Марийский национальный орнамент.
план-конспект занятия по технологии (6 класс) на тему

Матвеева Людмила Ионовна

Мастер- класс ИКН и технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-_klass_ikn_i_tehnologii.doc221 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_intergrirovannogo_uroka.ppt622.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Йошкар- Олы»

Марийский национальный орнамент

интегрированный мастер- класс

 истории и культуры народов Марий Эл и технологии

                                 Подготовили: Зыкова Елена Семеновна,

                                             учитель истории и культуры народов Марий Эл

         Матвеева Людмила Ионовна, учитель технологии

Цель: познакомить обучающихся с понятием «орнамент», с элементами марийского национального орнамента, с марийской вышивкой, развивать творческие способности обучающихся.

Задачи:

- обучающие: познакомить обучающихся с понятием «орнамент», с элементами марийского национального орнамента, с образцами марийской вышивки;

- развивающие: развивать навыки самоконтроля, диалогической беседы;

-воспитывающие: воспитывать любовь к марийской культуре, языку, эстетический вкус, внимательность, привить навыки аккуратности.

Оборудование: записи марийских мелодий, компьютерная презентация на тему «Марийский национальный орнамент», образцы орнаментов, макет куклы, выставка книг, ножницы, клей, цветная бумага, простые карандаши, шаблоны платья и рубахи.

Эпиграф: (2 слайд)

О, женщины марийские!

Как славно

Расшито вами жизни полотно

Писать мы научились

Так недавно,

А вышивать умели так давно.

                                         В.Колумб

Ход мастер- класса

Приветствие.

Учитель ИКН: Ребята, в последнее время в нашей республике большое внимание стали уделять культурному наследию. То есть восстанавливают дом, где жил и работал С.Г. Чавайн, восстанавливают дом Пчелина, восстанавливают памятники. А для чего? (ответы обучающихся)

Учитель ИКН: Ребята, как вы думаете, почему нужно знать обычаи и традиции народов, живущих в республике Марий Эл? (ответы обучающихся)

Учитель ИКН: Сегодня мы познакомимся с традиционной вышивкой марийского народа. С помощью аппликации мы украсим национальную одежду. Девочки украсят национальные платья, а мальчики- традиционную нательную рубаху(тувыр).

Вышивка. Занятие это в нашем крае ведет свой отчет времени с 16 века. А самые ранние вышитые изделия, которые имеются в музеях, относятся к 18 веку. Марийский поэт и писатель В. Колумб писал (чтение эпиграфа):

О, женщины марийские!

Как славно

Расшито вами жизни полотно.

Писать мы научились

Так недавно, А вышивать умели так давно.

                                                         В. Колумб

3 слайд

Марийские женщины стремились как можно раньше научить своих дочерей искусству вышивки. Обучение начиналось с 7-9 лет. Учили мать, взрослые сестры, иногда посторонние женщины, которые считались хорошими вышивальщицами.

Чтобы вышить одну рубаху так, как делали это в старину, требовалось сидеть за вышивкой не один месяц.

4 слайд

Вышивка и ее качество служило мерилом достоинства женщины. Лучшая вышивальщица считалась и лучшей невестой деревни. На взрослую девушку, которая не умела вышивать, смотрели как на глупую. Неумение вышивать было большим недостатком женщины.

О мастерстве марийских вышивальщиц знали не только в России, но и в Европе, и в Америке. В 1892 году на выставке в Колумбии, вышитые изделия были удостоены диплома второй степени.

А теперь, ребята, я хочу показать вам вышитые изделия, так как вышивка применялась в национальной одежде и в предмете внутреннего убранства дома.

5 слайд

Учитель показывает старинные вещи с вышивками.

Вышивкой занимались во все времена года. Вышивальщицы работали, собравшись вместе.

И в настоящее время искусством вышивки владеют многие женщины- марийки. Всем вам, наверное, известно имя Ираиды Степановой, Лидии Орловой, Надежды Маркиной…

6 слайд

В нашем городе Йошкар- Оле есть ателье «Сайвер», «Энсай», где шьют национальную одежду.

 Узор, который народ использовал для украшения одежды и предметов быта, называется орнаментом.

Орнамент(лат.- украшение)- узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов.

7 слайд

- Где мы можем встретить орнамент? (обучающиеся перечисляют)

Учитель ИКН: Для марийской вышивки характерны три типа орнамента: геометрический, растительный, зооморфный.

        8 слайд

Геометрический орнамент состоит из сочетания фигур в виде ромбов, квадратов, углов, прямых полос, ломанных и кривых линий, крестов, реже кругов, овалов и сложно- узорных мотивов.

Марийский национальный орнамент Вышивка крестиком

Растительный орнамент.

В нем мы можем увидеть формы деревьев, цветов, листьев.

Группа: марий-влак погыныза

Зооморфный или животный орнамент

Здесь мы видим изображения птиц, животных и людей.

