Рабочая программа по технологии (труду). Раздел "Черчение и графика".8 класс
рабочая программа по технологии (8 класс) по теме
Данная рабочая программа предназначена для реализации ФК ГОС по предмету "Технология(Труд)", раздел "Черчение и графика". Предполагается изучение данного раздела в 8 классе в объёме 34 часа (для этого выделен дополнительный 1 час в неделю на предмет из часов образовательного учреждения). Программа содержит пояснительную записку с указанием документов, на основе которых она составлена, содержание, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки обучающихся и описание материально-технической базы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 180.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вологодского муниципального района
«Березниковская основная школа имени Е.М. Ставцева»
Принята на заседании педагогического совета школы (Протокол №1 от 28.08.2015 г.) | Утверждена приказом от 20.08.2015 г. № _____ Директор школы: __________ (Рогалева Н.В.) |
Рабочая программа
Наименование предмета: Технология (Труд). Раздел «Черчение и графика»
Класс: 8
Уровень общего образования: основное общее образование
Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год
Количество часов по учебному плану: 34 часа в год,
2 часа в неделю(2, 3 четверти)
Разработчик программы: Завьялова Александра Николаевна,
учитель технологии (труда)
д. Березник
2015 год
Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая рабочая программа составлена на основе :
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089;
- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ВМР «Березниковская основная школа им. Е.М. Ставцева» на 2015-2019 годы;
- примерной программы по технологии (раздел «Черчение и графика");
- «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189 с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011г. № 85;
- годового учебного календарного графика образования МБОУ ВМР «Березниковская основная школа им. Е.М. Ставцева» на 2015-2016 учебный год;
- учебного плана МБОУ ВМР «Березниковская основная школа им. Е.М. Ставцева» на 2015-2016 учебный год;
- Положения о рабочей программе МБОУ ВМР «Березниковская основная школа им. Е.М. Ставцева»;
Структура документа
Рабочая программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий 5 разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки выпускников; описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ ВМР «Березниковская основная общеобразовательная школа им. Е.М. Ставцева» на 2015 – 2016 учебный год данная рабочая программа реализуется в 8 классе в рамках предмета «Технология (Труд)» в объёме 34 часов.
Раздел «Черчение и графика» изучается на базовом уровне за счёт часов компонента образовательного учреждения.
Общая характеристика учебного предмета
Приоритетной целью изучения черчения и графики в основной школе является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Основная задача курса черчения – формирование у обучающихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление обучающихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность обучающихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.
В изучении курса черчения используются следующие методы:
рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом
Цели и задачи курса
Программа ставит целью:
- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
-ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;
-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;
-прививать культуру графического труда.
Содержание тем учебного курса
Техника выполнения чертежей и правила их оформления (4 часа)
Основные теоретические сведения: краткая история графической деятельности человека; значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека; области применения графики и ее виды; основные виды графических изображений: эскиз, чертеж, технический рисунок, техническая иллюстрация, схема, диаграмма, график; виды чертежных инструментов, материалов и принадлежностей; понятие о стандартах; правила оформления чертежей; форматы, масштабы, шрифты, виды линий.
Практические работы: знакомство с Единой системой конструкторской документации (ЕСКД ГОСТ); знакомство с видами графической документации; организация рабочего места чертежника; подготовка чертежных инструментов; оформление графической работы и основной надписи на формате А4; выполнение основных линий чертежа.
Варианты объектов труда: образцы графической документации; ЕСКД; формат А4 для чертежа.
Геометрические построения (2 часа)
Основные теоретические сведения: графические способы решения геометрических задач на плоскости.
Практические работы: построение параллельных и перпендикулярных прямых; деление отрезка и окружности на равные части; построение и деление углов; построение овала; сопряжения.
Варианты объектов труда: изображения различных вариантов геометрических построений.
Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем (10 часов)
Основные теоретические сведения: образование поверхностей простых геометрических тел; чертежи геометрических тел; развертки поверхностей предметов; формообразование; метод проецирования; центральное прямоугольное проецирование; расположение видов на чертеже; дополнительные виды; параллельное проецирование и аксонометрические проекции; аксонометрические проекции плоских и объемных фигур; прямоугольная изометрическая проекция; особенности технического рисунка; эскизы, их назначение и правила выполнения; электрические и кинематические схемы: условные графические обозначения и правила изображения соединений.
