Программа по предмету "Народное декоративно-прикладное искусство"
рабочая программа по теме

Сухорученко Мария Владимировна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

    Проект программа по учебному предмету "Народное декоративно-прикладное искусство" , срок обучения 5 лет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnoe_dekorativno-prikladnoe_iskusstvo.docx169.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей детская школа искусств

 ст. Казанской МО Кавказский район

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

                                            Предметная область

                            ПО.01. Художественное творчество

ПРОЕКТ

 программа по учебному предмету

   В.00. В.10. Народное декоративно-прикладное искусство

ст. Казанская 2014


ОБСУЖДЕНО

заседание МО протокол

№____ от _________20____г.

заведующий МО

________________________

(подпись) (Ф.И.О.)

СОГЛАСОВАНО

решение  МС протокол

№____ от _________20____г.

зам. директора по  УР

_______________________

(подпись) (Ф.И.О.)

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол

№____ от _________20____г.

Председатель

_______________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Составитель – М.В. Сухорученко, преподаватель декоративно-прикладного искусства  МБОУ ДОД ДШИ ст. Казанской МО Кавказский район,  первая квалификационная категория

 Рецензенты:  И.Г. Ботвинко, преподаватель изобразительного искусства,

                        заместитель  директора по выставочной и конкурсной  

                         деятельности МБОУ ДОД ДХШ  г. Кропоткина,

                         МО Кавказский район, высшая квалификационная категория.          

                         Н.А. Бойко, преподаватель изобразительного искусства  

                         МБОУ ДОД  ДШИ ст. Казанской, высшая квалификационная  

                         категория

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной и итоговой аттестации

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Обоснование структуры программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.Содержание учебного предмета

-Учебно-тематический план

- Годовые требования. Содержание разделов и тем

III.Требования к уровню подготовки обучающихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки.

V.Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации преподавателям.

VI.Список литературы и средств обучения

- Список учебной и методической литературы;

- Средства обучения

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Народное декоративно-прикладное искусство» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной     программе     в     области     декоративно-прикладного     искусства «Декоративно-прикладное творчество».

Творческие способности и практические умения детей не могут развиваться вне соответствующей сферы деятельности. Занятия народным декоративно - прикладным искусством   в   детской   художественной   школе,   детской   школе   искусств   -   это   путь приобщения учащихся к истокам фольклорной культуры, воспитание эстетического отношения к предметам быта, знакомство с историей своей страны, своего региона.

Учебный предмет «Народное декоративно-прикладное искусство» направлен на развитие творческих способностей детей, навыков самостоятельной работы, воспитание эстетического вкуса учащихся. Предусматривает последовательное изучение и историю развития в России, и в частности на Кубани: вышивка, плетения из природных материалов, вязания, плетения из бисера.  Данная программа составлялась с учётом изучения опыта мастеров местной традиции народного декоративно-прикладного искусства.                                                                                                         Предмет  «Народное декоративно-прикладное искусство»  тесно  связан  с  предметами  «Рисунок»,  «Живопись», «Композиция прикладная»,  «История народной культуры и изобразительного искусства». Данная   взаимосвязь   помогает   учащимся   активно   осмысливать   окружающий   мир   и воплощать его в формах декоративно-прикладного творчества.

Учебный предмет  «Народное декоративно-прикладное искусство» реализуется при 5-летнем обучении - в 1 -5 классах.

Программа  составлена  в  соответствии  с  возрастными  возможностями  и  учетом  уровня развития детей. Основное внимание уделяется практическим занятиям.

Срок реализации учебного предмета.

При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 5 лет срок реализации учебного предмета «Народное декоративно-прикладное искусство» составляет 5 лет.

Срок освоения программы по предмету «Народное декоративно-прикладное искусство» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области декоративно-прикладного искусства,  может быть   увеличен  на 1 год (6-летний срок).

При реализации программы учебного предмета «Народное декоративно-прикладного искусство» продолжительность учебных занятий с первого по пятый (шестой)  классы составляет 33 недели ежегодно.

Объем    учебного    времени,    предусмотренный    учебным    планом    образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.

Сведения о затратах учебного времени отражены с учетом распределения объема учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета, на максимальную аудиторную нагрузку обучающихся и самостоятельные занятия.

Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Народное декоративно-прикладное искусство» со сроком обучения 5 лет составляет 495 часов, в том числе аудиторные занятия -247,5 часов, самостоятельная работа – 247,5 часов.

Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Народное декоративно-прикладное искусство» со сроком обучения 6 лет составляет 594 часов, в том числе аудиторные занятия - 297 часов, самостоятельная работа – 297 часов.

Распределение нагрузки по годам обучения:

Аудиторная нагрузка: 1-5 годы обучения – 1,5 часа в неделю.

Дополнительный, шестой год обучения – 1,5 часа в неделю.

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка): 1-5 годы обучения – 1,5 часа в неделю.

Дополнительный, шестой год обучения – 1,5 часа в неделю.

Сведения   о   затратах   учебного   времени   и   графике   промежуточной   и   итоговой аттестации.

Учебный предмет «Народное декоративно-прикладное искусство» со сроком обучения 5 лет (программа «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 5 лет)

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации

Всего часов

Классы

1

2

3

4

5

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Аудиторные занятия

24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

247,5

Самостоятельная работа

24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

247,5

Максимальная учебная нагрузка

48

51

48

51

48

51

48

51

48

51

495

Вид промежуточной аттестации

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

Итоговая аттестация


Учебный предмет «Народное декоративно-прикладное искусство» со сроком обучения 6 лет (программа «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 6 лет)

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации

Всего часов

Классы

1

2

3

4

5

6

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Аудиторные занятия

24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

297

Самостоятельная работа

24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

24

25,5

297

Максимальная учебная нагрузка

48

51

48

51

48

51

48

51

48

51

48

51

594

Вид промежуточной и итоговой аттестации

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

Итоговая аттестация

Форма проведения учебных занятий

Учебные занятия по учебному предмету «Народное декоративно-прикладное искусство» проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы. Занятия по учебному предмету  осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 3 до 10 человек.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по учебному предмету «Народное декоративно-прикладное искусство» предпрофессиональной программы «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 5(6) лет  составляет:

  • аудиторные занятия:

     1 -5 классы – по 1,5 часа в неделю;

     6 - класс – по 1,5 часа в неделю.

