Рабочие программы по технологии вариант для мальчиков 8-9 классы.
рабочая программа по технологии (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
8 класс
Рабочая программа разработана на основе примерной программы для
общеобразовательных школ «Технология. Трудовое обучение 5-11 классы» (научные
руководители Ю.Л. Хотунцев и В.Д. Симоненко, Москва издательство «Просвещение» 2008 г.,
рекомендованная Минобрнауки РФ в полном соответствии с федеральным компонентом
государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне.
При разработке рабочей программы учтены следующие нормативные документы:
Закон РФ «Об образовании» от 01.12.2007 № 309-ФЗ;
Федеральный базисный учебный план, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312, в редакции
приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 года
№ 241, от 30 августа 2010 года № 889, от 3 июня 2011 года № 1994;
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004
года № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования", в редакции
приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2008 года, №
164, от 31 августа 2009 года, № 320, от 19 октября 2009 года, № 427 (для 2-11 классов);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством
образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях.
Использование электроэнергии для освещения, работы бытовых и нагревательных приборов и транспорта, в промышленности, сельском хозяйстве, системах связи, для обработки информации, в медицине и т.д. стало неотъемлемой частью жизни современного общества. Поэтому каждый человек должен быть знаком с основными принципами производства, передачи и потребления электрической энергии, а также и связанными с этим экологическими проблемами. Разделами «Электронные технологии» является составной частью образовательной области «Технология» и включает блоки: электротехника, радиоэлектроника, автоматика, цифровая электроника.
Обучение может проводиться на базе многофункциональных комплектов, выпускаемых НИИ радиоприборостроения и содержащих набор электротехнических изделий и радиодеталей. Эти комплекты выгодно отличаются от различного рода конструкторов надежностью контактов, безопасностью при выполнении работы и возможностью неограниченного усовершенствования комплекта. Для проведения занятий комплект должен быть дополнен соединительным проводами и электродвигателем из конструктора по трудовому обучению «Электричество-1». Кроме того, желательно доработать комплект и ввести в него звуковоспроизводящее устройство сегнетоэлектрическое или электромагнитного типа, а также аналоговые и цифровые микросхемы (операционный усилитель, базовые логические элементы). Учитывая, что выпускаемые комплекты такого оборудования не содержат, в программе приводиться несколько вариантов практических работ, что позволяет с существующим оборудованием реализовать программу обучения. Следует также отметить, что блок «Электротехника» может быть реализован при использовании имеющегося в школах оборудования: учебного выпрямителя ВУ-42/4,5, авто метра АВО-63, электроконструктора «Электричество-1».
В основу отбора материала по электротехнике положен принцип целесообразности, т.е. включен тот материал, который позволяет создать создать у учащихся общее представление об электротехники, обеспечивает им сознательное использование учебного оборудования (двигатели различного назначения, пусковая и защитная аппаратура), создает базу для дальнейшего усвоения технических дисциплин и знакомит с основными видами бытового электрооборудования (осветительными и электронагревательными приборами).
При изучении основ «Радиоэлектроники» учащихся должны познакомиться с элементной базовой радиоэлектроники, изучить биполярный транзистор, усилители и генераторы на его основе, усвоить понятие модуляции и принципы действия систем связи.
Блок «Автоматика и цифровая электроника» знакомит учащихся с элементной базой аналоговой и цифровой техники, дает представление о простейших автоматах и формирует понятие о высоких технологиях.
Изучение всех перечисленных выше блоков сопровождается выполнением практических работ, на которые отводится не менее 50 % времени.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.
Учащиеся должны знать:
Принципы производства, передачи и использование электрической энергии;
элементную базу электротехники;
устройство бытовых электроосветительных и электронагревательных приборов;
принципы передачи информации с помощью электромагнитных волн;
элементную базу радиоэлектроники;
принцип действия простейших аналоговых и цифровых автоматов;
элементную базу автоматики и цифровой электроники, профессии, связанные с электронными технологиями.
Учащиеся должны иметь:
собирать простейшие электрические цепи;
производить ремонт соединительных элементов бытовых электроприборов;
производить измерения тока, напряжения, сопротивления, читать простейшие электрические схемы на транзисторах; регулировать простейшие электронные устройства.