Практические работы: анализ геометрической формы предмета; чтение чертежа (эскиза) детали и ее описание; определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже; выбор главного вида и масштаба изображения; выполнение чертежей (эскизов) плоскихи объемных деталей в системах прямоугольной и аксонометрической проекций; нанесение размеров на чертеже (эскизе) с учетом геометрической формы и технологии изготовления детали; выполнение технического рисунка по чертежу; выполнение эскиза детали с натуры; чтение простой электрической и кинематической схемы.
Варианты объектов труда: чертежи и эскизы плоских и объемных фигур, модели и образцы деталей, электрические и кинематические схемы.
Сечения и разрезы (5 часов)
Основные теоретические сведения: наложенные и вынесенные сечения; обозначение материалов в сечениях; простые разрезы, их обозначения; местные разрезы; соединение вида и разреза; разрезы в аксонометрических проекциях.
Практические работы: вычерчивание чертежа детали с необходимыми сечениями и разрезами; выполнение чертежа детали с разрезом в аксонометрической проекции.
Варианты объектов труда: модели и образцы деталей, чертежи деталей с сечениями и разрезами.
Сборочные чертежи (8 часов)
Основные теоретические сведения: основные сведения о сборочных чертежах изделий; понятие об унификации и типовых деталях; способы представления на чертежах различных видов соединений деталей; условные обозначения резьбового соединения; штриховка сечений смежных деталей; спецификация деталей сборочного чертежа; размеры, наносимые на сборочном чертеже; деталировка сборочных чертежей.
Практические работы: чтение сборочного чертежа; выполнение несложного сборочного чертежа (эскиза) типового соединения из нескольких деталей; выполнение деталировки сборочного чертежа изделия.
Варианты объектов труда: сборочные чертежи (эскизы) несложных изделий из 4—5 деталей; чертежи деталей сборочных единиц; модели соединений деталей; изделия из 5—6 деталей.
Прикладная графика (3 часа)
Основные теоретические сведения: графическое представление информации: графики, диаграммы, гистограммы, пиктограммы, условные знаки; товарный знак, логотип; виды композиционного и цветового решения; использование ПЭВМ для выполнения графических работ.
Практические работы: чтение информации, представленной графическими средствами; построение графиков, диаграмм по предложенным данным; разработка эскиза логотипа или товарного знака; использование прикладных пакетов программ для графических работх.
1 Практическая работа выполняется при наличии необходимой учебно-материальной базы. Варианты объектов труда: образцы графической информации; графики, диаграммы, гистограммы, пиктограммы, условные знаки.
Учебно-тематический план
Рабочая программа рассматривают следующее распределение учебного материала:
№ | Содержание | Кол-во часов |
1 | Техника выполнения чертежей и правила их оформления | 4 |
2 | Геометрические построения | 2 |
3 | Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем | 10 |
4 | Сечения и разрезы | 5 |
5 | Сборочные чертежи | 8 |
6 | Архитектурно- строительные чертежи | 2 |
7 | Прикладная графика | 3 |
Итого: | 34 |
РАЗДЕЛ VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
| Тема и цели урока | Основные виды деятельности | Оборудование, ЦОР | Домашнее задание | Дата | |
план | факт | |||||
1 | Введение. Значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека. Из истории развития чертежа. Чертеж как основной графический документ. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. - Познакомить учащихся с новой для них учебной дисциплиной и обобщить полученные ими ранее знания о различных изображениях, расширить кругозор школьников о чертежах и их применении и др. - Воспитывать у учащихся чувство гордости за вклад русских изобретателей в развитие чертежа. | Знакомство с ЕСКД ГОСТ, с видами графической документации. Сравнение графических изображений. Организация рабочего места чертёжника. Подготовка чертёжных инструментов. Проведение вертикальных, наклонных, горизонтальных линий и окружностей при помощи линейки, угольника и циркуля. | Таблицы, примеры ученических чертежей; презентация | «Введение» §1; ответить на вопросы с. 14 | 02.11 | |
