Марийский национальный орнамент.
план-конспект занятия по технологии (6 класс) на тему
Мастер- класс ИКН и технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass_ikn_i_tehnologii.doc | 221 КБ |
prezentatsiya_intergrirovannogo_uroka.ppt | 622.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Йошкар- Олы»
Марийский национальный орнамент
интегрированный мастер- класс
истории и культуры народов Марий Эл и технологии
Подготовили: Зыкова Елена Семеновна,
учитель истории и культуры народов Марий Эл
Матвеева Людмила Ионовна, учитель технологии
Цель: познакомить обучающихся с понятием «орнамент», с элементами марийского национального орнамента, с марийской вышивкой, развивать творческие способности обучающихся.
Задачи:
- обучающие: познакомить обучающихся с понятием «орнамент», с элементами марийского национального орнамента, с образцами марийской вышивки;
- развивающие: развивать навыки самоконтроля, диалогической беседы;
-воспитывающие: воспитывать любовь к марийской культуре, языку, эстетический вкус, внимательность, привить навыки аккуратности.
Оборудование: записи марийских мелодий, компьютерная презентация на тему «Марийский национальный орнамент», образцы орнаментов, макет куклы, выставка книг, ножницы, клей, цветная бумага, простые карандаши, шаблоны платья и рубахи.
Эпиграф: (2 слайд)
О, женщины марийские!
Как славно
Расшито вами жизни полотно
Писать мы научились
Так недавно,
А вышивать умели так давно.
В.Колумб
Ход мастер- класса
Приветствие.
Учитель ИКН: Ребята, в последнее время в нашей республике большое внимание стали уделять культурному наследию. То есть восстанавливают дом, где жил и работал С.Г. Чавайн, восстанавливают дом Пчелина, восстанавливают памятники. А для чего? (ответы обучающихся)
Учитель ИКН: Ребята, как вы думаете, почему нужно знать обычаи и традиции народов, живущих в республике Марий Эл? (ответы обучающихся)
Учитель ИКН: Сегодня мы познакомимся с традиционной вышивкой марийского народа. С помощью аппликации мы украсим национальную одежду. Девочки украсят национальные платья, а мальчики- традиционную нательную рубаху(тувыр).
Вышивка. Занятие это в нашем крае ведет свой отчет времени с 16 века. А самые ранние вышитые изделия, которые имеются в музеях, относятся к 18 веку. Марийский поэт и писатель В. Колумб писал (чтение эпиграфа):
О, женщины марийские!
Как славно
Расшито вами жизни полотно.
Писать мы научились
Так недавно, А вышивать умели так давно.
В. Колумб
3 слайд
Марийские женщины стремились как можно раньше научить своих дочерей искусству вышивки. Обучение начиналось с 7-9 лет. Учили мать, взрослые сестры, иногда посторонние женщины, которые считались хорошими вышивальщицами.
Чтобы вышить одну рубаху так, как делали это в старину, требовалось сидеть за вышивкой не один месяц.
4 слайд
Вышивка и ее качество служило мерилом достоинства женщины. Лучшая вышивальщица считалась и лучшей невестой деревни. На взрослую девушку, которая не умела вышивать, смотрели как на глупую. Неумение вышивать было большим недостатком женщины.
О мастерстве марийских вышивальщиц знали не только в России, но и в Европе, и в Америке. В 1892 году на выставке в Колумбии, вышитые изделия были удостоены диплома второй степени.
А теперь, ребята, я хочу показать вам вышитые изделия, так как вышивка применялась в национальной одежде и в предмете внутреннего убранства дома.
5 слайд
Учитель показывает старинные вещи с вышивками.
Вышивкой занимались во все времена года. Вышивальщицы работали, собравшись вместе.
И в настоящее время искусством вышивки владеют многие женщины- марийки. Всем вам, наверное, известно имя Ираиды Степановой, Лидии Орловой, Надежды Маркиной…
6 слайд
В нашем городе Йошкар- Оле есть ателье «Сайвер», «Энсай», где шьют национальную одежду.
Узор, который народ использовал для украшения одежды и предметов быта, называется орнаментом.
Орнамент(лат.- украшение)- узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов.
7 слайд
- Где мы можем встретить орнамент? (обучающиеся перечисляют)
Учитель ИКН: Для марийской вышивки характерны три типа орнамента: геометрический, растительный, зооморфный.
8 слайд
Геометрический орнамент состоит из сочетания фигур в виде ромбов, квадратов, углов, прямых полос, ломанных и кривых линий, крестов, реже кругов, овалов и сложно- узорных мотивов.
Растительный орнамент.
В нем мы можем увидеть формы деревьев, цветов, листьев.
Зооморфный или животный орнамент
Здесь мы видим изображения птиц, животных и людей.