  • самостоятельная работа:

1 -5 классы – по 1,5 часа в неделю

6-класс – по 1,5 часа в неделю.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры:  краеведческого музея в ст. Казанской, музея им. Ф. Коваленко в г. Краснодаре, выставочной галереи в ДК ст. Казанской, ДХШ г. Кропоткин,    выставок районного, зонального, краевого уровней и т. д., участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности МБОУ ДОД ДШИ  ст. Казанской.

Цель и задачи учебного предмета.

        

Целью учебного предмета «Народное декоративно-прикладное искусство»   является овладение знаниями и представлениями об искусстве художественного ремесла, формирование практических умений и навыков, развитие творческих способностей и индивидуальности учащегося, а также подготовка одаренных учащихся к поступлению в средние и высшие учебных заведения по профилю предмета.

Задачи учебного предмета «Народное декоративно-прикладное искусство»:

- приобщение учащихся к истокам народного искусства;

- создание условий для формирования художественно-творческой активности учащихся;

- формирование практических навыков и приемов художественного плетения из соломы и листьев початков кукурузы, плетения из бисера, вышивки и вязания крючком;

- освоение детьми процесса художественного плетения из природных материалов, плетения из бисера, вышивки, вязания крючком, как творческого процесса, т.е. сочинительства нового с использованием накопленных знаний;

- формирование средствами духовной культуры учащихся и потребности общения их с искусством.

Обоснование структуры программы учебного предмета.

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:

-  сведения  о  затратах  учебного  времени,  предусмотренного  на  освоение  учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В   соответствии   с   данными   направлениями   строится   основной   раздел   программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для   достижения   поставленной   цели   и   реализации   задач   предмета   используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются  наиболее продуктивными  при  реализации поставленных целей и задач   учебного   предмета  и   основаны  на  проверенных   методиках   и   сложившихся традициях прикладного творчества.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

Каждый  обучающийся  обеспечивается  доступом к  библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем, в том числе, архитектуры, транспорта, пейзажа, интерьера, портрета, костюма.

Библиотечный   фонд   укомплектовывается   печатными   и   электронными   изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по декоративно- прикладному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами по видам искусства.

II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета «Народное декоративно-прикладное искусство» построено с учетом возрастных особенностей детей, включает теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть предполагает изучение учащимися истории плетения из природных материалов, плетения из бисера, вышивки и вязания крючком, региональных особенностей и технологических приемов, включает в себя задания по аналитической работе в области декоративно - прикладного искусства. Практическая часть основана на применении теоретических знаний и навыков в учебном и творческом опыте.

Учебно-тематический план.

Первый год обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Аудиторных

Самостоя

тельных

Лек

ции

Практичес

кие занятия

Раздел 1. Искусство народной вышивки.

1.1

Народное искусство, его виды. Искусство вышивки.

3

1,5

1,5

1.2

Рабочее место вышивальщицы и его оборудование. Основные сведения о материалах.

1,5

1,5

1.3

Освоение простых и отделочно-декоративных швов.

21

10,5

10,5

1.4

Создание композиции несложного изделия.

16,5

7,5

9

1.5

 Художественные особенности вышитых аппликацией изделий.

3

1,5

1,5

1.6

Создание вариантов композиционного решения изделия в технике аппликации методом импровизации (диванная подушка, салфетка, фартук, картина). Выполнение изделия или фрагмента.

18

9

9

Раздел 2. Искусство плетения из бисера.

2.1

Плетение из бисера и вышивка бисером на Руси.

1,5

1,5

2.2

Освоение технических приёмов простого плетения из бисера. Приём параллельного низания.

6

3

3

2.3

Приём простого плетения из бисера. « Ягодка », «Крестик» и т.д.

7,5

3

4,5

2.4

Выполнение изделия на основе изученных приёмов низания. « Фенечка », « Бусы ».

21

10,5

10,5

Итого:

99

4,5

45

49,5

Второй год обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Аудиторных

Самостоя

тельных

Лек

ции

Практичес

кие занятия

Раздел 1. Искусство народной вышивки.

1.1

Вышивка лентами. Освоение простых и отделочно-декоративных швов.

10,5

1,5

4,5

4,5

1.2

Создание вариантов композиционного решения изделия в технике вышивка лентами методом импровизации (диванная подушка, салфетка, фартук, картина). Выполнение изделия в материале.

16,5

7,5

9

1.3

Освоение художественно-технических приемов вышивки «белая гладь».

3

1,5

1,5

1.4

Разработка собственной композиции изделия и выполнения в материале.

18

9

9

Раздел 2. Искусство плетения из бисера.

2.1

Освоение технических приёма более сложного низания. Низание « Мозаика ».

13,5

1,5

6

6

2.2

Выполнение изделия на основе изученного приёма низания. « Пасхальное яйцо ».

22,5

10,5

12

2.3

Освоение технических приёма сложного низания. Низание « Полотно», « Жгут ».

15

7,5

7,5

Итого:

99

3

46,5

49,5

Третий год обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Аудиторных

Самостоя

тельных

Лек

ции

Практичес

кие занятия

Раздел 1. Искусство народной вышивки.

1.1

Русская декоративная гладь. Овладение  художественно-техническими приемами верхошвов.

7,5

1,5

3

3

1.2

Создание изделия с узорами растительного характера (подушка, салфетка и т.д.).

19,5

9

10,5

1.3

Крест. Освоение художественно-технических приемов выполнения шва «крест».

7,5

1,5

3

3

1.4

Создание изделия с использованием изученных приемов вышивки (настенное панно, фартук, подушка, салфетка, дорожка, рушник и т.д.).

28,5

13,5

15

Раздел 2. Искусство русского кружевоплетения. Вязание крючком.

2.1

Вязание крючком. Знакомство  с различными приёмами.

4,5

1,5

1,5

1,5

2.2

Освоение различных приёмов вязания крючком.

6

3

3

2.3

Изготовление сувенирного изделия. Платочек.

25,5

12

13,5

Итого:

99

4,5

45

49,5

Четвертый год обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Аудиторных

Самостоя

тельных

Лек

ции

Практичес

кие занятия

Раздел 1. Искусство народной вышивки.

1.1

Вышивка бисером. Освоение художественно-технических приёмов вышивки бисером.

7,5

1,5

3

3

1.2

Выполнение изделия. (Картина или закладка на Евангелия)

22,5

10,5

12

1.3

Роспись. Освоение художественно-технических приемов выполнения шва «роспись».