2 | Понятие о стандартах. Основные правила выполнения и оформления чертежей. Типы линий. Форматы, рамки, основная надпись чертежа. - Показать обучающимся, что изображения, которыми пользуются на производстве и которые изучаются в школьном курсе черчения, не могут быть выполнены произвольно. На чертежи, как и на другие изображения, установлены специальные правила. Они носят характер государственных законов, нарушать которые нельзя никому. | Вычерчивание линий чертежа с указанием их названий и назначений. Подготовка формата (рамка, граф основной надписи) к графической работе № 1 | Таблицы по теме урока. Бумага различных форматов. Презентация | § 2 п. 2.1, 2.2, 2.3 Вопросы на с.18, 20 | 02.11 | |
3 | Графическая работа № 1 «Линии чертежа». - Отработать на практике навыки работы с чертежными инструментами | Вычерчивание линий чертежа на листе формата А4 | Таблицы по теме урока | Прочитать § 2, п. 2.4. | 09.11 | |
4 | Форматы, масштабы, шрифты. Буквы, цифры и знаки на чертежах. - Дать общие сведения о форматах, масштабах, шрифтах для надписей на чертежах. - Ознакомить с нанесением размеров на чертежах. | Упражнения в написании букв чертёжного шрифта. Заполнение основной надписи в работе № 1 | Презентация Таблицы по теме урока | § 2, п. 2.5, 2.6.Вопросы на с.29. Написать своё имя шрифтом 10 | 09.11 | |
5 | Графические способы решения геометрических задач на плоскости. Деление отрезка, угла и окружности на равные части при построении чертежа. - Научить делить окружности на равные части. - Развивать наблюдательность, умение мыслить логически. - Воспитывать внимательность и аккуратность | Выполнение упражнений на деление отрезка, угла и окружности на равные части | Презентация | § 15, п. 15.1, 15.2 Упр.40 | 16.11 | |
6 | Сопряжения. Графическая работа № 2 «Чертёж плоской детали» - Научить применять ранее изученные способы графических построений. - Развивать навыки работы с циркулем. | Выполнение чертежа «плоской» детали с применением сопряжений | § 15, п. 15.3, 15.4. Вопросы 3,4 на с. 106 | 16.11 | ||
7 | Образование поверхностей простых геометрических тел. Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел. - Дать общее представление о развёртке поверхности тела и её назначении. - Научить построению развёрток простых геометрических тел | Упражнения в построении развёрток поверхностей простых геометрических тел | Презентация Таблицы по теме урока | § 15 | 23.11 | |
8 | Метод проецирования. Общие сведения о способах проецирования. - Познакомить обучающихся с общими правилами проецирования, лежащими в основе построения чертежей, используемых в черчении. - Развивать пространственные представления и пространственное мышление | Выполнение изображения предмета на одной плоскости проекции по модели | Презентация Таблицы, модели плоских предметов | § 3, 4.1. Вопросы на с.35 | 23.11 | |
9 | Прямоугольное проецирование на две и три плоскости проекций. Расположение видов на чертеже. - Познакомить с выполнением изображений предметов на двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях, с расположение видов на чертеже и их названиями. | Выполнение чертежа предмета в двух (трёх) видах. Решение задач по теме урока | Презентация Модели деталей, таблицы с чертежами | § 4, п. 4.2. Выполнить упр. 7 | 30.11 | |
10 | Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Местный вид. Графическая работа № 3 «Чертёж детали». - Учить определению необходимого и достаточного числа видов на чертежах. - Дать понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи). - Закрепить умение выполнять чертёж предмета в 2(3) видах. | Анализ геометрической формы предмета. Выполнение чертежа предмета в необходимом количестве видов с использованием местного вида | Модели деталей, таблицы с чертежами | § 5.2 Вопрос 3 на с.42 | 30.11 | |
11 | Параллельное проецирование и аксонометрические проекции. Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. - Научить строить оси координат для построения аксонометрических проекций, изображать плоскогранные предметы в аксонометрической проекции | Построение аксонометрических проекции предметов плоскогранной формы | Презентация Таблицы по теме урока. Модели объёмных предметов | § 7, 8 Вопросы на с. 52 | 07.12 | |
12 | Проекции вершин, ребер и граней предмета. Графическая работа № 4 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов». - Отработать навыки построения и нахождения граней, ребер и точек предмета | Построение чертежа и аксонометрической проекции предмета | Таблица по теме урока | § 12 Стр. 79 рис 98,99 | 07.12 | |
