Программа по профориентации для 9 класса
рабочая программа по технологии на тему

Исраэлова Татьяна Витальевна

Программа "Я выбираю профессию" расчитана на один час в неделю для учащихся 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_programma_po_proforientatsionnoy_rabote.docx43.21 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение города  Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

«ПРИНЯТО»

на заседании ШМО учителей

гуманитарно-спортивного  цикла

Протокол № 1

от  «27» августа 2014 г

Председатель ШМО

________ _______________

ФИО

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГАПОУ МОК

им. В. Талалихина

Н. М. Снопко

____________ ___

«29» августа 2014 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

курса «Технология»

для 9-а класса класса

на 2014-2015 учебный год

Всего часов по программе__34_, часов в неделю    1

Всего часов: 68

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

34

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

9

9

7

7

10

10

8

8

Составитель:

Исраэлова Татьяна Витальевна

учитель изобразительного искусства

Категория – первая  квалификационная категория

МОСКВА, 2014 г

Программа профориентации для старшеклассников "Я выбираю профессию"

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку» 

Ученый тот, кто знает очень много из всяких книг; образованный – тот,
кто знает все то, что теперь в ходу между людьми, просвещенный – тот,
кто знает, зачем он живет и что ему надо делать.
Не старайся быть ни ученым, ни образованным, старайся быть просвещенным.

Г. Адаме 

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.

Проблема выбора профессии стояла перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения.

Ежегодно нам приходится сталкиваться с тем, что большинство старшеклассников выбирают профессию по совету родителей или по несуществующим основаниям, что приводит к неудовлетворенности полученной профессии.

Не имея ни достаточного личного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в важном вопросе – вопросе выбора профессии, который является одним из самых первых серьезных выборов для большинства школьников. Часто учащиеся испытывают серьезные затруднения в выборе такого рода. Однако в случае решения этой проблемы и работая именно в данном направлении, они приобретают ценный опыт и новые способности - способности выбирать и осуществлять свой выбор.

Чтобы сделать правильный профессиональный выбор необходимо знать наиболее популярный на сегодняшний день мир профессий, какие требования предъявляет профессия к человеку, изучить самого себя: свои личностные особенности: особенности мышления, нервной системы, темперамента, характера. Чем раньше начинается целенаправленная работа по развитию готовности к осознанному выбору профессии, тем она эффективнее.

Работа именно в этом направлении даст возможность учащимся, желающим приобрести дополнительные навыки, знания о себе и о мире профессионального труда, сознательно и самостоятельно сделать свой профессиональный выбор.

Внеклассная работа является наименее разработанной формой профильной ориентации. В своей работе со старшими подростками автор использует кружок, который называется «Я выбираю профессию».

Цель занятий – содействие в появлении у школьников устойчивой потребности в саморазвитии и социально – профессиональной самореализации на основе самопознания, самообразования и самовоспитания.

Одной из задач - создать максимально возможные условия самодеятельности старшеклассника:  он сам обнаруживает свои склонности, личностные особенности, предрасположенность к тем или иным видам деятельности.

В программе «Я выбираю профессию»  последовательно, шаг за шагом, в виде теоретических знаний, упражнений, игр, творческих и практических занятий развивается самосознание учащихся, формируются системы ценностей, а также моделируется свое будущее, строится «идеальный образ» профессионала.

На первом вводном занятии учащимся предлагается презентация: «История возникновения планирования и профориентации», которая составлена по материалам с курсов повышения квалификации МИОО преподавателем ГОУ МГПИ Е.В. Звоновой, где отражаются этапы становления профессиональной деятельности, пути выбора профессии, основные термины и определения, а также источники получения информации о будущих профессиях.

Механизм реализации цели данной программы состоит их нескольких этапов:

развитие представлений и понятий, связанных с миром профессий;

активизация самопознания и саморазвития;

развитие умений и выделять профессионально важные качества профессий;

развитие представлений о профессиональном образовании.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения, с учетом возрастных особенностей старшеклассников 14-15 лет. Оптимальная наполняемость учебной группы – 15 человек.

Учебный процесс предусматривает групповые формы учебных занятий.

В помещении, где проводятся занятия, необходимо как наличие парт, так и возможность рассадить учащихся в круг.

