Методическая статья на тему: ''Использование приёмов целеполагания как способ формирования УУД на уроках английского языка по ФГОС нового поколения. ''
статья по английскому языку (5, 6, 7 класс)

Лоскутова Екатерина Александровна

Для того, чтобы цели преподавателя стали целями обучающихся на уроках английского языка, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.

Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся  обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели. Одним  из  важнейших  принципов  эффективного  урока  на  современном  этапе  является принцип личностного целеполагания ученика. Образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей.

Надеюсь, что данные приемы целеполагания помогут учащимся понять и принять цели урока, будут способствовать формированию универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_portala.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, ГБОУ СОШ №256 ,

ЛОСКУТОВА Е.А, г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,.

 

Использование приёмов целеполагания как способ формирования УУД на уроках английского языка по ФГОС нового поколения.

Для того, чтобы цели преподавателя стали целями обучающихся на уроках английского языка, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.

Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся  обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели. Одним  из  важнейших  принципов  эффективного  урока  на  современном  этапе  является принцип личностного целеполагания ученика. Образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей.

Надеюсь, что данные приемы целеполагания помогут учащимся понять и принять цели урока, будут способствовать формированию универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС.

Эффективность данного принципа педагог достигнет после того, как обучающиеся овладеют навыками целеполагания своей учебной деятельности. Для начала необходимо научить обучающихся  ставить цель на один урок или его часть,  затем осознать ее достижение и сделать выводы; такое задание следует многократно повторять.

Когда ученик осознает смысл учебной цели, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. А чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний. В этом случае цель им воспримется как проблема.

В итоге индивидуальные цели обучающихся будут постепенно занимать все больше места в системе  их  образования.  Любая  образовательная  ситуация  или  этап урока  могут выступать поводом для первичного целеполагания ученика. 

 

Возможные приемы целеполагания:

·         Тема-вопрос - план

·         Работа над понятием

·         Подводящий диалог

·         Яркое пятно

·         Группировка

·         Исключение

·         Домысливание

·         Проблема предыдущего урока

·         Прием «Знаю (Know)…. Не  знаю (Don’t know)… Хочу  знать (Want to know)…»

·         Отсроченная отгадка

·         Скрытая ошибка

·         Мозговой штурм

·         Синквейн

Остановлюсь на тех приёмах, которых мы часто используем на уроках английского языка в начальной, средней и старшей школах.

Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Например, в 4 классе можно задать вопрос «Вы хотите узнать, как выглядит моя комната (комната Саймона, комната одноклассника, сказочного персонажа)?» Как это сделать?

] .  Посмотреть на комнату.

2.      Послушать рассказ о комнате.

3.      Прочитать текст.

4.      Расспросить.

Так формулируются конкретные учебные цели.

Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название тему урока и прошу объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.

« Как образуются порядковые числительные?»

Что в формулировке темы известно? (Например, известно, что такое числительные.)

Какие слова в формулировке вопроса не понятны?

Как вы думаете, что обозначает слово « порядковые»?

Знаете ли вы, как образуются порядковые числительные в английском языке? Хотите ли вы об этом узнать?

Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Предъявляю тему урока: «The differences between the country and the city? »

Возможные варианты заданий: заполнить таблицу, вписывая черты города и деревни; составить словесную паутину; выбрать из предложенных слов слова, описывающие город и деревню; записать 3-5 существительных, глаголов, прилагательных, характеризующих город и деревню.

Выясняем, все ли различия мы отметили. Исходя, из этого определяем цели урока.

Ситуация Яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Например, предлагаю слова: I, Не, Му, You, We. Слово «Му» выделено цветом. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

Группировка

Предлагаю детям разделить на группы ряд слов.

Например: Dogs, men, women children, boxes, feet, balls.

Затем прошу, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему слова множественного числа имеют разные признаки?" будет задачей урока.

Исключение

Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.

Первый вид основан на зрительном восприятии. Например, показываю учащимся картинки собаки, кошки, тигра, лошади, овцы, поросенка. Детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Определяем тему урока « Дикие и домашние животные» и цель« Перечислить отличительные особенности диких и домашних животных».

Второй вид предполагает восприятие на слух.Например.

Прослушайте и запомните ряд слов :Played, liked,helped, went,lived.

Что общего во всех словах?Что лишнее в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.

Домысливание .Формирование цели при помощи опорных глаголов

Учитель называет тему урока, например «Enjoying your home», просит сформулировать цель с помощью опорных глаголов: изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, проанализировать, сделать вывод, систематизировать.

Учащиеся предлагают изучить слова по теме, научиться составлять предложения, описывающие дом, узнать, как живут его одноклассники, уметь рассказать о своем доме. (Цели могут быть разные в зависимости от личностных и психологических особенностей школьников).

Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Прием «знаю- не знаю»

Предъявляю тему урока в начале 4 класса « Speaking about seasons and the weather»

На доске записано: Знаю. .. He знаю.... Хочу узнать ...Учащиеся вспоминают, что они уже знают по этой теме с прошлого года, добавляют, чтобы они хотели узнать. В разных классах возможны разные цели урока, в зависимости от уровня развития.( названия времен года, слова по теме «Погода», структура It is cold и т.д.)

На уроках можно употребить множество приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и т.д.). Вот некоторые из таких приемов целеполагания.

-Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

-Отсроченная отгадка

Задаю в начале урока загадку, или ставлю проблемный вопрос, но так, чтобы учащиеся не смогли сразу ответить Поиск правильного решения и станет целью урока. Использую этот прием в б классе, при изучении темы «Famous Faces». Предлагаю фотографии, текст, аудио, презентацию, интересные факты из жизни. На одном из уроков, мы, таким образом, познакомились с творчеством Джона Толкина и Редьярда Киплинга.

-Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо сказочному герою; помочь справиться с заданием; представить, что встретились с героями; рассказать от лица кого-то. Один из возможных приемов целеполагания, который я использую в 3 классе: «Ребята, мы уже с вами говорили о временах года. Но сегодня к нам пришел мышонок Джерри и просит помочь ему научиться рассказывать о временах года. Вы согласны ему помочь?».Урок сопровождается презентацией и анимационными картинками.

-Лови ошибку умаю, что каждый учитель использует этот прием, который позволяет проверить лексико-грамматические знания. Упражнения или тест имеет ошибки, находя которые учащиеся закрепляют лексические и грамматические правила.

 

Умение согласования целей субъектов деятельности является одним из основных критериев педагогического мастерства. При этом необходимо обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя. В свою очередь, для того, чтобы учащийся сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей, захочет дойти до сути и понять. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная и потребует активных действий для ее решения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ урока английского языка по ФГОС второго поколения

№ п/пАнализ урока : Захаровой Татьяны Адрес видео: http://www.youtube.com/watch?v=QeRp8d1oYzM&feature=youtu.be 1Место урока в системе уроков по темеКомбинированный урок 2Задачи данного у...

Конспект урока английского языка по ФГОС второго поколения

Предмет:  Английский язык     Класс: 2Тема урока: “Сколько тебе лет? How old are you?”Дата проведения урока:УМК: «Английский с удовольствием» “Enjoy English” М.З. Б...

Электронный словарь как способ формирования УУД на уроках английского языка

   Реализация нового Госстандарта задача не такая сложная и страшная, как могло показаться на первый взгляд, особенно если вы привыкли использовать в вашей работе коммуникативный подх...

«Обучение в сотрудничестве как способ формирования УУД на уроках английского языка»

Данный материал является конспектом мастер-класса для учителей английского языка. Задачами мастер-класса являются: Создание условий для взаимодействия участников мастер-класса, актуализация знан...

Использование современных технологий, как способ мотивации учащихся на уроках английского языка

Вданной статье рассказывается о том, что в  современной школе используется коммуникативный метод обучения иностранному языку. Коммуникация осуществляется на основе ранее полученных знаний об...

Конспект открытого урока английского языка по ФГОС второго поколения. Автор: учитель английского языка МБУ «Школа № 31» г.о. Тольятти Ефименко Ольга Андреевна

Предмет:  Английский язык     Класс: 6 БТема урока: “ Рождество. Christmas.”Дата проведения урока: 23 декабря 2017 г.УМК: Spotlight”, 6 класс.  Ю.И...

Статья на тему: использование теневого театра при обучении диалогической речи на уроках английского языка.

Статья на тему: использование теневого театра при обучении диалогической речи на уроках английского языка.Выполнила: Егунова Ирина Владимировнаг. Новосибирск, МАОУ СОШ№218   Данная статья по...