Возрождение народного декоративно- прикладного искусства. Орнамент.
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Матвеева Людмила Ионовна

Интегрированный урок ИКН и технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc99 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_vyshivka.ppt690 КБ
Файл instruktsionnaya_kart1.docx42.41 КБ
Файл instruktsionnaya_karta.docx39.2 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Марий Эл

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Йошкар-Олы»

Возрождение народного декоративно- прикладного искусства

Орнамент

интегрированный урок ИКН и технологии

                              Открытый урок в 5 классе

Провели: Зыкова Е.С., учитель марийского языка,

истории и культуры народов Марий Эл;

                                                                              Матвеева Л.И., учитель технологии            

Йошкар-Ола

2014

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие.

Учитель: Ребята, в последнее время в нашей республике большое внимание стали уделять культурному наследию. То есть восстанавливают дом, где жил и работал С.Чавайн, восстанавливают памятники. А для чего?

Ребята, как вы думаете, почему нужно знать обычаи и традиции народов, живущих в республике Марий Эл.

-Сегодня мы познакомимся с традиционной вышивкой марийского народа. С помощью аппликации мы украсим закладки.

  1. Объяснение нового материала

Ученица:

Родной узор

Неповторим и вечен,

И дороги сегодня

Нам вдвойне

Наплечники червленые,

Как венчики,

Два сердца-

На груди и на спине.

                           В.Колумб

Учитель: Сегодня мы поговорим с вами о прекрасном творчестве марийских женщин- ВЫШИВКЕ. Занятие это в нашем крае ведет свой отчет времени с 16 века. А самые ранние вышитые изделия, которые имеются в музеях, относятся к 18 веку.

Чтение эпиграфа:

О, женщины марийские!

Как славно

Расшито вами жизни полотно.

Писать мы научились

Так недавно, А вышивать умели так давно.

                                                         В. Колумб

Марийские женщины стремились как можно раньше научить своих дочерей искусству вышивки. Обучение начиналось с 7-9 лет. Учили мать, взрослые сестры, иногда посторонние женщины, которые считались хорошими вышивальщицами.

Чтобы вышить одну рубаху так, как делали это в старину, требовалось сидеть за вышивкой не один месяц.

Вышивка и ее качество служило мерилом достоинства женщины. Лучшая вышивальщица считалась и лучшей невестой деревни. На взрослую девушку, не умевшую вышивать, смотрели как на глупую. Неумение вышивать было большим недостатком женщины.

О мастерстве марийских вышивальщиц знали не только в России, но и в Европе, и в Америке. В 1892 году на выставке в Колумбии, вышитые изделия были удостоены диплома второй степени.

А теперь, ребята, я хочу показать вам вышитые изделия, так как вышивка применялась в национальной одежде и в предмете внутреннего убранства дома.

Учитель показывает старинные вещи с вышивками.

Вышивкой занимались во все времена года. Вышивальщицы работали, собравшись вместе.

И в настоящее время искусством вышивки владеют многие женщины- марийки. Всем вам, наверное, известно имя Ираиды Степановой, Лидии Орловой, Надежды Маркиной…

Узор, который народ использовал для украшения одежды о предметов быта, называется орнаментом.

Орнамент(лат.- украшение)- узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов.

- Где мы можем встретить орнамент? (обучающиеся перечисляют)

Для марийской вышивки характерны три типа орнамента: геометрический, растительный, зооморфный.

Геометрический орнамент- состоит из сочетания фигур в виде ромбов, квадратов, углов, прямых полос, ломанных и кривых линий, крестов, реже кругов, овалов и сложно- узорных мотивов.

Растительный орнамент

В нем мы можем увидеть формы деревьев, цветов, листьев.

Зооморфный или животный орнамент

Здесь мы видим изображения птиц, животных и людей.

Преобладающими цветами в национальной марийской вышивке являются красно- бордовые тона, черная нить используется для контура.

Красный цвет у многих народов воспринимался как оберег. Красные нити привязывали у русских к кистям рук, как средство против болезней. Употребление красного цвета в вышивке имело смысловое значениеи служило оберегом.

Практическая часть

        Представьте, что вы мастера, работаете в художественной мастерской. Вы должны, проявив творчество, используя символы, придумать и сделать закладку, украсить ее народными узорами. При выполнении закладки вы будете использовать геометрический орнамент. У вас на партах лежат шаблоны из цветной бумаги в виде квадратов. Из них вы научитесь вырезать символы.

Символ плодородия- ромб.