Тематический план
8 класс
№ занятий | Тема | Количество учебных часов |
1 2 3 4 5 6 7 8 | Электротехника (8 кл.) Элементная база электротехники Электроизмерительные приборы Электрические цепи Электромагнитные реле Двигатели постоянного тока Переменный электрический ток Выпрямители Бытовые электроприборы | 20 2 4 4 2 2 2 2 2 |
1 2 3 4 5 6 | Автоматика и цифровая электроника (8 кл.) Элементная база автоматики Простейшие аналоговые автоматы Элементная база цифровой электроники Простейшие цифровые автоматы Понятие о высоких технологиях Итоговый урок ИТОГО: 35 часов | 14 4 4 2 2 2 1 |
Календарно-тематическое планирование
8 класс
Кол-во часов | № урока | Тема урока | Дата | План | Факт |
1 | 1 | Введение. Инструктаж по ТБ в кабинете технического труда | 5.09.2013 | ||
Электротехника – 34 часов | |||||
1 | 2 | Элементная база электротехники Области применения электрической энергии | 12.09.2013 | ||
1 | 3 | Правила безопасной работы с электрооборудованием | 19.09.2013 | ||
1 | 4 | Источники тока, потребители энергии, аппараты управления и защиты (кнопка, выключатель, предохранитель). | 26.09.2013 | ||
1 | 5 | Условные обозначения элементов | 3.10.2013 | ||
1 | 6 | Практическая работа. Составление электрических схем подключения потребителей энергии к источникам тока. | 10.10.2013 | ||
1 | 7 | Электроизмерительные приборы. Амперметры и вольтметры постоянного тока. Измерение тока, напряжения. Омметры. Измерение сопротивления. | 17.10.2013 | ||
1 | 8 | Практические работы. Измерение напряжения источника питания. | 24.10.2013 | ||
1 | 9 | Определение цены деления шкалы вольтметра. | 7.11.2013 | ||
1 | 10 | Класс точности прибора. Оценка погрешности измерения. Измерение сопротивлений. Подготовка прибора к работе. Выбор предела измерения. | 14.11.2013 | ||
1 | 11 | Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение потребителей энергии. Неразветвленные и разветвленные электрические цепи. | 21.11.2013 | ||
1 | 12 | Закон Ома. Расчет простейших электрической цепи. | 28.11.2013 | ||
1 | 13 | Практические работы. Подключение потребителей энергии к источнику питания. | 5.12.2013 | ||
1 | 14 | Сборка электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов. | 12.12.2013 | ||
1 | 15 | Электромагнитное реле. Назначение, принцип действия, конструкция электромагнитных реле. Условное обозначение. | 19.12.2013 | ||
1 | 16 | Использование электромагнитных реле в пусковой и защитной аппаратуре. | 26.12.2013 | ||
1 | 17 | Практическая работа. Сборка схемы с использованием электромагнитного реле. | 16.01.2014 | ||
1 | 18 | Двигатели постоянного тока. Назначение, принцип действия и конструкция двигателей постоянного тока с электромагнитным возбуждением и возбуждением от постоянных магнитов. | 23.01.2014 | ||
1 | 19 | Использование двигателей постоянного тока на транспорте. | 30.01.2014 | ||
1 | 20 | Понятие о двигателях переменного тока | 6.02.2014 | ||
1 | 21 | Практическая работа. Сборка схемы управления двигателем постоянного тока. | 13.02.2014 | ||
1 | 22 | Переменный электрический ток. Амплитуда, частота, период переменного электрического тока. Источники тока. Линии электропередачи. Трансформатор. | 20.02.2014 | ||
1 | 23 | Устройство трансформатора и его назначение. | 27.02.2014 | ||
1 | 24 | Экологические проблемы производства электроэнергии. Понятие о трехфазном токе. | 6.03.2014 | ||
1 | 25 | Практическая работа. Проектирование электропроводки в школьном кабинете трудового обучения. | 13.03.2014 | ||
1 | 26 | Выпрямители. Назначение и принцип работы выпрямителя. Вольт-амперная характеристика полупроводникового диода. | 20.03.2014 | ||
1 | 27 | Обозначение на электрических схемах | 3.04.2014 | ||
1 | 28 | Одно - и двухполупериодные выпрямители. | 10.04.2014 | ||
1 | 29 | Практическая работа. Сборка схемы простейшего однополупериодного выпрямителя с резисторной нагрузкой. | 17.04.2014 | ||
1 | 30 | Бытовые электроприборы. Конструкция и принцип действия бытовых нагревательных приборов. | 24.04.2014 | ||
1 | 31 | Нагревательные элементы. | 2.05.2014 | ||
1 | 32 | Конструкция лампы накаливания. Пути экономии электроэнергии | 8.05.2014 | ||
1 | 33 | Практическая работа. Ремонт соединительных элементов бытовых электроприборов. | 15.05.2014 | ||
1 | 34 | Контрольная работа по теме «Электротехника» | 22.05.2014 | ||
1 | 35 | Итоговый урок | 29.05.2014 | ||
ИТОГО: 35 часов |
Пояснительная записка
9 класс
По этому варианту работают учащиеся IX класса, которые углубленно изучают раздел «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов». По сравнению с вариантом 1 здесь существенно уменьшенно количество учебных часов, что заставило опустить многие вопросы. При этом сохранены все блоки: электротехника, радиоэлектроника, автоматика и цифровая электроника.
