Урок развития речи в 5 классе "Национальный орнамент"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) по теме

Сарыглар Светлана Монгушовна

Урок развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация к уроку2.32 МБ
Файл разработка урока102.03 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок развития речи в 5 классе Украшения-орнаменты своего народа Цель: 1 . Познакомить с происхождением и назначением орнамента. 2 .Расширить кругозор учащихся. Развивать интерес к русскому языку и изобразительному искусству на базе получения дополнительных информаций. 3 .Воспитывать эстетической культуре своего народа, вызвать чувство гордости .

Слайд 2

Оборудование: толковые словари, компьютерная презентация по теме урока, экран, проектор.

Слайд 3

Ход урока Вступительное слово учителя . -Ребята , сегодня у нас необычный урок, а урок- знакомства с одним из видов в области художественного искусства- орнаментом. С древних времен у разных народов орнамент считался одним из украшений предметов прикладного искусства. А мы рассмотрим, какими видами орнаментов пользовался наш тувинский народ. Декоративное видение, любовь к орнаменту у тувинцев проявились в том, что всем предметам быта, всему, что окружало человека в повседневной жизни, они стремились придать художественную выразительность. Это чувство вещи позволяло, придавать любому бытовому предмету красивую форму и умело, с эстетическим вкусом вписать в неё красочный узор.

Слайд 4

Словарная работа. ОРНАМЕНТ ( от лат. ornamentum -украшение). Орнамент - живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов . Узор - рисунок являющийся сочетанием линий, красок, теней.

Слайд 5

Беседа (учитель ИЗО) Орнамент бывает графическим, живописным, скульптурным, по форме -геометрическим или растительным иногда фантастические формы с изобразительным мотивом.

Слайд 6

Беседа (учитель ИЗО) Орнамент бывает графическим, живописным , скульптурным, по форме -геометрическим или растительным иногда фантастические формы с изобразительным мотивом. Ф антастические формы с изобразительным мотивом . Геометрические орнаменты Растительные орнаменты Фантастические орнаменты с изображением сказочных животных

Слайд 7

Работа с текстом . (Учитель русского языка) В многообразии узоров преобладают мотивы животного мира, затейливо переплетающиеся с богатейшим растительным орнаментом. Наряду с растительным орнаментом, в котором, как известно, в стилизованном виде причудливо вьются травы, цветы, листья и плетущиеся побеги, широко распространен геометрический орнамент во всем разнообразии вариантов, среди которых главенствующим является традиционный узел счастья. В связи с этим необходимо отметить и то, что для древних мастеров узоры имели не только функцию украшения. Каждый узор имел свой глубокий смысл и являлся носителем магического воздействия, и потому считается священным.

Слайд 8

-Где мы можем увидеть орнаменты в повседневной жизни? Примерные ответы (В национальных предметах, в женских украшениях, в быту, на коврах). Женские серебряные украшения Аптара (сундук) и подушки (шитьё, роспись по дереву.) Набор для холодных напитков Сумка для перевозки продуктов

Слайд 9

В стенах юрт даже есть орнаменты. Хана карак - ромбовидный орнамент .

Слайд 10

4. Практическая часть: а) Учитель ИЗО дает задания рисовать тувинские узоры на компьютере. -Расскажите, какие орнаменты, узоры вы нарисовали? (ответы учащихся)

Слайд 11

Игра – разминка «Кто больше». – Составьте слова из слова ОРНАМЕНТ (Класс делится на две группы). ОРНАМЕНТ ( мент , тент, том, тема, норма, енот, мена, рано, рот, метро, Рома и т.д )

Слайд 12

Работа с текстом. (Учитель русского языка) В многообразии узоров преобладают мотивы животного мира, затейливо переплетающиеся с богатейшим растительным орнаментом. Наряду с растительным орнаментом, в котором, как известно, в стилизованном виде причудливо вьются травы, цветы, листья и плетущиеся побеги, широко распространен геометрический орнамент во всем разнообразии вариантов, среди которых главенствующим является традиционный узел счастья. В связи с этим необходимо отметить и то, что для древних мастеров узоры имели не только функцию украшения. Каждый узор имел свой глубокий смысл и являлся носителем магического воздействия, и потому считается священным.