13 | Технический рисунок. - Дать понятие о техническом рисунке | Выполнение технических рисунков предметов несложной формы | Презентация Таблица по данной теме, модели объёмных предметов | § 9, рис. 71 выполнить технический рисунок | 14.12 | |
14 | Эскизы, их назначение и правила выполнения. Графическая работа № 5 «Эскиз и технический рисунок детали». - Познакомить с правилами выполнения эскизов. - Закрепить умение выполнять технический рисунок детали. | Выполнение эскиза детали (с натуры) в необходимом количестве видов и технический рисунок той же детали | Модели деталей, таблицы | § 18 Вопросы на с 122 | 14.12 | |
15 | Порядок чтения чертежей деталей. Практическая работа № 6 «Устное чтение чертежа». - Научить представлять предмет по плоским изображениям, определять его габаритные размеры | Устное чтение чертежа | Работа с учебником | § 17, упр. 42, рис. 145. | 21.12 | |
16 | Электрические и кинематические схемы: условные графические обозначения и правила изображения соединений. - Дать представление об электрических и кинематических схемах. - Научить читать простейшие электрические и кинематические схемы | Чтение простой электрической и кинематической схемы | Презентация Таблицы по теме урока | 21.12 | ||
17 | Общие понятия о сечениях и разрезах. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений, их обозначение. Графическое обозначение материалов. -Дать понятие о сечении и его целесообразности. Научить определять места сечений. -Познакомить с видами сечений (наложенные, вынесенные, в разрыве детали) -Ознакомить учащихся с типичными конструктивными элементами деталей для выявления формы, которых необходимо применение сечений. | Графические упражнения | Презентация Учебные таблицы: «Сечения», «Сечения и разрезы». Модели деталей | §20-22 | 28.12 | |
18 | Разрезы. Простые разрезы. Отличие разреза от сечения. Расположение, обозначение на чертежах. Местные разрезы. -Дать понятие о разрезах как об изображениях. -Знакомство с классификацией разрезов. -Формирование навыков построения целесообразных разрезов. | Графические упражнения | Презентация Учебные таблицы: «Сечения и разрезы»; «Фронтальный разрез»; «Горизонтальный разрез»; «Профильный разрез». | §23-24 - | 28.12 | |
19 | Соединение вида и разреза. Особенности нанесения размеров. Особые случаи разрезов (тонкие стенки, ребра жесткости). -Учить определять необходимость построения на чертеже соединения половины вида и разреза. -Определять значимость выбора разреза от симметричности детали. -Познакомить с особыми случаями разрезов | Рассказ по таблицам. Работа с учебником, упражнения | Учебная таблица: «Соединение вида и разреза» | §25 (п. 2), §26 рис.195 стр.150 №3 в тетрадь | 11.01 | |
20 | Графическая работа №7 «Чертеж детали с необходимыми сечениями и разрезами». - Закрепление навыков построения целесообразных сечений и разрезов -Выявление знаний по теме: «Соединение вида и разреза». | Графическая работа | Карточки-задания №10 или учебник с.153рис.201 Образцы чертежей | §25, §26 повторить | 11.01 | |
21 | Разрезы на аксонометрических проекциях (вырезы 1/4 части детали) - Знакомство с построением аксонометрических проекций деталей с вырезом. -Закрепление знаний о расположении осей (X,Y,Z). -Совершенствование графических навыков | Выполнение чертежа детали с разрезом в аксонометрической проекции | Учебные таблицы: «Аксонометрические проекции деталей с вырезом» Модели деталей с вырезом (пластмасса) | §26, §27 | 18.01 | |
22 | Сборочные чертежи. Понятия об унификации и типовых деталях. Виды соединения деталей. -Дать основные сведения о сборочных чертежах, о соединениях деталей. - Познакомить со способами представления на чертежах различных видов соединения деталей -Закрепить знания о выполнения чертежей с использованием разрезов. | Выполнение упражнений из учебника, работа с таблицами | Учебные таблицы «Разъемные и неразъемные соединения», «Шпоночные и штифтовые соединения». | §30; §33 | 18.01 | |
23 | Изображение резьбы на стержне и в отверстии -Дать основные понятия о резьбовых соединениях -Научить правилам изображения резьбы на стержне и в отверстии на чертежах -Закрепление знаний, умений и навыков выполнения чертежей с использованием разрезов. | Графические упражнения | Учебные таблицы «Резьбовые соединения» Модели резьбовых соединений | §31-32 -Чертежные принадлежности -формат А4 | 25.01 | |
