Программа по профориентации для 9 класса
рабочая программа по технологии на тему
Программа "Я выбираю профессию" расчитана на один час в неделю для учащихся 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_programma_po_proforientatsionnoy_rabote.docx | 43.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
«ПРИНЯТО» на заседании ШМО учителей гуманитарно-спортивного цикла Протокол № 1 от «27» августа 2014 г Председатель ШМО ________ _______________ ФИО | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГАПОУ МОК им. В. Талалихина Н. М. Снопко ____________ ___ «29» августа 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Технология»
для 9-а класса класса
на 2014-2015 учебный год
Всего часов по программе__34_, часов в неделю 1
Всего часов: 68 | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | |||||||
34 | план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | |||
9 | 9 | 7 | 7 | 10 | 10 | 8 | 8 | ||||
Составитель: | Исраэлова Татьяна Витальевна учитель изобразительного искусства Категория – первая квалификационная категория |
МОСКВА, 2014 г
Программа профориентации для старшеклассников "Я выбираю профессию"
Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»
Ученый тот, кто знает очень много из всяких книг; образованный – тот,
кто знает все то, что теперь в ходу между людьми, просвещенный – тот,
кто знает, зачем он живет и что ему надо делать.
Не старайся быть ни ученым, ни образованным, старайся быть просвещенным.
Г. Адаме
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.
Проблема выбора профессии стояла перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения.
Ежегодно нам приходится сталкиваться с тем, что большинство старшеклассников выбирают профессию по совету родителей или по несуществующим основаниям, что приводит к неудовлетворенности полученной профессии.
Не имея ни достаточного личного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в важном вопросе – вопросе выбора профессии, который является одним из самых первых серьезных выборов для большинства школьников. Часто учащиеся испытывают серьезные затруднения в выборе такого рода. Однако в случае решения этой проблемы и работая именно в данном направлении, они приобретают ценный опыт и новые способности - способности выбирать и осуществлять свой выбор.
Чтобы сделать правильный профессиональный выбор необходимо знать наиболее популярный на сегодняшний день мир профессий, какие требования предъявляет профессия к человеку, изучить самого себя: свои личностные особенности: особенности мышления, нервной системы, темперамента, характера. Чем раньше начинается целенаправленная работа по развитию готовности к осознанному выбору профессии, тем она эффективнее.
Работа именно в этом направлении даст возможность учащимся, желающим приобрести дополнительные навыки, знания о себе и о мире профессионального труда, сознательно и самостоятельно сделать свой профессиональный выбор.
Внеклассная работа является наименее разработанной формой профильной ориентации. В своей работе со старшими подростками автор использует кружок, который называется «Я выбираю профессию».
Цель занятий – содействие в появлении у школьников устойчивой потребности в саморазвитии и социально – профессиональной самореализации на основе самопознания, самообразования и самовоспитания.
Одной из задач - создать максимально возможные условия самодеятельности старшеклассника: он сам обнаруживает свои склонности, личностные особенности, предрасположенность к тем или иным видам деятельности.
В программе «Я выбираю профессию» последовательно, шаг за шагом, в виде теоретических знаний, упражнений, игр, творческих и практических занятий развивается самосознание учащихся, формируются системы ценностей, а также моделируется свое будущее, строится «идеальный образ» профессионала.
На первом вводном занятии учащимся предлагается презентация: «История возникновения планирования и профориентации», которая составлена по материалам с курсов повышения квалификации МИОО преподавателем ГОУ МГПИ Е.В. Звоновой, где отражаются этапы становления профессиональной деятельности, пути выбора профессии, основные термины и определения, а также источники получения информации о будущих профессиях.
Механизм реализации цели данной программы состоит их нескольких этапов:
развитие представлений и понятий, связанных с миром профессий;
активизация самопознания и саморазвития;
развитие умений и выделять профессионально важные качества профессий;
развитие представлений о профессиональном образовании.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения, с учетом возрастных особенностей старшеклассников 14-15 лет. Оптимальная наполняемость учебной группы – 15 человек.
Учебный процесс предусматривает групповые формы учебных занятий.
В помещении, где проводятся занятия, необходимо как наличие парт, так и возможность рассадить учащихся в круг.
Форма контроля.
I этап
К концу учебного года освоение основными учебными навыками, «познание самого себя»: особенности своего темперамента, характера, эмоционально- волевой сферы. Составление программы самоконтроля, развития воли, регулирование эмоциональных состояний с целью формирования умений выстраивать свою жизнь по собственному желанию.