Слайд 13

– Что вы узнали, прочитав текст? (О народных мастерах, которые занимаются обработкой металла, росписью по дереву). -Из какого материала делают современные мастера эти изделия? (Из дерева, кожи, войлока, серебра, железа и т.д.)

Слайд 14

-Назовите технику изготовления этих предметов, и их украшения. ( Ковка, чеканка, литьё, резьба, тиснение, шитьё, роспись ). -В нашем селе тоже живут народные мастера прикладного искусства Назовите фамилии и имена мастеров и чем они занимаются? (Ученики называют имена, фамилии этих мастеров) -Какие мотивы узоров преобладают, изделия этих мастеров? (Мотивы животного мира, растительного орнамента, геометрический орнамент). -Какой орнамент является самым главным и традиционным? (Узел счастья, который является священным, он защищает от зла) – Олчей удазыны . - Где можно увидеть узел счастья? (В предметах конской упряжи, на женских украшениях, в традиционных мужских принадлежностях) Нож, огниво , кисет, пепельница Деталь седла Тувинский национальный сосуд для холодного напитка Лицевая часть национальной подушки

Слайд 15

Народные мастера прикладного искусства села Кызыл-Даг Бай-Тайгинского кожууна Республики Тыва Скульптор-резчик Владимир Салчак Мастер росписи по дереву Саая Когел Мижитеевич С.Х.Кочаа . Мастер тиснения по коже и ювелирного дела Раиса Коппеековна Тас-оол . Мастер по вышиванию Орнамент «Узел счастья» Тувинский орнамент

Слайд 16

г) Найдите имена существительные в тексте, которые относятся к народному прикладному искусству? Определите их род. Какой камень используют в своем искусстве наши мастера? (Агальматолит) - Где добывают агальматолит? ( В нашем районе в местечке Сарыг-Хая ). Разговор об этом знаменитом камне мы продолжим на следующих уроках развития речи.

Слайд 17

5.Закрепление -Какие предметы имеются у вас дома? Перечислите и составьте предложения. (Примерно: У мамы есть серьги с узлом счастья. Она всегда носит их, потому что они защищают её от зла….).

Слайд 18

Вывод: - Что нового вы узнали с этого урока? (Ответы учащихся) –Какое эстетическое чувство вызывал у вас этот урок? И т.д.

Слайд 19

Домашнее задание: Напишите сочинение об орнаментах и узорах русского народа.

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Презентацию подготовила учительница русского языка МБОУ Кызыл-Дагская СОШ Бай-Тайгинского района Республики Тыва Сарыглар Светлана Монгушовна



Предварительный просмотр:

                                 

   

 

Учитель русского языка МБОУ  Кызыл-Дагская

СОШ имени Хертек Амирбитовны Анчимаа-Тока                        

Бай-Тайгинского района Республики Тыва                                  

                        С.М. Сарыглар

 

      На уроках развития речи я использую материалы, чтобы учащиеся

знали, понимали и могли рассказать своим друзьям, товарищам

о местных мастерах, об их искусстве, достопримечательностях  

нашего края.

                                     Урок развития  речи в 5 классе

                                 Украшения-орнаменты своего народа

Цель:  1.Познакомить с  происхождением и  назначением  орнамента.

             2.Расширить кругозор учащихся. Развивать интерес к русскому языку и  

                 изобразительному искусству на базе получения дополнительных

                 информаций.

               3.Воспитывать эстетической культуре  своего народа, вызвать чувство  

                  гордости.

Оборудование:  текст, толковые словари, компьютерная презентация по теме урока, экран,  мультимедийный проектор.

                                                      Ход урока

1.Вступительное слово учителя. (Слайд 1)  Сообщение темы и цели урока.

-Ребята , сегодня у нас необычный урок, а урок- знакомств с одним из видов в области художественного искусства- орнаментом.  С древних времен  у разных народов орнамент считался одним из  украшений предметов прикладного искусства. А мы рассмотрим, какими видами орнаментов пользовался  наш тувинский народ.

