Самоанализ и анализ урока
консультация по теме

Сырова Ирина Васильевна

Самоанализ и анализ урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Самоанализ и анализ урока

Анализ урока

Для чего анализируется урок?

Ответить на этот вопрос не так просто, хотя бы потому, что существует множество видов анализа, и у каждого своя цель.

Анализ - логический прием познания, представляющий собой мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств. Он необходим для:

• повышения качества обучения;

• улучшения процесса преподавания;

• осмысление учителем совокупности собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками;

• для оценки своих слабых и сильных сторон;

• определение резервов, которые не реализуются, уточнение индивидуального стиля деятельности.

Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения.

Рефлексия в методической деятельности, или Самоанализ урока

Рефлексия в методической деятельности учителя должна занять почетное место и быть постоянной и сознательной. Ее можно провести на основе самоанализа урока.

Самоанализ урока

• Какое место этого урока в теме, разделе, курсе? Его связь с предыдущими уроками?

• Какие особенности класса были учтены при планировании урока?

• Какие задачи планировалось решать на уроке? Чем обосновывался такой выбор задачи?

• Чем обосновывался выбор структуры и типа урока?

• Чем обосновывался выбор содержания, форм и методов обучения (по этапам урока)?

• Какие условия (учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические, эстетические и временные) были созданы на уроке?

• Были ли отклонения от плана урока? Почему? Какие именно? К чему они привели?

• Как можно оценивать результаты урока? Решены ли его задачи? Не произошло ли перегрузки учащихся?

• Какие выводы на будущее можно сделать из результатов урока?

Результаты работы учительской рефлексии могут быть оформлены в виде портфолио. Что же может составить материалы учительского портфолио?

1. Описание методической темы, над которой работает учитель.

2. Дневник с описанием проведенных экспериментальных уроков с использованием новых технологий обучения.

3. Эссе об учениках.

4. «Бортовой журнал», в котором зафиксирован проведеный урок.

5. Планы проведенных в школе учебных и проблемных семинаров.

6. Исследование, посвященное обзору литературы по методической теме.

7. Формулирование и обоснование будущих целей работы.

Анализ урока

Наблюдение и анализ урока - это сложный процесс, требующий определенных знаний, умений и навыков держать в поле зрения все стороны учебно-воспитательной деятельности. Увиденное необходимо одновременно осмыслить и оценить с позиций целесообразности решений в определенных обстоятельствах, наметить рекомендации тому, кто проводит урок.

Для формирования выводов и рекомендаций надо готовиться, специально изучая при этом документы планирования и готовя протоколы наблюдения до его начала.

Анализ урока может быть полным или частичным. При полном анализе охватываются все его компоненты, нюансы и все содержание урока. Предметом частичного анализа являются отдельные компоненты урока, например: величина и динамика физических нагрузок, используемые учителем методы и методические приемы, поведение учеников, поведение учителя, приемы активизации деятельности учащихся и т.д.

Полный анализ урока может преследовать различные цели, а именно:

• выявление его положительных сторон и погрешностей (чтобы закрепить первые и устранить другие);

• контроль деятельности учителя и инспектирование;

• изучение опыта работы учителей;

• оценка уровня профессионального мастерства учителя.



Предварительный просмотр:

Схема самоанализа урока

№ п/п

Вопросы для самоанализа

Результаты самоанализа

1

  • Какое место данного урока в теме, разделе, курсе?
  • Как он связан с предыдущими, на что в них опирается?
  • Как этот урок "работает" на последующие уроки, темы, разделы?
  • В чем специфика этого урока? Каков его тип?

 

2

  • Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса?
  • Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
  • Опирались ли на диагностику общеучебных специальных умений?

 

3

  • Какие задачи решались на уроке:
    а) общеучебные;
    б) воспитательные;
    в) задачи развития?
    Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь?
  • Какие задачи были главными?
  • Как учтены в этих задачах особенности класса, отдельных групп школьников?

 

4

  • Почему выбранная структура урока была рациональной для решения этих задач?
  • Рационально ли отведено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т. д.?
  • Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока (если этот урок комбинированный)?
  • Связаны ли логично этапы урока?

 

5

  • На каком содержании (на которых понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на уроке и почему?
  • Было  ли выделено основное, существенное?

 

6

  • Какое комбинирование методов обучения выбрано для раскрытия нового материала?
  • Дайте обоснование выбора методов обучения

 

7

  • Какое комбинирования форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему?
  • Был ли необходимым дифференцированный подход к учащимся?
  • Как он осуществлялся (и почему именно так)?

 

8

  • Как был организован контроль за ЗУН?
  • В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?

 

9

  • Как использовался на уроке учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?

 

10

  • 3а счет чего обеспечивалась работоспособность школьников в течение всего урока?

 

11

  • За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения?
  • Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?

12

  • Как и за счет чего обеспечивалось на уроке (и в домашней работе школьников) рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников?

13

  • Какие были продуманы вспомогательные "пути" на случай непредвиденной ситуации?

14

  • Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи?
  • Если не удалось, то какие и почему?
  • Когда учитель планирует выполнить нереализованное?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ анализ урока "Электрические явления"

Представлен самоанализ открытого урока...

САМОАНАЛИЗ И АНАЛИЗ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ

Урок - это специфическая форма организации целостного педагогического процесса, при котором педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью по...

ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

-анализ деятельности других педагогов в области физической культуры и спорта;-систематизация педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы по физиче...

ПМ 3 ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

-анализ деятельности других педагогов в областифизической культуры и спорта;- систематизация педагогического опыта иобразовательных технологий на основе изученияпрофессиональной литературы по физическ...

ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

анализ деятельности других педагогов в области физической культуры и спорта;- систематизация педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы по физиче...

ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

-анализ деятельности других педагогов в области физической культуры и спорта;-систематизация педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы по физиче...