В программе электротехники сохранены сведения о производстве, передачи и потреблении электрической энергии. Не смотря на то что курс электротехники IX класса в большей степени обеспечен общеобразовательной подготовкой учащихся, полностью отказаться от опережающих (по отношению к курсу физики) сведений невозможно.
Опускаются в этом варианте темы, не имеющие прямого отношения к разделу «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов» и не являющиеся опорой для изучения последующих разделов: «Электроизмерительные приборы», «Электрические цепи», «Электромагнитное реле», «Выпрямители». Ознакомление с темами «Электроизмерительные приборы», «Электрические цепи» и «Электромагнитные реле» остается на уровне курса физики VIII класса. Соответственно с изменением содержания программы блока «Электротехника» внесены изменения и в практические работы.
Уменьшено количество часов и на блок. «Радиоэлектроника».
Тем не менее в программе этого блока отражены вопросы использования радиоэлектроники и ее элементной базы, модуляции и структуры систем связи, а также использования генераторов несинусоидальных колебаний (мультивибраторов) в быту.
Блок «Автоматика и цифровая электроника» оставлен без изменения.
Учащиеся должны знать:
Принципы производства, передачи и использование электрической энергии; элементную базу электротехники; устройство бытовых электроосветительных и электронагревательных приборов; принципы передачи информации с помощью электромагнитных волн; элементную базу радиоэлектроники; принцип действия простейших аналоговых и цифровых автоматов; элементную базу автоматики и цифровой электроники.
Учащиеся должны уметь:
Читать принципиальные электрические схемы простейших электротехнических и электронных устройств;
Собирать схемы простейших электронных устройств.
Тематический план
9 класс
№ занятий | Тема | Количество учебных часов |
1 2 3 4 | Электротехника (9 кл.) Элементная база электротехники Переменный электрический ток Бытовые электроприборы Контрольная работа | 8 4 2 2 1 |
1 2 3 4 | Радиоэлектроника (9 кл.) Элементная база радиоэлектроники Мультивибратор Телеграфная, телефонная, радио- и оптическая связь Контрольная работа | 10 4 4 2 1 |
1 2 3 4 5 6 | Автоматика и цифровая электроника (9 кл.) Элементная база автоматики Простейшие аналоговые автоматы Элементная база цифровой электроники Простейшие цифровые автоматы Понятие о высоких технологиях Контрольная работа ИТОГО: 35 часов | 14 2 4 4 2 2 1 |
Календарно-тематическое планирование
9 класс
Кол-во часов | № урока | Тема урока | Дата | План | Факт |
1 | 1 | Введение. Инструктаж по ТБ в кабинете технического труда | 5.09.2013 | ||
Электротехника – 8 часов | |||||
1 | 2 | Элементная база электротехники. Области применения электрической энергии. Правила безопасной работы с электрооборудованием. Источники тока, потребители энергии, соединительные провода, аппараты управления и защиты (кнопка, выключатель, предохранитель). | 12.09.2013 | ||
1 | 3 | Условные обозначения элементов | 19.09.2013 | ||
1 | 4 | Практическая работа. Составление электрических схем подключения потребителей энергии к источникам тока. | 26.09.2013 | ||
1 | 5 | Сборка схем подключения потребителей энергии к источникам тока | 3.10.2013 | ||
1 | 6 | Переменный электрический ток. Амплитуда, частота, период переменного электрического тока. Линии электропередачи. Трансформатор. Устройство трансформатора. Экологические проблемы производства электроэнергии. Понятие о трехфазном токе. | 10.10.2013 | ||
1 | Практическая работа. Проектирование электропроводки в школьном кабинете трудового обучения. | 17.10.2013 | |||
1 | 7 | Бытовые электроприборы. Конструкция и принцип действия бытовых и нагревательных приборов. Нагревательные элементы. Конструкция лампы накаливания. Пути экономии электроэнергии. | 24.10.2013 | ||
1 | 8 | Практическая работа. Ремонт соединительных элементов бытовых электроприборов. | 7.11.2013 | ||
Радиоэлектроника- 10 часов | |||||
1 | 9 | Элементная база радиоэлектроники. Резисторы, конденсаторы, катушки индуктивности, полупроводниковые диоды, транзисторы, интегральные микросхемы. | 14.11.2013 | ||
1 | 10 | Условные обозначения элементов. | 21.11.2013 | ||
1 | 11 | Режим работы биполярного транзистора, включенного по схеме с общим эмиттером. | 28.11.2013 | ||
1 | 12 | Практическая работа. Сборка схемы и установка режима работы биполярного транзистора. | 5.12.2013 | ||
1 | 13 | Мультивибратор Функциональная и принципиальная схемы мультивибраторов на биполярных транзисторах. | 12.12.2013 | ||
1 | 14 | Использование мультивибраторов в имитаторах звука и устройствах охранной сигнализации. | 19.12.2013 | ||
1 | 15 | Практические работы. Сборка и регулировка имитатора звука на мультивибраторе. | 26.12.2013 | ||