       Декоративное видение, любовь к орнаменту у тувинцев проявились в том, что всем предметам быта, всему, что окружало человека в повседневной жизни, они стремились придать художественную выразительность. Это чувство вещи позволяло,  придавать любому бытовому предмету красивую форму и умело, с эстетическим вкусом вписать в неё красочный узор. Орнамент не может существовать отдельно, вне определенного произведения искусства, он имеет прикладные функции. Произведением же искусства является сам украшенный орнаментом предмет.

          Орнамент служит для украшения интерьера, мебели, всевозможной утвари и  других изделий.

2 Словарная работа. ОРНАМЕНТ ( от лат.ornamentum-украшение).  

Орнамент- живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов.

Узор - рисунок являющийся сочетанием линий, красок, теней. (Слайд2)

3. Беседа (учитель ИЗО) (Слайд )..( Слайды.)

Орнамент бывает  графическим, живописным, скульптурным, по форме -геометрическим или растительным иногда фантастические формы с изобразительным мотивом.    

-Где мы можем увидеть орнаменты в повседневной жизни?  Примерные ответы (В национальных предметах, в женских украшениях, в быту, на коврах).

-В стенах юрт даже есть орнаменты. Хана карак- ромбовидный орнамент.

-Геометрический узор, состоящий из квадратов и глазков в их середине – олчей удазыны( узел счастья).

-Где мы можем видеть этот орнамент?

4. Практическая часть: а)  Учитель ИЗО дает задания рисовать тувинские узоры на компьютере.

-Расскажите, какие орнаменты, узоры вы нарисовали? (ответы учащихся)

 б) Игра – разминка «Кто больше». –Составьте слова  из слова ОРНАМЕНТ (Класс делится на две группы (мент, тент, том, тема, норма, енот, мена, рано, рот, метро, Рома и т.д)

в) Работа с текстом.( Учитель русского языка)  

         В многообразии узоров преобладают  мотивы животного мира, затейливо переплетающиеся с богатейшим растительным орнаментом.

         Наряду с растительным орнаментом, в котором, как известно, в стилизованном виде причудливо вьются травы, цветы, листья и плетущиеся побеги, широко распространен геометрический  орнамент во всем разнообразии вариантов, среди которых главенствующим является традиционный узел счастья. В связи с этим необходимо отметить и то, что для древних мастеров узоры имели не только функцию украшения. Каждый узор имел свой глубокий смысл и являлся носителем магического воздействия, и  потому считается священным.

 – Что вы узнали, прочитав текст? (О народных мастерах, которые занимаются обработкой металла, росписью по дереву).

-Из какого материала делают современные мастера эти изделия? (Из дерева, кожи, войлока, серебра, железа и т.д.)

-Назовите технику изготовления этих предметов, и их украшения. (Ковка, чеканка, литьё, резьба, тиснение, шитьё,  роспись).

  -В нашем селе тоже живут народные мастера прикладного искусства Назовите фамилии и имена мастеров и чем они занимаются? (Ученики называют имена, фамилии этих мастеров) (Слайды)

-Какие мотивы узоров преобладают, изделия этих мастеров? (Мотивы животного мира, растительного орнамента, геометрический орнамент).

-Какой  орнамент является самым главным и традиционным? (Узел счастья, который является священным, он защищает от зла) – Олчей удазыны. (Показ слайда)

- Где можно увидеть узел счастья? (В предметах конской упряжи, на женских украшениях, в традиционных мужских принадлежностях) Слайд

г) Найдите имена существительные, которые относятся к народному прикладному искусству? Определите их род. Какой камень используют в своем искусстве наши мастера? (Агальматолит)

- Где добывают  агальматолит? ( В нашем районе в местечке Сарыг-Хая).

Разговор об этом знаменитом камне мы продолжим на следующих уроках развития речи.

5. Закрепление. -Какие предметы имеются у вас дома? Перечислите и составьте предложения. (Примерно: У мамы есть серьги с узлом счастья. Она всегда носит их, потому что они защищают её от зла….).

           Вывод: - Что нового вы узнали с этого урока? (Ответы учащихся) –Какое эстетическое чувство вызывал у вас  этот урок? И т.д.

6. Домашнее задание. Напишите сочинение об орнаментах и узорах русского народа.

СПАСИБО  ЗА УРОК!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.

Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов  II отделения школы для слабослышащих  и позднооглохших детей на уроках разви...

Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»

Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»...