7,5

1,5

3

3

1.4

Создание изделия с использованием изученных приемов вышивки (подушка, салфетка, дорожка).

25,5

12

13,5

Раздел 2. Искусство русского кружевоплетения. Вязание крючком.

2.1

Вязания крючком по кругу. Основные приёмы вязания по кругу.

4,5

1,5

1,5

1,5

2.2

Вязание салфетки.

13,5

6

7,5

2.3

Филейное кружево. Техника выполнения филейного кружева.

4,5

1,5

1,5

1,5

2.4

Выполнение изделия с применением филейного кружева. Салфетка, платочек.

13,5

6

7,5

Итого:

99

6

43,5

49,5

Пятый  год обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Аудиторных

Самостоя

тельных

Лек

ции

Практичес

кие занятия

Раздел 1. Искусство народной вышивки.

1.1

Мережка. Освоение строчевых швов «мережки».

7,5

1,5

3

3

1.2

Создание изделия с использованием изученных приемов вышивки (салфетка, дорожка)

19,5

9

10,5

1.3

Вышивка крестом на Кубани. Освоение художественно-технических приемов выполнения шва «крест».

7,5

1,5

3

3

1.4

Создание изделия с использованием изученных приемов вышивки (салфетка, дорожка, рушник и т.д.).

28,5

13,5

15

Раздел 2. Искусство русского плетения из природных материалов на Кубани.

2.1

Освоение приёма плетения петли из листьев початков кукурузы, техника плетения круглого донышка

4,5

1,5

1,5

1,5

2.2

Освоение техники плетения несложного изделия.  «Декоративная салфетка-подставка».

13,5

6

7,5

2.3

Освоение приёма плоского плетения. Изделия «декоративная салфетка-подставка».

4,5

1,5

1,5

1,5

2.4

Освоение техники объёмного плетения. Выполнение декоративного изделия « Цветы ».

13,5

6

7,5

Итого:

99

6

43,5

49,5

Шестой  год обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Аудиторных

Самостоя

тельных

Лек

ции

Практичес

кие занятия

Раздел 1. Искусство народной вышивки.

1.1

Освоение «вышивки по строчевым сеткам».

7,5

1,5

3

3

1.2

Выполнение изделия в материале.

9

4,5

4,5

1.3

Создание изделия с вышивкой по строчевым сеткам. (салфетка, платочек, дорожка, рушник)

6

3

3

1.4

Работа над эскизами изделий. Выполнение изделия в материале.

40,5

.

19,5

21

Раздел 2. Искусство русского плетения из природных материалов на Кубани.

2.1

Плетение из листьев початков кукурузы. Выполнение изделий: « Кошелка » или « Большая коробочка ».

18

1,5

7,5

9

2.2

Плетение из соломы. Закрепление навыков плетения из соломы. Выполнение изделий:                                               « Шкатулка »,  шляпа « Брыль ».  

18

1,5

7,5

9

Итого:

99

4,5

45

49,5

Годовые требования. Содержание разделов и тем.

Первый год обучения

РАЗДЕЛ 1. Искусство народной вышивки.

Тема 1.1. Народное искусство, его виды. Искусство вышивки.

Цель и задачи: Познакомить с художественной вышивкой России, развитие кругозора учащихся.   Отличительные   особенности   традиционной  вышивки России.

Материалы  и  оборудование: репродукции,  фотографии  работ,  изделия  декоративно-прикладного искусства.

Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.

Тема 1.2. Рабочее место вышивальщицы и его оборудование. Основные сведения о материалах.

Цель и задачи: Познакомить с рабочим  местом учащихся. Подготовка рабочего места: инструменты, знакомство с тканями.

Материалы  и  оборудование: пяльцы, ножницы, иглы, карандаш, калька, миллиметровка, кисти, краски, кисти, нитки, ткань и т.д.

Тема 1.3. Освоение простых и отделочно-декоративных швов. 

Цель и задачи: Научить технологии выполнения простых швов. Поэтапное выполнение шва. Виды простых швов: «вперед иголку», «назад иголку», «стебельчатый», «тамбурный», «вперед иголку» и его варианты, «петельный» и его варианты, «елочка», «козлик», «восьмерка», «петля», «рококо».    Материалы  и  оборудование: репродукции,  фотографии  работ,  изделия  декоративно-прикладного искусства, пяльцы, ножницы, иглы, белая ткань х/б, нитки мулине.                                                                                                  Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление полученных навыков, выполнение учебного образца.

Тема 1.4. Создание композиции несложного изделия.

Цель и задачи: Познакомить с готовыми изделиями (школьный фонд), книги и журналы. Копирование понравившихся образцов. Создание эскиза собственной композиции (платочек, салфетка, картина). Выполнение композиции в технике простых швов. Отделка готовых изделий.                                                      Материалы  и  оборудование: репродукции,  фотографии  работ,  изделия  декоративно-прикладного искусства, пяльцы, ножницы, иглы, белая ткань х/б, нитки мулине.                                                                                                      Самостоятельна работа: поиск эскизов, выполнение композиции на заданную тему.

Тема 1.5. Художественные особенности вышитых аппликацией изделий.

Цель и задачи:  Научить художественным средствам выразительности изделий, вышитых аппликацией. Использовать различные ткани (гладкопряжные, набивные). Цветовое решение композиции изделия. Сочетание аппликации с вышивкой.                                                                                                      Материалы  и  оборудование: репродукции,  фотографии  работ,  изделия  декоративно-прикладного искусства, пяльцы, ножницы, иглы, белая ткань х/б, нитки мулине, разноцветные ткани.                                                                                                    Самостоятельна работа: подбор материала, выполнение учебного образца.

Тема 1.6. Создание вариантов композиционного решения изделия в технике аппликации методом импровизации (диванная подушка, салфетка, фартук, картина). Выполнение изделия или фрагмента.

Цель и задачи:  Научить художественным средствам выразительности изделий, вышитых аппликацией. Создание своих вариантов эскиза. Цветовое решение композиции изделия. Выполнение изделия  в материале.                                                                                                   Материалы  и  оборудование: репродукции,  фотографии  работ,  изделия  декоративно-прикладного искусства, пяльцы, ножницы, иглы, белая ткань х/б, нитки мулине, разноцветные ткани.                                                                                                    Самостоятельна работа: подбор материала, выполнение изделия в материале.

РАЗДЕЛ 2. Искусство плетения из бисера.                                                                        Тема 2.1. Плетение из бисера и вышивка бисером на Руси. 