24 | Графическая работа №8 «Чертеж резьбового соединения» - Закрепление навыков выполнения сборочных чертежей - Совершенствование навыков резьбового соединения - Формирование навыков самостоятельной работы | Чертёж болтового соединения | Карточки-задания №18 (или рис. 217 г) | §30-33 повторить | 25.01 | |
25 | Условности и упрощения на сборочных чертежах. Практическая работа №9 «Чтение сборочных чертежей» - Познакомить учащихся с условностями и упрощениями на сборочных чертежах. - Научить читать сборочные чертежи - Развивать устную речь учащихся. | Чтение сборочных чертежей | Учебные таблицы: «Сборочный чертеж», «Чертежи деталей» | §35-36. Вопросы на стр. 192 | 01.02 | |
26 | Деталирование сборочного чертежа. Порядок выполнения чертежей деталей. Выбор числа изображений. - Познакомить учащихся с понятием «деталирование». - Изучить порядок деталирования. - Закрепить новый материал. - Закрепить знания по теме: «Чтение сборочных чертежей». - Научить выделять стандартные детали, входящие в изделие. | Запись порядка деталирования в тетрадь Выполнение чертежей деталей | Учебные таблицы: «Сборочный чертеж», «Чертежи деталей» | §37 Вопрос 4, с.207 | 01.02 | |
27 | Определение размерных данных при деталировании. Использование пропорционального масштаба. -Научить определять действительные размеры детали входящей в сборочную единицу, при помощи графика углового масштаба. -Закрепление знаний по теме «Деталирование», «Нанесение размеров» -Закрепление знаний, умений и навыков по деталированию сборочного чертежа, в выборе изображения детали. | Построение пропорционального масштаба Определение размеров деталей входящих в изделие | Учебные таблицы прошлых уроков | §37. Повторить | 08.02 | |
28-29 | Графическая работа №10 Деталирование сборочного чертежа -Закрепление знаний по темам «Чтение сборочного чертежа», «Деталирование», «Нанесение размеров на чертежах». -Совершенствование навыков выполнения чертежей деталей по сборочному чертежу изделий. -Воспитывать интерес к предмету, формировать графическую культуру | -выполнение чертежей деталей по чертежам изделий | Карточки-задания №21 | Решение творческих задач с элементами конструирования (с.208-210) | 08.02 15.02 | |
30 | Общие сведения об архитектурно-строительных чертежах, их значение. Отличие от машиностроительных чертежей. -Познакомить с архитектурно-строительными чертежами, с правилами их оформления и выполнения. -Условные изображения на строительных чертежах, обозначение материалов. -Научить понимать (читать) строительные чертежи. | Чтение строительных чертежей | Презентация Учебные таблицы «Строительные чертежи» Строительные чертежи | §38-40. Вопросы на стр. 214 | 15.02 | |
31 | Практическая работа №11 Чтение строительных чертежей. -Закрепление знаний по теме: «Архитектурно-строительные чертежи», «Условные изображения на строительных чертежах». -Развитие творческих способностей, фантазии, пространственного мышления. | Чтение строительных чертежей | Карточки-задания №24 | §38-40 повторить | 22.02 | |
32 | Графическое представление информации: графики, диаграммы, гистограммы, пиктограммы, условные знаки - Обобщить и расширить знания о способах графического представления информации. - Закрепить умение читать информацию, представленную графическими средствами. - Научить строить графики и диаграммы с использованием компьютера | Чтение информации, представленной графическими средствами; построение графиков, диаграмм по предложенным данным | Презентация Таблицы данных, графики, диаграммы, гистограммы, пиктограммы | Найти образцы товарных знаков и логотипов | 22.02 | |
33 | Товарный знак, логотип. - Дать понятие о товарном знаке и логотипе - Познакомить с видами композиционного и цветового решения -Развивать эстетический вкус и творческие способности обучающихся | Разработка эскиза логотипа или товарного знака | Презентация Иллюстрации по теме | 29.02 | ||
34 | Применение компьютерных технологий выполнения графических работ - Обобщить знания о разновидностях графических изображений. - Дать представление о возможностях компьютерной графики | Использование прикладных пакетов программ для графических работ (при условии их установки на школьные компьютеры) | Схема, таблицы | 29.02 |
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы
по разделу «Черчение и графика»
Знать/понимать
- технологические понятия: графическая документации, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация.