II этап
Знание старшеклассниками требований и знаний, которые предъявляет профессиональная деятельность человеку, профессионально важных качествах, позволяющих овладеть профессией и добиться успеха в ней.
III этап
Определение профессионального выбора, получение информации о возможностях и путях получения профессионального образования.
Планируемые знания, умения и навыки по всей программе за год обучения
Уметь | Знать |
Взаимодействовать в коллективе: Слушать и слышать других; Оценивать, анализировать социальную обусловленность человеческой психики и поведения; Формировать представления о профессионально значимых способностях и личностных качествах, уметь сделать свой профессиональный выбор. | Отношение человека к деятельности и к себе как к деятелю; О психологических особенностях основных видов деятельности; О профессиональной деятельности. |
Содержание образовательной программы.
Учитывая возрастные и физиологические особенности развития старшего школьного возраста, в данной программе большое место отводится психологии деятельности.
Учащиеся знакомятся с основными видами человеческой деятельности, усваивают сущность понятия «профессиональная деятельность», осознают, что собой представляет взаимосоответствие человека и его будущей профессиональной деятельности.
Учебный план составлен из расчета 1- часовой учебной нагрузки на учебную группу в неделю, т.е. 37 часов в год.
Учебный план «Я выбираю профессию» разработан в соответствии с основными положениями Закона Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации. А также рекомендаций Министерства образования РФ «Организация и содержание аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей», «Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (18.06.2003 № 28-02-484/16).
Программа разработана на основе Учебно-методического пособия «Преподавание психологии в школе» III – XI классы под редакцией И.В. Дубровиной. Данное пособие рекомендовано Редакционно-издательским Советом Российской Академии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия.
Основная научная проблематика в IX классе – психология деятельности.
В предложенных разделах программы предполагается изучение со старшеклассниками 14- 15 лет следующих понятий:
Введение: общие понятия о деятельности, истории познания и основы профориентации.
Первый раздел: что такое потребность, мотивы, цель и смысл деятельности;
Второй раздел: успех и неуспех в деятельности, что такое оценка, притязания на успех и уровень достижений в деятельности, самооценка и притязание на успех, притязания и достижения в деятельности;
Третий раздел: движение и действие, движение и его свойства, многообразие движений человека, как управляется движение. Связь моторики с другими психическими процессами, развитие движений, действие, что такое действие, знания, умения, навыки;
Четвертый раздел: Виды деятельности человека, игра, для чего нужна игра, история игрушки, игра и развитие ребенка, мотивация игровой деятельности, игры взрослых, учебная деятельность, развитие учебной деятельности в детском возрасте, мотивы учения, социальные мотивы учения, трудовая деятельность;
Пятый раздел: Профессия, специальность, занятие. Психологические особенности профессий, понятие о типах профессий. Психологические особенности профессий «человек – человек», «человек – живая природа», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ».
Психологические описания некоторых профессий выше перечисленных видов профессий. Психологические описания некоторых видов труда в экстремальных условиях, Профессиональная деятельность и общение.
В заключении подводятся итоги кружковой работы, сообщение конечных результатов по диагностическому исследованию педагогом самим учащимся, а также их родителям, классным руководителям, награждение победителей в окружных и городских конкурсах в области профориентации.
Условия реализации программы.
Для реализации программы «Я выбираю профессию» в образовательном учреждении созданы все необходимые условия для занятий старшеклассников: класс со свободным пространством, где можно получать теоретические знания 15 участникам, комната «Арт- терапии» для творческих занятий, читальный зал, библиотека – для поиска нужной литературы, компьютерный класс с выходом в Интернет-пространство, класс для просмотра видеосюжетов и видеороликов.
Процесс последовательного прохождения этапов программы способствует усвоению социально – значимых аспектов: получение умений, навыков, как прикладного творчества, так и навыков в исследовательской работе, межличностного общения, расширение кругозора в области мира профессий, а также компетентности в области имеющихся в городе учебных заведений.
Четкие требования к себе, как к педагогу, к выполнению поставленных цели и задач, является несомненным обязательным условием для реализации программы по профориентации.
Приложение 1. Учебно-тематический план.
Приложение 2. Поурочное планирование.
