Статья на тему: использование теневого театра при обучении диалогической речи на уроках английского языка.
статья (5 класс)
Статья на тему: использование теневого театра при обучении диалогической речи на уроках английского языка.
Выполнила: Егунова Ирина Владимировна
г. Новосибирск, МАОУ СОШ№218
Данная статья посвящена проблеме обучения диалогической речи на английском языке. В современно мире роль английского языка возрастает. При этом особое внимание уделяется развитию умения говорения, а также коммуникативной компетенции в целом. В последние десятилетия в методике обучения английскому языку появляется большое количество современных технологий, которые призваны способствовать продуктивному усвоению навыков и умений английского языка. Учителя внедряют новые средства преподавания для активизации внимания обучающихся, а также их интереса к изучению языка. Исходя из вышеперечисленных фактов, в данной статье рассматривается использование теневого театра на уроках английского языка при обучении диалогической речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: использование теневого театра при обучении диалогической речи на уроках английского языка.
Выполнила: Егунова Ирина Владимировна
г. Новосибирск, МАОУ СОШ№218
Данная статья посвящена проблеме обучения диалогической речи на английском языке. В современно мире роль английского языка возрастает. При этом особое внимание уделяется развитию умения говорения, а также коммуникативной компетенции в целом. В последние десятилетия в методике обучения английскому языку появляется большое количество современных технологий, которые призваны способствовать продуктивному усвоению навыков и умений английского языка. Учителя внедряют новые средства преподавания для активизации внимания обучающихся, а также их интереса к изучению языка. Исходя из вышеперечисленных фактов, в данной статье рассматривается использование теневого театра на уроках английского языка при обучении диалогической речи.
Для подробного исследования данной тематики необходимо определить, что же такое речь. Зимняя И. А. рассматривает ее как способ развития речевой деятельности, а именно формирования и формулирования мысли [4]. Исходя из данного определения можно прийти к выводу, что речь сопряжена с мыслью, а именно с ее внутренним формированием и последующим извлечение во вне.
Гальскова Н. Д относит умение говорения к продуктивным видам деятельности, обучение которому должно быть нацелено на овладение лексическими, семантическими и грамматическими связями иностранного языка. Они позволяют обучающемуся осуществлять текстовую деятельность в наиболее стандартных ситуациях общения, т.е. в бытовых ситуациях общения. Несмотря на стандартизированные условия говорения, обучение им предполагает овладение школьником нестандартных словесных ассоциаций, которые помогают выразить простейшие цели общения [1].
Лингвист определяет следующе положения для усвоения:
- предметные знания, которые определяются в конкретной ситуации общения и реализуются языковыми средствами для осуществления индивидуальной коммуникативной программы;
- знания вариантов речевого поведения, которые необходимы и достаточны для анализа ситуаций общения, умения оценивать ситуации общения с личной позиции и с позиции партнера по коммуникации;
- умение осуществлять вариативные возможности поведения, выбирать их адекватно с целью достижения результативности общения;
- умение творчески выполнять речевое и неречевое поведение в новых ситуациях общения
- умение применять различные формы и способы речевой деятельности в собственной речи говорящего и понимать при декодировании высказываний других лиц;
- умение актуализировать все возможные контексты ситуаций;
- языковая компетенция, то есть знание и оперирования языковых средств и правил оперирования ими [1].
В работе Горловой Н. А. акцентируется внимание на процессе порождения речевого высказывания. Автор соотносит умения говорения с психологическими аспектами выражения мысли, а именно, с процессом перевода языкового кода родного языка на код иностранного, что является владением средствами языка. Автор придерживается мнения, что усвоение слов и некоторых выражений, заучивание песен и стихов, ролей для спектаклей лишь создает иллюзию владения языком и развития речи [3].
Горлова Н. А. полагает, что обучение иностранным языкам не должно происходить на основе имитации и зазубривания, основываясь лишь на механической памяти, так как это может привести к задержке речевого развития на родном языке вследствие торможения в развитии речемыслительных процессов и способов формирования и формулирования мысли. Решение данной проблемы для лингвиста заключается в обучении формирования иноязычного способа выражения мысли, который сопоставляется в сознании учащихся с аналогичным способом на родном языке. При этом происходит сопоставление целостной модели или конструкции, включающей эти единицы. Для формирования иноязычного способа выражения мысли учащиеся должны выполнять речевые действия. Речевое действие в совокупности с его осуществлением всегда индивидуально, связано с целью и направлено на ее достижение. Из этого можно сделать вывод, что речевая деятельностью не существует автономно, а связана с другой деятельности, которою обслуживает [3].
Исходя из всего вышеперечисленно, можно сделать вывод, что наиболее эффективными для обучения говорению будет те приемы и упражнения, которые предполагают общение, взаимодействие и восприятие партнёра. Данное положение подтверждается в работе Гальсковой Н. Д. [1]. Методист раскрывает когнитивный аспект обучения. При этом автор дает понять, способности к коммуникативной деятельности - понятие динамичное. Это значит, что любая способность существует только в движении, в развитии, и развитие это осуществляется процессе той или иной практической и теоретической деятельности. Языковые способности не существуют вне и до их проявления в деятельности, они формируются в зависимости от конкретных условий этой деятельности. Причем, с одной стороны, способность к речевому общению является результатом данной деятельности, а с другой, обусловливает успешность ее выполнения.