        Национальная марийская одежда была белой, традиция эта сохранилась и по сей день. Обратите внимание, что на всей вышивке преобладают красно- бордовые тона, черная нить используется для контура.

Красный цвет у многих народов воспринимался как оберег. Красные нити привязывали у русских к кистям рук, как средство против болезней. Употребление красного цвета в вышивке имело смысловое значение и служило оберегом.

Практическая часть

Учитель технологии: Сегодня мы с вами займемся украшением национальной одежды. Девочки украсят национальные платья в лучших марийских традициях, а мальчики- традиционную нательную рубаху(тувыр).

        Перед вами шаблоны платья и рубахи. Вы должны проявить творчество. При помощи цветной бумаги мы украсим  платья и рубахи.

        Орнамент на платье нужно расположить у ворота, у грудного разреза, на рукавах и на низе платья.

        Помимо красоты вышивка имела обереговое значение. Чтобы зло и нечистая сила не проникала в тело человека, закрывали все открытые места. То есть на платьях вышивка располагалась на рукавах, на вороте, на низе платья, у женщин- на груди.

Прежде чем приступить к работе, давайте повторим правила техники безопасности при работе с ножницами.

9 слайд

  1. Не оставлять ножницы в открытом виде.
  2. При работе следи за пальцами левой руки.
  3. Передавая ножницы, держать за сомкнутые лезвия.
  4. Ножницы класть сомкнутыми лезвиями от работающего.

Учитель раздает заготовки для оформления. Обучающиеся под руководством учителя с помощью аппликации украшают шаблоны.

10 слайд

Программа действий:

  1. Квадрат из цветной бумаги по диагонали сгибаем пополам. Получится треугольник. Треугольник ещё раз сгибаем пополам. На большей стороне треугольника карандашом чертим букву «т» и вырезаем ее. Разворачиваем. Разрезаем квадрат по диагонали. Получился элемент орнамента.
  2. Правильно расположить узоры на основу.
  3. Наклеить узор на основу.

Звучит марийская мелодия.

Благодарим Вас за участие, надеемся, что наш мастер – класс вам понравился, и Вы с удовольствием дома сделаете закладку для книг, используя марийские орнаменты.

Литература

  1. Соловьева Г.И. Орнамент марийской вышивки, Й.-Ола: Марийское книжное издательство, 1982.
  2. Майкова Л.Е. Основы художественных промыслов народа мари. Й.-Ола: Марийское книжное издательство, 2009г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Марийский национальный орнамент

Слайд 2

О, женщины марийские! Как славно Расшито вами жизни полотно. Писать мы научились Так недавно, А вышивать умели так давно. В.Колумб

Слайд 3

Вышивка- наиболее древний и развитый вид декоративно- прикладного искусства народа мари.

Слайд 4

Вышивка и ее качество служило мерилом достоинства женщины

Слайд 5

Вышивка применялась в национальной одежде и предмете внутреннего убранства дома

Слайд 6

Искусные вышивальщицы

Слайд 7

Орнамент (-лат. украшение)-узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов

Слайд 8

По своим мотивам орнамент может быть: 1) геометрический , состоящий из различных геометрических элементов. 2) растительный. В нем мы можем увидеть формы деревьев, цветов, листьев. 3) зооморфный. Здесь мы видим изображения птиц, животных и людей .

Слайд 9

Правила техники безопасности при работе с ножницами 1. Не оставлять ножницы в открытом виде. 2. При работе следи за пальцами левой руки. 3. Передавая ножницы, держать за сомкнутые лезвия. 4. Ножницы класть сомкнутыми лезвиями от работающего.

Слайд 10

Программа действий: Квадрат из цветной бумаги по диагонали сгибаем пополам. Получится треугольник. Треугольник ещё раз сгибаем пополам. На большей стороне треугольника карандашом чертим букву «т» и вырезаем ее. Разворачиваем. Разрезаем квадрат по диагонали. Получился элемент орнамента. Правильно расположить узоры на основу. Наклеить узор на основу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по ИЗО "Якутский национальный орнамент"

Открытый урок по теме "Якутский национальный орнамент"с использованием национально-регионального компанента. Используются призентации учителя и ученицы для объяснения темы....

Марийский национальный театр драмы им. М. Шкетана

План-конспект открытого урока по ИКН, включает в себя материалы из истории марийского театра, материалы о первых актерах и режиссерах....

Мастер - класс по изготовлению сувенира с национальным орнаментом

Мастер - класс по изготовлению сувенира с национальным орнаментом....

План - конспект урока СБО "Марийская национальная кухня. Приготовление картофельных вареников"

Урок знакомства с марийской национальной кухней и приготовлением национального блюда народов мари "Вареники из картофеля"...

интегрированый урок "Марийская национальная кухня. (Приготовление Шолтымо стерлядь (салат из стерляди)"

Формирование знаний об особенностях традиционных блюд марийской кухниОбучающие: обобщение и систематизация знаний учащихся по данной теме; усиление прикладной и практической направленности изученной т...