Форма контроля.

I этап

К концу учебного года освоение основными учебными навыками, «познание самого себя»: особенности своего темперамента, характера, эмоционально- волевой сферы. Составление программы самоконтроля, развития воли, регулирование эмоциональных состояний с целью формирования умений выстраивать свою жизнь по собственному желанию.

II этап

Знание старшеклассниками требований и знаний, которые предъявляет профессиональная деятельность человеку, профессионально важных качествах, позволяющих овладеть профессией и добиться успеха в ней.

III этап

Определение профессионального выбора, получение информации о возможностях и путях получения профессионального образования.

Планируемые знания, умения и навыки по всей программе за год обучения

Уметь

Знать

Взаимодействовать в коллективе:

Слушать и слышать других;

Оценивать, анализировать социальную обусловленность человеческой психики и поведения;

Формировать представления о профессионально значимых способностях и личностных качествах, уметь сделать свой профессиональный выбор.

Отношение человека к деятельности и к себе как к деятелю;

О психологических особенностях основных видов деятельности;

О профессиональной деятельности.

Содержание образовательной программы.

Учитывая возрастные и физиологические особенности развития старшего школьного возраста, в данной программе большое место отводится психологии деятельности.

Учащиеся знакомятся с основными видами человеческой деятельности, усваивают сущность понятия «профессиональная деятельность», осознают, что собой представляет взаимосоответствие  человека и его будущей профессиональной деятельности.

Учебный план составлен из расчета 1- часовой учебной нагрузки на учебную группу в неделю, т.е. 37 часов в год.

Учебный план «Я выбираю профессию» разработан в соответствии с основными положениями Закона Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации. А также рекомендаций Министерства образования РФ «Организация и содержание аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей», «Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (18.06.2003 № 28-02-484/16).

Программа разработана на основе Учебно-методического пособия «Преподавание психологии в школе» III – XI классы под редакцией И.В. Дубровиной. Данное пособие рекомендовано Редакционно-издательским Советом Российской Академии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия.

Основная научная проблематика в IX классе – психология деятельности.

В предложенных разделах программы предполагается изучение со старшеклассниками 14- 15 лет следующих понятий:

Введение: общие понятия о деятельности, истории познания и основы профориентации.

Первый раздел: что такое потребность, мотивы, цель и смысл деятельности;

Второй раздел: успех и неуспех в деятельности, что такое оценка, притязания на успех и уровень достижений в деятельности, самооценка и притязание на успех, притязания и достижения в деятельности;

Третий раздел: движение и действие, движение и его свойства, многообразие движений человека, как управляется движение. Связь моторики с другими психическими процессами, развитие движений, действие, что такое действие, знания, умения, навыки;

Четвертый раздел: Виды деятельности человека, игра, для чего нужна игра, история игрушки, игра и развитие ребенка, мотивация игровой деятельности, игры взрослых, учебная деятельность, развитие учебной деятельности в детском возрасте, мотивы учения, социальные мотивы учения, трудовая деятельность;

Пятый раздел: Профессия, специальность, занятие. Психологические особенности профессий, понятие о типах профессий. Психологические особенности профессий «человек – человек», «человек – живая природа», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ».

Психологические описания некоторых профессий выше перечисленных видов профессий. Психологические описания некоторых видов труда в экстремальных условиях, Профессиональная деятельность и общение.

В заключении подводятся итоги кружковой работы, сообщение конечных результатов по диагностическому исследованию педагогом самим учащимся, а также их родителям, классным руководителям, награждение победителей в окружных и городских конкурсах в области профориентации.

Условия реализации программы.

Для реализации программы «Я выбираю профессию» в образовательном учреждении созданы все необходимые условия для занятий старшеклассников: класс со свободным пространством, где можно получать теоретические знания 15 участникам, комната «Арт- терапии» для творческих занятий, читальный зал, библиотека – для поиска нужной литературы, компьютерный класс с выходом в Интернет-пространство, класс для просмотра видеосюжетов и видеороликов.

Процесс последовательного прохождения этапов программы способствует усвоению социально – значимых аспектов: получение умений, навыков, как прикладного творчества, так и навыков в исследовательской работе, межличностного общения, расширение кругозора в области мира профессий, а также компетентности в области имеющихся в городе учебных заведений.