Цель и задачи: Познакомить об искусстве плетения из бисера и  вышивке бисером. Современное плетение из бисера.

Материалы  и  оборудование: репродукции,  фотографии  работ,  изделия  декоративно-прикладного искусства.

Тема 2.2. Освоение технических приёмов простого плетения из бисера. Приём параллельного низания. 

Цель и задачи:  Научить техническим особенностям параллельного низания. Изготовление анималистических изделий.                                               Материалы  и  оборудование: репродукции,  фотографии  работ,  изделия  декоративно-прикладного искусства, бисер, леска, проволока, ножницы.                                                                                                    Самостоятельна работа: закрепление пройденной темы.

Тема 2.3. Приём простого плетения из бисера. « Ягодка », «Крестик» и т.д. Цель и задачи:  Технические особенности простого плетения из бисера. «Бутончики», «ягодки», «листики», «цветочки», «треугольник», «крестик», «жучок», «лесенка» и т.д.                                                                               Материалы  и  оборудование: репродукции,  фотографии  работ,  журналы, книги, бисер, леска, проволока, ножницы.                                                                                                    Самостоятельна работа: закрепление пройденной темы.

Тема 2.4. Выполнение изделия на основе изученных приёмов низания.        « Фенечка », « Бусы ».                                                                                                Цель и задачи:  Просмотр книг, альбомов, журналов. Подбор необходимого материала: бисера. Изготовление изделия: « Фенечка», « Бусы ». Используя технические особенности простого плетения из бисера. «Бутончики», «ягодки», «листики», «цветочки», «треугольник», «крестик», «жучок», «лесенка» и т.д.                                                                               Материалы  и  оборудование: репродукции,  фотографии  работ,  журналы, книги, бисер, леска, проволока, ножницы.                                                                                                    Самостоятельна работа: выполнения изделия в материале.

Второй год обучения

РАЗДЕЛ 1. Искусство народной вышивки.

Тема 1.1. Вышивка лентами. Освоение простых и отделочно-декоративных швов.                                                                                                   Цель и задачи: Познакомить с художественной вышивкой лентами в России. Научить технологии выполнения простых швов. Поэтапное выполнение шва. Виды простых швов: «полупетля», «полупетля с двойной закрепкой», «петля», «французский узелок», «колониальный узелок», «двойной стежок с нахлестом», «двойной стежок с настилом», «стежок перекрученный» и т.д.    Материалы  и  оборудование: репродукции,  фотографии  работ,  изделия  декоративно-прикладного искусства, пяльцы, ножницы, иглы, белая ткань х/б, канва, атласные ленты 0,3см, 0,5см, 1см., нитки мулине.                                                                                                  Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление полученных навыков, выполнение учебного образца.

Тема 1.2. Создание вариантов композиционного решения изделия в технике вышивка лентами методом импровизации (диванная подушка, салфетка, фартук, картина). Выполнение изделия в материале.                      Цель и задачи: Создать свои варианты эскиза. Цветовое решение композиции изделия. Выполнение изделия  в материале.                                                 Материалы  и  оборудование: репродукции,  фотографии  работ,  изделия  декоративно-прикладного искусства, пяльцы, ножницы, иглы, белая ткань х/б, канва, атласные ленты 0,3см, 0,5см, 1см., нитки мулине.                                                                                                  Самостоятельна работа: выполнение изделия в материале.

Тема 1.3. Освоение художественно-технических приемов вышивки «белая гладь».                                                                                                                             Цель и задачи: Научить художественным и техническим особенностям приемов гладьевой вышивки. Виды белой глади: «гладь без настила(простая гладь)», «гладь с настилом», «мелкая гладь с прорезью (прорезная гладь)», «русская гладь». Изучить приемы выполнения белой глади.                                          Материалы  и  оборудование: репродукции,  фотографии  работ,  изделия  декоративно-прикладного искусства, пяльцы, ножницы, иглы, ткань х/б, нитки мулине.                                                                                                  Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление полученных навыков, выполнение учебного образца.

Тема 1.4. Разработка собственной композиции изделия и выполнения в материале.                                                                                                                         Цель и задачи: Познакомить с готовыми изделиями (школьный фонд), книги и журналы. Копирование понравившихся образцов. Создание эскиза собственной композиции (платочек, салфетка, картина, рушник). Выполнение композиции в технике «белая гладь». Отделка готовых изделий.                                                      Материалы  и  оборудование: пяльцы, ножницы, иглы, ткань х/б, нитки мулине.                                                                                                           Самостоятельна работа: поиск эскизов, выполнение композиции на заданную тему.

РАЗДЕЛ 2. Искусство плетения из бисера.                                                                       Тема 2.1. Освоение технических приёма более сложного низания. Низание « Мозаика ».                                                                                                                                               Цель и задачи:  Научить техническим особенностям низания «Мозаика». Изготовление изделия «Фенечка».                                                                                    Материалы  и  оборудование: журналы, книги,  бисер, леска, проволока, ножницы.                                                                                                    Самостоятельна работа: закрепление пройденной темы.

Тема 2.2. Выполнение изделия на основе изученного приёма низания. « Пасхальное яйцо ».                                                                                                              Цель и задачи:  Научить техническим особенностям низания «Мозаика». Просмотреть книги, альбомы, журналы. Подбор необходимого материала: бисера. выполнить изделия несложного «Пасхальное яйцо».  Технические особенности низания объемной формы.                                                                                   Материалы  и  оборудование: журналы, книги,  бисер, леска, проволока, ножницы.                                                                                                    Самостоятельна работа: выполнение изделия в материале.

Тема 2.3. Освоение технических приёма сложного низания. Низание « Полотно», « Жгут ».                                                                                                                  Цель и задачи:  Научить техническим  приемам низания « полотна » и «жгута». Подбор необходимого материала: бисера. Практическая работа. Просмотреть книги, альбомы, журналы. Подбор необходимого материала: бисера. Материалы  и  оборудование: журналы, книги,  бисер, леска, проволока, ножницы.                                                                                                    Самостоятельна работа: закрепление пройденной темы.

Третий год обучения

РАЗДЕЛ 1. Искусство народной вышивки.

