязи с русским языком и литературой. Эта связь реализуется за счет работы с текстами, которые позволяют создавать художественный проектный образ, изделия за счет обогащения словарного запаса учащихся терминами, которые обозначают материалы, инструменты, технологические операции, техническую документацию, пространственные признаки формы, конструкцию и т.д.
Изобразительное искусство, черчение и технология взаимосвязаны в области формирования единой системы графической грамотности, изучение и передача формы, создание цветового решения, композиции, формирования точки зрения зрителя на предмет, на использование средств художественной выразительности для гармонизации форм и конструкций, создание изделий на основе закономерностей дизайна. Но помимо данной взаимосвязи можно выделить взаимосвязь и с другими предметами, например, с физической культурой, на уровне совершенствования двигательных навыков, расширения ассортимента движения, необходимых для обучения в школе, за счет работы с инструментами выполнения разных технологических операций.
Эта особенность технологии позволяет комплексно подходить к использованию ЭОР, и эти особенности мы рассмотрим далее.
Но прежде необходимо сказать еще о результатах изучения технологии в средней школе в условиях реализации ФГОС.
В соответствии с ФГОС среди результатов изучения технологии в средней школе выделяются личностные, метапредметные и предметные.
Личностными результатами в технологии являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуальных личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, которая обеспечивает успешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Если говорить о предметных результатах изучения данного предмета, то или являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-образовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессии, а также элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
ЭОР необходимо рассматривать как раз с точки зрения данных результатов, что также будет рассматривать результатом изучения и рассмотрения.
В содержание изучения предмета «Технология» включены следующие основные разделы.
Содержание курса «Технология» определяется образовательным учреждением с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения, а также использования следующих направлений и разделов курса: Индустриальные технологии; Электротехника; Технологии ведения дома; Кулинария; Создание изделий из текстильных и поделочных материалов; Художественные ремёсла; Сельскохозяйственные технологии; Технологии растениеводства; Технологии животноводства; Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности; Современное производство и профессиональное самоопределение.
Таким образом, содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность, но вместе с тем практическая деятельность должна рассматриваться как средство общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств учащихся, а также формирование системы специально технологических и универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных и коммуникативных.
В образовательном стандарте даны также виды учебной деятельности учащихся, которые они выполняют на уроках технологии и во внеурочной деятельности: это простейшие наблюдения, исследования свойств материалов, способы их обработки, и способы конструкции, моделирования, конструирования изделий, решение доступных конструкторских технологических задач, простейшее проектирование, принятие идеи, поиск, отбор необходимой информации, определение особенностей конструкции, представление, т.е. защита проекта, результата работы.
К концу обучения в средней школе должна быть обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнуть необходимый уровень трудовых умений и технологической подготовке, которое включает целый перечень способов деятельности, У.У.Д.
Более подробно можно познакомиться с содержанием предмета, с результатами, которые должны достичь дети в результате обучения по предмету «Технология» на сайте «МО и науки РФ». Перейдя на данный сайт, где представлен ФГОС на страницу «Среднее общее образование» можно посмотреть материалы, которые обеспечивают реализацию основной образовательной программы; примерные основные образовательные программы О.У.; проектирование универсальных действий;
планируемые результаты основного общего образования; внеурочная деятельность школьников, методический конструктор; и разные программы внеурочной деятельности и по художественному творчеству и по краеведческой деятельности и даже по проблемам познавательной деятельности и проблемно-ценностного общения.
Необходимо обратить внимание на то, что здесь также можно найти материалы, которые обеспечивают реализацию требования к результатам освоения основной образовательной программы.
- примерные программы по всем учебным предметам, и в частности по технологии
- примерные программы внеурочной деятельности
- оценка результатов достижения планируемых результатов
- итоговыми комплексными работами по всем классам
- и также проектная деятельность школьников
- также здесь можно познакомиться и с итоговой аттестацией.
И помимо материалов, которые обеспечивают реализацию основной образовательной программы, здесь также можно познакомиться с рекомендациями по организации сведения ФГОС в основную школу.
Таким образом, надо сказать, что очень важно познакомиться с тем, что из себя представляет предмет «Технология» и каковы его основные особенности, каково содержание и зависимость от этого содержания мы с вами далее будем рассматривать и достигать результатов обучения по основным направлениям работы.