Национальная марийская одежда была белой, традиция эта сохранилась и по сей день. Обратите внимание, что на всей вышивке преобладают красно- бордовые тона, черная нить используется для контура.
Красный цвет у многих народов воспринимался как оберег. Красные нити привязывали у русских к кистям рук, как средство против болезней. Употребление красного цвета в вышивке имело смысловое значение и служило оберегом.
Практическая часть
Учитель технологии: Сегодня мы с вами займемся украшением национальной одежды. Девочки украсят национальные платья в лучших марийских традициях, а мальчики- традиционную нательную рубаху(тувыр).
Перед вами шаблоны платья и рубахи. Вы должны проявить творчество. При помощи цветной бумаги мы украсим платья и рубахи.
Орнамент на платье нужно расположить у ворота, у грудного разреза, на рукавах и на низе платья.
Помимо красоты вышивка имела обереговое значение. Чтобы зло и нечистая сила не проникала в тело человека, закрывали все открытые места. То есть на платьях вышивка располагалась на рукавах, на вороте, на низе платья, у женщин- на груди.
Прежде чем приступить к работе, давайте повторим правила техники безопасности при работе с ножницами.
9 слайд
- Не оставлять ножницы в открытом виде.
- При работе следи за пальцами левой руки.
- Передавая ножницы, держать за сомкнутые лезвия.
- Ножницы класть сомкнутыми лезвиями от работающего.
Учитель раздает заготовки для оформления. Обучающиеся под руководством учителя с помощью аппликации украшают шаблоны.
10 слайд
Программа действий:
- Квадрат из цветной бумаги по диагонали сгибаем пополам. Получится треугольник. Треугольник ещё раз сгибаем пополам. На большей стороне треугольника карандашом чертим букву «т» и вырезаем ее. Разворачиваем. Разрезаем квадрат по диагонали. Получился элемент орнамента.
- Правильно расположить узоры на основу.
- Наклеить узор на основу.
Звучит марийская мелодия.
Благодарим Вас за участие, надеемся, что наш мастер – класс вам понравился, и Вы с удовольствием дома сделаете закладку для книг, используя марийские орнаменты.
Литература
- Соловьева Г.И. Орнамент марийской вышивки, Й.-Ола: Марийское книжное издательство, 1982.
- Майкова Л.Е. Основы художественных промыслов народа мари. Й.-Ола: Марийское книжное издательство, 2009г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О, женщины марийские! Как славно Расшито вами жизни полотно. Писать мы научились Так недавно, А вышивать умели так давно. В.Колумб
Вышивка- наиболее древний и развитый вид декоративно- прикладного искусства народа мари.
Вышивка и ее качество служило мерилом достоинства женщины
Вышивка применялась в национальной одежде и предмете внутреннего убранства дома
Искусные вышивальщицы
Орнамент (-лат. украшение)-узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов
По своим мотивам орнамент может быть: 1) геометрический , состоящий из различных геометрических элементов. 2) растительный. В нем мы можем увидеть формы деревьев, цветов, листьев. 3) зооморфный. Здесь мы видим изображения птиц, животных и людей .
Правила техники безопасности при работе с ножницами 1. Не оставлять ножницы в открытом виде. 2. При работе следи за пальцами левой руки. 3. Передавая ножницы, держать за сомкнутые лезвия. 4. Ножницы класть сомкнутыми лезвиями от работающего.
Программа действий: Квадрат из цветной бумаги по диагонали сгибаем пополам. Получится треугольник. Треугольник ещё раз сгибаем пополам. На большей стороне треугольника карандашом чертим букву «т» и вырезаем ее. Разворачиваем. Разрезаем квадрат по диагонали. Получился элемент орнамента. Правильно расположить узоры на основу. Наклеить узор на основу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по ИЗО "Якутский национальный орнамент"
Открытый урок по теме "Якутский национальный орнамент"с использованием национально-регионального компанента. Используются призентации учителя и ученицы для объяснения темы....
Марийский национальный театр драмы им. М. Шкетана
План-конспект открытого урока по ИКН, включает в себя материалы из истории марийского театра, материалы о первых актерах и режиссерах....
Мастер - класс по изготовлению сувенира с национальным орнаментом
Мастер - класс по изготовлению сувенира с национальным орнаментом....
Урок развития речи в 5 классе "Национальный орнамент"
Урок развития речи...
План - конспект урока СБО "Марийская национальная кухня. Приготовление картофельных вареников"
Урок знакомства с марийской национальной кухней и приготовлением национального блюда народов мари "Вареники из картофеля"...
интегрированый урок "Марийская национальная кухня. (Приготовление Шолтымо стерлядь (салат из стерляди)"
Формирование знаний об особенностях традиционных блюд марийской кухниОбучающие: обобщение и систематизация знаний учащихся по данной теме; усиление прикладной и практической направленности изученной т...
Презентация "Марийская национальная кухня".
Презентация...