Тема 1.1. Русская декоративная гладь. Овладение  художественно-техническими приемами верхошвов.                                                                                               Цель и задачи: Познакомить с художественной вышивкой русская декоративная гладь. Научить технологии выполнения верхошвов. Поэтапное выполнение швов. Виды простых швов: «полупетля», «полупетля с двойной закрепкой», «петля», «французский узелок», «колониальный узелок», «двойной стежок с нахлестом», «двойной стежок с настилом», «стежок перекрученный» и т.д.    Материалы  и  оборудование: репродукции,  фотографии  работ,  изделия  декоративно-прикладного искусства, пяльцы, ножницы, иглы, белая ткань х/б, канва, атласные ленты 0,3см, 0,5см, 1см., нитки мулине.                                                                                                  Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление полученных навыков, выполнение учебного образца.

Тема 1.2. Создание изделия с узорами растительного характера (подушка, салфетка и т.д.).                                                                                                                               Цель и задачи: Познакомить с готовыми изделиями (школьный фонд), книги и журналы. Создание эскиза собственной композиции (подушка, салфетка и т.д.). Выполнение композиции в технике декоративная гладь. Отделка готовых изделий.                                                                                                                                     Материалы  и  оборудование: репродукции,  фотографии  работ,  изделия  декоративно-прикладного искусства, пяльцы, ножницы, иглы, ткань х/б, нитки мулине.                                                                                                      Самостоятельна работа: поиск эскизов, выполнение композиции на заданную тему.

Тема 1.3. Крест. Освоение художественно-технических приемов выполнения шва «крест».                                                                                                Цель и задачи: Познакомить с художественной вышивкой «Крест». Отличительные   особенности   традиционной  вышивки России.

Научить технологии выполнения счетного шва.  Виды выполнения счетного шва: горизонтальный крест, вертикальный крест.                                                                      Материалы  и  оборудование: репродукции,  фотографии  работ,  изделия  декоративно-прикладного искусства, пяльцы, ножницы, иглы, ткань х/б, канва, нитки мулине.                                                                                                  Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление полученных навыков, выполнение учебного образца.

Тема 1.4. Создание изделия с использованием изученных приемов вышивки (настенное панно, фартук, подушка, салфетка, дорожка, рушник и т.д.).                                                                                                                                                   Цель и задачи: Познакомить с готовыми изделиями (школьный фонд), книги и журналы. Создание эскиза собственной композиции (настенное панно, фартук, рушник, подушка, салфетка и т.д.). Выполнение композиции в технике «крест». Отделка готовых изделий.                                                                                                                                     Материалы  и  оборудование: репродукции,  фотографии  работ,  изделия  декоративно-прикладного искусства, пяльцы, ножницы, иглы, ткань х/б, канва. нитки мулине.                                                                                                      Самостоятельна работа: поиск эскизов, выполнение композиции на заданную тему.

РАЗДЕЛ 2. Искусство русского кружевоплетения. Вязание крючком.                                        Тема 2.1. Вязание крючком. Знакомство  с различными приёмами.                        Цель и задачи:  Рассказать об искусстве русского кружевоплетения в России и в частности на Кубани. Виды кружев. Вязание крючком. Беседа о народном искусстве кружевоплетения. Вязание крючком и народные мастера на Кубани:  Гонтаренко А.И. и Бирюк А.Я.  Виды кружев: вязание крючком, вязание спицами, игольное кружево, коклюшечное кружево.                                                              Материалы  и  оборудование: репродукции,  фотографии  работ,  изделия  декоративно-прикладного искусства, нитки Ирис, Снежинка, Лилия и т.д., крючок № 7,8, 9, 11, 12., ножницы.                                                                                        Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.

Тема 2.2. Освоение различных приёмов вязания крючком.                                        Цель и задачи: Подготовка рабочего места. Познакомить с пряжей: шёлковой, хлопчатобумажной, полушерстяной, шерстяной и искусственной;  с инструментами: различные виды крючков, ножницы, сантиметр. Техника безопасности при работе.  Образование первоначальной петли, вязание воздушной петли, полустолбика без накида, столбик с одним и более накидами, « ракушка», « лепесток», пико.                                                                                       Материалы  и  оборудование: журналы, альбомы, репродукции,  фотографии  работ, нитки Ирис, Снежинка, Лилия и т.д., крючок № 7,8, 9, 11, 12., ножницы.                                                                                        Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление полученных навыков, выполнение учебного образца.

Тема 2.3. Изготовление сувенирного изделия. Платочек.                                                  Цель и задачи: Познакомить с готовыми изделиями (школьный фонд), книги и журналы. Копирование понравившихся образцов. Выполнение композиции изделия. Обвязывание края ткани и вязание небольшого горизонтального кружева. Глажка и крахмаление изделия.                                                                         Материалы  и  оборудование: журналы, альбомы, репродукции,  фотографии  работ, нитки Ирис, Снежинка, Лилия и т.д., крючок № 7,8, 9, 11, 12., ножницы.                                                                                        Самостоятельна работа: выполнение композиции на заданную тему.

Четвертый год обучения

РАЗДЕЛ 1. Искусство народной вышивки.

Тема 1.1. Вышивка бисером. Освоение художественно-технических приёмов вышивки бисером.                                                                                                     Цель и задачи: История возникновения вышивки бисером. Познакомить с художественной вышивкой бисером. Научить технологии выполнения вышивки бисером. Поэтапное выполнение швов. Техника вышивки «строчным» швом, «стебельчатым» швом, швом в прикреп.                                               Материалы  и  оборудование: репродукции,  фотографии  работ,  изделия  декоративно-прикладного искусства, пяльцы, ножницы, иглы, ткань х/б, канва, нитки мулине, бисер.                                                                                                  Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление полученных навыков, выполнение учебного образца.

Тема 1.2. Выполнение изделия. (Картина или закладка на Евангелия)                          Цель и задачи: Выполнить  изделия в любой изученной технике вышивки бисером. Просмотр книг, альбомов, журналов. Копирование понравившихся образцов. Поиски цветового решения. Отделка готового изделия.                                 Материалы  и  оборудование: репродукции,  фотографии  работ,  изделия  декоративно-прикладного искусства, пяльцы, ножницы, иглы, ткань х/б, канва, нитки мулине, бисер, разные бусины, стразы.                                                                                                  Самостоятельна работа: выполнение изделия на заданную тему.

Тема 1.3. Роспись. Освоение художественно-технических приемов выполнения шва «роспись».                                                                                                                       Цель и задачи: Познакомить с художественной вышивкой «Роспись». Отличительные   особенности   традиционной  вышивки России.