Плодородие- способность производить богатую растительность, давать обильный урожай.

Символ солнца- восьмиконечная звезда.

Символ солнца- издавна люди верили силам природы и преклонялись перед ними.

        

Прежде чем приступить к работу, давайте повторим правила техники безопасности при работе с ножницами.

  1. Не оставлять ножницы в открытом виде.
  2. При работе следи за пальцами левой руки.
  3. Передавая ножницы, держать за сомкнутые лезвия.
  4. Ножницы класть сомкнутыми лезвиями от работающего.

Учитель раздает детям инструкционные карты. Обучающиеся под руководством учителя с помощью символов украшают закладки..

Программа действий по инструкционной карте:

  1. Вырезать символы.
  2. Правильно расположить узоры на основу.
  3. Наклеить узор на основу.

III. Закрепление

Фронтальная беседа по вопросам:

  1. Какой цвет преобладает в марийской вышивке?
  2. Три типа орнамента марийской вышивки?
  3. Что такое орнамент?

IV. Подведение итогов

  1. Оценка работы обучающихся.
  2. Анализ выполнения практических работ: самостоятельность и правильность выполнения работы. Показ лучших работ.

V. Домашняя работа

Используя марийские орнаменты, сделать пояс.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возрождение народного декоративно- прикладного искусства Орнамент

Слайд 2

О, женщины марийские! Как славно Расшито вами жизни полотно. Писать мы научились Так недавно, А вышивать умели так давно. В.Колумб

Слайд 3

Вышивка- наиболее древний и развитый вид декоративно- прикладного искусства народа мари.

Слайд 4

Вышивка и ее качество служило мерилом достоинства женщины

Слайд 5

Вышивка применялась в национальной одежде и предмете внутреннего убранства дома

Слайд 6

Искусные вышивальщицы

Слайд 7

Орнамент (-лат. украшение)-узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов

Слайд 8

По своим мотивам орнамент может быть: 1) геометрический , состоящий из различных геометрических элементов. 2) растительный. В нем мы можем увидеть формы деревьев, цветов, листьев. 3) зооморфный. Здесь мы видим изображения птиц, животных и людей .

Слайд 9

Марийцы при подборе красок учитывали смысловое значение цветов: красный - цвет огня, солнца (оберег); белый - означает чистоту помыслов («ош марий» - «белые марийцы»); черный - цвет земли, темные помыслы, ограничение белого света; зеленый - цвет травы, растительности, связан с симво­лом плодородия; желтый - обозначает разум, символ печали.

Слайд 10

Правила техники безопасности при работе с ножницами 1. Не оставлять ножницы в открытом виде. 2. При работе следи за пальцами левой руки. 3. Передавая ножницы, держать за сомкнутые лезвия. 4. Ножницы класть сомкнутыми лезвиями от работающего.

Слайд 11

Символ солнца

Слайд 12

Символ плодородия



Предварительный просмотр:

Инструкционная карта

Рисунок2

Инструкционная карта

Рисунок2

Инструкционная карта

Рисунок2

Инструкционная карта

Рисунок2



Предварительный просмотр:

Инструкционная карта

Рисунок3

Инструкционная карта

Рисунок3

Инструкционная карта

Рисунок3

Инструкционная карта

Рисунок3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обощение опыта по теме "Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования любви к Родине" её историческому наследию

Воспитать  любовь к Родине и её историческому наследию можно и необходимо на  произведениях  декоративно-прикладного творчества на уроках  изобразительного искусства. Это док...

Презентация"Возрождение народного декоративно-прикладного искусства.Орнамент."

Данная  презентация можно  использовать на уроке ИКН, которая  познакомит  детей с декоративно- прикладным искусством , с  орнаментами марийской вышивки  ....

«Знакомство с искусством – русское народное декоративно- прикладное искусство».

Данное занятие предназначено для того, чтобы дать детям представление о предметах декоративно-прикладного искусства, изготовляемых серийно на фабриках, о роли художника, о некоторых видах народного ис...

Методика ознакомления школьников с произведениями народного декоративно-прикладного искусства (техника мозаики)

Успешному развитию творческих способностей школьников помогает использование произведений народного прикладного искусства. для воздействия и пробуждени...

Нравственное становление личности дошкольника средствами народного декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования

В статье раскрыты аспекты работы педагога дополнительного образования по нравственному воспитанию  личности  дошкольника при обучении народному декоративно-прикладному искусству....

Программа по предмету "Народное декоративно-прикладное искусство"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»    Проект программа по учебному предме...