Далее мы с вами перейдем к рассмотрению и обзору ЭОР для реализации идей нового ФГОС, направленном на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, на формирование УУД, а также внеурочной деятельности по технологии.
Надо сказать прежде всего об особенностях ЭОР:
- мультимедийность – представление информаций одновременно несколькими способами с использованием таких компонентов как текст, аудиофрагмент с возможностью отключения звука, остановки в нужном месте и прерывания, а также графика, анимация, видеофрагменты тоже с возможностью прерывания, остановки в произвольном месте, различные рисунки, фотографии, иллюстрации, схемы, модели и т.д.
- вариативность – представление одного и того же фрагмента учебного содержания с ориентацией на различные учебно-методические комплексы; на различные учебные программы, что особенно актуально в современных условиях, когда МО науки РФ разработан и рекомендован к использованию в образовательном процессе в начальной школе не только учебные методические комплексы, но и учебники, которые принадлежат к завершенной предметной линии.
Разные подходы к ведению элементов содержания, разные уровни сложности и разные способы восприятия информации учащимся, что обеспечивает возможность учета индивидуальных особенностей для того, чтобы достичь образовательных результатов при одновременном удовлетворении образовательных потребностей, в то же время построить индивидуальную траекторию освоения содержания для разных категорий учащихся.
- интерактивность – эта особенность связана с тем, что школьники ориентированы не на пассивное восприятие предлагаемого содержания, а на продуктивное взаимодействие содержанием ЭОР-ов.
Именно это позволяет построить процесс самостоятельного изучения содержания по основе реализации деятельностного подхода.
- доступность – т.е. свободное размещение сети интернет, что обеспечивает возможность работы с ЭОР любым пользователем бесплатно в любое время.
Рассмотрим типологию ЭОР, и одним из вариантов классификации ЭОР является структурная классификация. Мы можем сказать, что ЭОР структурно состоит из ИОМ (информационных образовательных модулей).
Среди этих ИОМ мы можем выделить
- информационные, направленные на получение информации, на формирование первичных представлений, простейших действий, т.е. в основном направлена на восприятие новых информаций
- практические, связанные с формированием умений, применений, знаний, переносом знаний в новую ситуацию и выработки навыка, т.е. те, которые связанные с обработкой умений применять полученные знания в разных ситуациях.
- контрольные или контрольно-оценочные, связанные самоконтролем, контролем, диагностикой, уровнем достижения целей обучения, т.е. те, которые направлены на проверку, уровни сформированности знаний и умений, но в большинстве своем информационные образовательные модули носят комбинированный характер и состоят из сцен, которые выполняют информационную, практическую и контрольную функцию.
Основные порталы, которые размещены ЭОР, которые мы будем рассматривать это:
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов –
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов –
http://school-collection.edu.ru
- Открытый класс (сетевые образовательные сообщества) www.openclass.ru/node/234008
Но вернемся к типологиям ЭОР. Помимо той классификации, которую мы рассматривали, мы можем также предположить еще одну классификацию ЭОР
- по форме организации деятельности (мы можем выделить такие ресурсы, которые связаны с фронтальной работой детей, работой в парах и групповой).
- по форме организации учебного процесса в зависимости от оснащения средствами ИКТ (работа с интерактивной доской, работа с проектором, и работа в системе «один ученик – один компьютер»)
- внеурочная деятельность (сюда можно отнести проектную, исследовательскую деятельность, конкурсы, праздники и т.д.).
А теперь мы перейдем к обзору ЭОР по технологии в урочной и внеурочной деятельности.
Рассмотрим теперь каждый из этих порталов для того, чтобы познакомиться с теми ресурсами, которые можно использовать в работе, и которые можно предложить учителям для того, чтобы они смогли использовать эти ресурсы в своей работе на технологии в урочной и внеурочной деятельности.
Итак, сначала мы рассмотрим портал Ф.Ц.И.О.Р., на этом портале имеется каталог для основной средней школы, и эти ресурсы можно использовать для внеурочной деятельности и даже для использования на отдельных этапах урока технологии. Перейдя на сайт Ф.Ц.И.О.Р., мы с вами попадаем в каталог. В каталоге можно выбрать раздел «Основное общее образование» и дальше перечень учебных предметов (дисциплин) мы можем выбрать предмет «Технология», а дальше можно рассмотреть различные ресурсы, например, информационные или практические, контрольные. Давайте рассмотрим такой ресурс, модуль как аппликация, как практическая творческая работа.