Научить технологии выполнения счетного шва.  Проработка приемов выполнения шва «роспись», последовательность его выполнения.                                                                      Материалы  и  оборудование: репродукции,  фотографии  работ,  изделия  декоративно-прикладного искусства, пяльцы, ножницы, иглы, ткань х/б, канва, нитки мулине.                                                                                                  Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление полученных навыков, выполнение учебного образца.

Тема 1.4. Создание изделия с использованием изученных приемов вышивки (подушка, салфетка, дорожка).                                                                                  Цель и задачи: Познакомить с готовыми изделиями (школьный фонд), книги и журналы. Создание эскиза собственной композиции ( рушник, подушка, салфетка и т.д.). Выполнение композиции в технике «роспись». Отделка готовых изделий.                                                                                                                                     Материалы  и  оборудование: репродукции,  фотографии  работ,  изделия  декоративно-прикладного искусства, пяльцы, ножницы, иглы, ткань х/б, канва. нитки мулине.                                                                                                      Самостоятельна работа: поиск эскизов, выполнение композиции на заданную тему.

РАЗДЕЛ 2. Искусство русского кружевоплетения. Вязание крючком.                      Тема 2.1. Вязания крючком по кругу. Основные приёмы вязания по кругу. Цель и задачи:  Рассказать об искусстве русского кружевоплетения в России и в частности на Кубани. Виды кружев. Вязание крючком. Технические особенности вязания по кругу: завершение ряда и переход к новому ряду. Выполнение простейшего задания в технике вязания по кругу.                                   Материалы  и  оборудование: репродукции,  фотографии  работ,  изделия  декоративно-прикладного искусства, нитки Ирис, Снежинка, Лилия и т.д., крючок № 7, 8, 9, 11, 12., ножницы.                                                                                        Самостоятельна работа: изучение литературы по теме., выполнение учебного образца.

Тема 2.2. Вязание салфетки.                                                                                                              Цель и задачи: Познакомить с готовыми изделиями (школьный фонд), книги и журналы. Копирование понравившихся образцов. Выполнение композиции изделия. Разбор схемы и приёмов вязания. Глажка и крахмаление изделия.                                                                         Материалы  и  оборудование: журналы, альбомы, репродукции,  фотографии  работ, нитки Ирис, Снежинка, Лилия и т.д., крючок № 7,8, 9, 11, 12., ножницы.                                                                                        Самостоятельна работа: выполнение композиции на заданную тему.

Тема 2.3. Филейное кружево. Техника выполнения филейного кружева. Цель и задачи:  Рассказать об искусстве русского кружевоплетения в России Виды кружев. Филейное кружево. Технические особенности филейного вязания: завершение ряда и переход к новому ряду. Выполнение простейшего задания в технике филейное вязания.                                                                                               Материалы  и  оборудование: репродукции,  фотографии  работ,  изделия  декоративно-прикладного искусства, нитки Ирис, Снежинка, Лилия и т.д., крючок № 7,8, 9, 11, 12., ножницы.                                                                                        Самостоятельна работа: изучение литературы по теме., выполнение учебного образца.

Тема 2.4. Выполнение изделия с применением филейного кружева. Салфетка, платочек.                                                                                                                                    Цель и задачи: Познакомить с готовыми изделиями (школьный фонд), книги и журналы. Копирование понравившихся образцов. Выполнение композиции изделия. Разбор схемы и приёмов вязания. Глажка и крахмаление изделия.                                                                         Материалы  и  оборудование: журналы, альбомы, репродукции,  фотографии  работ, нитки Ирис, Снежинка, Лилия и т.д., крючок № 7,8, 9, 11, 12., ножницы.                                                                                        Самостоятельна работа: выполнение композиции на заданную тему.

Пятый  год обучения

РАЗДЕЛ 1. Искусство народной вышивки.

Тема 1.1. Мережка. Освоение строчевых швов «мережки».                                                          Цель и задачи: Познакомить с художественной вышивкой «Мережка». Отличительные   особенности   традиционной  вышивки.

Научить технологии выполнения счетного шва. Основные виды: «кисточка», «столбик», «раскол», «панка». Основные разделки по мережкам: «перевивка», «пересечение», «жучок», «козлик» и т.д.                                                                                           Материалы  и  оборудование: репродукции,  фотографии  работ,  изделия  декоративно-прикладного искусства, пяльцы, ножницы, иглы, ткань х/б, канва, нитки мулине.                                                                                                  Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление полученных навыков, выполнение учебного образца.

Тема 1.2. Создание изделия с использованием изученных приемов вышивки (салфетка, дорожка).                                                                                                  Цель и задачи: Познакомить с готовыми изделиями (школьный фонд), книги и журналы. Создание эскиза собственной композиции ( рушник, подушка, салфетка и т.д.). Выполнение композиции в технике «мережка». Отделка готовых изделий.                                                                                                                                     Материалы  и  оборудование: репродукции,  фотографии  работ,  изделия  декоративно-прикладного искусства, пяльцы, ножницы, иглы, ткань х/б, канва. нитки мулине.                                                                                                      Самостоятельна работа: поиск эскизов, выполнение композиции на заданную тему.

Тема 1.3. Вышивка крестом на Кубани. Освоение художественно-технических приемов выполнения шва «крест». 

Цель и задачи: Познакомить с художественной вышивкой «Крест». Отличительные   особенности   традиционной  вышивки России.

Научить технологии выполнения счетного шва.  Виды выполнения счетного шва: горизонтальный крест, вертикальный крест.                                                                      Материалы  и  оборудование: репродукции,  фотографии  работ,  изделия  декоративно-прикладного искусства, пяльцы, ножницы, иглы, ткань х/б, канва, нитки мулине.                                                                                                  Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление полученных навыков, выполнение учебного образца.

Тема 1.4. Создание изделия с использованием изученных приемов вышивки (салфетка, дорожка, рушник и т.д.).

Цель и задачи: Познакомить с готовыми изделиями (школьный фонд), книги и журналы. Создание эскиза собственной композиции (настенное панно, фартук, рушник, подушка, салфетка и т.д.). Выполнение композиции в технике «крест». Отделка готовых изделий.                                                                                                                                     Материалы  и  оборудование: репродукции,  фотографии  работ,  изделия  декоративно-прикладного искусства, пяльцы, ножницы, иглы, ткань х/б, канва. нитки мулине.                                                                                                      Самостоятельна работа: поиск эскизов, выполнение композиции на заданную тему.

