План-конспект урока
план-конспект урока по технологии (10, 11 класс) на тему

План-конспект урока по программе «Технология»  для 10-11 классов, под редакцией В.Д. Симоненко, Москва, Издательский центр «Вентана- Граф», 2013.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока.

По программе «Технология»  для 10-11 классов, под редакцией В.Д. Симоненко, Москва, Издательский центр «Вентана- Граф», 2013.

   

Учитель технологии, МХК и ИЗО МБОУ «Школа №32»

  Лепёхина Татьяна Валентиновна.

                                                                                                     

    Тема программы: «Как ускорить процесс решения творческих задач».

    Тема урока: «Метод мозговой атаки».

 Цель урока: получение опыта в быстрого генерирования большего числа идей с применением метода мозговой атаки.

Задачи урока:

  • образовательная – расширить представления учащихся о методах творческого решения изобретательских задач;
  • воспитательная – воспитать потребность к проявлению инициативы и умение работать в коллективе;
  • развивающая – развить навыки решения творческих изобретательских задач.

    Методы проведения занятия:

  • опрос для закрепления пройденной темы;
  • задачи на развитие творческого мышления;
  • беседа с закреплением материала в ходе урока;
  • решение проблемных ситуации с помощью метода «мозговой атаки».

    Объект труда: 

  • решение логическо-конструкторских задач  методом «мозговой атаки».

Материально-техническое оснащение

  • презентация «Метод мозговой атаки».
  • карточки – заданий  для групповой работы.

Литература для учителя

  •     Злотин Э., Петров В. Введение в Теорию решения изобретательских задач. Учебное пособие. Тель-Авив, 1992, Воротников В.О. «Занимательное черчение».

Литература для внеклассного чтения учащихся

  •     Социальная компетентность: учебное пособие для 10-11 классов средней школы/под ред. В. Н. Журкова, С. А. Маничева.  – М.: АСТ; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008, И. А. Ройтмана «Элементы технологии и конструирования в машиностроительном черчении», В. А. Гервера «Творчество на уроках черчения», Н. О. Севастопольского «Задания по проецированию», Ю. Н. Бахнова «Внеклассная работа по техническому черчению», В. Рассохина и Н. Целинского «Занимательные задачи по проекционному черчению», С. В. Титова «Занимательные задачи по черчению». 

Ход урока

  1. Организационная часть – 1 мин.

   

  1. Проверка готовности к уроку.
  2. Целевая установка.

  1. Повторение пройденного материала – 5 мин.
  1. Решите задачу. Выполняет 1 группа.  Запишите как можно больше принципиально различных предметов, которые могут быть:
  • красными;
  • круглыми.
  1. Фронтальный опрос:
  1. Дайте определение творческому мышлению?

Предполагаемый ответ: Творческое мышление (приводящее к новому, неизвестному результату).

  1. Дайте определение репродуктивному мышлению?

Предполагаемый ответ: репродуктивное  (действующего в рамках известных правил).

  1. Что такое интуиция?

Предполагаемый ответ: это знание, возникновение без осознания путей и способов их получения (неосознанно накопленный опыт и способность к целостному видению проблемы).

  1. Какие методы решения изобретательских задач вы знаете? 

Предполагаемый ответ: прямая МА, обратная МА, метод ассоциации.

  1. Изложение нового материала – 5 мин.

    Один из таких методов мы рассмотрим сегодня на уроке.

     Это метод «Мозговой атаки» (слайд №1)

    Сейчас мы с вами рассмотрим суть и правила организации МА, кроме этого, научимся решать задачи, применяя данный метод.

    Хочу начать урок словами писателя Г. Кружкова который высказал свое мнение о методе «мозговой атаки»: «Если у ученых дело окончательно зашло в тупик, собирают компанию умных людей и начинают… играть в «чепуху», т.е. начинают вслух выдвигать разные идеи, какие кому в голову взбредут, - даже самые фантастичные. Например,  нужно построить  небывалых размеров купол над стадионом. Один  говорит: «Насыпать гору, покрыть ее асфальтом, а потом гору выскрести из-под асфальта». Второй: «Поймать миллион пауков и заставить сплести купол из паутины». Четвертый: «Натянуть огромное полотнище, а потом намочить и заморозить» и т.д. А магнитофон крутится и заносит всю эту чепуху на пленку. Потом ученые эту пленку внимательно прослушивают. Среди вороха бредовых идей очень часто оказывается именно та неожиданная, но верная идея, которую раньше никак не могли найти» (слайд №2).

    В данном высказывании отражена вся суть «мозговой атаки». Опираясь на данное высказывание, составьте план нашего урока.

План: (предполагаемый ответ)  (слайд №3)

  • Понятие «мозговая атака».  
  • Цель «мозговой атаки».
  • Фазы «мозговой атаки».
  • Правила проведения «мозговой атаки».

Опираясь на предложенный план, рассмотрим суть «мозговой атаки» более подробно.

  • И так что же такое МА? Чтобы ответить на этот вопрос вы можете воспользоваться высказыванием Г. Кружкова .

    Предполагаемый ответ: «Мозговая атака» - это метод коллективного творческого поиска решения проблемы  (слайд №4). 