Четкие требования к себе, как к педагогу, к выполнению поставленных цели и задач, является несомненным обязательным условием для реализации программы по профориентации.

Приложение 1. Учебно-тематический план.

Приложение 2. Поурочное планирование.

   Поурочное планирование

Название темы

Кол-во часов

Введение. История возникновения планирования и профориентации

1

Что такое потребность, виды потребностей

1

Мотивы

1

Цель и смысл деятельности

1

Успех и неуспех в деятельности

1

Что такое оценка

1

Притязания на успех и уровень достижений в деятельности

1

Самооценка и притязание на успех

1

Как изменяется уровень притязаний

1

Притязания и достижения в деятельности

1

Движение и действие

1

Многообразие движений человека, как управляется движение

1

Связь моторики с другими психическими процессами

1

Развитие движений

1

Что такое действие

1

Привычки

1

Знания, умения, навыки

1

Виды деятельности человека

1

Значимость деятельности для человека

1

Игра

1

Учебная деятельность

1

Развитие учебной деятельности в детском возрасте

1

Мотивы учения

1

Мотивы трудовой деятельности

1

Психологические основы трудовой деятельности

1

Профессиональная  деятельность

1

 Профессия, специальность, занятие

1

Психологические особенности профессий

1

Понятие о типах профессий

1

Психологические особенности профессий «человек – человек»

1

Психологические особенности профессий «человек – живая природа»

1

Психологические особенности профессий «человек – техника» и «человек – знаковая система»

1

Психологические особенности профессий «человек - художественный образ»

1

Психологические  особенности труда в экстремальных условиях

1

Профессиональная деятельность и общение

1

 Заключение                                                                                                                                                      

2

                                                                                                                        Итого:                                

37

Учебно - тематический план.

Наименование разделов

Кол-во часов

В том числе

Примечание

Дата проведения

теоретические

практические

1

Введение. История возникновения планирования и  профориентации

1

1

01.09

2

Что побуждает человека к деятельности

6

5

1

Видеоролики

08.09

Что побуждает человека к деятельности

15.09

Что побуждает человека к деятельности

22.09

Что побуждает человека к деятельности

29.09

Что побуждает человека к деятельности

06.10

Что побуждает человека к деятельности

13.10

3

Отношение человека к деятельности и к себе как к деятелю

6

4

2

Тренинг, анкетирование, тестирование

20.10

Отношение человека к деятельности и к себе как к деятелю

27.11

Отношение человека к деятельности и к себе как к деятелю

24.11

Отношение человека к деятельности и к себе как к деятелю

01.12

Отношение человека к деятельности и к себе как к деятелю

08.12

Отношение человека к деятельности и к себе как к деятелю

15.12

4

Какое место в деятельности занимают движения, навыки, привычки

7

5

2

Тренинг, анкетирование, тестирование

22.12

Какое место в деятельности занимают движения, навыки, привычки

12.01

Какое место в деятельности занимают движения, навыки, привычки

19.01

Какое место в деятельности занимают движения, навыки, привычки

26.01

Какое место в деятельности занимают движения, навыки, привычки

02.02

Какое место в деятельности занимают движения, навыки, привычки

09.02

Какое место в деятельности занимают движения, навыки, привычки

16.02

5

Психологические особенности основных видов деятельности

6

5

1

Видеосюжеты,применение арт- терапии, анкетирование родителей

02.03

Психологические особенности основных видов деятельности

09.03

Психологические особенности основных видов деятельности

16.03

Психологические особенности основных видов деятельности

30.03

Психологические особенности основных видов деятельности

06.04

Психологические особенности основных видов деятельности

13.04

6

Профессиональная деятельность

4

1

3

Посещение открытых дверей в учебных заведениях города, тестирование, участие в городских и окружных мероприятиях

20.04

Профессиональная деятельность

27.04

Профессиональная деятельность

04.05

Профессиональная деятельность

11.05

Заключение

2

1

1

Тренинг

18.05

Заключение

25.05

                                      Итого:                

35

23

12

                                                     

Список используемой литературы.