Поурочное планирование
Название темы | Кол-во часов |
Введение. История возникновения планирования и профориентации | 1 |
Что такое потребность, виды потребностей | 1 |
Мотивы | 1 |
Цель и смысл деятельности | 1 |
Успех и неуспех в деятельности | 1 |
Что такое оценка | 1 |
Притязания на успех и уровень достижений в деятельности | 1 |
Самооценка и притязание на успех | 1 |
Как изменяется уровень притязаний | 1 |
Притязания и достижения в деятельности | 1 |
Движение и действие | 1 |
Многообразие движений человека, как управляется движение | 1 |
Связь моторики с другими психическими процессами | 1 |
Развитие движений | 1 |
Что такое действие | 1 |
Привычки | 1 |
Знания, умения, навыки | 1 |
Виды деятельности человека | 1 |
Значимость деятельности для человека | 1 |
Игра | 1 |
Учебная деятельность | 1 |
Развитие учебной деятельности в детском возрасте | 1 |
Мотивы учения | 1 |
Мотивы трудовой деятельности | 1 |
Психологические основы трудовой деятельности | 1 |
Профессиональная деятельность | 1 |
Профессия, специальность, занятие | 1 |
Психологические особенности профессий | 1 |
Понятие о типах профессий | 1 |
Психологические особенности профессий «человек – человек» | 1 |
Психологические особенности профессий «человек – живая природа» | 1 |
Психологические особенности профессий «человек – техника» и «человек – знаковая система» | 1 |
Психологические особенности профессий «человек - художественный образ» | 1 |
Психологические особенности труда в экстремальных условиях | 1 |
Профессиональная деятельность и общение | 1 |
Заключение | 2 |
Итого: | 37 |
Учебно - тематический план.
№ | Наименование разделов | Кол-во часов | В том числе | Примечание | Дата проведения | |
теоретические | практические | |||||
1 | Введение. История возникновения планирования и профориентации | 1 | 1 | 01.09 | ||
2 | Что побуждает человека к деятельности | 6 | 5 | 1 | Видеоролики | 08.09 |
Что побуждает человека к деятельности | 15.09 | |||||
Что побуждает человека к деятельности | 22.09 | |||||
Что побуждает человека к деятельности | 29.09 | |||||
Что побуждает человека к деятельности | 06.10 | |||||
Что побуждает человека к деятельности | 13.10 | |||||
3 | Отношение человека к деятельности и к себе как к деятелю | 6 | 4 | 2 | Тренинг, анкетирование, тестирование | 20.10 |
Отношение человека к деятельности и к себе как к деятелю | 27.11 | |||||
Отношение человека к деятельности и к себе как к деятелю | 24.11 | |||||
Отношение человека к деятельности и к себе как к деятелю | 01.12 | |||||
Отношение человека к деятельности и к себе как к деятелю | 08.12 | |||||
Отношение человека к деятельности и к себе как к деятелю | 15.12 | |||||
4 | Какое место в деятельности занимают движения, навыки, привычки | 7 | 5 | 2 | Тренинг, анкетирование, тестирование | 22.12 |
Какое место в деятельности занимают движения, навыки, привычки | 12.01 | |||||
Какое место в деятельности занимают движения, навыки, привычки | 19.01 | |||||
Какое место в деятельности занимают движения, навыки, привычки | 26.01 | |||||
Какое место в деятельности занимают движения, навыки, привычки | 02.02 | |||||
Какое место в деятельности занимают движения, навыки, привычки | 09.02 | |||||
Какое место в деятельности занимают движения, навыки, привычки | 16.02 | |||||
5 | Психологические особенности основных видов деятельности | 6 | 5 | 1 | Видеосюжеты,применение арт- терапии, анкетирование родителей | 02.03 |
Психологические особенности основных видов деятельности | 09.03 | |||||
Психологические особенности основных видов деятельности | 16.03 | |||||
Психологические особенности основных видов деятельности | 30.03 | |||||
Психологические особенности основных видов деятельности | 06.04 | |||||
Психологические особенности основных видов деятельности | 13.04 | |||||
6 | Профессиональная деятельность | 4 | 1 | 3 | Посещение открытых дверей в учебных заведениях города, тестирование, участие в городских и окружных мероприятиях | 20.04 |
Профессиональная деятельность | 27.04 | |||||
Профессиональная деятельность | 04.05 | |||||
Профессиональная деятельность | 11.05 | |||||
Заключение | 2 | 1 | 1 | Тренинг | 18.05 | |
Заключение | 25.05 | |||||
Итого: | 35 | 23 | 12 |
Список используемой литературы.