Одним из наиболее интересных для применения на уроках английского языка является включение теневого театра в процесс обучения диалогической речи. помимо того, что этот вид деятельности схож с ролевой игрой, которая является интересной и способствует мотивации обучающихся к изучению иностранного языка, применение теневого театра помогает также развить воображение, мелкую моторику действий, а также способствовать развитию когнитивных процессов.
Колкер Я. М. утверждает, что с одной стороны, важно добиться максимальной автоматизации операций с языковым материалом в бытовом общении, а с другой стороны, учить осознанному поиску оформления мысли, в зависимости от письменного или устного характера общения, от социального статуса собеседников. Таким образом, чтобы показать учащемуся важность языковых упражнений, урок должен быть запланирован так, чтобы каждая языковая единица была представлена функционально. Коммуникативную ситуацию можно создать на разных уровнях. На этапе тренировке возможно выработать определённую стратегию тренировки, которая обеспечивала бы безошибочность высказывания и максимум интеллектуальной свободы. Такая отработка навыков подразумевает постепенное переключение внимания учащихся с формы на содержание за счет последовательности заданий с опорами, число которых должно уменьшатся постепенно [5].
Скалкин в своей работе подробно рассматривает диалогическую речь. Методист подразделяет речь на подготовленную и неподготовленную. В неподготовленной речи продумать всю словесно-содержательную партию в беседе двум коммуникантам невозможно, так как сложно достоверно прогнозировать реакцию собеседника и все возможные темы беседы. Автор акцентирует внимание на многоступенчатый подход к диалогу. Величина диалога не является стабильной, таким образом, диалогическое общение может быть кратким и вместе с тем завершенным. Исходя из этого положения, при обучении диалога стоит начинать отработку с уровня слов, словосочетаний, полного предложения и связки предложений. Немаловажным фактом при этом является распределение ролей для диалогизирования и импровизации, исходя из сущности роли. Поэтому стоит создавать ситуационные и игровые роли [6].
В этом случае считаю, что с точки зрения методики, упражнения с теневым театром являются коммуникативными, так как, во-первых, задействована внутренняя речь учащихся при подготовке, во-вторых, используются невербальные стороны и средства общения, в-третьих, получается результат составлен диалог. Большую роль играет настрой обучающихся и их подготовка, а значит, прежде всего, работа учителя. Для теневого театра требуется использование декораций, а для последующего обучения диалогической речи необходимо провести работу над лексическими и грамматическими навыками обучающихся, активизировать их работу по теме. После составления диалога из реплик можно перейти к его чтению по ролям и проигрыванию, т.е. к развитию собственно коммуникативной стороны общения.
Список используемой литературы
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с. (Метод, библиотека).
- Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А. и др. - М.:Высш.школа, 1982 – 373 стр.
- Горлова Н. А. Личностно-деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учебное пособие. - М.: МГПУ, 2010. – 248 c.
- Зимняя И.А. Речевая деятельность и психология речи // Основы теории речевой деятельности / Отв ред. А.А. Леонтьев. – М.: Наука, 1974. – С. 64-72.
- Колкер Я. М. и др. Практическая методика обучения иностранному языку: Учеб. пособие/Я. М. Колкер, Е.С.Устинова, Т. М. Еналиева. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 264 с.
- Скалкин В. Л. Обучение диалогической речи: Пособие для учителей. – К. : Рад. шк., 1989. – 158 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно - деятельностный подход в обучении диалогической речи на уроках английского языка
Некоторые приёмы обучения диалогической речи на уроках английского языка в контексте ФГОС. (доклад и презентация)...
Обучение диалогической речи на уроках английского языка.
Основные аспекты обучения диалогической речи на уроках иностранного языка....
Обучение диалогической речи на уроках английского языка
В основу обучения диалогическому общению в данной работе положены идеи компетентностного подхода и теории личностно-ориентированного обучения....
Коммуникативный метод обучения. Диалогическая речь на уроках английского языка. Использование опорных диалогов при обучении диалогической речи.
Коммуникативная тежнология обучения английскому языку. Диалогическая речь на уроках английского языка. Использование опорных диалогов при обучении диалогической речи. Зна...
Использование ролевой игры при обучении диалогическому общению на уроках английского языка в 4 классе (на материале УМК М. З. Биболетовой "Enjoy English")
В дипломе определены основные психолого-педагогические особенности учащихся, описаны основные виды ролевых игр при обучении диалогу, а также дабавлены ролевые игры...
Теоретические основы обучения диалогической речи на уроке английского языка
Теоретические основы обучения диалогической речи на уроке английского языка...
Методы и приемы обучения диалогической речи на уроках английского языка
Этот материал будет интересен учителям английского языка, работающим на начальной и средней ступени обучения...