Автор

Название книги, издательство, год издания

1

И. В. Дубровина

Психология Учебное пособие VIII класс, Изд-во НПО «МОДЭК», 2003

2

Е.А. Климов

Основы психологии Практикум М.: «Юнити», 1999

3

Г.В. Резапкина

Я и моя профессия М.: Генезис, 2004

4

М.Ф. Шевченко

Тренинг «Профориентация для старшеклассников» -СПб.: Речь, 2007

5

Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова

Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников М.: Изд-во «Первое сентября», 2004

6

Н.С. Пряжников

Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники 8-11 классы М.: Вако, 2005

7

А.П. Чернявская

Психологическое консультирование по профессиональной ориентации М.: Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2003

8

Е.В. Гурова, О.А. Голерова

Профориентационная работа в школе М.: Просвещение, 2007

9

Л.Д. Столяренко

Педагогическая психология Ростов н/Д: Феникс, 2008

10

Л.Д. Столяренко

Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях Ростов н/Д: Феникс, 2005

Список рекомендуемой литературы для детей.

Автор

Название книги, издательство, год издания

1

А.Грецов, Т. Бедарева

100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов- СПб.: Питер,2009

2

Г.В. Резапкина

Секреты выбора профессии , или путеводитель выпускника М.: Генезис, 2007

3

 

Энциклопедия для детей Выбор профессии М.: 2003

4

Л.А. Головей

Психология популярных профессий СПб., 2004

5

А.Е. Климов

Как выбирать профессию М., 1990

6

А.Г.Грецов

Выбираем профессию. Советы практического психолога СПБ., 2005

Методическое обеспечение программы.


Автор

Название книги, издательство, год издания

1

И.В. Дубровина

Преподавание психологии в школе, Изд.-во НПО «МОДЭК», 2003

2

Н.А.Бернштейн

Физиология движений и активность.- М., 1990

3

Н.А.Бернштейн

О ловкости и ее развитии. – М., 1991

4

Ю.Б.Гиппенрейтер

Введение в общую психологию. – М., 1996

5

В.В. Давыдов

Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования// Вопросы психологии. - №6

6

Е. Жариков

Для тебя и о тебе/ Е. Жариков, Е. Крушельницкий: Книга для учащихся. – М., 1991

7

М.С. Каган

Человеческая деятельность. – М., 1974

8

Е.А. Климов

Как выбирать профессию: Книга для учащихся. – М., 1984

9

Е.А. Климов

Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие. – Ростов н/Д, 1996

10

А.Н. Леонтьев

Деятельность. Сознание. Личность// Избр. психол. произв.: В 2 т.: Педагогика, 1985 – Т.2

11

К.К. Платонов

Занимательная психология. – М., 1962

12

С.Л. Рубинштейн

Действие и движение // Основы общей психологии: В 2т. – М., 1989. – Т.2.

13

Д.Б.Эльконин

Психология игры. – М., 1978

Для оценки деятельности и результатов выполнения заданий каждого учащегося рекомендуется воспользоваться данной схемой:

Фамилия, имя________________________________

Дата_______________________________________

Вопросы, подлежащие оценки

Оценка

Аргументация оценки

1

Деятельность, цели и мотивы

 

 

2

Регуляция эмоциональных состояний

 

 

3

Представление о привычках

 

 

4

Физиология движений и активность

 

 

5

Социальные и духовные потребности

 

 

6

Профессионально важные качества

 

 

7

Самопрезентация

 

 

8

Характеристики профессий

 

 

9

Система профессионального образования

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа по профориентации 9-11 классы

Предлагаю Вашему вниманию воспитательную программу под названием "Моё будущее зависит от меня (учёба + работа = успешная карьера)". Для составления данной программы использовала опыт многих моих колле...

Рабочая программа по профориентации в 7, 8, 9 классах в коррекционной школе

В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам к...

Рабочая программа по профориентации в 7, 8, 9 классах в коррекционной школе

В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам к...

Программа по профориентации для 9-11 классов химико-биологического профиля

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение задача которого – создание в старших классах ...

Рабочая программа по профориентации (9 класс)

Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. К сожалению, многие подростки не всегда учитываю...

Программа по профориентации "Азбука профориентации XXI века" для 8 - 9 классов.

Данная курс программы «Азбука профориентации XXI века» ставит целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить  разбираться в мире проф...

Рабочая программа по профориентации 9х классов

Данный курс разработан для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы....