САМОАНАЛИЗ И АНАЛИЗ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ
методическая разработка по технологии на тему

Иванова  Наталья Анатольевна

Урок - это специфическая форма организации целостного педагогического процесса, при котором педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

Современный урок - совершенно новый, актуальный [от лат. actualis – деятельный] –  важный, существенный для настоящего времени, не теряющий связи с прошлым, действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности,  закладывает основу для будущего

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ТЕХНОЛОГИИ

Слайд 2

Урок - это специфическая форма организации целостного педагогического процесса, при котором педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников

Слайд 3

Современный урок - это совершенно новый актуальный [от лат. actualis – деятельный] – важный, существенный для настоящего времени, не теряющий связи с прошлым, действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности закладывает основу для будущего

Слайд 4

Критерии современного урока (по А.В.Хуторскому ) урок самореализации ученика урок открытия нового урок создания образовательной продукции урок развития компетентностей урок коммуникаций метапредметный урок урок социального опыта

Слайд 5

Дидактическое обоснование урока Цель урока Задачи Методы обучения Средства обучения Тип урока

Слайд 6

Главные требования к уроку технологии: Четкость и ясность основных учебно-воспитательных целей, которые должны быть достигнуты в результате проведения занятия. Правильный подбор учебного материала для урока в целом и каждой его части. Материал подбирается исходя из целей и темы урока, а также уровня предшествующей подготовки учащихся . Для организации на уроке практической работы очень важен подбор объектов труда, т.е. изделий, которые изготавливают ученики. Выбор наиболее целесообразных методов обучения для каждого урока. При этом учитывается специфика учебного материала, уровень подготовки учащихся, материальное оснащение, опыт самого учителя. Организационная четкость урока: своевременное начало и окончание, распределение времени на каждый этап и т.д. Достижение целей урока. Усвоение учебного материала всеми учащимися. Выполнение развивающей и воспитательной функции урока.

Слайд 7

Проектирование современного урока технологии

Слайд 8

Этапы проектирования Работа с документами: ООП, учебная программа по предмету, МТО, САНПин Целеполагание Методика Содержание Тип урока Дидактическое обеспечение Структура Сценарий урока Дидактика урока

Слайд 9

Комплексное планирование задач по трем группам: 1. Педагогические цели ( цели развития ребенка): обучения , воспитания , развития , социализации личности (главные цели) 2. Цели развития образовательного процесса : диагностические , познавательные , исследовательские (для повышения качества этого процесса) 3. Цели саморазвития учителя : профессионального, личностного

Слайд 10

Содержание урока Обязательное выделение в содержании учебного материала объекта прочного усвоения , т.е. главного, существенного, и отработка на уроке именно этого материала. Продумывание и формулирование ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке . Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний и о мире. Обеспечение практической направленности учебного процесса , создание реальных возможностей применения учащимися знаний, умений и навыков.

Слайд 11

Типы уроков технологии Комплексный Теоретический Практический (практикум) Лабораторная работа Решение технических, технологических задач Контрольная работа

Слайд 12

Дидактическое обеспечение: учебник (учебное пособие); рабочая тетрадь; сборник заданий; дополнительная литература (словари, справочники); плакаты; таблицы ; – учебно-техническая документация (УТД): Технологические карты (ТК); Инструкционные карты (ИК); Инструкционно-технологические карты (ИТК); – образцы объктов труда; – образцы поузловой обработки изделий; – материалы для контроля знаний учащихся: Карточки-задания, Тесты, Кроссворды.

Слайд 13

Структура технологической карты урока 1. Информационный блок 2. Дидактическое обоснование 3. Сценарий урока

Слайд 14

Тема Количество уроков в теме Цель темы Содержание изучаемой темы Планируемый результат Организация пространства Технология изучения темы 1 этап. Мотивация к деятельности 2 этап. Учебно-познавательная деятельность 3 этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность Технологическая карта 4 этап. Рефлексия деятельности. Контроль и оценка результатов

Слайд 16

Технологическая карта урока Раздел Тема Цель Задачи Основное содержание темы Термины понятия Планируемые результаты Личностные Метапредметные Предметные Организация образовательного пространства Межпредметные связи Ресурсы (дидактические материалы, МТО) Формы организации познавательной деятельности Методы обучения Тип урока Предмет «Технология» Класс _______ Технологическая карта занятия учителя _______________________________________________________ (ФИО, название образовательного учреждения)