Уметь
- выбирать способы графического отображения объекта или процесса;
- выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки;
- составлять учебные технологические карты;
- соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения графических работ с использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий
Описание материально-технического обеспечения
образовательной деятельности
Технические средства: компьютер, мультимедиапроектор, экран.
Перечень учебно-методического обеспечения
для учителя:
- Ботвинников, А.Д. Черчение: Учебник для общеобразовательных учреждений /
А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. - М.: АСТ: Астрель», 2010.
- Василенко Е.А. Методика обучения черчению. Учебное пособие для студентов и учащихся. – М.: Просвещение,1990.
- Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана - Граф, 2004.
- Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.
для обучающихся:
- Ботвинников, А.Д. Черчение: Учебник для общеобразовательных учреждений /
А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. - М.: АСТ: Астрель», 2010.
- В.И Вышнепольский. Рабочая тетрадь к учебнику «Черчение» А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского. – М.: АСТ: Астрель», 2010
- Словарь- справочник по черчению: Книга для учащихся. В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко и др. – М.: Просвещение,1993.
- Карточки-задания по черчению для 8 классов. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Катханова, А. Л. Терещенко. – М.: Просвещение,1990.
Учебные таблицы:
Макарова М.Н. Таблицы по черчению, 8 класс: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1987
Инструменты, принадлежности и материалы для черчения:
1) Наборы деталей и объёмных тел;
2) Тетрадь в клетку формата А4 без полей;
3) Чертежная бумага плотная нелинованная - формат А4
4) Миллиметровая бумага;
5) Калька;
6) Готовальня школьная
(циркуль круговой, циркуль разметочный);
7) Линейка деревянная 30 см.;
8) Чертежные угольники с углами:
а) 90, 45, 45 -градусов;
б) 90, 30, 60 - градусов.
9) Рейсшина;
10) Транспортир;
11) Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;
12) Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);
13) Ластик для карандаша (мягкий);
14) Инструмент для заточки карандаша.
Приложение 1
Проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся
Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.
Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.
Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков обучающихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.
Знания и умения учащихся оцениваются по пятибальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.
Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:
- Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).
- Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).
После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.
Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.
При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;
б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;
б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;
б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала.
При выполнении графических и практических работ
Оценка «5» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;
б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;
в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;
б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.
Оценка «1» ставится, если ученик не подготовлен к работе, совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. Рабочая программа по технологии для девочек и мальчиков 5 класса.
Данная рабочая программа разработана для совместного обучения мальчиков и девочек (гендерный подход) на основе примерной программы общего образования по предмету «Технология», авторской программы по у...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/19/picture-349101-1384876489.jpg)
Рабочая программа по технологии хранения с\х продукции 10 класс
Рабочая программа по технологии хранения с\х продукции 10 класс для обучающихся коррекционных школ VIIIвида....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/06/picture-362190-1386341682.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ для учащихся 5, 6, 7 классов
Рабочая программа составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/19/picture-123347-1592585270.jpg)
рабочая программа по профильному труду (швейное дело) в 5 классе (ФГОС)
Рабочая программа по профильному труду (швейное дело) предназначена для обучающихся 5 класса с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) и разработана на основе следующих д...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/08/picture-1542208-1731057885.jpg)
Рабочая программа по технологии (труд) 5-9 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Труд (технология)»...