РАЗДЕЛ 2. Искусство русского плетения из природных материалов на Кубани.                                                                                                                                      Тема 2.1. Освоение приёма плетения петли из листьев початков кукурузы, техника плетения круглого донышка. 

Цель и задачи: Его основные принципы. Искусство художественного  плетения.  Знакомство  с  видами  декоративно- прикладного  искусства (плетение из рогоза, камыша, соломы и т.д.). Поэтическая основа русского искусства и связь его с природой. Современное общество и место декоративно-прикладного искусства в нем. Технология выполнения первой петли. Круглого донышка. Принцип «вязания крючком». Материалы и оборудование: диапозитивы, альбомы, фотографии, характеризующие народное искусство.

Самостоятельная работа: изучение литературы по теме.

Тема 2.2. Освоение техники плетения несложного изделия.  «Декоративная салфетка-подставка».

Цель и задачи: Современное общество и место декоративно-прикладного искусства в нем. Технология выполнения первой петли. Круглого донышка. Принцип «вязания крючком».

Материалы и оборудование: листья початков кукурузы, вода, ножницы.

Самостоятельная работа: изучение литературы по теме и закрепление полученных навыков.

Тема 2.3. Освоение приёма плоского плетения. Изделия «декоративная салфетка-подставка». 

Цель и задачи: Современное общество и место декоративно-прикладного искусства в нем. Технология выполнения первой петли, приемы плоского плетения. Круглого донышка. Принцип «вязания крючком».

Материалы и оборудование: листья початков кукурузы, вода, ножницы.

Самостоятельная работа: изучение литературы по теме и закрепление полученных навыков.

Тема 2.4. Освоение техники объёмного плетения. Выполнение декоративного изделия « Цветы ». 

Цель и задачи: Современное общество и место декоративно-прикладного искусства в нем. Плетёнка «цепочка» из двух соломин. Изучим приёмы расширения и сужения витой плетёнки. Изготовление декоративного изделия « Цветы », ( совмещение двух видов материала:  солома и листья початков кукурузы ). Плетение витой плетёнки из пяти соломин. Выполнение лепестков цветка. Выполнение середины цветка – тычинок. Выполнение листьев для цветка. Сборка цветка. Оформление готового изделия.                                          Материалы и оборудование: листья початков кукурузы, солома, вода, ножницы.                                                                                                              Самостоятельная работа: закрепление полученных навыков.

Шестой  год обучения

РАЗДЕЛ 1. Искусство народной вышивки.

Тема 1.1. Освоение «вышивки по строчевым сеткам».

Цель и задачи: Познакомить с вышивкой по строчевым сеткам. Строчевая вышивка (Ивановская, Горьковская, Новгородская, Рязанская, Кубанская), белая и цветная перевить. Отличительные   особенности   традиционной  вышивки России. Научить технологии выполнения счетного шва.  Разметка сетки. Держка нитей. Способы перевива сетки. Подготовка сетки ткани к вышивке перевитью. Виды швов.                                                                      Материалы  и  оборудование: репродукции,  фотографии  работ,  изделия  декоративно-прикладного искусства, пяльцы, ножницы, иглы, ткань х/б, нитки мулине.                                                                                                  Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление полученных навыков, выполнение учебного образца.

Тема 1.2. Выполнение изделия в материале. 

Цель и задачи: Научить технологии выполнения счетного шва.  Разметка сетки. Держка нитей. Способы перевива сетки. Подготовка сетки ткани к вышивке перевитью. Виды швов.  Зарисовка образцов. Расчет рисунка.                                                                    Материалы  и  оборудование: репродукции,  фотографии  работ,  изделия  декоративно-прикладного искусства, пяльцы, ножницы, иглы, ткань х/б, нитки мулине.                                                                                                  Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление полученных навыков, выполнение учебного образца.

Тема 1.3. Создание изделия с вышивкой по строчевым сеткам. (салфетка, платочек, дорожка, рушник).                                                                                            Цель и задачи: Познакомить с готовыми изделиями (школьный фонд), книги и журналы. Создание эскиза собственной композиции ( рушник, подушка, салфетка и т.д.). Выполнение композиции в технике «вышивка по строчевым сеткам». Отделка готовых изделий.                                                                                                                                     Материалы  и  оборудование: репродукции,  фотографии  работ,  изделия  декоративно-прикладного искусства, пяльцы, ножницы, иглы, ткань х/б, нитки мулине.                                                                                                      Самостоятельна работа: поиск эскизов, выполнение композиции на заданную тему.

Тема 1.4. Работа над эскизами изделий. Выполнение изделия в материале.

Цель и задачи: Познакомить с готовыми изделиями (школьный фонд), книги и журналы. Создание эскиза собственной композиции ( рушник, подушка, салфетка и т.д.). Выполнение композиции в технике «вышивка по строчевым сеткам». Отделка готовых изделий.                                                                                                                                     Материалы  и  оборудование: репродукции,  фотографии  работ,  изделия  декоративно-прикладного искусства, пяльцы, ножницы, иглы, ткань х/б, нитки мулине.                                                                                                      Самостоятельна работа: выполнение композиции на заданную тему.

РАЗДЕЛ 2. Искусство русского плетения из природных материалов на Кубани.                                                                                                                                            Тема 2.1. Плетение из листьев початков кукурузы. Выполнение изделий: « Кошелка » или « Большая коробочка ».                                                     Цель и задачи: Современное общество и место декоративно-прикладного искусства в нем. Технология выполнения первой петли, приемы плоского плетения. Круглого донышка, овальное донышко. Принцип «вязания крючком».

Материалы и оборудование: листья початков кукурузы, вода, ножницы.

Самостоятельная работа: изучение литературы по теме и закрепление полученных навыков.

Тема 2.2. Плетение из соломы. Закрепление навыков плетения из соломы. Выполнение изделий: « Шкатулка »,  шляпа « Брыль ».                                                  Цель и задачи: Современное общество и место декоративно-прикладного искусства в нем. Освоение приемов плоского плетения. Плетёнка «рогожка» из пяти соломин. Плетёнка «ёлочка» из семи соломин. Зубатчатая плетёнка «рогожка» из шести соломин. Зубатчатая плетёнка «ёлочка» из шести соломин. Фестончатая плетёнка на основе «косички» из трёх соломин. Плетение «рогожка» из большого количества соломин. Плетение «ёлочка» с расширением.                                                                                                                            Материалы и оборудование: солома, вода, ножницы.                                                        Самостоятельная работа: изучение литературы по теме и закрепление полученных навыков.