Слайд 17

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ 1 этап Самоопределение к деятельности (организационная часть; актуализация знаний/проверка; определение темы, цели и задач урока) Цели деятельности Ситуативные задания Планируемый результат 2 этап Учебно-познавательная деятельность (изучение учебного материала, его закрепление) Цели деятельности Учебные задания На знание (З), понимание (П), умение (У) Планируемый результат Блок А (название) Блок Б (название) 3 этап Интеллектуально-преобразовательная деятельность (вводный инструктаж, самостоятельная практическая деятельность) Цели деятельности Варианты заданий Планируемый результат 4 этап Рефлексивная деятельность (заключительный инструктаж, итоги урока, анализ урока учителем) Цели деятельности Самоанализ и самооценка ученика Планируемый результат Цели деятельности Самоанализ и самооценка учителя Планируемый результат

Слайд 18

Анализ урока Опорная таблица к анализу урока ( Конаржевский Ю.А.) Методика системного анализа и оценки эффективности учебных занятий (разработана В.П. Симоновым)



Предварительный просмотр:

Опорная таблица к анализу урока (Конаржевский Ю.А.)

  1. Организационный этап
  1. Дидактическая   задача этапа

- подготовить учащихся к работе на уроке.

  1. Содержание этапа:

взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид); организация внимания.

  1. Условия достижения положительных результатов:

кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.

  1. Показатели выполнения дидактической задачи этапа:

требовательность, сдержанность, собранность учителя; последовательность в предъявлении требований.

  1. Этап проверки домашнего задания
  1. Дидактическая   задача этапа

установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения, навыки.

  1. Содержание этапа

выяснение степени усвоения заданного на дом материала; определение типичных недостатков в знаниях и их причин; ликвидация обнаруженных недочетов.

  1. Условия достижения положительных результатов

оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства учащихся класса.

  1. Показатели выполнения дидактической задачи этапа:

возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 мин) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия, ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знаний изученного учащимися дома. 

  1. Этап всесторонней проверки знаний
  1. Дидактическая   задача

 этапа

- глубоко и всесторонне проверить знания учащихся, выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования.

  1. Содержание этапа:

проверка различными методами объема и качества усвоения материала; проверка характера мышления учеников; проверка степени сформированности  общеучебных навыков и умений; комментирование ответов учащихся; их оценка; самооценка уч-ся своей работы.

  1. Условия достижения положительных результатов:

использование самых различных методов проверки знаний; постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины, осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой на данном этапе.

  1. Показатели выполнения дидактической задачи этапа

проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике;

 рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях, умениях и навыках и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.

  1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
  1. Дидактическая   задача этапа

организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

  1. Содержание этапа:

сообщение темы, цели и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы.

  1. Условия  достижения положительных результатов

предварительная формулировка учителем цели, оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане; умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока; какими знаниями, умениями и навыками овладеть; вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках.

  1. Показатели выполнения дидактической задачи этапа:

активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока).

  1. Этап усвоения новых знаний
  1. Дидактическая задача этапа

- дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса, правилах, законах, добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний; усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.

  1. Содержание этапа:

организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения материала учащимися.

  1. Условия достижения положительных результатов

использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала, полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений; вычленение  из изучаемых объектов и явлений наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся; 

 запись   в   тетрадях   формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; использование приемов мышления, анализа, синтеза, обобщения, конкретизации; постановка перед учащимися учебной проблемы, создание проблемной ситуации; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это  возможно;  актуализация  личного  опыта и  знаний учащихся; словарная работа.

  1. Показатели выполнения дидактической задачи этапа:

при использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также качество знаний учащихся на последующих этапах обучения.

  1. Этап проверки понимания учащимися нового материала
  1. Дидактическая   задача этапа

- установить, усвоили или нет учащиеся связи  между фактами, содержание новых понятий закономерности; устранить обнаруженные пробелы.

  1. Содержание этапа:

проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.

  1. Условия достижения положительных результатов

постановка   вопросов,   требующих   активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т.д.; учет дополнительных ответов (по количеству и характеру) при выяснении пробелов в понимании учащимися нового материала.

  1. Показатели выполнения дидактической задачи

этапа:

учитель опрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов; по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи - уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников.

  1. Этап закрепления нового материала
  1. Дидактическая   задача этапа

- закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

  1. Содержание этапа:

закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний.

  1. Условия достижения положительных результатов:

выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи; использование разнообразных форм закрепления знаний.

  1. Показатели выполнения

дидактической задачи этапа:

умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала; умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; активность учащихся.

  1. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
  1. Дидактическая   задача этапа

- сообщить учащимся о домашнем задании,
разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.

  1. Содержание этапа

информация о домашнем задании; инструктаж по его выполнению; проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения; подведение итогов работы; как работал класс, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали школьники.

  1. Условия достижения положительных результатов:

спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности их выполнения; обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение в коротких указаниях разъяснить учащимся, кг они должны готовить домашнее задание; включение в состав домашнего задания познав тельных задач и вопросов; дифференцированный подход в отборе учебного материала.

  1. Показатели выполнения дидактической задачи этапа:

правильное   выполнение   домашнего   задания всеми учениками.

 



Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ (Методика разработана В.П. Симоновым)

Основу системного подхода к анализу урока составляют два структурных компонента (учитель и учащиеся) и три системообразующих фактора (цель – результат, содержание и способы деятельности).

Оценивание – 4 б. (отл.), 3б. (хор.), 2 (уд.), 1 (неуд.)

Показатели для оценки урока

Оценивание

  1. Основные личностные качества учителя (20)
  1. Знание предмета и общая эрудиция
  2. Уровень педагогического мастерства
  3. Культура речи, ее образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность
  4. Степень демократичности и тактичности взаимоотношений с учащимися
  5. Внешний вид, мимика, жесты, культура поведения

ИТОГО

  1. Особенности учебной деятельности учащихся (16)
  1. Степень познавательной активности, творчества, самостоятельности
  2. Уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков
  3. Наличие и эффективность разных форм деятельности
  4. Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности

ИТОГО

  1. Содержание деятельности преподавателя и учащихся (16)
  1. Научность, доступность и посильность учебного материала, формируемых умений и навыков
  2. Актуальность и связь с жизнью (теория и практика)
  3. Степень новизны, проблемности, привлекательности учебного материала
  4. Оптимальность объема материала для усвоения

ИТОГО

  1. Эффективность способов деятельности учителя и учащихся (28)
  1. Рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность темпа, чередования и смены видов деятельности
  2. Степень целесообразности и эффективность использования наглядности и ТСО
  3. Степень рациональности и эффективности методов и организационных форм работы
  4. Уровень обратной связи с учащимися
  5. Эффективный контроль работы учащихся и уровень требований к оценке их знаний, умений, навыков
  6. Степень эстетического воздействия занятия на учащихся
  7. Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности в ходе занятия

ИТОГО

  1. Цели и результаты проведенного занятия (20)
  1. Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки целей урока
  2. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость целей
  3. Степень обучающего эффекта (чему научились)
  4. Степень воспитательного эффекта (что способствовало воспитанию)
  5. Степень воздействия на развитие учащихся (что способствовало развитию)

ИТОГО

Если при оценке 100- 85 % (баллов), то урок оценивается «отлично», 84 - 65 % — «хорошо», 64 – 45 % — «удовлетворительно».

С помощью этой оценки можно увидеть, в какой степени овладел учитель данными компонентами и факторами деятельности, и помочь определить программу дальнейшей работы по совершенствованию профессиональной компетентности учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ и анализ урока

Самоанализ и анализ урока...

Самоанализ анализ урока "Электрические явления"

Представлен самоанализ открытого урока...

Анализ урока по технологии 5класс "Сервировка стола к завтраку"

Организовать деятельность учащихся по приобретению знаний и умений сервировки стола к завтраку....

Анализ урока, здоровьесберегающие технологии

Анализ урока, здоровьесберегающие технологии...

Самоанализ к открытому уроку по технологии на тему: "Технология построения бюджета" 8 класс

При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС : групповые, технология развивающего обучения  и использовала их на практическом и рефсек...