Вот мы видим, что на данном модуле дается информация о том, что такое аппликация, дается историческая справка и здесь также можно не только использовать данный ресурс, как цель информации знакомства детей с новым материалом, с актуализацией знаний, но также можно использовать и для практической работы.
Здесь дети могут выполнять репродуктивные виды работ, могут выполнить и творческую работу по созданию своего собственного варианта, также здесь можно посмотреть и иллюстрации в технике аппликации и даже можно проверить себя. Т.е. данный ресурс можно использовать для формирования практических навыков и с контрольно-диагностической целью.
Теперь мы с вами рассмотрим портал, который также можно использовать в работе по технологии в урочной и неурочной деятельности – это открытый класс.
Но надо сказать, что каждый отдельный электронный образовательный ресурс может быть комплексным и иметь преимущественно направленность, как уже было раннее сказано, на информационную, практическую или же контрольно-оценочную ресурсы.
Преимущественная направленность ЭОР-а отражается в его названии латинской буквы, например: i – информационный ресурс или буква и, а буквой п – практический, буквой к – контрольный ресурс.
Преимущественная направленность не означает, что этот ресурс нельзя использовать в других каких-то целях, а достоинство вот такого комплексного подхода в структуре ЭОР так и его отдельных сцен как на разных этапах одного урока, так и на разных уроках и во внеурочной деятельности. Например, в этапе введения нового материала учитель может использовать отдельные информационные сцены ЭОР-а или полностью какой-то образовательный ресурс, а на этапе закрепления отдельные практические сцены или весь практический ЭОР.
Следует отметить, что информационно-содержательное наполнение большинства ЭОРов таково, что делается целесообразно, использование на нескольких уроков, при этом структура ЭОРов позволяет учителю самому комбинировать и составлять наборы сцен, которые можно использовать и на разных уроках или предполагать внеучебную, внеурочную деятельность учащихся.
Эти сайты содержат большое количество электронных пособий - оригинальные предметно обучающие системы, разработанные по модульному принципу; электронные библиотеки. Такой материал сопровождается яркими иллюстрациями и таблицами.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся.
Чаще всего на уроках используются презентации, подготовленные мною, учениками, а так же взятые из сети Интернет. Они включают необходимые наглядные средства, музыкальные фрагменты. Дети с удовольствием выполняют домашние задания, связанные с работой в Интернете. Они дополнительно узнают об особенностях различных видов рукоделия, истории создания предметов быта или другую информацию. Обучающиеся готовят презентации, составляют композиции по заданным темам. Думаю, что главное в работе современного учителя – это приучить ребят к самостоятельной работе, вызвать интерес к своему предмету. Подобных заданий можно придумать и подобрать огромное множество. Кроме этого хорошим подспорьем являются диски – готовые программные продукты, а так же созданные учителями.
Анализируя опыт использования ЭОР на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет: обеспечить положительную мотивацию обучения; проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация); повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза; рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока; формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему «Использование технологии развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках русского языка в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов»
Инновационные подходы к организации образовательного и воспитательного процесса в образовательных учреждениях...
Статья по теме: Использование новых форм обучения. Приложение Plickers может сделать урок иностранного языка интересным.
В настоящее время, в современных условиях реализации ФГОС, нельзя забывать о том, что мы обучаем поколение Z и альфа, которые появились на свет вместе с гаджетами и привычные формы обучения, например,...
Доклад Преемственность в достижении метапредметных результатов обучения в начальной и основной школе на уроках музыки в рамках ФГОС"
Особенности работы в начальном и среднем звене.Основы приемственности....
Методическая статья на тему: \'\'Использование приёмов целеполагания как способ формирования УУД на уроках английского языка по ФГОС нового поколения. \'\'
Для того, чтобы цели преподавателя стали целями обучающихся на уроках английского языка, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.Цель - это то, к чему стремятся, что над...
Современные образовательные практики в школе на уроке технологии
Сегодня, когда мир постоянно меняется, образование становится все более важным. Школы должны предоставлять ученикам не только знания, но и навыки, которые помогут им адаптироваться к новым услов...
Статья на тему: использование теневого театра при обучении диалогической речи на уроках английского языка.
Статья на тему: использование теневого театра при обучении диалогической речи на уроках английского языка.Выполнила: Егунова Ирина Владимировнаг. Новосибирск, МАОУ СОШ№218 Данная статья по...