1 | 16 | Сборка и регулировка простейшего устройства охранной сигнализации на основе мультивибратора. | 16.01.2014 | ||
1 | 17 | Телеграфная, телефонная, радио- и оптическая связь. Особенности использование различных видов связи при передачи информации. Экологические проблемы. Защита от излучений. | 23.01.2014 | ||
1 | 18 | Практическая работа. Сборка и исследование простейшего устройства связи. | 30.01.2014 | ||
Автоматика и цифровая электроника – 14 часов | |||||
1 | 19 | Элементная база автоматики. Датчики, усилители постоянного тока, исполнительные устройства. Назначение элементов, их характеристики. Условные обозначения. | 6.02.2014 | ||
1 | 20 | Практическая работа. Исследование термо- и фотодатчиков с помощью омметра. | 13.02.2014 | ||
1 | 21 | Простейшие аналоговые автоматы. Автоматы в быту и на производстве. Структурная схема и принцип действия простейшего автомата разомкнутого типа. | 20.02.2014 | ||
1 | 22 | Практические работы. Сборка и исследование схемы автомата включения ночного освещения на биполярном транзисторе. | 27.02.2014 | ||
1 | 23 | Сборка и исследование схемы охранной сигнализации на операционном усилителе с использованием фотодиода. | 6.03.2014 | ||
1 | 24 | Сборка и исследование схемы охранной сигнализации на биполярном транзисторе с использованием фотодиода. | 13.03.2014 | ||
1 | 25 | Элементная база цифровой электроники. Понятие о двоичных кодах. Базовые логические элементы цифровой электроники не, или, и. | 20.03.2014 | ||
1 | 26 | Таблицы истинности базовых логических элементов. Реализация логических элементов на транзисторах и интегральных микросхемах. Условия обозначения | 3.04.2014 | ||
1 | 27 | Практические работы. Сборка схемы и исследование таблиц истинности элементов не, или, и с использованием электрических из комплекта и электроконструктора. | 10.04.2014 | ||
1 | 28 | Сборка схемы и исследование таблиц истинности элемента или-не на биполярном транзисторе и светодиоде. Исследование таблицы истинности элементов не, или, и, или-не, и-не на интегральных схемах. | 17.04.2014 | ||
1 | 29 | Простейшие цифровые автоматы. Классификация и назначение цифровых автоматов. Комбинационные логические схемы и автоматы с памятью. Описание логики работы цифрового автомата. | 24.04.2014 | ||
1 | 30 | Практическая работа. Сборка и исследование работы кодового замка с использованием электрических кнопок. | 3.05.2014 | ||
1 | 31 | Сборка и исследование работы асинхронного RS – триггера на логических элементах ИЛИ-НЕ, на транзисторах(интегральных микросхемах). | 8.05.2014 | ||
1 | 32 | Понятие о высоких технологиях Использование ЭВМ для управления технологическими процессами. Понятие о высоких технологиях как технологиях с использованием ЭВМ. Цифровые методы обработки информации. | 15.05.2014 | ||
1 | 33 | Практическая работа. Разработка структурной схемы управления технологическим оборудованием (роботом, станком, швейной машиной, моделями технических устройств). | 22.05.2014 | ||
1 | 34 | Контрольная работа по теме «Радиоэлектроника», и «Автоматика, и цифровая электроника» | 24.05.2014 | ||
1 | 35 | Итоговый урок | |||
ИТОГО: 35 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Технологии. Обслуживающий труд для 6-х классов
Основным предназначение образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовых и технологической культуры школьников, системы технологических знаний и умений ...
Рабочая программа по технологии (обслуживающий труд) в 5-8 классах
Данная программа разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд», составленной на основе федерального компонента государс...
Рабочая программа по технологии (вариант для девочек) с 5 по 8 класс по В.Д. Симоненко
Данная программа включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование, развёрнутое тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, литературу....
Олимпиадные задания по предмету технология (вариант для мальчиков) 5 - 7 классы
Олимпиадные задания по предмету технология (вариант для мальчиков) 5 - 7 классыВсе задания соответсвуют учебной программе, поэтому можно использовать в своей работе....
Рабочие программы по технологии вариант для мальчиков 5-7 классы
2013-2014 год....
рабочая программа по технологии - сельская школа (мальчики) 5 класс
Рабочая программа разработана учителем Костенко В.А. - педагогический стаж 21 год, высшая категория. Программа адаптирована для сельской школы с пришкольным участком....
Рабочая программа по технологии. Технический труд (мальчики)
Рабочая программа по технологии для 5-8 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта ООО, Основной программы основного общего образования МБОУ &laqu...