№ | Автор | Название книги, издательство, год издания |
1 | И. В. Дубровина | Психология Учебное пособие VIII класс, Изд-во НПО «МОДЭК», 2003 |
2 | Е.А. Климов | Основы психологии Практикум М.: «Юнити», 1999 |
3 | Г.В. Резапкина | Я и моя профессия М.: Генезис, 2004 |
4 | М.Ф. Шевченко | Тренинг «Профориентация для старшеклассников» -СПб.: Речь, 2007 |
5 | Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова | Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников М.: Изд-во «Первое сентября», 2004 |
6 | Н.С. Пряжников | Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники 8-11 классы М.: Вако, 2005 |
7 | А.П. Чернявская | Психологическое консультирование по профессиональной ориентации М.: Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2003 |
8 | Е.В. Гурова, О.А. Голерова | Профориентационная работа в школе М.: Просвещение, 2007 |
9 | Л.Д. Столяренко | Педагогическая психология Ростов н/Д: Феникс, 2008 |
10 | Л.Д. Столяренко | Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях Ростов н/Д: Феникс, 2005 |
Список рекомендуемой литературы для детей.
№ | Автор | Название книги, издательство, год издания |
1 | А.Грецов, Т. Бедарева | 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов- СПб.: Питер,2009 |
2 | Г.В. Резапкина | Секреты выбора профессии , или путеводитель выпускника М.: Генезис, 2007 |
3 |
| Энциклопедия для детей Выбор профессии М.: 2003 |
4 | Л.А. Головей | Психология популярных профессий СПб., 2004 |
5 | А.Е. Климов | Как выбирать профессию М., 1990 |
6 | А.Г.Грецов | Выбираем профессию. Советы практического психолога СПБ., 2005 |
Методическое обеспечение программы.
| Автор | Название книги, издательство, год издания |
1 | И.В. Дубровина | Преподавание психологии в школе, Изд.-во НПО «МОДЭК», 2003 |
2 | Н.А.Бернштейн | Физиология движений и активность.- М., 1990 |
3 | Н.А.Бернштейн | О ловкости и ее развитии. – М., 1991 |
4 | Ю.Б.Гиппенрейтер | Введение в общую психологию. – М., 1996 |
5 | В.В. Давыдов | Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования// Вопросы психологии. - №6 |
6 | Е. Жариков | Для тебя и о тебе/ Е. Жариков, Е. Крушельницкий: Книга для учащихся. – М., 1991 |
7 | М.С. Каган | Человеческая деятельность. – М., 1974 |
8 | Е.А. Климов | Как выбирать профессию: Книга для учащихся. – М., 1984 |
9 | Е.А. Климов | Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие. – Ростов н/Д, 1996 |
10 | А.Н. Леонтьев | Деятельность. Сознание. Личность// Избр. психол. произв.: В 2 т.: Педагогика, 1985 – Т.2 |
11 | К.К. Платонов | Занимательная психология. – М., 1962 |
12 | С.Л. Рубинштейн | Действие и движение // Основы общей психологии: В 2т. – М., 1989. – Т.2. |
13 | Д.Б.Эльконин | Психология игры. – М., 1978 |
Для оценки деятельности и результатов выполнения заданий каждого учащегося рекомендуется воспользоваться данной схемой:
Фамилия, имя________________________________
Дата_______________________________________
№ | Вопросы, подлежащие оценки | Оценка | Аргументация оценки |
1 | Деятельность, цели и мотивы |
|
|
2 | Регуляция эмоциональных состояний |
|
|
3 | Представление о привычках |
|
|
4 | Физиология движений и активность |
|
|
5 | Социальные и духовные потребности |
|
|
6 | Профессионально важные качества |
|
|
7 | Самопрезентация |
|
|
8 | Характеристики профессий |
|
|
9 | Система профессионального образования |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа по профориентации 9-11 классы
Предлагаю Вашему вниманию воспитательную программу под названием "Моё будущее зависит от меня (учёба + работа = успешная карьера)". Для составления данной программы использовала опыт многих моих колле...
Рабочая программа по профориентации в 7, 8, 9 классах в коррекционной школе
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам к...
Рабочая программа по профориентации в 7, 8, 9 классах в коррекционной школе
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам к...
Программа по профориентации для 9-11 классов химико-биологического профиля
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение задача которого – создание в старших классах ...
Рабочая программа по профориентации (9 класс)
Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. К сожалению, многие подростки не всегда учитываю...
Программа по профориентации "Азбука профориентации XXI века" для 8 - 9 классов.
Данная курс программы «Азбука профориентации XXI века» ставит целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире проф...
Рабочая программа по профориентации 9х классов
Данный курс разработан для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы....