Возрождение народного декоративно- прикладного искусства. Орнамент.
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
Интегрированный урок ИКН и технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 99 КБ |
prezentatsiya_vyshivka.ppt | 690 КБ |
instruktsionnaya_kart1.docx | 42.41 КБ |
instruktsionnaya_karta.docx | 39.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Марий Эл
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Йошкар-Олы»
Возрождение народного декоративно- прикладного искусства
Орнамент
интегрированный урок ИКН и технологии
Открытый урок в 5 классе
Провели: Зыкова Е.С., учитель марийского языка,
истории и культуры народов Марий Эл;
Матвеева Л.И., учитель технологии
Йошкар-Ола
2014
Ход урока
- Организационный момент
Приветствие.
Учитель: Ребята, в последнее время в нашей республике большое внимание стали уделять культурному наследию. То есть восстанавливают дом, где жил и работал С.Чавайн, восстанавливают памятники. А для чего?
Ребята, как вы думаете, почему нужно знать обычаи и традиции народов, живущих в республике Марий Эл.
-Сегодня мы познакомимся с традиционной вышивкой марийского народа. С помощью аппликации мы украсим закладки.
- Объяснение нового материала
Ученица:
Родной узор
Неповторим и вечен,
И дороги сегодня
Нам вдвойне
Наплечники червленые,
Как венчики,
Два сердца-
На груди и на спине.
В.Колумб
Учитель: Сегодня мы поговорим с вами о прекрасном творчестве марийских женщин- ВЫШИВКЕ. Занятие это в нашем крае ведет свой отчет времени с 16 века. А самые ранние вышитые изделия, которые имеются в музеях, относятся к 18 веку.
Чтение эпиграфа:
О, женщины марийские!
Как славно
Расшито вами жизни полотно.
Писать мы научились
Так недавно, А вышивать умели так давно.
В. Колумб
Марийские женщины стремились как можно раньше научить своих дочерей искусству вышивки. Обучение начиналось с 7-9 лет. Учили мать, взрослые сестры, иногда посторонние женщины, которые считались хорошими вышивальщицами.
Чтобы вышить одну рубаху так, как делали это в старину, требовалось сидеть за вышивкой не один месяц.
Вышивка и ее качество служило мерилом достоинства женщины. Лучшая вышивальщица считалась и лучшей невестой деревни. На взрослую девушку, не умевшую вышивать, смотрели как на глупую. Неумение вышивать было большим недостатком женщины.
О мастерстве марийских вышивальщиц знали не только в России, но и в Европе, и в Америке. В 1892 году на выставке в Колумбии, вышитые изделия были удостоены диплома второй степени.
А теперь, ребята, я хочу показать вам вышитые изделия, так как вышивка применялась в национальной одежде и в предмете внутреннего убранства дома.
Учитель показывает старинные вещи с вышивками.
Вышивкой занимались во все времена года. Вышивальщицы работали, собравшись вместе.
И в настоящее время искусством вышивки владеют многие женщины- марийки. Всем вам, наверное, известно имя Ираиды Степановой, Лидии Орловой, Надежды Маркиной…
Узор, который народ использовал для украшения одежды о предметов быта, называется орнаментом.
Орнамент(лат.- украшение)- узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов.
- Где мы можем встретить орнамент? (обучающиеся перечисляют)
Для марийской вышивки характерны три типа орнамента: геометрический, растительный, зооморфный.
Геометрический орнамент- состоит из сочетания фигур в виде ромбов, квадратов, углов, прямых полос, ломанных и кривых линий, крестов, реже кругов, овалов и сложно- узорных мотивов.
Растительный орнамент
В нем мы можем увидеть формы деревьев, цветов, листьев.
Зооморфный или животный орнамент
Здесь мы видим изображения птиц, животных и людей.
Преобладающими цветами в национальной марийской вышивке являются красно- бордовые тона, черная нить используется для контура.
Красный цвет у многих народов воспринимался как оберег. Красные нити привязывали у русских к кистям рук, как средство против болезней. Употребление красного цвета в вышивке имело смысловое значениеи служило оберегом.
Практическая часть
Представьте, что вы мастера, работаете в художественной мастерской. Вы должны, проявив творчество, используя символы, придумать и сделать закладку, украсить ее народными узорами. При выполнении закладки вы будете использовать геометрический орнамент. У вас на партах лежат шаблоны из цветной бумаги в виде квадратов. Из них вы научитесь вырезать символы.
Символ плодородия- ромб.
Плодородие- способность производить богатую растительность, давать обильный урожай.
Символ солнца- восьмиконечная звезда.
Символ солнца- издавна люди верили силам природы и преклонялись перед ними.
Прежде чем приступить к работу, давайте повторим правила техники безопасности при работе с ножницами.
- Не оставлять ножницы в открытом виде.
- При работе следи за пальцами левой руки.
- Передавая ножницы, держать за сомкнутые лезвия.
- Ножницы класть сомкнутыми лезвиями от работающего.
Учитель раздает детям инструкционные карты. Обучающиеся под руководством учителя с помощью символов украшают закладки..
Программа действий по инструкционной карте:
- Вырезать символы.
- Правильно расположить узоры на основу.
- Наклеить узор на основу.
III. Закрепление
Фронтальная беседа по вопросам:
- Какой цвет преобладает в марийской вышивке?
- Три типа орнамента марийской вышивки?
- Что такое орнамент?
IV. Подведение итогов
- Оценка работы обучающихся.
- Анализ выполнения практических работ: самостоятельность и правильность выполнения работы. Показ лучших работ.
V. Домашняя работа
Используя марийские орнаменты, сделать пояс.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О, женщины марийские! Как славно Расшито вами жизни полотно. Писать мы научились Так недавно, А вышивать умели так давно. В.Колумб
Вышивка- наиболее древний и развитый вид декоративно- прикладного искусства народа мари.
Вышивка и ее качество служило мерилом достоинства женщины
Вышивка применялась в национальной одежде и предмете внутреннего убранства дома
Искусные вышивальщицы
Орнамент (-лат. украшение)-узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов
По своим мотивам орнамент может быть: 1) геометрический , состоящий из различных геометрических элементов. 2) растительный. В нем мы можем увидеть формы деревьев, цветов, листьев. 3) зооморфный. Здесь мы видим изображения птиц, животных и людей .
Марийцы при подборе красок учитывали смысловое значение цветов: красный - цвет огня, солнца (оберег); белый - означает чистоту помыслов («ош марий» - «белые марийцы»); черный - цвет земли, темные помыслы, ограничение белого света; зеленый - цвет травы, растительности, связан с символом плодородия; желтый - обозначает разум, символ печали.
Правила техники безопасности при работе с ножницами 1. Не оставлять ножницы в открытом виде. 2. При работе следи за пальцами левой руки. 3. Передавая ножницы, держать за сомкнутые лезвия. 4. Ножницы класть сомкнутыми лезвиями от работающего.
Символ солнца
Символ плодородия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обощение опыта по теме "Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования любви к Родине" её историческому наследию
Воспитать любовь к Родине и её историческому наследию можно и необходимо на произведениях декоративно-прикладного творчества на уроках изобразительного искусства. Это док...
Презентация"Возрождение народного декоративно-прикладного искусства.Орнамент."
Данная презентация можно использовать на уроке ИКН, которая познакомит детей с декоративно- прикладным искусством , с орнаментами марийской вышивки ....
«Знакомство с искусством – русское народное декоративно- прикладное искусство».
Данное занятие предназначено для того, чтобы дать детям представление о предметах декоративно-прикладного искусства, изготовляемых серийно на фабриках, о роли художника, о некоторых видах народного ис...
Методика ознакомления школьников с произведениями народного декоративно-прикладного искусства (техника мозаики)
Успешному развитию творческих способностей школьников помогает использование произведений народного прикладного искусства. для воздействия и пробуждени...
Нравственное становление личности дошкольника средствами народного декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования
В статье раскрыты аспекты работы педагога дополнительного образования по нравственному воспитанию личности дошкольника при обучении народному декоративно-прикладному искусству....
Программа по предмету "Народное декоративно-прикладное искусство"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» Проект программа по учебному предме...