  • А как вы думаете, какие игры основаны на методе МА?

Предполагаемый ответ: «Что, где, когда?», «Брейн-ринг».

Метод «мозговой атаки» был изобретен американским исследователем А. Ф. Осборнов в 1936 году. Автором было замечено, что люди,  вовлеченные в «мозговой штурм», обладают большим творческим потенциалом, который раскрывается в момент большого увлечения и отсутствия страха оценки.

Опираясь на высказывания Кружкова Г. , попробуйте определить цель МА.

  • Как вы думаете, что будет являться целью мозговой атаки?

Предполагаемый ответ:  Целью метода является изобретение как можно большего количества разнообразных идей в группе  и найти одно верное. (слайд №5)

    Планируя МА необходимо знать, что она состоит из трех фаз.

  • А как вы думаете, что это за фазы?

Предполагаемый ответ:

  • генерация идей;
  • В течение фазы генерирования (первая фаза) лидер просматривает правила мозговой атаки с членами команды.
  • Лидер знакомит с объектом для мозговой атаки, уточняет его.
  • Выбирается протоколист для того, чтобы записать идею.
  • Когда начинается фаза генерирования, то каждый член команды включается в нее, продолжает активную деятельность, пока не закончатся все идеи.
  • уточнение;
  • В течение фазы уточнения (вторая фаза мозговой атаки) команда просматривает лист, чтобы убедиться, что каждый член команды понимает все пункты, занесенные в лист, а также предотвратить повторения.
    оценка.
  • Наконец, в течение фазы оценивания (третья фаза) команда вновь просматривает лист, чтобы вычеркнуть все неуместные предложения или идеи, которые не могут быть реализованы.

 (слайд №6) Эти фазы должны переходить одна в другую, поочередно. Ударение делается на количестве, а не на качестве идей. Мозговая атака - это отличный прием для того, чтобы использовать творческое мышление команды.

    Только после этого можно приступать к Мозговой Атаки.

    Для того чтобы МА принесла результат,  ее проведение строится на определенных правилах.

    Познакомимся с этими правилами (слайд №7).

 Правила проведения «мозговой атаки»:

  1. Четко укажите задачу мозговой атаки.
  2. Выдвигайте идеи поочередно, всей группой.
  3. Представляйте одну идею.
  4. Не критикуйте и не обсуждайте никакие идеи.
  5. Если необходимо, то передайте очередь выдвижения идеи соседу.
  6. Стройте свои идеи на мыслях других.
  7. Записывайте идеи.
  8. Разделите во времени процесса МА на два этапа:

-   порождения идей;

-  анализ предложенных идей.

  1. Чем больше идей, тем больше вероятность нахождения правильного решения.
  2. Реалистичность на этапе анализа идей.

    И в завершении хотела бы дать несколько рекомендаций, которые помогут вам организовать МА (слайд №8).

Инструкции:

  • Выбрать лидера группы (следит за соблюдением правил МА).
  • Выбрать секретаря (фиксирует идеи).
  • Повторить правила МШ.
  • За отведенное время высказать как можно больше идей по решению проблемы.
  • Зачитать все идеи громко.
  • Выбрать три идеи, которые могут быть реализованы для решения поставленной задачи.
  • Объяснить свой выбор.

    Для того чтобы понять принцип МА. Давайте вместе с вами решим задачу,  используя данный метод. Выполняя практическую работу, составьте вопросы по данной теме. 

  1. Практическая работа – 26 мин.

      На задание отводится 10 мин. (из них 5 мин.- на обсуждение и 1 минута на объяснение выбранных идей).

 Задание: Соблюдая правила «мозговой атаки», придумайте  пробку, которая могла бы без зазора  пройти через любое из трех изображенных отверстий.

Задания для 3 групп.

http://3.bp.blogspot.com/-S39FbdkPF-0/TttSQzsNoeI/AAAAAAAAA4M/XxPxfYKk3x4/s1600/8-16.jpghttp://3.bp.blogspot.com/-mRgoOxvMc6Q/TttRs-EjziI/AAAAAAAAA3s/RIFoY-JICz4/s1600/4-12.jpg

http://3.bp.blogspot.com/-N4dgxPRsstU/TttSwlv5XkI/AAAAAAAAA4s/H1oZbfftN8s/s640/12-20.jpg

  1. Представление алгоритма решения задач  – 5 мин.

http://4.bp.blogspot.com/-wTNhevtspWo/TttR0xlAXDI/AAAAAAAAA30/TDpubwmHfu0/s1600/5-13.jpghttp://1.bp.blogspot.com/-s3GXwd5lvcY/TttSXijnnbI/AAAAAAAAA4U/Q4rOkQPl6AQ/s1600/9-17.jpg

 C:\Users\User\Desktop\2016-04-03_130024.png

  1. Итог урока. Вопросы для закрепления – 1 мин.
  1. В чем суть МА?
  2. Какова цель метода МА?
  3. Как следование правил проведения МА помогло решить задачи на конструирование?
  4. Для решения, какого рода задач можно использовать МА?
  1. Оценивание- 1 мин.
  2. Домашнее задание – 1 мин.

  Решить задачу:

 Начертить 3 вида и изометрическую проекцию сконструированной пробки.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...