План урока по технологии
план-конспект урока по технологии (6 класс) по теме

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_suvenir.docx290.18 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Привольненская СОШ»

Открытый урок по технологии

в 6 классе

на тему: «Сувенир! Милее слова нет… Родного уголка солнечный привет!»

Работа над сувениром «Гном» (продолжение)

C:\Users\УСШ\Downloads\20160111_143514 (1).jpg

                                                          Подготовила: Бекнеева С.Н.,

                                     учитель технологии

2015 г.

Тема урока:

«Сувенир! Милее слова нет… Родного уголка солнечный привет!»

Работа над сувениром «Гном» (продолжение)

Класс – 6

Цели урока:

1. Образовательная: - познакомить учащихся с историей создания сувенира и технологией плетения сувенира «Гном» в технике макраме.

2. Воспитательная – познакомить учащихся с народными художественными промыслами.

3. Развивающая – научить учащихся пользоваться литературой при выполнении изделия.

Оборудование: подушки для плетения, булавки, ножницы.

Наглядные пособия: изделия народных промыслов «Гжель», «Хохлома», матрешка, портфолио с образцами узлов плетения техники макраме, карточки с описанием работы, образцы готовых изделий.

Использование ИКТ: компьютер, мультимедиапроектор.

Ход урока

  1. Организационная часть.

Приветствие учителя, подготовка учащихся к работе.

Кем-то придумано просто и мудро:

При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро людям и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым –

Доброе утро длится до вечера.

Здравствуйте!

Ребята, наш урок называется «Сувенир! Милее слова нет… Родного уголка солнечный привет!». Сегодня на уроке мы поговорим о сувенирах, их значении и функциях в жизни человека в разное время. И сегодня мы наконец-то увидим результат нашего труда, нашего гномика.

  1. Беседа о народных промыслах России.

Велика наша Родина, и каждый ее уголок хранит память о народных умельцах, прославивших свои края. Бережно, из поколения в поколение они передают свое мастерство, свои традиции. Далеко за пределами нашей страны наслышаны о тульских мастерах, удивительной хохломе и гжели, дымковской игрушки. В суровой Голландии и жаркой Африке можно увидеть русские матрешки и вышивку, жостовские подносы, деревянное кружево и изделия из кости.

- Посмотрите, какие прекрасные изделия стоят у меня на столе! К Каким промыслам они относятся? (Ответы детей)

- Верно, ребята, это работы народных умельцев Гжели, Дымково, Хохломы.

- Ребята, скажите, в чем отличие этих изделий?

- Правильно. Различие по цвету, технике исполнения.

Народные мастера занимались изготовлением вещей, предназначенных удовлетворять практические потребности людей и при этом обладающих прекрасными художественными качествами.

Однако сейчас, в условиях современного быта эти предметы чаще всего выступают во второй функции – как украшение нашей жизни. Поэтому мы просто любуемся этими изделиями.

А между тем художественно оформленные предметы издревле изготовлялись мастерами для практических целей. Расписные деревянные ложки и миски, глиняные горшки и кружки, резные или украшенные росписью берестяные туески были необходимы людям в повседневной жизни.

Стремление украсить любой предмет, было вызвано той же потребностью народа в красоте, благодаря которой и родились сказки и легенды, возникли танцы и песни.

Основным источником народной эстетики служила красота русской земли. Образы родной природы обязательно воплощались в предметах, имевших практическое назначение: в бытовых вещах, хозяйственной утвари, одежде, игрушках и т.д. вышитый передник, или полотенце-одновременно и бытовой предмет, и высокое искусство.

- Ребята, давайте мы посмотрим на прекрасные вещи сделанные мастерами-умельцами. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

III. Техника макраме. Повторение

- Ребята, на прошлых уроках мы познакомились с одной из самой удивительной, самой древней и распространенной по всему миру- технологией макраме.

http://doc4web.ru/uploads/files/22/21654/hello_html_m33620129.jpg

Макраме, как и любой вид декоративно-прикладного искусства имеет свою историю. Кто нам расскажет об истории макраме? ()

- С узлами немало связано символов и легенд. А кто расскажет легенду знаменитого гордиева узла?  ()

- Давайте вспомним, с какими основными узлами мы познакомились.

1. Назовите  два способа навесок нитей.

2. Покажите нити основы, рабочие нити.

3. С какими основными узлами мы познакомились и научились их выполнять?

4. Что означает узел ДПУ?

5. Что означает узел ОПУ? В чем отличие этих узлов?

6. Из какого узла плетется узор «Ягодка»?

7. С помощью какого инструмента выполняют узор «Пико»?

8. Какие нити используют в макраме?

  1. Беседа о сувенирах.

1.

- Ребята, мы продолжаем работу над сувениром. А, что по вашему значит сувенир? (ответы уч-ся)

- Сувенир-это вещь, связанная с воспоминаниями о каких-либо событияхили о каком-то человеке.

Сувенир – фран.слово, означающее «подарок на память». Символ национальной художественной культуры.

История сувенира своими корнями уходит в глубокую древность, она связана с магическими обрядами. Человек приписывал силам природы сверхъестественный характер, поэтому старался задобрить их. Отсюда почитание идолов, вера в волшебную силу талисманов и амулетов.

Со временем изображения утратили магический смысл.

В производстве сувениров участвовал простой народ, без художественного образования.секреты своего мастерства передавались  из поколения в поколение.

2.

Сувенир является визитной карточкой национальной культуры. Мы живем в республике Калмыкия, калмыцкие мастера и рукодельницы также славились декоративно-прикладным искусством.

- Какие вы знаете народные промыслы калмыков, из чего они выполнялись?