III.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

Раздел   содержит   перечень   знаний,   умений   и   навыков,   приобретение   которых обеспечивает программа «Народное декоративно-прикладное искусство»:

-знания   основных   методов   и   способов   проектирования   и   моделирования   изделий декоративно - прикладного искусства;

-знание физических  и химических  свойств материалов, применяемых при выполнении изделий декоративно - прикладного творчества;

- умения раскрывать образное и живописно - пластическое решение в художественно -

творческих работах;

-  умение  копировать,  варьировать  и  самостоятельно  выполнять  изделия  декоративно-

прикладного творчества и народных промыслов;

- навыки самостоятельного применения различных художественных материалов и техник;

- навыки копирования лучших художественных образцов;

- навыки работы в различных техниках и материалах.

Учащийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие художественного вкуса;

- улучшить моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера;

-    фиксировать    склонность    к    продуктивной    или    репродуктивной    деятельности, стереотипное или свободное мышление;

-  развить  фантазию  и  воображение  (статика  говорит  об  отсутствии  плана  работы,  о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).

Учащийся  способен проявлять следующие отношения:

- формирование уважения к труду;

- воспитание интереса к искусству, понимания прекрасного;

- показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к народным промыслам.

IV.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

  Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление

учебным   процессом   и   выполняет   обучающую,   проверочную   воспитательную   и корректирующую функции.

  Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.

В    качестве    средств    текущего    контроля    успеваемости    учащихся    программой предусмотрено     введение     оценки     за     практическую     работу     и     теоретическую грамотность. Преподаватель   имеет   возможность   по   своему   усмотрению   проводить промежуточные просмотры по разделам текущей программы (текущий контроль).

Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании полугодия. Тематика экзаменационных заданий в конце каждого учебного года может быть связана с планом творческой работы, конкурсно- выставочной деятельностью образовательного учреждения.

Итоговая работа демонстрирует умения реализовать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, умение работать с подготовительным материалом, эскизами, литературой.

Итоговая работа может быть выполнена в любой технике и материале.

Работа рассчитана на второе полугодие выпускного класса: в 5 классе или 6 классе (при 5-6-летенем сроке освоения программы «Декоративно-прикладное творчество»).

Итоговая аттестация в пятом (шестом) классах проводится в форме просмотра итоговых работ.

Итоговая аттестация проводится в форме просмотра - выставки.

Критерии оценки

Во время объяснения новой темы и перед выполнением каждого задания преподаватель ставит перед учеником конкретные задачи. В зависимости от качества выполнения этих задач оценивается работа ученика.

5 (отлично) - ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением и творческим подходом.

4 (хорошо) - ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.

3 (удовлетворительно) - ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.

V.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Предложенные   в   настоящей   программе   темы   заданий   по   предмету   «Народное декоративно-прикладное искусство» следует рассматривать как рекомендательные. Это дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики.

Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему этапов выполнения работы в материале:

1.Знакомство с историей народных промыслов.

2.Освоение приемов вышивки, вязания, плетения бисером, плетения из природных материалов. (копирование, повтор).

3.Создание творческой работы.

Программа предусматривает последовательное усложнение заданий.

Для  успешного  результата  в  освоении  программы  «Народное декоративно-прикладное искусство»  необходимы следующие учебно-методические пособия:

- наглядные методические пособия по темам,

- технологические карты, схемы показа плетения,

- фонд лучших работ учащихся по разделам и темам,

- видеоматериалы,

- интернет

- ресурсы,

- презентационные материалы по тематике разделов.

VI.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Список учебной и методической литературы

  1. Барадулин В.А. Народные промыслы. – М., 1978
  2. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М., 1986
  3. Вакуленко Е.Г. Вышивка икон, рушников, покровцов: секреты церковных мастеров. – Ростов на Дону, 2008
  4. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно- прикладное творчество : теория, история, практика. – Ростов на Дону, 2007
  5. Вакуленко Е.Г. Методика обучения плетению из лозы, соломы  и листьев початков кукурузы. – М., 2003
  6. Вакуленко Е.Г. Методика обучения кружеву. – М., 2003
  7. Виноградова Е.Г. Полная энциклопедия бисероплетения. – М., 2007
  8. Власова А.А. Вязание: от умения к мастерству. – СПб., 1998
  9. Данкевич Е.В. Вышивка лентами. – М.:АСТ; СПб.: Сова, 2010.
  10. Козлова З.В., Кизеева Т.И., Кузнецова Н.М., Репина Т.А. Бытовые изделия из соломки. – Ростов на Дону,  2007
  11. Миловский А.С. Народные промыслы: Встреча с самобытными мастерами. – М.,1994
  12.  Никулина О.П.  Декоративные изделия из соломки своими руками. -  Ростов на Дону,  2007
  13.  Узоры и кружева. – Мн.: Харвест, М., 2000
  14.  Фадеева Е.В. Простые поделки из бисера. – М., 2008
  15. Шёлковые ленты. Лучшие идеи вышивок. Подушки, скатерти. – Минск: Харвест,2010
  16. Шёлковые ленты. Лучшие идеи вышивок. Подушки, скатерти. – Минск: Харвест,2011

Средства обучения

-    материальные:    учебные    аудитории        оборудованные,    столами    и    стульями, инструментами, материалами, наглядными пособиями, мебелью,

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, технологические карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски;

- демонстрационные: подлинники изделий народного творчества, выполненные в разных материалах;

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ по дисциплине "Декоративно-прикладное искусство" художественного отделения школы искусств 1-5 класс

Рабочая программа по изучению декоративно-прикладного искусства создана в соответствии с концепцией художественного образования Российской Федерации, утвержденной министром образования В.М.Филипповым ...

Авторская программа творческого объединения "Декоративно-прикладное искусство"

Профессия художника, дизайнера, мастера декоративного искусства становится сегодня востребованным, обществу нужны творческие личности. Творческий человек будет творчески работать в любой области. В хо...

Авторская программа творческого объединения "Декоративно-прикладное искусство"

Профессия художника, дизайнера, мастера декоративного искусства становится сегодня востребованным, обществу нужны творческие личности. Творческий человек будет творчески работать в любой области. В хо...

Программа кружка по декоративно -прикладному искусству "Лоскутная техника - Печворк"

         Данная программа вариативного курса «Лоскутная техника – Печворк» ориентирована на знакомство учащихся с техникой печворк, что в настоящее время является актуальным для развития у школьников ...