(резьба по дереву, вышивка, обработка кожи, железа, серебра)

Сегодня в качестве живописного сувенира Калмыкии являются кибитки, лошадки, буддийские храмы, бортхо, расписные глиняные сувениры.

Таким образом, сувенир дает представление о стране, ее истории, художественной культуре народа, его традициях.

Сувениры приобретают чаще всего во время туристических поездок, путешествиях. Они всюду находят своих почитателей – в Токио и Монреале, Париже и Лондоне.

  1. Выполнение практической работы «Плетение туловища и ног гнома, окончательная отделка».

Наш сувенир «Гном» - символ благополучия, хранитель домашнего очага. Выполненный умелыми руками, он будет сохранять в себе чистую энергию любви и добра, станет замечательным подарком родным и близким.

  1. Повторение пройденных этапов
  2. Ребята, на уроках технологии мы должны всегда помнить о правилах техники безопасности.

- при работе с иглами и булавками

-при работе с ножницами

- правила поведения в кабинете «Технология»

3. Центральные 8 нитей заплетаем двойными узлами 2-4-2. Длина дорожки – 5 ДПУ.

4. Переходим к плетению ног гнома. Делим нити от плетенного туловища на две группы по 4 нити в каждой группе. Плетем на каждых четырех нитях по два двойных плоских узла. Соединяем нити рук и нити туловища и плетем полоски (ноги) двойными плоскими узлами 2-4-2; полоски по 5 ДПУ.

Физминутка

Ребята, мы хорошо поработали , и немного устали наши глаза. Давайте проведем физминутку для глаз. Повторяйте все за мной и выполняйте движения.

Глазки видят все вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазок видеть все дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг, погляжу на мир вокруг.

-пусть наши руки работают, а мы с вами вспомним пословицы и поговорки о труде.

5. Поворачиваем плетение на 90 градусов для образования ступни. Выбрать две самые длинные нити – это рабочие, остальные шесть нитей в основе. Выполните четыре ДПУ, подрезая после каждого узла нити из основы (самые короткие). Оставляем 4 рабочих конца, на них плетем еще 3 ДПУ. Затем 2 средних конца загибаем за линию ступни, а двумя крайними закрепляем их, как бы оплетая лапти.

  1. Заключительная часть. Проверить работы. Оценить.
  1. Ребята, чему мы научились на уроках макраме?

(Ученики поют частушки)

…Занимались чудо-мастерицы,

Из узелков готовы –панно, собака, птицы…

Руки умелы, пальчики прытки,

В руках мастериц-ожили нитки.

Думал Коля в «макраме»

Не поймет ни бэ, ни мэ…

А теперь искуссен он,

В «макраме» он чемпион!

«Макраме» все увлеклись,

Добрым делом занялись:

Весь день вяжут узелки-

Квадратные, ажурные, морские и фигурные.

  1. По окончании работы организуется просмотр и обсуждение детских работ.(при обсуждении желательно вызвать интерес продолжить работу в данной технике, используя выдумку и фантазию выполнить оригинальные изделия для школьной выставки или в подарок своим друзьям)

Я думаю, техника макраме у вас вызвала большой интерес. За всю многовековую историю узелковое плетение неоднократно забывалось и с новой силой возрождалось вновь. Изделия, выполненные своими руками, бесценны. Потому что человек, выполняя ее как подарок родным и близким людям, вкладывают свою душу, свою любовь, свое тепло. Подумайте, какие еще вещи можно выполнять в этой технике.

Завершение. Все становятся в ряд. В руках готовые гномики.

Каждый произносит по 2 строчки.

«Если долго мучиться

Что-нибудь получиться»

В песне эти есть слова

С ними не согласна я!

Разве нам в мученье труд?

Гномы наши не соврут

Посмотрите на ребят

Гномы словно говорят:

«Вы творили нас с душой!»

Каждый гномик как живой!

Поднялось и настроенье

И к учебе вдохновенье

Стал увереннее я

И со мной мои друзья!

Чудо хлопцы вот творят

Все вокруг преобразят

Если жизнь вокруг сера

Ты для рук найди дела

 Будут руки в миг умелые

Отдыхают ручки очумелые!

Станет краше сразу целый мир. Вы не верите? Тогда вам дарим сувенир!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по технологии "Волшебная сила оберегов"

Урок для 5-х  классов рассчитан на 2 акдемических часа. На предыдущем уроке ученицы изготовили венички и ознакомились, что символизируют различные предметы, которыми их можно украсить. Домашним з...

План урока по технологии ФГОС 5 класс "Производство текстильных материалов"

План урока технлогии  по теме Производство текстильных волокон" с учетом требований ФГОС...

План урока по технологии в 5 классе «Устройство швейной машины»

План-конспет урока по технологии в 5 классе в соответствии ФГОС на тему "Устройство швейной машинки". По программе В.Д. Симоненко. Продолжительность урока 40 минут...

Создаём математические модели. План урока в технологии критического мышления.

Представлен план урока по теме Модели и моделирование  в технологии критического мышления. На уроке используются интерактивные задания для построения математических моделей (столбчатых диаг...

План урока по технологии "Технологическая документация" 7 класс

План урока по технологии "Технологическая документация" 7 класс...

План урока по технологии 8 класс по теме: "Вышивка шелковыми лентами"

В первобытной юности планеты, женщина цветком ее была.Каждая имела чар приметы и в веках легендою жила.Прославляли древние поэты ум ее и тела красоту,Но как были женщины одеты, вам своей работой покаж...

План урока по технологии

План открытого урока по технологии в 6 классе на тему: «Сувенир! Милее слова нет… Родного уголка солнечный привет!»Работа над сувениром «Гном» (продолжение)...